что такое антифон в православии простым языком

Антифон

Антифо́н (греч. ἀντίφωνος — звучащий в ответ; откликающийся, вторящий):

Антифонное пение, по свидетельству Игнатия Антиохийского, введшего его в богослужение, символически передаёт пение ангелов, прославляющих Бога.

Антифоны в православном богослужении

В Православной церкви в настоящее время антифоны поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных).

Антифоны в католическом богослужении

В прошлом антифон возобновлялся после каждого псалмового стиха (верса). Ныне версы исполняются большей частью подряд (включая малую доксологию в конце псалмового блока). Таким образом, антифон звучит только дважды (в начале и в конце композиции) и утрачивает своё первоначальное значение рефрена.

Антифон (наряду с распевом псалмов) — наиболее употребительный жанр плавного распева и самая распространённая форма в оффиции и мессе католиков. К особым моментам службы приурочены инвитаторий (лат. invitatorium) — предначинательный антифон, интроит (introitus) — входной антифон мессы, коммунио (communio) — причастный антифон, и т. д. и т. п.

Псалмы исполняются антифонно двумя группами певчих, однако сам антифон поётся хором, без деления на группы. Тон, на который распевается псалм, всегда соответствует ладу антифона. Окончание псалма соединяется с началом антифона с помощью стереотипной мелодической фразы — дифференции (differentia; в нотах обозначается «euouae» — гласными текста «seculorum amen» — «[во веки] веков аминь»). Мелодии антифонов, как правило, невелики по объёму и содержат незначительные распевы слогов (относятся к классу песнопений невменного типа).

Мелодии этих особых антифонов отличаются протяжённостью, некоторые процессионные и все марианские антифоны написаны в мелизматическом стиле.

Названные литургические, структурные и музыкальные особенности антифона реферируют традицию католического богослужения до Второго Ватиканского собора, радикально пересмотревшего (гл. образом, путём упрощения и упразднения латинского языка, прежде — обязательной составляющей культа) обиход католиков.

Антифоны оффиция собраны в певческой книге, которая носит название антифонарий. Антифоны мессы находятся в градуале. Существуют и другие (менее распространённые) виды певческих книг, содержащих антифоны. Основу изучения исторических форм западных антифонов (только текстов, но не музыки) заложил монах бенедиктинского аббатства в Солеме (Франция) Рене Эсбер, который исследовал и классифицировал свыше 1000 рукописей.

Источник

АНТИФОНЫ НА ЛИТУРГИИ ОГЛАШЕННЫХ

За начальными молениями, или великой ектенией, на литургии оглашенных следует пение псаломских и новозаветно-церковных стихов во славу Бога и святых Его. Это пение исполняется антифонно, т.е. поочередно двумя ликами (хорами), отчего и сами эти стихи называются антифонами.

Антифонное пение первоначально было введено в Антиохийской Церкви святым Игнатием Богоносцем и затем распространилось по всем Поместным Церквям, сперва на Востоке, затем на Западе.

Антифоны на литургии оглашенных разделяются на три части, из которых первые две сопровождаются малой ектенией, заключающей в себе начало и конец великой ектении. Малая ектения как здесь, так и в других случаях произносится для того, чтобы внимание предстоящих не утомлялось однообразием песнопений или чтений. Перед каждой сменой антифонов священником читаются три тайные молитвы. В первой тайной молитве священник просит Господа, да призрит милостиво на святой храм и на собравшихся в нем для молитвы. Во второй молит Бога, да спасет людей своих, да сохранит исполнение (целость) Церкви, да освятит любящих благолепие храма и да воздаст им милостью за Его прославление. В третьей просит Бога, чтоб Он исполнил общие и согласные молитвы рабов Своих, открыл им истину или верность Свою через исполнение данного Им обещания внимать собравшимся во имя Его и даровал нам вечную жизнь.

Тайные молитвы составляют большую часть молитв, читаемых священником на литургии и в прочих суточных церковных службах. На чем основан обычай тайного моления? Понятно, почему не вслух, а тайно нужно читать молитвы, составляющие чин освящения Святых Даров на литургии верных: этой тайны от служителей алтаря требует само содержание этих молитв, высокое и таинственное, и справедливое опасение, что чтению их во всеуслышание не все из предстоящих могли бы внимать с надлежащим благоговением. Византийский император Юстиниан в начале VI века издал указ, чтобы все епископы и пресвитеры не в молчании, а с возглашением, в услышание народа, совершали Божественное возношение (Новелла 137, глава 6). Но последствия показали, что этот указ себя не оправдал. Случалось, что некоторые дети, играя в поле, повторили слышанный ими чин Евхаристии, используя вместо престола камень. И огонь, упавший с неба, истребил предложенное на камне и сам камень, так что не осталось и следа того и другого. Блаженный Иоанн Мосх, живший немного позже Юстиниана и описавший этот случай в своем Лимонаре (слово 194), свидетельствует, что рассказ об этом случае он слышал от префекта той области, где происходило событие, и прибавляет, что он сам видел в обители монаха, одного из тех, которые, в детстве, совершили подражание чину Евхаристии (играли в обедню). Таким образом, тайное чтение священником молитв Евхаристии, вероятно, имеет целью предотвратить подобные случаи. Но почему положено, чтобы священник читал тайно, не вслух, и такие молитвы, в которых нет ничего таинственного, каковы молитвы на литургии оглашенных? Вероятно, основанием этому могло послужить понятие о священнике, как посреднике между Богом и людьми в совершении Евхаристии, которому свойственно молиться не только вместе с присутствующими в храме людьми, но также и за них самих. Священник имеет преимущественный доступ к Богу, по подобию приближенных к земному царю, пользующихся особым его доверием, и потому может отдельно от прочих тайно приносить Богу свои моления. Кроме того, некоторые молитвы потому читаются священником тайно, что в них он молится об одном себе.

Антифоны на литургии оглашенных бывают разные по различию дней богослужения:

1) антифоны вседневные (в будни);

2) антифоны воскресные;

3) антифоны праздничные (на великие праздники).

Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Источник

Теоретическая часть: Литругия. Виды антифонов.

Итак, изменяемые части чина Божественной литургии. Первое, о чем мы будем говорить, это антифоны. Вообще антифоном называется песнопение, исполняемое попеременно двумя ликами, и антифоны бывают не только на Божественной литургии: они есть и на бдении – так называемые антифоны степенны; кафизмы также делятся на антифоны. Но антифоны на литургии – это самый известный, знаменитый и сложно устроенный вид антифонов. Антифоны на Божественной литургии бывают трех видов: будничные (или вседневные), праздничные и изобразительные. Во всех трех разновидностях по три антифона. На третьем антифоне, когда он уже пропет, на Божественной литургии совершается малый вход. В любом виде антифонов ко второму присоединяется песнь Единородный Сыне. Эта песнь достаточно древняя, и гипотеза о ее происхождении такова: считается, что это тропарь храма Св. Софии в Константинополе; обычно это песнопение возводят к VI в., ко времени построения самого храма.

Теперь собственно об антифонах. Попробуем начать с антифонов будничных, или вседневных. Это антифоны наименее известны и даже, может быть, кому-то и вовсе неизвестны, потому что даже по Уставу они должны употребляться довольно редко, а с каждым годом существования Церкви все реже и реже. Почему? Потому что у нас все больше и больше святых, и, значит, все больше и больше праздников. Кроме того, эти вседневные антифоны, как и субботнее богослужение, наименее известная и в уставном смысле наиболее попираемая часть службы. Очень часто люди даже не знают, когда их нужно петь, и хор постоянно поет Благослови и Хвали вместо того, чтобы петь вседневные антифоны. А между тем антифоны будничные необыкновенно красивы и в каком-то смысле не уступают праздничным, т.е. самым торжественным и долгожданным. Антифоны вседневные содержат необыкновенно красивые псаломские стихи и очень похожи по форме на антифоны праздничные, поэтому когда их поют на Божественной литургии, момент этот выглядит необыкновенно красиво. Итак, вседневных антифонов три, и строятся они следующим образом. Все три антифона представляют собой избранные стихи из псалмов, и к каждому стиху полагается припев. К первому антифону припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко второму – «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас», а к третьему – «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: Аллилуйя». Везде стихи псалмов, но разные припевы. В каких богослужебных книгах находятся вседневные антифоны? Они находятся в Ирмологии (это книга певческая, и в ней есть раздел «Песнопения Божественной литургии») и в Апостоле. В каких же случаях и в какие дни употребляются будничные антифоны? Будничные антифоны поются в седмичные дни, когда нет двунадесятого Господского праздника и когда нет Блаженн, то есть, когда в Типиконе не указаны Блаженны – тропари, поемые на третьем из изобразительных антифонов.

Второй вид антифонов – не по значимости, а по порядку рассмотрения – антифоны праздничные. Их также три, и они построены несколько иначе, чем будничные. Первые два праздничных антифона похожи на будничные: они представляют собой избранные стихи псалма, к которым припевается припев. К первому антифону припевается «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко второму антифону – «Спаси ны, Сыне Божий. поющия Ти: Аллилуйя» (вместо многоточия у каждого праздника тут свои слова, например: «плотию Распныйся», «во Иордане Крестивыйся», «Рождейся от Девы» и т. д.). Итак, стих псалма, затем припев. Третий антифон выглядит следующим образом: избранные стихи псалма, к каждому из которых припевается не припев, а тропарь праздника. Мы уже говорили о том, что тропарь– это удобообращаемый текст, такой текст, который удобно перемежать с какими-либо стихами, и третий праздничный антифон – яркий тому пример. Что такое избранные стихи? Это стихи, выбранные из всей Псалтири, которые Церковь считает наиболее подходящими к сегодняшнему празднику. Они образуют само тело этих антифонов, но к стихам постоянно есть припевы – молитвенное обращение ко Христу или тропарь праздника. Антифоны праздничные находятся, во-первых, в Типиконе на соответствующий день (это может быть глава месяцеслова или глава, посвященная Триоди – 49-я или 50-я), а во-вторых, в соответствующих богослужебных книгах – Минее или Триоди. Антифоны праздничные Типикон назначает всего несколько раз в году, это очень редкий и торжественный вид богослужебного текста. Они назначаются только на двунадесятые Господские праздники и Пасху (В современном греческом соборно-приходском Типиконе есть также антифоны на Сретение, Богородичные двунадесятые праздники, а также Недели Торжества Православия и Крестопоклонную и на освящение храма). Праздничные антифоны поются на Крестовоздвижение, Рождество, Богоявление и Преображение (четыре неподвижных двунадесятых Господских праздника, устав которых – в месяцеслове, а тексты служб, и в том числе антифоны, в Типиконе и Минее месячной), а также в Неделю ваий, на Пасху и во все дни Пасхальной седмицы (которые проходят, как один), на Вознесение и Пятидесятницу (устав богослужения в Типиконе, тексты – в Триоди), Как видите, четыре случая по месяцеслову и четыре по Триоди – все вместе это двунадесятые Господские праздники плюс Пасха и Пасхальная седмица (не забывайте, что Пасха не относится к двунадесятым праздникам).

Последнее, что нам осталось рассмотреть, это вопрос о том, что такое «есть Блаженны» и «нет Блаженн». Блаженны бывают, конечно, на все праздники с красными знаками в месяцеслове и при шестеричном святом. В каком случае Блаженн нет? Их может не быть на службе без знака, но не обязательно. Бывает, что служба без знака, а тропари на Блаженнах есть. Можно сказать так: Блаженн нет на самой простой будничной службе, этого достаточно. В Типиконе вы открываете конкретное число – предположим, 24 сентября, – и видите описание вечерни, потом описание утрени, потом канон, ексапостиларий, стихиры, потом сказано так: на литургии на Блаженнах Октоиха 4 и от шестой песни канона на столько-то. Встречается слово «Блаженны» и указано, откуда их взять – значит, Блаженны есть. А если открыть другое число в месяцеслове – там описание вечерни, утреня, и кончается так: светилен Октоиха, и все – описание службы закончилось. Нет слова «Блаженны» и не сказано, откуда их брать – значит, их нет вовсе. Трудность только в том, что мы редко служим лишь по Типикону; мы служим русским святым, которые в Типиконе вынесены за число, их богослужение там не описано, и регенту бывает трудно решить, в какой день можно петь вседневные антифоны. Можно попробовать сказать так: когда Типикон в описании древней службы не называет Блаженны, и когда богослужение русскому святому совершается как святому без знака, на литургии следует петь вседневные антифоны (если это не суббота и не воскресенье).

Итак, в каких же книгах находятся сами антифоны изобразительны? Они находятся в книге Ирмологии и в книге Часослов; в Ирмологии – среди песнопений Божественной литургии и в Часослове – в чине изобразительных. Чин изобразительных (так называемая «обедница») совершается, когда нет литургии, или когда литургия положена, но не совершается «нужды ради церковныя», или когда литургия служится на вечерни. Тропари на Блаженнах находятся в книгах с изменяемыми частями службы: в Октоихе, Минее и Триоди – в зависимости от того, по какой книге вы сегодня служите.

Антифоны изобразительны употребляются во все недели и во все субботы, если нет двунадесятого Господского праздника, и в седмичные дни, когда Типикон назначает Блаженны. А когда он их назначает? При всех знаках праздников. Только при отсутствии знака может не быть Блаженн; когда нет Блаженн, в седмичные дни поются антифоны вседневные. Итак, мы видим, что антифоны изобразительные – самый частый, самый употребительный вид антифонов. Праздничные антифоны поются очень редко, а вседневные еще реже. И в неделю, и в субботу, даже если попадает святой без знака, все равно будут петься антифоны изобразительны, с недельного и субботнего богослужения их могут вытеснить только праздничные антифоны.

Содержание изобразительных псалмов

«Изобразительными» (τυπικά) называются псалмы 102 и 145 не потому, как ранее думали, что они изображают блага искупления, а, должно быть, потому, что в составе литургии эта только часть подлежит регламентации Типикона, устава, может принимать разный «вид» (τύπος). Настоящие псалмы выбраны сюда из-за того, что они представляют собою выходящее из глубины души («благослови, душе», «хвали, душе», так еще пс. 103; ср. песнь Богородицы) восторженно-радостное прославление и благодарение (так идущее к Евхаристии) Бога за Его милосердие, сказывающееся особенно в отношении грехов и помощи несчастным. Пс. 102 «Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его» прославляет Бога за исцеление от смертной («избавляющего от истления живот» мой) болезни, затем вообще за милости к Израилю и милосердие вообще и по отношению к грехам в частности, вызываемое в Боге между прочим сознанием ничтожества человеческого; в заключение псалом изображает всевластительство Божие (постепенно, таким образом, расширяя круг созерцания), приглашая к прославлению Бога всех Ангелов и все творения. Пс. 145 «Хвали, душе моя, Господа» прославляет Бога как крепкую надежду нашу, в противоположность ненадежности самых высокопоставленных людей, обосновывая эту мысль на творческой силе Божией, Его вечной истинности, постоянных благодеяниях всем угнетенным и противодействии грешникам.

Чин пения изобразительных псалмов

Чин пения изобразительных псалмов указан в Ирмологии и Часослове в последовании изобразительных. Петь их указано здесь на 8 гл., должно быть, как наиболее спокойно-торжественный, причем имеется в виду тропарный напев этого гласа, потому что только такой употребляется на литургии (на Блаженнах – и канонный). Музыкальная традиция расходится с этим указанием: она дает для изобразительных тропарный напев 1 гл., очевидно, предполагая, что они должны следовать гласу дня (как и аллилуиарии поются всегда на 1 гл.). Молчание Часослова о гласе тоже на стороне этого предположения.

Поются изобразительные антифонно. Распределение стихов для пения между ликами дано в Ирмологии. Оно совпадает с библейским делением стихов, исключая то, что в 102 пс. 6 стих соединен с 7 и 9 с 10, благодаря чему всего стихов в этом псалме для антифонного пения получилось 20 (вместо 22 библейских); а в 145 пс. 1 ст. соединен со 2, почему стихов получилось 9 (вместо 10 библейских). Псалмы имеют и припев, но только в начале и конце. Припев для 102 пс. – тот же, что для соседнего с ним в Библии и сродного 103, предначинательного псалма вечерни (из суточных служб наиболее близкой к литургии), именно «Благословен еси Господи» (Пс. 118, 12). Этот припев присоединяется к начальным словам 1 ст.: «Благослови, душе моя, Господа», как в предначинательном псалме и Господи воззвах, и ко всему 1 стиху, но тогда, когда этот стих повторяется в конце псалма, после Слава и ныне. Таким образом, употребление припева при этом псалме – исключительное, в точности так нигде не применяемое, что отвечает исключительности в ряду служб литургии. Вместе с тем это употребление носит характер особой простоты: припев чисто псалмический и самый краткий, при Слава и ныне нет добавлений, осложняющих этот припев к псалмам на других службах. Антифонно поются не только стихи псалма, но и Слава и ныне; это последнее «вышшим гласом» поется тоже по половине каждым ликом, и 1-й лик поет в конце опять 1-й стих с припевом (на вышеуказанном месте), возвращая таким образом псалом к его началу. По другому чину поется 145 псалом. Припевом к нему служит только Слава и ныне, но так, что Слава поется пред псалмом, а И ныне после него с песнью «Единородный Сыне», причем начинает пение здесь 2-й лик, и благодаря этому песнь приходится на 1-й.

Блаженны. Содержание

После того, как 1 и 2 антифоны «изобразили» Царство Божие (Пс. 102, 19; 145, 10) с ветхозаветной точки зрения, 3 антифон, на котором совершается символизирующий «вход святых» в Царство Небесное обряд, дает новозаветную картину этого Царства, естественно, начиная ее молитвою (благоразумного разбойника, – повторяемою и на великом входе) о принятии нас в него. Так как нет более живописного и трогательно-радостного учения о Царстве Божием, чем данное заповедями блаженства, то они и привлекаются сюда, возвышая и усиливая дышащее в изобразительных псалмах чувство наслаждения благами Божиими. Вместе с тем в изменяемую часть литургии, близящуюся уже к концу, теперь впервые вводится внебиблейский певческий материал – в виде особых прибавочных песней к стихам блаженств, называемых, как и эти стихи, «Блаженны» (μακαρισμοί). Они прославляют празднуемое событие, как и тропари канона, коими иногда заменяются, без отношения к сопровождающим их библейским стихам, за исключением 1-го Блаженна, который, подобно ирмосу в каноне, имеет такое отношение, т. е. всегда говорит о покаянии сораспятого со Христом разбойника.

Напев

Поются Блаженны особым напевом чередного гласа, близким к тропарному и канонному. Таким образом, из разных напевов гласа в литургию берутся самые богатые: тропарный, канонный и прокимнический.

Чин пения

Для пения евангельские блаженства с предшествующей им молитвой: «Во Царствии Твоем помяни нас Господи» и заключительным (по аналогии с предыдущими псалмами) к ним славословием разделены на 12 стихов, причем молитва с 1-м блаженством соединена в один стих, а от последнего блаженства, ввиду его длины, отделено обетование: «Радуйтеся и веселитеся…», как и «Слава» отделено от «И ныне». Тропари к евангельским блаженствам присоединяются на обычной воскресной, не осложненной другими свящ. памятями, литургии не с 1-го стиха, а как стихиры на Господи воззвах, с одного из дальнейших, именно с 3-го, чтобы всех их было 10, а без Славы и ныне – 8, на два более, чем на будничной литургии. При совпадении с воскресеньем какой-либо памяти, имеющей свои Блаженны, количество воскресных Блаженн сокращается до 6 и 4, а общее число Блаженн может увеличиваться до 12, начинаясь с 1-го стиха. Но Блаженны в собственном смысле имеет только Октоих. Для всех других памятей Блаженнами служат песни канона, именно 3 и 6 песни, или одна 3-я. Такие песни в каноне выбраны, должно быть, потому, что соответствуют нумерацией 3 и 6 часам, с коими совершается литургия, или по соответствию в содержании лежащих в их основе библейских песней Блаженнам (утешение в страдании). Если в воскресенье приходится одна память, имеющая песнь канона на Блаженнах, то воскресные Блаженны поются на 6 и 3-я песнь канона на 4; если две таких памяти, то воскресные Блаженны на 4 и каждая из песней канона – 3-я и 6-я – на 4 (об этом в главах 3, 4, 5 Тип., в месяцеслове, например 1, 9 сентября, в Четыредесятнице, Пятидесятнице). Песни канона, должно быть, нужно петь без ирмоса, так как его заменяет первая блаженна Октоиха (когда на Блаженнах поются только песни канона, то – с ирмосом, см. Нед. Антипасхи вечера, 2-ое «зри»).

1. М.С.Красовицкая «Литургика», издательство ПСТГУ, 2013

2. Михаил Скабалланович «Толковый Типикон», 4-ое издание, 2016

Источник

Антифон

Полезное

Смотреть что такое «Антифон» в других словарях:

антифон — антифон … Орфографический словарь-справочник

АНТИФОН — (от греч. anti против, и phone звук, голос). 1) стих св. Писания, который поется, во время богослужения, поочередно обоими клиросами; 2) отрывок из св. Писания, который в католической церкви поется перед псалмом и после него; 3) прибор,… … Словарь иностранных слов русского языка

АНТИФОН — (от греч. Anti и fone противогласник, отголосок), песнопение или стихи из псалма, которые поются попеременно, двумя хорами или клиросами. Антифонное пение (см. АНТИФОННОЕ ПЕНИЕ)употреблялось в Иерусалимском храме и древнегреческой драме и оттуда… … Энциклопедический словарь

антифон — краткий стих из псалмов, который поется сперва на одном клиросе, а затем повторяется на другом(Даль) См … Словарь синонимов

Антифон — Антифон, Antiphon, из Рамнии в Аттике, ок. 480 411 гг. до н. э., греческий софист и оратор. Долгое время работал аттическим логографом, зарабатывая писанием речей на заказ или обучением ораторскому искусству. Фукидид (который, согласно некоторым… … Античные писатели

АНТИФОН — муж., церк. краткий стих из псалмов, который поется сперва на одном клиросе, а затем повторяется на другом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Антифон — (Antiphon, Αντιφών). Талантливый оратор родившийся в Рамнунте, в Аттике, в 480 г. до Р.Х. Он был учителем риторики, и одним из его учеников был Фукидид. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С.… … Энциклопедия мифологии

АНТИФОН — (Antifon) (5 в. до н.э.) др. греч. философ софист. Занимался астрономией, метеорологией. В области математики А. пытался решить задачу на квадратуру круга, однако допустил столько ошибок, что в древности сложилась поговорка «ошибка А.». Сочинения … Философская энциклопедия

Антифон — У этого термина существуют и другие значения, см. Антифон (значения). Антифон (греч. ἀντίφωνος звучащий в ответ; откликающийся, вторящий): в православном богослужении песнопение, исполняемое антифонно; в католическом богослужении рефрен,… … Википедия

Антифон — (гр. – противогласие) – термин, употребляемый в культовой музыке; обозначает повтор краткого стиха из псалмов вторым клиросом вслед за первым или попеременное пение на двух клиросах. Такой антифон часто присутствует в духовной музыке (пении),… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Антифон — один из важнейших жанров христ. богослужения (греч. αντιφωνοσ, лат. antiphona, букв. противогласник, звучащий в ответ, откликающийся от αντι и φωνεω), назв. к рого указывает на способ песенного исполнения псалмов или гимнов во время богослужения… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Источник

АНТИФОН

Происхождение антифонного пения

Мнение о существовании антифонного пения псалмов еще в ветхозаветном богослужении восходит к святоотеческой лит-ре. Разделение муж. и жен. хоров в описании Песни прор. Моисея (Исх 15. 1-21) толкователи объясняли или как попеременное повторение стихов мужчинами и женщинами вслед за Моисеем, или как повторение женщинами или одной пророчицей Мариам только 1-го стиха (в качестве респонсория) либо всей Песни. В связи с этой Песнью Филон Александрийский (1-я пол. I в.) писал, что хоры евреев для большей гармонии разделялись на муж. и жен. (De agr. 80). По мнению проф. А. А. Олесницкого, из слов прор. Моисея о песнях евреев вокруг золотого тельца (Исх 32. 18) можно заключить, что они тоже пелись попеременно и такой способ исполнения был заимствован евреями из егип. религ. культа. С этим можно сопоставить сообщение Филона (De vita Mos. I 23), что сам прор. Моисей обучался музыке у егип. жрецов (ср.: Деян 7. 22 Clem. Alex. Strom. I 23. 153). Употребленный в Исх 32. 18 евр. глагол что такое антифон в православии простым языком. image. что такое антифон в православии простым языком фото. что такое антифон в православии простым языком-image. картинка что такое антифон в православии простым языком. картинка image. Антифо́н (греч. ἀντίφωνος — звучащий в ответ; откликающийся, вторящий):, переведенный Олесницким как «попеременно петь», встречается также в Пс 147. 7 и Ос 2. 21. Вероятность существования в эпоху ВЗ пения 2 хорами подкрепляется упоминаниями о певцах и певицах как при иерусалимском храме (1 Ездр 2. 65; Неем 7. 67), так и вне его (2 Цар 19. 35; Еккл 2. 8, в арам. таргуме на этот стих говорится о создании Соломоном штата певцов и певиц при храме). Попеременное пение упоминается при закладке Второго храма (1 Ездр 3. 10-11): в описании освящения стен Иерусалима при Неемии сказано о шествии с пением 2 хоров по противоположным сторонам (Неем 12. 31-43). Свт. Иоанн Златоуст (Prooemia in Psalmos) считал, что греч. слово «διάψαλμα» (перевод евр. [selah]), встречающееся в текстах псалмов, является указанием для вступления 2-го хора (см. Диапсалма). О попеременном исполнении может свидетельствовать диалогическая структура и поэтический параллелизм нек-рых псалмов.

Античность

Терапевты

Филон Александрийский, описывая «священные всенощные» (τὰ ἱερὰ παννυχίδα) егип. иудейской секты терапевтов (De vita contempl. 83-88), упомянул муж. и жен. хоры, поющие как по отдельности, так и вместе, и употребил выражение «откликающиеся и попеременно звучащие песни» (μέλεσιν ἀντήχοις καὶ ἀντιφώνοις) для характеристики совместного звучания хоров, отличающихся по диапазону на октаву. Однако совр. исследователи подвергают сомнению достоверность описания Филона, считая, что оно скорее может отражать греч. идеал созерцательной жизни, а также егип. жреческую практику, чем религ. практику иудейской секты (Е. Матусова).

Раннехрист. богослужение

Первые свидетельства о пении, возможно сходном с антифонным, в христ. богослужении относятся к нач. II в.: в написанном между 107 и 113 гг. письме пропретора Вифинии и Понта Плиния Младшего имп. Траяну говорится о христианах: «Они имели обыкновение в определенный день до рассвета собираться и вместе попеременно (лат. secum invicem) воспевать песнь Христу как Богу» ( Plin. Jun. Ep. X 96. 7). Сократ Схоластик (V в.) указывал на появление антифонного пения в нач. II в. в Антиохии, утверждая, что пение А. было впервые введено в антиохийское богослужение сщмч. Игнатием Богоносцем († 107) после видения тому ангелов, воспевавших Пресв. Троицу «попеременно звучащими гимнами» (διὰ τῶν ἀντιφώνων ὕμνων; см. Церк. ист. VI 8. 3). Этот рассказ повторяется в «Библиотеке» Патриарха К-польского Фотия (IX в.) ( Phot. Bibl. Cod. 96. P. 81a).

Христ. богослужение IV в.

Более определенные свидетельства о появлении антифонной псалмодии относятся к IV в. Ряд древних авторов (помимо упомянутой т. зр. Сократа Схоластика) связывают появление этого обычая с практикой Антиохийской Церкви. Появление обычая петь псалмы на 2 хора блж. Феодорит Кирский (V в.; Церк. ист. II 24. 9) связывал с именами Флавиана (буд. Патриарх Антиохийский) и Диодора (буд. епископ Тарсский), боровшихся с арианством в период предстоятельства Леонтия Антиохийского (344-358). Как упоминание пения А. можно интерпретировать толкование антиохийским богословом Астерием Софистом († ок. 341) стиха Пс 18. 3 (Commentarii in Psalmos. Homilia 29. 13). На сир. происхождение антифонной псалмодии указывал Феодор Мопсуестийский († 428) ( Nicetas Choniata. Thesaurus fidei. 5. 30).

Для Каппадокии разделение церковного хора на 2 части для попеременного пения во время ночного бдения засвидетельствовано в 375 г. свт. Василием Великим, утверждавшим, что обычаи бдения, молитв и общих псалмопений единообразны в обеих Ливиях, Фивах, Палестине, Аравии, Финикии, Сирии и Месопотамии (Ep. 199). Упоминание А. либо антифонного пения встречается в сочинениях свт. Григория Богослова († 390) «Вечерний гимн», «О добродетели», «О себе самом» и др. (Carmina. I 1. 32; II 1. 10, 16, 50).

В К-польской Церкви, по Сократу и Созомену, распространение антифонного пения произошло при свт. Иоанне Златоусте (в молодости бывшем пресвитером в Антиохии), к-рый ввел его в правосл. богослужение в противовес арианскому. О распространенности антифонного типа псалмодии в арианской среде сообщают Сократ Схоластик, к-рый при описании пения ариан (Церк. ист. VI 8. 3) использует слова «попеременно звучащие песнопения» (ᾠδὰς ἀντιφώνους), и Созомен (Церк. ист. VIII 8), к-рый говорит, что ариане пели, «разделяясь по антифонному способу» (μεριζόμενοι κατὰ τὸν τῶν ἀντιφώνων τρόπον).

А. в правосл. литургической традиции

В иерусалимском богослужении кон. IV в.

В визант. обряде,

В совр. богослужении термин «А.» употребляется по отношению к А. литургии, «Славам» кафизм, степенным А., А. Великой пятницы; в чине великосхимнического пострига содержатся 3 А. с неск. стихами, взятыми из различных псалмов (Требник большой. Л. 81 об.-82).

Рус. церковное пение

1. А. служб суточного круга. В совр. практике А. кафизмы вечерни обычно читаются, за исключением 1-го А. 1-й кафизмы «Блажен муж», к-рый поется на 8-й глас или на обиходную мелодию. В нотных рукописях этот А. зафиксирован поздно (XVII в.), музыка носит псалмодический характер, припевы «аллилуия» распеты мелизматически. Кафизмы утрени в совр. практике также обычно читаются; А. 2 (или 3) утренних кафизм, записанные древней знаменной нотацией, помещены в Типографском уставе (ГТГ. К-5349, XI-XII вв.), к-рый предполагает исполнение А. на 8 гласов (сохранилось 5), что является рус. версией аллилуиариев прп. Феодора Студита. С XVI в. известно исполнение А. утрени с использованием гласовых мелодических формул (по 3 для каждой из рядовых кафизм) (О. Живаева). Их автором считается игум. новгородского Хутынского мон-ря Маркелл Безбородый (XVI в.), этот распев до сих пор употребляется старообрядцами-беспоповцами. Формульное («песногласное») пение А. утренних кафизм в орнаментированном варианте встречается до сих пор у старообрядцев-некрасовцев.

А. в богослужении зап. обрядов

В испано-мосарабском обряде VII в. А. назывались рефрены к псалмам, исполнявшиеся попеременно 2 хорами, что видно из сочинений еп. Исидора Севильского (О церковных службах. I. 7, 9; Этимологии. VI 19, 7) и св. Фруктуоза, еп. Браги (Правило для монахов. 3). В исп. и рим. Антифонариях кон. VIII в. А. (обозначаются лат. аббревиатурами: A, AN, ANA) названы исполняемые с псалмом песнопения.

А. в рим. обряде

По месту в богослужении различают А. мессы и А. оффиция. Они насчитывают в общей сложности более 2300 хоралов.

В эпоху средневековья к началу служб оффиция стали присоединять дополнительный раздел из антифонно исполняемых псалмов (3 на малых часах и 5 (4) на vesperae и Laudes; для 2-й, более ранней, части служб было характерно респонсорное пение), увеличивший продолжительность служб, что соответствовало практике монашеского богослужения и оттуда было заимствовано. Содержание псалмов, за исключением больших праздников, не было связано с темой богослужения, они пелись подряд. Антифонные псалмы Псалтири составили основу григорианского Антифонария, изданного в кон. VIII в. В дальнейшем помещались в монастырских и приходских Антифонариях, отличавшихся количеством назначаемых для служб А.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *