что такое ансамбль в архитектуре
Ансамбль
Архитектурная картина
Ансамбль! С этим словом мы встречаемся очень часто. Ансамбль скрипачей, баянистов, певцов. Ансамбль в женской одежде—платье, туфли, сумочка…
А что такое ансамбль в архитектуре? Можно пояснить так: несколько красивых зданий, связанных в стройную архитектурную картину.
Самый замечательный пример ансамбля в архитектуре — Красная площадь в Москве. Строились кремлевские стены в конце XV века, Василий Блаженный — в середине XVI, а Мавзолей В. И. Ленина сооружен в 1930 году. Древние стены со сказочными башнями, четкие очертания площади и окружающих зданий связаны друг с другом, словно единая мелодия в оркестре.
Велика заслуга советского архитектора Щусева — автора Мавзолея. Он мастерски соединил строгие уступы красного гранита с траурным черным камнем и кирпичной кремлевской стеной.
Красная площадь — торжественный архитектурный ансамбль.
Санкт-Петербург. Город знаменитых ансамблей архитектуры. Один из них находится в том месте, где Нева разделяется на два рукава. На одном берегу—Петропавловская крепость, на другом — Зимний дворец с Эрмитажем. А между ними, треугольником, «водная площадь». И вот здесь в начале XIX века на стрелке Васильевского острова, как бы встречая течение Невы, архитектор Томон ставит здание Биржи. Архитектор понял роль реки в пейзаже этого места и подчинил свой замысел природе. Этим он добился большого художественного эффекта. Вдобавок, для связи здания Биржи с крепостью и дворцом, Томон поставил по бокам две массивные ростры. Так называются колонны с кораблями в стволах. Колонны словно две руки, протянутые ко дворцу и крепости. В этом месте получилась замечательная архитектурная картина.
Знаменитые исторические ансамбли состоят из зданий, построенных обычно в разных манерах. Это и не удивительно — ведь строились они не сразу, а в разные исторические времена. Таков и ансамбль в Венеции— один из красивейших в мире. Некогда этот город в Италии занимал выгодное географическое положение на морских дорогах из Европы в Азию и процветал. Его называли «царицей Адриатики». В центре Венеции на площади и на берегу морского канала высится Дворец Дожей — главное здание правителей республики. Рядом собор святого Марка, напротив— Библиотека. Все эти здания построены в разных архитектурных стилях. Вид здания иначе называется стилем. Дворец Дожей — в готическом стиле, собор — в византийском, а Библиотека в стиле ренессанс. О стилях вы узнаете подробнее, когда дойдете до буквы «С». Итак, площадь эта производит настолько большое впечатление, что Наполеон назвал ее «самым красивым залом в мире».
Таковы три знаменитых архитектурных ансамбля.
А бывает ли ансамбль из зданий одного стиля? Конечно. Мы познакомимся с этим, когда дойдем до букв «Л» и «П».
Источник: К Лучесской «От пирамиды до телебашни»
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Ансамбль в архитектуре
Архитектурный ансамбль представляет собой гармоничное и целесообразное расположение зданий, инженерных сооружений, памятников и произведений монументального искусства на отдельно взятом участке городской застройки.
Целостный архитектурный ансамбль успешно формируется исключительно при условии единого пространственного решения комплекса.
Слово » ансамбль» произошло от французского » ensemble», что в переводе означает » единство», » связность», » целостность». Таким образом, ансамбль в архитектуре подразумевает создание единой, целостной и гармоничной композиции.
Понятие ансамбля в архитектуре весьма емкое и многогранное, ведь для его успешного формирования зодчие должны учитывать множество факторов, среди которых можно назвать следующие:
Некоторые архитектурные ансамбли создаются единовременно, то есть сразу формируется целостная композиция зданий, технический коммуникаций, инженерных сооружений и садово — паркового дизайна.
Однако большинство ансамблей в архитектуре — это процесс длительного, многолетнего творчества многих зодчих, каждый из которых дополняет композицию таким образом, чтобы новые элементы гармонично сочетались со старыми постройками.
Такое понимание ансамбля проливает свет на ту исключительную роль, которую играет в его формировании время. Не случайно наиболее значительные архитектурные ансамбли прошлого создавались на протяжении многих десятилетий и даже столетий.
Площадь Синьории во Флоренции формируется с конца XIII по конец XV века — то есть в течение почти двухсот лет. С тех пор ее облик практически не изменился.
Площадь Синьории во Флоренции
Не менее знаменитая площадь Святого Марка в Венеции в своих нынешних очертаниях существует с 1150 года, а окончательное завершение ее ансамбль получил в 1810 году. Время формирования ансамбля занимает 660 лет.
Площадь и собор Сан — Марко в Венеции
Ансамбль собора Святого Петра в Риме и прилегающей к нему площади складывается с 1506 года, когда к решению этой задачи приступил великий итальянский зодчий Браманте, и приобрел свой сегодняшний вид в 1667 году. За 161 год над ним успели поработать Рафаэль, Микеланджело и Бернини.
Площадь Святого Петра в Риме
Центральный ансамбль Лувр — Тюильри в Париже активно формировался почти триста лет — с середины XVI до середины XIX столетий, Версаль — 150 лет ( с начала XVII по вторую половину XVIII века).
Дворец Тюильри в середине XIX века
Дворцовая площадь в Санкт — Петербурге
Зачастую важными составляющими архитектурной композиции выступают не только здания и элементы ландшафта, но и монументы, памятники или скульптурные группы. Ярким примером может служить Исакиевская площадь в Санкт — Петербурге, на которой был установлен памятник Николаю I.
Ансамбль Исакиевской площади в Санкт — Петербурге
На Сенатской площади в Санкт — Петербурге также установлен памятник русскому царю — реформатору Петру I. Он играет роль центрального элемента архитектурного ансамбля Сенатской площади, которая является одной из самых старых площадей северной столицы.
Сенатская площадь в Санкт — Петербурге
Поэтапное развитие ансамбля делает его объектом коллективного творчества нескольких архитекторов, каждый из которых вносит в него свое видение и собственную изюминку. Это обстоятельство помогает создавать удивительные по своей красоте архитектурные шедевры, которые остаются в веках в качестве эталонов творческой мысли, воплощенной в камне.
Ансамбль Лувра в Париже
Типы архитектурных ансамблей
В теории архитектуры существует специальная система классификации типов архитектурных композиций, среди которых можно назвать следующие:
Староместская площадь в Праге с видом на Тынский храм
Альгамбра в Гранаде ( юг Испании).
Версаль в Париже ( Франция).
Усадьба » Архангельское» ( Красногорский район Московской области).
Монастырь Святой Екатерины на горе Синай
Ансамбль Красной площади
Формирование ансамбля Красной площади в Москве также происходило в несколько этапов. Самая древняя часть современного ансамбля — восточная стена Московского Кремля со Спасской, Боровицкой и небольшой безымянной башней между ними ( потом она получила название Сенатской) была построена в 1491 — 1493 годах. Старые хроники сохранили для нас имена зодчих: Антон и Марко Фрязины, Пьетро Антонио Солари, Алоиз Фрязин — старший.
Красная площадь ( Москва)
Ров, укрепленный низкой зубчатой стеной, отделяет Кремль от подступающей к нему почти вплотную застройки посада с древним торгом. После разрушительного пожара в конце XV века большая территория перед рвом выгорела, и ее не стали застраивать. Таким образом, между кремлевской стеной и торгом образовалось обширное пустое место, которое стали называть » Пожаром». Место для строительства будущей Красной площади расчищено, но ее еще пока не существует.
В 1535 — 1538 годах строится вторая линия московских укреплений — Китайгородская стена. Она начинается от угловой Арсенальной башни и идет примерно по линии фасада нынешнего здания Исторического музея.
В месте современного Исторического проезда в стене устраиваются Воскресенские ( Иверские) ворота — это будущий главный вход на площадь со стороны города. К середине XVI века здесь группируются городские приказы — административные учреждения, которые обрамляют пустую территорию Пожара с севера.
С юга эта территория ограничена крутым подъемом холма со стороны реки, где неподалеку от Лобного места, построенного в 1534 году, стояла небольшая белокаменная церковь Троицы. Во времена военных походов Ивана Грозного ( 1552 — 1554 годы) в ознаменование побед возле церкви Троицы ставились памятные деревянные церкви.
К моменту присоединения Казанского и Астраханского ханств их было восемь. Таким образом, когда Иван Грозный в память о своих победах решил возвести грандиозный каменный храм, то место и форма будущей постройки были подсказаны самой жизнью. Девятистолпный каменный собор Покрова на Рву — Храм Василия Блаженного — заменил девять церквей ( Троицкую и восемь памятных).
Собор Покрова на Рву или храм Василия Блаженного
Со строительством собора был сделан первый основополагающий шаг в формировании ансамбля Красной площади. Храм — памятник стал символом торжества русского народа — своего рода гигантским алтарем у исторических стен Кремля. Многолюдные процессии, широкие народные молебствия и шествия, связанные с собором, предопределили священно — патриотический, общенародный характер будущей площади, которая с постройкой получила прекрасный южный фасад.
Высотная шатровая композиция, сурово — торжественный и вместе с тем праздничный характер сооружения во многом предопределили архитектурный облик ансамбля Красной площади. В это время к его создателям добавилось еще два архитектора — Постник и Барма.
Собор Покрова на рву дошел до нас с некоторыми изменениями. К девяти его столпам — церквям в XVI — XVII столетиях были пристроены еще две ( по одной из них он получил свое второе название — храма Василия Блаженного) и колокольня. Однако эти пристройки не нарушили, а еще более подчеркнули объемный, пространственный характер композиции многоглавого собора.
В самом конце XVI века происходит еще одно важное событие — восточная граница площади очерчена построенными в 1596 — 1598 годах рядами одно- и двухэтажных каменных лавок. Регулярно распланированные ряды этих лавок образовали два квартала между улицами Никольской, Ильинской и Варваркой, получившие названия Верхних и Средних торговых рядов.
Нижние ряды спускались от Варварки в сторону Москвы — реки. В сторону кремлевской стены Верхние и Средние ряды выходили длинными корпусами с арочными галереями по фасадам, которые заворачивали по линиям поперечных улиц.
Впоследствии торговые ряды будут еще многократно перестраиваться, но очень многое сохранится от приема, найденного неизвестным зодчим, жившим почти 400 лет назад — это четкие границы торговых кварталов, регулярная планировка рядов, получившая отражение на фасаде, а также тема протяженных корпусов с арочными галереями.
Границы площади полностью определились, и больше уже не меняются, вплоть до нашего времени. Но самой площади, как таковой, еще не существует. Вдоль заполненного водой рва, идущего параллельно кремлевской стене, прямо посередине нынешней площади располагалось множество маленьких церквушек. Это так называемые » церкви на крови», которые ставили на месте казней по приказу Ивана Грозного.
Незамощенная площадь в поперечном направлении пересекается двумя мощенными улицами — одна выходит из Спасских ворот Кремля и разветвляется на Ильинку и Варварку. Другая — Никольская, берет свое начало у Никольских ворот и продолжается по трассе.
В 1625 году самая ближняя к храму Василия Блаженного башня Кремля — Спасская, получила уступчатую высотную надстройку с характерным шпилем. Это было выдающимся событием в истории русской архитектуры, потому что до тех пор башни Кремля не имели подобного конструктивного элемента.
Вскоре после этого в документах появилось и само название » Красная площадь «. Так обозначают пока лишь небольшую часть нынешней площади перед храмом Василия Блаженного, между Спасской башней и Лобным местом.
Появление названия вместе с надстройкой башни является символичным, потому что в нем заложен главный лейтмотив всего ансамбля. Остроконечные завершения Кремля начинают повторять уступчатый вертикальный силуэт храма Василия Блаженного. В исторических документах того периода в связи с постройкой башни упоминаются имена еще двух архитекторов — Бажена Огурцова и Кристофера Галовея.
В 1689 году Воскресенские ворота Китайгородской стены получают стройное завершение в виде двух шатров. Теперь и северный подход к площади отмечен характерными островерхими шпилями.
С момента перемещения столицы Российского государства Воскресенские ворота играют роль парадного въезда в Кремль — с этой стороны начинает движение царский кортеж во время коронаций и других официальных торжественных мероприятий.
В конце XVII века здесь сооружены монументальное здание Монетного двора и Главная аптека ( ныне здесь расположен Исторический музей), определившие линии застройки современного Исторического проезда.
Несколько позднее здесь возводится второй корпус Монетного двора, а Главная аптека с изящным башенным завершением перестраивается для размещения в ней Московского университета. В связи с этим в работе над ансамблем Кремлевской площади принимал участие архитектор Д. В. Ухтомский.
Тем временем на площади сносят церкви на крови, освобождая все пространство от храма Василия Блаженного до Главной аптеки. Параллельное расположение торговых рядов и кремлевских укреплений, обращенность в сторону Спасской башни и храма, подчеркнутая парадным въездом с противоположного конца площади — все эти факторы четко фиксируют продольную ось площади в качестве основополагающего стержня будущего ансамбля.
В 1780 году высокое шатровое завершение получает Никольская башня, чем восстанавливается ожидаемая симметрия участка кремлевской стены, выходящей на площадь.
В 1776 — 1787 годах архитектор Матвей Казаков возводит в Кремле треугольное здание Сената. Одна из сторон этого треугольника лежит параллельно выходящей на Красную площадь стене Кремля, так что высокий купол главного круглого зала хорошо просматривается с площади как раз посередине между Спасской и Никольской башнями, непосредственно за малой безымянной башней, которая по этому поводу получила наименование Сенатской. Таким образом, зодчий предрешил характер будущего развития всего ансамбля.
В 1786 году начинается перестройка торговых рядов, которая продолжается вплоть до 1810 года. Автором этого проекта предположительно стал Джакомо Кваренги.
По новому плану двухэтажные аркады новых торговых рядов охватывают двумя скобками весь периметр площади между Никольской башней и Ильинкой, оставляя проезд вдоль продольной оси.
Так образуется две площади — большая в окружении торговых рядов, и малая — непосредственно перед Спасскими воротами и храмом Василия Блаженного. Архитектор Кваренги отказывается от поддержки намеченной Казаковым поперечной оси. Однако он оставляет прямо напротив Сенатской башни разрыв в здании новых торговых рядов, идущих вдоль кремлевского рва.
Теперь все пространство площади получает дробное, камерное решение. Были перекрыты дальние подходы к храму Василия Блаженного. Новые торговые ряды стоят на фоне кремлевских стен, отгораживая Кремль от города.
В пожаре 1812 года большая часть торговых рядов выгорела, а корпуса, построенные вдоль рва, были разрушены взрывами. Уже в 1813 году архитектор О. И. Бове, который руководил восстановительными работами, предлагает свой проект, который был реализован спустя четыре года.
В 1817 году по проекту Осипа Бове западная часть торговых рядов не подлежит восстановлению. Зодчий возвращает площади единство пространства, которое было достигнуто к концу XVII века, а затем снова утрачено.
Более того, архитектор доводит его до логического завершения путем уничтожения рва, отделявшего кремлевскую стену от площади. На его месте появляется узкий бульвар, шириной всего в два ряда деревьев, который подчеркивает утрату оборонного значения стены.
Таким образом древняя стена Кремля с башнями и куполом Сената окончательно получает главенствующую роль в ансамбле площади. Бове подчеркивает это умелой перестройкой старых торговых рядов. Верхние торговые ряды получают единый монументальный фасад.
Трехэтажный корпус воспроизводит мотив аркады в полукружиях окон верхнего этажа и имеет трехчастное построение. Мощный центральный портик с возвышающейся над ним куполом расположен прямо напротив Сенатской башни и купола Сената.
Перед центральным портиком устанавливается выразительный монумент Минину и Пожарскому. Тем самым зафиксирована поперечная ось площади, которая развернулась в сторону Кремля.
Архитектор Осип Бове окончательно определил размеры и композицию площади, ее пространственное раскрытие вдоль продольной оси, ориентированной на храм Василия Блаженного, и симметрично относительно поперечной оси, которая подчеркивает безусловное доминирование Кремля в ансамбле.
С той поры до наших дней еще многое изменится в архитектурном облике Красной площади. Будут полностью перестроены два из четырех ее фасадов — северный и восточный. На замысел Бове все же останется в основе всех последующих архитектурных изменений.
На месте трехэтажных рядов Бове в 1894 году архитектор А. Н. Померанцев вместе с В. Г. Щуковым возводит новое здание Верхних торговых рядов — сейчас там находится ГУМ. Средние же торговые ряды чуть раньше были перестроены Р. И. Клейном.
Мелко расчлененные фасады с многочисленными элементами декора выступают репликой на архитектурные особенности храма Василия Блаженного. Это позволило придать ансамблю площади большую целостность.
Роль Кремля как ведущего элемента всей композиции была еще более закреплена возведением островерхого здания Исторического музея. Это укрупнило решение северного фасада площади и поддержало общую симметрию ее ансамбля.
Таким образом, над созданием гармоничного и прекрасного в своей уникальности ансамбля Красной площади, каким мы видим его на сегодняшний день, работало не одно поколение зодчих.
Композиция ансамбля Красной площади.
Значение словосочетания «архитектурный ансамбль»
Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф местности (например, церкви, которые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные ансамбли включают водоёмы.
Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.
Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.
Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Сенатская площадь с фигурой Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: юрский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Архитектурные ансамбли в Европе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Архитектурный ансамбль
Архитектурный ансамбль – совокупность сооружений, образующих композиционное целое. Здания в нем подчиняются единому ритму и размещаются с учетом определенных принципов человеческого зрительного восприятия.
Основные составляющие архитектурного ансамбля, как правило, масштабно и пропорционально соотносятся друг с другом и образуют весьма уравновешенную композицию. Главный принцип построения архитектурных ансамблей может быть как симметричным, так и асимметричным. Ансамбль может объединять здания единого архитектурного стиля, т.е. включать в себя здания одной эпохи или быть разностильным. Примеры различных видов архитектурных ансамблей:
Примечательно, что иногда в композицию архитектурных ансамблей помимо зданий и различных ландшафтных элементов включают памятники и скульптуры.
Площадь Святого Марка
Этот архитектурный ансамбль представляет одну из категорий – ансамбль площади. Площадь Святого Марка является главной городской площадью Венеции в Италии.
Площадь была образована в IX веке и представляла собой небольшое пространство перед собором Святого Марка. Площадь была расширена до нынешних размеров в 1177 году по случаю встречи Фридриха Барбароссы и папы Александра III.
Доминирует в данной архитектурной композиции площади Святого Марка Дворец дожей и находящаяся на некотором удалении от него колокольня базилики Святого Марка с лоджеттой. Комплекс сооружений площади Святого Марка содержит такие здания, как:
Мостовая данной площади вымощена специальным кирпичом по принципу «елки». Полосы светлого камня укладывались вдоль длинной оси площади, а полосы темного – вдоль короткой стороны. Предполагается, что линии, образованные при таком способе укладки использовались для организации движения церемониальных процессий, происходящих довольно часто.
Готовые работы на аналогичную тему
Дворец дожей на площади Святого Марка был задуман как первостепенное сооружение площади. На сегодняшний день дворец является великим памятником итальянской архитектуры и одной из главных достопримечательностей в готическом стиле. Первое здание, располагающееся на этом месте, было построено в XI веке, однако до наших дней дошел уже реконструированный вариант 1424 года. Предположительно, главным архитектором данного проекта был венецианский специалист Филиппо Календарио.
Рисунок 1. Площадь Святого Марка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данное сооружение задумывалось как резиденция дожей республики. Изначально во дворце заседали Большой совет и сенат, а также работал Верховный суд и тайная полиция. Помещения дворца предполагали размещение контор юристов, канцелярии, службы цензоров и морского ведомства. Предусмотренный сверху дворца балкон выполнял роль праздничной трибуны, с которой дож выступал перед людьми. Таким образом получалось, что гости города, причалившие к самому дворцу оказывались у ног правителя Республики.
На первый взгляд кажется, что все архитектурные элементы архитектурного ансамбля сочетаются друг с другом как-то нелогично и случайно. Однако, при более детальном взгляде можно отметить, что все формы имеют очень привлекательный вид, полны жизни и радости. Художественное наполнение сооружений Площади Святого Марка весьма насыщенно и разумно.
Дрезденский Цвингер
Данный архитектурный ансамбль расположен в Германии, в городе Дрезден и запроектирован в стиле позднего барокко и неоренессанса. Название ансамбля происходит от места его расположения, в средние века цвингером называли часть крепости между наружными и внутренними стенами. Первое здание архитектурного ансамбля было построено между крепостными стенами города. Изначально назначением комплекса сооружений было выращивание апельсиновых деревьев. Сегодня он вмещает в себя ряд уникальных музеев, таких как Физико-математический салон, Дрезденская картинная галерея и т.д.
Начало строительства архитектурного ансамбля было положено в 1709 году, когда правитель Саксонии Август Сильный издал приказ о возведении деревянного сооружения для оранжереи. Данное сооружение впоследствии стало декорацией для праздников и турниров местного дворянства. В стиле барокко из камня были выложены три стороны Цвингера в 1732 году. Работами руководил немецкий архитектор Маттеус Даниэль Пёппельман. Четвертая сторона архитектурного ансамбля была выстроена в стиле неоренессанса в 1855 году под руководством Готфрида Земпера и предназначалась для картинной галереи и собрания скульптуры.
Одним из главных украшений строения являются оригинальные фонтаны и Нимфенбад (Купальня нимф). Восточный павильон ансамбля характеризуется часами с мелодичным перезвоном фарфоровых колокольчиков. Примечательны и многочисленные статуи Геракла на территории комплекса.
Рисунок 2. Дрезденский Цвингер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурному ансамблю в Дрездене неоднократно наносился серьезный урон в результате военных действий. Первые серьезные разрушения он потерпел при атаках прусской армии во время Семилетней войны. В результате революционных потрясений 1849 года сгорела почти вся восточная часть Цвингера. К концу 50-х годов часть сооружений комплекса была восстановлена, а полная реставрация завершилась в 1936 году.
Во времена Второй мировой войны Цвингер пострадал в результате военных атак британской авиации, которая разбомбила центр Дрездена. Последняя реставрация архитектурного ансамбля продлилась до 1964 года.