что плохи наши лекаря

А если спросит кто-нибудь.

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж. Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь.
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых.
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна.
Как вспомнишь, как давно
Расстались. Обо мне она
Не спросит. все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет.
Ей ничего не значит!

Михаил Лермонтов. Завещание.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Михаил Лермонтов — Завещание: Стих

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались. Обо мне она
Не спросит… все равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!

Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова

Стихотворение «Завещание» было написано Лермонтовым в 1840 г., когда он уже находился во второй ссылке на Кавказе. Многие исследователи считают его пророческим завещанием самого поэта. Рассказ лирического героя действительно имеет большое сходство с судьбой Лермонтова. Возможно, он именно так и представлял свое скорое будущее.

Произведение представляет собой монолог смертельно раненого солдата, с которым он обращается к своему близкому другу. Лирический герой знает, что жить ему остается недолго, поэтому последние часы хочет провести наедине с самым верным ему человеком. В этом выражается личная тоска Лермонтова, который постоянно страдал от одиночества. Немногочисленные преданные друзья поэта остались в России. На Кавказе он так и не успел или не смог с кем-нибудь сблизиться, поэтому присутствие «брата» в момент смерти человека он считает очень ценным и важным.

Родителей Лермонтова в то время не было в живых. Герой произведения уже давно находится на войне и не имеет сведений об отце и матери. В случае если кто-нибудь из них еще жив, он просит друга не усиливать печаль и сказать, что сын, вероятно, вернется не скоро.

В последней строфе появляется женский образ. Это давняя соседка солдата, в которую он, судя по всему, был влюблен. Из слов умирающего можно заключить, что когда-то она отвергла его любовь («пустое сердце»). Но перебирая в памяти всю свою жизнь, он связывает с ней самые счастливые воспоминания. Он уверен, что женщина также не будет страдать от известия о его смерти, но все равно просит товарища рассказать ей обо всем. Если же этот рассказ вызовет у бывшей возлюбленной скупые слезы, то «ей ничего не значит!».

Стихотворение «Завещание» было высоко оценено современниками. Оно очень точно выражает мироощущение поэта в последние годы жизни. Монолог умирающего – точная исповедь человека, который так и не смог занять свое место в обществе.

Источник

Михаил Лермонтов

Завещание (Наедине с тобою, брат…) (+ Анализ)

что плохи наши лекаря. 41. что плохи наши лекаря фото. что плохи наши лекаря-41. картинка что плохи наши лекаря. картинка 41. Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто-нибудь. Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю.

что плохи наши лекаря. 41. что плохи наши лекаря фото. что плохи наши лекаря-41. картинка что плохи наши лекаря. картинка 41. Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто-нибудь. Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю.

что плохи наши лекаря. pamjat mihailu lermontovu. что плохи наши лекаря фото. что плохи наши лекаря-pamjat mihailu lermontovu. картинка что плохи наши лекаря. картинка pamjat mihailu lermontovu. Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто-нибудь. Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю.

А если спросит кто-нибудь…
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был,
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря
И что родному краю
Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Признаться, право, было б жаль
Мне опечалить их;
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались. Обо мне она
Не спросит… Всё равно
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей, –
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!

что плохи наши лекаря. mihail lermontov18. что плохи наши лекаря фото. что плохи наши лекаря-mihail lermontov18. картинка что плохи наши лекаря. картинка mihail lermontov18. Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. Да что? моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто-нибудь. Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря И что родному краю Поклон я посылаю.

Анализ стихотворения Лермонтова «Завещание» 1 вариант

Незадолго до своей трагической гибели Михаил Лермонтов написал стихотворение «Завещание» (1840 г), которое, на первый взгляд, не имело никакого отношения к судьбе самого поэта. В нем автор изобразил умирающего солдата, который прощается со своим другом и братом по оружию, наказывая ему выполнить последнюю волю. Солдат был сражен вражеской пулей и, находясь в лазарете, понимает, что жить ему осталось совсем немного. Он просит неизвестного собеседника передать поклон родной земле и рассказать тем, кто дорого солдату, о его смерти. «Скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был, что умер честно за царя», – отмечает главный герой произведения. При этом он подчеркивает, что его другу вряд ли удастся застать в живых отца и мать. И это неудивительно, потому что в царской России в армию солдат призывали сроком на 25 лет. И если им удалось выжить во многочисленных войнах, то дома они уже практически никого не заставали и своих близких. Поэтому главный герой стихотворения, с одной стороны, очень опечален тем, что его родители, вероятно, уже умерли. С другой же стороны он не хочет, чтобы они знали о его гибели. Поэтому он просит друга не сообщать им об этом, если застанет стариков в живых. «Скажи, что я писать ленив, что полк в поход послали и чтоб меня не ждали», – отмечает солдат.

Ангел (По небу полуночи ангел летел…) (+ Анализ)

Лермонтов нарочно не указывает, кем был его герой в обычной жизни. Вероятнее всего, он – обычный крестьянский парень, которому служба армии сломала всю жизнь. сам же герой признается в том, что когда-то был влюблен в свою соседку. Однако он понимает, что избранница уже давно забыла о его существовании. Ей солдат разрешает рассказать о своей гибели. «Ты расскажи всю правду ей, пустого сердца не жалей!», – отмечает главный герой. Действительно, его бывшая возлюбленная может оказаться единственным человеком, который искренне поплачет о погибшем. Но это печальное известие вряд ли затронет ее душу, потому что образ того, кого она когда-то любила, дано уже стерся из памяти этой немолодой уже женщины.

Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерти. Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани. Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной бабушке он питал весьма сложные и смешанные чувства, не считая ее близким для себя человеком. Что касается образа девушки-соседки, то под это определения могут попасть многие женщины, которыми восхищался поэт. Однако, вероятнее всего, автор подразумевает Варвару Лопухину, которая была его музой до самой смерти, хотя Лермонтов отказался связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Именно от был виноват в разрыве отношений с возлюбленной, считая, что не способен сделать ее по-настоящему счастливой. Однако в стихотворении ситуация представлена с точностью до наоборот: автор фактически обвиняет свою избранницу в том, что она его забыла. И это – единственная неточность в произведении, которую можно считать неумелой попыткой Лермонтова оправдать свои поступки. Он посчитал, что Лопухина гораздо легче перенесет известие о его смерти, если будет знать, что между ними все кончено. И – оказался неправ, потому что лишил возлюбленную возможности провести с ним последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина сожалела до самой смерти.

Отчего (Мне грустно, потому что я тебя люблю…) (+Анализ)

Анализ стихотворения «Завещание» Лермонтова 2 вариант

Стихотворение «Завещание» было написано Лермонтовым в 1840 г., когда он уже находился во второй ссылке на Кавказе. Многие исследователи считают его пророческим завещанием самого поэта. Рассказ лирического героя действительно имеет большое сходство с судьбой Лермонтова. Возможно, он именно так и представлял свое скорое будущее.

Произведение представляет собой монолог смертельно раненого солдата, с которым он обращается к своему близкому другу. Лирический герой знает, что жить ему остается недолго, поэтому последние часы хочет провести наедине с самым верным ему человеком. В этом выражается личная тоска Лермонтова, который постоянно страдал от одиночества. Немногочисленные преданные друзья поэта остались в России. На Кавказе он так и не успел или не смог с кем-нибудь сблизиться, поэтому присутствие «брата» в момент смерти человека он считает очень ценным и важным.

Родителей Лермонтова в то время не было в живых. Герой произведения уже давно находится на войне и не имеет сведений об отце и матери. В случае если кто-нибудь из них еще жив, он просит друга не усиливать печаль и сказать, что сын, вероятно, вернется не скоро.

В последней строфе появляется женский образ. Это давняя соседка солдата, в которую он, судя по всему, был влюблен. Из слов умирающего можно заключить, что когда-то она отвергла его любовь («пустое сердце»). Но перебирая в памяти всю свою жизнь, он связывает с ней самые счастливые воспоминания. Он уверен, что женщина также не будет страдать от известия о его смерти, но все равно просит товарища рассказать ей обо всем. Если же этот рассказ вызовет у бывшей возлюбленной скупые слезы, то «ей ничего не значит!».

Расстались мы; но твой портрет…(+Анализ)

Стихотворение «Завещание» было высоко оценено современниками. Оно очень точно выражает мироощущение поэта в последние годы жизни. Монолог умирающего – точная исповедь человека, который так и не смог занять свое место в обществе.

Источник

Мифология Гражданской ч. 6 Война и наркотики

«А если спросит кто-нибудь.
Ну, кто бы ни спросил,
Скажи им, что навылет в грудь
Я пулей ранен был;
Что умер честно за царя,
Что плохи наши лекаря,
И что родному краю
Поклон я посылаю».

«Завещание».
М.Ю. Лермонтов

К великому сожалению, медицинское обеспечение в царской армии всегда было плохо организовано. Строчка из стихотворения М.Ю. Лермонтова, приведенного в эпиграфе: «Что плохи наши лекаря», лишнее тому подтверждение.
О том, какие проблемы с медицинской помощью для наших бойцов в годы Русско-японской и Первой мировой войны можно прочитать в этой серии статей: http://www.proza.ru/2013/01/14/542
Однако есть одна тема, не затронутая там: наркомания в стране и армии в начале ХХ века.
Это очень малоизученный и «непопулярный» вопрос, а между тем данная проблема уже ТОГДА начала проявляться.
Прежде всего, разумеется, наркомания развивалась среди тогдашней «золотой молодежи», «служителей мельпомены» и их близкого окружения: «дам полусвета», поклонников, друзей, прислуги, и т.п.

И эта практика, порой, продолжается даже в наше время. (Судя по всему, именно такое «лечение» алкоголизма В. Высоцкого и обусловило его тяжелейшую наркозависимость…)

К другим источникам популяризации приема наркотиков среди образованных слоев населения в России можно отнести некоторые произведения иностранных и отечественных писателей. (Вспомним, как «стимулировал» себя наркотиками даже такой всемирно известнейший литературный персонаж, как Шерлок Холмс, к примеру).

Очень интересный рассказ об этом имеется в «Дневнике белогвардейца» А.П. Будберга.
После Октября 1917 года он, вместе с семьей, жил в Петрограде. Благодаря своим связям в Генеральном штабе (который продолжал функционировать и после «Октябрьского переворота») ему (бывшему царскому генерал-лейтенанту и барону, подчеркнем) удалось получить назначение в резидентуру в Токио. (А Япония, в годы Первой мировой, была союзницей России).

«На станциях полное безлюдье, так как железнодорожные служащие прячутся от «товарищей», требующих отправки поездов вне всяких правил и творящих при отказе самые жестокие насилия (кладут на рельсы и давят паровозами; засовывают в локомотивные топки и т. п.)…»

Именно такой эшелон с бандитствующими дезертирами и двигался впереди экспресса, на котором ехало в Харбин семейство Будбергов:
«Жена спросила одного начальника станции, почему они не пропустят экспресса вперед во время остановки «товарищей» на продовольственных пунктах, на что тот ей ответил: «сударыня, разве охота кому умирать раньше времени и насильственной смертью»?!

А вот дальше произошли следующие интересные события:
«Когда подходили к станции Шарья, то там происходило побоище между прибывшим на станцию эшелоном и местными милиционерами; побоище окончилось восьмью убитыми и несколькими десятками раненых.

26 Января1918 года.

«…на станции рассказывали, что чрезвычайный комиссар Северной Области сегодня утром он нагнал эшелон, устроивший побоище на ст. Шарья, и расстрелял тут же на полотне всех зачинщиков».
К сожалению, А.П. Будберг не указывает фамилии этого «чрезвычайного комиссара Северной Области».
А жаль.
То, что грозный комиссар сумел «привести в чувство» этот бандитствующий дезертирский эшелон, и даже добился от них выдачи зачинщиков (которых тут же расстрелял, для вразумления остальных негодяев), дорогОго стоит.
Не так-то просто было это сделать.
Оружия у всех дезертиров хватало с избытком (порой они прихватывали и везли с собой, на продажу, даже пулеметы и легкие орудия).
«Нагнать страху» и заставить повиноваться людей, которым, после 3-х лет мировой войны, и своя, и чужие жизни были «копейкой», нужно было уметь.

А потом этот чрезвычайный комиссар Северной Области, ненароком и порушил весь тщательно организованный наркотрафик:

Вот ведь какие разудалые и нарядные (. ) дамочки, оказывается, разъезжали в то безвластное, лихое и голодное время в экспрессах через всю Россию.

Насколько это было тогда опасно для дам (не имевших возможности швыряться деньгами, и рискнувших путешествовать самостоятельно), говорит следующий пример из «Дневника белогвардейца» А.П. Будберга:
27 декабря 1917 года он записывает в нем:
«Видел бывшего командира 27 корпуса ген. Кузьмина-Караваева, только что приехавшего из Тифлиса от Главнокомандующего Кавказской армией;
ехать сейчас, по его словам, хуже всякой каторги; он сам видел нескольких пассажиров, в том числе двух дам, которые были втиснуты в разрушенные уборные, завалены там солдатскими вещами, и ехали так 10 дней, покупая дорогой ценой приносимую им товарищами воду».
Думаю, несложно догадаться, что именно скрывалось за словами «покупая дорогой ценой».
Называть такие вещи своими именами тогда не было принято даже в личных дневниках, воспитание не позволяло…

Вернемся к событиям Первой мировой войны, связанными с наркотиками и наркоманией.

В наиболее сложном положении оказалась царская армия.
Своей развитой фармакологической промышленности в России вообще не имелось!
До 1914 года из нашей страны в Европу, в первую очередь на фабрики в Германии, поставлялось только биологическое и растительное лекарственное сырьё. Причём по очень низким закупочным ценам.
После того как это сырьё германская фармацевтика перерабатывала в готовую продукцию, заказанные Россией медикаментозные товары возвращались обратно, но уже совсем по другой, куда более высокой оптовой стоимости.

Как можно было десятилетиями готовиться к войне с Германией и не обратить внимания на эту проблему, понять сложно.
Возможно, власть предержащие отчего-то предполагали, будто германский император будет и в годы войны, поставлять, как в мирное время, наркотикосодержащие лекарства России, а скорее всего, просто «не заморачивались» этим, говоря современным языком.

Надо сказать, что торговые отношения между Россией и Германией накануне ПМВ были неравноправными, полуколониальными.
Торговый договор, который правительство Николая Второго заключило с Германией был настолько выгоден для немцев, что тогда было принято считать, будто бы его выгоды окупали все расходы по содержанию германской армии в мирное время.

23 октября 1914 года вышел в свет циркуляр «О содействии общественным установлениям и частным фирмам, нуждающимся в приобретении лекарственных средств». Документом поощрялось развитие фармако-химической промышленности, занятой производством необходимых фронту лекарств.
14 мая 1915 года в Петрограде состоялось экстренное Межведомственное совещание при Департаменте земледелия МВД Российской империи «Об улучшении производства в России лекарственных растений».
Совещание констатировало: «Переживаемая ныне освободительная война обнаружила тяжёлую зависимость России от германской промышленности, между прочим, и в деле снабжения населения лекарствами».
Признано целесообразным «возделывание снотворного (опийного) мака – Papaver somniferum – и создание собственной промышленной базы по кустарной и фабричной переработке сырья и производства ассортимента лекарств».
К сожалению, найти официальные российские данные производства и закупки за рубежом наркотических средств очень сложно. Вполне возможно, что такой статистики, при царе, попросту не велось.

В русской армии такого размаха наркомании не было, но это зло, постепенно, проникало в широкие слои офицерства, врачей, медперсонала и близких им людей.
По понятным причинам, это никогда особенно не афишировалось, однако известно, что даже многие известные люди становились наркоманами.
Кому-то из них чудом удавалось «соскочить» с иглы или кокаина (как, например Александру Вертинскому, или Михаилу Булгакову), но многим сотням тысяч это сделать не удалось…
Разумеется, и многие офицеры, особенно те, кто был неоднократно ранен, тоже попадали в наркотическую зависимость.

Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом. »

Хорошо знал Слащова и генерал Врангель, посвятивший ему несколько страниц в своих воспоминаниях.
Он тоже подчеркивал пристрастие Якова Слащова к кокаину:
«Неуравновешенный от природы, слабохарактерный, легко поддающийся самой низкопробной лести, плохо разбирающийся в людях, к тому же подверженный болезненному пристрастию к наркотикам и вину, он в атмосфере общего развала окончательно запутался.
…генерал Слащов не мог успокоиться. Убедившись, что я в разговорах с ним тщательно избегаю касаться всего того, что не имеет отношения к вопросам, связанным с его командованием, он стал засыпать меня своими сумбурными рапортами. Рапорты эти столь характерны, что я не могу не привести одного из них.
«5 апреля 1920 года. Секретно в собственные руки.
Главнокомандующему Вооруженными Силами на Юге России. №021.
РАПОРТ.

2. …Разрушается моя контрразведка, намечаются новые газеты, когда не хватает бумаги для старых, а мне не высылают орудий и автомобилей.
Интриги на маленькой территории Крыма невероятно растут. Борьба идет с коренными защитниками фронта, до меня включительно, вторгаясь даже в мою частную жизнь (спирт, кокаин)».

Тут интересно упоминание Слащова, что он имел тогда свою ЛИЧНУЮ контрразведку.
(Впрочем, собственные отделы контрразведки, не подчинявшиеся никому, кроме учредивших их атаманов и полководцев, вообще были «в порядке вещей» в Белой армии. Мы от этом потом подробнее поговорим).

О том, чем нередко занимались эти «личные» контрразведки, вспоминает барон Врангель:
«Злоупотребляя наркотиками и вином, генерал Слащов окружил себя всякими проходимцами. Мне стало известно из доклада главного военного прокурора об аресте по обвинению в вымогательстве и убийстве ряда лиц с целью грабежа, начальника контр-разведки генерала Слащова военного чиновника Шарова. Последнего генерал Слащов всячески выгораживал, отказываясь выдать судебным властям.
Следствие между прочим обнаружило, что в состоянии невменяемости генералом Слащовым был отдан чиновнику Шарову, по его докладу, приказ расстрелять без суда и следствия полковника Протопопова, как дезертира.
Полковник Протопопов был расстрелян, причем вещи его, два золотых кольца и золотые часы, присвоил себе чиновник Шаров».

Такие вещи в любой уважающей себя армии мира называются мародерством и караются по законам военного времени…

После Февраля 1917 года начался распад и разложение русской армии и государства. С началом Гражданской войны продолжилось разорение аптек, в которых имелись наркотики, солдатами и матросами как «белых», так и «красных», это стало обычным явлением.
В это время и появилось жаргонное выражение «Балтийский чай», который представлял из себя не что иное, как смесь питьевого спирта с кокаином.
Говорят, что «накоктейлившиеся» бойцы могли не спать сутками, не ведали усталости, в атаку шли без страха, и при ранении не ощущали боли.
Впрочем, официальная историческая наука на этот счет хранит молчание.

Наш знаменитый хирург Н.Н. Бурденко, анализируя средства наркоза, применявшиеся в 1914 году на Северо-Западном фронте, сетовал на отсутствие препаратов, которые не вызывали бы зависимость от них у раненых, настаивал на необходимости в этом плане тщательно готовиться к будущим войнам.
Его призыв актуален и в нынешние дни.
По разным подсчетам количество раненых в царской армии в годы ПМВ было от 3,2 млн. до 3,8 млн. человек.
Скольких из них удалось бы спасти полевым врачам, будь наркотиков в санитарных частях Русской армии – побольше, а в тылу – поменьше, никто ответит.

В годы Гражданской войны ситуация с анестезией у обеих противоборствующих сторон была просто катастрофической.
О некоторых медицинских проблемах, в годы Гражданской, мы и поговорим в следующей главе.

Источник

Стихотворения, стр. 68

Печатается по ОЗ (1841, №3), где появилось впервые.

Датируется началом 1841 г. по времени опубликования.

В «Отечественных записках» слово «иной» (в строке «Скажи, что судит нас иной») согласно правописанию того времени начиналось с прописной буквы.

Возникло на основе переработки юношеского «Романс к И…» («Когда я унесу в чужбину…») и стихов Владимира Арбенина из драмы «Странный человек» («Когда одни воспоминанья…»). К кому обращено стихотворение, окончательно не установлено. Существует предположение, что адресат его – В. А. Бахметева (урожд. Лопухина).

Печатается по ОЗ (1841, №4), где появилось впервые.

Первоначальное заглавие (в автографе ИРЛИ) – «Отчизна».

В. Г. Белинский 13 марта 1841 г. писал В. П. Боткину: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его „Родина“ – то, аллах-керим (Mein Got! Еврей – мусульманин?), – что за вещь – пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских» (Белинский, т.XII, стр. 35).

Демократические симпатии, выраженные в этом стихотворении, позволили Н. А. Добролюбову в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858) сделать важнейший вывод об эволюции лермонтовского творчества: «Лермонтов… умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение „Родина“, в котором он… понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». (Добролюбов, т. 1, стр. 238).

Печатается по ОЗ (1841, №5), где появилось впервые. Датируется 1841 г. по времени опубликования.

Написано в связи с перенесением праха Наполеона с острова св. Елены в Париж, 15 декабря 1840 г.

Вы сына выдали врагам. – Сын Наполеона I и Марии-Луизы – Наполеон II после падения Наполеона (в 1814 г.) был привезен в Австрию. В 1832 г. он умер от чахотки в возрасте двадцати одного года.

В большинстве изданий, начиная с «Отечественных записок», слова, относящиеся к Наполеону, печатаются с прописных букв («Он», «перед Ним», «Его», «Столица», «Скала», «Океан»). В настоящем издании такое написание не воспроизводится.

Резко отрицательная оценка современной Франции внешне сближала «Последнее новоселье» со стихами славянофильской и официально-патриотической ориентации (А. С. Хомякова, А. И. Подолинского, Е. П. Ростопчиной): «Какую дрянь написал Лермонтов о Наполеоне и французах, – писал Виссарион Г. Белинский… – жаль думать, что это Лермонтов, а не Хомяков».

Ты жалкий и пустой народ? – Эта характеристика французского обывателя опирается на формулу из пушкинской статьи «Последний из свойственников Иоанны д’Арк»: «Жалкий век! жалкий народ!»

Из вольности – орудье палача, И все заветные отцовские поверья Ты им рубил, рубил сплеча… – Речь идет о якобинском терроре.

В стенах египетских, у стен покорной Вены, В снегах пылающей Москвы! – Речь идет о Египетской экспедиции 1798…1799 гг., разгроме Австрии, закончившемся Венским миром (1809 г.), и пожаре Москвы 1812 г.

Вы потрясали власть избранную, как бремя, Точили в темноте кинжал! – Общественно-политическая обстановка во Франции к моменту возвращения в Париж Наполеона после окончившегося разгромом французской армии военного похода в Россию характеризовалось ростом оппозиционных настроений.

Лишенный прав и места гражданина… Забытый, он угас один… – 31 марта 1814 г. союзники вступили в Париж, в апреле Наполеон отрекся от престола, сохранив титул императора; после окончившейся неудачей попытки восстановить свою власть 22 июня 1815 г. последовало окончательное отречение в пользу сына.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *