что лучше пепси кола или кока кола
Война брендов Coca Cola vs Pepsi
Когда два бренда выпускают схожую продукцию, конкуренция неизбежна. Но конфликт Coca Cola vs Pepsi – уникальная столетняя борьба, которая продолжается до сих пор. При этом всегда найдутся ценители, которые отличают напитки друг от друга. Любителям Колы и Пепси самим интересно смотреть на разворачивающиеся рекламные кампании. Как появился напиток, секреты сиропа и непрекращающаяся захватывающая борьба за первое место. Расскажем, что делает каждая компания для привлечения клиента на свою сторону.
Содержание
Краткая история Coca Cola
В 1890 году общество стало выступать категорически против кокаина. Началась серьезная борьба с наркотиком, ведущим к жутким последствиям. Тогда же и возникли проблемы с выпуском колы. Решением было добавление «выжатых» листьев коки, в которых уже не было наркотика.
Краткая история Pepsi
Второй знаменитый напиток тоже создал фармацевт. Калеб Брэдхем через 12 лет после создания колы анонсирует новый тонизирующий сироп «Brad’s drink», который переименовывается в «Pepsi-Cola». Считается, что название связано с диспепсией или с веществом пепсином. До сих пор говорят, что такими напитками можно лечить расстройство желудка, то есть диспепсию. Так что название вполне логичное. Позже из-за роста цен на сахар компания обанкротилась и раскрыла секретный состав. Но в 30-е годы вернулась с ошеломительным успехом и стала отвоевывать рынок у Колы. Во время второй мировой войны напиток стал популярнее многих именитых на тот момент брендов. Пепси Кола обошла Royal Crown и Dr. Pepper.
Война брендов Coca Cola и Pepsi
Начало войны пришлось на 30 годы двадцатого века. Тогда Кока Кола становится спонсором Олимпийских игр. Она и сейчас остается неизменной составляющей этого события. Чуть позже художник Хаддон Сундблом рисует улыбающегося Санту, который рекламирует напиток уже на протяжении столетия. Всем нам хорошо известна рождественская реклама Coca Cola с незабываемой песней и караваном грузовиков. Каждый год этот “Праздник к нам приходит” в дома.
Но Пепси не отставала, в те же времена кризиса она выпускает бутылки, которые в два раза больше предлагаемых конкурентами. Цена на заветный сироп осталась такой же, как у маленьких бутылочек противника. Конечно, это способствовало взлету продаж. Реклама гласила: «Вдвое больше за те же деньги». За 5 центров покупатели сметали с полок большие бутылки Pepsi.
Coca Cola судилась с 20 компаниями по поводу похожего дизайна продукции и названия. И все разы она выигрывала дела. С Pepsi, имеющей свой личный дизайн, судиться было тяжело. И все же они попробовали это сделать в 1938 году. Они подали иск на часть названия «кола» в названии напитка. Но проиграли, так как адвокат Пепси смог убедить суд признать в последующем слово общепринятым термином.
Реклама Колы и Пепси
Несмотря на то, что слово «кола» признано общим, поклонники для себя разделили названия на Колу и Пепси. Это позволило проще различать напитки и способствовало исчезновению с синих банок этой приписки.
Ну, а в рекламе начали происходить свои изменения. Coca Cola позиционировала себя, как напиток для всей семьи, тогда как Pepsi заявляла, что их газировка направлена на новое поколение. Появилась реклама: «Pepsi — для тех, кто чувствует себя молодым». Трехцветная банка под цвета флага и новые идеи начали пугать владельцев Колы. Они даже решили максимально приблизить состав своего сиропа к составу конкурента. Но это новшество вышло им боком. Поклонники отвергли New Coke и даже подали в суд на компанию. Так ценители напитка вынудили «красную» компанию вернуться к старому рецепту.
Этот скандал стал своеобразной рекламой для Колы, благодаря чему интерес к напитку снова возрос.
Еще одна вспышка войны развернулась в 1996 году. Перед тем как Кола начала проводить рекламу напитка на очередных Олимпийских играх, Пепси выступила с ответом. Компания устроила турне звезд по столицам мира. К рекламе были привлечены Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Андре Агасси и другие известные лица. За счет этого продажи конкурентов практически сравнялись.
Показательным было противостояние брендов в 2000-е, когда в молодежной среде социум был разделен на поклонников Бритни Спирс и Кристины Агилеры. Компании и здесь решились устроить битву: Агилера подписала контракт с Coca-Cola, а Спирс, недолго думая, пошла на сотрудничество с Pepsi. Примечательно, что в 2006 году Агилера подписала рекламное соглашение с Pepsi для кампании к Чемпионату мира по футболу в Германии.
Наши дни
Маркетологи Pepsi действительно, как и говорится в рекламе, направляют свои силы на привлечение молодежи. Об этом свидетельствуют частые рекламные ходы, официальные и ничем не подтвержденные. Можно встретить рекламу, где автомат Колы занесло снегом, а Пепси стоит себе спокойно и ждет покупателей. Также есть реклама, где к синему напитку протоптана тропинка, а к конкуренту нет ни одного следа. И это самые безобидные варианты.
Смешные и провокационные плакаты и видеоролики веселили любителей обоих напитков и прибавляли очков в корзину Пепси. Но Кола стойко держалась, продолжая гнуть свою линию более спокойного и традиционного напитка. Это и интересные рекламы не только в Рождество позволяют ей оставаться на плаву и быть лидером продаж по сей день. На 2010 год стоимость компании оценивалась в 70 миллиардов долларов. У Пепси сумма чуть ниже, но они не сдаются. Не будем лукавить, Кола всегда была первой, и она не уступает свое место по сей день.
Интересные факты:
Если всю выработанную более чем за сто лет Кока-Колу разлить в бутылки, выложить в одну линию и обвить ею околоземную орбиту нашей планеты, то она обернет Землю 4334 раза. Кстати, подобная цепочка к Луне дотянулась бы туда и обратно 1045 раз.
Кока Кола используется как пятновыводитель и очиститель канализации. В интернете множество лайфхаков, как применять напиток не по назначению.
Пепси принадлежит Tropicana, Mountain Dew, Lay´s, Gatorade, Quaker. Ранее они приобретали KFC, Pizza Hut и Taco Bell, которые отделились от них в 1997 году.
Проводились слепые тесты, когда участники должны были выбрать напиток по вкусу. Победила Pepsi, что и поторопилась озвучить в телевизионной рекламе.
Ну а мы, несмотря на разворачивающиеся войны, будем выбирать тот напиток, который больше нравится по вкусу. Ну, или чередовать их, чтобы никому не было обидно.
Coca-Cola vs PepsiCo. Сравним компании шипучек
Обе компании не нуждаются в представлении. Думаю, что любой человек пробовал их продукцию и определился, какой вкус ему нравится больше — Coca-Cola или Pepsi. Но для принятия решения, какие акции купить, личные предпочтения в газировке — не аргумент. Рассмотрим компании с финансовой точки зрения, сравним и сделаем вывод об их инвестиционной привлекательности.
На чем зарабатывают
Coca-Cola
Компания выпускает более 500 брендов безалкогольных напитков и продает их практически во всех странах мира. Coca-Cola владеет четырьмя из пяти самых крупных мировых брендов газировки: Coca-Cola, Diet Coke, Fanta и Sprite. У компании также есть растущий портфель негазированных безалкогольных напитков, который включает Powerade, Vitaminwater, Minute Maid, Costa Coffee, Fuse и Gold Peak. Также есть доля в бизнесе энергетических напитков Monster Beverage.
Согласно отчету компании, за 9 месяцев 2020 г. наибольшая доля продаж приходилась на Северную Америку — около 35%. Следующие по объему рынки — Европа, Ближний Восток и Африка.
PepsiCo
Российскому потребителю известны газировки Pepsi и Mountain Dew, чай Lipton, чипсы Lay’s и Cheetos, но этим список не ограничивается, компания производит множество других безалкогольных напитков и различных закусок.
Согласно отчету компании, за 9 месяцев 2020 г. 60% продаж напитков и закусок было сосредоточено в Северной Америке. Следующими важными регионами для PepsiCo являются Европа и Латинская Америка.
Финансовые показатели по итогам III квартала и 9 месяцев 2020 г.:
Старт 2020 г. стал для компаний настоящим испытанием, рост финансовых показателей замедлился. Пандемия негативно сказалась на результатах продаж напитков. Однако во второй половине 2020 г. появились признаки улучшения.
Стоит отметить, что PepsiCo зарабатывает больше, чем Coca-Cola, за счет разнообразия продукции. Как раз сегмент закусок показал в III квартале 2020 г. результаты, превысившие ожидания аналитиков.
7 февраля в США стартует Суперкубок по американскому футболу, во время которого компании традиционно размещают рекламу своей продукции. Как сообщает MarketWatch, PepsiCo не будет рекламировать в этом году свой флагманский продукт — Pepsi. Вместо этого компания планирует продвигать Mountain Dew и закуски подразделения Frito-Lay.
Coca-Cola и вовсе взяла перерыв в рекламе, так как придерживается стратегии сокращения расходов и объемов производства. Проблемы вызваны пандемией, из-за которой были закрыты ключевые места продаж напитков — бары, рестораны, кинотеатры и стадионы. Компания продолжает изучать потребительские вкусы. Так, было объявлено о прекращении выпуска некоторых наименований продукции.
Про будущее
PepsiCo продолжает увеличивать ассортимент своей продукции. На этой неделе стало известно о партнерстве с компанией Beyond Meat, о которой мы ранее писали. Компании могут работать над созданием новых закусок под брендами Frito-Lay и Tostitos, используя растительное мясо. Также в планах упоминались напитки на основе растительного белка. Можно предположить, что у PepsiCo появятся белковые напитки для быстроразвивающегося рынка здорового и фитнес-питания.
PepsiCo предоставит маркетинговые и другие «коммерческие возможности», а Beyond Meat сосредоточится на разработке самих белковых продуктов на растительной основе. Бизнес будет находиться под эгидой Planet Partnership — совместного предприятия, которым управляют оба партнера.
Компания также делает упор на более качественные продукты с пониженным содержанием соли и сахара. В прошлом году PepsiCo приобрела Rockstar Energy для усиления позиций на рынке энергетических напитков, который, по мнению компании, является высокодоходным.
В начале января 2021 г. PepsiCo объявила о 10 финалистах программы Greenhouse Accelerator. Участники получат консультации экспертов компании и деньги для 6-месячных проектов в различных областях, включая исследования и разработки, цепочки поставок и дизайн. Таким образом, PepsiCo ищет новые прорывные решения в области ассортимента, технологий и др.
Компания выглядит не так уверенно, как PepsiCo. Последние несколько лет выручка снижается. Чистая прибыль увеличивается только благодаря сокращению расходов. 2020 г. не стал исключением.
Также среди аналитиков ведутся споры по результатам IV квартала 2020 г. Некоторые считают, что компания выглядит устойчиво и принимает верные стратегические решения на будущее. Другие говорят о том, что ключевой позитив уже заложен в цену, а пандемия продолжит негативно влиять на финансовые результаты компании. Спор решится 10 февраля, когда будет опубликован отчет.
Что еще
По данным Barron’s мы имеем следующие прогнозы:
По большинству мультипликаторов Coca-Cola выглядит переоцененной по сравнению с конкурентом.
Драйверы роста и риски
— Обе компании являются дивидендными аристократами, что добавляет им инвестиционной привлекательности. Дивидендная доходность PepsiCo — около 3%, а у Coca-Cola — 3,4%.
— Оптимизм вокруг положительных испытаний вакцины вселяет надежду на скорое открытие заведений общественного питания, что положительно для результатов обеих компаний. Однако риск продления ограничительных мер все еще присутствует.
— Так как компании работают по всему миру, снижение национальных валют по отношению к доллару будет дополнительным преимуществом, которое повлияет на спрос. В большей степени это относится к Coca-Cola, так как большая часть выручки генерируется за границей.
— Окружающая среда. Использование вредных материалов и создание отходов является мировой проблемой. Рано или поздно на законодательном уровне могут появится ограничения, которые приведут к увеличению расходов из-за возможной смены технологического процесса.
— Общая рыночная ситуация может привести к коррекции на рынке США, что также отразится на акциях обеих компаний.
Итоги
На текущий момент лидером по напиткам, несомненно, является Coca-Cola. Однако компания сталкивается с новыми трудностями, что в среднесрочной перспективе негативно для акций. При этом компания платит хорошие дивиденды, поэтому ее долгосрочные перспективы выглядят позитивно.
PepsiCo имеет диверсифицированный бизнес не только в сегменте напитков, но и в других продуктах. Последние квартальные результаты лишь подтверждают правильность такой стратегии. Ожидается, что сегмент закусок останется под высоким спросом даже с окончанием пандемии. Поэтому компания выглядит более уверенно как в среднесрочной перспективе, так и долгосрочной.
С начала года акции Coca-Cola упали на 10,4%, а за последний год — снизились на 13,8%. PepsiCo упала на 6,1% с начала года, а за последние 12 месяцев — снизилась на 1,8%.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Заседание ЕЦБ. Что ждет инвесторов
Метод Баффета не работает?
Самые эффективные компании России. Стоит ли покупать их акции
Coupa Software — корпоративный оптимизатор расходов. Обзор эмитента
Доходности по вкладам растут. И это еще не предел
Facebook отчитался хуже прогнозов. Почему акции выросли
СПБ биржа запустит торги фондами на свой индекс SPB100
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
PR: кто и почему побеждает в битве Pepsi и Coca-Cola
Есть два вида войны, которые никогда не прекращаются на белом свете: информационная и конкурентная.
Обойдет ли Pepsi Кока-колу или. канет в небытие? Двум медведям, как известно, в одной берлоге не место. В чем сильные и слабые стороны каждого из гигантов и чего не хватает каждому из них, чтобы победить своего конкурента?
Почему Coca-Cola по всем статьям обходит своего конкурента? Самое интересное в этой истории соперничества двух напитков состоит в том, что, разницы в качестве и вкусе напитков между Coca-Cola и Pepsi практически нет, как утверждают исследователи, то есть с закрытыми глазами вам ни за что и никогда не отличить один от другого (более того, на многочисленных публичных тестах «вслепую» люди часто отдают предпочтение… Pepsi). Иными словами, разница между ними такая же, как между сногсшибательными блондинками и брюнетками. Т.е есть по большому счету никакой. И в борьбе между ними побеждает не цвет волос, а. пиар, когда кто то из них, благодаря умению «подать себя» побеждает по всем статья свою конкурентку-«подругу».
А вот если открыть глаза, вы подсознательно, скорее всего, выберете все же Coca-Cola: именно она стоит в фирменных холодильниках в каждом кафе, ресторане, баре, супермаркете и т.д. И о чем же это говорит? О том, что основной фронт войны между вечными спарринг-партнерами идет не через «вкусовые качества продукта», а через рекламные ходы и маркетинговые сражения.
Так все же, кто и что на самом деле правит в мире безалкогольных напитков? Как обычный газированный напиток – дешевый продукт – сумел завоевать умы миллионов людей и принес компаниям миллиардные доходы? И, наконец, почему объемы продаж Pepsi отстают от аналогичных продаж Coca-Cola?
Причины невиданного взлета в мире Coca-Cola и Pepsi: двое из ларца одинаковых с лица
Так что же объединяет Coca-Cola и Pepsi и сделало их обоих фактическими монополистами рынка? Да многое, пояснили эксперты Академии Masterforex-V, в т.ч. следующее:
В результате, сегодня Coca-Cola – чуть более терпкая и пузырящаяся, а Pepsi – более сладкая. То есть разницы почти никакой нет и пользы, как утверждают медики и конкуренты, – тоже. Недоброжелатели уверены, что ежедневно пить любую из этих газировок, особенно с детства, нежелательно и даже опасно. Кто же не слышал «страшилки» о том, что в стакане с Coca-Cola можно растворить кусок мяса или колбасы, что копы ее используют в качестве растворителя, мол, хорошо отмывает кровь с асфальта, кроме того, ее можно использовать как пятновыводитель, для очистки канализации, борьбы с накипью в электрочайниках и т.д. На самом деле, все это под силу любой жидкости, где есть лимонная кислота;
Представьте: вы производите такой же товар, как и ваш конкурент, но он 100 лет второй, а вы первый. Так в чем же причины и опыт победы?
Пиар битва брендов: в чем же Coca Cola сильнее Pepsi
Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости? В чем же все-таки разница между Coca-Cola и Pepsi, почему уже век последняя не может выйти из тени более успешного конкурента? Понятно, что ответ на этот вопрос не имеет ничего общего с улучшением состава Coca-Cola. Формулы напитков и той, и другой компании остаются по существу неизменными вот уже сто лет.
Попробуем ответить на вопрос, в чем сильна Coca-Cola, в чем ее преимущество?
— исторически Coca-Cola появилась на 12 лет раньше, чем Pepsi, в торговле – это приличный срок, из-за этого она первой выпустила напиток и застолбила за собой рыночную нишу. Название Pepsi газировка получила в 1902 году, когда продажи Сola уже составляли 120 тыс. долларов. В общем, Pepsi досталась незавидная роль второго, который всегда гонится за лидером, но так и не приближается к нему. Априори став догоняющей Pepsi, экономя и желая спрямить путь (догонять – это значит спрямить путь), откровенно копировала Coca-Cola, продвигалась на рынок как напиток, похожий на Cola (что нашло свое отражение и в названии новой газировки);
— самый узнаваемый бренд. Выяснилось, что узнаваемость Coca-Cola в мире равна 98 процентам(!), то есть почти каждый человек на Земле знает, что такое Cola. Сегодня она – главный американский бренд, символ США, а двух одинаковых символов быть не может, иначе – девальвация символа;
— самый дорогой бренд 2011 года, впрочем, как и 12 предыдущих лет в Америке (Interbrand 2011), и стоимость ее марки только растет;
— упор на лидерство. В 1970 году Coca-Cola выдвинула слоган «Это – первоклассная вещь», тем самым показав, кто в доме хозяин, то бишь на рынке. Получалось, что только Cola является настоящим напитком, все остальные – лишь ее жалкая имитация. А против лидерства, что называется, не попрешь;
— акцент на более взрослых, умудренных жизнью людей, знающих себе цену. А они редко изменяют своим привычкам и пристрастиям. Они ведь лидеры;
— упор на проверенную временем классику и семейные ценности. Как уже говорилось, в 30-х годах прошлого века Cola начал рекламировать сам Санта-Клаус. Именно Coca-Cola Co заказала для него дизайн костюма в своих фирменных цветах – красно-белых. А еще песня: «Праздник-к-нам-приходит-праздник-к-нам-приходит». С тех пор Coca-Cola для людей стоит в одном ряду с праздником, елкой и фейерверками. В общем, не случайно во время новогодних праздников в Россиисущественно подскакивают продажи Cola;
— большая стабильность маркетинга. Если Pepsi часто меняет свои слоганы и маркетинговые ходы, то Coca-Cola – само постоянство, уже это не позволяет потребителям чувствовать, что они стареют и отстают от жизни;
— работа на опережение. Так, например, Coca-Cola для повышения продаж в отдаленных населенных пунктах стала продавать напитки с машин, которые доставляли туда продукты, для этого были закуплены фургоны с изображением напитка и его символикой. Затем стала устанавливать свою светящуюся рекламу около популярных сетей питания и т.д.
В чем же Pepsi превосходит своего извечного конкурента?
Собственно практически все особенности ее продвижения лежат в одной исторически заданной плоскости – догонять и отвоевывать рынок у Coca-Cola, завоевывая своих сторонников и почитателей. С этим связана следующая политика Pepsi:
— завоевание новых рынков. Одно из правил PepsiCo Inc. звучит так –«стремиться к успеху в каждом регионе, бороться за каждый рынок». И опять такая линия поведения компании – планида для догоняющего, ведь ему приходится занимать свободные от удачливого конкурента рынки. К примеру, PepsiCo Inc. в 70-е годы прошлого столетия первой начала проникать в коммунистические страны – СССР (Coca-Cola появится в Советском Союзе только в 1988 году), Китай и т.д. Ради этого Pepsi тогда даже заменила в своем слогане «Присоединяйся к людям Pepsi, почувствуй свободу» последнее слово на нейтральное – «беззаботность» для жителей СССР. Правда, Coca-Cola всегда успешно отвоевывала рынки, и сегодня она лидирует в России. За 30 лет объем ее инвестиций в экономику Китая уже достиг 5 млрд. долларов, в ближайшие годы она собирается еще вложить 4 млрд. долларов, готовится инвестировать до 2020 года 5 млрд. долларов в свой бизнес в Индии и т.д.;
— агрессивная реклама. И опять же, чтобы догнать лидера и сразиться с ним за потребителя, бренд №2 просто обязан нападать на бренд №1, создавать яркие запоминающиеся рекламные ролики. А еще работать против Coca-Cola на контрасте. Здесь уместным будет привести следующий пример. Поскольку Cola устойчиво ассоциируется у потребителей с Санта Клаусом, PepsiCo запустила рекламу «Лето – это время Pepsi». Скажите, как-то это незамысловато, зато сразу бросается в глаза и легко запоминается.
Поскольку с Coca-Cola было бессмысленно сражаться на захваченной ею территории (лидерство, старшее поколение, семейные традиции и пр.), PepsiCo стала атаковать Cola с флангов и брать напором. Увы, но судьба всех альтернативных брендов – быть круче лидера продаж, подсознательно себя сравнивая с ним. К примеру, для ее рекламной компании характерны:
— привлечение звезд. Считается, что нет другой такой компании, в рекламе которой снималось бы столько звезд, как у Pepsi – Бэкхем, Бритни Спирс, Агилера, Пинк и др. Правда, вскоре выяснилось, что ролики со звездами особой реакции у покупателей не вызывают, оно и понятно, лицезрение того же Бекхэма затмевает сам напиток. Между тем, удовольствие это было не из дешевых. Та же Бритни Спирс, по некоторым данным, обошлась компании в 95 млн. долларов (за два десятилетия) и что, Pepsi победила Coca-Cola? Нет;
— ставка на молодежь. Поскольку люди постарше предпочитали Coca-Cola, Pepsi поставила на молодежь. В свое время с лозунгом: «Молодое поколение выбирает Pepsi» этот напиток действительно стал известным во всем мире и чуть не обошел своего соперника. К тому же Pepsi была почти на 9 процентов слаще, чем Coca-Cola, а для молодых «слишком сладко» не бывает. И, казалось, в этом компания не прогадала. Для молодых выбор Pepsi был протестом против старшего поколения (они пьют Coca-Cola, значит, мы будем проводить время с Pepsi), давал возможность самоутвердиться, идетифицироваться, кроме того, старшее поколение ведь вымирает, тогда как «Поколение Pepsi» только увеличивается и растет;
— оригинальная бутылка. Новая «закрученная» бутылка в свое время заменила старую прямую и стала бросаться в глаза потребителям. К тому же она была большего размера, чем у Cola, что опять же должно было заинтересовать молодых. Из этой же серии последняя новость, PepsiCo собирается покорить женскую часть покупателей, выпуская напиток в меньшей по объему таре, а продвигать этот продукт будут с помощью скидочных купонов;
— музыкальная реклама. Pepsi первой еще в 1940 году создала рекламную песенку, которая со временем стала настоящим хитом и была переведена на множество языков мира, в ее рекламных роликах пели Майкл Джексон, Лайонел Ричи и др.;
— оригинальные рекламные акции. К примеру, известная акция компании –«выбери лучшую из коллекции вслепую», в результате которой Pepsi победила Cola со счетом 3:2, о чем тут же сообщили в телевизионной рекламе. Или – бесплатная дегустация Pepsi, а ведь новое, как правило, нравится больше привычного.
Итак, что следует из этого краткого обзора, бренд Pepsi пытается обойти Coca-Cola, подсознательно сравнивая себя с нею и. проигрывает. Значит, в поисках истины нам придется выйти на формулу успеха Coca-Cola.
Ошибки Pepsi: больше всего подражателей вызывает то, что неподражаемо
— мифология. Какая-то загадка должна быть не только в женщине, но и в газированном напитке. Чего-чего, а мифов и тайн вокруг Cola за время ее существования создано предостаточно. Чего стоит хотя бы ее якобы секретная формула. Это, безусловно, подогревает интерес к самой Coca-Cola и подстегивает продажи. Говорят (тихо!), ее состав полностью известен лишь узкому кругу избранных, а точная формула, хранящаяся в сейфе банка в Атланте, оберегается почти как военный секрет. Тогда как состав Pepsi широко известен, поскольку в 1923 году, проходя через процедуру банкротства, компания была вынуждена раскрыть его;
— традиции. Если у Pepsi логотип менялся не единожды, то Coca-Cola свой логотип кардинально не меняла ни разу, все эти десятилетия спокойно наблюдая за метаниями красно-синего «противника»;
— ставка на вечные ценности (тот же Санта-Клаус, Америка и Рождество). Pepsi, сделав однажды ставку на молодых и добившись благодаря этому промежуточной победы, вскоре многое из наработанного растеряла. Дело в том, что вкусы молодежи, как известно, изменчивы и непостоянны. К тому же, она растет, а значит, меняет свои молодежные пристрастия. Вот и приходится Pepsi каждый год искать новых потенциальных потребителей, стереть же в памяти народной то, что Pepsi – напиток для молодежи, совсем непросто. Практика показывает, что попытки сломать потребительские стереотипы часто обречены на провал. Coca-Cola же опирается на ценности, оцененные уже существующими группами;
Эксперты: сможет ли Pepsi обогнать Кока-Колу?
Если за 100 лет бренд не может догнать конкурента, значит в маркетинге, пиаре и рекламе, что то делается «не так», пояснил в интервью «Биржевому лидеру» известный канадский финансовый эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский
1. Чтобы стать первым, нет смысла догонять, чем пытается заниматься уже сто лет Pepsi. Для этого нужно просто бежать в своем направлении на поле, который не занял ваш конкурент. Бессмысленно подражать неподражаемому. Pepsi все верно делает с точки зрения «фланговых атак» классического маркетинга
2. Упорная борьба между гигантами идет на узком поле меняющихся логотипов, рекламных роликов, бессмысленных билбордов на стадионах во время игры, звезд спорта и шоу-бизнеса. кто же первым из них додумается вырваться из этого порочного круга, вспомнив, наконец, что у покупателей могут быть свои, намного более глубинные (!) причины, отдать предпочтение какой нибудь из этих или других марок, по отношению к которым Санта-Клаус, белый медведь или «холодильник с холодным пепси в жаркое лето» смогут стать лишь логическим дополнением?
3. Пиар служба бренда Pepsi проигрывает Coca-Cola интернет пространство в СНГ и мире. См. таблицу
4. Пиар служба Coca-Cola создает один за другим информационные поводы в СМИ, а Pepsi. лишь наблюдает:
— Coca-Cola представит Эстафету олимпийского огня в Сочи (красивый традиционный ход Кока-Колы, учитывая количествоСМИ, которое будет освещать Олимпиаду). Ответ Pepsi. Неужели снова лишь в том, чтобы выкупить все билборды на пути к стадионам, как пишут ее недоброжелатели?
5. Какого вида напитка не хватает в перечне товаров и Coca-Cola и Pepsi? Это, а не спонсорство с вручением «кожаных мячей» или футболок с эмблемами могло бы переломить ход борьбы.
6. Pepsi проигрывает информационную войну даже там, где она реально. сильнее. Например, рейтинг для инвесторов Barron’s определил для Coca-Cola Co престижное место в Топ-10 самых «уважаемых у инвесторов компаний в мире», а PepsiCo за прошлый год упала с 9-го на 30-е место;
Убедительно? Самое неожиданное и смешное в другом, никто не проверял и не усомнился в этом «мировом рейтинге» (даже аналитики PepsiCo), хотя
а) лучший финансовый менеджмент корпорации имеет именно. PepsiCo, так, за прошедший год
— чистая прибыль корпорации Кока Колы снизилась на 27% – до 8,6 млрд. долларов, в то время, как PepsiCo Inc. выросла на 2% – до 6,4 млрд. долларов,
— чистая прибыль на акцию так же выше PepsiCo (4.03 доллара против 3.69 у Кока-колы)
Где же трехкратное отставание PepsiCo Inc по рейтингу Barron’s? Рынок его реально не видит:
PepsiCo Inc.:
7. Или первым в противостоянии Coca-Cola и Pepsi сможет сделать прорыв кто то из тех, кто идут следом за ними в России и СНГ? Сумели же в области пива
— в Украине четыре национальных компании «САН ИнБев Украина»(ТМ «Черниговское», «Рогань» и «Янтар»), «Оболонь» (ТМ «Оболонь»), Carlsberg Ukraine (ТМ «Славутич», «Львивске», «Carlsberg») и «Миллер Брендз Украина» (ТМ «Сармат», «Жигулевское», «Золотая Бочка») контролировать большую часть рынка в стране
Почему же догоняющим компаниям и продуктам в области безалкогольных напитков (в том числе российским «Квас», «Лимонад», «Ситро», «Тархун», «Байкал» и т.д.) явно не хватает опытного пиарщика, который сумел бы нестандартно подойти к их раскрутке и сделать широко узнаваемыми, чтобы выйти на первые места продаж в государстве. И тогда они может быть преподнесут неприятный сюрприз лидерам гонки.
Но о недостатках и ошибках пиар стратегий «Лимонада», «Ситро», «Тархуна», «Байкала» – в следующей статье «Биржевого лидера».
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь