что лучше логопед или дефектолог
«Дефектолог» или «логопед»?
В чем отличие «дефектолога» от «логопеда»?
При выборе педагога уточняйте у профессионала: невролога, психолога, дефектолога и др., что необходимо вашему ребенку для коррекции и дальнейшего развития речи.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики, психологии.
Дефектолог – это коррекционный педагог в области развития детской речи, изучения, обучения, воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития.
Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения.
Специализация дефектолога по развитию речи
Существует несколько дефектологических специальностей, способствующих развитию речи с 3, 4 и 5 лет:
Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте. Также работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.
Кто лучше: дефектолог или логопед?
Все дефектологические специальности тесно связаны между собой, поэтому каждый коррекционный педагог может работать с любой категорией детей.
Главное здесь опыт работы специалиста с детьми, с такими нарушениями.
В данном случае, не принципиально, кто занимается – логопед или дефектолог, главное, чтобы это был хороший специалист, который смог бы на профессиональном уровне заняться развитием детской речи.
В настоящее время дети часто имеют особенности психофизического развития, обусловленные не индивидуальными особенностями или особенностями воспитания, а влиянием неблагоприятных факторов на развитие ребенка (частые болезни, пороки развития, хронические заболевания, экология и др.). Поэтому детям дошкольного и школьного возраста необходима помощь со стороны таких специалистов как дефектолог, логопед.
Основные формы работы специалистов: подгрупповые и индивидуальные занятия.
В практической деятельности дефектолога или логопеда преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Главная задача определить индивидуальный маршрут развития детской речи, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям.
Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития речи, так и родителям, в форме консультаций и рекомендаций.
Чем логопед отличается от дефектолога?
Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.
Каждый невролог (а обычно в первую очередь обращаются к нему) по-своему обозначает и называет такого коррекционного педагога: логопед, дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Поэтому у родителей возникает недопонимание, кого же искать? Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен. Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации мало что может сделать.
Давайте прольем свет на то, чем же занимается каждый из специалистов, чем отличается логопед от дефектолога и кто тогда такой логопед-дефектолог? Какие у них «зоны ответственности» и как выбрать подходящего педагога для занятий?
Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.
Дефектология делится на несколько отраслей:
Как мы видим, в данном списке нет «просто дефектолога», как часто пытаются найти мамы для своего ребенка. И получается, что логопед — это тоже дефектолог.
На практике это выглядит так: в педагогическом вузе есть факультет дефектологии (он может называться по-разному, например, «факультет коррекционной педагогики и психологии», это синоним), который выпускает разных специалистов: дефектолога со специализацией по олигофренопедагогике, по тифлопедагогике, по сурдопедагогике, по логопедии. То есть выпускник такого факультета может называться и «логопед-дефектолог», и «педагог-дефектолог» с пометкой об имеющейся специализации. Важно помнить, что общая теоретическая база у всех специализаций одна. Олигофренопедагог и логопед-дефектолог в своей подготовке имеют много общего. Оба знают классификацию нарушений развития, способы их диагностики, методологию работы с детьми, имеющими особенности развития. Поэтому на практике часто оказывается, что дефектолог-олигофренопедагог в речевом детском саду дополнительно ведет логопедические занятия, а логопед-дефектолог выполняет роль олигофренопедагога в работе с «неречевым» ребенком (поскольку речи как таковой еще нет, методика работы одного и другого специалиста мало отличается на этом этапе).
Существуют еще учителя-логопеды. Их, как правило, выпускают факультеты педагогики и даже филологические факультеты. Они обучаются для работы с «условно здоровыми» детьми. Это логопеды, работающие в обычных детских садах, развивающих центрах и других учреждениях. То есть это те педагоги, которые «ставят звуки», помогают научиться читать и писать детям с минимальными речевыми проблемами (дислалия, стертая дизартрия).
Но различные курсы повышения квалификации и практический опыт работы тоже могут позволять такому специалисту успешно работать с детьми, имеющими сложные диагнозы. То есть даже если у специалиста в дипломе об основном образовании написано «учитель-логопед», это не говорит о том, что он не способен помочь ребенку с более тяжелыми диагнозами («РАС», «алалия», «заикание»).
Чаще всего, когда говорят «просто дефектолог» имеют в виду дефектолога-олигофренопедагога. Можно предположить, что само название специализации «олигофренопедагог» (от лат. «олиго» — мало, «френос» — ум) несколько устарело, ведь сегодня этот коррекционный педагог работает не только с умственной отсталостью. Вероятно, поэтому в повседневном обороте название сократилось до «педагог-дефектолог»/«дефектолог». Данный специалист занимается обучением детей, имеющих отставание в интеллектуальной сфере. Пугаться такого определения не стоит. Для многих детей своевременные занятия с дефектологом-олигофренопедагогом помогают компенсировать особенности развития, возникшие, например, после родовых травм, гипоксии или вследствие недоношенности. Конечно, сферу речи олигофренопедагог тоже затрагивает, но в более общем смысле. То есть «просто дефектолог» может проводить артикуляционную гимнастику, стимулировать речевую активность на занятиях, обучать навыкам коммуникации, а также использованию речи в различных ситуациях (например, упражнения на обобщение: «машина, автобус, трамвай и троллейбус — это транспорт»). В отличие от логопеда, дефектолог-олигофренопедагог может начать заниматься с ребенком в довольно раннем возрасте, то есть примерно с года-полутора. Для сравнения, большинство логопедов берут на занятия детей с 4 лет (в нашем Центре консультативно логопеды принимают с 2 лет, а на занятия берут с 2,6 лет).
Трудность с выбором специалиста в том, что у огромного числа детей в наши дни так называемые «сочетанные нарушения». То есть очень часто (по последним данным, диагноз «расстройство аутистического спектра» имеет 1 ребенок из 68!) искажен весь процесс развития. Имеется и снижение интеллекта, и расстройства речи (а часто попросту ее отсутствие), и проблемы в поведении, двигательная расторможенность. После трех лет интеллект и мышление у ребенка развивается через речь, опосредован речью. То есть даже в том случае, когда до трех лет интеллект сохранен, но нет речи, начинается задержка психического развития. Самые распространенные диагнозы, при которых можно запутаться с выбором специалиста — это алалия, расстройство аутистического спектра. Конкретные названия диагнозов могут быть различными в зависимости от врача, который их ставил, и проявлений нарушения (при этом диагнозы неврологические и педагогические/логопедические могут звучать по-разному). Дефектолога со специализацией на алалии и аутизме не существует. Поэтому так сложно понять, какой же специалист и какого рода занятия необходимы.
В наши дни ВУЗы предпринимают попытку создать «собирательную» специальность в коррекционной педагогике, которая бы решала проблему занятий с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Например, можно встретить дипломы, где написано: «Педагог-дефектолог. Учитель-логопед. Специализация «Специальная психология». Это внушает надежду, что в ближайшем будущем система помощи детям с особенностями развития станет более простой и понятной.
Какие выводы можно сделать?
В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.
Если у вас остались вопросы по работе таких специалистов, как логопед или дефектолог, или вы хотите записаться к нам на прием, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
1 Комментарий
К большому сожалению, в последнее время происходит существенное увеличение числа ребятишек с разнообразными психофизиологическими отклонениями. За помощью всё чаще обращаются матери и отцы, у чьих малышей диагностированы распад познавательной деятельности, ДЦП, расстройства слуха либо зрения и, конечно, разнообразные языковые недостатки. Возникает проблема: к какому педагогу идти – логопеду либо дефектологу? Прежде, чем делать выбор, стоит разобраться, чем отличается их работа.
Логопед или дефектолог
Речь – основное средство человеческого общения. Известный российский психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта». Что же делать, если у вашего ребенка проблемы с речью? К какому специалисту обращаться за помощью?
Когда ребенок говорит, но плохо произносит некоторые звуки, ситуация достаточно ясная – нужен логопед. А если ребенок почти или совсем не говорит, в то время как сверстники бодро читают стихи? Сперва, конечно, к неврологу, а потом? Вот тут-то и начинается великая путаница из рассуждений и рекомендаций на тему «ЛОГОПЕД ИЛИ ДЕФЕКТОЛОГ?».
Если обратиться к Всемирной паутине, то легко найти множество статей, авторы которых настаивают на том, что с нарушениями речи, причем со всеми видами речевой патологии, работают логопеды. «Логопед не только ставит звуки!» – эта фраза повторяется почти на каждом сайте, посвященном логопедии. Но в то же время в интернете можно встретить и другие утверждения. Так, на сайте http://ktovrach.ru/106-logoped-i-defektolog.html читаем: «Специальность логопедии включает в себя занятия с детьми без патологических отклонений речевого аппарата. Таким образом, логопед работает со здоровыми людьми, которым требуется исправить произношение тех или иных звуков, улучшить дикцию, усовершенствовать ритм и громкость речи и так далее. Логопед от дефектолога отличается тем, что не является специалистом медицинского профиля… В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет… Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией».
Чтобы разобраться, кто прав, а кто вводит людей в заблуждение, начнем с начала, т.е. с образования и выясним, что такое дефектология и логопедия, а также разберемся, где учатся на логопедов и дефектологов.
Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение: «дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. logos — слово, учение), наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи)».
Все дефектологи имеют высшее педагогическое образование, которое они получили на дефектологических факультетах высших учебных заведений. Так, на дефектологическом факультете МГПУ есть кафедры: анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии; олигофренопедагогики и специальной психологии; дошкольной дефектологии; инклюзивного образования и сурдопедагогики; логопедии; тифлопедагогики.
НГПУ им. К. Минина предлагает обучение на факультете психологии и педагогики по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Это направление в НГПУ имеет следующие профили: олигофренопедагогика, специальная психология, логопедия.
Делаем вывод: логопеды имеют дефектологическое образование.
Логопеды работают с людьми, имеющими проблемы с речевым развитием. Логопеды корригируют и устраняют недостатки речевого развития, а при отсутствии речи стимулируют ее вызывание и развитие. Логопеды работают с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми, детьми с ДЦП, аутизмом и т.д. Также логопеды помогают восстановить речь взрослым людям, перенёсшим инсульт или травму. В компетенцию логопеда входит работа с такими речевыми нарушениями как: задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), нарушение звукопроизношения, заикание, дизартрия, дисграфия, дислексия, алалия, афазия и др. Своей профессиональной деятельностью логопеды занимаются в различных дошкольных и школьных учреждениях, поликлиниках, а также в клиниках, где больным требуется восстановление речи [4].
Работа логопеда детских лечебно-профилактических учреждений осуществляется согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383. В «Положении о логопеде» (Приложение 1 к Приказу) сказано, что в обязанности логопеда в том числе входит:
— диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций,
— составление совместно с врачом индивидуальных программ медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.),
— проведение индивидуальных и групповых занятий с больными [1].
Из «Положения о логопеде» прямо следует, что логопеды детских поликлиник должны оказывать помощь детям со всеми видами речевой патологии.
Теперь перейдем к дефектологам. Если выпускники дефектологических факультетов по профилю «логопедия» работают, как правило, логопедами, кто же тогда работает дефектологом и в чем эта работа заключается? Собственно, с дефектологами-судропедагогами, тифлопедагогами, амблиологами все понятно – они занимаются с детьми, имеющими вполне определенные дефекты, поэтому неговорящего, но нормально слышащего и видящего ребенка к такому специалисту никто не направит. Дефектологи, занимающиеся детьми с задержкой речевого или психоречевого развития, обычно являются выпускниками кафедр олигофренопедагогики или дошкольной дефектологии. И в то время как логопеды занимаются в первую очередь развитием речи (обогащение и активизация словаря, коррекция звукопроизношения, звукослоговой состав слова, работа над грамматическим строем речи, развитие фонематического слуха, связная речь, динамическая сторона речи), дефектологи делают акцент на развитии интеллекта. Дефектолог определяет способности ребенка к обучению и организует работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития. В процессе занятий дефектолог повышает познавательную активность и развивает основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление и др.); развивает коммуникативную деятельность; формирует элементарные математические представления (количественные, пространственные, временные); обучает конструированию, игре, знакомит с окружающим миром [3].
Таким образом, если у ребенка ЗПР, ЗПРР, ОНР и т.д., ему необходимы занятия с логопедом и рекомендованы занятия с учителем-дефектологом.
Не все, однако, так просто. Мнение о том, что неговорящему ребенку прямая дорога к дефектологу, а логопед с ним заниматься не будет, слишком широко распространено. К сожалению, его зачастую разделяют и специалисты медицинских учреждений – педиатры, неврологи и прочие. Почему же так получается? Не исключено, что ответ кроется в невозможности предоставить всем детям, имеющим серьезные речевые проблемы, полноценную логопедическую помощь силами государственной системы здравоохранения. Логопедов не хватает, к логопедам очереди, количество занятий, выделяемых на одного ребенка, ограничено…
В соответствии с Приказом № 93 Комитета здравоохранения города Москвы от 5 марта 1999 г. Организационно-методический отдел по детской логопедии разработал рекомендации по работе логопеда в условиях детской поликлиники. В разделе по организации занятий с детьми указано следующее: «Не рекомендуется зачислять на занятия к логопеду в поликлинике детей со сниженным слухом, значительными недостатками зрения и недоразвитием познавательной деятельности». Далее в том же документе указано, что «для таких детей в Москве имеются специализированные учреждения, в которых работают подготовленные специалисты» [2]. А в других городах много таких специализированных учреждений и подготовленных специалистов? К сожалению, вне зависимости от ответа на вопрос о доступности необходимых учреждений и специалистов, рекомендация не направлять на занятия к логопеду в поликлинике детей с особенностями развития свято соблюдается.
Вот и выходит так, что родители получают совет обратиться к дефектологу, а необходимость участия в коррекционном процессе логопеда даже не упоминается. Конечно, если речь идет о работе с полуторагодовалыми или двухлетними неговорящими детьми, и логопед и дефектолог будут делать примерно одно и то же: устанавливать контакт, стимулировать мотивацию общения, развивать внимание… Поэтому родителям следует в первую очередь выяснять, имеет ли специалист – хоть дефектолог, хоть логопед – успешный опыт в работе с безречевыми детьми, с детьми с задержкой развития и т.д. Но чем старше неговорящий или почти неговорящий ребенок, тем важнее привлекать к коррекционной работе разных специалистов, и промедление с визитом к логопеду чревато очень серьезными последствиями. Хороший дефектолог может обладать навыками развития речи, но он не владеет методикой работы с детьми с алалией и дизартрией. Недоразвитие когнитивных функций, СДВГ, РАС, ДЦП, синдром Дауна и пр. не являются поводом откладывать занятия с логопедом, главное – найти грамотного логопеда, умеющего работать с «особенными» детьми. Ждать, что дефектолог разовьет интеллект до какого-то определенного уровня, вследствие чего ребенок заговорит и можно будет уже идти к логопеду и «ставить звуки» – крайне ошибочная позиция.
Логопед или дефектолог? 5 вопросов
Очень часто родители сталкиваются с «особым развитием» ребенка: у него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, затруднено общение, нет речи. Как правило, тогда начинается поиск специалистов, которые могут помочь в этой проблеме.
Здесь собраны самые распространенные вопросы родителей, которые впервые столкнулись с проблемами задержки речевого и психоречевого развития у ребенка.
1. К какому специалисту обращаться?
Ребенка нужно обязательно показать: невропатологу, психиатру, педиатру, психологу, а также дефектологу и логопеду.
Дефектолог — это коррекционный педагог, специалист в области обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Логопед — специалист в области обучения детей с нарушениями речи, он оказывает помощь при нарушении речи средствами коррекционного обучения и воспитания.
2. В чем отличие логопеда от дефектолога?
Логопед занимается уже с говорящими ребятишками с нарушением звукопроизношения или произношения сложных слоговых структур. Он корректирует совершенно невнятную речь, занимается постановкой звуков.
Дефектолог же занимается общим развитием ребенка, всех его возможностей, проводит занятия. Производит обучение и воспитание детей с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.
В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, бытовой и социальной адаптации категории детей, которым она требуется.
3. Как строится работа дефектолога?
В работе дефектолога преобладают индивидуальные занятия. Это позволяет учесть особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психофизическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления. Т.е. дефектолог подстраивается под ребенка в игровой или урочной форме, пытается научить ребенка тому или иному навыку. Особое внимание уделяется речевому развитию ребенка.
Основные методы таковы:
— урочный метод (выглядит как обычный урок с определённой целью);
— игровой метод (развивающие, обучающие, воспитательные игровые занятия);
— метод контроля достижений (включает задания и последующий контроль их выполнения). Особенно хорошо помогает детям, не умеющим достигать результатов в обучении, преодолевать трудности и собственную лень.
4. С какого возраста начинать занятия?
Как правило, на занятия с логопедом берут с 4-5 лет. Когда обращаться к дефектологу? По-разному, зависит от возможности, желания ребенка и подготовленности специалиста, но чаще всего — с 2-2,5 лет.
5. Какие упражнения используют дефектологи?
Приведем некоторые развивающие игры, которые применяют в своих занятиях дефектологи.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
Упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Массаж рук, ладошек рекомендуют делать уже с годовалого возраста.
Упражнение «Этот пальчик»:
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
Развитию ручной моторики способствуют также:
— Занятия с пластилином, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
— Нанизывание бус;
— Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
— Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы, мелкие игрушки, фасоль;
— Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
— Рисование по точкам, пунктирным линиям;
Игры на развитие зрительного внимания
— Лото, домино
— НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА (Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор).
— ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО (Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти)
Игры на развитие слухового внимания
— ЧТО ЗВУЧАЛО? ( Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало).
Игры на развитие моторно-двигательного внимания
— КТО ЛЕТАЕТ? (Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки)
— СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ (В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым).
Желаю, чтобы ваши детки преодолели все трудности и радовали вас своими достижениями!
13.07.2012
Подборку составила Хамелион
Отличия в работе логопеда и дефектолога
При выявлении речевых нарушений у дошкольника следует обращаться к специалисту. Исправлением речи занимается дефектолог или логопед. Родители часто не могут определиться с выбором, так как не понимают, чем отличаются эти две профессии. Логопедия и дефектология имеют схожие цели, но отличия все же есть. Педагог-дефектолог является специалистом, работающим с больными. Педагог-логопед может брать для коррекции только здоровых пациентов.
Понятие дефектологии, образование специалистов
Дефектология – наука, изучающая процессы развития и обучения у детей, которые имеют свои особенности (болезни, незначительные отклонения). Эта отрасль позволяет исправить патологические нарушения. У дефектологии есть несколько отраслей, которые отличаются по сфере деятельности.
Отраслевые разновидности дефектологии:
В чем разница между дефектологом и логопедом? Образование педагогов может различаться. Если профессионал обучается на факультете дефектологии (коррекционной педагогики и психологии), он получает специальность: дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог. Педагоги факультета дефектологии способны работать как с больными, так и со здоровыми детьми, в отличие от логопедов.
В чем отличие логопеда-дефектолога от логопеда? Образование логопедов часто бывает педагогическим. Выделяют профессию педагог-логопед, которую получают на факультете педагогики или филологии. Специалисты этой области не могут быть дефектологами, так как они не обучены особенностям заболеваний, вызывающих речевые расстройства. Педагог-логопед способен корректировать речевую функцию только у здоровых детей или пациентов, имеющих очень незначительные отклонения (стертая дизартрия, дислалия).
Дефектолог-логопед является универсальным специалистом, который способен работать как логопедом, так и дефектологом. Такого профессионала обучают на факультете дефектологии или на курсах повышения квалификации. Педагоги-логопеды могут переквалифицироваться в логопеда-дефектолога при прохождении курсов.
После получения новой специализации дефектологу-логопеду можно работать с дошкольниками, имеющими более серьезные отклонения: заикание, алалия, другие нарушения. Но даже переквалифицированный логопед-педагог не может брать к себе на прием пациентов с очень тяжелыми нарушениями психики, аутистическими расстройствами, детским церебральным параличом. Это можно объяснить недостаточным (коротким) курсом обучения во время переквалификации.
Педагог-логопед – это специалист, занимающийся коррекцией речи у здоровых детей. Педагог-дефектолог – профессионал, работающий с больными, имеющими отклонения общего, а также речевого развития.
Цели работы логопеда
Отличие логопеда от дефектолога в том, что он имеет чаще педагогическое образование. Педагог занимается со здоровыми дошкольниками или с больными, страдающими незначительными нарушениями речи. Логопед-педагог (учитель) работает в детских садах (ДОУ), школах.
Перед посещением специалиста по логопедии пациент должен пройти обследование у невролога, отоларинголога, психолога. Если у дошкольника нет серьезных заболеваний, специалист составляет логопедическое заключение, план занятий. Со здоровыми детьми логопед чаще занимается на базе детского сада или школы. По желанию родителей занятия могут проводиться дома.
Педагог-логопед принимает для коррекции дошкольников начиная с 3-летнего возраста.
Специфика работы дефектолога
Педагог-дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими незначительные или тяжелые патологии, вызывающие нарушения речи. Он проводит занятия для больных аутизмом, детским церебральным параличом, глухотой, слепотой, тяжелым синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, даунизмом и другими патологиями. Педагог-дефектолог работает в школах коррекции, логопедических учебных, дошкольных заведениях, центрах помощи для детей с ограниченными возможностями. Он берет на занятия пациентов от 1-1,5-летнего возраста.
При наличии у пациента нарушения слуха педагог-дефектолог обучает языку жестов, чтению речи по губам. Больной учится произносить слова правильно, чтобы другие люди могли понимать ребенка, не используя языка жестов. При наличии у ребенка слепоты педагог-дефектолог помогает ему хорошо ориентироваться в пространстве (дома, на улице), правильно читать по книгам для слепых, обучаться четкому произношению.
Дефектолог занимается с дошкольниками и школьниками, имеющими ограниченные возможности, в специализированных центрах. Сюда ходят больные, страдающие детским церебральным параличом, болезнью Дауна, аутизмом и другими патологиями. Их учат речевым навыкам, исправляют имеющиеся нарушения произношения, повышают интеллектуальный уровень и умение адаптироваться в социуме, несмотря на наличие серьезного заболевания. Педагог-дефектолог помогает пациентам с психическими недостатками справиться с отклонениями, исправляет речевые дефекты, учит общению с окружающими.
Заключение
Логопед и дефектолог имеют разную направленность работы. Педагог-логопед больше специализируется на здоровых воспитанниках, проводит коррекцию речевой функции, развивает память, мышление, обучает правильному и грамотному письму, чтению. Педагог дефектолог занимается больными, имеющими отклонения психики, задержку развития по причине глухоты, слепоты, ДЦП, аутизма и других патологий. Специалист повышает адаптивные способности ребенка, развивает речевую функцию в условиях ограничения по здоровью. Перед тем как выбирать профессионала по коррекции речи, родителям следует обратиться к неврологу, психологу, отоларингологу. Врачи помогут определиться с выбором на основе причин задержки речевого развития.