я на даче один мне темно за мольбертом и дует в окно
Иван Бунин Одиночество
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой.
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены.
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить.
Хорошо бы собаку купить
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
И. А. Бунин Одиночество, рецензия
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Отзыв о стихотворении И. А. Бунина «Одиночество»
Когда приходит любовь, душа
наполняется неземным блаженством.
А знаешь почему? Знаешь, отчего
это ощущение огромного счастья?
Только оттого, что мы воображаем,
будто пришёл конец одиночеству.
Ги де Мопассан
Одна из самых популярных тем в поэзии – любовь. Прекрасное чувство, которое живёт в каждом человеке. Любовь играет важнейшую роль в нашей жизни, и очень часто это отражается на бумаге.
Но так ли это чувство чудесно, как многим кажется? Что происходит, когда всё идёт не так, как желает наше сердце?
Людям никогда не стоит бояться любить, однако стоит опасаться того, что произойдёт, когда любовь покинет их душу. Чувства угасают, а от жаркого пламени любви остаётся лишь пепел. Наступает одиночество.
Неразделённые чувства затронули творчество многих поэтов. В частности, тему прошедшей любви и разрыва отношений поднимает в стихотворении «Одиночество» Иван Алексеевич Бунин, написавший его летом 1903 года, когда пребывал в Константинополе.
В жанровом отношении элегия с элементами послания Бунина – это отличный пример сочетания пейзажной и интимной лирики, с помощью которой ярко отображаются все чувства и мысли лирического героя, связанные с любовными переживаниями.
Для развития темы поэт выбрал форму монолога, который можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описание внутреннего состояния героя. Композиционно же стихотворение состоит из четырёх строф.
Уже с самого начала автор «цепляет» своего читателя многими литературными приёмами: метафорами («пустыня воды»), эпитетами («холодная пустыня»).
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Этими строками задаётся весь тон произведения. Они передают грустное настроение и переносят в атмосферу печали и разочарования. Этому же способствует и аллитерация твёрдых согласных звуков [р], [ж], [з], [ш].
Особую тоску можно ощутить и в следующей строке: «Здесь жизнь до весны умерла». Этой метафорой показано: всё хорошее, что могло произойти в мире, есчезло. Та бодрая свежесть, сила и жизнь, которые приходят с весной, давно умерли, а цветы, которые радуют людей своей красотой, уже никогда не распустятся.
В первой строфе читателю представляется лирический герой. Мы узнаём, что он один находится на даче. Дача – художественное пространство стихотворения. Она описывается довольно мрачно, темно и одиноко, точно так же, как чувствует в данный момент художник, стоя за мольбертом.
Во второй строфе лирический герой обращается к своей возлюбленной. Выясняется, что не так давно она была рядом с ним, однако ей наскучило его общество. Герой испытывает такие сильные чувства, что девушка начинает казаться ему женой. В последних строках он принимает решение попрощаться. Смирившись со своим положением, он говорит:
Стихотворный размер произведения – трёхстопный анапест. Как говорил Н. Гумилёв, «анапест … стремителен, порывист, это стихия в движении, напряжение человеческой страсти». Кроме этого, используется мужская рифма, а перекрёстная рифмовка чередуется с параллельной.
Также стоит подметить, что в элегии «Одиночество» неоднократно можно увидеть многоточие, которое создаёт некую недосказанность, позволяет лучше воспринять переживания лирического героя.
В третьей строфе нам показывают, как после ухода девушки бушует погода, нагоняя тоску и уныние. Специально для этого применяется персонификация («тучи идут», «след расплылся»). Художнику больно смотреть на серую тьму, окружающую его, и тяжело справляться со своими чувствами.
Завершается стихотворение Бунина весьма эмоционально. Девушка стала очень дорога лирическому герою, и он не может смириться с её уходом. Парень хочет вернуть всё на свои места.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но художник считает, что ничего уже нельзя вернуть. Он утверждает, что женщины всегда живут настоящим, быстро забывая своё прошлое.
Эмоциональный тон элегии задаёт драматический пафос: не пытаясь всеми силами удержать свою возлюбленную, художник покоряется воле судьбы, и, разместившись у тёплого камина, он заменяет любовь алкоголем.
В конце своего монолога герой говорит: «Хорошо бы собаку купить!» По моему мнению, снова став одиноким человеком, художник перестаёт ощущать поддержку. Поэтому он находит лучший способ, как ему кажется, чтобы выйти из этой ситуации. Устав от всей неискренности и душевной пустоты, лирический герой хочет завести себе пса, надеясь, что собака как лучший друг человека никогда не предаст и не отвернётся от своего хозяина.
На мой взгляд, идеей Ивана Алексеевича Бунина, которую он воплотил в элегии «Одиночество», было то, что людям нужно беречь чувства друг друга и относиться к каждому с уважением. Я считаю, поэт отлично раскрыл проблему любовных отношений между людьми, сделав своим авторским идеалом человека, который следит за близкими и не даёт ложных обещаний и надежд, зная, что у них не может быть совместного будущего.
Иван Бунин
. Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть —
И чем же?— одними словами!
И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!
Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!
1889
Что надо еще? Возможно ль блаженнее быть?
Но ангел мятежный, весь буря и пламя,
Летящий над миром, чтоб смертною страстью губить,
Уж мчится над нами!
1898
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
На севере есть розовые мхи,
Есть серебристо-шелковые дюны.
Но темных сосен звонкие верхи
Поют, поют над морем, точно струны.
Послушай их. Стань, прислонись к сосне:
Сквозь грозный шум ты слышишь ли их нежность?
Но и она ; в певучем полусне.
На севере отрадна безнадежность.
1907
Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.
Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека
И, как цветы, глаза синели.
Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
И был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.
28 сентября 1917
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Любимые стихи моего отрочества
Теперь, когда уже прошли все сроки
И нам друзья простили, что смогли,
Ты снова поднимаешь тост высокий
За пепельные волосы мои.
Я точно знаю, что, и как вначале,
Сегодня, в этот самый поздний час,
Ты поднимаешь тост за те печали,
Что и свели, и разлучили нас.
За все, что мы еще не позабыли,
За мир наш синий или голубой.
Ты пьешь за то, чтобы меня любили,
Чтоб больше нам не встретиться с тобой.
Ты не бойся,
Что меня переменила жизнь иная.
Ты не думай,
Что мечты мои, как лето, догорят:
Мне и осень,
Мне и осень о тебе напоминает,
Мне и зимы,
Мне и зимы о тебе заговорят.
Пахнет дымом,
Над осенними полями пахнет дымом.
Полетели,
Закурлыкали, прощаясь, журавли.
Эту песню,
Эту песню о тебе, моем любимом,
Подхватили
И на крыльях понесли на край земли.
Я не знаю,
Под какою ты живешь сегодня крышей,
Я не слышу,
Что за песни ты с подругами поешь,
Только верю:
Журавли мои поднимутся повыше,
И увидят,
И расскажут по весне, как ты живешь.
Я желаю:
Пусть обходят стороной тебя заботы,
Я желаю:
Ни о чем, что пролетает, не жалей,
Только – слышишь? –
Если выйдешь для забавы на охоту,
Для забавы
Не стреляй моих залетных журавлей.
1964 – 1965
К нам даже осень не бывала доброй.
На платье, помню, сыпал червень сад.
Пять лет разлуки стёрли бы твой образ.
Зачем бередишь душу, листопад?
Нет яснозимья с лыжами твоими.
Кто знает – канул день иль век?
Твоё с ума бы не сводило имя,
Но что ни шаг – скрипит проклятый снег…
На волоках ищи,
В заводях незнакомых,
В хвойной грибной глуши,
В травах и буреломах.
С лайкой, с дробовиком
Рыскай вдали от дома,
Чтоб беспокойным сном
Спать потом на соломе.
Море переплыви,
Исколеси отроги,
Ноги в кровь изорви.
Дальние дороги
Вылечат от любви.
Протекли за годами года,
И слепому и глупому мне
Лишь сегодня приснилось во сне,
Что она не любила меня никогда.
Только встречным случайным я был,
Только встречным я был на пути,
Но остыл тот младенческий пыл,
И она мне сказала: прости.
А душа моя — той же любовью полна,
И минуты с другими отравлены мне,
Та же дума — и песня одна
Мне звучала сегодня во сне.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Иван Бунин — Одиночество: Стих
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина
Тема одиночества стала одной из ключевых на творческом пути выдающегося поэта и писателя Ивана Бунина. Лирические герои его произведений часто сталкиваются с этим чувством. В них автор раскрыл собственное одиночество не только на Родине, но и за рубежом.
При прочтении стихотворения «Одиночество» складывается впечатление, что это автобиографическое произведение. Однако известно, что Иван Бунин посвятил стихотворение близкому другу Петру Нилусу, художнику из Одессы, знаменитому широкой публике по прозвищу «поэт живописи».
Иван принялся за написание произведения в 1903 году в городе Константинополь. Именно этот период считается самым продуктивным за весь творческий путь Бунина. Стихотворением «Одиночество» автор хотел показать, что с непониманием сталкиваются все талантливые люди. Объединив свою и судьбу Петра, Иван подтвердил свои догадки на конкретном примере.
Перед свои отъездом в Константинополь Бунин расстался с супругой, что нашло отображение в его творчестве. Не смотря на то, что стихотворение написано в прекрасный летний день, в нем отчетливо прослеживается хандра, характерная для осенней поры.
Перед читателем предстает лирический герой, который оказывается один на один с собой в дачном домике. С каждой строчкой настроение одиночества и грусти усиливается, погружая в эту атмосферу.
В процессе повествования становится известно о потерянной любви лирического героя. Причиной этому послужило отсутствие притяжения и увлечения любимым человеком. В результате душевных переживаний герой погружается в собственный серый мир, лишенный всяких красок.
Автор изображает образ человека, который принимает свое одиночество как должное, не стараясь ничего изменить. Лирический герой находится в состоянии апатии. В связи с чем он не желает попытаться вернуть свою любовь, поговорить с ней и объясниться. Герой надеется, что с приходом весны дачный домик вновь наполнится голосами.
Лирический герой изображается, как к человеку, привыкший идти по течению, принимая все «подарки», которые приготовила судьба. Ему все безразлично, и он готов смириться со всеми событиями.
В произведении Иван Бунин затрагивает тему взаимоотношений собаки и человека, намекая эти на то, что собака никогда не оставит человека в беде и не уйдет в трудный период. Лирический герой также приходит к выводу, что ему следует завести собаку.