в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского

Карамзин – автор многотомной «История государства Российского»

Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. istoriya gosudarstva rossiyskogo. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-istoriya gosudarstva rossiyskogo. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка istoriya gosudarstva rossiyskogo. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Биография автора

Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 года в селе Симбирской губернии, ныне это почти заброшенное село Карамзинка. Его отцом был отставной капитан и среднепоместный дворянин.

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. nikolay mihaylovich karamzin. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-nikolay mihaylovich karamzin. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка nikolay mihaylovich karamzin. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Первое образование молодой Николай получил в частном симбирском пансионе. В 12 лет его отправили в Москву, в пансион Шадена. В 1783 году в возрасте 17 лет из-за просьб отца Николай Карамзин поступил на службу в Преображенскую гвардию, но после смерти родителя вскоре вышел в отставку. Некоторое время он жил в Симбирске, затем вернулся в Москву. К этому периоду относятся знакомства Карамзина с литераторами Новиковым, Петровым и Кутузовым, участие в издании первого детского журнала в России.

Следующие 2 года Карамзин отправился в Европу: застал Французскую революцию, познакомился с Кантом. По возвращении писатель выпустил знаменитые «Письма русского путешественника», сделавшие 24-летнего Карамзина известным литератором.

Большую часть жизнь Карамзин провел в Москве, «Историю государства России» он писал в усадьбе Остафьево. За свою жизнь писатель был женат дважды:

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. elizaveta protasova zhena. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-elizaveta protasova zhena. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка elizaveta protasova zhena. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Скончался 3 июня 1826 года в Санкт-Петербурге. По одной из версий, причиной стала сильная простуда, которую он получил в декабре 1825 года, присутствуя на Сенатской площади во время восстания декабристов. Супруга Екатерина пережила мужа на 25 лет, после его смерти она помогала в работе над 12 томом «Истории».

Литературная деятельность

После возвращения в Россию Николай Михайлович вплотную занялся литературной деятельностью. Он писал стихи и прозу, занимался переводами и исследованиями истории.

Литературные труды Карамзина имеют ряд особенностей:

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. povest bednaya liza karamzina. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-povest bednaya liza karamzina. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка povest bednaya liza karamzina. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Вся литературная деятельность Карамзина была прекращена в 1804 году после того, как император Александр I назначил его придворным историографом. Также писатель отказывался от предлагавшихся ему государственных постов, в том числе от должности губернатора Твери.

На историческом поприще

В 1811 году была написана «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В ней высказывались мысли консервативных слоев общества, недовольных проводимыми либеральными реформами. Главной задачей работы было доказать, что государству не требуется никаких изменений.

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. zapiska drevney novoy rossii. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-zapiska drevney novoy rossii. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка zapiska drevney novoy rossii. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Но самой важной и большой работой писателя и историка Карамзина стала «История государства Российского» — 12-томное (последний том не был закончен) издание. Работа над ним началась еще в 1804 году и продолжилась до смерти автора.

Главной задачей написания этого труда была просветительская деятельность: до этого об истории России не было написано практически ничего. Высшее общество намного лучше знало историю европейских стран, чем родного государства.

Первое издание первых 8 томов было профинансировано самим императором Александром I, они печатались в нескольких типографиях в течение 2 лет. Книги вышли в продажу одновременно в феврале 1818 года и были очень быстро проданы, их читали везде и все. В 1821 году вышел 9 том, через 3 года — 10 и 11 тома. Закончить 12 том автор не успел: его подготовили по черновикам друг Карамзина Сербинович вместе с литератором Блудовым.

В процессе работы над «Историей России» Карамзин резко поменял политические убеждения. Он настолько проникся патриотизмом, что пришел к выводу о необходимости в России абсолютной монархии.

Содержание и значение

Исторические сведения и факты для книги Карамзин собирал из древних летописей и письменных источников, многие из которых впервые использовались в науке, например, Ипатьевская летопись. Чтобы не перегружать текст деталями, некоторые подробности автор вынес в отдельный том примечаний, который имел огромное значение для исследователей. Например, восстановление Троицкой летописи, пострадавшей при пожаре, происходило по примечаниям Карамзина.

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. troickaya letopis. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-troickaya letopis. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка troickaya letopis. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

В первом томе рассказывается о славянах и их соседях, обитавших на территории современной Российской империи, об их отношениях с варягами и греками, высказывается норманнская теория. Далее текст переключается на первых князей и ведет свое повествование до междуцарствия 1611−1612 годов.

В предисловии Карамзин указывал, что хотел своим трудом показать — история России намного увлекательнее и интереснее, чем мировая. Но также на протяжении всех томов Николай Михайлович утверждает мысль о необходимости для России сильного самодержавия, о том, что падение нравов приведет к гибели всей страны. Это стало поводом для критики либерально настроенных читателей: они сетовали, что автор пренебрег простыми людьми ради прославления дел царей и императоров.

При написании Николай Михайлович выступал больше не в роли историка, а как литератор. Язык написания прост, но благороден, не перегружен «сухими» фактами. Повествование о каком-либо событии часто завершается эмоциональным отступлением. Простота написания была еще одной причиной популярности работы.

Автор многотомной «Истории России» Карамзин Николай Михайлович был первым и единственным государственным историографом при императоре, а также он стал первым автором, решившим популяризировать малоизвестную тогда науку. В советское время труд был признан реакционным и не издавался, но выпущенные в годы «перестройки» сокращенные варианты вызвали огромный интерес читателей.

Источник

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. header. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-header. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка header. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Историк Н.М. Карамзин

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. Nikolai Michailowitsch Karamzin3. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-Nikolai Michailowitsch Karamzin3. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка Nikolai Michailowitsch Karamzin3. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

А. Венецианов «Портрет Н.М. Карамзина»

«Искал я к истине пути,
Хотел узнать всему причину…» (Н.М. Карамзин)

«История государства российского» была последним и незаконченным трудом выдающего русского историка Н.М. Карамзина: всего было написано 12 томов исследования, российская история изложена до 1612 г.

Интерес к истории появился у Карамзина ещё в молодости, но до его призвания как историка был длинный путь.

Из биографии Н.М. Карамзина

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в родовом поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии в семье отставного капитана, среднепоместного симбирского дворянина. Получил домашнее образование. Учился в Московском университете. Короткое время служил в преображенском гвардейском полку Петербурга, именно к этому времени относятся его первые литературные опыты.

После выхода в отставку некоторое время жил в Симбирске, а затем переехал в Москву.

В 1789 г. Карамзин уезжает в Европу, где в Кенигсберге посещает И. Канта, а в Париже становится свидетелем Великой французской революции. Возвратившись в Россию, он публикует «Письма русского путешественника», которые делают его известным писателем.

Писатель

«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною» (А.И. Герцен)

Творчество Н.М. Карамзина развивалось в русле сентиментализма.

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. 450px Tropinin karamzin1. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-450px Tropinin karamzin1. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка 450px Tropinin karamzin1. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

В. Тропинин «Портрет Н.М. Карамзина»

Литературное направление сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) было популярно в Европе с 20-х по 80-е годы XVIII в., а в России – с конца XVIII до начала XIX в. Идеологом сентиментализма считается Ж.-Ж. Русо.

В Россию европейский сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х гг. благодаря переводам «Вертера» Гете, романов С. Ричардсона и Ж.-Ж. Руссо, которые были очень популярны в России:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Пушкин говорит здесь о своей героине Татьяне, но сентиментальными романами зачитывались все девушки того времени.

Главная особенность сентиментализма состоит в том, что внимание в них в первую очередь уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи. Герои произведений сентиментализма обладают врожденной нравственной чистотой, неиспорченностью, они живут на лоне природы, любят её и слиты с ней.

Такой героиней является Лиза из повести Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Эта повесть имела огромный успех у читателей, за ней последовали многочисленные подражания, но главное значение сентиментализма и в частности повести Карамзина было в том, что в таких произведениях раскрывался внутренний мир простого человека, который вызывал в других умение сопереживать.

В поэзии Карамзин также был новатором: прежняя поэзия, представленная одами Ломоносова и Державина, говорила на языке разума, а стихи Карамзина заговорили языком сердца.

Н.М. Карамзин – реформатор русского языка

Он обогатил русский язык многими словами: «впечатление», «влюблённость», «влияние», «занимательный», «трогательный». Ввёл в обиход слова «эпоха», «сосредоточить», «сцена», «моральный», «эстетический», «гармония», «будущность», «катастрофа», «благотворительность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный».

Его языковые реформы вызвали бурную полемику: члены общества «Беседа любителей русского слова», во главе которого стояли Г. Р. Державин и А. С. Шишков, придерживались консервативных взглядов, выступали против реформы русского языка. В ответ на их деятельность в 1815 г. образовалось литературное общество «Арзамас» (в него входили Батюшков, Вяземский, Жуковский, Пушкин), которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Была одержана литературная победа «Арзамаса» над «Беседой», которая упрочила и победу языковых изменений Карамзина.

Карамзиным также была введена в алфавит буква Ё. До этого слова «ёлка», «ёж» писались так: «іолка», «іож».

Карамзин ввёл в русскую письменность также тире, один из знаков препинания.

Историк

В 1802 г. Н.М. Карамзин написал историческую повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», а в 1803 г. Александр I назначил его на должность историографа, таким образом, всю оставшуюся жизнь Карамзин посвятил написанию «Истории государства российского», фактически закончив с художественной литературой.

Исследуя рукописи XVI в., Карамзин открыл и опубликовал в 1821 г. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В связи с этим он писал: «… в то время как Васко да Гамма единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара» (историческая область в Южной Индии). Кроме этого, Карамзин был инициатором установки памятника К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади и выступал с инициативой воздвижения памятников выдающимся деятелям отечественной истории.

«История государства российского»

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. 873665. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-873665. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка 873665. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Исторический труд Н.М. Карамзина

Это многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее российскую историю с древнейших времён до правления Ивана IV Грозного и Смутного времени. Труд Карамзина не был первым в описании истории России, до него уже были исторические труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова.

Но «История» Карамзина имела, кроме исторических, высокие литературные достоинства, в том числе и благодаря лёгкости письма, она привлекла к русской истории не только специалистов, но и просто образованных людей, что очень способствовало становлению национального самосознания, интереса к прошлому. А.С. Пушкин писал, что «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».

Считается, что в этом труде Карамзин всё-таки больше проявил себя не как историк, а как писатель: «История» написана красивым литературным языком (кстати, в ней Карамзин не употреблял букву Ё), но историческая ценность его труда безусловна, т.к. автор пользовался рукописями, которые были впервые опубликованы именно им и многие из которых до настоящего времени не сохранились.

Работая над «Историей» до конца жизни, Карамзин не успел её закончить. Текст рукописи обрывается на главе «Междоцарствие 1611-1612».

Работа Н.М. Карамзина над «Историей государства Российского»

В 1804 г. Карамзин удалился в усадьбу Остафьево, где полностью посвятил себя написанию «Истории».

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. %D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B4%D0%BE%D0%BC %D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D1%8B %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BE 1. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B4%D0%BE%D0%BC %D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D1%8B %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BE 1. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка %D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B4%D0%BE%D0%BC %D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D1%8B %D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BE 1. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Остафьево – подмосковная усадьба князя П. А. Вяземского. Её построил в 1800-07 гг. отец поэта, князь А. И. Вяземский. Поместье оставалось во владении Вяземских до 1898 г., после чего перешло во владение графов Шереметевых.

В 1804 г. А. И. Вяземский пригласил поселиться в Остафьеве своего зятя, Н.М. Карамзина, который работал здесь над «Историей государства Российского». В апреле 1807 г. после смерти отца владельцем усадьбы стал Петр Андреевич Вяземский, при котором Остафьево стало одним из символов культурной жизни России: здесь много раз бывали Пушкин, Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Грибоедов, Гоголь, Адам Мицкевич.

Содержание «Истории государства российского» Карамзина

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. karamzin2. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-karamzin2. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка karamzin2. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Н. М. Карамзин «История государства российского»

В ходе работы Карамзин нашёл Ипатьевскую летопись, именно отсюда черпал историк многие детали и подробности, но не загромождал ими текст повествования, а вынес их в отдельный том примечаний, которые имеют особое историческое значение.

В своём произведении Карамзин описывает народы, населявшие территорию современной России, истоки славян, их конфликт с варягами, рассказывает о происхождении первых князей Руси, их правлении, подробно описывает все важные события российской истории до 1612 г.

Значение труда Н.М. Карамзина

Уже первые публикации «Истории» потрясли современников. Её читали взахлёб, открывая для себя прошлое своей страны. Многие сюжеты писатели использовали в дальнейшем для художественных произведений. Например, Пушкин взял из «Истории» материал для своей трагедии «Борис Годунов», которую посвятил Карамзину.

Но, как всегда, были и критики. В основном современные Карамзину либералы возражали против этатистской картины мира, выраженной в труде историка, и его веры в действенность самодержавия.

Этатизм – это мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Этатизм рассматривает государство как самый высший институт, стоящий над всеми остальными институтами, хотя своей целью он ставит создание реальных возможностей для всестороннего развития личности и государства.

Либералы упрекали Карамзина в том, что он в своём труде следил только за развитием верховной власти, которая постепенно приняла формы современного ему самодержавия, но пренебрёг историей самого русского народа.

Существует даже эпиграмма, приписываемая Пушкину:

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам без всякого пристрастья
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

Действительно, к концу жизни Карамзин являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии. Он не разделял точки зрения большинства мыслящих людей на крепостное право, не был ярым сторонником его отмены.

Он скончался в 1826 г. в Петербурге и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Источник

Новое в блогах

ИСТОРИКИ РОССИИ: Карамзин Николай Михайлович

Николай Карамзин – русский историк, писатель, поэт и прозаик. Он является автором «Истории государства Российского» – одного из первых обобщающих трудов по истории России, написанного в 12 томах.

Карамзин является крупнейшим русским литератором эпохи сентиментализма, прозванным «русским Стерном».

Кроме этого ему удалось совершить множество важных реформ в русском языке, а также ввести в обиход десятки новых слов.

В биографии Карамзина много интересных деталей, о которых мы вам расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Карамзина, в которой мы кратко осветим все самое главное из его жизни.

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. tmpBCH33h. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-tmpBCH33h. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка tmpBCH33h. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Краткая биография Карамзина

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 г. неподалеку от Симбирска. Он рос и воспитывался в семье отставного капитана Михаила Егоровича.

Семейство Карамзиных принадлежало к дворянскому роду, происходящему от татарского Кара-мурзы.

Детство и юность

Первым учебным заведением в биографии Николая Карамзина был частный пансион, в котором он получил первоначальное образование.

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. tmpeLrPNF. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-tmpeLrPNF. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка tmpeLrPNF. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

В возрасте 12 лет его отправили учиться в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена.

Параллельно с этим Карамзин прослушал курс лекций русского профессора эстетики Ивана Шварца.

Отец настаивал на том, чтобы Николай стал военнослужащим, в результате чего юноша начал служить в Преображенском гвардейском полку.

Однако военная сфера не сильно его интересовала, поэтому вскоре он подал в отставку.

Интересно, что именно в данный период биографии Карамзин начинает писать свои первые работы.

Переехав в Симбирск, он стал членом масонской ложи «Золотого венца». После этого он переезжает в Москву, где также вступает в масонскую ложу «Дружеского ученого общества».

Творчество Карамзина

Достигнув зрелого возраста, Николай Карамзин посетил несколько европейских стран. Интересен факт, что находясь в Германии ему удалось пообщаться с Иммануилом Кантом, который произвел на него сильное впечатление. Он также побывал в Париже в самый разгар Великой французской революции.

За время своего путешествия, Карамзин смог пообщаться со многими иностранцами, и собственными глазами увидеть то, как они живут и чем занимаются.

Вскоре у него накопилось достаточно материала для того, чтобы написать первую в своей биографии книгу «Письма русского путешественника».

Почти сразу же книга вызвала большой интерес у читателей и получила много положительных отзывов от критиков. По мнению филологов именно этот труд положил начало современной русской литературы.

Почувствовав уверенность в своих силах и окрыленный первым успехом, Николай Карамзин начинает активно заниматься писательской деятельностью. Из-под его пера выходит множество интересных и поучительных рассказов.

Вскоре Карамзин становится руководителем «Московского журнала», в котором публикуются произведения разных писателей и поэтов. До этого времени в Российской империи не было ни одного подобного издания.

Произведения Карамзина

Именно в «Московском журнале» Николай Карамзин опубликовал «Бедную Лизу», которая считается одним из лучших произведений в его биографии. После этого из-под его пера выходят «Аониды», «Мои безделки» и «Аглая».

Карамзин был невероятно работоспособным и талантливым человеком. Он успевал сочинять стихи, писать рецензии и статьи, участвовать в театральной жизни, а также изучать множество исторических документов.

Несмотря на то, что ему нравилось творчество Ломоносова и Державина, он смотрел на поэзию, с другой стороны.

Николай Карамзин писал стихи в стиле европейского сентиментализма, благодаря чему стал лучшим русским поэтом, работающим в данном направлении.

В своих стихах он в первую очередь обращал внимание на духовное состояние человека, а не на его физическую оболочку.

В 1803 г. в биографии Карамзина произошло знаковое событие: именным указом император Александр I даровал Николаю Михайловичу Карамзину звание историографа; к званию тогда же было добавлено 2 тысячи рублей ежегодного жалования.

С этого времени Карамзин начала отходить от художественной литературы, и начал еще усерднее изучать исторические документами, в том числе и самые древние летописи.

В этот период биографии ему постоянно предлагали разные государственные посты, однако кроме истории Карамзина ничего не интересовало.

Тогда же им было написано несколько исторических книг, которые являлись лишь прелюдией к главному труду в его жизни.

«История государства российского»

В 1818 г. Карамзин опубликовал «Историю государства российского», написанную в 8 томах. Позже к этому произведению было добавлено еще 3 тома.

Его работа была по достоинству оценена всеми слоями общества. Представители элиты старались приобрести «Историю государства российского», чтобы впервые в жизни ознакомиться с подробной историей России.

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. tmpBbAUQh. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-tmpBbAUQh. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка tmpBbAUQh. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Встречи с писателем искали многие видные люди, а император открыто восхищался им. Здесь стоит заметить, что как историк, Николай Карамзин был сторонником абсолютной монархии.

Получив широкое признание и славу, Карамзин нуждался в тишине, чтобы продолжать плодотворно работать. Для этого ему было выделено отдельное жилье в Царском Селе, где историк мог заниматься своей деятельностью в комфортных условиях.

Книги Карамзина привлекали читателя ясностью и простотой изложения исторических событий. Описывая те или иные факты, он не забывал о красоте русского языка.

Труды Карамзина

За свою биографию Николай Карамзин выполнил немало переводов, среди которых было и произведение Шекспира «Юлий Цезарь». Однако в этом направлении он работал недолго.

Стоить заметить, что Карамзину удалось коренным образом изменить русский литературный язык. Прежде всего, писатель стремился избавиться от устаревших церковно-славянских слов, а также видоизменить грамматику.

В качестве основы для своих преобразований Карамзин взял синтаксис и грамматику французского языка.

Итогом реформ Карамзина стало появление новых слов, которые до сих пор используются в повседневной жизни. Вот краткий перечень слов, введенных в русский язык Карамзиным:

Источник

«Николай Михайлович Карамзин в усадьбе Остафьево». Исторический час с Дмитрием Володихиным

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. contact facebook. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-contact facebook. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка contact facebook. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. contact ok. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-contact ok. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка contact ok. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. contact vk. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-contact vk. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка contact vk. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. contact twitter. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-contact twitter. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка contact twitter. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. contact link. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-contact link. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка contact link. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. contact code. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-contact code. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка contact code. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. Svetlyiy vecher. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского фото. в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского-Svetlyiy vecher. картинка в какой усадьбе карамзин написал историю государства российского. картинка Svetlyiy vecher. Многотомный труд «История государства Российского» Карамзина имеет огромное значение для страны. Это было первое историческое произведение, рассказывающее о России: ее возникновении, развитии, о правителях и событиях. Первое издание было раскуплено за несколько недель, им зачитывались и восхищались. Впоследствии материал «Истории» использовался писателями, например, Пушкиным.

Гостем программы была ведущий сотрудник музея-усадьбы Остафьево, хозяйка литературной гостиной в Остафьево Светлана Копылова.

Мы говорили об истории усадьбы в Остафьево, и о том времени, которое Николай Михайлович Карамзин провел там в работе над своим известным трудом — «История государства Российского». Светлана ответила, как Николай Михайлович оказался в усадьбе князей Вяземских, и что особенно привлекало его в этом месте. По словам нашей гостьи, музей-усадьба «Остафьево» — прекрасное место, где можно узнать о жизни этого знаменитого русского литератора и историка и увидеть памятник, установленный в его память еще в начале 20 века.

Д. Володихин

— Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. И сегодня мы обсуждаем тему, которая соединяет великую личность и великое место: Николай Михайлович Карамзин в усадьбе Остафьево. И обычно мы в тех случаях, когда обсуждаем некую крупную историческую фигуру, просим у гостя дать своего рода визитную карточку. Но сейчас получается так, что Карамзин вступит, как хорошо налаженный музыкальный инструмент в руках у хорошо играющего музыканта, не на первом такте в нашу мелодию, а на первом месте будет у нас Остафьево, то есть великое место. Поэтому я сейчас представлю вам нашу гостью и попрошу у нее дать эту самую визитную карточку исторического места, замечательного поместья Остафьева. А сначала хочу сообщить вам, что у нас в студии Светлана Копылова, ведущий сотрудник музея-усадьбы «Остафьево» и хозяйка литературной гостиной этого богоспасаемого места. Здравствуйте.

С. Копылова

Д. Володихин

— Ну что ж, вот несколько слов об Остафьеве, потому что место это необычное. И любой человек непредубежденный, который побывает в гостях в Остафьеве, скажет впоследствии, что, наверное, некий осколок старой, еще императорской России, во всяком случае России, которая давным-давно ушла, утонула, здесь дает о себе знать, он здесь разлит в атмосфере и чувствуется очень сильно.

С. Копылова

— Прежде всего усадьба Остафьево известна многим тем, что в ней побывал Александр Сергеевич Пушкин. Известна тем, что владельцами ее были князья Вяземские — с конца XVIII века до самой революции князья Вяземские владели этой усадьбой. Но, наверное, мало кому известно, что здесь, в усадьбе Остафьево, жил и работал историк, как Пушкин его называл, наш последний летописец и первый историк, Николай Михайлович Карамзин. Работал он в Остафьеве двенадцать лет, эти годы он посвятил главному труду своей жизни — «Истории государства Российского».

Д. Володихин

— Ну пока мы с вами еще походим по остафьевским землям и травам, потрогаем остафьевские деревья и остафьевские постройки. Насколько я понимаю, тот главный прекраснейший дом, который сейчас принимает гостей в Остафьево, это ведь особняк XVIII века, это ведь архитектор Старов, и это место, где в разное время собирались литературные компании высочайшей пробы.

С. Копылова

— Да, на самом деле тот особняк, который сохранился до нашего времени, построенный в 1804 году примерно завершено было его строительство, построили князья Вяземские. Но известно, что этот особняк построен на фундаменте, оставшемся от другой постройки, и там стоял дом, принадлежавший купцу Матвееву. Купец Матвеев был владельцем усадьбы до Вяземских, и именно купец Матвеев построил там суконную фабрику, он возвел плотину, благодаря ему образовался обширный пруд и та самая липовая аллея, которую Пушкин назвал «Русский Парнас», она тоже была заложена и выращена Кузьмой Матвеевичем Матвеевым.

Д. Володихин

— Матвеев — это XVIII век, если память мне не изменяет. А Остафьево известно с незапамятных времен, чуть ли не со времен середины XIV века кого там только не было — и Апраксины были, и Долгоруковы были — разные владельцы, один знаменитее другого. Любопытно вот что: вот «Русский Парнас» — это ведь разговор не о постройках усадьбы. Усадьба была великолепна, она и сейчас в очень хорошем состоянии после целого ряда реставраций. Но прежде всего разговор о людях, которые там побывали. Мы о Вяземских, может быть, чуть-чуть позже поговорим, но помимо Вяземских, то есть хозяев усадьбы — в XVIII, на протяжении большей части XIX века они усадьбой владели — ведь там перебывал, можно сказать, весь «золотой век» России. В литературе, я имею в виду.

С. Копылова

— В усадьбе Остафьево уже при первом владельце из рода Вяземских, при Андрее Ивановиче, которого называли «собиратель именитостей умственных», побывали известнейшие литераторы конца XVIII века — это и Нелединский-Мелецкий, и Дмитриев, и дядя Александра Сергеевича Пушкина, Василий Львович Пушкин.

Д. Володихин

— Батюшков, Батюшков там бывал, жил.

С. Копылова

— Батюшков, конечно же, бывал. А в дальнейшем стал принимать в усадьбе — уже литераторов своего времени — сын Андрея Ивановича Вяземского, Петр Андреевич.

Д. Володихин

— Ну он и сам довольно известный литератор, несколькими стихотворениями вошел в нашу историю, во всяком случае в историю литературы навсегда, был довольно крупным общественным деятелем. И, в общем, на небосклоне русской литературы он, конечно, занимает вовсе не одно из высших мест, но место достаточно заметное. То есть литератор звал литераторов не как звезд, а как друзей.

С. Копылова

— Да, Вяземского еще называют «звездой разрозненной плеяды».

Д. Володихин

С. Копылова

— Так его назвал Баратынский, и есть стихотворение Баратынского, посвященное именно Петру Андреевичу Вяземскому. А Вяземский был одним из тех, который собирал вокруг себя и концентрировал вокруг себя поэтов и писателей, близких ему по духу.

Д. Володихин

— Вот одного вы назвали — это Александр Сергеевич Пушкин. А еще?

С. Копылова

— Это был Баратынский, это был Адам Мицкевич, Денис Давыдов. А об одной из таких встреч в Остафьево, на святки 1830 года, Петр Андреевич писал в письме своему другу: «У нас был уголок Москвы. Был Денис Давыдов, Трубецкой, Пушкин, Муханов, Четвертинские; к вечеру съехались соседки, запиликала. скрипка и пошел бал балом». Обычно после балов князь Вяземский уединялся со своими друзьями — поэтами, писателями — читал им свои написанные только что произведения, а они также декламировали в овальном зале свои стихи.

Д. Володихин

— Там ведь и Николай Васильевич Гоголь бывал. Ну во всяком случае он не из тех, может быть, кто бывал там постоянно, но он посетил Остафьево, отдал должное Русскому Парнасу.

С. Копылова

— Да, Николай Васильевич Гоголь бывал в Остафьеве. Он бывал в тот период, когда жизнь его проходила между Италией и Россией — это был уже 1840 год, когда он впервые приехал по приглашению князя Петра Андреевича Вяземского. И Николай Васильевич Гоголь, и Александр Сергеевич Пушкин, известный историк Погодин приезжали в Остафьево не только в гости к князю Петру Андреевичу Вяземскому, но прежде всего в Остафьево они приезжали как в место, где жил и работал Николай Михайлович.

Д. Володихин

— И все же, мы вот перебрали многих из остафьевского круга, но как минимум еще одна звезда первой величины, звезда большая, чем даже сам благосклонный к литературе владелец, князь Петр Андреевич Вяземский, это Александр Сергеевич Грибоедов. Ведь он же тоже бывал в Остафьево, насколько я понимаю.

С. Копылова

— Да, долгое время исследователи спорили, бывал ли Грибоедов, нет ли, но не так давно было установлено точно, что Грибоедов все же бывал в Остафьеве. Мало того, что Грибоедов участвовал и в балах, и в театральных представлениях. В то время популярно было ставить на сценах любительских театров в усадьбах пьесу Фонвизина «Недоросль». И как раз Грибоедов, известно, что был занят в женской роли — он играл Еремеевну, няню Митрофанушки.

Д. Володихин

— А его-то «Горе от ума» никто там не догадался поставить, не происходило такого?

С. Копылова

— «Горе от ума» — о том, что там думали или же хотели поставить, нам неизвестно, может, это и было в планах хозяев. Но вот что пьесу, которую Грибоедов написал совместно с Петром Андреевичем Вяземским, это нам, конечно же, известно.

Д. Володихин

С. Копылова

— А это пьеса «Обман за обманом или Брат и сестра». Это музыкальная пьеса, которая и сейчас ставится в некоторых театрах. И как раз эта пьеса, ее премьера состоялась в усадьбе Остафьево. Известно, что для исполнения главной роли была приглашена актриса московского театра Львова-Синецкая, а в остальных ролях могли быть заняты и гости усадьбы, и сами хозяева. Супруга Петра Андреевича любила такие постановки организовывать, и сама блистала в ролях.

Д. Володихин

— Ну что ж, чудесное место. Те кто там еще не побывал, поезжайте, почувствуйте, что под вашими ногами земля, по которой ходил Пушкин, кора деревьев, к которым прикасался Карамзин, и — ну нельзя сказать воздух, которым дышал Грибоедов, но во всяком случае дома, на которые смотрел Грибоедов. Собственно, правильным, наверное, будет, если сейчас в эфире прозвучит вещь, которая прославила Александра Сергеевича Грибоедова не меньше, чем его «Горе от ума» — я имею в виду «Вальс» Грибоедова. Отлично, по-моему, соответствует духу места сего.

Д. Володихин

— Дорогие радиослушатели, надеюсь, вас этот замечательный вальс настроил на добрые мысли. И мне после него приятно сообщить вам, что это светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. Мы обсуждаем жизнь и творчество Николая Михайловича Карамзина в усадьбе Остафьево. И у нас в студии замечательный гость Светлана Копылова, ведущий сотрудник музея-усадьбы «Остафьево», хозяйка тамошней литературной гостиной. Ну что ж, мы начинаем постепенно подступаться к теме Карамзина, и начнем, собственно, с семейных связей. Каким образом Николай Михайлович там оказался, какое отношение он имеет к древнему семейству Вяземских?

С. Копылова

— Николай Михайлович Карамзин всем, чего он добился в своей жизни, достиг, обязан своему таланту, обязан своей целеустремленности. Выходец из небогатого семейства, из небогатого рода Карамзиных, он родился в Симбирской губернии.

Д. Володихин

— Провинциальные дворяне довольно, действительно.

С. Копылова

— Да. И вот в 1804 году он поселяется в Остафьеве — усадьбе, которая принадлежала князю Андрею Ивановичу Вяземскому. Вяземские происходили из рода Рюриковичей. Николай Михайлович Карамзин был с хозяином усадьбы знаком задолго до появления в Остафьеве, примерно в конце XVIII века он с ним познакомился, был дружен, общался с ним, встречался в его московском доме. А в дальнейшем он познакомился со старшей дочерью Андрея Ивановича, незаконнорожденной Екатериной Андреевной Колывановой. Николай Михайлович Карамзин за два года до встречи с Екатериной Андреевной похоронил свою первую супругу, и у него осталась от первой супруги дочь Софья. Николай Михайлович Карамзин сближается с Екатериной Андреевной, делает ей предложение и женится в 1804 году. Свадьба была в Остафьеве.

Д. Володихин

— Ну вот прежде, чем мы продолжим о семейной уже судьбе, вновь вернее, по второму разу о семейной судьбе Николая Михайловича говорить и о том, насколько органично он вписался в прекрасный литературный мир Остафьева, я бы хотел о Вяземских пару слов сказать. Позволите мне, Светлана? Собственно, действительно Вяземские князья Рюриковичи, и они очень этим гордились и даже пытались как-то свысока поглядывать на правящую династию: ну что такое Романовы — люди изначально не царской крови, а вот мы, Рюриковичи. Ну здесь есть определенное лукавство: Вяземские из огромного разветвленного смоленского княжеского дома Рюриковичей в XV–XVI веках были малозаметны, а вот в опричные Ивана Грозного они всплыли на поверхность. Поскольку несколько видных представителей этого рода поднялись с опричниной и как служильцы Ивана IV на самый верх государственной власти в России. Впоследствии они давали России воевод, наместников, дипломатов. И, в общем, один раз, правда, дали фигуру крайне неприятную — служильца при Лжедмитрии II, Тушинском воре — ну было, было, тоже ведь не вычеркнешь из семейной истории. Вяземские в XVIII–XIX веке — люди, которые в большей степени не воеводы, не военные, а скорее деятели по статской части. Многие из них носили генеральские звания, но в основном заканчивали свою жизнь и судьбу, скажем, в сенаторах, в действительных тайных советниках и так далее. Случались, правда, исключения. Знаете, что во время Первой мировой войны был убит адмирал Сергей Сергеевич Вяземский, принадлежащий этому роду — убит был во время борьбы с немецкой батареей на Балтике, убит был за Отечество. Ну мы вернемся ко временам более древним, ко временам, которые близки Николаю Михайловичу. И тут стоит вот что сказать: род Вяземских очень разветвленный, сложный, все линии проследить — это специалист-генеалог разве что сможет. Для нас в данном случае интересно то, что какие-то ветви уходили в тень, другие поднимались, и когда эти уходили в тень, поднимались вновь те, которые раньше были на втором плане. Вот род сначала Ивана Андреевича Вяземского, потом Андрея Ивановича и его сына, Петра Андреевича Вяземских, он в значительной степени поднялся благодаря связи с князьями Долгоруковыми и с баронами Шафировыми. Ведь если я правильно помню, матушка Петра.

С. Копылова

Д. Володихин

— Матушка Андрея Ивановича, да, была из рода одной линии Долгоруковых, другой от баронессы Шафировой. А Шафиров — это великий деятель петровской эпохи, и он оставил очень значительное наследство и, соответственно, огромные связи. Поэтому род в такой степени начал подниматься по связям, а не только потому, что они Рюриковичи. Крови у них это, скажем так, высоты крови это не убавляет, но надо понимать, что семейство Вяземских, оно было необычайно богатым в Москве и в Санкт-Петербурге знакомствами, не только в литературе, но и в высших кругах — при дворе, в разного рода учреждениях. И Вяземские с определенной, присущей им ленцой выбирали: ну что ж, ну хорошо, пожалуй, генерал-губернаторство, буду губернатором Нижегородским — это папа Андрей Иванович. А я при составлении Конституции. Не надо, нет? Ну хорошо, я подожду, может быть, вы мне дадите какой-то министерский чин. Министр юстиции? Очень интересно, но утомительно. Пожалуй, я оставлю этот пост. И для них с их богатством занятие каких-то государственных должностей не было необходимостью, было скорее возможностью как-то себя реализовать, показать то, что они что-то могут, помимо того, что богаты и литературно одарены. Ну тут интересный момент. Конечно, Карамзин, который породнился с Вяземскими, на фоне процветания этой ветви и их рода выглядел очень незначительным человеком в начале своей деятельности. Для него это было счастье, то что он оказался, скажем так, под покровительством Вяземских. Хотя впоследствии он, конечно, вырастет в гораздо более значительную фигуру. Ну вот я говорю, отобрав, можно сказать, у вас слово, а это совершенно неправильно. Стоит, пожалуй, обратиться к семейной жизни Карамзиных. Ведь насколько я помню, для Николая Михайловича его супруги в усадьбе был определен особый флигель.

С. Копылова

— Хотелось бы добавить к сказанному вами, что да, на самом деле Николай Михайлович Карамзин первое время в молодости ничем особенным не блистал, в отличие от князей Вяземских. Известно из содержания его писем к друзьям, что у него было слабое здоровье, и еще до женитьбы на Екатерине Андреевне он помышлял о том, чтобы поселиться в деревне, жить на природе и довольствоваться.

Д. Володихин

— В духе Руссо, как многие тогда хотели.

С. Копылова

— Да, в духе Руссо. И вот то, что он писал в своих сентиментальных повестях — и в «Бедной Лизе», и в других произведениях — вот эта деревенская жизнь на лоне природы, она его манила и привлекала. И к тому же, живя в деревне, он получал заряд здоровья. Известно, что до того, как он поселился в Остафьеве, примерно за год, он пишет письмо из усадьбы своего друга, где он проводил лето и очень был доволен своей жизнью. Поэтому поселившись в Остафьеве, Николай Михайлович получил вот то самое, к чему он и стремился и в строках своего стихотворения он, наверное, передает:

А мы, любя дышать свободно,

Себе построим тихий кров

За мрачной сению лесов,

Куда бы злые и невежды

Вовек дороги не нашли

И где б, без страха и надежды,

Мы в мире жить с собой могли,

В первую очередь Николай Михайлович был единомышленником князя Андрея Ивановича Вяземского.

Д. Володихин

— Вот прямо процитировали это стихотворения Карамзина ребята из группы «Машина времени» на излете советской эпохи. Просто, наверное, не все поняли откуда взяли они, но тем не менее. Обращаясь к жизни Николая Михайловича в Остафьеве скажите, вот что такое «Карамзинские дубы»? Так, ради интереса. Когда ко мне в руки попала карта Остафьева, там отдельной циферкой отмечена достопримечательность: «памятник Карамзину». А другая достопримечательность: «Карамзинские дубы» — что это такое?

С. Копылова

— Дело в том, что буквально год назад были проведены исследования и установлен точный возраст этих дубов: им 142 года, и посажены они были в память о Николае Михайловиче Карамзине. Посадили их его дочь и дочь Петра Андреевича Вяземского. Известно, что желуди, которые были посажены, по преданию были привезены из Петербурга. Собраны они из-под петербургского дуба, а тот в свою очередь назывался и был посажен от желудей «Вашингтонского дуба». То есть такое существует предание, что послы Америки привезли матушке императрице Екатерине II в подарок корзину с желудями, собранными с дуба, который рос над могилой Вашингтона.

Д. Володихин

— Ну что ж, вот услышав такую родословную дуба, хочется проследить дальше до самого сотворения мира, когда Господь создал самый первый дуб. Ну а сейчас, вот под эту прекрасную шелестящую тему тех дубовых листьев, которые сейчас начинают опадать — как известно, дуб в зелени стоит очень долго, до начала снегопада, а то иногда и под снегом стоит с листвой. Так вот под эту тему мне легко напомнить, что это светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. И мы ненадолго прекращаем наш разговор, чтобы буквально через минуту вновь встретиться в эфире.

Д. Володихин

— Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях замечательный знаток усадьбы «Остафьево» и ведущий сотрудник этого замечательного заведения, Светлана Копылова, хозяйка тамошней литературной гостиной. Мы, собственно, подходим к творчеству Карамзина — от его семейных связей, от его предпочтений, где жить лучше на природе — к тому, что он действительно создал. Мы в самом начале сказали, что то произведение, которое в наибольшей степени прославило Карамзина (ну не знаю, кто-то думает, что «Бедная Лиза», но это уж на вкус любителей изящной словесности в духе сентиментализма), для историков и подавляющего большинства населения современной России и образованного класса, конечно, «История государства Российского», созданная Карамзиным — это то, что прославило его имя в наибольшей степени. И вот вы говорите, что «История государства Российского» создавалась именно там, именно в Остафьево.

С. Копылова

— Да. «История государства Российского» начала создаваться с 1804 года, осенью. Карамзин приехал в Остафьево и начал писать первый том «Истории». Но мысль и идея написания этого произведения родились у Карамзина задолго до появления в Остафьево, еще во время его путешествия за границу. А затем появились его первые исторические повести — это и «Наталья, боярская дочь», и «Покорение Новгорода» и другие.

Д. Володихин

— Вот это все писалось в Остафьево или до Остафьева?

С. Копылова

— Это исторические повести писались до Остафьева. И в 1803 году император Александр I заинтересовался историческими работами Николая Михайловича Карамзина. В это время новый император, молодой император Александр набирал команду. В это время и родственник Николая Михайловича Карамзина получает пост министра юстиции.

Д. Володихин

— А родственник — это.

С. Копылова

— Да, Иван Иванович Дмитриев, родственник, получает пост.

Д. Володихин

— Дмитриев. Кстати, знаменитый стихотворец вместе с тем.

С. Копылова

— Да и баснописец, его еще называли «русский Лафонтен». Иван Иванович Дмитриев в молодости мало чем уступал Карамзину в таланте, в стихосложении, но он свою жизнь посвятил государственной деятельности.

Д. Володихин

— Его любили тогда, многие писали о нем восторженные отзывы.

С. Копылова

— Да, конечно же. Иван Иванович Дмитриев писал замечательные стихи, на которые народ слагал песни. Его стихотворение «Стонет сизый голубочек» было положено на музыку и звучало не только в исполнении крестьянок, но и светских дам, под аккомпанемент фортепиано.

Д. Володихин

— Ну Дмитриев становится государственным деятелем и, очевидно, он как-то подтягивает к державным делам и Карамзина.

С. Копылова

— Да, он подтягивает Карамзина. Но Карамзин непреклонен. В 1803 году он твердо решил для себя писать «Историю государства Российского» и твердо уже в то время решил посвятить свою жизнь написанию вот этого труда.

Д. Володихин

— То есть ему предлагали стать каким-то высокопоставленным чиновником, а он предпочел историческое творчество — это имеется в виду?

С. Копылова

— Да. И император поддержал Николая Михайловича Карамзина. Нам известно, что уже с 1803 года Карамзин получает жалованье при дворе Александра I, и его называют придворным историографом. Ну некоторые шутили, называли его историогра́фом.

Д. Володихин

— Ну что ж, сначала шутили, потом, когда вышли первые тома «Истории государства Российского», стало понятно, что это очень серьезно. Ну вот Николай Михайлович берется за создание «Истории государства Российского». Он сидит в тихом месте, в Остафьево, здесь стены и земля наполнены русской историей, очевидно как-то вот это место и те истории, которые связаны с его существованием, вдохновляют Николая Михайловича. Хорошо ли ему работается в Остафьево?

С. Копылова

— Да. Ради написания «История государства Российского» Николай Михайлович Карамзин оставляет всю свою прежнюю деятельность — работу писателя, стихосложение.

Д. Володихин

— Успешного журналиста, заметим, притом журналиста, который получает большие деньги от своих проектов. Это чуть ли не первый был человек в России, который столь великолепно справлялся с делом создания хорошего средства массовой информации.

С. Копылова

— Верно. Николай Михайлович Карамзин был основателем двух журналов. Это были новые журналы, совершенно отличные от того, что издавалось прежде Карамзина — это «Московский журнал» и «Вестник Европы». В них он печатал и переведенные на русский язык произведения зарубежных писателей и, конечно же, наиболее интересных и востребованных писателей своего времени.

Д. Володихин

— Ну вот он отказывается от этой работы, которая приносила ему и деньги, и славу, и фактически запирается в келье своего флигеля в Остафьеве. Что происходит в дальнейшем? Ведь это работа огромная, многолетняя. Очевидно, лучшие годы жизни Карамзина прошли вот за письменным столом в Остафьеве?

С. Копылова

— Верно. Николай Михайлович Карамзин пишет в письме к своим друзьям, что он спит и видит Нестора с Никоном в этот период. Дело в том, что интерес к истории в Карамзине был всегда, с детских лет он интересовался историей. Он прочитал до того, как начал заниматься и писать, русскую историю, он ознакомился и изучил, исследовал историю Европы, историю Древнего мира. Русскую историю в своей молодости он изучал по трудам Шлецера. В его молодости книги по истории писали кто угодно, только не русские историки. В основном это были иностранцы, и некоторые из них даже никогда не бывали в России.

Д. Володихин

— Ну Щербатов серьезное исключение из этого правила, все же кое-кто из предшественников Карамзина был силен и был русским при этом. Вопрос достаточно существенный: Карамзин как человек, который засел за «Историю государства Российского», какие именно хотел начала и основы этого великого труда положить в фундамент своего творчества?

С. Копылова

— Да, конечно же, труды Щербатова Михаила Михайловича и Татищева Василия Никитича он взял за основу. Известно, что эти историки исследовали много летописных источников.

Д. Володихин

— Кстати, Никон, наряду с Нестором, был (ну напомним нашим радиослушателям) также крупным летописцем XII века.

С. Копылова

— Верно. Взял за основу труды Татищева и Щербатова и приумножил источники, из которых он брал информацию. Источники ему доставляли из архивов, государственных архивов, привозили прямо в Остафьево в больших сундуках. Он раскладывал их и знакомился с содержанием не только списков, летописей, но и ему доставлялись указы наших царей — и указы Ивана Грозного, и других русских царей. Привозили на иностранных языках древние рукописные книги из-за границы. Николай Михайлович Карамзин, известно ведь, он начинал как переводчик в литературе свою деятельность, знал несколько иностранных языков, в том числе и древние иностранные языки.

Д. Володихин

— Ну ведь наши западные братья-славяне поляки, они ведь в своих трудах рукописных и печатных давали довольно много сведений по истории древней России. Карамзин, конечно же, этим пользовался, потому что знал языки очень хорошо. Надо сказать, что вот когда вы прикасаетесь к современному изданию «Истории государства Российского», вы, как правило, не видите сорок процентов труда Карамзина, их сейчас не переиздают. Эти сорок процентов — это тома с примечаниями. При его жизни они были изданы особо, и там ссылки на источники, комментарии, тщательный историковедческий труд — его не видно. Не видно, как работал Карамзин в качестве ученого, видна лишь его блистательная литературная манера в томах «Истории государства Российского». Но соприкоснувшись с той базой, на которую опирался Николай Михайлович, увидев, насколько глубоко он анализировал источники, ну даже самый оголтелый современный его критик, очевидно, откажется от своих слов, что Карамзин многого не знал. Он знал больше, чем иной современный доктор исторических наук, имел достаточный запас языков, достаточное трудолюбие, достаточную образованность для того, чтобы грамотно источники критиковать. Вот единственно, что хотел сказать, списки летописей (для наших радиослушателей сразу поясню) — имеется в виду копии. Это старинное слово «список» — это копия с какого-то документа или с какого-то литературного памятника. Ну а что касается его работы остафьевской, ведь он прекратил ее в 1815 году. В связи с чем?

С. Копылова

— Вы сказали, что первые тома начали выходить, но до того, как появился первый том «Истории государства Российского» с 1804 года, когда Карамзин только приехал в Остафьево, прошло долгих почти двенадцать лет. Николаю Михайловичу приходилось иногда прерывать свой труд — это была и война 1812 года, когда он с семьей выехал в Ярославль и находился там, в Ярославле. Затем продолжил работу над «Историей». Карамзин себе планировал ежегодно писать по одному тому «Истории».

Д. Володихин

— Ну человек предполагает, а Господь располагает.

С. Копылова

— Да. Карамзин писал том истории и, как только приступил к этой работе, нашел в себе кроме литературного дара, кроме поэтического, еще и талант историка, ученого, как вы сказали. И его труд — это художественное произведение, но каждый.

Д. Володихин

— Но по нынешним временам, можно сказать честно, положа руку на сердце, что у него форма произведения литературная, а суть все же научная.

С. Копылова

— Каждый том истории состоял из двух частей, по объему они примерно одинаковые: один том — это художественное повествование, второй том, такой же по объему — это труд ученого, историка — ссылки, сноски, комментарии.

Д. Володихин

— Вот именно о них-то я только что и рассказывал, те самые сорок процентов примерно или некоторые считают, что даже пятьдесят процентов труда Карамзина именно эти дополнительные тома. Дорогие радиослушатели, мы вернемся к сюжету о том, почему работа Николая Михайловича, столь трудная и в то же время столь плодотворная, в Остафьево должна была прекратиться. Но сейчас мне хотелось бы, чтобы помимо наших голосов прозвучала бы и музыка. Я думаю, будет правильным, если в эфире прозвучит увертюра к опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов». Поскольку ну в конце концов кому-то там нравится царь, кому-то самозванец, а мне-то, как профессиональному историку, летописец. Наверное, и Карамзину бы он понравился. Послушаем.

Д. Володихин

— Дорогие радиослушатели, Карамзин, описавший среди прочего и историю царя Бориса Федоровича, Пушкин, написавший драматическое повествование «Борис Годунов» и Мусоргский, написавший впоследствии оперу «Борис Годунов» — какое великолепное созвездие, какое наслаждение говорить об этом. Напоминаю вам, что это светлое радио, радио «Вера». В эфире передача «Исторический час». С вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях Светлана Копылова, ведущий сотрудник музея-усадьбы «Остафьево». Мы говорим о тех годах, которые провел Николай Михайлович Карамзин в Остафьеве в счастливую пору своей работы над «Историей государства Российского». Ну вот насколько я помню, в 1815 году это его пребывание в Остафьеве прерывается, но работа еще не закончена. Готовы восемь томов, притом они, конечно же, появились постепенно гораздо раньше. Вы очень хорошо и правильно сказали: двенадцать лет от начала работы до появления первого тома. Но первый том появился еще только пока в рукописи, еще два года работает типография для того, чтобы появились первые тома, сразу же восемь, как результат титанического труда и титанического же терпения Карамзина. В уже печатном виде появятся они в 1818 году. А вот представьте себе современного литератора: выдержал бы он такую паузу или нет? Или все-таки начал бы стучаться к издателю, звонить и говорить: вот как только первый том выйдет, сейчас же давайте публике, пускай она знакомится с этим, пускай это прославит мое имя, я хочу немедленной известности. С Карамзиным было иначе.

С. Копылова

— Николай Михайлович поступил очень мудро. Когда были готовы в рукописном варианте его первые восемь томов, он едет с ними в Петербург. И читает их у всех знакомых, какие у него жили в Петербурге, в салонах в литературных знакомит с некоторыми фрагментами своих томов. То есть он такую, можно сказать на нашем современном языке, проводит рекламную акцию.

Д. Володихин

С. Копылова

Д. Володихин

— Вот это вот: Карамзин и пиар-компания — чувствую, меня сейчас надо наказать, хорошенько посечь розгами мой язык. Простите меня, дорогие радиослушатели, вырвалось. Продолжайте, пожалуйста.

С. Копылова

— Ну замечу, что Николай Михайлович Карамзин всегда шел впереди своих современников. И не зря Александр Сергеевич Пушкин о нем сказал эти слова, о нем он написал:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

Потому что о Карамзине свидетельствовали, что он в обществе начинал говорить свои парадоксы. Николай Михайлович Карамзин проводит вот эту пиар-компанию. И замечу, что прежде, чем стали печать его труды, он ведь просиживал долгие часы, чуть ли не месяцы, в приемных государя. Когда Карамзин был назначен придворным историографом, государь Александр I его уведомил, что после того, как Карамзин напишет «Историю», он тут же ее опубликует. Но когда все дело было завершено, сделано, приходилось Николаю Михайловичу долго дожидаться аудиенции у Александра I.

Д. Володихин

— Ну эпоха наполеоновских войн на закате своем — это еще и эпоха страшного разорения России: не только много людей погибло в этих войнах, но и казна опустела. Естественно, когда-то прежде государю Александру Павловичу казалось простым делом опубликовать несколько книжек. Сейчас ситуация иная, каждая копейка стоит, как прежде рубль.

С. Копылова

— Верно. Но все же государь нашел возможность опубликовать восемь томов «Истории», в количестве трех тысяч книг она вышла. И публиковали ее, издавали ее одновременно три государственных издания — это были типография медицинская, военная и синодальная. И как только три тысячи томов вышли — вот Александр Сергеевич Пушкин как раз об этом писал, что все, даже светские женщины бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную, она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом.

Д. Володихин

— И, кстати сказать, три тысячи экземпляров — по тем временам это фантастически много, а исчезла с прилавков за несколько недель. Тогда и тысяча экземпляров это был успех. Надо сказать, что Карамзин в очень незначительной степени взял, что называется, сердца своей публики не только литературным даром, но и особенным патриотическим чувством. Да, он писал о том, что единодержавием Россия спасалась, он был православный человек, крепкий монархист. И если в юности он позволял себе разнообразные либеральные идеи, то в десятых — двадцатых годах это человек консервативно-христианских убеждений. Но не в этом дело. Как раз по поводу убеждений его современники могли с ним спорить, могли не принимать, однако приняли они другое: он нашел русских героев в контексте истинных исторических событий. Чем увлекалась публика до него? Она читала Плутарха, она читала Светония, она читала Тацита, она читала о том, как хорош Перикл, как хорош, допустим, Катон, как интересен Александр Македонский, Ганнибал, она следила за тем, как развивались события крестовых походов и любила средневековые романы и поэмы о великих героях, которые сражались за Гроб Господень. А русская история это что? Ну вот Петр I, да, что-то там интересное начал, с тех пор Россия влилась в сонм просвещенных держав, с тех пор началась ее история. Карамзин говорит: нет, что вы, до Петра у нас была великая история. Посмотрите, вот наши герои, вот они — ничем не хуже, чем Карл Великий, Александр Македонский или кто-нибудь там из крестоносцев. И его герои, они вошли в русскую историю со страниц «Истории государства Российского» не только потому, что что когда-то совершали великие деяния, а потому что Николай Михайлович ввел их в пантеон тех людей, которыми интересуется образованная публика. Вот Дмитрий Донской, вот Владимир Святой, вот великие люди, которые вытаскивали страну в эпоху Смуты — вглядитесь в них: их высокое чувство, их великий разум, их мужество, их просвещенность ничем не хуже, чем все то же самое в Европе и ничем не хуже, чем то же самое в античных Афинах. Вот за это Карамзина любили необыкновенно. Наши предки, пра-прадедушка каких-нибудь князей, которые жили в Петербурге и были генералами Российской армии или министрами, оказывается прописан в «Истории государства Российского» — великий герой и так далее. Карамзина, конечно, очень любили за это, и было за что. Но вот, Светлана, вопрос следующий. Карамзин впоследствии ведь в Остафьево не вернулся. Он написал еще четыре тома, последний был 12-й, он вышел после его смерти несколько не доведенным до конца. И эти тома, они уже Остафьева не касались. Почему он не вернулся? Вот вопрос.

С. Копылова

— А дело в том, что когда Николай Михайлович Карамзин уехал в Петербург, для того чтобы публиковать свои тома, он надеялся вернуться в Остафьево. Семья его первое время жила в Остафьеве, а он был в Петербурге, находился. Но как только вышло первое издание, к Николаю Михайловичу обратилось еще пять издателей, которые стали публиковать его труд. То есть издатели поняли, что на «Истории государства Российского» можно хорошо заработать. Присутствие Карамзина нужно было постоянно в Петербурге. Поэтому он забирает семью из Остафьева и, к сожалению, больше не возвращается.

Д. Володихин

С. Копылова

— Дело в том, что «Историю государства Российского» Карамзина в советское время, можно сказать, почти не печатали. Советские идеологи считали Карамзина крепостником, монархистом, и за все время, с 1917 по девяностые годы «История государства» была опубликована в отдельных, один или два отдельных тома всего. И только с девяностых годов начинает издаваться «История государства Российского».

Д. Володихин

С. Копылова

— Массово. Потому что в 2016 году 250-летие со дня рождении Карамзина Россия отмечала. Многие издательства, конечно же, к этому юбилею готовились. Понятно, что Россия перешла немножко на другие рельсы, демократические, и «История» стала издаваться большим тиражом.

Д. Володихин

— Главное, что она постепенно вернулась на христианские рельсы.

С. Копылова

Д. Володихин

— Карамзинская «История государства Российского» издается и переиздается. Положа руку на сердце, скажу, что это великолепно. Но все же современное Остафьево, именно что Остафьево, там какие-то карамзинские традиции до сих пор живы? Собираются как-то люди на какие-то чтения карамзинские, что-то есть, что говорит о его памяти?

С. Копылова

— Да, конечно же. Единственная небольшая экспозиция до девяностых годов была в его родном городе Симбирске и памятник там же установлен. Больше в России не существовало ни единого музея, где бы рассказать могли о Карамзине, о его жизни, деятельности. Таким музеем стало Остафьево. На данный момент Остафьево — единственное место в России, где можно узнать о жизни Николая Михайловича, где развернуты экспозиции, где установлен памятник ему еще в начале XX века. Можно сказать Остафьево — музей Николая Михайловича Карамзина. А с 2011 года в нашем музее в сентябре месяце проводится праздник, посвященный Николаю Михайловичу.

Д. Володихин

— Ну вот уже что-то живое: собираются люди, не просто памятник, не просто экспозиция, а люди, которые понимают толк в литературе и истории, чтят Карамзина и продолжают его труд. Очень хорошо. Время нашей передачи походит к концу. Я не буду давать никакого резюме, дорогие радиослушатели, пожалуйста, просто вбейте в поисковик Яндекса или Гугла, кто что предпочитает: «памятник Карамзину в Остафьеве» — вы увидите, что этот памятник великолепен. Там нет самого Карамзина, там книга «История государства Российского», которая стоит на древних рукописях и над нею свиток некоего средневекового российского столбца, документа — и все. Карамзин — это русская история. Русская история — это Карамзин. Одно сливается с другим нерасторжимо. Что мы в данном случае можем сказать? Добавить портрет? Его портрет — это портрет России. А теперь я от вашего имени поблагодарю Светлану Копылову за ее просветительскую роль сегодня в эфире радио «Вера». Мне остается добавить лишь: спасибо за внимание, до свидания.

С. Копылова

— До свидания, дорогие друзья.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *