в какой усадьбе гоголь читал мертвые души 9 букв
Великий русский писатель, желанный гость, добрый друг, исследователь и любитель русской природы – у Гоголя юбилей – 210 лет. Корреспондент «Подмосковье сегодня» сделал подборку любимых гоголевских мест в Московской области, где Николай Васильевич любил останавливаться и отдыхать.
АБРАМЦЕВО: В ГОСТЯХ У ДРУЗЕЙ
У Гоголя было много друзей и знакомых. Он часто навещал их и даже оставался погостить на несколько дней. Больше всего ему нравилось отдыхать в усадьбе Абрамцево у Сергея Аксакова. Гостеприимный хозяин всегда с удовольствием принимал писателя, накрывал богатый стол.
В 1849 году в Абрамцево писатель первый раз прочел вслух отрывок из второго тома «Мертвых душ» и сразу получил массу положительных откликов от лучшего друга.
Адрес: Сергиево-Посадский район, городское поселение Хотьково, с. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1
МУРАНОВО: ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОМНАТА
В усадьбе Мураново у Гоголя была собственная комната, которая сохранилась до сих пор. Обставлена она с присущим писателю минимализмом: единственный «диван-жаба» и два кресла, сделанные местными столярами. А еще на стене висит редкий портрет писателя 1852 года, выполненный в технике литографии.
Писателю выделили на ночевку комнату. С тех пор обстановка в ней не поменялась, все осталось стоять на своих местах.
– Следующим утром Гоголь уехал, – говорит Александр Сахно. – Кстати, после его отъезда комнату, в которой он ночевал, стали называть Гоголевской.
Адрес: Пушкинский район, д. Мураново, д. 1
Кстати, к 210-летию со дня рождения писателя Серпуховский историко-художественный музей при поддержке Министерства культуры области подготовил большой выставочный проект «Гоголь. Загадки гения». Здесь можно увидеть перо Гоголя, молитву, сочиненную перед поездкой в Палестину, письма матери, портреты писателя. А еще – услышать оперу, посмотреть книжные иллюстрации, спектакль и фильмы по мотивам произведений классика.
Где Гоголь сжег «Мертвые души»?
Музей « Гоголя» разместился в усадьбе Талызиной на Никитском бульваре, 7, где по приглашению супругов Толстых, которые арендовали здесь жилье, с декабря 1848 года поселился Николай Гоголь. Это единственное сооружение в Москве, связанное с именем Гоголя, сохранившееся до нашего времени. Дом на Никитском бульваре был последним пристанищем писателя. Здесь Гоголь прожил четыре года, работал над вторым томом «Мертвых душ». Здесь и сжег рукопись за 10 дней до смерти.
С графом Александром Петровичем Толстым, который в разное время служил губернатором Твери и Одессы, обер-прокурором Священного синода, Гоголь познакомился в 1840-х, они стали друзьями. Набожность супругов Толстых была близка Гоголю, который с возрастом стал глубоко верующим человеком. Вместе они строго придерживались церковных правил, постились, читали духовную литературу. Для Гоголя хозяева отвели три уютные комнаты на первом этаже здания, служившие писателю прихожей, гостиной и кабинетом-спальней. Гоголь был окружен заботой супругов. Ему создавали все условия для работы.
Экспозиция музея размещена в анфиладе комнат всего первого этажа усадьбы, включая и комнаты Толстых. Интерьер восстанавливали согласно архивным и эпистолярным документам. Гоголь никогда не имел собственного жилья. Свою часть семейного имения подарил матери и сестрам. Жил у друзей. Много путешествовал по Европе, посетил Святую землю. Из собственности имел только дорожный сундук с самыми необходимыми вещами. Да еще — знаменитый кожаный портфель с рукописями, который старательно оберегал. Как символ путешествующей натуры писателя в прихожей выставлен сундук тех времен. В зале можно услышать стук колес, на табло высвечивается дорога. Так создается иллюзия путешествий.
В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь долго молился в своей комнате. Со свечой в руках прошел в гостиную. Позвал своего слугу, юношу Семена, попросил открыть дымоход в печи и подать ему из шкафа портфель. Потом вынул связанные тетрадки, положил в печь и поджег свечой. Юноша упал на колени, плакал и просил не делать этого. Огонь не смог пробраться через толстые слои бумаги, тогда Гоголь развязал тесьму и стал жечь листы по отдельности. Все сгорело.
Долго сидел, пока, наконец, сказал Семену: «Нехорошо мы сделали, нехорошо, недоброе это дело». И заплакал. Приказал позвать графа, показал ему догорающие листы рукописи и с грустью сказал, что хотел сжечь некоторые вещи, давно для того приготовленные, а сжег все. Нечистый попутал. Думал разослать друзьям на память по тетради, пусть бы с ними делали что хотели. Теперь все пропало.
Кабинет-спальня Гоголя. Описывая эту комнату, друзья Гоголя особое внимание обращали на конторку, высокий столик из красного дерева, за которым писатель писал стоя. Доска была обитой зеленым сукном, на ней мелким почерком исписанные листы. Сейчас на конторке стоит чернильный прибор из дома родственников Гоголя — Трощинских — и игольница матери Гоголя, Марии Ивановны. Гоголь не доверял никому переписывать свои произведения, начисто переписывал сам — красивым каллиграфическим почерком. В последние месяцы жизни начал работу над изданием полного собрания своих произведений, которое должно было выйти в шести томах.
Зал «Ревизора» — бывшая гостиная графа А. Толстого. В октябре 1851 года Гоголь посетил Малый театр — смотрел «Ревизора». Игрой актеров был неудовлетворен: не дождавшись конца спектакля, тихонько вышел из ложи и покинул театр. 5 ноября писатель пригласил актеров театра для прослушивания авторского чтения пьесы. Не все актеры приняли приглашение, что огорчило Гоголя. На чтении присутствовали также писатели. Стол, вокруг которого сидели слушатели, стоял напротив окна во двор.
Гоголь читал, сидя на диване. Об этом оставил воспоминания писатель Иван Тургенев: «Гоголь поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манер… Эффект получился необычайный, особенно в комических местах, невозможно было не смеяться, а на губах мастера была видна едва заметная лукавая улыбка. Это было для меня настоящим праздником». Когда Гоголь дочитал последнюю главу комедии и встал с дивана, очарованные слушатели еще долго стояли, вполголоса делились впечатлениями. Уже в следующих спектаклях актеры использовали установки Гоголя.
Читал книги духовного содержания. В письмах к матери просил молиться за него. Постился, не позволял себе спать. В начале февраля еще выезжал к друзьям, ходил в церковь. Причащался, исповедовался. Истощение тела углубляло его подавленное настроение. И он слег. Ни с кем не хотел общаться, не хотел, чтобы его обследовали. Граф Толстой делал все возможное для выздоровления больного. Пригласил самых известных московских врачей. Гоголя лечили насильно, что, как считают, ускорило его кончину. У него началась сильная лихорадка, и на второй день ушел из жизни.
На втором этаже, в бывших комнатах Толстых, расположена научная библиотека. В театральной гостиной графини — нотно-музыкальный читальный зал, а в столовой хозяев, где часто обедал Гоголь, теперь находится гуманитарный читальный зал.
Комната памяти. Когда Гоголь заболел, супруги Толстые предложили ему перейти в их комнату, которая была теплее. Эта комната была свидетелем его тяжелых душевных и физических страданий. В ней 21 февраля 1852 года писателя не стало. В комнате — старинный диван, над ним посмертная маска Гоголя.
Во дворе усадьбы — бронзовый памятник Гоголю работы скульптора Николая Андреева. Изображен писатель, который сидит в большой печали, — очевидно, смотрит, как горят его рукописи. После посещения мемориального музея захотелось перечитать произведения великого писателя.
История создания поэмы Гоголя «Мёртвые души»
«Мёртвые души» — произведение Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том уничтожен писателем, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только отдельные сведения.
К работе над «Мёртвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвящённого России. А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта Николая Васильевича, посоветовал ему взяться за серьёзное сочинение и подсказал интересный сюжет. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мёртвые души как души живые. В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мёртвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников Гоголя. Сюжет поэмы был подсказан действительностью.
«Пушкин находил, — писал Гоголь, — что такой сюжет „Мёртвых душ“ хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Сам Гоголь считал, что для того, «чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней поездиться самому». В октябре 1835 года Гоголь сообщал Пушкину: «Начал писать „Мёртвые души“. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».
Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнёс: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя по-иному взглянуть на свой замысел и переработать материал. В дальнейшей работе он старался смягчить то тягостное впечатление, которое могли бы произвести «Мёртвые души» — перемежал смешные явления с грустными.
Большая часть произведения создавалась за границей, главным образом в Риме, где Гоголь старался избавиться от впечатления, произведённого нападками критики после постановки «Ревизора». Находясь вдалеке от Родины, писатель ощущал неразрывную связь с ней, и только любовь к России была источником его творчества.
В начале работы Гоголь определял свой роман как комический и юмористический, но постепенно его замысел усложнился. Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись. Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то. какой огромный, какой оригинальный сюжет. Вся Русь явится в нем!» Так в ходе работы определился жанр произведения — поэма, и ее герой — вся Русь. В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.
После гибели Пушкина, явившейся для Гоголя тяжёлым ударом, работу над «Мёртвыми душами» писатель считал духовным заветом, выполнением воли великого поэта: «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».
Пушкин и Гоголь. Фрагмент памятника Тысячелетию России в Великом Новгороде.
Скульптор. И.Н. Шредер
Осенью 1839 года Гоголь вернулся в Россию и прочитал несколько глав в Москве у С.Т. Аксакова, с семьёй которого в это время подружился. Друзьям понравилось услышанное, они дали писателю несколько советов, и он внёс в рукопись необходимые поправки и изменения. В 1840 году в Италии Гоголь неоднократно переписывал текст поэмы, продолжая напряжённо работать над композицией и образами героев, лирическими отступлениями. Осенью 1841 года писатель вновь вернулся в Москву и прочитал друзьям остальные пять глав первой книги. На этот раз они заметили, что в поэме показаны только отрицательные стороны русской жизни. Прислушавшись к их мнению, Гоголь сделал важные вставки в уже переписанный том.
В 30-е годы, когда в сознании Гоголя наметился идейный перелом, он пришёл к выводу, что настоящий писатель должен не только выставлять на всеобщее обозрение все то, что омрачает и затемняет идеал, но и показывать этот идеал. Свою идею он решил воплотить в трех томах «Мёртвых душ». В первом томе, по его планам, должны были запечатлеться недостатки русской жизни, а во втором и третьем показаны пути воскресения «мёртвых душ». По словам самого писателя, первый том «Мёртвых душ» — лишь «крыльцо к обширному зданию», второй и третий тома — чистилище и возрождение. Но, к сожалению, писателю удалось воплотить только первую часть своей идеи.
В декабре 1841 года рукопись была готова к печати, но цензура запретила ее выпуск. Гоголь был подавлен и искал выход из создавшегося положения. Втайне от московских друзей, он обратился за помощью к Белинскому, который в это время приехал в Москву. Критик пообещал помочь Гоголю, и через несколько дней уехал в Петербург. Петербургские цензоры дали разрешение напечатать «Мёртвые души», но потребовали изменить название произведения на «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Таким образом они стремились отвлечь внимание читателя от общественных проблем и переключить его на похождения Чичикова.
«Повесть о капитане Копейкине», сюжетно связанную с поэмой и имеющую большое значение для раскрытия идейно-художественного смысла произведения, цензура категорически запретила. И Гоголь, дороживший ею и не жалевший от нее отказываться, был вынужден переработать сюжет. В первоначальном варианте вину за бедствия капитана Копейкина он возлагал на царского министра, равнодушного к судьбе простых людей. После переделки вся вина была приписана самому Копейкину.
Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова, или» и крупными «Мёртвые души».
11 июня 1842 года книга поступила в продажу и, по воспоминаниям современников, была раскуплена нарасхват. Читатели сразу же разделились на два лагеря — сторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы себя. Последние, главным образом, помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками, а сама поэма оказалась в центре журнально-критической борьбы 40-х годов.
После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над вторым (начатым ещё в 1840 году). Каждая страница создавалась напряжённо и мучительно, все написанное казалось писателю далёким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся болезни, Гоголь сжёг рукопись этого тома. Позднее он объяснил свой поступок тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Гоголь мечтал переродить людей путём прямого наставления, но не смог — он так и не увидел идеальных «воскресших» людей. Однако его литературное начинание было позднее продолжено Достоевским и Толстым, которые смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил Гоголь.
Черновые рукописи четырёх глав второго тома (в неполном виде) были обнаружены при вскрытии бумаг писателя, опечатанных после его смерти. Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года С. П. Шевырёв, граф А. П. Толстой и московский гражданский губернатор Иван Капнист (сын поэта и драматурга В. В. Капниста). Перебеливанием рукописей занимался Шевырёв, который также хлопотал об их издании. Списки второго тома распространились ещё до его издания. Впервые сохранившиеся главы второго тома «Мёртвых душ» были изданы в составе Полного собрания сочинений Гоголя летом 1855 года.
Название произведения | Мертвые души |
---|---|
Автор | Николай Гоголь |
Жанр | Поэма |
Год написания | 1842 |
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Том 1
Глава I
В губернском городе NN появляется «красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки». В ней восседает господин –
не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод
На следующий день он посещает чиновников: губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицмейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, а также многих других. Каждому находится у него деликатный комплимент, располагающий собеседников, о себе же Чичиков говорит мало, с нарочитой скромностью. Получив приглашение губернатора пожаловать на домашнюю вечеринку, он с радостью соглашается, надевает манишку, фрак брусничного цвета с искрой и отправляется на вечер. Здесь он знакомится с остальными важными людьми, а также помещиками – Маниловым и Собакевичем, которые приглашают Павла Ивановича нанести визит к ним в усадьбы.
Следующий вечер Чичиков проводит у полицмейстера, затем – у председателя палаты, потом – у вице-гурбернатора, у откупщика, и у всех о госте складывается одинаковое впечатление: он исключительно приятный, порядочный светский человек. Он прекрасно владеет любым предметом разговора, и держит себя при этом изысканно и с достоинством.
Глава II
Проведя неделю в разъездах по вечеринкам представительных особ, Чичиков решается навестить Манилова и Собакевича. Автор намекает, что существует какая-то особенная причина, побудившая Павла Ивановича выехать за город. Селифан с Петрушкой готовят барина в путешествие (даются описания обоих крепостных: Петрушка любит читать, причем ему просто нравится процесс превращения отдельных букв в слова, и носит «всюду с собою какой-то свой особенный воздух, отзывающийся несколько жилым покоем», Селифан же — «совершенно другой человек»).
Деревня Маниловка лежит в 30 верстах от города, и выглядит неприютно. Господская усадьба стоит на холме, обдуваемая ветрами, нет ни парка, ни рощи. Чичиков насчитывает около 200 крестьянских домов. Манилов чрезвычайно рад приезду гостя:
«На взгляд он был человек видный; черты его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее знакомства и расположения». Еще в армии он слыл «скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером»
Хозяин и гость следуют в кабинет, и там Чичиков обращается к интересующей его теме: он спрашивает Манилова, как давно тот подавал ревизскую сказку и сколько крестьян с тех пор умерло. Помещик отправляет приказчика узнать точную цифру, а Чичиков делится своими планами: он хотел бы купить у него… мертвых крестьян. На бумаге они числятся живыми, а на деле – их давно нет. Манилов в замешательстве от подобной просьбы, но соглашается и отдает мертвые души Чичикову даром. Павел Иванович уезжает в самом радушном настроении, сердечно прощаясь с Маниловыми.
Глава III
Чичиков следует в деревню к Собакевичу. Выезжают поздно, льет дождь, во тьме деревни не найти, да и Селифан слегка во хмелю, лошади измотаны. Заслышав собачий лай, кучер правит на звук и оказывается возле дома незнакомой помещицы, Чичиков просит позволения переночевать
рассказывает, что ни Манилова, ни Собакевича она не знает, а до города верст 60. Чичиков остается.
Глава IV
«Они называются разбитными малыми всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный Странную страсть имел Ноздрев. Чем ближе кто с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсем не почитал себя вашим неприятелем, напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески»
Ноздрев показывает гостям лошадей, пытается завязать пари, но бесполезно, показывает псарню, врет о ловле зайцев-русаков руками, о покупке леса. В его словах трудно отыскать истину.
Чичиков остается ночевать и перед сном корит себя, что завел речь с Ноздревым о столь важном деле. Наутро Чичиков все-таки соглашается сыграть на души в шашки, но Ноздрев жульничает и здесь. Дело почти доходит до драки, но входит капитан-исправник и докладывает о подаче на Ноздрева в суд. Чичиков пользуется ситуацией и уезжает.
Глава V
Чичиков приезжает к Собакевичу, у него большая деревня, окруженная лесами. Дом крепкий, основательный, словно военная крепость, но несколько нелепый. Хозяин напоминает Павлу Ивановичу средней величины медведя :
«Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета Ступнями ступав вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги Его даже звали Михайлом Семеновичем»
Глава VI
Автор рассуждает о красоте российских деревень, вспоминая путешествия своей юности. В это время Чичиков въезжает в странную деревню: все в ней в упадке, рассыпается, мостовая никудышная. Всюду плесень и разруха. У помещичьего дома Чичиков встречает странное существо, которое принимает сначала за ключницу, затем – за ключника. Однако позже выясняется, что это и есть хозяин, Плюшкин:
Одежда его скорее напоминала одежду нищего, нежели помещика. Дом Плюшкина – скопище хлама различной надобности, в углу комнаты – запыленная куча вещей. Прежде он был просто бережливым хозяином, но после смерти жены, бегства одной дочери и смерти другой он сначала стал подозрительным, а затем и вовсе превратился в полусумасшедшего скрягу.
Глава VII
Автор восхваляет удивительные русские характеры, столь непохожие друг на друга, и рассуждает о странных типажах русских людей, а затем возвращается к Павлу Ивановичу.
Утром он производит подсчет: у него теперь почти 400 душ. Внимательно изучая списки, подготовленные помещиками, Чичиков отмечает, что все они похожи чем-то на своих господ, а также видит, что Собакевич его все-таки надул: он внес в список бабу Елизавету Воробей, и ее приходится вычеркнуть. Чичиков размышляет о людях, которые прячутся за именами: перед ним выстраиваются характеры и типажи, которые еще не так давно существовали на свете.
Павел Иванович отправляется в гражданскую палату оформлять купчую – пока все бумаги не подписаны, он не спокоен. Он встречает Манилова, который подготовил ему свой список душ, и затем приступает к делу. В палате суетно, автор подробно описывает устройство казенного места. Чичиков дает взятку, чтобы быстрее начать. Появляется Собакевич, беседует с Маниловым и Чичиковым. Увидев, что общая сумма покупки – более 100 000 рублей (поскольку помещики оформляли на бумаге мертвых, как живых), чиновник с уважением относится к Чичикову. Узнавая в списке Собакевича каретника Михеева, он припоминает, что тот умер, и удивляется. Собакевич отрицает: умер брат каретника, а этот – жив.
Чичиков рассказывает, что он приобрел земли в Херсонской губернии, и там намерен расселить своих новых крестьян, однако очень уклончиво описывает господские владения. Постепенно собираются все доверенные лица – и от Плюшкина, и от Коробочки, и дело идет на лад. В палату приходят уже знакомые Чичикову чиновники, и все вместе посетители отправляются праздновать покупку крестьян у полицмейстера, исключительно щедрого на угощения. Заканчивается вечер дружеским обещанием женить дорогого Павла Ивановича на знатной невесте из города N., чтобы столь прекрасный человек не покидал его. Чичиков навеселе возвращается в гостиницу.
Глава VIII
В городе ходят толки о крестьянах Чичикова. Люди рассуждают, какая судьба их ждет: сопьются ли, сбегут ли или останутся работать в Херсонской губернии. А может, они взбунтуются из-за переселения? Чичикову поступают советы, как лучше справиться с его новыми крепостными. Павел Иванович слывет миллионером («миллионщиком»).
Павел Иванович находит у себя дома анонимное романтическое письмо. Она приглашает его отгадать ее персону на бале губернатора. Чичиков заинтригован: а письмо очень, очень кудряво написано! К балу он готовится, как и к любому событию: чтобы предстать щеголем, но в меру. Радость от покупки, письмо – все вдохновляет его. Он даже делает антраша у себя в комнате.
Прокурор, губернатор, остальные чиновники, а главное, сам Чичиков в замешательстве. Общество не знает, как реагировать. Дамы перемигиваются, что-то затевая. Настроение Чичикова меняется, он проигрывает в карты, становится рассеянным, забывает о блондинке, не дожидается завершения ужина и уезжает в гостиницу. Там он раздраженно размышляет о дамах, о Ноздреве, о бале. В это самое время в городе появляется Коробочка: помещица приехала убедиться, что она не продешевила с мертвыми душами…
Глава IX
Обе дамы решают, что мертвые души здесь не причем, и замыслил это Чичиков для отвода глаз: его план – похитить губернаторскую дочку. Дамы подробно обсуждают девушку, находя в ней только недостатки. Ноздрева же подруги прочат Чичикову в соучастники. Первым узнает об их теории прокурор, а затем, через полчаса, и весь город. Чиновники недоумевают, идут толки. Новость потрясает всех – даже самый последний зевака теперь обсуждает мертвые души и губернаторскую дочку. Дамы города считают девушку причиной всему, мужчины, напротив, пытаются найти смысл в покупке мертвых душ. Губернаторша оскорблена, устраивает внушение дочери. Кто-то пускает слух, что Чичиков – фальшивомонетчик, одновременно доходит весть о визите в город нового генерал-губернатора.
Спрашивают свидетелей: Коробочка сообщает о 15 рублях, Манилов вступается за Чичикова, Собакевич утверждает, что продал живых крестьян, слуги Чичикова отмалчиваются.
Глава X
Чиновники, собравшись у полицмейстера, обсуждают произошедшее. Все похудели, все обеспокоены. Почтмейстер предполагает, что Чичиков – не фальшивомонетчик, и к подделке документов также не причастен. Он – капитан Копейкин. Далее следует вставленная Гоголем под отдельным заглавием «Повесть о капитане Копейкине»: капитан Копейкин – ветеран войны 1812 года, лишившийся ноги и руки. Не получив в Петербурге резолюции от царя по поводу пенсионного пособия, он собирает шайку разбойников и удаляется в леса. Чичиков, утверждает почтмейстер, и есть Копейкин. Чиновники отрицают: у него на месте и ноги, и руки. Кто-то предположил, что возможно, он – беглый с острова Елены Наполеон, но и в этом усомнились. Решили потребовать правды с Ноздрева (зная при этом, что он – заядлый сочинитель).
Простуженный Чичиков лежит дома и не ведает о происходящем. Удивляет его то, что никто из чиновников не явился справиться о его самочувствии. Наконец он приводит себя в порядок, и отправляется с визитом к губернатору, но ему отказано. Председатель палаты смущен появлением Чичикова, то же – и все остальные чиновники. Не понимая, в чем дело, Чичиков возвращается к себе, и вдруг появляется Ноздрев. Он и разъясняет Павлу Ивановичу, в чем дело: он фальшивомонетчик, и прокурор от ужаса умер. Узнает Чичиков и о своем «плане» похищения институтки.
Перепуганный, он избавляется от Ноздрева и велит Селифану и Петрушке готовиться к отъезду.
Глава XI
Так быстро они, однако, не уезжают: приходится переподковывать лошадей. Когда же долгие сборы закончены и Чичиков выезжает из гостиницы, они сталкиваются с бесконечной погребальной процессией прокурора. Город остается позади.
Автор рассуждает о загадочной и непостижимой силе Руси, с ее бедными деревеньками и неприютными краями, которая тянет к себе путешественника. Он рассуждает и об удивительном обаянии дороги, о долгом странствии через Русь с ее станциями, переменами лошадей, покачиванием брички под жарким солнцем и тревожным сном на залитой луной равнине… И вот он рассказывает о герое.
Чичиков происходит из бедных дворян. Мать его рано умерла, отец был долго болен. Однажды он взял маленького Павлушу и увез в город на единственной лошади. Отдал он сына старушке-родственнице, и оставил ему зарок:
Павлуша следует завету отца: он находит подход даже к самому неприятному учителю, проявляет исключительную бережливость и предприимчивость, с товарищами не водится. Он знает, как копить и преумножать копейку. По смерти отца он продает дом. Учителю, чьим любимчиком он был, после увольнения его из училища жертвует лишь пятак серебра, в то время как остальные ученики дают больше. Он мечтает о роскошной жизни в достатке: на службе Павлуша готов до последнего терпеть, чтобы выбиться выше. Он располагает к себе начальника, находит способ брать взятки даже когда идет преследование, становится деятельным членом комиссии по строительству казенного здания, начинает процветать и даже заводит себе повара. Но сменяется начальник, и вскрываются взятки, Чичиков впадает в немилость. Он переезжает в другой город и начинает карьеру с чистого листа.
Здесь он служит на таможне и становится грозой контрабандистов… ровно до того момента, пока не напускает на них такого страху, что сам начинает управлять их деятельностью. Вместе с другим чиновником они наживаются на контрабанде брабантских кружев: у каждого оказывается по 400 тысяч рублей, однако Чичиков ссорится с товарищем, и тот пишет на него донос. Павлу Ивановичу удается избежать уголовного суда и затаить часть капитала. Чичиков ропщет на судьбу: почему ему достается такая несправедливость, ведь он никого не обидел.
Следующая глава жизни Чичикова: он становится поверенным, выполняя многочисленные поручения. Однажды потребовалось заложить в опекунский совет (в казну) крестьянские души от разорившегося имения. Это только-только входило в практику, и отдавать имения на откуп в казну побаивались. Чичиков между делом узнает, что мертвые крестьяне, которые числятся по ревизской сказке как живые, идут по цене живых. Это наводит Чичикова на мысль накупить мертвых крестьян, заложить их в опекунский совет, а поскольку за крестьянина дают 200 рублей, то с 1000 мертвых крестьян можно получить 200 тысяч капиталу. Землю же можно в Таврической и Херсонской губернии взять даром. Так складывается у Чичикова план, который и послужил началом истории в городе NN.
«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его».
Автор сетует, что читатели будут недовольны его героем, но он не хочет этого: ведь были и те, кто полюбил Чичикова, например, Манилов, и потом – в каждом человеке может оказаться немного от Чичикова, который в этот момент проснулся в бричке и разговаривает с кучером Селифаном… Завершает произведение знаменитый монолог автора о Руси-тройке:
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься. Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом. Русь, куда несешься ты, дай ответ? Не дает ответа Летит мимо все, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».