в какой цивилизации впервые появились общественные туалеты
Латрины, ночные вазы, бурдалу: история туалетов от древности до изобретения унитаза
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Кошачий туалет» для фараона и другие древнейшие образцы
Цивилизация начинается с канализации. Древнейшие туалетные сооружения, известные археологам, относятся к шумерской и хараппской цивилизациям. Им более 4,5 тысяч лет. Их обнаружили в Междуречье и на берегу Инда. Уже в те времена люди использовали воду для смыва нечистот. С помощью системы ям и канав отходы выводились за город.
Можно сказать, что шумеры и жители Мохенджо-Даро делят между собой первенство изобретения канализационных систем. Однако знать часто использовала и резные кресла со встроенными горшками. По слухам, запасники Британского музея хранят «трон» царицы Пуаби из Ура. Первые туалеты со сливом найдены в Кносском дворце на Крите. А древние египтяне использовали ящики с песком, на которые водружали каменные плиты с отверстиями.
Античные клубы по интересам: публичные туалеты древних римлян
В Древней Греции воспевались бои на горшках, а римляне подошли к туалетной теме с большим размахом. Латрины – общественные уборные – строили в великом множестве. Эти заведения выглядели как комнаты, по периметру которых располагались чаще каменные, реже – деревянные сиденья с отверстиями, похожими на замочные скважины. Скамьи располагались над канализацией. Нечистоты Рима смывались проточной водой из терм и по небольшому каналу соединялись с основной рекой сточных вод, громадной Cloaka Maxima, а затем попадали в Тибр.
Клоака, назначением которой был спуск грязи в реку, была посвящена этрусской богине Клоацине, хранительнице грязи и чистоты (имя ее видимо произошло от слова «cloare» – очищать). Позже был построен храм, посвященный уже изменившей имя и облик богине. Храм канализационной Венеры (Венеры Клоацины) был небольшим святилищем на Римском форуме, построенным в честь одушевленной реки нечистот, охранницы городского здоровья. Трехметровая клоака сохранилась до сих пор и используется как ливневая канализация.
Справляли нужду коллективно. Роль туалетной бумаги играли морские губки на палочках, которые окунали в желоб с водой, а затем промывали в уксусе. Общение не прерывалось. Разделения на женские и мужские комнаты не было. Известны туалеты на сорок и более посадочных мест. Можно сказать, что посещение латрин было формой развлечения граждан. Там, без отрыва от производства, порой заключались сделки, обсуждались важнейшие дела города, люди встречались, знакомились, любовались фресками и мозаиками. А чтобы мрамор сидений не охладил нежный филей, состоятельные граждане посылали специальных рабов, чьи зады работали грелками для хозяев.
«Ласточкины гнезда» и другие гардеробы: средневековые нужники
Увы, в средневековой Европе канализации не было. В замках строили специальные домики с дыркой в полу, похожие на скворечники, выступавшие из стен. Их называли «хранителями платья» – «гардеробами». Дело в том, что запах нечистот убивал насекомых. И в каменные стены вбивали крючки для одежды, чтобы избавиться от блох и моли. Продукты рыцарской жизнедеятельности летели сверху прямо на зевак.
В городах обходились ночными горшками, которые часто выливали прямо из окон на улицу.
Французское выражение «gardez l’eau» («остерегайтесь воды»), которое трижды кричали перед тем, как выплеснуть горшок, даже считают одной из версий происхождения слова «loo» – «уборная». Вторая версия относится к более позднему времени и возводится к термину «bourdaloue».
Луи Бурдалу: человек, пирог и ночной горшок
Поиск значения слова «бурдалу» в Сети выдает противоречивое. Грушево-миндальный пирог XVII века, иезуитский проповедник того же времени и необычный фарфоровый предмет, похожий на соусник.
«Король проповедников и проповедник королей», профессор риторики, философии и богословия Буржской академии Луи Бурдалу был известен огненным красноречием. Именно потому он был приглашен ко двору Людовика XIV в Версале восемь раз, тогда как по традиции одного и того же проповедника приглашали к королю не более трех раз. Современники писали, что этот оратор говорил ярко и понятно для любой аудитории, однако обличение грехов обычно длилось довольно долго. Настолько, что слушатели начинали задумываться совсем не о смысле речи, а о том, что делать с собственным мочевым пузырем. Так по легенде были изобретены бурдалу (или бурдалю) – женские утки.
Необходимость – мать изобретения. Представьте себе объемные каркасные юбки-панье XVIII века. А теперь подумайте о том, как сложно было даже пройти в двери (да, юбки были складными, но все равно громадными и неповоротливыми).
Нижнего белья женщины той эпохи не носили. Но все равно сходить в туалет в таких нарядах становилось почти невероятным делом. На помощь пришли бурдалу – небольшие женские горшки с анатомической выемкой. Их можно было доверить служанке, спрятать в рукаве или муфте, взять с собой в путешествие в специальном чехле. А затем с помощью прислуги стоя помочиться, не привлекая внимание публики. Даже когда модные юбки уменьшились в размерах, отказаться от такой практичной вещи было невозможно. «Дерзкие соусники» использовались еще в XIX веке.
Унитазы от изобретения до массового производства
Первый унитаз со сливом – творение поэта и инженера, сэра Джона Харрингтона, для Елизаветы I. Увы, в 1596 году в Лондоне не было ни водопровода, ни канализации, а у изделия под названием «Аякс» было немало недостатков. Изобретение не прижилось. И лишь через полторы сотни лет работа продолжилась: Александр Каммингс получил патент на ватерклозет («водяной затвор» – слив клапанного типа) в 1738 году. Еще несколько модификаций, и почти современная версия вида «дерни за веревочку» была сделана Томасом Крэппером.
И вот в 1883 году фаянсовая чаша под названием «Unitas» – «единство», «союз» была представлена на Лондонской международной выставке владельцем керамического завода Томасом Твайфордом. С золотой медали выставки и началось победное шествие унитазов по планете.
Сегодня ватерклозет – необходимый атрибут жилища и… музейный экспонат. Историей туалетов и горшков щедро делятся музеи Праги, Киева, Токио, Дели и южнокорейского Сувона.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История туалета: от женской «утки» до ватерклозета
«Туалет спасает жизни людей. Наличие туалета — это неотъемлемое право каждого человека», — говорится на сайте Организации Объединенных Наций. И не зря, отсутствие нормальных уборных и связанная с этим антисанитария убили больше людей, чем все войны, вместе взятые.
Цивилизация началась с канализации
Первые туалеты археологи обнаружили на берегу реки Инда и в междуречье Тигра и Ефрата. Этим памятникам более 4,5 тысячи лет, и принадлежат они к древнейшим хараппской и шумерской цивилизациям. Причем речь тут идет не о примитивных приспособлениях, а о системах ям, канав и каналов для отвода нечистот за пределы города.
То есть, нормальные туалеты с канализацией люди придумали одновременно с письменностью. Сортиры со сливом были найдены в Кносском дворце на острове Крит. А вот древние египтяне предпочитали рыть под каменными плитами с отверстиями глубокие ямы и засыпать все «это дело» песком.
Технического и эстетического совершенства древние удобства достигли в эпоху Рима. Его граждане восседали на мраморных плитах. Под ними по керамическим желобам струилась вода из акведуков, вымывающая нечистоты в реку Тибр. Эта система называлась Cloaca Maxima (Большая канализация).
Для римлян туалет был не только местом для отправления естественных нужд, но и ведения неспешных бесед. В общественных заведениях отверстия располагались также близко друг к другу, как кресла в современном кинотеатре.
Эта процедура довольно долго не была приватной. Даже в поздние эпохи люди продолжали заниматься этим коллективно, не испытывая дискомфорта.
В лондонском дворце Хэмптон-корт, построенном в начале XVI века, имелся «Большой дом для облегчения», вмещавший одновременно 14 человек. Правивший в конце XVII века король Англии Карл II всегда брал с собой в туалет двух сановников. Даже в доме первого президента США Джорджа Вашингтона сохранилась уборная с двумя сидениями, построенная, вероятно, для конфиденциальных разговоров.
Темные века
Но бытовые достижения древних цивилизаций рухнули вместе с Римом. Разрушившие римскую цивилизацию народы были кочевниками, а им — везде туалет.
Средневековая Европа не отличалось санитарией. Жившие в замках дворяне не знали, как избавиться от нечистот, грозивших превратить их цитадели в помойки. Случались и трагедии. В 1183 году в Эрфурдском замке проломился пол, и император Фридрих вместе придворными упал в огромную выгребную яму. Императора удалось спасти, но многие из его приближенных утонули.
Решение было найдено. На крепостных стенах снаружи стали строить специальные домики с дыркой в полу. Назывались они «гардеробами» — «хранителями платья». В них действительно развешивали одежду: резкий запах убивал паразитов.
Продукты жизнедеятельности летели прямо на землю. Благородные рыцари, видимо, считали, что под крепостными стенами приличные люди не ходят.
Жители же средневековых городов пользовались ночными горшками, и их содержимое выливали из окон на улицу, часто прямо на голову прохожим. В Париже даже был издан указ, согласно которому, прежде чем выплеснуть содержимое горшка на мостовую, нужно было трижды крикнуть «gardez l’eau» («остерегайтесь воды»).
Женские «утки»
Блеск королевского дворца в Версале в галантный XVIII век оттеняли потаенные, бытовые стороны его жизни. Придворные французы справляли нужду в камины и на лестницах. Дворец славился тем, что в нем имеется около 100 ванных комнат и 300 ночных горшков, но ими почему-то мало-кто пользуется. В 1715 году был издан специальный указ, предписывавший убирать фекалии из дворцовых коридоров «не реже одного раза в неделю».
Тяжело приходилось придворным дамам. В объемных каркасных юбках-колоколах им было трудно даже в дверь пройти, а посетить туалет являлось крайне сложной задачей. Для них придумали бурдалу — небольшие женские горшки с анатомической выемкой — женские «утки». Их прятали в специальных чехлах или отдавали служанкам. Дамы тогда нижнее белье не носили и поэтому могли с помощью прислуги быстро сделать свои дела, не привлекая внимание.
Подобные привычки были характерны не только для французов. Иностранные гости ужасались привычке англичан хранить ночные горшки в шкафчиках непосредственно в столовой. Как только женщины выходили из комнаты, мужчины тут же доставали их и применяли по назначению.
А один французский путешественник был совершенно потрясен в Америке, когда американец помочился в цветочную вазу, предварительно вынув из нее цветы. Другой француз был очень удивлен, когда на просьбу принести ему на ночь горшок хозяйка гостиницы попросила его «не быть занудой и делать это как все — за окно».
Великое изобретение
Первый унитаз со смывом изобрел в 1597 году крестник королевы Елизаветы Джон Харрингтон. Королева с восторгом встретила изобретение и приказала установить его во дворце. Но это устройство сильно опередило время.
Почти через 200 лет, в 1778 году английский слесарь и краснодеревщик Джозеф Брам запатентовал первый сливной туалет современной конструкции. И он тут же завоевал популярность. Но у него был очень серьезный недостаток: случалось, что вода не сливалась в унитаз, а, наоборот, извергалась из него обратно. Да и запах в туалете стоял невыносимый. Мягкая посадка: чем отличаются унитазы
Эту проблему впоследствии удалось решить с помощью U-образного колена и сифона — емкости в нижней части унитаза, заполнявшейся чистой водой и отделяющей унитаз от канализационной системы. Этот устройство получило название ватерклозет (гидрозатвор).
В середине XIX века лондонский водопроводчик Томас Крэппер представил классический унитаз с верхним бачком. На «Всемирной выставке» в Лондоне в 1851 году сотни тысяч человек терпеливо выстаивали в очередях, чтобы впервые посетить туалеты со сливом.
А слово Unitas («единство», «союз») вошло в обиход только в 1883 году на Лондонской международной выставке, где владелец керамического завода Томас Твайфорд представил под этим названием фаянсовую чашу для туалета.
Согласно данным ООН, более 50% мирового населения (4,2 миллиарда человек) либо не имеют туалета дома, либо их туалет не оборудован для безопасной утилизации нечистот.
Когда появились первые общественные туалеты?
Мохенджо-Даро (буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.
Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда (известна также как Хараппская цивилизация) и одним из наиболее развитых городов Южной Азии.
Периметр Мохенджо-Даро достигает пяти километров. Территория города разделена на кварталы («острова») одинакового размера (384 метра с севера на юг и 228 метров с запада на восток). Каждый квартал в свою очередь разделяют прямые или искривлённые улицы. Цитадель занимает центральный квартал в западной части города, где уровень почвы поднят искусственной насыпью из глины и кирпича-сырца на высоту от 6 до 12 м. Цитадель в своё время была укреплена квадратными башнями из обожжённого кирпича. Помимо зернохранилища и бассейна, на территории цитадели располагаются как минимум два зала собраний с рядами сидений, разделёнными проходами, но в городе не найдено явно выраженных дворцов или храмов. Этот факт послужил основанием для теории, согласно которой Мохенджо-Даро был городом-государством, управлявшимся не монархом или жрецами, а выборной или клановой олигархической верхушкой и исповедовавшим культ телесной чистоты.
В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Посуда и домашняя утварь носят следы стандартизации, кроме того, обнаружены многочисленные гири для весов и тиснёные печати, указывающие на стандартизацию и централизованный контроль в торговой сфере. У многих зданий нижнего города, где, по-видимому, обитали зажиточные граждане, просторные внутренние дворы, а кирпичные лестницы, предположительно, вели либо на второй этаж дома, либо на плоскую крышу, приспособленную для жилья. Стены были покрыты примитивной штукатуркой, чтобы предотвратить воздействие влажного воздуха или температурных перепадов на кирпич. В городе не обнаружено никаких архитектурных украшений, хотя возможно, что они были деревянными и не выдержали испытания временем. Каменные скульптурные изображения относительно немногочисленны, но среди них отличающаяся тонкой резной работой погрудная фигура, известная как «Король-жрец». Археологами были также найдены как бронзовые статуэтки (в том числе самая знаменитая скульптура Мохенджо-Даро — «Танцующая девушка»), так и многочисленные терракотовые поделки, многие из которых изображают быков и буйволов.
Туалетная тема во многих странах сегодня считается табуированной и слишком интимной для публичного обсуждения. Однако сотни лет назад люди относились к ней иначе и не стеснялись не то что говорить на эту тему, но и справлять нужду на глазах друг у друга, на совещаниях с придворными и на балах. За несколько столетий уборные проделали большой путь от простых ям и дырок в каменных плитах до знаменитых ватерклозетов и подвесных унитазов. Туалеты превратились в поле деятельности инженеров и дизайнеров, которые соревнуются в силе фантазии, создавая скрытые в стенах системы смыва и бачки, работающие от касания пальца. Туалетный рывок — в материале «Ленты.ру».
Зарождение блага
Туалеты не относятся к великим достижениям современности, в разных видах они существовали на протяжении всей истории человечества. Первые прототипы уборных появились еще до нашей эры в местечке Мохенджо-Даро, на территории современного Пакистана. Несмотря на относительную древность, отхожее место выглядело не как дырка в полу: оно было оборудовано кирпичным сиденьем, а отходы жизнедеятельности смывались в подземную канализацию.
Подобные конструкции были популярны и в Древнем Египте, где создатели немного изменили дизайн, заменив кирпич на известняк. Вскоре идея дошла и до жителей острова Крит. Однако больше всех повезло шумерской царице Шубад — для нее соорудили персональное каменное сиденье, сделав его в виде трона, украшенного резьбой и драгоценными камнями. Спустя время изобретение древних сантехников стало достоянием истории — трон правительницы обнаружили во время раскопок.
В нашей эре в мире устоялся культ гигиены и чистоты, который особенно почитали древние римляне. Они прославились не только термами, но и большими общественными туалетами. Их часто украшали богатой настенной живописью, внутри зажигали курильницы с благовониями. Тогда о табуированности интимной темы не было и речи — общественные уборные служили местом встреч, где посетители, справляя нужду, обсуждали последние новости.
Фото: Heritage Images / Sites and Photos / Diomedia
Однако роскошь была доступна только избранным — простые горожане и рабы ходили в туалеты попроще. Их тоже украшали «живописью», но вместо узоров и фресок рисовали непристойные картинки. В распоряжении непривилегированных находилось небольшое помещение, вдоль стен которого крепилась массивная плита с многочисленными круглыми отверстиями. Изначально общественные уборные были бесплатными, но в период правления императора Веспасиана система изменилась. Взойдя на престол, он столкнулся с катастрофической нехваткой денег в казне и, чтобы пополнить ее, решил обложить посетителей туалетов налогом. Гениальную идею не оценил сын Веспасиана Тит. Правитель решил наглядно доказать свою правоту: во время ожесточенного спора он поднес к носу Тита монету, полученную от посетителя уборной, и спросил, пахнет ли она, подчеркнув, что она «получена с мочи». Тит отрицательно покачал головой, дав жизнь известному афоризму «Деньги не пахнут».
Зловонные берега
Туалеты эпохи Средневековья не отличались особой изобретательностью. В отличие от Древнего Рима, в большинстве европейских городов не было канализации, поэтому для утилизации отходов местные жители использовали подручные средства и окружающую природу. Большую известность получил способ, использовавшийся в имениях богатых феодалов: стоки сливали их в ров, окружающий замок. Иногда фекалии сразу стекали в землю из специальных комнат, где хозяева и их слуги справляли нужду.
Подобную систему высмеял голландский живописец Питер Брейгель-старший в своей работе «Нидерландские пословицы», которую иногда называют «Мир вверх тормашками». Произведение 1559 года посвящено буквальному пониманию крылатых фраз: герои картины действительно стригут овец, рассыпают бисер перед свиньями и бьются головой о стену. Что касается уборных, то в этом смысле внимание привлекает правая часть картины, где из окна строения видны ягодицы человека. Существует несколько версий о том, какое именно выражение символизирует эпизод. Это может быть и «Висит, как нужник над ямой», что означает очевидный случай, и «Вдвоем ходят в сортир» — полное согласие. Несмотря на семантическое значение, картинка наглядно демонстрирует, какими были туалеты в ту эпоху.
Картина Питер Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы», 1559 год
Изображение: Pieter Bruegel the Elder
Наличие рвов вокруг замка было настоящим подарком для проектировщиков и не требовало сложных инженерных расчетов. Однако в тех зданиях, вокруг которых не было глубокой канавы, разработчики сооружали под отхожими местами полые помещения — подобие современных септиков (большие емкости для сбора и очистки бытовых и хозяйственных сточных вод — прим. «Ленты.ру»).
Такие выгребные ямы обслуга могла не чистить годами и, как выяснилось в XII веке, совершенно напрасно. В 1184 году император Генрих VI в попытках урегулировать военный конфликт собрал его участников в церкви Святого Петра в немецком Эрфурте. Для беседы в Тюрингию приехали несколько десятков представителей рыцарской знати и высокопоставленных чиновников. Они собрались в одной из комнат, которая находилась над таким выгребным подвалом. Гостей оказалось так много, что под их тяжестью полы не выдержали и обрушились, а люди упали в яму с фекалиями. Более 60 человек утонули.
После этого случая на подобную систему сбора экскрементов обрушилась критика. Оказалось, что катастрофа произошла не только из-за большого количества людей, но и из-за качества полов — зловонные отходы, источая неприятный запах, разъедали деревянные перекрытия, способствуя их гниению. Этот случай стал частью истории Германии и известен под фигуральным выражением «Эрфуртское болото».
«Поберегись!»
Обычные горожане, в отличие от богатых владельцев замков, находились в худшем положении. Их дома не были окружены рвами, поэтому для туалетных нужд они использовали емкости и стулья с чашами, содержимое которых потом выливалось на улицу прямо из окна. Особенно такая практика прославила Париж. Из-за постоянных выбросов фекалий улицы города превратились в зловонное месиво, а романтичные прогулки под луной сопровождались риском попасть под летящие экскременты.
В XIII веке этот способ избавления от отходов хотели запретить, но законодательно повлиять на поведение парижан не удалось. Тогда горожанам велели кричать из окон «Поберегись» или «Внимание, лью!», предупреждая людей об очистке горшков. Система срабатывала не всегда, поэтому вскоре жители стали носить шляпы с широкими полями и передвигались на ходулях, спасающих обувь от загрязнений.
При королевском дворе дела с туалетами обстояли не лучше. Подданные использовали для своих нужд любой угол или отдаленный коридор дворца. В XVII веке французский король Людовик XIV пользовался креслом с закрепленной под сиденьем чашей. Правитель был лишен скромности и, видимо, не считал тему табуированной, поэтому позволял себе испражняться в бальной зале и даже во время совещания с министрами.
Гости пышных придворных торжеств приносили с собой для неотложных нужд специальные чаши бурдалю, названные в честь известного французского проповедника. Он был знаменит особенно длинными речами, во время которых прихожане пользовались особыми вазами, чтобы не терпеть до конца мессы. Вскоре такие емкости стали неотъемлемой частью французского придворного быта, их укрывали в пышных юбках, а при необходимости отходили в закрытое помещение, которое стало называться отхожим местом.
Смена курса
Инженерная мысль не стояла на месте, и первые прототипы современных унитазов появились в Европе еще в XV веке. Тогда итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи получил приглашение от французского короля Франциска I. Приехав в Париж, да Винчи был так потрясен стоявшей там вонью, что решил спроектировать унитаз. Его проект предполагал сиденье, дренажную систему, вентиляцию и крышку, которая могла бы «запереть» внутри неприятный запах. Однако Франциск не оценил прогрессивную идею художника — он подсчитал, в какую сумму обойдется строительство канализации, и отказался от проекта. Тогда пошли слухи, что большие затраты стали не единственной причиной для отказа — правитель, в отличие от многих дворян, имел туалет-трон, очень гордился имуществом и не хотел терять туалетную исключительность.
Только в 1596 году английский поэт и придворный королевы Елизаветы I сэр Джон Харингтон разработал проект ватерклозета — унитаза со сливным бачком. Работа получила название «Новый дискурс на устаревшую тему». В итоге приспособление было установлено в королевских апартаментах и получило положительную оценку монарха, однако в массы не пошло. Существенным недостатком изобретения Харингтона была прямая сточная труба — конструкция не блокировала неприятный запах.
Подвесной унитаз от компании Geberit
Проблему удалось решить в 1755 году. Лондонский часовщик Александр Каммингс взял за основу проект Харингтона, но использовал для стока S-образную форму, что не позволяло канализационному газу попадать через унитаз обратно в помещение. Вскоре Каммингс получил на свое изобретение патент. Спустя столетие в обиход вошла U-образная труба, что окончательно решило проблему неприятного запаха.
В это время в сантехнике прославился и лондонский водопроводчик Томас Крэппер. В отличие от коллег, он не занимался созданием новых унитазов, а предпочел усовершенствовать уже существующие модели, которые не были оборудованы емкостью для набора воды. Крэппер решил вопрос с помощью шарового крана — конструкции, которая позволяла дергать за цепочку, смывать, а после наполняла подвешенные над унитазами резервуары.
Сантехника была доведена до совершенства в XX веке — во многом благодаря швейцарской компании Geberit, созданной в 1874 году Каспаром Мельхиором Гебертом. Стартовавшая как семейный проект, компания быстро стала лидером рынка и разрослась: ее филиалы открылись в Германии, Австрии, Франции, Бельгии и Нидерландах. Сотрудники Geberit создавали новые унитазы и усовершенствовали старые образцы. В 1965 году разработчики Geberit придумали первый в мире встроенный смывной бачок, известный как инсталляция, а в 2003-м — подвесные унитазы-биде, которые вскоре заполонили туалетные комнаты по всему миру.
Нетрадиционный подход
Туалетная тема настолько укоренилась в общественном дискурсе и культуре, что превратилась в элемент досуга: по всему миру открываются необычные музеи истории туалетов. Сегодня их можно посетить в столице Индии Нью-Дели, в Киеве и в южнокорейском городе Сувоне. Экскурсоводы предлагают ознакомиться с экспонатами, посвященными разным эпохам, — от первобытных предметов до современных дизайнерских унитазов. Экспозиции также включают карикатурные изображения, демонстрирующие использование туалетов, комиксы и смешные сувениры.
Одним из самых богатых музеев считается киевский. Он располагает большой коллекцией не только унитазов, но и других предметов быта, используемых для гигиены, — биде, кувшинов, рукомойников, зубных щеток, туалетной бумаги и мыла. Владельцы гордятся и коллекцией сувениров более чем из 600 экспонатов: пепельницы, зажигалки, брелоки, табачные трубки — все так или иначе напоминает унитазы.