в какой цикл чехова вошел рассказ человек в футляре
Маленькая трилогия
Микропересказ : Пытаясь сбежать от пугающей их действительности, три героя выбирают себе «футляры». Для одного это собственное поместье, другой находит убежище в работе, а третий — в «самом надёжном футляре» — гробу.
Трилогию объединяют три героя, товарищи по охоте: Буркин, Иван Иванович и Алёхин. Каждый из героев рассказывает одну из трёх историй.
Человек в футляре
Два охотника остановились переночевать на сеновале местного старосты. Разговор зашёл о жене старосты, которая уже много лет выходит из дома только по ночам. Одни из охотников, учитель гимназии Буркин, считал, что людей, стремящихся отгородиться от окружающего мира, немало, и в качестве примера рассказал о своём коллеге Беликове.
Буркин — учитель гимназии, преподаёт точные науки, наблюдательный, ироничный, замкнутый
Беликов — учитель греческого языка, служивший вместе с Буркиным в гимназии, маленький человек с лицом, похожим на морду хорька, боязливый, мнительный зануда и бюрократ
Беликов всячески старался отгородиться от реальной жизни — всегда ходил в пальто с поднятым воротником, калошах и тёмных очках, ездил в экипаже с поднятым верхом, спал в колпаке и халате при закупоренных окнах и дверях, и жил согласно директивам начальства.
Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.
Влияние этого «человека в футляре» охватило город, люди перестали ходить в гости, читать книги, учиться, помогать бедным. Когда в гимназии появился новый преподаватель, Беликова решили женить на его весёлой сестре Вареньке.
Варенька — возлюбленная Беликова, сестра Коваленко, 30 лет, высокая, стройная, чернобровая и румяная, весёлая певунья и хохотушка
Сначала Беликов соглашался на сватовство, но потом в городе появилась карикатура, смешно и зло изображавшая его и Вареньку. Затем он увидел свою невесту на велосипеде. Это показалось Беликову настолько неприличным, что он высказал свои соображения Варенькиному брату, тот спустил его с лестницы, и это увидела Варенька. На этом сватовство кончилось.
После этой попытки коллег растормошить его, вынуть из «футляра», Беликов слёг и через месяц умер. В гробу он лежал с таким счастливым лицом, словно, наконец, обрёл самый надёжный в мире футляр. Жизнь в городе с его смертью не изменилась, ведь таких «людей в футлярах» осталось ещё немало.
Крыжовник
На следующий день охотники попали под сильный и затяжной дождь и остановились у своего общего знакомого, помещика. Вечером второй охотник, ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказал историю своего младшего брата.
Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин, высокий худощавый старик с длинными усами, умный, справедливый, нетерпимый
Отец Ивана Иваныча и Николая из простых солдат выслужился в офицеры, оставив сыновьям наследный дворянский титул и поместье, после его смерти отобранное за долги. Иван Иваныч окончил университет, а его брат Николай стал мелким чиновником.
Выросший в собственном поместье, Николай всю жизнь мечтал купить имение. Ради этого он недоедал, каждую копейку откладывая в банк. Женившись на старой вдове, он и её небольшой капитал отнёс в банк, а жену до смерти заморил голодом, не чувствуя при этом за собой никакой вины.
Наконец, Николай купил именьице и посадил крыжовник, о котором так мечтал. Приехавший в гости Иван Иваныч с горечью обнаружил, что его добрый и кроткий брат стал наглым, толстым и самоуверенным барином, который считал, что всё знает о нуждах народа.
Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.
Николай угостил брата первым урожаем крыжовника. Ягоды были твёрдые и кислые, но для Николая не было ничего вкуснее.
После этого Иван Иваныч возненавидел мещанское довольство, которое заслоняет собой настоящие беды — нищету, повальное пьянство, детскую смертность. Он жалел, что слишком стар для борьбы с этим злом.
О любви
Утром за завтраком заговорили о любви. Помещик Павел Константинович Алёхин, у которого заночевали охотники, считал, что русские люди склонны усложнять свою любовь «роковыми вопросами» — хорошо это или плохо, честно или нечестно и к чему всё приведёт. Эти вопросы сильно усложняю и даже разрывают отношения между влюблёнными.
Павел Константинович Алёхин — владелец большого, но небогатого поместья, холостяк, высокий и полный человек лет сорока с длинными волосами, похожий на учёного или художника, интеллигентный и образованный, мягкий и нерешительный
В качестве примера Алёхин рассказал историю своей жизни. Чтобы дать сыну образование, отец Алёхина влез в долги. Чтобы отработать долг, после окончания университета Алёхин взвалил на свои плечи хозяйство огромного поместья.
Его сразу же избрали почётным мировым судьёй, он стал часто приезжать в город, где познакомился с Дмитрием Лугановичем и его молодой женой Анной Алексеевной.
Дмитрий Луганович — судейский чиновник старше сорока лет, добрый, но скучный и ограниченный
Анна Алексеевна — жена Лугановича, намного младше мужа, стройная, красивая блондинка, умная, интеллигентная
Алёхин сразу влюбился в неё, но признаться в любви так и не решился. Он считал, что не сможет дать ей того, чего она, по его мнению, достойна.
Анна Алексеевна тоже полюбила Алёхина, но её останавливали мысли о муже и детях. К тому же она считала, что недостаточно молода и энергична для него. Прошло много лет, влюблённые часто виделись, и это мучило их.
… когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель… или не нужно рассуждать вовсе.
Наконец, им пришла пора расстаться — Лугановича перевели работать в другую губернию. Оставшись перед отъездом наедине, Анна Алексеевна и Алёхин признались друг другу в любви и расстались навсегда. Только тогда Алёхин понял, как мелко было всё, что мешало им любить.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Литература. 10 класс
Конспект урока
Урок № 48. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова: пошлость «футлярной» жизни
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
1. Понятие «футлярности»;
2. Личность А. П. Чехова, проблематика его произведений, сущность чеховского подтекста;
3. Глубина и сложность нравственной проблематики чеховских рассказов, интерпретация художественных деталей в произведении.
Мещанство — это моральное качество, характеризующее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жизненных идеалов личными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах; близко по значению к пошлости.
«Футлярность» — это ёмкая формулировка для изображения стереотипного поведения человека.
1. Русская литература XIXвека. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: В 2 ч. М.: Московский лицей, 2007.
Кулешов В.И. Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» А. П. Чехова): http://gramma.ru/BIB/?id=3.96 (дата обращения: 20.08.2018)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Блестящую прозу Чехова отличает невероятная смысловая концентрация в пределах небольшого произведения. Его рассказы обрисовывают простые жизненные ситуации и судьбы героев с иронией и одновременно достоверностью. В них сочетаются тончайшая эмоциональность и суровое равнодушие, лирика и ораторская декламация, романтические и реалистические приёмы.
Стиль Чехова основан на краткой обрисовке образов и выразительных формулировках, но при этом отличается сложностью и многогранностью. В его произведениях необычайно важны художественные детали, которые соединяются в яркую реалистичную картину. Писатель использует простые синтаксические формы, а его оригинальные метафоры и сравнения заставляют читателя посмотреть под другим углом на предмет или проблему.
Благодаря уникальному мастерству слова автору удаётся ввести рассказ в мир большой литературы, когда преобладающим жанром считается роман. Он раскрывает серьёзные темы в малой форме. Чехов вводит в литературу понятие «футлярность». Оно обозначает неспособность человека выйти за рамки привычного образа жизни, отойти от навязанного обществом шаблонного мышления, попробовать что-то новое.
Многие герои Чехова не способны пожертвовать своим покоем и в результате испытывают постоянную неудовлетворенность, ощущение загубленной жизни. Тема становится лейтмотивом «Маленькой трилогии», которая объединяет три рассказа — «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Эти произведения дают читателю возможность оценить, как жестоко ошибается человек, пасующий перед реальными обстоятельствами. Рассказы цикла посвящены исследованию власти, собственности и семьи. Герои, закованные в свои «футляры», одержимы идеями, которые полностью подчиняют их себе. Беликов испытывает страх перед неуправляемой логикой жизни, от которой прячется в многочисленные «футляры». Желание добиться любыми средствами своей цели уродует Николая Иваныча из «Крыжовника». Сомнение в том, что любовь принесёт счастье Анне Алексеевне, а не разрушит её семейный покой, угнетает Алёхина.
Образ учителя греческого языка Беликова из рассказа «Человек в футляре» становится нарицательным. Он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины». Персонаж мыслит стереотипно, боится отступить от правил и осуждает всё новое, повторяя «Как бы чего не вышло». Его «футлярность» прорисована и во внешнем облике: он ходит всегда в галошах, под зонтом, в темных очках, в тёплом пальто на вате, с поднятым воротником, как будто хочет спрятаться, отгородиться от внешнего мира. Действительность раздражает и пугает его, вызывая постоянную тревогу. Чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он хвалит прошлое. Поэтому «футлярным» становится даже его образ мысли. Фигура Беликова жалкая, ранимая и зловещая одновременно. Жизнь предоставляет ему возможность открыться, женившись на Вареньке Коваленко. Но вместо этого герой ещё глубже прячется в «футляр». Он не выдерживает соприкосновения с реальностью и умирает.
В рассказе «Крыжовник» Чехов поднимает тему духовной опустошённости и слепого следования своей навязчивой идее. Главный герой не пробуждает ни сочувствия, ни симпатии, планомерно заковывая себя в свой «футляр». Невинная мечта рядового чиновника Николая Ивановича купить имение доводит его жизнь до абсурда. Чехов призывает: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
Тема семьи и отношений раскрыта писателем в рассказе «О любви», в котором герои притупляют свои чувства к другим. Анна Алексеевна опасается разрушить несуществующее семейное счастье, а её возлюбленный Алёхин не уверен, что может предложить ей достойную жизнь. И лишь когда приходит пора расставаться, они понимают, каким незначительным является всё то, что мешает им любить.
Герои «Маленькой трилогии» получают урок: они слишком поздно осознают безысходный тупик «футлярной жизни». Писатель призывает к духовной свободе, поэтому его произведения остаются актуальными и в наше время.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
В использовании пейзажа в рассказах проявляется отношение Чехова к своим героям. Соотнесите описание с названиями рассказов «Маленькой трилогии».
1. Душа лунной ночью «кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно».
2. «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».
3. «Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который блестел теперь на солнце, как зеркало».
К какому расскажу относятся пейзажи:
Душа лунной ночью «кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно».
«Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».
«Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который блестел теперь на солнце, как зеркало».
Иван Иваныч, Буркин − хорошие люди. Спокойные реалистические пейзажи, увиденные их глазами, всегда напоминают о прекрасном.
Изображение жизни не могло быть полным без описаний природы, но это не единственная причина использования их автором. Пейзаж создаёт эмоциональный фон, на котором развёртывается действие, подчёркивает психологическое состояние героев, придаёт рассказанным историям более глубокий смысл.
Расположите события в хронологическом порядке на ленте времени, которые показывают нам деградацию героя как личности («Крыжовник»), используя пронумерованные точки.
1. Мечтающий, кроткий, добрый.
2. Скупой, жадный, не умеющий жалеть и любить.
3. Обрюзгший, располневший, постаревший.
4. Самодовольный «Ваше высокоблагородие», «Мы дворяне».
«Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил. Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у неё водились деньжонки».
«Человек в футляре» (А. Чехов)
Цитата: «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло».
История создания
Рассказ «Человек в футляре» открывает «Маленькую трилогию», в которую также вошли рассказы «Крыжовник» и «О любви». Образ Беликова — собирательный, конкретного прототипа у него нет.
Проблематика: страх перед подлинной жизнью.
Смысл названия: главный герой прочно сидит в «футляре» собственных предубеждений. И никто из нас не застрахован от опасности оказаться в «футляре» — пусть не в таком, а в каком-нибудь другом.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: к особенностям данного рассказа можно отнести оригинальную композицию: это рассказ в рассказе. Историю о Беликове учитель Буркин рассказывает ветеринару Ивану Ивановичу Чимше-Гималайскому.
Время и место действия: поскольку это рассказ в рассказе, то имеет смысл говорить о времени и месте действия каждого рассказа в отдельности. Беседа Буркина и Чимши-Гималайского происходит в селе Мироносицком; Буркин рассказывает о современных по отношению к автору событиях, происходивших в его родном городе.
Действующие лица
Краткое содержание
Ветеринар Чимша-Гималайский и учитель Буркин целый день охотились, устали. Они находят ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает другу историю.
Был в их гимназии учитель древнегреческого языка Беликов. Даже в солнечный день Беликов ходил в калошах и с зонтом. Дом запирал на все возможные замки. Обожал циркуляры с запретами. И случилась однажды с этим Беликовым такая история: он влюбился.
В гимназию прибыл новый учитель Михаил Коваленко, а с ним — сестра Варя. Весёлая, живая, девушка — и танцевала, и пела. Все учителя стали сводить её с Беликовым. Варя была расположена к учителю древнегреческого, несмотря на отношение к нему брата (Михаил Беликова не любил и называл «глитай, або ж павук» (имея в виду украинское название драмы Марка Кропивницкого «Мироед, или Паук»). Беликов водил Варю гулять и всё повторял, что «брак — вещь серьёзная».
Дело шло к свадьбе, но кто-то нарисовал карикатуру, на которой Беликов с зонтом гулял с дамой. А тут ещё и выяснилось, что Варя ездит на велосипеде! Беликов был страшно возмущён: женщине это неприлично! Он пошёл к брату Вари, чтобы поучить того приличиям, но Михаил не вынес и спустил Беликова с лестницы. Тут мимо проходила Варя, и она весело засмеялась. Беликов счёл, что он опозорен. Он пошёл домой, лёг в постель и через месяц умер.
В гробу он лежал со счастливым выражением лица — его положили в футляр навсегда.
Когда Буркин окончил свой рассказ, Чимша-Гималайский соотнёс с футляром привычную жизнь каждого (служба, бумаги, обычные развлечения).
Экранизация
«Человек в футляре» (СССР, 1939).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какое занятие Беликов считал очень неприличным, особенно для женщины?
Ответ. Беликов считал возмутительной езду на велосипеде.
Охарактеризуйте «футлярность» как свойство Беликова.
Ответ. Беликов всю жизнь прожил по принципу «как бы чего не вышло». Он закрывался от внешнего мира зонтиком, калошами и пальто. В духовном отношении его «футляр» определяли разнообразные указы и циркуляры, которыми Беликов буквально запугивал окружающих. «Футлярность» Беликова — его бездуховность, стремление свести всё многообразие жизни к глупым формальностям.
«Человек в футляре»: краткое содержание и анализ
Кадр из мультфильма «Человек в футляре»: YouTube / Ukranima
Яркий пример остросоциальной прозы, где рассматривается судьба «маленького человека», — «Человек в футляре». Краткое содержание произведения поможет проникнуть в драму индивидуальности. Насколько безопасно жить в придуманном мире без эмоций? И почему людям свойственно избегать потока чувств? Ответы на эти вопросы дал Антон Чехов.
«Человек в футляре»: краткое содержание
Рассказ «Человек в футляре», краткое содержание которого знакомо каждому, поднимает ряд волнующих вопросов, которые не теряют своей актуальности и для наших современников. По сути, Антон Павлович Чехов лаконично описал непростое социальное явление «футляризма», которому свойственны замкнутость, зацикленность на устаревших догмах и мнимое ощущение безопасности.
Рассмотрим рассказ «Человек в футляре» кратко:
Экспозиция
Экспозиция рассказа «Человек в футляре» короткая и фрагментарная. Автор красочно рисует унылую обстановку сарая старосты Прокофия, стоявшего на самом краю деревни Мироносицкое. Именно в этом месте остановились двое путников, запоздалых охотников, возвращающихся с добычей. Ими были:
Теплая обстановка сарая, приглушенный свет и усталость путников сподвигла мужчин на разговор об одиноких людях. Речь Буркина все больше персонализировалась и со временем обогатилась реальными примерами.
Иллюстрация Ники Харгияновой к произведению «Человек в футляре»: YouTube / Nika Nova
Завязка
В контексте философских задушевных размышлений друзей Буркин вспомнил о Мавре — жене старосты, у которого путники остановились на ночлег. Мавра:
В последнее время Мавра и вовсе перестала выходить из избы, просиживая весь день за печью и выбираясь на свежий воздух исключительно, когда смеркалось.
Развитие сюжета
Полностью углубившись в воспоминания, Буркин вспоминает о забавном персонаже Беликове, образ которого подробно описан в развитии сюжета рассказа «Человек в футляре». Герои постепенно восстанавливают детали его жизни. Буркин работал с ним в гимназии, поэтому знает массу подробностей.
Его коллега Беликов обожал спокойное времяпрепровождение и свой особенный, тихий ритм жизни. Для него было важно не отступать от собственных правил и придерживаться порядка, а все новое для персонажа становилось причиной стресса и беспокойства. Открытие театра или чайной студии герой характеризовал лишь одной фразой: «Это все хорошо, но как бы чего не вышло».
Но тут рассказ «Человек в футляре» приобретает неожиданный поворот — на горизонте появляется призрачная возможность женитьбы. Избранницей педанта стала Варенька, милая девушка-преподаватель, которая переехала в город вместе со своим братом Михаилом Саввичем Коваленок. Все тут же заприметили, что бойкая девушка оказывает знаки внимания Беликову и нашептали ему, что было бы неплохо наконец устроить свою личную жизнь.
Конечно же, это сильно выбило из колеи главного героя, поскольку ситуация для него была волнующая и непривычная. Но Беликов отважился и все больше проводил времени с семьей Коваленок. Брат Вареньки эти отношения не одобрял, но и не мешал возлюбленным строить личное счастье.
Кульминация
Ярко выраженной кульминации в произведении нет, но читатель все равно может наблюдать один эмоционально напряженный момент, от которого пострадал Беликов. «Человек в футляре» продолжается рассказом об одной провокационной ситуации, которая напрочь выбила из колеи главного героя.
Скульптурная композиция Давида Бегалова «Человек в футляре»: Instagram / Shateni_
Один из гимназистов нарисовал карикатуру на влюбленных преподавателей. Рисунок быстро разошелся между учительским составом и оказался в городской канцелярии. У Беликова событие вызвало шок и смущение. Общественные пересуды привели его к болезни, Беликов впервые пропустил работу.
Беликов считал Вареньку недостойной и распущенной особой, ведь она позволяла себе кататься на велосипеде. В мозгу педанта подобные вещи были несовместимы с благочестием. Решив прояснить этот момент с Михаилом Саввичем, Беликов попал на ответную агрессию — его спустили с лестницы. Вскоре учитель умер и, наверное, только после смерти обрел вожделенный покой и стабильность.
Развязка
В финале рассказа «Человек в футляре» Чехов приводит философские размышления Ивана Ивановича Чимши-Гималайского на тему одиночества, замкнутости и иллюзии стабильности. Вопрос «футляризма» поднимается и в контексте жизни социума, если учитывать реалии того времени.
«Человек в футляре»: анализ произведения
Теперь знаете, кто написал «Человек в футляре» и какую цель при этом преследовал Антон Павлович Чехов. Он создал остросоциальный рассказ на злобу дня, а вопросы, заданные в произведении, не теряют актуальности. Поможет понять художественные особенности рассказа «Человек в футляре» анализ:
История создания
История создания «Человек в футляре» непримечательна, но это ни в коей мере не преуменьшает значение произведения. «Человек в футляре» — часть известной «Маленькой трилогии» автора. Антон Павлович Чехов уже знал о своем смертельном заболевании (туберкулезе) и стремился оперативно закончить книгу.
Он написал рассказ в 1889 году и в том же году опубликовал его в журнале. Талант Чехова как тонкого психолога в полной мере выражен в произведении. Рассказ понравился многим читателям и критикам, стал примером психологической прозы.
Тема и конфликт
Рассказ «Человек в футляре» наполнен деталями описания жизни главных героев. Автор поступил таким образом, чтобы читатель мог создать четкий психологический портрет каждого из действующих лиц. В произведении поднимается сразу две важных темы:
Они нашли отражение при раскрытии проблематики «Человека в футляре»:
Кульминация «Человека в футляре»: YouTube / MyBook
Особенности композиции и жанр
«Человек в футляре» — яркий пример рассказа в рассказе, поскольку он является частью знаменитой «Маленькой трилогии». Этому определению также способствуют некоторые признаки:
Композиционно рассказ состоит из небольших смысловых эпизодов, которые делают изложение логичным и поступательным, все больше и больше завлекая читателя и погружая его в конкретную проблему.
Характеристика главных героев
Для лучшего понимания идеи произведения следует более детально охарактеризовать главных героев:
Беликов
Беликов — удивительно скучный человек:
Мультфильм «Человек в футляре» по мотивам произведения Чехова: YouTube / InternetUrok
Михаил Саввич Коваленок
Коллега Беликова, преподаватель географии в гимназии, Михаил Саввич:
Варвара Саввишна Коваленок
Она преподаватель гимназии:
Скучное и унылое существование Беликова служит гиперболой бессмысленной замкнутой жизни в футляре. Важно быть готовым к неожиданным поворотам судьбы, принимая все изменения и метаморфозы как данность.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора