в какой церкви поют аллилуйя и танцуют
Феминистская панк-группа ворвалась в храм Христа Спасителя с богохульной песней
Участницы скандальной панк-группы Pussy Riot устроили провокационную акцию в Храме Христа Спасителя. Одетые в яркие костюмы, с лицами, скрытыми под масками, девушки устроили танцы прямо перед иконостасом.
Фото, сделанное во время этой акции, можно найти в блоге известного галериста Марата Гельмана. Выступление продлилось не больше 5 минут. Четырех участниц импровизированного концерта задержали.
Как рассказал «Газете.Ru» очевидец, выступление группы продлилось не более пяти минут, а из слов песни ему удалось разобрать лишь словосочетание «С…нь господня». По его словам, так называлась песня, которую исполнили активистки Pussy Riot.
«Девочек было пять, продолжалось это не больше пяти минут, потом все разбежались. Это было прямо внутри здания, перед алтарем. Как только они начали выступать, сразу подбежали несколько охранников со всех сторон, начали их хватать и просто с криками выгонять из храма», – сообщил изданию Александр Кашин.
В пресс-службе ГУ МВД Москвы «Вестям» сообщили, что все участники конфликта доставлены в территориальное отделение полиции, с ними проводится разбирательство. И только после того, как будут установлены все обстоятельства ЧП, можно будет дать оценку действиям девушек с правовой точки зрениябе.
Можно предположить, что эта выходка подпадает под статью 213 УК РФ («Хулиганство»). То есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Эта статья по максимуму предусматривает лишение свободы на срок до семи лет.
Кроме того, подобная выходка может трактоваться и по статье 214 УК РФ («Вандализм»). По этой статье наказывают за осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Группа Pussy Riot известна своими скандальными выходками. Сами себя девушки называют коллективом, выступающим нелегально. С прошлого октября девушки провели серию нелегальных выступлений, посвященных выборам в Госдуму 4 декабря, напоминает издание. А 14 декабря они выступили у спецприемника №1 на Симферопольском бульваре, где находились задержанные оппозиционеры. Последний концерт девушки организовали на Лобном месте. За это выступление каждую из участниц оштрафовали на 500 рублей.
«Идея панк-группы Pussy Riot появилась в 2011 году, когда после арабской весны стало понятно, что России не хватает политического и сексуального распрепощения, дерзости, феминистского хлыста и женщины-президента», — пишут они в своем блоге.
Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что он ничего не знает об акции активисток Pussy Riot в храме Христа Спасителя, но заявил, что ничего нового он в подобных акциях не видит.
«Об этом узнаю впервые от вас, но могу сказать, что ничего нового в этом нет. Две тысячи лет наш храм осаждают. Несчастные люди», – сказал Чаплин в интервью телеканалу «Дождь». При этом из разговора Чаплина с журналисткой следовало, что утром во вторник он также находился в храме Христа Спасителя.
Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев предположил, что феминистская панк-группа «Pussy Riot», проведя акцию в храме Христа Спасителя в Москве, таким образом хотела отметить Масленицу.
«Когда речь идет о выходке этих девушек, в качестве обстоятельств, смягчающих их вину, стоит учесть два факта: сейчас все-таки Масленица. Это время, когда, по канонам православной, древнерусской культуры, норма нарушается, рушится социальный космос: человек одевался зверем, зверей обряжали в человеческие одежды, мужика – царем, пьяницу – попом и так далее», – заявил отец Андрей корреспонденту «Интерфакс-Религия».
По его словам, вопрос в том, «сами девушки это так понимают или нет».
Второй момент, продолжил собеседник агентства, связан с тем, что храм Христа Спасителя не находится в собственности Русской церкви.
«Отсюда возникает вопрос, какие конфессиональные ограничения могут налагаться на людей, которые зашли в муниципальное учреждение, по определению доступное для всех граждан», – сказал он.
Что такое «аллилуйя» в церковной терминологии?
Аллилуйя! Это слово многие люди произносят, даже не задумываясь над его смыслом. Действительно, что значит «аллилуйя»? Так говорят, когда хотят подчеркнуть благодарность Богу за благополучный выход из сложившейся проблемы, будь то кризис или болезнь, проблемы в семье или на работе.
Хвала Богу в Псалмах Библии
Начиная и заканчивая службу в храме, священнослужитель поет торжественную песню и произносит: «Аллилуйя!» А что это такое? Это слово пришло с арамейского языка и осталось непереведенным, так же как и «аминь», что означает «да будет так». Дословного перевода у него нет, а значение можно понять читая Псалмы, где хвала Богу употребляется более 24-х раз. Этим словом начинается практически каждый Псалом, им же и заканчивается.
Согласно еврейскому толкованию, данное слово можно разделить на два: «аллилуй» и «я». Первое будет означать «хвалите», а второе — «Яхве» (Бог). Теперь становится понятно, что значит «аллилуйя». Это возглас «воздайте хвалу Богу»: «воздайте хвалу Богу в песнях, воздайте хвалу Богу своей жизнью, воздайте хвалу Богу с благодарением, воздайте хвалу Богу в послушании».
Величественное восклицание имеет много переводов. Это и «Хвала Господу», «Будь благословен, Господь», «Велик наш Бог», «Благодарение Богу» и множество других.
«Аллилуйя» в православии
Чтобы разобраться с тем, что такое «аллилуйя» в православии, достаточно побывать на службе в церкви. При упоминании Святой Троицы священник трижды произносит «Аллилуйя!», восхваляя и возвеличивая Отца, и Сына, и Святого Духа.
Особо значимые Литургии, сопровождающие Малый ход, чтение Евангелие, Причастие, нельзя представить без величественного «Аллилуйя». Когда делается акцент на том, чему посвящено служение, произносят «Хвала Богу».
Всенощное бдение многократно прерывается хвалой. Неисчерпаемая сила слова «аллилуйя» дает надежду праведникам попасть в Новое Небо и Новую Землю, попасть в Вечное Царство. Оно, как золотая нить, проходит через все Писание, через все молитвы и хваления Богу, как подтверждение веры в величие Триединого Бога.
Последняя книга Библии «Откровение» также воздает хвалу Богу через апостола Иоанна, который был забран на Небеса и слышал голос, говорящий: «Аллилуйя! Господь Бог есть Царь Вседержитель!»
Многие богословы считают, что сам Бог повелел оставить непереведенными два слова, «аллилуйя» и «аминь», чтобы подчеркнуть их божественность, чтобы люди чаще задумывались над тем, что это значит.
«Аллилуйя» как причина раскола церкви в 15-17-х веках
До 15-го века в православной церкви пели, но не задумывались над тем, что такое «Аллилуйя». Значение слова оставалось таинственным. Соборная грамота, посланная псковским духовенством, была направлена митрополиту. Причина спора заключалась в том, петь «Аллилуйя!» один раз или трижды. 1454 год стал переломным, когда Ефросин Псковский отправился в великий Константинополь, чтобы получить ответ на вопрос о том, что такое «аллилуйя» и сколько раз его надо петь. Преподобный Ефросин утверждал, что ответ он получил от самой Богородицы, и петь надо сугубо, то есть один раз.
В 1551 году во время Стоглавого Собора было введено пение двойной «Аллилуйя». В 17-м веке греческие церкви уже пели тройную или трегубую «Аллилуйя». Не желая отставать от греческой церкви, нововведение подхватил русский патриарх Никон.
1656 год стал годом появления в России старообрядцев, которые не приняли нововведения Никона. Они считали трегубую «Аллилуйя» и крещение тремя пальцами ересью. После Большого Московского Собора, прошедшего в 1666 году, сугубая «Аллилуйя» была окончательно запрещена.
Молитва и хвала Богу
Ежедневная молитва верующего также должна начинаться и заканчиваться хвалой Богу, тогда человек в покаянии благодарит его за дар веры, за обетования о прощении грехов. «Аллилуйя» в молитве означает, что Бог всегда с нами, Он ведет нас по жизни, и мы благодарны Ему. Каждый верующий человек должен разобраться с тем, что значит «аллилуйя».
Это слово является гимном любви, веры, надежды. Его поют, когда благодарят Бога за обетование Вечной жизни. Даже в смерти можно найти радость, ведь обетование воскрешения из мертвых дает радость встречи с Иисусом Христом, Богом Отцом и Святым Духом на Небесах.
Аллилуйя любви — хвала вечной любви на земле
Что такое «аллилуйя любви»? Песня с таким названием стала гимном любви более 30 лет назад, когда впервые прозвучала рок-опера «Юнона и Авось». В то время, время прокоммунистического Советского Союза, всякое упоминание о Боге каралось, запрещалось крестить детей, запрещалось открыто посещать храмы, и появление скандальной рок-оперы взорвало умы обывателей.
Опера «Юнона и Авось» была написана на основе реальных событий, но окутана величием храмового песнопения, подчеркивая, что реальная любовь находится под покровом самой Богоматери. И вот уже 30 лет звучит неумирающий гимн «Аллилуйя любви».
Реальная история вечной любви
«Юнона» и «Авось» — название двух парусников, на которых плавал красавец дворянин Николай Рязанов, любимец самой Екатерины Великой. С 14-ти лет посвятивший свою жизнь военной карьере, статный военный не пришелся ко двору и в результате интриг был отправлен в Иркутскую область, где женился по расчету на богатой Анне Шелиховой. Однако этот брак не был благословлен Небесами, супруга графа умирает молодой, Рязанова отправляют в Японию. Затем он попадает в Петропавловск, а оттуда направляется в Калифорнию, где за свои деньги приобретает судна «Юнона» и «Авось».
Здесь же сердце вояки покоряет 15-летняя дочь коменданта Кончитта. Между ними вспыхивает любовь, однако возникает реальная преграда: Рязанов был православным, Кончитта — католичкой. Граф отправляется в Россию, чтобы получить разрешение на брак, однако по дороге умирает.
Нежная Кончитта осталась верной своей первой любви, каждое утро она уходила на каменный мыс, смотрела на океан и ждала своего суженого, а когда узнала о его смерти, ушла в монастырь, где провела долгие 50 лет. Вот такая история дала жизнь рок-песне «Аллилуйя любви».
Историю песни Hallelujah
Валлийский музыкант Джон Кейл сравнил историю песни Hallelujah с «затянувшимся эффектом снежного кома». Автор композиции Леонард Коэн, исполнив свое творение, не произвел впечатления на публику. Но его «снежок», катясь с горы, начал обрастать кавер-версиями, которые покорили многочисленные чарты и, по выражению того же Кейла, превратили Hallelujah в «одну из самых любимых, самых исполняемых и самых недопонятых композиций всех времен».
К своей всемирной известности эта песня шла долго и мучительно — почти два десятка лет…
Однажды Боб Дилан спросил Леонарда Коэна, сколько времени тот потратил на написание Hallelujah? «Два года, — признался Коэн, а потом сам спросил ошалевшего Дилана. — А ты сколько писал свою «I And I»?». «Да за минут 15 управился», — смущённо ответил Дилан.
И самое смешное в том, что я соврал. На самом деле, на Hallelujah ушло почти 5 лет. Конечно, и он соврал. У него, наверное, ушло минут десять.
Разумеется, львиная доля времени ушла у Коэна на текст — к текстам он всегда относился трепетно. На этот раз Леонард превзошёл самого себя, написав для Hallelujah аж 80 куплетов, из которых потом выбрал четыре.
Я исписал две тетради, и я помню, как сидел в одном белье на ковре своего номера в нью-йоркском отеле Роялтон, бился головой об пол и говорил себе: Я не могу закончить песню.
Тот же Дилан не случайно говорил, что последние песни Коэна становятся всё больше похожими на псалмы. Впрочем, обращение к Библии как источнику вдохновения было для певца не случайным. Коэн происходил из еврейской семьи, которая считала себя потомками иудейских первосвященников.
У меня было очень мессианское детство. Мне сказали, что я потомок первосвященника Аарона.
Поэтому, как признавался автор, в первоначальном варианте песни религиозных образов было много. Некоторые из них остались и в окончательном варианте.
Это и напоминание о коварной Далиле, обрезавшей волосы могучего Самсона и тем самым лишившей его чудесной силы (Она сломала твой трон, она отрезала твои волосы…). И отсылка к истории царя Давида, который настолько воспылал страстью к красавице Вирсавии (Ты увидел её купающейся на крыше…), что совершил грех, погубив её мужа.
Собственно, и само восклицание Аллилуйя популяризовал именно Давид, который, кроме прочего, был певцом и поэтом — ему приписывают авторство всех Псалмов. Дословное значение этого восклицания — «Хвалите Господа», где «jah» (да-да, это тот самый Джа, о котором поют регги-певцы) — сокращение одного из имён Бога — Яхве (он же Иегова).
Основную идею песни Hallelujah Коэн вкратце разъяснил в одном из интервью:
Аллилуйя — это древнееврейское слово, которое означает «слава Господу». Песня объясняет, что на самом деле существует много видов Аллилуйя. Я говорю: Все совершенные и оскверненные Аллилуйя равноценны. Это желание утвердить веру в жизнь, но не каким-то формальным, религиозным способом, а с энтузиазмом, с эмоциями.
Guitare et Claviers, 1985
Свое понимание слова Аллилуйя он также объяснил следующим образом:
Этот мир полон конфликтов и вещей, с которыми невозможно примириться. Но бывают моменты, когда мы способны… прийти к согласию и принять весь этот бардак. Именно это я подразумеваю под Аллилуйя.
Однако Коэн подчеркивал, что это не песня о вере в Бога и религии:
Я намеренно сказал Аллилуйя. Бывают религиозные Аллилуйя, но есть и много других. Когда смотришь на мир и свою личную жизнь, все, что можно сказать, это Аллилуйя… Буквальный перевод — «слава Господу», но это не совсем благодарность, а утверждение, что есть воля, которой мы не можем противиться. Что мы можем сделать перед ней.
Постепенно Коэн осознал, что хочет расширить значение этого слова, вывести его за пределы сугубо религиозного смысла. В его устах Аллилуйя становится чем-то похожим на битловское «Let It Be» («Пусть так и будет») — неким смиренным и одновременно жизнеутверждающим девизом.
В дальнейшем Коэн постепенно попытался еще дальше отойти от библейской трактовки текста Hallelujah, ради чего существенно изменил текст. Вот что он рассказал в 1988 году, выступая в Антверпене:
Я написал эту песню… пять или шесть лет тому назад, и в ней был припев «Аллилуйя». И в этой песне были ссылки на Библию, хотя они становились все более и более отдаленными… Наконец, я понял, что больше нет необходимости ссылаться на Библию. И я переписал эту песню. Это «светское» Аллилуйя.
После долгих мучений Коэн всё-таки завершил песню и выбрал из 80 куплетов четыре — с более философским контекстом. Впрочем, и остальной текст не пропал.
А пока шёл 1984 год, и Коэн явился в студию, чтобы записать свою очередную пластинку Various Positions. Последние альбомы певца выходили ещё в конце 1970-х, и уже тогда его популярность стала падать. С новым альбомом всё сложилось ещё хуже.
Несмотря на то, что все причастные к записи были убеждены, что уж Hallelujah — точно стопроцентный хит, у боссов лейбла было другое мнение. Когда президент CBC Records — Уолтер Емикофф — прослушал записанный материал, то отреагировал крайне резко: «Что это? Это не поп-музыка. Это — катастрофа! Мы не будем выпускать эту пластинку».
В результате альбом пришлось издать на независимом лейбле Passport. Но ни он, ни сингл Hallelujah успехом тогда не пользовались. Говорят, что рецензия на альбом в журнале Rolling Stone эту песню вообще не упомянула.
Тем не менее Коэн продолжал исполнять её на концертах, при этом часто заменяя одни куплеты другими (благо было из чего выбирать!). В 1988 году коллегу поддержал Боб Дилан, взяв песню в свой концертный репертуар.
Однако своим возрождением песня обязана другим людям — опытному Джону Кейлу (экс-участнику скандальной VELVET UNDERGROUND) и юному Джеффу Бакли.
Когда готовился трибьют Леонарда Коэна, Кейл решил перепеть именно Hallelujah, для чего попросил автора прислать ему текст. Ну тот и прислал… все 80 куплетов на 15 страницах. А Кейл, по его словам, просто взял и отобрал из них «самые похабные», да и записал их под фортепианное сопровождение.
Так на свет появилась вторая (и, наверное, самая известная) версия Аллилуйи. На этот раз здесь больше говорилось о сложных взаимоотношениях с женщиной и сексуальности.
Версия Кейла вышла в 1991 году и была услышана начинающим музыкантом Джеффом Бакли. Бакли записал свой вариант — под аккомпанемент лишь одной акустической гитары, но спел песню с потрясающей красотой и возвышенной чувственностью. Его трактовка была, по сути, развитием трактовки Кейла.
Любой, кто внимательно послушает Hallelujah, поймет, что это песня о сексе, о любви, о жизни на земле. Аллилуйя — это не преклонение перед почитаемым человеком, идолом или богом, а аллилуйя оргазма. Это ода жизни и любви.
Бакли включил свою версию в дебютный альбом 1994 года Grace, но славы вкусить не успел. В 1997 году 30-летний певец утонул во время купания…
Шло время, и альбом Grace постепенно набирал всё большую популярность, пока в 2002 году не достиг «золотого» статуса. И только в 2007 году этот вариант Hallelujah был выпущен синглом и буквально разлетелся по всему миру.
Именно она первой поднялась на вершины хит-парадов и была удостоена места в списке 500 величайших песен всех времен по версии Rolling Stone.
Вообще, в новом тысячелетию на песню накинулось немало певцов. Например, в 2001 году её записал для м-ф «Шрек» Руфус Уайнройт. В официальный саундтрек эта версия вошла, но в самом мультфильме её почему-то заменили старой версией Кейла.
«Христианский смех», «христианский рок», «христианские танцы» — уместны ли они в нашем служении
Вопрос: Уважаемый Виктор, как вы считаете, уместно ли на богослужении в Церкви славить Бога танцами? И что говорит об этом Библия?
Я считаю танцы несовместимым с христианским богослужением по следующим причинам:
2. В Павловом наставлении о порядке богослужений в церкви Апостол Павел говорит о пророчестве, молитве, песнопениях, но не упоминает о танцах. Не упоминает, поскольку их просто не было. Так что введение танцев в современной церкви выходит за рамки Новозаветней практики служения.
3. Танцы являются выражением душевной радости невозрожденного Израиля, но не духовной радости возрожденных христиан. Отсюда не следует заменять духовное душевным.
4. Во время истинных духовных пробуждений во всех частях света люди оставляли танцы, ибо Дух Святой подсказывал, что они не вяжутся с учением о благочестии.
Современное христианство становиться душевно-развлекательным по сути и оно легко воспринимает танцы, как заменитель радости от Святого Духа.
К этим соображениям я добавлю статью из Международной христианской газеты:
Публикации Ярослава Диордиенко в МХГ
Танцы и «прославления» в богослужении?
Случай из жизни Давида
Хотел бы привлечь внимание к таким элементам «нового» служения, как танцы и «прославления». Главным местом Священного Писания, которым обосновывается правомочность танцевальных и, вообще, веселых, эйфорийных служений, является 2 Цар. 6:11-22. Обязательно прочтите это место прежде, чем следовать далее за нашими рассуждениями.
Из описанного события следует:
– оно было необычным, чрезвычайным;
– действие проходило на дороге;
– поведение Давида, соответствовавшее неординарности события, вызвано высочайшей степенью радости и восторга о своем Господе;
– поведение Давида выходило за пределы принятых норм и по своей сути выглядело непристойно, унизительно – «…и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя» (Исх. 20:26);
– это был единственный случай в жизни Давида, а в истории храмового служения никогда ничего подобного не было.
Зато ритуальные танцы и самозабвенные ликования были неотъемлемой частью языческих культов. И когда Израиль сделал себе золотого тельца, то «сел народ есть и пить, а после встал играть» (Исх. 32:6). Они еще не имели закона Божия и делали то, что видели в Египте. На это сказал Господь Моисею: «Поспеши сойти, ибо развратился народ твой…» (Исх. 32:7).
Танцы в Израиле, видимо, как народная традиция, имели место и позже – хороводы, пляски, в основном, девичьи. Но в богослужениях безусловно их не было. Иначе в тех скрупулезных указаниях, которые давал Моисей, обязательно было бы сказано и о танце. Да и по логике, характеру храмового богослужения как можно представить себе танцы, да ещё в исполнении женщин? Тем более невозможно увязать их с духом евангельского служения.
А что говорят словари и справочники?
В некоторой справочной духовной литературе слово «ликование» трактуется как танцы, пляски. На этом основании утверждается, что сестра Моисея Мариам плясала с женщинами после перехода Чермного моря (Исх. 15:20). И, главное, его можно понимать как призыв танцевать в 149 и 150 псалмах. Кстати, здесь это слово употреблено в форме «лики».
Чтобы разобраться в смысловом значении слова «ликование», обратимся к словарям. Вот каково значение этого слова и его корня по Толковому словарю В.Даля:
Лик 1) собрание поющих в церкви, хор, клирос, крылос;
2) хоровод, круговая медленная пляска с песнями.
Лики – радостные крики, возгласы.
Ликовать – торжествовать, праздновать шумно, веселиться гласно, радоваться, оглушать воздух криками радости.
Большой толковый словарь русского языка Российской Академии наук 2000 года:
Лик 1) лицо, изображение лица божества, святого на иконах;
2) собрание, сонм тех, кого, погибая, боготворят.
Ликовать – восторженно радоваться чему-нибудь, торжествовать.
Слово «лики» не приводится.
Итак, лишь словарная форма «лик» имеет смысл хоровода, да и то не в церковном употреблении. А «ликование» означает торжество, восторг, но никак не танцы. «Лики» – это тоже не танцы, не пляски, а радостные крики, возгласы типа «аллилуйя!». Так что частный случай, побочный смысл слова «лик» никак нельзя вводить в систему и делать постоянной всеобщей практикой служения. Трактовать слово «ликование» и его однокоренные формы как танец будет просто натяжкой. Для обозначения этого действа в Писании используются целевые слова: хоровод, пляска. А слово «танец» не употреблено ни разу.
Пример Псалтыри
Такое же положение и с одним-единственным, исключительным «дорожным» случаем Давида. Он не был введен в систему ветхозаветного богослужения. Тем более, совершенно необоснованно вводить по этому примеру «скакания» в систему новозаветных служений. Они противоречат и духу, и форме таковых.
Ну, а уж если все-таки обосновывают это Давидом, то давайте проанализируем его письменное поэтически-музыкальное наследие. Из 150 псалмов книги Псалтырь 90 принадлежат Давиду. И преобладающее их число (около 90 %) – минорные, молитвенные, слезные, содержащие такие мотивы: «в тесноте Ты давал мне простор», «внемли гласу вопля моего», «услышал Господь голос плача», «плачевная песнь», «воззри на страдание мое» и т.д. И только 10 % его псалмов можно истолковать как мажорные, радостные. Да оно и понятно по прожитой им жизни.
Кстати, не только псалмы Давида имеют такую направленность, но и вся книга Псалтырь в целом. Правда, количество псалмов, которые можно было бы отнести к прославлению, несколько выше – порядка 26 %, т.е. одной четверти. Но это всего лишь четвертая часть! Эти соотношения отражают реальную жизнь израильского народа. Далеко не каждый день им было до плясок. Даже если бы они и плясали, то же самое относится к новозаветному народу Божию: не такого содержания жизнь определена ему Сыном Божиим.
Свет или отсвет?
Теперь давайте рассудим о таком служении, как «прославления». Прежде всего, какие доводы могут быть приведены в пользу «прославления» взамен широкого спектра музыкальных служений в наших собраниях: общего пения, мощных хоров, соло, дуэтов, певческих групп самого различного состава, оркестров, поэтического служения? Если это стремление сделать наши «унылые, скучные» собрания более живыми и радостными (как это иногда утверждается), то сравнение не в пользу «прославления». При традиционных видах служения тоже можно было бы воздевать руки, закрывать глаза, раскачиваться, но это противно самому духу наших служений. Очевидно здесь кроется иной мотив.
Для оценки этого вида служения воспользуемся выводами специалиста, бывшего режиссера фестивалей песни, конкурсов исполнителей, развлекательных шоу музыкальной редакции телевидения (Виолетта Таскар. Свет или отсвет? «Диаспора», 2001, № 12, 23 сентября. Сакраменто, США). Вот как она квалифицирует обсуждаемые нами христианский рок и «прославления»: «Самые худшие образцы шоу-бизнеса нашли свою нишу в музыкальной жизни христиан. Самые бездарные и вульгарные низкопробные мотивчики и песенки с однообразно повторяющимися поэтическими строчками… Как оградить их (наших детей. – Авт.) от низкопробных кассет, которые наводнили наши церкви и эфир? От «музыки», состоящей из двух аккордов и беспомощного стихоплетства, претендующего на высокую поэзию, воспевающую Господа?»
Целиком разделяю это мнение, так как, кроме слышанных «залетных» исполнителей в традиционных церквах, слышал «прославления» в продвинутых, как теперь принято говорить, церквах. Кроме того, я как-то взялся проанализировать содержание современного сборника песен нашей молодежи. К своему удивлению, обнаружил наряду с глубокомысленными, богатыми духовным и мировоззренческим смыслом, высоко поэтическими псалмами, современные, действительно низкопробные стихи с убогим примитивным содержанием, неизменными повторами. И число таких песен огорчительно высоко.
Скрытая форма оккультизма
Существует мнение, – и я с ним вполне согласен, – что «прославления» – это скрытая форма оккультизма. Это медитация, направленная на подавление активной деятельности мозга, одно из сатанинских средств лишить человека трезвого мышления, объективной оценки входящей информации. Это очень удобная форма психологического воздействия на массы в нужном направлении. Рок достигает этой цели оглушительной музыкой, жестким ритмом, диссонансом, а «прославления» – «тихой сапой», усыплением, расслаблением психики. Думаю, в этом главный секрет, потому что в чисто эстетическом плане форма «прославлений» во сто крат беднее музыкально-поэтического арсенала, используемого в традиционных служениях.
Надеюсь, все отлично понимают, что мы обсуждаем не формы, не разновидности, не течения в искусстве, а пути и методы спасения от вечной гибели. Это главная цель нашей веры. Именно эта цель определяет суть и форму поведения истинного христианина. Ясно, что такая высокая цель серьезнее и ответственнее всего, что бы человек не придумал. Поэтому пути и средства достижения цели должны быть самые верные, самые точные. Преступно по отношению к самому себе и другим малейшие отклонения от библейских норм, библейских откровений. Именно Библия – и только она – является подлинным авторитетным самодостаточным откровением Божиим в вопросе выбора линии поведения, путей и средств достижения вечности. А они – влиянию времени и эпохи не подвластны, они всегда остаются неизменными. Поэтому речь идет не о противостоянии прогресса и отсталости, молодого задора и старческой косности, молодежи и отживающего поколения.
Богослужение: служение Богу или развлечение?
Напомним, что нынешние пожилые тоже были молодыми, уже были! Собственно поэтому они и понимают, что дело не в молодости. Да и жизнь показывает, что «новые веяния» внедряет не молодежь, а зрелые мужи, пользуясь неопытностью той части молодежи, у которой еще отсутствуют устойчивые убеждения. И самими творческими личностями, которые пришли в христианскую среду, так и не поняв сути христианства и не родившись свыше. Таким образом, молодежи и самим артистам оказывается пагубная услуга; они становятся христианами тупикового направления. Мы убеждены, что эта тупиковая ветвь облегченная, развлекательная. Она не мобилизует христианина на жизненный подвиг, на решимость страдать, жертвовать собой, бороться – с грехом, со всем нечистым в себе, в христианском обществе.
А ведь дух и Ветхого и Нового Заветов именно таков. Главная проблема человека – грех. И жизнь ему дана для того, чтобы, пользуясь жертвой Христа, божественной благодатью избавиться от последствий греха, т.е. вечной гибели. Христос определяет этот путь как узкий (Матф. 7:13-14), как путь уничижения и смирения (Иоан.15:20; Матф. 11:29-30). Апостолы предупреждают последователей Христа, что это путь страданий (1 Петр. 2:21; Деян. 14:22), путь брани с силами тьмы (Ефес. 6:12-18). Нужно совершить жизненный подвиг, чтобы получить часть со Христом (Откр. 2:7, 11, 17, 26; 3:5, 12, 21). А обсуждаемое направление рождено благополучной, сытой Америкой и принято роскошествующей Европой. Это перенос современной американской бытовой культуры в христианскую среду. Основной принцип этой культуры вроде бы благороден. Это полное удовлетворение жизненных потребностей, как можно меньше тревог, неприятностей, трудностей, напряжения. Постоянный «фан»! Тип культуры, направленный на максимальное удовлетворение желаний человека, обеспечение максимальной «свободы» и независимости, оборачивающийся индивидуализмом, разобщенностью людей, вседозволенностью, полной безответственностью своего поведения перед обществом.
Ну и как согласовать насаждаемую форму служений с той трагедией, которая разыгралась в Нью-Йорке и Вашингтоне? Нет, не только в этих городах, а во всей Америке, во всем мире. Здесь уместно напомнить о полнейшем несоответствии служения разнузданной эйфории со всей историей русского протестантизма, прошедшего такими трагическими путями. Думаю, это явление просто оскорбительно для него. Оно оскорбительно для русского протестантизма и потому, что абсолютно не согласуется с духом Писания, теологически некорректно. Это мы и старались показать выше.
Истины – евангельские, а средства — сатанинские
Чтобы подвести теологическую базу под «эйфорийную форму» служения, нужно убедить человека, массы в том, что все, мол, хорошо. Вне церкви диавол достигает этого алкоголем, наркотиками, развратом, «современной» музыкой. В церкви же он внедрил «евангелие благополучия, процветания». Его представители убеждают народ, что ему принадлежит духовное и материальное благополучие. Успех и процветание, здоровье и богатство, никакой нужды! Это приятно, желанно, захватывает… И, конечно, человек впадает в беспечность, веселье, экстаз, пляску, хлопанье, свист, хлопанье, «духовные роды», «духовный смех» и т.п.
Но реальная жизнь-то совсем иная! Поэтому нельзя единичное, частное представлять как целое, общее, всеобъемлющее. Говоря все это, мы не отстаиваем упадочность, пессимизм. Наоборот, понимаем, что нормальное христианство оптимистично, победно, радостно, несмотря на все трудности пути. У христианства есть много прославляющих, величественных гимнов, в том числе из Псалтыри (23, 83, 90, 99, 102 и др.). Это гимны с богатым духовным и мировоззренческим смыслом, высокохудожественным стихом.
Считаем нужным еще раз подчеркнуть, что мы не против «Мостов любви», а против того, во что их превращают. Мы не против наших братьев и сестер, персонально. Наоборот, мы за них. И очень сожалеем о том, что они пошли по «новому» пути. Поскольку речь идет о спасении, мы совершенно серьезно считаем, что «новаторство» уводит их от спасения. Уже одно отрицание существующих принципов служения настораживает. Для того, чтобы внедрять новую суть служения, нужно, по меньшей мере, доказать неэффективность, ошибочность, неверность, – или, что там еще? – прежнего. Надо доказать, что существующий тип служения не ведет ко спасению. А иначе – зачем?
Не могут евангельские истины доноситься до сознания и сердец сатанинскими средствами, так же, как не может быть христианской (святой) лжи, христианского пьянства, христианского блуда. Так же не может быть и христианского рока. Это несовместимые, по своей природе, понятия.
Проводники новой христианской культуры слишком любят апеллировать к боговдохновенному поэту, композитору и исполнителю Давиду. Выше мы постарались проанализировать его творческое наследие. Оно совершенно против апеллянтов. Вдумайтесь, какую музыку и на какие слова исполнял Давид, успокаивая буйствующего Саула? Неужели рок, от которого человек возбуждается, звереет? Не повторяется ли на наших глазах история израильского народа?
«Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! …Поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид…» (Ам. 6:1, 5).
Ложный путь
Невольно возникает вопрос; почему так упорно и однобоко творят наши новые композиторы и исполнители? Почему один лишь рок или скудные «прославления»? Неужели классический тип христианской музыки настолько убог? Или не по силам? Ведь появились профессионалы. Я не смею именовать их артистами – служение Богу не терпит артистизма. Это профессиональные, творческие люди. Они-то обязаны знать подлинный толк в музыке, культуре.
Все дошедшее до сей поры создано, в большинстве, не профессионалами, а простыми христианами, так сказать, по совместительству. И никто их творения не рекламировал, никто не устраивал им презентаций. Но как быстро они вошли в жизнь христиан! Они были немедленно востребованы, даже при полном неведении об авторах стихов и музыки. Почему же рок, «прославления», танцы, пляски и все их сопровождающее нуждаются в навязывании нормальному христианскому обществу? Почему нужно вторгаться в существующую, веками сложившуюся христианскую среду? Ведь вон какое обширное поле погибающих!
Считаю своим высочайшим долгом сказать – это и есть побудительная причина моих выступлений, – что распространяющиеся веяния являются неевангельскими, небиблейскими. «Новый» тип служения еще не обрел своего обобщенного названия. Он причисляет себя то ли к баптизму, то ли к пятидесятничеству, или к тому и другому одновременно, хотя по своему характеру резко отличается от традиционных русских богослужений. Несмотря на утверждения его проводников, «новый» тип служения направлен на обращение наиболее трудных элементов общества, но пока «питается» за счет уже существующих христиан. «Новаторы» не идут евангелизировать в мир, туда, где нет верующих, а ищут места наибольшего сосредоточения народа Божия и переманивают из него, фактически развращая его.
Из уст одного из участников «Мостов любви» в Сакраменто прозвучал вопрос удивления. Дескать, если бы сатанисты устраивали концерт, то их поддержали бы все сатанисты города. А вот им, участникам «Мостов любви», такая масса христиан воспротивилась. Ответ совершенно ясен. Если бы предлагалась христианская программа, то, конечно, она была бы всячески поддержана христианами. Стоило бы, наконец, понять, что не христиане – для музыкантов, а музыканты – для христиан.