в какой стране зародилось аниме
Конничива: краткая история аниме от древности до наших дней
Откуда взялось и куда пришло одно из главных современных развлечений
Аниме набирает популярность и в кинопрокатах, и в передовых онлайн-кинотеатрах вроде Netflix и Amazon Prime, некоторые даже говорят о новой волне аниме. Кажется, самое время познакомиться с японской мультипликацией поближе. ELLE рассказывает, как японская анимация стала такой, какой мы знаем ее сегодня.
От древности до Второй мировой войны
В Японии с XII века, а то и раньше, оттачивали мастерство рассказывать истории через иллюстрации: сложная письменность из трех алфавитов (кандзи, хирагана и катакана) вынуждала добавлять к текстам картинки — даже образованному японцу часто было тяжело полностью прочитать текст и уловить его смысл. В конце XIX века, когда в Страну восходящего солнца стали проникать образцы западной поп-культуры, в Японии появились зачатки местных комиксов — манги — в том виде, в каком мы знаем их сегодня, а в XX веке из манги выросла оригинальная японская анимация.
Экспериментировать с анимацией в Японии начали в начале XX века, опять же, вдохновившись западным кино и мультфильмами, но только во втором десятилетии того же века появлись работы, и правда походившие на европейские и американские образцы, и к 1920-м в Японии уже был зачаток рынка манги и аниме. Японцы сразу восприняли анимацию всерьез и не зацикливались на детских мультиках, перенося на экран взрослые сюжеты, в том числе пропаганду и эротику. К сожалению, в первой половине XX века обстоятельства сложились не в пользу японской анимации. Во-первых, ее производство было слишком дорогим для местных художников, а потому американские и французские мультфильмы еще долго доминировали в Стране восходящего солнца. Появление продукции Уолта Диснея в конце 20-х годов и вовсе не оставило никаких шансов на развитие локальной индустрии анимационных фильмов. Во-вторых, 1 сентября 1923 года островное государство буквально пало жертвой движений земной коры: Великое землетрясение Канто почти уничтожило Токио и Йокогаму и прилежащие к этим городам районы, а вместе с ними и первые анимационные студии. В 1929-м на Западе появились первые звуковые мультфильмы, а в 1932-м — первые цветные, но японская анимация находилась в слишком слабом положении, чтобы иметь возможность адаптировать эти новшества.
Индустрия манги и аниме в Японии начала активно развиваться после Второй мировой войны вместе с индустрией кинотеатральных развлечений. Западная анимация на тот момент по-прежнему качественно превосходила японскую, что привело к ее засилию в местных кинотеатрах. Гордым японским художникам это показалось непатриотичным, и они решили развивать свою технику анимации и вскоре научились создавать хорошие мультфильмы, не вкладывая в это много денег. Например, студия «Тоэй», основанная в 1948 году, со временем придумала распределять бюджет на проект так, чтобы его большая часть уходила на важные сцены, а неважные отрисовывали с меньшим качеством. В результате «Тоэй» быстро стала одной из ведущих японских студий анимации и начала получать заказы с Запада. «Тоэй» остается на лидирующих позициях в индустрии и по сей день, но в 50-х японская мультипликация как самостоятельный жанр все еще была мало привлекательна для западных зрителей, хотя уже в конце десятилетия появился первый японский полнометражный мультфильм, как будто предсказывая скорый взлет индустрии.
История аниме
Аниме, пожалуй, является наиболее популярным видом анимации в мире. Количество ежегодно выпускаемых мультфильмов, которые можно отнести к аниме, сравнимо с общим количеством фильмов, выходящих в прокат по всему миру. Этот успех неслучаен – в отличие от большей части мультипликационной продукции, аниме рассчитано не столько на детскую аудиторию, сколько на подростковую и взрослую.
История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, часто называемый «богом аниме и манги» — он заложил основы того, что позднее эволюционировало в современные Аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.
За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней. В итоге 1990-е и 2000-е годы стали временем широкого признания аниме за пределами Японии. «Акира» и вышедший в 1995 году «Призрак в доспехах 1», впервые объединивший традиционную анимацию и компьютерную графику, получили известность по всему миру. В 1997 году полнометражный аниме-фильм «Принцесса Мононоке» собрал 160 миллионов американских долларов в Японии.
Многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии переходили на компьютерную графику, активно применяя трёхмерную анимацию. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.
Факты аниме:
Какая страна является родиной аниме?
Аниме, пожалуй, является наиболее популярным видом анимации в мире. Количество ежегодно выпускаемых мультфильмов, которые можно отнести к аниме, сравнимо с общим количеством фильмов, выходящих в прокат по всему миру. Этот успех неслучаен – в отличие от большей части мультипликационной продукции, аниме рассчитано не столько на детскую аудиторию, сколько на подростковую и взрослую.
История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, часто называемый «богом аниме и манги» — он заложил основы того, что позднее эволюционировало в современные Аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.
За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней. В итоге 1990-е и 2000-е годы стали временем широкого признания аниме за пределами Японии. «Акира» и вышедший в 1995 году «Призрак в доспехах 1», впервые объединивший традиционную анимацию и компьютерную графику, получили известность по всему миру. В 1997 году полнометражный аниме-фильм «Принцесса Мононоке» собрал 160 миллионов американских долларов в Японии.
Многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии переходили на компьютерную графику, активно применяя трёхмерную анимацию. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.
Аниме, как самостоятельное направление в мультипликации возникло в 1958 году и было официально признано как искусство в конце XX-го века. История аниме корнями уходит к началу XX-го столетия, когда японцы стали проявлять заметный интерес к иностранным техникам создания анимационных фильмов.
В течение 1970-x аниме активно изменялось, разрывая связи со своими иностранными прародителями и рождая новые жанры, такие, как меха. Появлялись такие произведения, например, как «Lupin III» или «Mazinger Z». Многие известные режиссёры, в частности Хаяо Миядзаки, Осаму Дэдзаки, Ёсиюки Томино, Мамору Осии, и Ёсиаки Кавадзири, начинали свою карьеру в эти годы.
1990-е и 2000-е годы стали временем широкого признания аниме за пределами Японии. «Akira», «Манускрипт ниндзя» и вышедший в 1995 году «Ghost in the Shell», впервые объединивший традиционную анимацию и компьютерную графику, получили известность по всему миру. В 1997 году полнометражный аниме-фильм «Принцесса Мононоке» собрал 160 миллионов американских долларов в Японии.
Многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии переходили на компьютерную графику, активно применяя трёхмерную анимацию. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.
8 самых известных аниме-студий
В Японии находится более 430 аниме-студий. Каждый год в свет выходит огромное количество серий, OVA (не транслируемый в эфире 5-6-ти серийный фильм), полнометражных фильмов, спэшлов (дополнительные серии), что осложняет составление статистики. Иногда в целях повышения эффективности студии работают вместе, особенно, если проект сложный.
Обычно аниме-студии небольшие и работают на инвестировании от спонсоров (ТВ-каналы, корпорации по выпуску игрушек, манги-издательства). Такие студии возникают вокруг нескольких выдающихся творцов, поэтому часто им присущ определенный стиль, который задают ведущие дизайнеры. Но есть в Японии и крупные аниме-корпорации, которые выпускают в свет гигантское количество качественного продукта.
Мы определили топ-8 самых известных и крупных аниме-студий в Японии.
8. TMS Entertainment является одной из старейших и крупнейших студий в Японии. Была основана еще в 1946 году и работала над большим количеством мультфильмов в сотрудничестве с компаниями из Франции, Италии и США, в частности, с Walt Disney Television Animation. Можно сказать, что работы, преимущественно, ориентированы на приключения и романтику.
Самые известные: «Приятно познакомится, Бог», «Детектив Конан», «Трусливый велосипедист», «Ди Грэй-Мен», «Рыцари Зодиака», «Волшебник Кайто», «Люпен III», «Озорной поцелуй», «Бакуган».
7. Студия Bones основана сотрудниками аниме-компании Sunrise. Одним из первых проектов, который стал успешным, была совместная работа с Sunrise над фильмом «Ковбой Бибоп: Достучаться до небес».
Студия известна такими ставшими культовыми работами, как: «Темнее черного», «Стальной алхимик», «Бездомный бог», «Пожиратель душ», «Волчий дождь», «Готика», «Некогда вечный», «Арена Ангелов», «Ковбой Бибоп».
6. Студия Pierrot добилась успеха благодаря аниме в жанре махо-сёдзё, где главные героини учатся в младшей или средней школе, получают от сказочных существ волшебные предметы и умеют менять внешний вид с их помощью.
Сейчас на счету компании числятся уже более серьезные работы: «Крутой учитель Онидзука», «Блич», «Наруто», «Токийский гуль», «Боруто», «Вельзепуз» и несравненная «Йона на заре».
5. J.C. Staff долго боролись за место под солнцем и в итоге превратились в одного из ключевых игроков аниме-индустрии. Студия выпускает до десяти произведений в год, ориентируясь больше на комедийные, приключенческие и романтичные жанры.
Самые известные работы: «Бакуман», «ТораДора!», «Президент студсовета – горничная», «Владыка скрытого мира».
4. Production I.G — одна из наиболее узнаваемых японских анимационных студий, которая славится анимационными фильмами, а также компьютерными видеоиграми. Студия приняла участие в создании элементов фантастического боевика братьев Вачовски «Матрица» и анимационных вставок в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла». Известна серьезными работами из замысловатым сюжетом.
Среди них можно выделить: «Волейбол!!», «Баскетбол Куроко», «Вторжение гигантов», «Призрак в доспехах», «Психопаспорт», «Путь аса», «Принц тенниса», «Неудержимая юность», «Дворянство», «Эпоха смут», «Сломанный меч», «Корона Греха».
3. Madhouse Studios до середины 1990-х годов специализировались на создании OVA и полнометражных анимационных фильмов, но, в отличие от других студий того времени, ориентировались на показы на телевидении и в кинотеатрах. Студия знаменита качественной рисовкой и грамотным сюжетом.
Популярные работы: «Ванпанчмен», «Первый шаг», «Тетрадь смерти», «Монстр», «Хеллсинг», «Нана», «Паразит: Учение о жизни», «Один на вылет», «Путь аса», «Нет игры – нет жизни», «Бэк», «Кайдзи», «Триган», «Сакура – собирательница карт», «Пираты «Черной лагуны», «Клеймор», «Школа мертвецов», «Дьявол может плакать».
2. Студия Sunrise наиболее известна работами в жанре меха (атрибутом аниме являются огромные боевые человекоподобные машины). Некоторые сотрудники компании позже создали свои собственные студии, также ставшие известными. Это Studio Deen, Bones и Manglobe. В связи с тем, что информации о студии до 1990-х годов было довольно мало, она получила прозвище «Студия, которой нет».
Работы: «Гинтама», «Код Гиас», «Тигр и кролик», «Мобильный воин Гандам».
1. Toei Animation – самая крупная японская анимационная студия. Со времен своего основания она создала бесчисленное количество телесериалов и фильмов, многие из которых стали популярны во всем мире. Хаяо Миядзаки, Исао Такахата и Ёити Котабэ работали с этой компанией на ранних стадиях своей карьеры.
Самые культовые работы: «Драконий жемчуг», «Ван-Пис», «Слэм Данк», «Трогательный комплекс», «Приключения Дигимонов», «Красавица-воин Сейлор Мун», «Трансформеры», «Эйр Гир».
Часто поклонники могут определить принадлежность аниме к той или иной студии уже с первых кадров, ведь каждая компания, вне зависимости от количества своих работ, имеет определенный стиль и особенности в подаче истории. А работы какой из перечисленных студий вам понравились больше всего?