в какой стране южной америки добывается нефть
Крупнейшие производители нефти в Латинской Америке
В добыче нефти в Латинской Америке доминируют Бразилия, Мексика и Венесуэла. На эти страны приходится около 75% от общего объема добычи в регионе, а также они являются гигантами на международной арене, занимая 10-е, 11-е и 12-е место в мире по добыче нефти соответственно. Колумбия также показывает хорошие результаты в мировом рейтинге, занимая 22-е место. В следующем списке представлены производственные показатели каждого из четырех крупнейших производителей нефти в регионе и некоторые подробности о нефтяной отрасли каждой страны.
1. Бразилия
На Бразилию приходится около 2,5 миллионов баррелей нефти в день, и она является десятой по величине нефтедобывающей страной в мире. По данным Управления энергетической информации США (EIA), более 90% добычи нефти в Бразилии добывается на морских глубоководных месторождениях. Кроме того, Бразилия имеет почти 13 миллиардов баррелей доказанных запасов нефти, что является вторым по величине в Латинской Америке после Венесуэлы.
Ключевые выводы
Бразилия экспортирует примерно 1 миллион баррелей нефти в день, но также является импортером нефти из стран Ближнего Востока и Африки. Сырая нефть из Саудовской Аравии составляет примерно половину ее импорта. Транспортный сектор, на который приходится треть общего потребления энергии в стране, является источником наибольшего спроса на нефть в Бразилии.
Petroleo Brasileiro SA, также известный как Petrobras, является крупнейшим производителем нефти в Бразилии со значительным отрывом, на который приходится около 2 миллионов баррелей в день и более 70% добычи нефти в Бразилии. Правительство Бразилии владеет 54% голосующих акций компании и контролирует еще 10% компании через акции, принадлежащие Бразильскому банку развития и Фонду суверенного благосостояния Бразилии.
2. Венесуэла
Венесуэла добывает примерно 2,2 миллиона баррелей нефти в день. Добыча в последние годы снизилась по сравнению с предыдущими двумя десятилетиями, когда суточная добыча колебалась около отметки в 3 миллиона баррелей, включая максимум более 3,5 миллионов баррелей в день в 1997 году. По данным EIA,
«Снижение капитальных затрат государственной нефтегазовой компании Petròleos de Venezuela, SA (PdVSA) приводит к тому, что иностранные партнеры продолжают сокращать деятельность в нефтяном секторе, что приводит к все более широким потерям в добыче сырой нефти. С сильной зависимостью Венесуэлы от нефти промышленность, экономика страны, вероятно, продолжит сокращаться, и что безудержная инфляция останется основой, по крайней мере, в краткосрочной перспективе ».
Petroleos de Venezuela SA была основана в 1976 году сразу после национализации нефтяной промышленности. В 1990-х годах были проведены реформы по либерализации отрасли, но с тех пор нестабильность политики стала нормой, особенно после прихода к власти президента Уго Чавеса в 1999 году.
В 2006 году Чавес ввел политику, которая требовала пересмотра существующих совместных предприятий с международными нефтяными компаниями. Международные операторы должны были предоставить Petroleos de Venezuela минимальную долю в 60% от каждого проекта. Более десятка международных компаний, в том числе Chevron и Royal Dutch Shell, согласились с требованиями. Венесуэльские предприятия двух компаний – Total SA и Eni SpA – были национализированы после провала переговоров. Вскоре после этого Венесуэлу покинули другие международные компании, в том числе Exxon Mobil Corporation и ConocoPhillips Co.
Хотя политическая неопределенность остается в Венесуэле даже после смерти Уго Чавеса в 2013 году, многие международные нефтегазовые компании продолжают вести свою деятельность в стране. Chevron и китайский нефтяной гигант China National Petroleum Corporation подписали инвестиционные соглашения с Petroleos de Venezuela в 2013 году, чтобы обновить и расширить существующие конгломерат ОАО «Роснефть» согласовал инвестиционный план на сумму 14 миллиардов долларов, что стало крупнейшей международной инвестицией в венесуэльскую нефтяную промышленность за последние годы. Сегодня страна имеет более 300 миллиардов доказанных запасов нефти и является крупнейшей в мире.
3. Мексика
Мексика добывает чуть более 2 миллионов баррелей нефти в день, но уровни снизились, в основном из-за снижения добычи на зрелых нефтяных месторождениях. С 1991 по 2010 год Мексика поддерживала добычу нефти на уровне более 3 миллионов баррелей в день, в том числе за восемь лет более 3,5 миллионов баррелей в день. Хотя Мексика сохраняет свои позиции третьего по величине экспортера сырой нефти в Северной и Южной Америке, она стала нетто-импортером нефтепродуктов, в первую очередь бензина и дизельного топлива.
С 1938 по 2013 год нефтяная промышленность Мексики была монополизирована государственной нефтегазовой компанией Petroleos Mexicanos, также известной как Pemex. Реформы отрасли были начаты в 2013 году в надежде привлечь больше иностранных инвестиций, чтобы обратить вспять спад производства в стране. Pemex остается в государственной собственности и контролирует права на разработку более 80% доказанных запасов нефти Мексики.
4. Колумбия
Колумбия производит чуть менее 900 000 баррелей нефти в день. Страна добилась значительного прироста добычи, увеличив добычу с менее чем 550 000 баррелей в день в 2007 году. Согласно EIA, недавние высокие темпы роста добычи нефти, газа и угля в Колумбии можно объяснить реформами энергетической отрасли, проведенными в 2003 году. реформы в первую очередь были направлены на то, чтобы сделать инвестиции в разведку и добычу энергии в Колумбии более привлекательными для международных компаний. Международные инвестиции в нефтяную промышленность достигли более 4,8 млрд долларов США в 2014 году, что составляет около 30% от общего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну. Для сравнения: Колумбия в 2003 году привлекла ПИИ в нефтяной сектор всего на 278 миллионов долларов.
До энергетических реформ 2003 года нефтегазовая промышленность Колумбии находилась под контролем Ecopetrol SA, государственной нефтегазовой компании и отраслевого регулирующего органа. Реформы лишили Ecopetrol регулирующих функций и открыли Колумбию для международной конкуренции. Ecopetrol остается под контролем колумбийского государства, которому принадлежит 88,5% его акций в обращении. Компания котируется на Колумбийской фондовой бирже и имеет листинги ADR на Нью-Йоркской фондовой бирже и Фондовой бирже Торонто.
Аргентина
производит примерно 510 000 баррелей в день, что делает его пятым по величине производителем нефти в Латинской Америке и 28-м в мире.
Компания Ecopetrol со штаб-квартирой в Боготе производит более 500 000 баррелей нефти в день, что составляет примерно 55% добычи в Колумбии. Более 100 международных нефтегазовых компаний работают в Колумбии, часто в совместных предприятиях с Ecopetrol или другими операторами. Крупнейшие международные производители нефти и газа в стране включают Chevron, Repsol, Talisman Energy, Occidental Petroleum и Exxon Mobil.
Использование нефти в Южной Америке
Свыше 4/5 территории Южной Америки расположено к югу от экватора; здесь же обитает большая часть ее жителей. Однако более 9/10 общего количества нефти, добываемой в пределах этого континента, поступает из районов, лежащих к северу от экватора и имеющих мировое значение: Венесуэлы, Тринидада и Колумбии. Эти три страны, находящиеся на побережье Карибского моря, располагают огромными: экспортными возможностями. Гораздо меньшими возможностями располагают Эквадор, Перу и Боливия. Потребление и производство нефти в крупнейшей по размерам потребления стране Южной Америки — Аргентине — в 1938 г. оценивалось соответственно в 29 и 17 млн. баррелей. В 1948 г. в Аргентине было потреблено около 33 млн. баррелей, из них около 2/3 было добыто внутри страны.
В довоенный период в результате развития автомобильного транспорта, улучшения дорог и распространения стационарных силовых установок, применяющих бензиновые и дизельные двигатели, вмонтированные в самостоятельные установки (электрогенераторы, аппараты дуговой сварки, компрессорные установки, экскаваторы, перфораторы, деревообрабатывающие станки и др.), потребление моторного топлива непрерывно» увеличивалось. Война и связанный с ней недостаток танкеров, а также использование в больших масштабах нефтепродуктов для военных целей значительно ограничили рост гражданского потребления. Последствия: войны ощущаются еще до сих пор.
Потребление керосина составляет лишь Уз потребления бензина. Из 3 млн. баррелей керосина, потребленных в Южной Америке в 1938 г., на Аргентину приходится почти половина, а на Бразилию почти одна треть. На огромных пространствах Южной Америки, за исключением крупных городов, для освещения в основном используются лучина и древесный уголь.
Нефтетопливо в Южной Америке играет гораздо большую роль, чем керосин и бензин. Потребление нефтетоплива в 1938 г., составлявшее около 40 млн. баррелей, в 13 раз превышало размеры потребления керосина и почти в 3 раза размеры потребления бензина. Нефтетопливо применяется главным образом на океанских и речных судах, а также в тепловых и электрических установках в горнорудной и других добывающих отраслях промышленности. На континенте, где добыча каменного угля невелика, а расходы по перевозке нефтетоплива сравнительно низки, нефтетопливо является важным сырьем как в промышленности, так и на транспорте.
Если бы о степени развития промышленности в той или иной стране можно было судить по количеству потребляемых ею смазочных масел, то можно было бы сказать, что Аргентина, Бразилия и Чили являются наиболее развитыми в промышленном отношении странами Южной Америки. Из общего количества смазочных масел, потребленных Южной Америкой в 1938 г., около 1/2 приходится на Аргентину, 1/4 — на Бразилию и около 1/10 — на Чили.
Нефть и газ Латинской Америки: инструменты политики или сферы сотрудничества?
Современное состояние и перспективы развития нефтегазового комплекса латиноамериканских государств, политика Венесуэлы по использованию нефтяных богатств в качестве инструмента усиления своего влияния в регионе, и др
Возможности использовать нефть как инструмент в отношениях с другими странами в регионе постоянно возрастают. За исключением Центральной Америки и Карибского бассейна Латинская Америка является регионом, богатым энергией. Она располагает 10% мировых запасов нефти, по сравнению с 2,5% в Северной Америке (без Мексики), 9,3% в Африке, 8% в странах Восточной Европы, 4% в Азии и 1,6% в Западной Европе. С газом ситуация не так хороша, так как регион имеет лишь 4% мировых доказанных запасов, однако его доля в потреблении находится ниже этого уровня.
Спрос и предложение нефти и газа в регионе существенно различаются от страны к стране. Хотя Венесуэла обладает наиболее богатыми ресурсами среди стран Латинской Америки, Мексика, Колумбия, Эквадор и Тринидад и Тобаго также являются экспортерами нефти, в то время как Аргентина, Боливия и Бразилия производят в объемах, достаточных для удовлетворения по¬требностей своего внутреннего рынка. Перу находится на пути к самообеспеченности. В список чистых импортеров нефти входят Парагвай и Уругвай в Южной Америке, а также все страны Центральной Америки и Карибского бассейна, за исключением Тринидада и Тобаго и Белиза. Куба, Гватемала и Барбадос также добывают нефть, но в количествах, которые не покрывают их внутренние потребности.
Эквадор обладает 0,4% мировых запасов сырой нефти. Нефть имеет огромное значение для его экономики, обеспечивая свыше 30% экспорта. За исключением Венесуэлы нет другой экономики в регионе, где нефть составляла бы такую значительную часть экспортной базы. Правда, государственная корпорация Petroecuador (крупнейшая нефтяная компания в стране) постоянно подвергается критике за низкую эффективность работы, поскольку объемы ее производства в течение последних десяти лет сокращаются.
Колумбия является нетто-экспортером энергетических ресурсов, и на экспорт идут значительные объемы нефти. Ее обильные запасы газа достаточны для снабжения западных частей Венесуэлы в течение семи лет. Колумбия обладает огромными запасами высококачественного угля и богата гидроэнергетическими ресурсами, которые вместе с газом позволят ей быть важным игроком в энергетическом секторе, особенно в Центральной Америке и Мексике.
Вместе с тем, колумбийская нефтяная промышленность демонстрирует тревожные признаки упадка. Добыча, которая в 2000 г. составляла 820 тыс. баррелей в день, резко сократилась до уровня порядка 520 тыс. баррелей в день в период с 2004 по 2008 год. Возникают опасения, что страна не сможет быть чистым экспортером нефти примерно с 2010 года. Этот вопрос имеет большое значение, поскольку в период между 1996 и 2007 годами на сырую нефть приходилось 25,6% от общего объема колумбийского экспорта.
Мексика, наряду с Венесуэлой, обладает наибольшими резервами среди стран Латинской Америки. На ее долю приходится 1,4% мировых запасов, и она использует ресурс интенсивнее, осуществляя 5% мировых по¬ставок, т.е., ее доля в экспорте выше, чем в резервах.
На Венесуэлу, напротив, приходится только 3,9% от мирового производства, при том, что она обладает 6,8% резервов. Поскольку уровень внутреннего потребления в Мексике весьма высокий, доля экспорта сырой нефти в его суммарном объеме невысока: лишь 9,5% в период с 1996 по 2008 год.
Аргентина и, с некоторыми ограничениями, Боливия являются самодостаточными в производстве нефти. Начиная с 2006 г. Бразилия также входит в этот список.
Аргентина обладает 0,3% мировых запасов сырой нефти. Строго говоря, страна была нетто-экспортером нефти. С 1995 по 2008 г. аргентинский экспорт сырой нефти составил 11,5% в его общем объеме. Тем не менее, добыча нефти в Аргентине не удовлетворяет растущий внутренний спрос, а это означает, что вклад нефти в торговый баланс и далее будет сокращаться.
В середине 1990-х годов Аргентина была признана страной с большими возможностями для экспорта газа. Десять лет спустя она может оказаться в положении нетто-импортера этого сырья. Тем не менее, это произойдет только в случае, если инвестиции в разведку останутся замороженными, поскольку страна, как считается, обладает значительными запасами газа, которые в данный момент находятся в состоянии доразведки.
Чили, несомненно, страдает от дефицита энергии, поскольку производит не более 5% от общего потребления нефти и покрывает не более 20% своих потребностей в природном газе. В период между 1996 и 2008 г. экспорт чилийских сырой нефти и газа составлял 0,7% в общем объеме экспорта, а импорт сырой нефти и производных топлива равнялся 10,3% от импорта за тот же период. Кроме того, в период между 1997 и 2008 г. на Чили приходилось 25% всего импорта нефти в Южной Америке, что является огромным показателем, учитывая размер экономики страны.
Перу. В 2008 г. в стране произведено 78% от потребляемой нефти, а импорт составил 22%. В период между 1997 и 2008 г. на долю сырой нефти приходилось 5,8% общего объема перуанского экспорта и 10% от совокупной стоимости импорта. Однако энергетическая ситуация в Перу значительно улучшилось с момента открытия в 1984 г. месторождения природного газа Camisea, производство которого началось в 2005 г. Перуанские запасы природного газа в 4,7 раза больше, чем сырой нефти.
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ВЕНЕСУЭЛЬСКОЙ «НЕФТЯНКИ»
«Нефтяная дипломатия» была характерной особенностью венесуэльской политики после вступления страны в ОПЕК в начале 1960-х годов. Поэтому активная нефтяная политика этой страны в последние годы не вызывает удивления. Однако правительство Чавеса пользовалось данным инструментом в беспрецедентных даже для венесуэльской истории масштабах. В Латинской Америке трудно найти другой пример такого открытого использования нефтяной темы на международной политической арене. В 2008 г. государственная нефтяная компании Венесуэлы PDVSA объявила, что она больше не будет представлять ежегодные доклады в комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) США. В свою очередь, рейтинговое агентство Moody’s отозвало свой рейтинг PDVSA, сославшись на непрозрачность финансовых показателей компании.
Если считать стандартную по своим характеристикам нефть, Венесуэла обладает 6,8% от мировых доказанных запасов, т.е. 80 млрд баррелей, что ставит ее на шестое место в мире после Саудовской Аравии, России, Ирана, Ирака и Кувейта. Если добавить запасы сверхтяжелой нефти, показатель возрастает до 270 млрд баррелей, что сразу выдвигает Венесуэлу на первое место в мире по нефтяным резервам. Однако здесь все не так просто. Извлечение тяжелых сортов нефти трудоемко, требует крупных инвестиций в течение более длительных периодов времени, является менее выгодным, кроме того, необходимы специальные НПЗ, поскольку супертяжелую венесуэльскую нефть нельзя перерабатывать на НПЗ, предназначенных для переработки более легких сортов.
Хотя Венесуэла и обладает огромными запасами, она не в состоянии увеличить поставки сырой нефти. Согласно экспертным оценкам ЭКЛАК, ВВП Венесуэлы вырос на 17,9% в 2007 г. Этот прирост фактически означает восстановление после резкого падения в 2004-2006 гг. Данные за 2008 г. свидетельствуют о росте на 9,3%. Однако, как показывают исследования, увеличение ВВП происходит не за счет роста добчи нефти, который, по данным ОПЕК, не достиг его прежнего уровня из-за низкого объема государственных инвестиций в нефтяной сектор. Динамизм данного сектора будет зависеть исключительно от колебаний мировых цен, так как существуют ограничения повышения уровня производства.
Истинные масштабы добычи определить трудно, учитывая отсутствие достоверных данных из PDVSA. Несмотря на то, что государственная компания утверждает, что восстановила уровень добычи примерно до 3,1 млн баррелей в день, независимые исследования показывают, что реальный показатель составляет 2,7 млн баррелей в день.
Уровень инвестиций PDVSA, однако, нельзя сравнивать с государст¬венными нефтяными компаниями в других странах региона. Например, в 2007 г. Pemex (Мексика) инвестировала в два раза больше, чем ее венесуэльская коллега, а Petrobras (Бразилия) вложил на 150% больше. Кроме того, в последних заявлениях представителей бразильской государственной нефтяной компании говорится о планах инвестировать дополнительно 12 млрд долл. в период 2009-2012 гг., что в три раза превышает настоящий уровень инвестиций PDVSA.
Венесуэла производит легкую, тяжелую и сверхтяжелую нефть. На рынке наиболее востребованы легкие сорта нефти, в то время как использование тяжелых сортов ограничено. Кроме того, транспортные расходы по перекачке тяжелых сортов нефти весьма высоки, что делает ее порой нерентабельной. Поэтому позиции Венесуэлы по данному вопросу крайне уязвимы, так как ограниченность рынков сбыта вынуждает ее быть более покладистой в переговорах с США, особенно имея в виду конечную рентабельность продаж. Тем самым нефтяная политика Венесуэлы в данный момент корректируется в сторону инвестиций в добычу более легких сортов нефти, что сделает ее позиции на рынке более стабильными. Актуальным становится и создание совместных предприятий по добыче и переработке тяжелых сортов нефти. В связи с этим остро стоит вопрос об изменении законодательной базы, в частности по добыче национальных ресурсов нефтяными компаниями. Не секрет, что в этой области существовали проблемы юридического характера, которые не раз подвергались критике со стороны компаний, работающих в данном регионе. Очевидно, что «нефтяная дипломатия» Чавеса переживает сейчас не лучшие времена, и от решения вышеупомянутых проблем будет зависеть реализация энергетического потенциала всей страны.
НЕФТЯНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКЕ И КАРИБСКОМ БАССЕЙНЕ
Наличие нефти и газа в данном регионе всегда использовалось как политический инструмент. Причина этого очевидна: здесь находится всего несколько крупных производителей нефти, в то время как более чем 20 стран являются нетто-импортерами нефти и газа.
Нефтегазовая политика в регионе базируется на следующих соглашениях:
Соглашение Сан-Хосе. По крайней мере четверть века страны Центральной Америки и Карибского бассейна в реализации международного сотрудничества сталкиваются с трудностями, вызванными отсутствием у них нефти, и, когда цены на углеводородное сырье растут, ситуация только ухудшается. В августе 1980 г. в Сан-Хосе (Коста-Рика) между правительствами Венесуэлы и Мексики было подписано соглашение, в соответствии с которым каждая страна обязалась поставлять 80 тыс. баррелей сырой нефти и нефтепродуктов в день в 11 государств этого региона (Белиз, Коста-Рику, Сальвадор, Гватемалу, Гондурас, Никарагуа, Панаму, Гаити, Доминиканскую Республику, Барбадос и Ямайку) по мировым ценам, но с предоставлением кредитных линий, покрывающих от 20 до 25% от общей стоимости топлива. Это соглашение ежегодно пролонгируется, хотя у Чавеса есть по нему вопросы.
Каракасское соглашение. Критика Венесуэлой Соглашения Сан-Хосе привела к созданию дополнительного, Каракасского, соглашения в октябре 2000 г. Оно было подписано между Венесуэлой и десятью странами региона (за исключением Ямайки) и гарантирует ежедневные поставки 80 тыс. баррелей нефти по мировым ценам, но за счет кредитования под 2% годовых сроком до 17 лет. Самая большая часть достается Доминиканской Республике (20 000 баррелей в сутки), а самая маленькая квота Барбадосу и Белизу (1600 и 600 баррелей соответственно).
Соглашение по Petrocaribe. Пять лет спустя, в июне 2005 г., Венесуэла предприняла еще один шаг к созданию организации Petrocaribe, в которую вошли страны Карибского бассейна, не участвующие в соглашениях, упомянутых выше: Антигуа и Барбуда, Багамы, Гондурас, Гренада, Гайана, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, а также Белиз, Ямайка и Доминиканская Республика, которые уже были охвачены названными выше соглашениями.
Топливо продается в этих странах по субсидированным рыночным ценам. Интересно, что участники Petrocaribe получают долгосрочное финансирование, привязанное к уровню мировых цен, а именно: до 30% при цене свыше 40 долл./баррель; до 40%, если расходы за баррель более 50 долл., и до 50%, если цена превышает 100 долл. Если цены на сырую нефть остаются ниже 40 долл., срок оплаты и проценты такие же, как и в Каракасском соглашении. Полученная по данной схеме нефть должна быть использована только на внутреннем рынке и не может быть реэкспортирована.
Это соглашение имеет, как минимум, две отличительные особенности: во-первых, создаются постоянная организация со штаб-квартирой в Каракасе, Совет министров и Исполнительный секретариат. Во-вторых, учреждается ALBA-карибский фонд для финансирования программ экономического и социального развития с первоначальным взносом в размере 50 млн долл.
Венесуэльско-кубинское соглашение. Венесуэльско-кубинское соглашение является одним из самых секретных в международной практике. Политически оно основывается на противодействии политике США и «антиимпериалистической», «антиглобализационной» и «антинеолиберальной» риторике. Материальной основой этого соглашения является торговля нефтью.
Вторая особенность состоит в прямом или косвенном финансировании определенным кругом лиц политических партий в ходе избирательных кампаний, что частично объясняется несовершенством политических систем. Андские страны уязвимы перед лицом политического вмешательства, поскольку они сталкиваются с проблемами неэффективности государственного управления и нерешенностью социальных проблем. Этот регион стал свидетелем нескольких попыток государственных реформ, институциональных кризисов, угрозы возрождения политического диктата военных, партизанских войн, незаконного оборота наркотиков, экономических кризисов, в результате чего на данный момент граждане отдельных стран имеют доходы на душу населения ниже, чем в 1990 г. Основная причина нынешней ситуации лежит в социально-экономической области, но немалое воздействие на нее оказывают и политические факторы: несовершенство конституций, партийных систем и избирательного законодательства, характер отношений между гражданским обществом и властными системами, стандарты поведения лидеров, высокой уровень коррупции.
Учитывая резкое падение добычи нефти и газа в последние годы, Колумбия предприняла усилия, направленные на стимулирование своего энергетического сектора путем сокращения налогов и отчислений до 50% и реформы государственной нефтегазовой компании Ecopetrol. Реформирование Ecopetrol шло в направлении, схожем с преобразованиями Petrobras в Бразилии в 90-х годах. Колумбийское правительство передало функции регулирования отрасли Национальному агентству по углеводородам и объявило о приватизации 20% активов Ecopetrol. Цель трансформации состоит в стимулировании инвестиций в разработку новых месторождений, многие из которых еще не изучены. Основными партнерами государственной компании в разведке и освоении месторождений являются Petrobras, British Gas и Occidental.
С учетом нынешней ситуации с газом в регионе правительство Венесуэлы заинтересовано в тесном сотрудничестве с Колумбией. Так, упомянутый газопровод Transguajiro протяженностью 330 км призван обеспчить Венесуэлу бесперебойными поставками газа до 2014 г. При этом пра¬вительство Чавеса взяло на себя все расходы по данному проекту. Разработан еще один проект, согласно которому Венесуэла сможет транспортировать углеводородное сырье в порт Тихого океана для дальнейшего экспорта в страны Юго-Восточной Азии.
Эквадор. Подобно Венесуэле, страна проводит достаточно агрессивную политику по отношению к иностранным инвестициям. Следствием такой политики стали постоянные судебные разбирательства с иностранными компаниями, работающими в этой стране. Пожалуй, самый громкий скандал был связан с решением правительства расторгнуть контракты с Occidental Petroleum, которая добывала около одной пятой эквадорской нефти и которая была обвинена в незаконной продаже 40% своих акций компа¬нии Repsol-YPF. В то же время весьма противоречивые предложения о реформах отрасли содержат, в частности, пункт о том, чтобы разрешить иностранным компаниям доступ к тендерным торгам для разработки месторождений с запасами свыше 1 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
Перу. Несмотря на то, что Перу импортирует нефть, страна имеет достаточно крепкие позиции в энергетическом секторе. Это объясняется небольшим потреблением нефти внутри страны и богатыми запасами газового месторождения Camisea, часть поставок с которого происходит по взаимозачетной схеме. Перу приняло решение экспортировать газ с месторождения Camisea в виде СПГ и планирует совместно с Hunt Oil и Repsol-YPF построить завод по переработке СПГ. Объем инвестиций в данный проект оценивается в 3,2 млрд долл.
Национализация нефтегазового сектора Боливии неизбежно приведет к снижению иностранных инвестиций в геологоразведку и добычу, что в конечном итоге грозит нестабильностью поставок углеводородного сырья на экспорт и переключением интересов иностранных нефтяных компаний на другие страны региона.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ ЮЖНОГО КОНУСА
В странах Южного конуса в нефтегазовой сфере наиболее значимые проблемы связаны с политикой Бразилии, направленной на увеличение добычи нефти и газа; попытками Чили диверсифицировать свои энергетические активы для достижения независимости от Аргентины и боливийского газа; напряженностью в отношениях между Боливией, Аргентиной, Бразилией и Чили по вопросу цен на газ; политикой Венесуэлы в отношении стран Южного конуса, касающейся добычи тяжелой нефти в поясе Ориноко, а также строительством «Южного газопровода».
Бразилия. Стоит отметить, что в последние десятилетия Бразилия очень активно наращивает добычу нефти и газа, однако, в отличие от Венесуэлы и Мексики, пока не стала крупным экспортером. В 90-е годы произошла реорганизация государственной нефтяной компании Petrobras, которая открыла возможности достаточно независимого управления. На данный момент государство владеет 32,2% голосующих акций компании. В результате преобразований компания стала одним из лидеров в области глубоководной добычи. В 2007 г. она купила акции добывающих компаний в Экваториальной Гвинее, Нигерии и Ливии, а также приобрела долю Shell в активах в Колумбии, Парагвае и Уругвае, подписала предварительное соглашение о покупке в США нефтеперерабатывающего завода, приобрела 53 лицензии на разработку газовых месторождений в Мексиканском заливе. Стоит отметить, что Petrobras готова инвестировать в течение пяти лет 11 млрд долл.
В конце 2008 г. Бразилия сделала два важных заявления, которые повышают ее значимость в энергетической политике региона. Во-первых, в 2009 г. Бразилия планирует покрыть свое внутреннее потребление за счет собственной добычи. Потребность Бразилии оценивается в 1,95 млн бар¬релей в сутки. В 2008 г. в стране суточный объем производства достиг 1,8 млн баррелей, но предполагается, что к концу 2009 г. этот показатель вырастет до 2,0 млн баррелей в сутки. Бразилия вынашивает амбициозные планы: добывать к 2011 г. 3,4 млн баррелей в день. Во-вторых, в стране наблюдается впечатляющий рост добычи природного газа в связи с открытием крупнейшего в стране месторождения в бассейне Сантос, запасы которого оцениваются в 400 млрд м3.
Основными поставщиками сырой нефти в Бразилию являются Нигерия и Алжир. Бразилия пытается достичь торгового баланса с этими странами за счет подписания выгодных контрактов на поставку углеводородного сырья с тем, чтобы перенаправить растущие объемы нефти на экспорт и зафиксировать маржинальный доход.
От президента Моралеса ожидали рационального политического решения об укреплении сотрудничества со своим бразильским коллегой, принимая во внимание политическую близость двух лидеров. Тем не менее, Моралес решил национализировать газовые месторождения Petrobras и пересмотреть все контракты. Национализация была проведена без предварительного уведомления, с применением вооруженных сил.
В политике Боливии по национализации нефтегазового сектора четко прослеживается влияние президента Венесуэлы Чавеса. Венесуэльская национальная нефтяная компания PDVSA сразу же предложила свои консультационные услуги YPFB, которая в свою очередь потребовала от иностранных компаний пересмотра нефтяных контрактов по той же схеме, что и ее венесуэльская коллега. Чавес во время своего очередного визита в Боливию заявил о намерении инвестировать 1,5 млрд долл. в боливийский энергетический сектор, хотя не уточнил ни сроков, ни конкретных проектов. Даже если эта сумма будет материализована и Боливия сможет укрепить свой энергетический баланс, это все равно не станет компенсацией тех 5 млрд долл. инвестиций, которые Petrobras, согласно бизнес-плану, намечала вложить в республику.
Несмотря на все противоречия, актуальным остается реализация двух совместных бразильско-венесуэльских проектов: разработка новых месторождений в Ориноко и строительство НПЗ в Пернамбуко (Бразилия) стоимостью 2,5 млрд долл.
Чили. Энергетический баланс Чили очень чувствителен к политическим изменениям в регионе. Начнем с того, что Чили добывает менее 4% нефти и 20% газа от внутреннего потребления. Энергетические отношения Чили с соседними странами характеризуются наличием спорных ситуаций и даже прямых конфликтов.
Тем не менее, самые сложные отношения сложились у Чили с Боливией. В первые годы текущего десятилетия боливийское правительство рассматривало идею транспортировки сжиженного природного газа через один из чилийских портов для поставок на рынки Мексики и Соединенных Штатов. С точки зрения экономической целесообразности данный проект был выгоден всем. Однако ему не суждено было реализоваться по политическим мотивам. Энергетическая политика Моралеса в отношении Чили укладывалась в лозунг: «Ни метра газа до тех пор, пока у нас нет доступа к океану». Для Чили это означало конец надежд на поставки из Боливии. Однако после того, как Аргентина подписала контракты на импорт боливийского газа, Чили получила возможность закупать излишки аргентинского газа.
Что касается возможностей поставок газа из Перу с месторождения Camisea, то данная перспектива представляется маловероятной с учетом текущих контрактных обязательств Перу и невозможности увеличить добычу газа в том объеме, который был бы необходим Чили.
В этих условиях Чили разработала политику, направленную на диверсификацию своей энергетической системы, в результате чего будут построены дополнительные энергетические мощности на юге страны. Недавно принятый закон, предусматривающий стимулирование строительства новых энергетических установок (Ley Corta II), породил планы строительства 26 новых энергоблоков на сумму 2,5 млрд долл. Правительство Чили недавно объявило об открытии месторождений природного газа на юге страны. Несмотря на ограниченность доказанных запасов, чилийская государственная компания ENAP совместно с British Gas начала строительство завода по производству СПГ, что позволит Чили частично сократить импорт аргентинского и боливийского газа.