в какой стране впервые появился метрополитен
Где появилось первое метро в мире?
От самой старой подземной системы Лондона до самой оживленной сегодня в Пекине, метро началось с идеи освобождения перегруженных улиц, предоставления возможности перемещения под землей. Несмотря на препятствия, связанные с техническими проблемами, финансированием и задержками военного времени, новый вид транспорта продолжал совершенствоваться.
По мере развития первого в мире метро поезда электрифицировались, началось использование, так называемой третьей железной дороги. Хотя со времени самой первой пассажирской поездки все изменилось, история метрополитена остается богатой и интересной.
По состоянию на 2014 год в 157 городах более 50 стран мира действует более 160 систем. В Лондоне было построено самое первое метро в мире. Оно было первоначально открыто как подземная железная дорога в 1863 году. Первая электрифицированная подземная линия была открыта в том же 1890 году, что сделало ее первой системой метро в мире.
Лондон
Первый в мире метрополитен получил название Труба. Это была подземная система скоростного транспорта, обслуживающая Большой Лондон и прилегающие округа. Столичная железная дорога начала свою работу в 1863 году, она является частью системы лондонского метро, самого старого в мире. Со времени своего открытия в 1890 году оно было расширено до 11 линий и обслуживает теперь более 1,3 миллиарда пассажиров ежегодно и 4,8 миллиона ежедневно, что делает его 11-й по загруженности системой. Старая линия метро принадлежала частным компаниям. Действующая система управляется London Underground Limited, которая является дочерней компанией Transport for London.
Открытие туннеля под Темзой
Он был первым в мире, построенным под рекой. Его открытие состоялось 9 января 1843 г. Его строительством занимался инженер сэр Марк Брунел и его сын Исамбард. Их целью было строительство новой транспортной системы для перевозки грузов под Темзой. Однако у них кончились деньги, поэтому для начала туннель использовали для пешеходов. В первый день через него прошли 50 000 человек. К концу первых трех месяцев это число достигло миллиона. Это была половина населения Лондона в то время, что сделало этот тоннель самым посещаемым не только в Англии. Это стало местом, где появилось первое в мире метро.
Открытие метрополитена 10 января 1863 года
Железная дорога была построена между Паддингтоном (он тогда назывался Бишоп-роуд) и улицей Фаррингдон. В течение многих лет к ней добавлялись все новые линии, но большинство из них было разработано в течение следующих 50 лет.
Дорога под землей
18 декабря 1890 года была открыта первая в мире электрическая подземная железная дорога. Первое метро в мире пролегало от Кинг-Уильям-стрит в лондонском Сити под Темзой до Стоквелла. Это означало, что дальнейшее развитие могло быть успешным, поскольку им больше не требовались вентиляционные отверстия для отвода из туннелей пара и дыма от двигателей. Использование электропоездов позволяло разместить туннели гораздо глубже под землей.
Как шло строительство
Метод, использовавшийся в течение многих лет при создании первого метро в мире, представлял собой, так называемую систему «вырезать и накрыть». Проще было выкопать большое открытое отверстие, выстроить арку ложного туннеля из кирпича, а затем снова заполнить отверстие раскопанным материалом. В результате первые подземные линии были не очень глубокими, что характерно для старых линий метро в крупных городах.
Они позволяли копать под городом на большей глубине, создавать новые подземные линии на другом уровне. Они позволяли работать под зданиями и держаться подальше от линий электропередач, канализации и других инфраструктур. ТБМ могли даже копать под Темзой.
Появление логотипа
1908 год был годом, когда для обозначения первого в мире метро впервые начал использоваться знаменитый круглый знак. Это был важный год для развития сети. На станциях впервые появилось название «Метрополитен», и был представлен самый первый электрический автомат для продажи билетов. В последующие годы достижения в технологиях трансформировали подземку. В 1911 году на станции Earl’s Court появились первые лондонские эскалаторы, а в 1929 году двери Трубы перестали открываться вручную.
Карта лондонской подземки
В 1933 году человек по имени Гарри Бек представил первую схему в том виде, в котором мы знаем ее сейчас. Ее автор не стал рисовать линии так, как они располагались географически, в основу дизайна легла схема электрической цепи. В 1932 году было распространено около 500 экземпляров первого в мире метро, где были отображены все его станции, после чего в 1933 году было напечатано 700 000 экземпляров. Они пользовались невероятной популярностью.
Лондонская подземка тогда и сейчас
Лондонский метрополитен прошел долгий путь в своей 155-летней истории. В 2007 году самая старая в мире подземная железнодорожная сеть отметила первый год, когда один миллиард пассажиров воспользовался ею в течение всего лишь одного года. Но развитие первого метро в мире на этом не останавливается. Crossrail, крупнейший в Европе проект подземки, в настоящее время находится на стадии строительства первой новой линии за последние 50 лет.
Новая железная дорога протяженностью более 100 км, более 40 км которой проходит под улицами Лондона, соединится с сетью метро в некоторых точках.
Линия Элизабет имеет десять новых станций. Что больше всего впечатляет в Фаррингдоне (который, что интересно, был одной из первых станций, что открылись в 1863 году), так это то, насколько глубоко оно находится: 30 метров под землей на шести уровнях, плюс три уровня над землей со своим собственным зданием.
Две платформы на станции кажутся бесконечными и сильно отличаются от станций метро, к которым мы привыкли. Они простираются более чем на 200 метров в длину, то есть длину новых поездов, которые будут перевозить до 1500 пассажиров одновременно. Две платформы полностью закрыты раздвижными стеклянными дверями, соединяются с зонами выхода и билетными кассами, расположенными на обоих концах, через центральный проход. Железнодорожные туннели диаметром 6,2 метра были выкопаны с использованием различных ТБМ.
Дизайн новых станций поражает: чистые, хорошо освещенные белые потолки с мягкими изгибами, просторные вестибюли и гигантские эскалаторы. Все это чем-то напоминает вход в пирамиду.
Первому в мире метро исполнилось 158 лет. Как ездили под землёй в эпоху паровых двигателей и карет
За это время состав преодолел 4 мили, проехав 7 остановок между станциями Фаррингдон и Пэддингтон. Строительство «подземки» началось в 1855 году, и поначалу велось открытым способом: выкапывалась огромная траншея, укладывались пути, сооружались своды и перекрытия, и засыпалось грунтом. Из-за этого приходилось сносить здания и перекапывать улицы, стоявшие на пути будущего тоннеля. Подробно о том, как строили первое метро в мире, смотрите в документальном фильме:
Стоит отметить, что вид транспорта очень быстро стал набирать популярность, так как стал самым быстрым в 2-миллионной столице Великобритании, испытывающей серьёзные транспортные трудности. Первые поезда были отнюдь не электрические — составы тянул паровоз, поэтому в туннелях и на станциях было предостаточно дыма.
А ещё 24 мая.
. 1844 года впервые было передано сообщение по телеграфной линии с помощью электромагнитного телеграфа. Длина линии составляла 64 км (40 миль), она проходила между Вашингтоном и Бостоном и соединяла два аппарата — электромагнитных телеграфа, изобретённых Сэмуэлем Морзе. Что любопытно, до 1836 года Морзе занимался живописью, в 1835 году стал профессором начертательных искусств. Однако еще в юношестве он интересовался лекциями по электричеству, и это позабытое увлечение вновь проснулось в нём в 1836 году, когда он увидел модель телеграфа В. Вебера 1833 года. В 1837 году Морзе предложил способ кодирования цифр, букв и знаков препинания, известный ныне как азбука Морзе (современный код сильно отличается). Долгое время изобретатель не мог найти финансирование для телеграфной линии, которая продемонстрировала бы возможности технологии. В конце концов, после множества неудач, он смог продвинуть свою идею в конгрессе США и ему выделили приличную сумму на строительство. Успех не заставил себя долго ждать: телеграфными линиями заинтересовались множество стран, заплативших изобретателю большие деньги.
24 мая 1974 года в Великобритании впервые в мире появился так называй «телетекст» — система, позволяющая передавать текстовые сообщения и схематичные изображения. Сначала она разрабатывалась как способ передачи субтитров, однако вместо этого использовалась для новостных сообщений, прогнозов погоды, объявление выигрышных билетов лотереи, изменения котировок, программы передач и так далее. Для получения подобных сообщений телевизор должен обладать специальным декодером. Несмотря на то, что в СССР телетекст появился с 1980-х годов, до 90-х он использовался только в служебных целях, а домашние телеприёмники попросту не поддерживали принятие подобной информации.
Где и как появилось первое в мире метро (ФОТО)
Современный мегаполис сейчас трудно представить без метро. Этим подземным транспортом ежедневно пользуется огромное количество людей. А где появился первый в мире метрополитен?
Первая в мире ветка метро появилась в Лондоне. В середине 19 столетия население английской столицы составляло два миллиона человек, и добираться из одного района Лондона в другой стало проблематично.В 1855 году было принято решение о строительстве в городе подземной железной дороги. Сооружением ветки метрополитена занялась компания MetropolitanRailwaj. Нужно заметить, что строительство метро внесло существенные изменения в облик английской столицы. Линия прокладывалась траншейным способом: выкапывали тоннели глубиной около 10 метров, затем укладывались рельсы, сверху возводилось кирпичное перекрытие, после чего ров засыпали. Поэтому, под снос попало большое количество зданий.
Открытие первого в мире метро состоялось 10 января 1863 года. Открыл движение столь необычного вида транспорта принц Уэльский, будущий король Великобритании Эдуард VII. Он и стал первым пассажиром метро.
Общая протяженность первой ветки лондонского метро составляла 3600 метров, она включала в себя 7 станций.
Что представлял собой подземный транспорт в то время? Зрелище, нужно сказать, было малопривлекательное. Поезда метро работали на угле, отчего лица и одежда пассажиров быстро становились черными. Дышать в подземелье тоже было не просто.
Тем не менее, лондонцы оценили такой, пусть не очень комфортный, зато быстрый способ передвижения. Уже в первый день услугами метро воспользовались около 30 тысяч пассажиров. За первый год работы подземный транспорт перевез более 9 миллионов человек, а в следующем году около 12 миллионов.
Постепенно, локомотивы метро стали переводить на электрическую тягу. Но ушло на это более сорока лет. Полностью лондонский метрополитен был электрифицирован только в 1905 году.
Сейчас в Лондоне 12 линий метро, большинство из которых связывают центр города с окраинами. Ежедневно этим транспортом пользуется около 3 миллионов человек, то есть один миллиард пассажиров в год. Несмотря на такое внушительное количество, это в три раза меньше, чем в московском метрополитене – крупнейшем в мире.
Где появилось первое в мире метро
Где появилось первое в мире метро
Многие люди, ежедневно пользуясь метро, не задумываются о том, как оно появилось. Такой вид транспорта настолько привычен для жителей мегаполисов, что трудно представить современную городскую жизнь без метро.
Строительство первого в мире метро
Впервые о строительстве метро заговорили в Лондоне в середине XIX века. Это было вызвано необходимостью модернизировать транспортное сообщение внутри города.
Решение было найдено в построении необычной железной дороги, проходящей под землей. За дело взялась компания Metropolitan Railway.
Открытие первого в мире метро в Лондоне
Однако этому событию предшествовало грандиозное строительство, навсегда изменившее облик английской столицы. Возведение метрополитена включало в себя масштабную реконструкцию тех участков города, где должна была пролегать новая подземная железная дорога. Были снесены многие здания, мешающие построению тоннелей.
Поездка на первом в мире метро в Лондоне
Нужно заметить, что в те времена тоннель представлял собой прокопанный ров с рельсами и кирпичной крышей, засыпанной сверху землей.
Поездки первых пассажиров на этом диковинном транспорте вряд ли можно было назвать комфортными: система вентиляции оставляла желать лучшего, а вагоны ездили на угле. До полной электрификации метро оставалось еще сорок с лишним лет. Но, вопреки всем недостаткам, жители Лондона по достоинству оценили удобство подземного транспорта.
Общая протяженность подземной железной дороги составляла 3600 метров. Этот транспорт моментально приобрел большую популярность. По сегодняшний день метро является излюбленным транспортом множества людей.
На данный момент метрополитен Лондона считается четвертым по величине в мире: общая протяженность железнодорожных линий составляет 402 км. Лондонская подземка состоит из 270 станций, формирующих 11 направлений. Метро Лондона перевозит огромное количество людей – около 3 млн пассажиров в день.
Схема этого метрополитена узнаваема не только жителями самого Лондона, но и многими туристами из других стран. Эмблема лондонского метро является атрибутом столицы.
Метро Лондона (the Tube)
И пусть метрополитен Лондона и уступает в размерах аналогичному транспорту, расположенному в Сеуле, Пекине и Шанхае, но это не умаляет его гордого звания первой в мире железной дороги, пролегающей под землей.
Где построили первый метрополитен: лондонская история
Общественный вид транспорта прочно вошел в жизнь крупнейших мегаполисов нашей планеты. Однако мало кто задумывается, где и кем было построено первое метро в мире – появилось необычное средство передвижения в далеком XIX веке.
В 1855 году в Лондоне численность населения превысила 2 млн человек, и проблемы передвижения по столице взволновали не только жителей города, но и властей.
Из-за быстрого разрастания мегаполиса и его густонаселенности добраться из одного конца города в другой стало проблематично.
Возникающие пробки на дорогах приводили к столкновениям наземного транспорта и людей, а успеть добраться до нужного места к назначенному сроку, было невозможно. Тогда же было принято решение о строительстве подземной дороги.
Строительство
Компания MetropolitanRailwaj занялась сооружением первой ветки метрополитена. Для того чтобы первое метро в мире появилось в Лондоне, властям пришлось принять непростое решение о сносе большого количества жилых домов и прочих построек, мешавших работам.
Первая ветка метрополитена прокладывалась на глубине 10 метров. В вырытый тоннель укладывались рельсы, а сверху возводилось прочное перекрытие из кирпича. Оставшийся ров засыпали. Протяженность тоннеля составила 3600 метров и включала 7 станций.
Первое в мире метро построили в 1863 году. На его открытии присутствовал принц Уэльский Эдуард II. Первым пассажиром необычного транспорта также стал будущий король Великобритании.
Перевозка пассажиров
Первый подземный транспорт выглядел не очень привлекательно. Поезда ездили на угольном топливе, вентиляции в подземелье практически не было.
Одежда, волосы и лица пассажиров быстро становились грязными. Но, несмотря на отсутствие свежего воздуха, жители Лондона оценили новшество: хоть и не комфортное, зато быстрое.
В первый день работы метрополитеном воспользовались почти 30 тысяч жителей столицы.
Первый год работы подземные вагоны перевезли около 1 миллиона человек, во второй – более 10 миллионов. Удобное и недорогое транспортное средство полностью завладело жителями столицы, несмотря на некоторые минусы.
Со временем локомотивы перевели на электрическую тягу, подземку углубили и соорудили эскалаторы. А к концу 1905 года лондонское метро было полностью электризовано.
Сейчас Лондонский метрополитен состоит из 12 линий и перевозит более 3 миллионов пассажиров в сутки. Его схема напоминает трубу и узнаваема многими иностранными туристами. Эмблема лондонского метро – атрибут столицы.
Московское метро
Несмотря на то, что первое в мире метро построено в Англии, в российской столице с конца XIX века велись серьезные разговоры о запуске подобного транспорта. Москва перенаселялась, проблемы с передвижением по городу возникали все чаще. Первая мировая война на долгое время отложила создание метрополитена.
В конце 1931 года первый тоннель Московского метрополитена все же был заложен. Но неподготовленность рабочих постоянно срывала строительство, и власти привлекли к работе профессиональных шахтеров из Донбасса. В 1935 году первая ветка российского метро все же открылась.
В метро было 8 поездов, передвигавшихся со скоростью не более 5 км/ч. Первыми пассажирами, оценившими нововведение, стали делегаты седьмого съезда Советов.
Сейчас подземка действует во многих крупных городах. Хотя первое метро в мире появилось в Англии, на сегодняшний день крупнейшим в мире является московский метрополитен, насчитывающий 179 станций и, по предварительным подсчетам, перевозящий около 9 миллионов человек в сутки.
Самое старое метро в мире
Главная > Интересные факты
Метрополитен появлялся, начиная с Лондона, то в одном, то в другом городе планеты. Московское метро не было первым, тем ни менее интересно узнать историю его возникновения и название его первых станций. Строительство метрополитена в Москве началось в 1932-ом году. К этому времени метро уже существовало в Токио, Буэнос-Айресе, в странах Европы и Америки.
В общей сложности в городах мира действовало двадцать метро. Первым рабочим днём столичного метро стало пятнадцатое мая 1935-го года. В этот день его услугами воспользовались триста семьдесят тысяч человек. Протяжённость первой линии метро немного превысила одиннадцать километров. На ней было тринадцать станций.
Линия начиналась от «Сокольников» и оканчивалась станцией «Парк культуры». Составы состояли из четырёх вагонов и прибывали на станции с интервалом в пять минут. К концу 1935-го года интервалы сократились до четырёх минут, а составы состояли уже из шести вагонов. Известно, что проект строительства метро в Москве существовал ещё в 1890-ом году.
Планировалось, что линии проложат в тоннелях по эстакадам, а на Красной Площади будет построен метровокзал. Постройке помешали духовенство и извозчики. Сегодня на станции «Спортивная» в южном вестибюле есть музей метро. Там можно увидеть макеты первых станций метро и первых поездов.
«Сокольники» – одна из первых станций столичного метро, которая начала работать в 1935-ом году. Она была одной из трёх конечных станций вместе со «Смоленской» и «Парком культуры». Первый поезд с пассажирами в истории столичного метро отправился именно с этой станции.
Старейшая станция «Сокол» – одна из станций Замоскворецкой линии, которая была открыта осенью 1938-го года. Старой станцией является «Александровский сад». До декабря 1946-го года она носила название «Улица Коминтерна». Строительство станции продолжалось всего шесть месяцев.
В 1950-ом году открыли станцию «Октябрьская». Это одна из станций Кольцевой линии. Станция «Парк культуры» открылась в 1935-ом году. Её проектным названием было «Крымская Площадь». Известно, что изначально над этой станцией был другой вестибюль, который не сохранился. Сама станция практически не изменилась за годы существования.
Самая старая станция метро в мире
«Бэйкер стрит» – одна из станций, входившая в число остановок линии Metropolitan Railway Лондонского метро. Именно там проходят праздничные мероприятия, проводимые в честь открытия первого в мире метро. «Бэйкер стрит» практически не претерпела никаких изменений с момента открытия и считается настоящей достопримечательностью Лондона.
На станции постоянно действует фотовыставка, посвящённая первым дням работы метрополитена. Эту станцию называют не только самой старой, но ещё и самой запутанной. На ней можно сделать пересадку на четыре других линии. Сама станция больше напоминает железнодорожный вокзал девятнадцатого века, расположенный под землёй.
Известно, что до середины прошлого века через «Бэйкер Стрит» ещё двигались скорые пульмановские поезда.
Первое метро в мире
Первая линия метро в мире была открыта в Лондоне. Это произошло в 1863-ем году. Длина подземной линии составляла всего три километра шестьсот метров. Изначально во главе вагонов ходили паровозы, а пассажирами были исключительно знатные господа. Очень быстро этот вид транспорта стал в городе популярным. Электротяга в метро появилась лишь в 1890-ом году.
Вагоны были абсолютно неудобными, в них даже не было окон, отсутствовала вентиляция. Сегодня метро Лондона – это двенадцать линий, состоящие из двухсот семидесяти пяти станций. Его протяжённость – четыреста километров. Это самая крупная европейская подземка.
Метро стало называться «метрополитен» по названию лондонской компании «Городские железные дороги», что на английском языке звучало, как «Metropolitan Railway». Местные жители метро называют «труба».
Появившееся в Лондоне первое метро смогло решить уже существовавшую в то время в городе транспортную проблему.
В Лондоне не было ни регулировщиков, ни светофоров, тяжёлые экипажи сталкивались друг с другом на улицах с односторонним движением, и это притом, что в городе в то время проживало не менее двух миллионов человек.
Метро в Лондоне создал французский инженер по фамилии Марк Брюнель. В 1843-ем году по его проекту построили под Темзой тоннель для гужевого транспорта, где позже проложили железнодорожные пути. В вагонах первого класса пассажиры располагались на диванчиках и в удобных креслах.
Чтобы обогреть ноги, им предлагали пледы. У вагонов третьего класса крыша отсутствовала. Из-за этого лица пассажиров за время пути покрывались копотью. Первое время простые люди и благородная публика пользовалась разными лестницами, станциями и залами ожидания.
Уравняли всех в правах лишь в 1945-ом году.
Метро Лондона окутано легендами и мифами. На сорока станциях, которые сегодня заброшены, как считается, можно встретить призраков. Между тем, в Лондоне не только самое старое метро, но и самые дорогие рестораны.
Подробная статья об этом есть на сайте uznayvse.ru.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Где появился первый метрополитен?
В стране, где я сейчас живу, нет метрополитена, на переполненных маршрутных такси «катаемся», но вопрос о возникновении метро заинтересовал меня и вот, что я узнал.
Первая в мире подземная железная дорога была открыта в 1863 году в столице Великобритании. Дорога была построена силами подрядчика, который носил название «Столичная железнодорожная компания».
По их требованиям работы были ограничены, но метро все же пробило себе путь под Лондоном. Дело было доведено до конца.
В 1870 году была построена вторая линия метро, а спустя несколько лет еще две. В 1884 году все участки линий метрополитена были соединены в кольцо. Его протяженность составляла около 13,05 мили (21 километра). Количество станций лондонского метро возросло до 27.
Первые линии метро были проложены неглубоко. Лишь спустя двадцать с лишним лет со дня открытия подземки была проложена первая «линия глубокого залегания». На станции соорудили эскалаторы. В это же время началась электрификация линий. Однако паровая тяга еще долго не сдавала позиций.
Большие города начали перенимать лондонский опыт. «Сабвэи» (от английского subway) начали строиться в Нью-Йорке, Чикаго, Будапеште, Вене, Париже. Удобное и недорогое средство передвижения решительно ступило в человеческую жизнь.
В России метрополитен появился позже. История упоминает, что Государственная дума рассмотрела и утвердила проект строительства подземной железной дороги в 1912 году, однако первая мировая война помешала воплотить замысел в жизнь.
Предполагалось соорудить три линии: от Смоленского рынка до Каланчевской площади; от Виндавского (Рижского) вокзала до Серпуховской площади и от Тверской заставы до Покровской заставы.
Первая шахта советского (российского) метро была заложена уже в Советском Союзе в 1931 году.
А 15 мая 1935 года ровно в 7 часов утра по московскому времени в путь отправился первый состав советского метро, составленный всего из четырех вагонов. К этому времени в мире действовало двадцать метрополитенов.
Кроме старого света и штатов метро уже было в Латинской Америке (кто бы мог подумать) и в Азии, в Токио.
В 1941 году было приказано уничтожить московское метро. Приказ позже был изменен, и метро разминировали. Эта дата, пожалуй, была вторым днем рождения российского метрополитена.
Сегодня метро действует во многих городах. Изменился его облик, степень комфортабельности, но «дедушкой» метрополитена навсегда останется английский «сабвэй».
5 самых старых метрополитенов мира
20 июля 1900 года во Франции была открыта одна из старейших линий метрополитена в Европе. Мы решили составить список самых старых метрополитенов мира, которые представляют особенный интерес для туристов.
Лондонский метрополитен, Великобритания
Самый старый метрополитен в мире располагается в Лондоне. Первая линия тут была запущена в 1863 году и длина линии составляла около четырех километров.
Эта смешная по современным меркам линия стала настоящим прорывом и революцией в общественном транспорте, которая сегодня позволяет городам не задыхаться от многомиллионных пассажиропотоков.
Первые составы метро тянул паровоз, и основными посетителями лондонской подземки на первых парах были исключительно богатые дамы и господа, которые использовали метро скорее как развлечение, а не как средство передвижения. Сегодня метрополитен в Лондоне насчитывает почти три сотни станций, по которым передвигаются миллионы горожан.
Интересна система, по которой организовывается оплата проезда в метро. Все линии разделены на зоны, каждая из которых оплачивается отдельно и можно покупать проездные билеты на ту или иную зону, или же на все зоны сразу.
Ездить на лондонском метро довольно сложно и если немного отвлечься на книгу, то запросто можно проехать свою развязку, которых тут очень и очень много. И, к слову говоря, лондонцы не называют свое метро словом «метро», которое было изобретено американской корпорацией.
Они используют емкое слово «tube», что значит «труба».
Афинский метрополитен, Греция
В Греции первая станция всего на шесть младше лондонской. Поначалу подземка не носила название метрополитена, а считалось обычной железной дорогой городского значения. 27 февраля 1969 года для первых пассажиров была открыта линия Афинского метрополитена.
Вагоны, как и в Лондоне, тянул паровоз, что создавало немало проблем из-за сильного задымления. Составы на электрической тяге начали появляться только в 1904 году.
Как ни странно, несмотря на свой почетный возраст, афинское метро совсем небольшое и вторая линия была открыта всего лишь в 2004 году накануне олимпийских игр.
Стамбульский метрополитен, Турция
В Стамбуле есть небольшая линия метро, протяженностью всего около полукилометра. Она была открыта в 1875 году и существует до сих пор. Эту линию называют «тюлень», за малый размер и форму. Эта крохотная линия существует до сих пор и у нее даже появился младший брат – тюлень 2.
Кроме тюленей в Стамбуле есть полноценный метрополитен с многотысячным пассажиропотоком, но он был построен уже в двадцать первом веке.
Поездка в Турцию и путешествие в Стамбул никак не обойдется без посещения метро – тут это самый простой способ добраться до нужного места, так как наземный транспорт развит слабо.
Нью-Йоркский метрополитен, США
Перенимают технологию метрополитена и Соединенные Штаты, открывшие в 1880 году в городе Нью-Йорк первую линию метро в стране. Город в то время активно развивался, а вместе с городом активно росло и количество жителей.
Нужно сказать, что метро большого яблока еще более запутанное, чем Лондонское, так как строили его поначалу три конкурирующие компании, которые лишь в сороковые годы объединились в одну корпорацию. Есть у местного метро и другие минусы: страдающие от воды и крыс станции и проводка, непостоянный интервал движения поездов.
Но главный плюс метро Нью-Йорка, это то, что работает оно круглосуточно. Любой тур в США должен предусматривать посещение метрополитена в Нью-Йорке.
Метрополитен Чикаго, США
Линия была открыта в 1982 году, на сегодня является одной из самых длинных в мире. Метро Чикаго насчитывает 8 линий и 144 станции. Жители Чикаго называют своем метро «L» и очень гордятся тем, что у них в городе находится одна из древнейших линий метро. Метро Чикаго довольно ветхое и многие станции требуют срочного ремонта, что еще больше усугубляется огромным пассажиропотоком.
5 самых глубоких станций метро в мире
Как строили первое в мире Метро
Лондонское метро – первый в мире метрополитен. Год рождения – 1863. Официальное название – London Undeground. Общенародное название – Tube (труба).Количество станций – 275.
Протяженность линий составляет 408 км, что почти в два раза превосходит протяженность линий московского метрополитена. Однако, годовой пассажиропоток почти в три раза меньше московского.
На днях исполняется 151 год со дня открытия первого в мире метрополитена.
К середине 19 века население Лондона достигло двух миллионов, и в городе складывалась тяжёлая транспортная ситуация.
Ввиду быстрого развития железнодорожного транспорта, вызванного промышленной революцией, многие люди стали ездить из пригородов в центр Лондона на работу, но так как все железнодорожные вокзалы находились за пределами Сити (на тот момент в Сити находилась всего лишь одна железнодорожная станция — «Финчерч стрит»), а продлить железнодорожные пути ближе к центру было запрещено из-за опасений, что это может повредить исторические здания, на и без того загруженных центральных улицах стали возникать заторы.
Первая линия Лондонской подземки была мелкого залегания и строилась открытым способом (фото 1861 г.):
Первые предложения по строительству подземной железной дороги, которая связывала бы Сити с главными железнодорожными вокзалами появились в 30-х годах XIX века, но вопрос о строительстве метрополитена стал всерьез рассматриваться в качестве решения проблемы пробок на дорогах только в первой половине 1850-х.
Следует отметить, что ещё 1818 г. французский инженер Марк Брюнель изобрёл проходческий щит, с его помощью в 1825—1843 гг. был построен туннель под Темзой – первый в мире тоннель, проложенный под водоёмом. Тем самым Брюнель продемонстрировал возможность строительства тоннелей и проложил путь развитию современного метро.
В 1855 году парламентским актом было утверждено строительство подземной железной дороги, которая называлась Метрополитен рейлуэй, согласно проекту она должна была связывать Паддингтонский вокзал со ст. «Фаррингдон» и проходить через вокзал Кингс-Кросс.
При строительстве выемки первой линии всё же пришлось сносить некоторые здания:
Нехватка бюджетных средств задержала начало строительство на несколько лет.
Из-за недофинансирования проект мог быть и вовсе свёрнут, тем, что этого не произошло Лондонский метрополитен в значительной степени обязан солиситору Лондонской городской корпорации Чарльзу Пирсону (Charles Pearson), который лоббировал в муниципальном парламенте выделение средств на реализацию проекта. Он поддерживал идею строительства подземной железной дороги в Лондоне на протяжении нескольких лет.
Пирсон выступал за снос антисанитарных трущоб и за строительство на их месте нового жилья для жителей окраин с обеспечением железнодорожной перевозки к местам их работы в центре города.
Несмотря на то, что он непосредственно никогда не вовлекался в управление Метрополитен рейлуэй, его по праву считают одним из отцов-основателей Лондонского метрополитена.
В конце концов Пирсону удалось убедить Лондонскую городскую корпорацию помочь с финансированием проекта.
Работы, наконец, начались в феврале 1860 под руководством главного инженера Джона Фоулера. Сам Пирсон умер в 1862 году, так и не дождавшись открытия Лондонского метро.
На этом снимке 1861 г. показано строительство метро в районе Вестминстера. Корзиной на кране извлекали грязь и строительный мусор из выемки:
Строительные работы в районе Вестминстера:
Несмотря на передовую по тем временам механизацию преобладал всё же ручной труд:
Нередко породу и строительный мусор из выемки поднимали обычной лебедкой:
Землекопы в выемке:
Строительство павильона на одной из первых станций:
1862 г., почти готовая станция:
New Gloucestershire Road Station, Brompton:
Первая линия Лондонского метрополитена — Метрополитен рэйлуэй открылась 10 января 1863 года. Тогда Лондонский метрополитен насчитывал всего семь станций (Бишоупс Роуд (ныне Паддингтон), Эджвер-роуд, Бейкер-стрит, Портленд-роуд (ныне Грейт-Портленд-стрит), Гауэр-стрит (ныне Юстон-сквер), Кингс-Кросс (ныне Кингс-Кросс Сент-Панкрасс) и Фаррингдон-стрит (ныне Фаррингдон)).
Длина всей линии оставляла 6 км. Поначалу поезда в метро ходили на паровозной тяге, ввиду недостаточной вентиляции подземка была задымлена так, что зачастую на станциях становилось трудно дышать из-за паровозного дыма.
Несмотря на это Лондонский метрополитен стал популярен, так как был самым быстрым видом транспорта в Лондоне, на момент открытия средний пассажиропоток за день составлял 26 000 чел, за первый год работы Лондонский метрополитен перевёз 9,5 млн человек, а за 1864 год 12 млн.
Второе в мире метро появится спустя 4 года после Лондонского, в Нью-Йорке, однако там оно на несколько десятилетий останется надземным.
На сайте dailymail.co.uk помещён интересный фоторепортаж о строительстве первой подземной линии на Манхэттене в 1901-1904 гг., а также некоторых последующих линии из Муниципального архива Нью-Йорка.
Первая линия включала 26 станций.
К 1930 г. большинство и имеющихся на сегодня 468 станций Нью-Йоркского метро уже были построены.
Under pressure: Workers man cranes at an interior structure in January, 1931
Heart of the city: Park Row and City Hall Park, from street level, November 1902
Dangerous work: The station at 8th Avenue and 52nd Street, May 1927
Hauntingly familiar: 14th Street & 4th Avenue Pillars and tracks with stairs leading to the platform, October 1903
The city underground: Broadway & 42nd Street, below ground seen from street, February 1903
What lurks below: 173rd to 177th Street under Broadway, April 1928
Drilling on: A Circular tunnel with chains running across, February 1906
Laying the foundation: 175th to 183rd Street under Grand Concourse, Bronx, c 1928-1931
Bedrock: A subway tunnel under construction at 4th Avenue & 15th Street, looking north from the street into the sunlit lower level, September 1901
Opening day: The subway on Delancey Street west, January 22, 1907
Downtown: Looking east from Norfolk Street subway station, December 13, 1906
At the start: New avenue open subway station east from Norfolk Street, December 13, 1906
Back in time: The ground level of a Manhattan station, January 1931
Метро в Лондоне сегодня:
Первое в мире метро
Автор: Alla CuvichicoСегодня трудно себе представить современную жизнь крупных мегаполисов без метро. Метро стало привычным и обыденным видом транспорта для жителей и гостей мегаполисов.
Во многих крупных городах мира этим видом транспорта ежедневно пользуются миллионы людей, и мало кто задумывается, о первом в мире метро и о том, как оно появилось.
10 января 1863 года в Лондоне состоялось торжественное открытие первого в мире метро. Первым пассажиром был принц Уэльский, который открывал этот новый вид транспорта. Но этому торжественному событию конечно же предшествовало грандиозное строительство.
Впервые о строительстве метро заговорили в Лондоне в середине XIX века. Вызвано это было объективными причинами. В 1855 году население Лондона составляло уже два миллиона человек, и остро встал вопрос о модернизации транспортного сообщения внутри города. Достаточно скоро было найдено решение.
Компанией Metropolitan Railway было предложено построить необычную железную дорогу, проходящую под землей. Это строительство подразумевало и грандиозную масштабную реконструкцию некоторых участков города, там где должна была пролегать новая подземная железная дорога.
При возведении метрополитена были снесены многие постройки и даже здания, мешающие прокладке тоннелей. Первая линия метрополитена называлась Metropolitan Railway, её протяженность составляла 6000 метров. Эта транспортная ветка состояла всего из семи станций и соединяла вокзал Паддингтон и Фаррингтон стрит.
Глубина подземного тоннеля не превышала 10 метров.
Вряд ли можно назвать комфортными поездки первых пассажиров на первом в мире метро. Система вентиляции была примитивна, в вагонах отсутствовали окна и к тому же вагонная тяга работала на угле.
Но, вопреки всем недостаткам, жителям Лондона понравился подземный транспорт. Только в первый день работы, метро приняло более 30 тыс. пассажиров.
В настоящее время метро в Лондоне не является первым, но тем не менее является одним из самых крупных в мире. В рейтинге по величине стоит на четвертом месте — общая протяженность железнодорожных линий составляет 402 км, состоит из 11 направлений с 270 станциями и ежедневно перевозит около 3 млн пассажиров.
Эмблема лондонского метро стала неизменным атрибутом английской столицы, а схема метрополитена узнаваема не только жителями Лондона, но и гостями и туристами английской столицы.
Не смотря на то что сегодня метрополитен Лондона уступает в размерах метрополитенам Сеула, Пекина и Шанхая, но за ним навсегда закрепилось звание — первое в мире метро.
Поделитесь с друзьями
МЕТРОПОЛИТЕН
МЕТРОПОЛИТЕН, или метро, скоростной местный пассажирский железнодорожный транспорт, линии которого полностью или частично проложены в туннелях. Метрополитен обычно является основной системой общественного городского транспорта.
Это транспорт местного значения, его поезда ходят чаще, расстояния между станциями меньше, чем на пригородных железных дорогах, и у него нет центрального вокзала. Благодаря отсутствию пересечений на одном уровне поезда метрополитена могут ходить с повышенной скоростью.
В центральной части города линии метро прокладываются под землей, а в других районах – также в открытых выемках, на поверхности или на эстакадах.
После Второй мировой войны в связи с быстрой урбанизацией началось усиленное строительство и расширение метрополитена в крупных городах всех стран мира.
В настоящее время крупные сети линий метрополитена общей протяженностью свыше 160 км имеются в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио и Москве.
Насчитываются также пять сетей метро протяженностью более 80 км: в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне, Берлине и Гамбурге.
Технические средства
Пути метрополитена аналогичны путям обычных железных дорог для вагонов на колесах с ребордами.
На некоторых метрополитенах вместо стальных рельсов устроены продольные выемки в дорожном полотне, по которым вагоны катятся на пневматических шинах.
В большинстве случаев каждая линия состоит из двух параллельных путей, но на участках с очень интенсивным движением нередко бывает три и четыре пути, что позволяет создать экспрессные линии.
Ток обычно подводится по третьему рельсу, с которого снимается скользящим контактом. На некоторых метрополитенах, например мадридском и римском, ток снимается с воздушного провода. Электричество не только приводит в действие тяговые двигатели поезда, но и обеспечивает освещение, отопление и вентиляцию вагонов.
Современная система сигнализации, централизации и блокировки, в принципе такая же, как и на железных дорогах, позволяет поездам двигаться с интервалами менее 1,5 мин. Современные вагоны большой вместимости рассчитаны на высокие скорости движения.
Они изготовлены из легких и прочных материалов, быстрее ускоряются и лучше тормозятся. Благодаря применению железобетонных шпал и сварных рельсовых ниток длиной 0,4 км поезд движется более плавно и с меньшим шумом. Для автоматического управления маршрутами применяются компьютеры.
На некоторых линиях предусматривается кондиционирование воздуха в поездах и на станциях.
История возникновения метро
Первая в мире подземная железная дорога была построена в Лондоне, где на улицах было слишком тесно из-за гужевого транспорта. Эта линия протяженностью 6 км была открыта в 1863.
Она частично финансировалась железнодорожными компаниями, которым недоставало доступа к центральным районам города. В первый же год эксплуатации она перевезла более 9 млн. пассажиров. Первая электрифицированная подземка была открыта в Лондоне в 1890.
Лондонская сеть подземных линий постепенно расширялась, и к 1900 было электрифицировано более 177 км.
К началу 20 в. в Европе был построен ряд коротких подземных линий и в других городах. В 1880-х годах была введена в эксплуатацию смешанная сеть в Глазго, состоявшая из линий с паровозной и канатной тягой.
В 1896 открылась первая на европейском континенте будапештская подземка протяженностью вначале всего лишь 3,7 км. В 1902 вошел в строй берлинский «У-бан».
В 1900 начала действовать первая 14-км очередь парижского метрополитена, который стали коротко называть «метро».
Первый в США метрополитен практического пользования, Тремонтстритская подземка, открылся в Бостоне в 1897. Его туннель протяженностью 2 км позволил освободить от трамваев самые людные улицы города.
В последней трети 19 в. в Нью-Йорке было построено много надземных городских железных дорог. В 1867 открылась надземка «эл» (от «элевейтед») в Манхаттане. К концу 1870-х годов до верхнего Манхаттана была дотянута Истсайдская надземка, к 1895 доведенная до Бруклина.
В ту пору на скоростных линиях общественного железнодорожного транспорта уже широко использовалось электричество. В следующем десятилетии в Нью-Йорке была создана единая система подземных и надземных линий. Первая подземная линия этого города (Лексингтон-Авеню протяженностью 14,6 км) открылась в 1904.
В Чикаго к 1900 действовали надземные линии протяженностью 55 км, а в Филадельфии первое метро открылось в 1907.
Метрополитены мира
Ниже кратко описываются крупнейшие метрополитены мира по странам в порядке наибольшей протяженности линий.
Метрополитены США в высокой степени автоматизированы, снабжены системами сигнализации, централизации и блокировки, автоматическими поездными диспетчерами и по крайней мере частичной компьютеризацией управления.
Ньюйоркский метрополитен – самый большой в мире. Кроме города, он обслуживает четыре из пяти пригородов Нью-Йорка (Ричмонд в эту систему не входит). По нему проезжает почти 4 млн. пассажиров в средний рабочий день и почти 1,5 млрд. – в год.
Протяженность его подземных линий составляет 216 км, 166 км линий проложены на эстакадах, в открытых выемках и на поверхности.
Кроме механических мастерских и депо, метрополитен насчитывает 1030 км путей, из которых 715 км подземные, и 444 станции, из которых 265 – под землей.
Великобритания
Протяженность линий лондонского метрополитена составляет более 435 км, а годовой объем перевозок превышает 700 млн. пассажиров. Этот метрополитен объединен с Британскими железными дорогами и дает возможность пассажирам пересаживаться на пригородные электропоезда. Благодаря большой глубине залегания лондонское метро во время Второй мировой войны служило бомбоубежищем.
Франция
Парижское метро, которое многие считают самым эффективным в мире, по протяженности линий (253 км) уступает только нью-йоркскому и лондонскому. Оно объединено с Французскими национальными железными дорогами.
Его новая радиальная линия, пересекающая весь город, самая быстрая в мире: средняя скорость на участке от Елисейских полей до станции Ла-Дефанс составляет 100 км/ч.
Густая сеть метро превосходно покрывает основную часть столицы и отличается некоторыми особенностями, например двумя классами вагонов, специальными сиденьями для инвалидов, электронными картами, показывающими наиболее удобный маршрут, и резиновыми шинами колес. В год метро перевозит свыше 1 млрд. пассажиров.
Япония
Токийское метро, открытое в 1927 и насчитывающее 200 км линий, – самое старое и большое в Японии. Будучи еще и самым загруженным в мире, оно перевозит свыше 2 млрд. пассажиров ежегодно.
Японские метрополитены отличаются длинными подземными переходами, в которых размещены многочисленные рестораны и магазины.
В 1990-х годах проводилось интенсивное расширение сетей метрополитена, обусловленное ростом населения в пригородных зонах крупных городов Японии.
Из шести метрополитенов бывшего Советского Союза все, кроме московского, вошли в строй после Второй мировой войны. Московский метрополитен открылся в 1935, протяженность его линий превышает 160 км, и он перевозит 5 млн.
пассажиров в день, т.е. больше, чем какое-либо другое метро, кроме токийского.
Станции метро, расположенные по большей части под землей, строятся по индивидуальным проектам из мрамора, алюминия и нержавеющей стали и нередко украшаются мозаикой и статуями.
Петербургское метро, такой же архитектуры, было открыто в 1955, полная длина его линий равна 64 км. Метрополитены меньшей протяженности были построены в Киеве (Украина, 1960), Тбилиси (Грузия, 1966), Баку (Азербайджан, 1967) и Харькове (Украина, 1974).
Германия
Наиболее протяженные метрополитены в Германии – берлинский и гамбургский. Линии берлинского метрополитена общей протяженностью 113 км лишь наполовину подземные, причем на восточную часть города приходится около 24 км.
Гамбургский «У-бан», открытый в 1912, с протяженностью линий 89 км, объединен с сетью трамваев и автобусов. Мюнхенское 27-км метро открылось в 1971, а небольшие боннское и ганноверское – в 1975.
В Штутгарте действуют подземные трамвайные линии.
Швеция
Стокгольмская «Т-бана» с протяженностью линий 71 км, из которых 23 км подземные, перевозит более 200 млн. пассажиров в год.
Дания
Копенгагенское метро «Эс-тоге» было открыто в 1934. Протяженность линий, частью подземных, а частью надземных, – 60 км, они непосредственно связаны с пригородными поездами железной дороги.
Испания
Мадридское метро, открывшееся в 1919, с первоначальных 2,9 км постепенно выросло до 56 км. Теперь оно перевозит свыше 550 млн. пассажиров в год – более любого другого метро на европейском континенте, кроме московского и парижского. Линии сильно загруженного барселонского метро протяженностью 40 км почти полностью подземные.
Канада
Монреальское метро на резиновых шинах, открывшееся в 1966, – самое современное в мире. Протяженность всех линий этого метро 25,95 км. Монреальское метро перевозит около 125 млн., торонтское – около 175 млн. пассажиров в год.
Мексика
Метро в Мехико открылось в 1969. Его бесшумные вагоны на резиновых шинах каждый год перевозят более 500 млн. пассажиров. Все станции различаются орнаментальными мотивами, что облегчает ориентирование неграмотным пассажирам.
Норвегия
Метро в Осло открылось в 1966. Протяженность его линий равна 39 км, почти все они на поверхности.
Италия
Первая очередь 35-км миланского метро с его самыми современными вагонами и средствами управления открылась в 1964. Две из его линий почти на всем своем протяжении подземные. Римское метро с первоначальной протяженностью линий 10,9 км открылось в 1955.
Венгрия
Протяженность линий будапештского метро, самого старого на европейском континенте, равна 20,8 км. На его первом участке, построенном в 1896, впервые был применен туннель с проходкой открытым способом, т.е. туннель не круглого поперечного сечения, а с вертикальными стенами из каменной кладки и плоским покрытием.
Другие страны
Первое метро Латинской Америки открылось в 1913 в Буэнос-Айресе. Сиднейская подземная железная дорога в Австралии открылась в 1926. В Нидерландах в 1968 появилась короткая линия в Роттердаме, а в середине 1980-х годов – в Амстердаме. Первая очередь метро в Хельсинки открылась в 1982. Кроме них, в Европе имеются метрополитены в Лиссабоне, Вене, Праге и Варшаве.
Лондонский метрополитен – самое старое и первое метро в мире, фото, видео, история. Первая станция и первый поезд метро, какими они были
Лондонское метро, подземка, или «труба» – один из символов британской столицы, построенное в 1863 году для решения возникшей уже в те далекие времена транспортной проблемы на улицах Лонона.
В середине ХΙX века на улицах Лондона царил невообразимый хаос: громоздкие экипажи наталкивались друг на друга, не было светофоров и регулировщиков, отсутствовало одностороннее движение на улицах, иногда лошади отказывались исполнять волю извозчиков, а в довершение ко всему, в городе скапливались кучи навоза, убрать которые было невозможно. В связи с промышленной революцией основная масса рабочих стала добираться на работу с окраин двухмиллионного Лондона до его центра.
Создателем первой подземки стал проживавший в Лондоне французский инженер Марк Брюнель. По его проекту в 1843 году был создан проходческий щит, с помощью которого построили туннель под Темзой, предназначавшийся вначале для пешеходов и гужевого транспорта. Позже здесь проложили железную дорогу, которая и сегодня служит Восточной линией лондонской железной дороги.
Первую линию Лондонского метрополитена открыли 10 января 1863 года. Первыми станциями тогдашнего метрополитена стали «Бишоупс Роуд», «Портленд-роуд», «Гауэр-стрит», «Кингс-Кросс», «Эджвер-роуд», «Бейкер-стрит» и «Фаррингдон-стрит».
Локомотивами первых подземных составов были паровозы с кабиной машиниста без крыши, чтобы свободно проходить низкие своды туннелей. Невзирая на наличие воздуховодных шахт, в тогдашней подземке царили гарь и копоть.
Крыша отсутствовала и у вагонов третьего класса, поэтому лица этих пассажиров до конца путешествия сплошь покрывались копотью.
Кроме скорости передвижения и низкой стоимости билета сравнительно с другими видами транспорта столицы, пассажиры третьего класса не испытывали никаких удобств.
Вагоны первого класса напротив отличались привилегиями и комфортом: пассажиры располагались в удобных креслах и на диванчиках, им предлагались пледы и обогреватели для ног.
Ручная кладь и саквояжи крепились между вагонами. Считая, что под землей не на что смотреть, первые вагоны создавали без окон, но пассажиры этому воспротивились, и в поездах подземки окна появились.
Продолжительное время существовали отдельные станции, залы ожидания, входы и лестницы для благородной публики и для низших слоев общества. Только в 1945 году все стали пользоваться одинаковыми правами в метрополитене.
Лондонское метро окутано мифами и легендами. Считают, что на сорока заброшенных станциях подземки можно встретить призраков: актрису, собравшую мало аплодисментов; монашку, ищущую брата-кассира; белошвейку Мерри, погубленную хозяином.
Нынче лондонский метрополитен насчитывает 270 станций и 11 линий, имеющие протяженность 400 км.
Видео от National Geographic. Метро. Чудеса инженерии. 10/12. Metro. Big, Bigger, Biggest. В видео рассказывается о том, как строились метро в Лондоне, Нью-Йорке и Париже. Фильм действительно интересный и познавательный.
Строительство метро в Москве – первое в СССР, перспективное в России – новости строительства и развития подземных сооружений
Московский метрополитен – это не только важнейшая транспортная система мегаполиса, но и символ советской эпохи. Сегодня Московский метрополитен продолжает развиваться, да так интенсивно, что другие российские мегаполисы, включая Санкт-Петербург, могут только позавидовать.
Краткая справка:
Население Москвы: 12,380 млн человек
Пассажиропоток: более 8 млн пассажиров в сутки
Число линий: 12, не включая Московское центральное кольцо (МЦК) и Московскую монорельсовую транспортную систему
Число станций: 206, не включая 31 станцию МЦК и 6 станций монорельса
Общая протяженность линий: 346 км, не включая 54 км МЦК и 5 км монорельса
Дата открытия: 15 мая 1935 года
Схема метро Москвы
Архитектура Московского метро
Подготовка к строительству первого в СССР метрополитена велась очень тщательно. Анализировался международный опыт, причем изучались не только экономические аспекты и технологии строительства, но и архитектурно-планировочные решения будущих станций.
Вот цитата из мемориальной книги метрополитена, изданной в 1936 году:
Проект Московского метро был создан в начале Сталинской эпохи, что отражается в монументальности и пышности архитектуры. Дизайн станций определялся главным принципом: подземные сооружения должны быть светлыми, просторными, красивыми и вызывать только восхищение и положительные эмоции.
Станция метро «Комсомольская» в Москве, открыта 30 января 1952 года
Система метрополитена изначально рассматривалась как составляющая городской инфраструктуры.
Налицо стремление снять качественное противопоставление «земного» и подземного, создать под землей дружественную человеку среду.
Помимо стремления сделать московское метро самым красивым в мире, перед строителями стояли сложные технические задачи, в том числе – по обеспечению устойчивости и гидроизоляции конструкций.
Впервые мысль о строительстве метрополитена в Москве появилась еще в 1875 году. Инженер Василий Титов разработал проект подземной железной дороги, который свяжет Курский вокзал и район Марьиной рощи.
Открытие первого советского метрополитена. Источник: retromap.ru
История Московского метро
Строительство Московского метрополитена началось в 1932 году, оно продолжается и сегодня. Первой строилась Сокольническая линия, соединившая западную и восточную части города. Первый участок от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на станцию «Смоленская» был открыт 15 мая 1935 года.
В составе второй очереди в 1938 году открылась часть Арбатско-Покровской линии, со станциями «Курская» и «Площадь Революции» и третья линия – Замоскворецкая – от станции «Театральная» до станции «Сокол».
Станция метро «Комсомольская», расположена между станциями «площадь Революции» и «Смоленская» Арбатско-Покровской линии. Источник: trendland.com
Во времена Великой отечественной войны строительство было приостановлено, станции превратились в бомбоубежища и госпитали для раненых. В послевоенное время в 1950-х годах Московский метрополитен насчитывал 3 радиальные линии и 1 кольцевую, связывающие городские окраины с центром и объединяющие подземную железную дорогу в единую систему.
В дальнейшем, уже в 1960-х годах идеология радиального развития линий московского метро, объединенных одной Кольцевой линией, продолжала развиваться.На участке Филевской линии был открыт первый в СССР Смоленский открытый метромост через Москву-реку. Длина основного пролета однопролетной арочной конструкции составляет всего 150 м.
На сегодняшний день в систему Московского метрополитена входят 11 метромостов:
Смоленский (1937 г), Лужнецкий (1959 г.), Юго-Запад (1963 г.), Преображенский (1965 г.), Нагатинский (1969 г.), Медведковский (1978 г.), Черкизово (1990 г.), Владыкино (1991 г.), Волжский (1996 г.), Северное Бутово (2002 г.), Митинский (2009 г.)
Станция метро Маяковская. Источник: trendland.com
Над архитектурным обликом первых станций московской подземки работали выдающиеся советские архитекторы – Дмитрий Чечулин, Иван Фомин, Алексей Душкин. С 1955 года эпоха архитектурных шедевров сменяется утилитарностью подходов. Уникальные проекты станций уступают место типовым решениям, в основе которых функциональность и экономность.
С 1958 года по 1972 были последовательно введены в эксплуатацию Рижский, Калужский, Ждановский и Краснопресненский радиусы. К 1975 году эти радиусы были объединены в диаметральные линии: Калужско-Рижскую и Таганско-Краснопресненскую. В период с 1979 по 1994 годы вводятся в эксплуатацию Калининская и Серпуховско-Тимирязевская линии.
Метро ВДНХ на Калужско-Рижской линии. Источник: trendland.com
При строительстве первых линий Московского метро схема освоения подземного пространства была достаточно проста: пассажир с платформы станции попадал на поверхность через подземный вестибюль.
С развитием метро возникла необходимость сооружать пересадочные узлы, включающие 3 и более станций. Сегодня речь идет о строительстве крупных транспортно-пересадочных комплексов, включающих различные виды городского транспорта, а также парковки, торговые и общественные зоны. Метрополитен становится основой комплексного освоения городского подземного пространства.
Бутовская линия, второй путь. Источник: russos.dreamwidth.org
В конце 2002 года открылась станция «Бульвар Дмитрия Донского» – первая станция Московского метрополитена, расположенная за пределами МКАД.
Действующие линии Московского метрополитена:
План строительства метро в Москве
Сегодня система Московского метрополитена продолжает активно развиваться. Новые станции открываются в периферийных районах далеко за пределами МКАД. В ближайших планах развития метрополитена – дойти до района Солнцево.
Интересные факты:
На конец июля 2017 года Московский метрополитен включал 12 линий и 206 станций. По протяженности сети Московский метрополитен занимает 4-е место, а по интенсивности использования – 5-е место в мире (после Пекина, Токио, Сеула и Шанхая). 15 мая 2017 года Московскому метрополитену исполнилось 82 года.
Согласно данным Комплекса градостроительной политики города Москвы в срок до 2020 года будут введены в эксплуатацию 78 новых станций, а протяженность линий увеличится почти на 160 км.