в какой стране воспитание было государственным
В какой стране воспитание было государственным
В. Кулганов, Е. Николаева, П. Юнацкевич
История педагогики и образования. Учебник для вузов
Стандарт третьего поколения
© ООО Издательство «Питер», 2016
© Серия «Учебник для вузов», 2016
История педагогики – отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на различных ступенях эволюции человеческого общества.
В истории отечественной и зарубежной школы и педагогической мысли можно почерпнуть опыт, на основе которого образуется живая часть практического ума современного родителя, воспитателя, учителя, преподавателя. Знание истории обучения и воспитания необходимо каждому образованному человеку – и педагогу в особенности. По выражению одного из крупных государственных деятелей XVIII века В. Н. Татищева, человек без знания «совершен, мудр и полезен быть не может».
В оригинальных сочинениях, трактатах и речах педагогов прошлого изложены прогрессивные мысли и воззрения в области обучения и воспитания.
В учебник включены тексты из следующих источников с необходимыми комментариями.
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII веков / Сост. С. Д. Бабишина, Б. Н. Митюрова. – М.: Педагогика, 1985.
2. Антология педагогической мысли России XVIII века / Под ред. Г. Н. Волкова, И. А. Соловкова. – М.: Педагогика, 1985.
3. Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие. – М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.
4. Корнетов Г. Б. Всеобщая история педагогики. – М.: ИТПИМИО, 1994.
5. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: В 3 ч. / К. И. Салимова, В. Г. Безрогов, Б. М. Бим-Бади и др. – М.: НИИОП, 1988–1991.
6. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учебное пособие / В. Г. Безрогова, П. Ю. Уварова и др. – М.: Изд-во РАО, 1996.
7. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
8. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия: В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1992.
Основные исследовательские работы по истории педагогики в целом приведены в списке рекомендованной литературы.
История образования и педагогической мысли как область научного знания
Глава 1. Первобытное воспитание
1. Концепции происхождения воспитания.
2. Зарождение воспитания как особого рода деятельности.
3. Воспитание детей в семье.
4. Организованные формы воспитания.
1. Концепции происхождения воспитания
Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. Первая теория – эволюционно-биологическая. Ее авторы – Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас. Суть теории: сближение воспитательной деятельности людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.
Вторая теория – психологическая. Ее автор П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В обеих теориях сходно утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. П. Монро утверждал, что мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде.
Современные исследования учитывают при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и человека. В настоящее время ученые делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности.
К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов:
• орудия труда и быта;
• примитивные детские игрушки;
• наскальные изображения и пр.
Красноречивые свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, доносят народные игры, обряды, развлечения, фольклор.
2. Зарождение воспитания как особого вида деятельности
К периоду 40–35 тысяч лет назад относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию и осознанию мира как анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания, сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.
Как отмечает А. Н. Джуринский, воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде оно возникло в эпоху выделения человека из животного мира, то есть 2–3 миллиона лет назад.
Постепенно воспитание как передача опыта из поколения в поколение, являясь частью повседневной борьбы за выживание, начало приобретать черты особого вида деятельности.
Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда.
Непременное условие существования древнего человека – изготовление и использование орудий. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей возрастала. Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни. Единственными ориентирами дифференциации воспитания оказывались пол и возраст детей. Воспитание основывалось на общинном образе жизни.
С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания начался новый этап. В нем все более усиливалась общественная направленность развития человека.
3. Воспитание детей в семье
Приблизительно в 9–8-м тысячелетиях до н. э. воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитываются на примере родителей. В зависимости от принадлежности к той или иной страте – вождей, жрецов, воинов или остальных членов общины – воспитание ребенка приобретает заметные различия. В семьях элиты увеличивается срок детства и, соответственно, усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения.
Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. Например, у африканских готтентотов матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Нравственные назидания родителей также наделялись чудотворным значением. «Так, у австралийских туземцев был ритуал, когда ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: “Будь добрым, не бери чужого”».[1]
4. Организованные формы воспитания
При передаче опыта люди первобытной эпохи пользовались определенными дидактическими приемами, которые вырабатывались под влиянием условий жизни. Поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и каким образом делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение.
Джуринский А. Н. История педагогики: Учебное пособие. – М.: Форум-ИНФРА-М, 1998.
Становление граждан. воспитания в Древней Греции
СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения было актуальным и значимым во все времена. Но с чего оно начиналось? Какие идеи легли в его основу? Для того чтобы раскрыть этот вопрос, нам следует обратиться к колыбели европейской цивилизации – Древней Греции.
Само слово «патриотизм» возникло в Древней Греции: греч. ;;;;;;;;; — соотечественник, ;;;;;; — отечество. Сейчас это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм как явление возник параллельно с формированием государств, а вместе с ними у народов их населявших возникла привязанность к родной земле, языку, традициям и т. д. То есть патриотизм – это культурно-историческое явление [4: с. 540].
Важной составляющей патриотизма является патриотическое чувство как особое эмоциональное переживание человека, отражающее принадлежность человека к стране и своему гражданству, языку, традициям. Патриотическое чувство древнегреческого народа развивалось параллельно с процессом складывания древнегреческой государственности, с развитием полисной системы. Вместе с тем корни этого явления намного глубже и уходят в более давние времена.
К этим проблемам обращались многие философы Древней Греции. Первые философы вначале обратили свой взор на человека в целом, на проблемы его сущности, смысла жизни и т. д. Они искали идеалы доброго и прекрасного в человеке, давали людям представление о том, каким те должны быть, как относиться друг к другу, к законам, религии, государству [3: с. 110-173].
Сократ, а за ним и Платон, рассматривали человеческую жизнь не только для себя, но для общества и политической жизни. Платон разделил «аретэ» на четыре составляющие: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость. Аристотель же вывел свою формулу: человек – существо общественное, а высшая степень добродетели – деятельность во имя сограждан, ради блага государства. Но Аристотель отмечает, что добродетель эта приобретается не учением и не убеждением, а привычкой к благим деяниям. Ну а привычка, разумеется, закладывается в детстве и закрепляется благоприятным окружением, в котором воспитывается человек [3: с. 174-250].
Платон в своей работе “Менон” определяет, что значит добродетель для мужчины и для женщины. Он пишет: «Легко понять, что добродетель мужчины в том, чтобы справляться с государственными делами… Добродетель женщины… состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаясь послушной мужу». [5: с. 159].
Изучение и анализ литературы показывает, что древнегреческая педагогическая мысль и практика одной из главных целей воспитания человека ставила пред собою воспитание достойного гражданина.
В Афинах, как и в Спарте мужчина, прежде всего, должен быть защитником своей родины, он должен желать ей добра и процветания. Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы воспринять от отцов обязанности по отношению к государству: охранять границы и отражать набеги врагов. Вторая цель брака – это выполнение своего долга перед семьей и родом, ибо дети продолжали род и принимали на себя деятельность отцов, а также сохраняли семейные традиции и соблюдали культ предков [2: с. 138-146].
Любая система воспитания, будь то афинская или спартанская, стремилась воспитать гармонично развитого человека (как физически, так и духовно), это было главной целью образовательных учреждений, которые контролировались государством.
Большое внимание в воспитании патриотизма уделялось чтению древних авторов, это должно было подвести ученика к гражданскому и этическому идеалу, доблестному служении государству. Этика и политика считались неразделимыми [2: с. 191-204].
Аристотель в работе “Никомахова этика“ пишет: «Надо попытаться хотя бы в общих чертах представить себе, что это такое [наивысшее благо] и какой из наук… оно имеет отношение. Надо, видимо, признать, что оно относится к ведению важнейшей [науки], которая главным образом управляет. А такой представляется наука о государстве, [или политика]. Она ведь устанавливает, какие науки нужны в государстве и какие науки и в каком объеме должен изучать каждый. Мы видим, что наиболее почитаемые умения, как-то: умения в военачалии, хозяйствовании – подчинены этой [науке]. А поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать или от каких воздержаться, то эта цель и будет высшим благом для людей» [1: с. 54-55]
Таким образом, вся система воспитания в Древней Греции была нацелена на воспитание идеального, гармонично развитого человека, только такой человек может стать достойным гражданином страны.
Для нас сейчас гражданственность – это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблю¬дение и уважение законов страны [4: с. 156].
Древнегреческие суждения о достойном гражданине очень близки современным трактовкам патриотизма и гражданственности. Но есть одно ключевое отличие: для древних греков это было одно из главных качеств-добродетелей гармонично развитого человека, ибо только такой человек может быть полезен государству, только у такого человека может быть развито настоящие гражданское чувство, основанное на любви и почитании своей родины, страны и культуры. Человек в Древней Греции был гармонично вписан в культурную систему государства, само воспитание, организованное государством, ставило его перед разумным пониманием своей значимости для государства – своей родины. Человек сам доходил до этого осознания, для этого были созданы государством все условия [3: с. 27-95].
Все сказанное выше свидетельствует о важности опыта воспитания гражданина и патриота в Древней Греции, необходимости его осмысления с учетом современной ситуации.
Нам представляется, что в нашем отечественном образовании необходимо создать такие условия, которые обеспечили бы в первую очередь воспитание гармонично развитого человека, а патриотизм и гражданская позиция сформируются у него в процессе непосредственного развития своей личности, с постижением и принятием культурно-исторического опыта предыдущих поколений. Только так, как заметил Аристотель, можно освоить науку о государстве (то есть выработать в себе ту самую гражданственность), которая «пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать или от каких воздержаться, то эта цель и будет высшим благом для людей».
Опубликовано:
Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях: Материалы научно-практической конференции (6 декабря 2011 г.) / Сост. Г. М. Коджаспирова, С. Н. Вачкова. Отв. ред. Г. М. Коджаспирова. – М.: Экон-информ, 2013. – с. 49 – 51.
Как воспитывают детей в разных странах мира
Родители по всему миру одинаково сильно любят своих детей. В тоже время взгляды на воспитание подрастающего поколения очень зависят от традиций и обычаев той страны, в которой проживает семья. И то, что для представителей одной страны может казаться неприемлемым, в другом уголке нашей планеты считается нормой. Давайте посмотрим, чем схожи и чем отличаются системы воспитания в разных странах мира.
Европейские системы воспитания
Несмотря на то, что европейский страны объединились в Евросоюз, они не утратили свою аутентичность, которая складывалась на протяжении многих лет. Основными ценностями, характерными для европейской системы воспитания являются свобода, самостоятельность, индивидуальность. То, как эти качества воспитываются в ребенке, зависит от конкретной страны.
Особенности воспитания детей в скандинавских странах (Норвегия, Швеция)
В скандинавских странах любовь к детям выражается через предоставление полной свободы. Ребенок не ограничивается в выборе занятий, увлечений, игрушек, режим дня соблюдается не четко. Главная задача воспитания, по мнению скандинавов, заключается в развитии творческих способностей ребенка. При этом взрослые очень тщательно во всем следят за безопасностью малыша.
В школах и детских садах детей учат уметь объяснять свою точку зрения и отстаивать ее. Обучение по большей части проходит в игровой форме. Исключено применение любых насильственных действий в качестве педагогических мер, а в Швеции оно запрещено законодательно. Родители также не могут повысить голос на своего ребенка или, тем более, поднять на него руку (за этим строго следят социальные службы). Дети имеют право пожаловаться на родителей, и это приведет к жестоким последствиям, вплоть до лишения родительских прав.
В Швеции дети воспитываются таким образом, что они хорошо знают свои права уже с раннего возраста. Считаясь полноправной юридической единицей, ребенок может подать на своих родителей в суд, если те прибегнут к грубым методам воспитания.
В Норвегии, в связи с ее климатическими условиями, родители уделяют большое внимание здоровью малышей. Дети должны есть только здоровую пищу (включая домашнее молоко, рыбу, мясо), а также много времени проводить на улице. Даже занятия в детских садах в большей степени нацелены на физическое развитие, нежели на умственное. Родители позволяют малышам ковыряться в земле, играть в воде и приветствуют другие виды исследовательской активности, желая укрепить иммунитет ребенка.
Как воспитывают детей во Франции
С малых лет в французских детях воспитывают самостоятельность. В этой стране очень ценится возможность реализоваться как личность, поэтому установление тесного контакта с ребенком не так важно, как его независимость. Во Франции в ребенке начинают воспитывать самостоятельность, начиная с самого раннего возраста. С 3 месяцев детей обычно перекладывают в отдельную кроватку. Детей дошкольного возраста записывают на всевозможные кружки и секции, чтобы родители могли заниматься собой и работой. Бабушки и дедушки не принимают активного участия в воспитании внуков, так как французские старики, как и молодежь, свободны от обязательств и живут в свое удовольствие. Стиль воспитания детей во Франции отличается демократичностью и мягкостью. При этом воспитание основано не на наказании, а на поощрении хорошего поведения.
Подход к воспитанию детей в Германии
В германии детей воспитывают в строгости и порядке. Ребенку запрещается поздно ложиться спать, долго играть в компьютер и смотреть телевизор, жизнь детей подчинена правилам. Самостоятельность так же является целью воспитания, но она выражается не в свободе выбора, а в ответственности за свои поступки. У немецких родителей принято занимать активную жизненную позицию, и они убеждены, что ребенок не должен этому препятствовать. Мамы с грудными детьми посещают кафе, парки, встречаются с подругами. Часто малышам нанимают няню с медицинским образованием. С 3 лет ребенка обычно отдают в детский сад. Там детей в игровой форме обучают не чтению и счету, а правилам поведения в обществе и дисциплине.
Как воспитывают детей в Испании
Семейные узы в Испании очень сильны. В семьях принято хвалить детей, баловать, все разрешать. Родители спокойно относятся к капризам и истерикам ребенка, даже если они случаются в общественных местах. Испанские родители проводят с детьми практически все свободное время, отцы участвуют в воспитании наравне с матерями. Несмотря на видимый попустительский стиль воспитания, который распространен в Испании, родительские обязанности строго закреплены законом. Жестокое обращение с детьми, психологическое давление или запугивание приводит к лишению родительских прав.
Особенности воспитания детей в Англии
Английский подход к воспитанию характеризуется серьезностью и основательностью. Жители Англии часто становятся родителями в уже зрелом возрасте и стремятся воспитать из своих малышей истинных леди и джентльменов. Особенность воспитания детей в Англии заключается, главным образом, в том, что эмоции по отношению к ребенку не проявляются открыто и напоказ. Умение ребенка управлять своими эмоциями, а иногда и загашать их, считается показателем «воспитанности».
Британские дети похожи на маленьких взрослых. С ранних лет им прививают безупречные манеры и учат быть сдержанными.
Азиатские системы воспитания
Воспитание детей в Азии значительно отличается от европейского представления. Религия и культурные традиции оказывают большое влияние на взаимоотношения детей и родителей.
Как воспитывают детей в Японии
До 5 лет детям в Японии позволяют все. Этот возраст считается временем, когда ребенку необходимо свобода. Но когда дело доходит до соблюдения детьми правил этикета, родители считают себя в праве прибегнуть к строгим наказаниям. Телесные наказания в этой стране не практикуются. Если малыш нарушил правила приличия, родители объяснят ему все на словах. В Японии детей учат быть вежливыми и уважать старших. Кроме того для японских родителей важно, чтобы их дети с ранних лет чувствовали себя частью общества и государства.
Особенности воспитания детей в Китае
Воспитание детей в Китае направлено на выращивание гениев. Уже в грудном возрасте детей отдают в ясли, где их режим дня расписан по минутам. Мамы не только записывают малышей на всевозможные секции и кружки, но и сами изучают новейшие методики раннего развития. Китайские дети постоянно должны быть заняты чем-то полезным, что способствует их интеллектуальному развитию. Интересно, что в Китае нет разделения обязанностей по гендерному признаку: например, девочек наравне с мальчиками учат забивать гвозди и закручивать гайки, а мальчики помогают по хозяйству.
Уважение к старшим воспитывается в китайских детях с ранних лет. Культура Китая требует от подрастающего поколения таких качеств, как дисциплинированность, колоссальное трудолюбие, чувство коллективизма.
Как воспитывают детей в Индии
В Индии родители с раннего возраста учат детей помогать по хозяйству. Воспитанием, в основном, занимаются мамы, именно они приучают малышей чтить старших, бережно относиться к природе, быть трудолюбивыми. Индийские родители очень терпеливы, они редко кричат на детей и с пониманием относятся к детским капризам. Большинство индийцев очень доброжелательны и приветливы – эти качества в них вкладывают с детства.
Американская система воспитания
Особенности воспитания детей в США во многом обусловлены демократическими ценностями. В Америке горячо обсуждается вопрос правого урегулирования детско-родительских отношений, а сами дети зачастую обращаются в суд с жалобами на ущемление своих прав. При этом большинство американских семей являются крепкими, а отношения внутри семей дружественные. В Америке принято отмечать в кругу семьи праздники, проводить вместе вечера, путешествовать. Детей повсюду берут с собой или пользуются услугами няни. Многие женщины работают домохозяйками, поэтому у них нет нужды отдавать ребенка в детский сад. Мамы сами занимаются с малышами, но при этом они не стремятся как можно раньше научить ребенка читать и писать (этим занимаются в начальной школе). Если ребенок не слушается, в качестве наказания часто применяется методика тайм-аутов. Она заключается в том, что малыша на несколько минут оставляют в одиночестве, чтобы он мог успокоиться. Чем старше ребенок, тем дольше длительность тайм-аута.
Выводы
Подход к воспитанию детей значительно зависит от того, откуда родом и в какой стране проживает семья. На это влияет множество факторов, такие как традиции и обычаи страны, религия, социально-демографическая ситуация, климат и т.д. Знания о том, какие системы воспитания детей существуют в разных странах мира, позволяют нам лучше разобраться в собственных представлениях о воспитании. Каждый родитель выстраивает свои уникальные отношения с ребенком. Но важно помнить, что воспитание – это не только поощрение и наказание, этот процесс многогранен и происходит на протяжении всей жизни. Кроме того воспитание не всегда происходит целенаправленно, многому дети учатся просто наблюдая за поведением взрослых и сверстников.
Заключение
В современной психологической и педагогической литературе вы можете встретить множество методик воспитания детей. Самой широко распространенной и действенной является методика М. Монтессори. Вы можете быть уверены, что придя в детский центр «Созвездие», ваш ребенок попадет к профессиональному педагогу, который без нотаций и угроз воспитает в нем самостоятельность, уверенность в себе и уважение к окружающим. Ждем вас в нашем детском центре развития!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия