в какой стране самые дешевые бриллианты
Как покупать бриллианты за границей
Независимый эксперт-геммолог. Научные звания: G.G. GIA (Дипломированный Геммолог, Геммологический Институт Америки), A.J.P. GIA (Акредитованный Ювелирный Профессионал Геммологического Института Америки), MBA Kingston University UK (Магистр Делового Администрирования Университета Кингстон Великобритания).
Автор книги-бестселлера «Драгоценные камни».
Другие публикации эксперта:
Несмотря на санкции, волатильность рубля и общее падение спроса на ювелирную продукцию, бриллианты продолжают интересовать продавцов и покупателей. Приобрести этот драгоценный камень в России вроде бы и несложно, однако выбор будет небольшой. Ни для кого не секрет, что большая часть алмазов идет на зарубежные рынки. Гранят отечественные камни преимущественно в Индии, а продают в Бельгии и Гонконге. Дело не в том, что наша алмазодобывающая промышленность «непатриотична». В бриллиантовом бизнесе на первом месте всегда была, есть и будет экономика. Гранить камни в России — значительно дороже, чем в Индии. С этим ничего не поделать. Спрос на бриллианты в нашей стране не такой высокий, как в Европе, США и Юго-Восточной Азии. Это тоже никак не исправить. Потому купить украшение с бриллиантами или отдельные камни где-либо за границей в большинстве случаев оказывается значительно выгодней, чем в России, даже с учетом стоимости поездки, ввозных таможенных пошлин и НДС.
Если же говорить об оптовых закупках камней, то выгода будет значительно больше. Именно об оптовых покупках бриллиантов и пойдет разговор в этой статье. Несмотря на то, что камни в России и за рубежом абсолютно одинаковые, подходы к их продаже отличаются как небо и земля.
Начнем с самого начала. Кто определяет цену бриллианта? На первый взгляд, вопрос странный: продавец, конечно! Хочу, выставлю камень за десять миллионов рублей, а хочу — за один рубль! Кто мне помешает? В некоторой степени это правда. Никто не запретит торговцу назначить ту цену на камень, которую он сочтет разумной. Вопрос в другом. Тот, кто сталкивался с покупкой и продажей автомобилей или недвижимости, знает, что у всякой категории товаров есть средняя рыночная цена. Кто сообщит продавцу бриллианта «нормальную», «среднюю по рынку» цену продаваемого им камня? Что если один рубль, который он хочет за данный конкретный камень, — это слишком дорого, а вот бриллиант, который продается за десять миллионов, — явно недооценен?
Следующий шаг — это переговоры с продавцами бриллиантов. Не удивляйтесь, если, выбрав на выставке некий понравившийся камень и спросив его цену, вы услышите в ответ что-то вроде:
— Вообще я хочу за него 17, но готов подвинуться даже до минус 19.
Каждый раз, как вы будете спрашивать цену на бриллиант, ответом будут одно- или двузначные цифры со знаком минус. В редких случаях с плюсом.
Отрицательные цифры — это процент скидки от цены по каталогу Рапапорта. Если же бриллиант обладает какими-то совершенно непревзойденными характеристиками, то за него, наоборот, могут попросить премиальную надбавку к цене, но случается это очень и очень редко.
Pt — цена за 1 пойнт (0.01 карата) по Rapaport Diamond Report
TpW — общий вес бриллианта в пойнтах (вес в каратах умножить на 100)
Disc — процент скидки (в %)
Пожалуй, самый интересный и одновременно непростой вопрос: от чего конкретно зависит процент скидки? Два камня одинакового веса и с одинаковыми характеристиками цвета и чистоты могут быть оценены как в «-1%», так и в «-55%». В чем разница?
На размер скидки к цене бриллианта влияют сразу несколько факторов.
1. Лаборатория, выпустившая сертификат на бриллиант. Теоретически, все геммологические лаборатории обязаны производить объективную и непредвзятую оценку драгоценных камней. Однако это в теории. В реальной жизни получается так, что некоторые геммологические организации пользуются несравнимо большим авторитетом, чем все остальные.
a. Безусловный лидер на американском и азиатском рынках — лаборатория Геммологического института Америки (GIA). Если бриллиант сертифицирован именно в GIA, то никаких вопросов к такому камню нигде в мире не возникает. Сертификат GIA обычно считается эталонным и никак не влияет на размер скидки. В Европе большее распространение получили бельгийские сертификаты лаборатории HRD. В Европе GIA и HRD почти не уступают друг другу по уровню репутации, однако в США и Юго-Восточной Азии камень с сертификатом HRD могут продавать дешевле на 1–5%. Это вопрос личного предпочтения.
b. Геммологический сертификат бриллианта, выпущенный любыми другими лабораториями, кроме GIA и HRD, может уменьшать стоимость камня на 8–30%.
Рис. 1. Образец сертификата GIA
Рис. 2. Обложка сертификата HRD
Рис. 3. Пример сертификата HRD
Все дело в том, что все лаборатории имеют вполне законное право «промахиваться» в оценке характеристик камня на +/– 1 ступень цвета и/или чистоты. Соответственно, не всем игрокам бриллиантового рынка это нравится. И если лаборатория позволяет себе, по просьбе клиента, слегка завышать характеристики камней, это рано или поздно становится достоянием общественности. Знаменитый скандал с European Gemological Laboratories (EGL) это подтверждает. В сентябре 2014 года Рапапорт уличил лабораторию EGL в регулярном намеренном искажении характеристик камней и исключил сертификаты этой организации из одобренных для торговли бриллиантами в международной сети RAPNET. Таким образом, с сентября 2014 года все бриллианты, сертифицированные EGL, считаются несертифицированными [1].
Рис. 4. Сертификат EGL, выпущенный до сентября 2014 года
Рис. 5. Сертификат лаборатории «второго порядка»
Рис. 6. Сертификат лаборатории «Международный геммологический институт»
Рис. 7. Сертификат Международной геммологической лаборатории.
В примечаниях к бриллианту присутствует запись, что «чистота улучшена», но не указан способ улучшения, что говорит о том, что камень, скорее всего, заполнен гелем. Также в сертификате указана ожидаемая розничная цена камня, что недопустимо. В геммологической лаборатории устанавливаются только характеристики камня. Оценкой бриллианта занимаются оценщики.
Рис. 8. Экспертное заключение геммологического центра при Московском государственном университете
Характерная особенность GIA и HRD в том, что облагороженные бриллианты они сертифицируют с одной оговоркой. Камень, в который внесены улучшения, не может утерять свое «благородство» в результате внешнего воздействия или с течением времени. То есть бриллианты, цвет которых улучшен HPHT, а включения высверлены лазером и ничем не заполнены, еще могут получить сертификат этих двух самых престижных в мире лабораторий.
Если же в бриллианте лазером высверлены отверстия, которые впоследствии заполнены оптическим гелем, у такого камня нет никаких шансов получить заветный номер на рундист. В таком случае бриллиант сертифицируют всевозможные «национальные», «интерконтинентальные» или «международные» геммологические лаборатории. Понятно, что «авторитет» таких «исследователей» значительно уменьшает цену камня, но продать в современно мире камень без документов практически невозможно.
Кстати, не стоит даже допускать такой мысли, что бриллиант весом от 1 карата можно приобрести вообще без сертификата. В таком случае разумнее пожертвовать эти деньги на благотворительность, потому что вероятность, что вас обманут или втянут в неприятности, близка к 100%.
2. Качество огранки бриллианта. Наиболее качественные показатели огранки — это так называемые «три икса», или «трипл икс». Не вдаваясь в подробности системы 4С GIA, «трипл икс» означает «eXcellent» для трех характеристик качества огранки: пропорций, полировки и симметрии. Если хотя бы один из параметров оценен как VG (англ. Very Good) — это скидка к общей цене камня 3–5%. Все три характеристики VG — 10%. Наконец, бриллиант, ограненный просто «хорошо» G (англ. Good), ценится дешевле на 25–50%. Характеристики качества огранки «удовлетворительная» (англ. Fair) и «плохая» (англ. Poor) встречаются очень редко. Скидка на удовлетворительно и плохо ограненные камни может быть столь значительной, что при неплохих характеристиках чистоты и цвета такой бриллиант проще переогранить в меньшем весе, чем продавать почти задаром.
3. Флуоресценция. Этот параметр стал важной характеристикой, значительно влияющей на цену бриллианта последние несколько лет. Сильно флуоресцирующие камни «мутнеют» в присутствии источников ультрафиолетового света. Такой бриллиант, будучи вынесен на солнечный свет, будет выглядеть менее игристым и блестящим, чем в помещении с искусственным источником освещения. Чем сильнее флуоресценция, тем больше скидка к цене. Степень флуоресценции обозначают так:
a. None — «отсутствует», скидка 0% к цене камня
b. Slight или Faint — «слабая», скидка 5–10% к цене камня
c. Medium — «средняя», скидка 10–25% к цене камня
d. Strong — «сильная», скидка до 50–55% к цене камня
4. Тип алмаза, отличающийся от Ia. Вообще говоря, продавцы довольно сильно огорчаются, когда вы обращаете внимание, что в примечании геммологического сертификата особо отмечено, что тип бриллианта «IIa», «IIb» или «Ib». С одной стороны, эти «типы» всего лишь отвечают за наличие и характер распределения атомов азота и бора в кристаллической решетке алмаза. Среди натуральных, природных алмазов приблизительно 95% приходится на тип Ia и лишь 5% на все остальные. Проблема в том, что все синтетические алмазы, выращиваемые по современным технологиям HPHT и СVD, почему-то получаются исключительно Ib, IIa и IIb типов и никогда Ia.
Понятно, что если природный бриллиант сертифицирован лабораторией GIA и геммологи не выявили никаких признаков синтетики, то никаких проблем вроде бы нет. С другой стороны, стоит положить такой бриллиант в прибор — карманный анализатор, который определяет синтетические камни, как ваш тестер запищит и заморгает красной лампочкой «Внимание! Подозрение на синтетику!». То есть, в случае чего, вам придется долго и нудно объяснять вашему клиенту, что в руках у него бриллиант настоящий, природный, а тестер указывает не то чтобы на «синтетику», но на необходимость дополнительного исследования камня в лаборатории. Поскольку такое исследование уже проведено, а сертификат у вас на руках, то беспокоиться совершенно нечего, но если вдруг клиент хочет проверить… Словом, если вдруг жизнь ваша скучна и неинтересна, то продажа Ib, IIa или IIb камня может оказаться неплохой идеей. Вы найдете куда потратить время, чем заняться, и развлечете себя энергичным спором с клиентом, впрочем, за ваш же счет.
Таким образом, бриллиант, сертифицированный GIA, ограненный «трипл икс», без флуоресценции, Ia типа при прочих одинаковых характеристиках цвета, чистоты и веса будет стоить до 50–60% дороже, чем с сертификатом лаборатории EGL, качеством огранки 3G, с сильной флуоресценцией и типом распределения примесей в кристаллической решетке Ib, IIa или IIb. В бриллиантовом бизнесе чудес не бывает. Если вдруг громадный бриллиант продается со скидкой 75% от цены по Рапапорту — это не просто так!
Все эти «бриллиантовые хитрости», к огромному сожалению, никак не соотносятся с интересами российского розничного покупателя. На ювелирных бирках, которые на сегодняшний день по-прежнему единственный законный документ любого ювелирного украшения на территории России, вы никогда не найдете упоминания качества огранки по приведенным выше трем параметрам, степени флуоресценции и тем более описания типа бриллианта. Все эти характеристики указываются только в официальном геммологическом сертификате.
Несколько слов о покупке «обсыпки» или мелких бриллиантов, весом до 0,1–0,15 карата, так называемых «melee». В России мы можем спокойно прийти в специализированный магазин и попросить отсчитать десяток камней диаметром 1,2 мм, как раз под закрепку в конкретное изделие. За границей вас ждет неприятный сюрприз! Цена в этот раз будет указана за карат, но вот с диаметрами камней — целый квест!
Если чистота, цвет и даже синяя (англ. Blue) флуоресценция понятны, то что означает таинственное +0-2.5?
Мелкие бриллианты продаются оптом — лотами, без сортировки по диаметру. В лоте присутствуют камни разного диаметра, их размер определяется характеристиками сортировочных сит.
Рис. 9. Устройство для сортировки бриллиантов с помощью сит
Рис. 10. Бриллиантовое сито №1
Более того, в кучке камней, уверенно проходящих через сита от 0 (1,10–1,15 мм) и до 2.5 (1,25–1,30 мм) может вообще не быть ни одного камня размером именно 1,2 мм, если предыдущий покупатель потребовал продавца отфильтровать именно этот диаметр. Чтобы приобрести камни именно 1,2 мм, придется попросить продавца за дополнительные деньги отсортировать необходимый вам материал. Бриллианты, заранее отсортированные не по размеру сита, а по диаметру, всегда стоят заметно дороже. В таблице 1 приведено соответствие размеров сит, веса одного камня в каратах и диаметра.
Таблица 1. Соответствие количества бриллиантов в карате, размеров сит, весов и диаметров
Количество бриллиантов в одном карате
Размер сита
Вес одного бриллианта в каратах
Диаметр одного бриллианта в миллиметрах
Новое в блогах
Шопинг-туризм: бриллианты для вас.
Драгоценные камни, персидские ковры и шикарные шубы могут позволить себе не только люди, обладающие большим состоянием, но и любители дальних путешествий. Если вы купите старинную китайскую вазу на рынке в Шанхае, а не в нью-йоркском бутике, вам определенно будет что рассказать своим гостям. Шопинг-туризм выгоден и с точки зрения экономии, ведь за те же деньги вы получаете не только новую вещь, но и массу интересных впечатлений. Маршруты шопинг-туризма зависят от того, что именно вас интересует. Речь, конечно, идет об изысканном шопинге – охоту за поддельными «луи виттонами» оставим другим.
Самые высококачественные и дешевые бриллианты можно купить в южноафриканских странах. Там за кольцо с небольшим камнем могут запросить всего 300 долларов! Причем прямо на месте для приглянувшегося брилиланта подберут оправу из белого или желтого золота, а мастер подгонит ее точно по размеру. Месторождения африканских бриллиантов находятся в Намибии и ЮАР – именно в эти страны и стоит ехать охотникам за экзотикой и драгоценными камнями. А вот сапфиры и изумруды лучше всего покупать в странах Юго-Восточной Азии – Шри-Ланке и Таиланде. Если вы хорошо разбираетесь в драгоценностях и уверены, что можете отличить фальшивку от настоящего камня, попробуйте приобрести их в уличной лавке или на рынке.
Столица полудрагоценных камней – индийский штат Раджахстан. Там же недорого можно купить серебряные украшения и жемчуг. Но если вы не слишком полагаетесь на свои знания, лучше отправиться в специализированный центр, где вместе с покупкой вам выдадут сертификат.
Изделия из меха, в том числе шубы, стоит покупать в Греции. Самый большой выбор меховых изделий – в Кастории, регионе на севере Греции, где расположено наибольшее количество фабрик. Туда организуют даже так называемые шуб-туры: согласно условиям контракта, туристы не платят за путевки, но обязуются потратить определенную сумму на меха. Неплохие меховые изделия можно купить и на севере Италии. Распродажи проводятся в январе-феврале и в августе-сентябре. Лучше всего покупать шубу на фабрике или в крупных магазинах.
За золотом многие предпочитают ездить в Арабские Эмираты. Там есть специализированные «золотые рынки» – прилавки с изделиями из золота порой тянутся на несколько километров. Но больше всего там темного мягкого «арабского» золота, которое нравится далеко не всем, а массивные сверкающие ожерелья и браслеты, напоминающие вериги, вряд ли будут приветствоваться в приличном обществе.
Широкий ассортимент изделий из желтого и белого золота можно найти в крупных торговых центрах. Самые соблазнительные цены ждут тех, кто приезжает на зимний торговый фестиваль. В этот период местные жители заманивают туристов не только огромными скидками, но и лотереями, в которых разыгрываются автомобиль или квартира. Еще одна «золотая» страна – Турция. Золото там действительно неплохое и недорогое. Только в Стамбуле насчитывается более двух тысяч ювелирных мастерских. Свыше половины производимых в Турции золотых изделий покупают иностранцы. Но с торговцами в Турции надо быть начеку: нередко там продают подделки, где часть изделия выполнена из настоящего золота, а часть – неизвестно из чего. Особенно часто бывает, например, что в «золотой» цепочке только замок настоящий и с настоящим клеймом, а сама она сделана из сплава меди, олова и цинка.
Страна самых лучших, самых точных часов – это, конечно, Швейцария. Здесь предлагается огромный выбор очень дорогих марок; принимаются также спецзаказы. В Швейцарии можно купить редкие старинные часы, которые когда-то были выпущены в ограниченном количестве, а теперь стали предметом охоты коллекционеров. Цены на такие часы растут с каждым годом, а найти их все труднее. Впрочем, неплохой выбор тех же швейцарских часов по умеренным ценам предлагается в Эмиратах; там же можно приобрести и более дешевые марки. Китайские мастера тоже изготавливают часы, многие из которых ничуть не хуже швейцарских.
Антиквариат и винтаж
Если вы интересуетесь европейской стариной, стоит отправиться в Париж или в Лондон. Главными адресами во французской столице станут окрестности Вандомской площади, в Лондоне – район Ислингтон, Оксфорд-стрит, рынок Кэмден. Подобный ассортимент можно найти и на рынке Портобелло. Самые дорогие антикварные магазины расположены неподалеку от Гайд-парка. Довольно много антикварных лавочек можно встретить и в окрестностях метро Bond Street.
Напоследок напомним, что некоторые купленные вами ценности могут оказаться национальным достоянием, и в этом случае их запросто конфискуют прямо в аэропорту. Так что прежде чем отправляться за океан в качестве шопинг-туриста, внимательно изучите таможенные законы страны назначения.
Блестящее падение Почему богачи перестали покупать бриллианты, а драгоценности стремительно дешевеют
Мировой рынок алмазов ушел в пике — лидеры отрасли друг за другом отчитываются о снижении прибыли, в то время как близкий к отрасли рынок золота возвращает утраченные позиции. Причина проста — рынок завален небольшими и дешевыми алмазами. Избыток сырья потянул за собой даже уникальные камни, которые также начали дешеветь. Кризис перепроизводства серьезно ударил по всей индустрии — компании вынуждены пересматривать собственные стратегии, подстраиваться под рынок и закрывать целые рудники. Типичные проблемы для уникальной отрасли — в материале «Ленты.ру».
Поманило на дно
Лидеры алмазной индустрии один за одним отчитываются о снижении прибыли и объемов продаж. Продажи южноафриканской компании De Beers по итогам полугода рухнули на 500 миллионов долларов, а средняя цена за карат упала на 7 процентов. Перепроизводство уже внесло серьезные коррективы в работу мирового гиганта — компания намерена снизить производство, дабы сократить присутствие камней на рынке.
По итогам 2018 года компания продала в общей сложности 35 миллионов каратов, за половину 2019 года — всего лишь 15,6 миллиона, а цель на текущий год — 31 миллион каратов. В компании признают, что проблема в переизбытке алмазов на рынке, высоких остатках непроданных бриллиантов, а также торговой войне, которая создает риски неопределенности в экономике и не дает возможности богачам лишний раз раскошелиться на люксовые подарки.
Еще хуже дела у российской госмонополии «Алроса», продажи которой по итогам второго квартала упали на 22 процента. Невзирая на текущий кризис перепроизводства глава госкомпании Сергей Иванов-младший (сын бывшего главы администрации президента Сергея Иванова) мыслит десятилеткой — по его мнению, в ближайшие 7-10 лет нас ждет дефицит алмазов и, как следствие, дефицит бриллиантов.
Материалы по теме
На грани
«В течение семи лет рынок потеряет около 15 миллионов каратов алмазов, то есть более 10 процентов», — сказал он. Иванов связывает это с истощением действующих месторождений, а также сложностями с разработкой новых. Не прошел Иванов и мимо торговой войны, в которой он также видит риски снижения спроса на бриллианты. Вносить серьезные коррективы в работу компании не придется, так как крупнейший рудник «Алросы» — «Мир» — не работает в связи с трагическим затоплением в 2017 году, а компания во многом опирается на запасы, подбрасывая на рынок уникальные камни.
Падение прибыли зафиксировали и в австралийско-британском концерне Rio Tinto Group. Чистая прибыль компании в первом полугодии упала на 6 процентов — до 4,13 миллиарда долларов. Причина падения аналогичная — низкие цены на сырье и камни. Некоторые партнеры компании даже приостановили закупку сырья, ожидая, что цены на первичное сырье продолжат падение. Компания уже объявила о внесении значительных корректив в свою работу, главное из которых — закрытие крупнейшего в мире алмазного рудника Argyle в западной Австралии.
Ботсванский клуб покупателей
Избыток камней уже ударил по производству сырья, только по итогам первого полугодия 2019 года добыча алмазов упала на 4 процента. Закрытие крупнейшего рудника в мире однозначно увеличит объемы сокращения производства, да и конкуренты Rio Tinto не будут стоять в стороне, пытаясь нарастить эффективность.
De Beers, например, уже идет на уступки своим партнерам, причем настолько, что параллельно умудрилась развалить вековой «алмазный синдикат» крупнейших ювелирных домов, среди которых Signet Jewelers, Graff и Tiffany & Co. Долгосрочные контракты между компаниями предполагали, что De Beers продает им свои камни чуть ниже рыночной стоимости, делая таким образом этот картель выгодным для всех. Закрытые аукционы среди приближенных компаний проводились в Ботсване.
Однако обвал цен на алмазы привел к тому, что De Beers больше не смогла удерживать партнеров привлекательными ценами, наоборот, мировой алмазный гигант предлагал ювелирным домам камни по завышенным ценам. Это логично разозлило старых партнеров, и синдикат, который проводил закрытые торги камнями с 1890 года, просто развалился — рынок победил.
Уникальные среди избранных
Стоимость каждого алмаза зависит от его уникальности. Самые распространенные камни имеют белый и желтоватый оттенки, они же считаются и самыми доступными в плане цены, если в них нет ничего уникального. Самыми редкими и, соответственно, дорогими считаются камни красного, синего, зеленого и фиолетового оттенков. Под «особенностями» могут пониматься различные вкрапления в камень, которые сами по себе уникальны, а также наличие определенных свойств, таких как насыщенность цвета и флуоресцентность и, конечно, каратность. Для бриллиантов к этим характеристикам добавляется сложность огранки.
Флуоресценция бриллианта — это видимое свечение, проявляющееся под влиянием облучения ультрафиолетом. В некоторых случаях она может наблюдаться даже под лучами дневного света.
Один карат приравнивается к 0,2 грамма. Применяется в ювелирном деле для выражения массы драгоценных камней.
Уникальные камни компании зачастую придерживают, чтобы создать искусственный ажиотаж и, как следствие, продать подороже. Многие фирмы даже ведут тайные переговоры и договариваются о том, когда проводить аукционы своих камней, чтобы получить максимальную выгоду. Однако подобные меры хорошо работают с реально уникальными камнями, в то время как основное производство — это небольшие алмазы. Самый мелкий сегмент (до 0,3 карата), согласно данным одной из крупнейших торговых площадок RapNet, только за последние полгода рухнул в цене на 12 процентов, а если сравнивать с аналогичным показателем на июль 2018 года, то падение составило и вовсе 20 процентов.
Причем мелкие камни тянут за собой и крупные. Наглядно это стало видно по итогам майских торгов аукционных домов Sotheby’s и Christie’s в Женеве. Бриллиант весом 12,5 карата удалось продать всего за 68 тысяч долларов за карат, что оказалось почти на треть (27,5 процента) ниже ожидаемой цены. Один из брокеров на условиях анонимности рассказал, что некоторые покупатели не торопятся заключать сделки, ожидая дальнейшего падения цен.
Свободное падение
Переизбыток сырья, который называют причиной падения цен на алмазы и бриллианты, не до конца отражает реальное положение дел — есть еще несколько причин, почему рынок крупных алмазов сейчас находится в свободном падении. Развитие технологий позволяет компаниям находить крупные алмазы гораздо чаще, чем раньше, — они перестают быть редкими, что и делало их нереально дорогими.
Еще одна причина — изменение структуры потребления состоятельных граждан. Во-первых, у бриллиантов сильные конкуренты в люксовом сегменте — от сумочек до спорткаров и яхт. Во-вторых, сами состоятельные люди уже не стремятся подчеркивать собственную успешность подобными показными атрибутами. Наконец, кризис 2008 года многих научил быть менее расточительными, а в условиях экономической неопределенности люди не планируют делать столь дорогих трат — отсюда и падение спроса.
«Единственные американцы, кто демонстрирует дорогие вещи, — это рэперы или звезды телешоу, а состоятельные люди им подражать не хотят. Обеспеченные люди отказываются выставлять свое состояние напоказ», — отмечает Элизабет Остин из Diamond Runway, которая выступает посредником между продавцами бриллиантов и покупателями. Из-за возникшей в обществе неопределенности у поставщиков на руках остается много камней.
Спасательный круг
Поддержать цены и сократить предложение на рынке должны как раз такие меры, как закрытие Argyle, — аналитики уверены, что это поддержит рынок. Помимо массы малозаметных коричневых и желтых алмазов, этот рудник известен редкими розовыми камнями, именно на Argyle добывается 90 процентов розово-пурпурных камней, представленных на рынке.
Например, в 2017 году бриллиант, вырезанный из необработанного алмаза этой категории, – Pink Star — был продан за рекордные 71,2 миллиона долларов, эксперты признали его самым дорогим драгоценным камнем, когда-либо проданным на аукционе в Азии.
Материалы по теме
Кровавые самоцветы
В 2018-м был установлен мировой рекорд по цене за карат для розовых бриллиантов: камень Pink Legacy продали за 50 миллионов долларов (средняя цена за карат составила порядка 2,6 миллиона долларов). Предыдущий ценовой рекорд на розовые бриллианты был поставлен в ноябре 2017 года на аукционе в Гонконге. Тогда гораздо меньший камень в 8,41 карата был продан почти за 18 миллионов долларов.
Rio Tinto не будет закрывать рудник навсегда, наоборот, из него планируют выкачать все, но позже. На текущий момент его запасы оцениваются в 150 крупных камней, которые можно выгодно продать. Как и в «Алроса», в Rio Tinto не видят больших проблем, гендиректор компании Арно Суара настаивает, что за последние 20 лет уникальные розовые камни выросли в цене на 500 процентов и продолжают расти. Тем не менее на Argyle приходится и значительная доля тех самых небольших, невостребованных рынком алмазов, стоимость которых не превышает 25 долларов за карат.
Действия крупных игроков на рынке алмазов напоминают меры по сокращению добычи нефти, на которые вынуждены были пойти члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Напуганные обвалом мировых цен на нефть, они пошли на беспрецедентные меры по сокращению производства, что помогает удерживать цены от обвала уже несколько лет. Причем союз был настолько беспрецедентным, что к нему присоединились даже страны, которые никогда не входили в ОПЕК, например, Россия. Тем не менее члены соглашения уже теряют свою долю рынка во многом благодаря наращиванию мощностей странами, которые не брали на себя никаких обязательств, в первую очередь США. Рынок алмазов может постигнуть примерно та же участь.
Скрытая угроза
Избыток алмазов бьет не только по добытчикам и продавцам, но и по огранщикам. Более 90 процентов рынка огранки приходится на Индию, из-за перепроизводства мелких алмазов маржа местных мастеров огранки резко упала. В итоге многие мануфактуры и заводы просто отказались принимать мелкие камни, сократив рабочее время сотрудников, — обработка подобных камней рухнула на 50 процентов. В общей сложности индийские мастера проигнорировали сырья примерно на 4,3 миллиона долларов.
Материалы по теме
Дорого и фальшиво
Ситуацию усугубили новые правила, которые усложняют провоз алмазов в страну. Теперь таможенники требуют от компаний-импортеров предоставлять информацию о стране происхождения, цвете, размере, массе, форме и типе каждого ввозимого камня. Подготовка необходимых документов, занимающая много времени, в начале года привела к конфликту между фирмами-импортерами и таможенниками, который не разрешен до сих пор.
Президент Бриллиантовой ассоциации Сурата Бабу Гуджарати винит в сложившейся ситуации на бриллиантовом рынке торговую войну между США и Китаем и бум на рынке искусственных камней, которые доступнее натуральных и в низких ценовых сегментах начинают создавать природным серьезную конкуренцию.
Аналитики полагают, что в ближайшем будущем рынок, вероятно, будет ждать передел — выращенные в лаборатории камни займут собственную нишу, скорее всего, вынудив крупные компании снизить цены на свои натуральные камни. Тем не менее ждать резкого скачка от индустрии искусственных алмазов в ближайшее время не стоит — ей не хватает финансирования и производственных мощностей.