в какой стране самая большая протяженность железных дорог
Самые длинные железные дороги в мире: Топ-10
Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание самой длинной в мире железной дороги. Но когда был запущен «Новый шёлковый путь», то он отодвинул Транссиб на второе место, поскольку стал заметно длиннее прежнего рекордсмена. К самым длинным железнодорожным маршрутам относятся уникальные трассы, имеющие протяжённость во много тысяч километров, за время путешествия по которым человек может узнать много нового о нашей планете.
1. Мадрид-Иу, или «Новый шёлковый путь» (13 052 км)
В наши дни для доставки товаров из Поднебесной в Европу не требуется совершать опасных многомесячных путешествий по бездорожью на лошадях и верблюдах. Однако чтобы этого избежать, требуются гигантские капиталовложения. Китайцы исторически мечтали сделать направление на запад выгодным, быстрым и надёжным, и в какой-то момент привлекли к сотрудничеству и российских специалистов.
Протяжённость железнодорожной магистрали с громким именем «Новый шёлковый путь» составила 13 052 километра. Именно столько железнодорожного полотна потребовалось, чтобы соединить столицу Испании с небольшим китайским городком Иу. После завершения строительства эта железная дорога стала рекордсменом в мире по протяжённости. Правительство Китая не поскупилось и потратило около 40 млрд долларов, чтобы улучшить инфраструктуру железной дороги и увеличить тоннаж перевозимых по ней грузов.
В конце 2014 года торжественно тронулся в путь железнодорожный состав из китайского города Иу, находящегося на побережье Тихого океана, а через 21 день он финишировал в далёком Мадриде. Это было началом работы самой протяжённой в мире железнодорожной магистрали. К сожалению, качество пути пока не позволяет пускать по нему комфортабельные пассажирские экспрессы, на движение поездов сильное влияние оказывает погода и прочие природные факторы, но, несмотря на это, начало функционирования этой магистрали позволило мировой экономике встать на одну ступеньку выше.
2. Москва-Владивосток, или Транссибирская железнодорожная магистраль (9 289 км)
Эта дорога проходит исключительно по российской территории, она первой глобально связала Европу и Азию. Начало прокладки Транссиба пришлось на 1891 год. Возвращавшийся из многомесячного морского круиза из Японии наследник престола Николай Романов (будущий последний император Николай II) заложил в окрестностях Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги. Длиннейшая в России железная дорога словно бусинки нанизала на себя 87 городов, 5 федеральных округов и 8 часовых поясов. 81% длины этого пути приходится на азиатскую часть, а остальное на европейскую.
Советские строители БАМа могли бы позавидовать скорости постройки этой железнодорожной магистрали – путь от Котласа и Миасса до Порт-Артура и Владивостока появился всего за 13,5 лет (1891-1904). В основном «чугунка» прошла по неосвоенным землям, участкам вечной мерзлоты. Через крупные реки было переброшено множество мостов. Закончено строительство Транссиба было 1 октября (по старому стилю) 1904 года. Но и после официального завершения строительство продолжалось ещё на протяжении многих лет. Например, только в 1938 году была достроена вторая колея. Эта легендарная железная дорога, имеющая протяжённость в 9289 километров, была запущена в разгар Первой мировой войны – в 1916 году.
Чтобы доехать из столицы до Владивостока путешественнику потребуется провести в поезде 167 часов, который сделает за это время 120 остановок. Путешествие по Транссибу сродни продолжительному туристическому вояжу – пассажиры увидят за время пути много известных населённых пунктов, природные достопримечательности невероятной красоты и нетронутости. Кроме того, наматывая километры, поезд постепенно пересекает 8 часовых поясов.
3. Москва-Пекин (8 984 км)
Россия и Китай – давние партнёры, имеющие общие интересы не только в политике и экономике, но и в культуре. Неудивительно, что столицы этих громадных стран соединила прямая железнодорожная магистраль, которая тянется на 8984 километра. Путешествие из одной столицы в другую продолжается около 145 часов. Значительную часть маршрута поезда преодолевают по уже упомянутому Транссибу, но в Чите следующие в Китай вагоны сворачивают в сторону китайской границы. Далее следует 6-часовая остановка в Забайкальске, где осуществляется пограничный контроль и смена колёсных пар, поскольку ширина колеи в двух странах отличается.
4. Дальневосточная железная дорога (6 826 км)
Протяжённость этого маршрута составляет 6826 километров. Управление железной дорогой расположено в Хабаровске. На протяжении всего пути поезд следует через 416 станций, а также 3 пункта пересечения государственной границы. Сидящие в поезде путешественники не соскучатся, поскольку могут любоваться природой заповедников и видом зон многолетней мерзлоты.
5. Горьковская железная дорога (5 296 км)
В 1936 году была образована Горьковская железная дорога длиною 5296 километров. Эта магистраль всё время модернизируется, например, в 2010 году по ней стал бегать «Сапсан» – высокоскоростной электропоезд, производства немецкой фирмы «Сименс», который начал доставлять пассажиров за более короткое время. Например, с его помощью попасть из Москвы в Нижний Новгород стало возможным за 3,5 часа. Ежегодно по Горьковской железной дороге проезжают свыше 52 миллионов пассажиров. Для России это направление издавна является важным экономическим и политическим фактором, на его пути расположены исторические города, по пути можно посмотреть на большие лесные массивы и живописные ландшафты.
6. Лхаса-Гуанчжоу (4 980 км)
Внутри Китая находится ещё одна длинная железная дорога, на которой расположено 4980 километровых столбов. Ею связан портовый город Гуанчжоу и континентальный Лхаса, находящийся в Тибетском нагорье. Поезд Т264 преодолевает этот грандиозный путь за 54,5 часа. Проводники рассказывают пассажирам о мелькающих за окнами достопримечательностях на трёх языках. В поезде круглосуточно работает ресторан, в котором можно отведать блюда тибетской и китайской кухни.
Китай в последние десятилетия вышел на лидирующие позиции в мире по организации современных сетей железных дорог. Китайцы применяют последние строительные технологии, пускают на рельсы современные скоростные поезда, способные мчаться намного быстрее обычных автомобилей.
7. Инин-Шанхай (4 742 км)
В 2014 году было открыто движение по новому железнодорожному маршруту, соединяющему Шанхай и Инин длиной 4742 километра. По нему двигаются пассажирские поезда, при этом они последовательно пересекают 7 китайских провинций, в которых делают 32 остановки. Время в пути составляет 56 часов, за которые пассажиры пересекают большую часть Китая и имеют возможность полюбоваться на его красоты, которых действительно немало.
8. Урумчи-Гуанчжоу (4 684 км)
Эта железная дорога соединяет северо-западные земли Китая с его юго-восточными регионами, её длина составила 4684 километра, а чтобы их преодолеть, потребуется 49,5 часов. Здесь функционируют три поезда, в которых чаще всего сидят бизнесмены, политики и просто путешественники, которые стремятся попасть в Гуанчжоу.
9. Торонто-Ванкувер (4 466 км)
В Канаде между Ванкувером и Торонто курсируют поезда компании «VIA Rail» по маршруту длиной 4466 километров. В пути они делают 66 остановок. Но пассажирам, сидящим в комфортабельных вагонах, скучать не приходится, поскольку за окнами проносятся заснеженные пики Скалистых гор, нетронутая человеком канадская тайга и разнообразные природные достопримечательности. Частенько пассажирам удаётся не только полюбоваться пейзажами, но и увидеть оленей, лосей или медведей.
10. Чикаго – Лос-Анджелес (4 390 км)
Трансконтинентальная американская магистраль соединяет Лос-Анджелес и Чикаго, которые находятся на противоположных сторонах североамериканского материка. Этот маршрут обслуживает государственная компания «Амтрак». Длина пути составляет 4390 километров, которые поезда преодолевают в среднем за 65 часов. Во время путешествия они пересекают 7 штатов и делают 40 остановок в пути. Для удобства путешественников вагоны поездов имеют специальную конструкцию – окна здесь есть не только в их бортах, но и на крыше.
Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми!
5 стран-рекордсменов в железнодорожной сфере
Судьба железнодорожного транспорта отличается от страны к стране: где-то поезда давно проиграли в популярности автомобилям с самолетами и остаются востребованы разве что у романтиков и туристов, где-то же они по-прежнему представляют собой значимую часть транспортной системы государства и активно развиваются. О том, как проходит техобслуживание современных поездов и других транспортных средств, рассказывает программа Discovery Channel «Мега-пит-стопы», а «Вокруг света» предлагает познакомиться со странами, которым принадлежат самые разные рекорды в сфере железнодорожного транспорта.
США: самая длинная сеть железных дорог
Соединенные Штаты Америки могут похвастать самыми длинными железными дорогами в мире – здесь они протянулись более, чем на 257 тыс. км. Правда, в то же время американскую железнодорожную сеть можно назвать еще и одной из самых заброшенных на планете: на сегодняшний день меньше 1% линий электрифицировано (то есть на них реализована возможность использовать электропоезда и другой электроподвижной состав), на значительной части железнодорожной сети пассажирское движение и вовсе отсутствует, а популярность этого вида сообщения у местного населения довольно низка – одним словом, сегодня американский железнодорожный транспорт переживает не лучшие времена, хотя когда-то он процветал.
Япония: первая в мире ВСМ и самый быстрый экспериментальный маглев
Первая в мире высокоскоростная магистраль открылась в 1964 году в Японии – это была линия Токайдо-синкансэн, соединившая станции Токио и Син-Осака, расстояние между которыми составляет 515,4 км. Первыми же поездами, курсировавшими по этой ветке, стали высокоскоростные электропоезда серии 0 сети Синкансэн, разгонявшиеся до 220 км/ч. Эта линия очень быстро стала популярной, и всего за какие-то семь лет ей удалось окупить вложенные средства. В то же время это событие стало мощным стимулом, подстегнувшим и другие страны мира – в первую очередь европейские – к развитию в сфере ВСМ. Но Япония по-прежнему стремится задавать мировые стандарты в области высокоскоростного железнодорожного транспорта, совершенствуя как линии, так и сами составы: в начале мая публике представили последнюю серию быстроходных поездов Alfa-X, чья максимальная скорость составляет 360 км/ч – между прочим, это рекордный для синкансэнов показатель.
Кроме того, эта страна ведет активные разработки в области применения магнитной левитации в высокоскоростном железнодорожном транспорте. Еще с семидесятых годов прошлого столетия здесь собирают экспериментальные поезда на магнитной подушке, также известные как маглевы – сила электромагнитного поля, которая управляет их движением, позволяет им буквально парить над поверхностью рельса и разгоняться до скоростей, сопоставимых со скоростью самолетов, летящих по ближне- и среднемагистральным направлениям. За все годы Япония выпустила около десятка экспериментальных маглевов, а в 2015 образцу серии L0 во время опытного заезда удалось разогнаться до 603 км/ч, что стало абсолютным рекордом скорости для железнодорожного транспорта. В дальнейшем японское правительство собирается внедрить маглев-технологии и в реальную транспортную инфраструктуру: в 2014 году стартовало строительство маглев-линии Тюо-синкансэн, которая к 2025 должна соединить Токио и Нагою.
Китай: самые длинные ВСМ и быстрейший маглев в коммерческой эксплуатации
Китай занимает второе место в мире по протяженности железнодорожной сети – она превышает 130 тыс. км, причем около двух ее третей электрифицировано. Железнодорожной инфраструктурой охвачены все провинции страны за исключением специального административного района Макао, а поезда здесь, в отличие от США, очень востребованы у местного населения для дальних поездок по стране.
Помимо этого, Китаю принадлежит первое место в мире по протяженности сети скоростных железных дорог – к концу прошлого года она достигла 29 тыс. км, что составляет около двух третей суммарной длины ВСМ, находящихся в коммерческой эксплуатации, в мире. При этом строительный бум в этой сфере продолжается, и к 2025 году длина китайской сети высокоскоростных железнодорожных линий, по планам правительства, должна составить уже 38 тыс. км. Кроме того, в этой стране ходит самый быстрый в мире поезд на магнитной подушке в коммерческой эксплуатации – шанхайский маглев: во время движения он разгоняется до 431 км/ч, преодолевая расстояние в 30 км между станцией шанхайского метро Лунъян Лу и международным аэропортом Пудун всего за 7 минут 20 секунд.
К слову, активное развитие железнодорожной инфраструктуры в стране началось сравнительно недавно. Хотя первую коммерческую железную дорогу в Китае британцы построили в 1876 году, через год правительство Цин постановило демонтировать ее, так как линия была создана без его одобрения. Вообще до поражения в первой Японо-китайской войне 1894-1895 годов власти страны были довольно враждебно настроены по отношению как к железнодорожному строительству, так и к самим иностранцам, и лишь после 1895 года начали выдавать последним железнодорожные концессии. К 1911 году в стране насчитывалось всего около 9 тыс. км железных дорог, большая часть которых принадлежала иностранным компаниям. Последовавшие вскоре гражданские войны и Японо-китайская война также не способствовали процветанию сектора. Только с середины прошлого века с образованием Китайской Народной Республики железные дороги в стране начали активно развиваться, а интенсивное развертывание сети ВСМ и вовсе стартовало в новом тысячелетии.
Россия: самая длинная пассажирская железнодорожная линия и самый длинный высокоскоростной поезд
Российская сеть железных дорог тоже довольно обширна – пути общего пользования в стране простираются на 85,6 тыс. км, и примерно половина из них электрифицирована, а количество регионов страны, охваченных железнодорожными линиями, составляет 80 из 85. Кроме того, в России находится длиннейшая пассажирская железная дорога в мире – это Транссибирская магистраль, протяженность которой превышает 9 тыс. км: стартуя в Москве, поезда, курсирующие по этому пути, проезжают через Европейскую часть страны, Урал, Сибирь и добираются до Дальнего Востока.
Индия: самые загруженные железные дороги и первый поезд, использующий для движения солнечные батареи
В Индии железнодорожный транспорт также весьма развит: общая длина магистралей в стране превышает 67 тыс. км, причем более трети из них электрифицировано, а полная электрификация, по планам правительства, должна завершиться уже в первой половине двадцатых годов. Кроме того, здесь же летом 2017 года был запущен первый поезд в мире, использующий для движения солнечную энергию: шесть вагонов дизель-электрического гибридного состава оснащены 16 солнечными батареями индийского производства, подключенными к аккумулятору, который может питать поезд в течение 72 часов. В первый же год власти страны ввели в эксплуатацию несколько десятков таких составов, и их число планируется увеличить в дальнейшем. Главной причиной запуска проекта стала борьба с вредными выбросами в атмосферу. (К слову, первый поезд, работающий исключительно на солнечной энергии, через пять месяцев после индийского прорыва запустили в Австралии).
Железные дороги в Индии начали строиться в тридцатых годах XIX века, причем первые двадцать лет они использовались в промышленных целях – главным образом для транспортировки строительных материалов. Первый же пассажирский поезд был запущен в апреле 1853 года – он курсировал между Бомбеем и Тхане, а длина маршрута составляла 34 км, – после чего в стране начался настоящий железнодорожный бум: новые линии активно строились по всей стране, к началу нового столетия многие железнодорожные компании ввели освещение в пассажирских вагонах, а в 1925 году прошел запуск первого пассажирского электропоезда. К 1947 году, когда Индия получила независимость, ее железнодорожная сеть охватывала более 40 станций, а через три года вся она была национализирована. Впрочем, новое правительство прекрасно осознавало перспективность этого вида транспорта и продолжило его активное развитие.
Однако в сфере обеспечения безопасности пассажирских перевозок здесь предстоит еще немало работы, ведь Индия занимает первое место в мире по количеству железнодорожных аварий. Связано это в первую очередь с переполненностью поездов, так как Индия – мировой лидер по загруженности железнодорожных направлений: для бедного населения страны это самый доступный вид транспорта, поэтому ежегодно им пользуются свыше 8 млрд пассажиров, при этом иногда те, у кого нет средств на покупку билета, забираются на крыши вагонов, либо размещаются на стыках между ними – однако справедливости ради стоит отметить, что в последние годы ездоков на крышах можно встретить только на отдаленных линиях. Кроме того, на безопасность железнодорожного движения в Индии негативно влияет изношенность некоторых путей.
Сравнение стран по длине Ж/Д путей за 39 лет [ИНФОГРАФИКА]
Ролик показывающий, как изменялась протяженность железнодорожных путей у различных стран мира за период с 1980 по 2018 год.
Дубликаты не найдены
Статистика
541 пост 2.7K подписчика
Правила сообщества
1. Не нарушать правил pikabu
2. Постить контент относящийся к теме сообщества
В штатах что, периодически рельсы разбирают?
Мне тоже непонятно, четверть за год в минус. Статистика?
Эх, жалко, нет данных за более ранние годы, где всё самое интересное было.
Всегда есть куда развиваться, в России точно.
Не за 49 лет, а за 39
Даже вики приводит другие цифры:
В видео нет ссылок на источники, откуда бралась информация.
Ну и за 39 лет, а не 49 лет.
@moderator, Заголовок поправил, источники привел. Просьба вернуть обратно в паблик..
Про это хорошо у Гоблина на канале, рассказывал историк железных дорог. Там и про американцев много. У них было своё видение ЖД, и очень интересное. И чем всё это видение закончилось.
А можешь ссылку кинуть? Чёт не нашёл.
Бля, какие ники нород выбирает, не перестаю удивляться.
Путешествие в космос #1 (О-о-очень длинная картинка)
Привет, друзья! Сегодня я подготовил новую партию интересностей. В этот раз мы поговорим о высоте. В трех частях этой темы, мы преодолеем все слои атмосферы, окажемся в космосе, выйдем на орбиту, а потом и вовсе улетим подальше от Солнца.
Иллюстрация от Where.is.Pluto (да, я сам рисовал😏), но сначала немного текста для любителей текста.
0 км – высота уровня моря.
2 км – до этой отметки проживает 99% всего населения Земли.
3 км – первые проявления «горной болезни» у неподготовленных людей.
5 км – всего лишь 50% от привычного атмосферного давления.
5,1 км – самый высокогорный населенный пункт Ла-Ринконада (Анды, Перу).
5,65 км – гора Эльбрус. На это высоте яркость неба в зените вполовину меньше, чем на высоте уровня моря.
6 км – граница обитания человека. Временные поселения шерпов (Гималаи).
8,2 км – граница смерти без кислородной маски. Любой, даже самый тренированный альпинист, не сможет находиться длительное время на этой высоте без специального оборудования.
8,85 км – гора Эверест. Самая высокая точка Земли. Предел «пешего путешествия в космос». На этой высоте яркость неба в зените составляет лишь четверть от привычной нам.
10-12 км – конец тропосферы.
12 км – верхняя граница полета пассажирских авиалайнеров. 15-20 секунд без кислородной маски и человек теряет сознание.
15 км – лишь 10% от атмосферного давления. Небо над головой темно-фиолетовое.
19 км – линия Армстронга. Начиная с этой высоты, нахождение без герметичного костюма или скафандра невозможно. Из-за низкого давления, вода закипает при температуре тела человека. Яркость неба в зените лишь 5% от той, что мы видим на уровне моря. Самые яркие звезды видны даже днем.
22 км – граница биосферы. Предел подъема ветром спор и бактерий.
26 км – максимальная высота полета реактивных самолетов.
34,4 км – давление у поверхности Марса соответствует этой земной высоте.
35 км – вода закипает при 0°С и дальше не существует в жидком виде. Только в виде газа или льда.
41,4 км – рекорд высоты прыжка с парашютом.
48 км – атмосфера больше не защищает от УФ-излучения Солнца.
Мезосфера и термосфера
55 км – начало мезосферы. Атмосфера больше не защищает от космической радиации.
70 км – верхняя граница появления метеоров.
75 км – высота появления серебристых облаков.
80 км – начало перегрузок при спуске космонавтов.
85 км – конец мезосферы, начало термосферы.
90 км – граница взаимодействия атмосферы с заряженной магнитосферой Земли.
100 км – Линия Кармана – официальная международная граница между атмосферой и космосом. Здесь заканчивается воздушная территория всех государств. Рубеж между аэронавтикой и космонавтикой. Выше этой отметки, летающий корпус и крылья не имеют смысла.
Распространенность употребления табака среди мужчин в возрасте 15 лет и старше (%)
Распространенность употребления табака среди женщин в возрасте 15 лет и старше (%)
Больше интересных карт в телеграм-канале THEWORLDMAPS
Ответ на пост «В каких странах наибольшее количество космонавтов (астронавтов)»
В комментариях к оригинальному посту пользователь @Rybonyam призвал сравнить не количество запусков космонавтов, а наработку дней в космосе, где позиции СССР/России будут сильнее, чем у США. На что ему писали, что это чушь.
Как бывший гражданин СССР, я знал, что мы всегда опережали США по длительности полетов и все рекорды по этим показателям были у нас. Поэтому в поддержку этому комментарию я нашел статью из Российской газеты за 2011 год, откуда выложил один абзац
На этот коммент я словил 9 минусов и два вопроса, что же это за эксперты и стоит ли им доверять?
Как то это меня немного задело? я решил поискать в интернете данные. Я подумал так: есть списки космонавтов и астронавтов и на каждого из них есть данные о том, сколько времени они провели в космосе. Осталось только это просуммировать и получить результат, никаких экспертов не нужно.
На англоязычных ресурсах мне найти эти данные не удалось, в связи со слабым владением языка, а те которые я нашел, были неудобны в обработке.
откуда и вытащил таблицы с космонавтами. Мало того, таблицы оказались удобными, чтобы напрямую скинуть в эксель. а там уже вытащить нужные цифры не представляет труда.
Данные на этой странице созданы на основе статистики Андрея Красильникова, про которого я прочитал, что он является авторитетом в данном вопросе, работает редактором в научно-популярном журнале «Новости космонавтики», то есть его данные заслуживают доверия.
Так вот после подсчета выяснилось, что с 1961 года и по 2021 года, космонавты СССР/России провели в космосе 29527 дней, а астронавты США- 23030 дней.
Хоть цифры и отличаются от первоначального коммента (все таки 10 лет прошло), но разница в 6000 днейосталась и пока мы опережаем США
А может вы не знали.
Некоторые пункты видел в других постах, сорян за повтор.
Самый большой и самый маленький
И немножко циферок из википедии:
Премиальные выплаты олимпийским призерам игр в Токио-2020
Российские атлеты заработают за золотую медаль 4 млн. рублей (
$54,5 тыс.), за серебро 2,5 млн. рублей (
$34 тыс.), за бронзу 1,7 млн. рублей (
$23 тыс.). Кроме того спортсменам положены премиальные от регионов, которые они представляют и автомобили премиум-класса от Фонда поддержки олимпийцев.
Неразумная обезьяна (4)
Продолжаем знакомиться с книгой Дэвида Роберта Граймса «Неразумная обезьяна. Почему мы верим в дезинформацию, теорию заговоров и пропаганду.»
Ссылки на предыдущие части: 1 2 3
Автор начинает с излюбленного рассказа западных аналитиков: условных вероятностей или теоремы Байеса. Для затравки: представьте себе, что вы играете в «Поле чудес» и выпал сектор приз. Якубович вытаскивает не две, а три шкатулки, в одной из них ключи от машины. Вы выбираете одну из шкатулок, и говорите ему, что выбираете её. Тогда Якубович открывает одну из двух оставшихся, и та оказывается пуста. И предлагает вам хорошенько подумать и, может быть, изменить свой выбор. Стоит ли так делать? И действительно: если вы измените свой выбор, то угадаете с вероятностью 2/3. Этот парадокс носит имя Монти Холла.
Всё это кажется праздными рассуждениями, если бы статистическая неграмотность не служила причинами трагедий. Вот, например, так называемая ошибка прокурора. Есть такое заболевание – синдром внезапной детской смертности. Младенец перестаёт дышать и умирает в колыбели. Оно довольно редкое – один случай на 8543 ребёнка. Какова вероятность, что оба ребёнка в семье умрут этой смертью? Один случай на 8543 в квадрате, или 73 миллиона? Так думал выдающийся педиатр Рой Мидоу. В результате безутешная мать, дочь офицера полиции, получила срок за умышленное убийство своих детей. На счастье, нашлись добрые и бескорыстные люди, которые доказали, что эти два случая были связаны генетической предрасположенностью или экологией. Салли Кларк была оправдана после трёх лет за решёткой. Но окончательно она уже никогда не оправится.
Интерпретация статистики – ещё один подводный камень для тех, кто принимает решения. Самая распространённая ошибка – когда из корреляции, то есть совпадения трендов, выводится причинность. Её совершали средневековые врачи, которые считали, что люди заболевали не из-за бактерий, а из-за плохого воздуха. Именно желание избавиться от зловония, мыслимого причиной болезней, побудило строить канализацию в Лондоне. И оно помогло! Холера отступила. Но не ушла, ведь Лондон – большой, и нельзя всё разом поменять. Была новая вспышка, и один из скептиков, которого звали Джон Сноу, нашёл, что болезнь распространялась не вонью (хотя и той хватало), а одной из водозаборных колонок. Колонку закрыли, холера ушла. Местные власти обиделись на такое «самоуправство» и восстановили колонку. Холера вернулась. Вот так проявила себя инерция мышления. Пройдёт ещё семь лет, прежде чем, как Пастер откроет инфекционную теорию.
Автор советует читателю не вестись на заголовки с шокирующей статистикой. Очень часто это лишь желание издания хайпануть. Они могут написать, скажем, о высоком относительном риске получить рак кишечника у мясоедов. Тогда как в абсолютном смысле этот риск составляет всего порядка процента. Обращать внимание нужно и на значимость результата, чтобы не быть введённым в заблуждение шумом или случаем. Альтернативные медики любят, например, проводить исследования на с тысячами, а с десятками пациентов, да ещё порой без плацебо. И получают неплохие цифры. Верить которым нельзя, потому что это по большому счёту мухлёж.
Конечно, недобросовестно проведённые исследования – бич не только альтернативной медицины. Малый объём данных, низкий эффект, существование других трактовок, вольные определения и методы, спонсорство, горячая тема исследования – всё это тревожные звоночки. В этом случае нужно задуматься. Таких случаев относительно мало в физике. Но медицина и биология – далеко не свободны от таких неаккуратных исследований.
Почему сами учёные страдают такой неаккуратностью? Ну, далеко не все из них – асы статистики. Далее: не получишь результат – не опубликуют. Да и новых грантов не жди. Вот и растёт число «мусорных» публикаций. Если по уму – так надо публиковать и неудачи. Отрицательный результат, ведь он тоже результат. Впрочем, метаанализ тоже может помочь нам отличить зёрна от плевел.
Не надо бояться чисел. Надо учиться искать противоречия и задавать дополнительные вопросы. Например, просить пересчитать проценты в абсолютные числа. И мухлёж вылезет наружу. Не сегодня, так завтра. Дерзайте, дорогу осилит идущий!