в какой стране родилось музыкальное направление регги
Когда появился стиль регги
Содержание статьи
Где и когда зародился стиль регги
Музыка регги появилась на острове Ямайка в 1968 году. А произошло это совершенно случайным образом, когда группа местных музыкантов решила по-своему сыграть понравившиеся им популярные песни из жанра ритм-энд-блюз. Так как исполнители-самоучки слушали эти композиции только по радио и нот у них не было, песни получили особый окрас и были достаточно далеки от оригиналов.
Какие-то детали упускались из виду, какие-то забывались и заменялись другими, свойственными ямайской поп-музыке. Каждый чернокожий ямайский музыкант хотел внести в ремейки что-то свое. В итоге получился совершенно новый жанр, в звучании сочетающий в себе местные этнические мотивы, поп-музыку и ритм-энд-блюз.
Менталитет самобытного острова Ямайка характеризуется медлительностью, расслабленностью и беззаботностью, что не могло не отразиться на музыке. От остальных жанров регги отличается неспешностью и своеобразной гармоничностью. Постепенно музыка менялась под влиянием энергичных и жизнерадостных ямайских жителей, в ней появилась быстрота и некоторая экспрессивность.
Во всем мире наибольшую популярность регги обрело в 70-х годах, тогда как в Россию этот жанр дошел только в 80-х. Одними из самых первых, кто начал эксперементировать и исполнять регги стали группы «Джа Дивижн», «Аквариум» и «Ковчег». Сейчас очень много популярных исполнителей в стиле регги, к ним относятся: Burning Spear, Dada dubи, Jaskaz, SunSay, The Abyssinians, The Jamaicans, The Melodians, распавшиеся 5′nizza и другие. На Ямайке в Монтего-Бей каждый год проводится регги-фестиваль Reggae Sumfest, на которым собираются самые лучшие регги-группы.
Регги и растафанство
Всех регги-музыкантов отличает принадлежность к псевдо-религии растафанства, основная идея которой заключается в равенстве и дружбе во всем мире. Это не могло не сказаться на самой музыке и текстах песен. Раньше в композициях этого жанра часто пелось о духовном совершенствовании, гармонии, дружбе, мире, мистике, непосредственно о боге растафанства Джа и т.д.
Основоположниками этого жанра считаются Боб Марли, Лени Кравитц и Ли Пери. Непосредственно основателем регги является Ли Пери, который об этой музыке говорил следующее: «Это музыка революции, музыка войны». Боб Марли вывел этот жанр на новый уровень, если раньше тексты песен регги были исключительно религиозной и мистической тематики, то с его словами они стали глубже. В регги появились песни о жизни современных людей, проблемах в обществе и политике.
В какой стране родилось музыкальное направление регги
Таким образом Ска постепенно перерастает в более жесткое направление Рокстеди. С этого времени можно отметить рождение новой субкультуры Скинхедов.
Через пару лет музыка, сплачивающая скинхэдов вместе стала меняться в худшую сторону, многие склонны винить в этом Trojan. Дело в том, что во-первых пытаясь сделать регги мейнстрим-жанром, они сделали ставку на записи с приглаженным и попсовым звучанием, отличающимся от ранних записей, а во-вторых рост интереса к «африканским» мотивам и зарождающаяся мода на растафарианство с его идеями ассоциировалась у скинхедов с их вечными врагами — хиппи.
В результате к концу 1971 года имидж скинхедов практически вышел из моды, парни и девушки повзрослели, многие завели семьи, а у их младших братьев и сестёр появились свои кумиры.
И тут на сцену взошел Боб Марли и в моде стало уже новое направление – рутс-реггей.
Первой рэгги-записью считается сингл The Maytals «Do The Reggay», а вскоре последовал и целый бум интереса к новомодному звуку, который был агрессивнее rocksteady, навороченнее чем Ска и был более приспособлен к неторопливым телодвижениям на танцполах. Тем временем Ли Перри подобрал лучших музыкантов для своего проекта the Upsetters, Гиббс с этим же составом выпускался как Hippy Boys, а Экклс занялся the Dynamites. Вскоре на новый стиль обратили внимание и ска-продюсеры – Coxsone Dodd продюсировал записи Heptones, John Holt и Larry Marshall. В свою очередь Duke Reid был не столь удачлив, как пару лет назад и выпустил лишь несколько синглов John Holt и Joya Landis.
Неторопливая музыка даба возымела влияние не только в контексте рэггей; драм-энд-бэйс, расцветший в 1990-е годы в Великобритании, многое заимствовал у техники продюсирования и микширования, применявшейся в дабе.
С началом цифровой эры на Ямайке в 1985 году, многие даб-продюсеры начинают экспериментировать с электронным звучанием, а к 90-м, при возрождении рутса, в Великобритании возникает новая волна даб-музыки (Jah Shaka, Jah Warrior, Mixman и т. п.). В это время многие поп-группы, такие как (Dreadzone), заимствуют элементы даба, появляются стили музыки, на которые непосредственно повлиял даб, к примеру, эмбиент-хаус (The Orb), даб-техно (Basic Channel), трип-хоп (Massive Attack). В свою очередь даб-музыканты активно используют в своей музыке элементы современной электронной музыки
Итак, подводя итоги истории возникновения культуры регги можно сделать следующие выводы:
Идеи растафари распространились в 1970-х годах благодаря музыкальному стилю регги, особенно популярному в США, Великобритании и Африке. Основой регги является калипсо и национальная ямайская музыка (основанная на ритме барабанов Ньяминги). Появившийся в 60х годах стиль Ска стал основой, на которой возникло Регги — музыка, построенная на тех же принципах, что и ска, но с более медленным, размеренным темпом, укороченной басовой линией и жёстким ритмом. Одна из вариаций стиля — это даб, инструментальная версия с множеством эффектов. Позже, в 80х, на основе рэгги появились дансхолл — музыка ямайских танцплощадок, и реггейшн — музыка диджеев, более танцевальная и ритмичная. Тексты песен регги, проповедующие христианство, со временем становились всё более и более политизированными, направленными против социальной и экономической несправедливости, превратившись в голос угнетённых и в тоже время не унывающих, когда в раннем дансхолле царили пошлость и вульгарность. Среди пионеров-создателей регги выделяются Банни Вейлер Ливингстон, Питер Тош и Боб Марли.
Благодаря регги движение растафари распространилось по всему миру, во многом утеряв свою религиозную и расовую основу.
Регги
Регги (англ. reggae) – музыкальное направление, которое возникло и сформировалось на Ямайке в конце 60-х годов ХХ века. Этот стиль музыки настолько слился со всей остальной культурой острова, что стал настоящим национальным достоянием. Несмотря на то, что корни регги прочно переплелись с такими жанрами, как калипсо (англ. calypso), менто (англ. mento), джаз (англ. jazz) и ритм-н-блюз (англ. rhythm’n’blues), наиболее близкими к нему направлениями музыки все же являются ска (англ. ska) и рокстеди (англ. rocksteady). Собственно, из их недр и родилось регги, как отдельный стиль музыки. Если рокстеди был по своей ритмике ближе к рок-н-роллу, т.е. достаточно ритмичным и танцевальным, то в появившемся из него регги исполнители стали использовать средний темп композиций и, ставшее особой фишкой, акцентирование слабой доли ритма.
Впервые термин «регги» появился в 1968 году в названии песни «Do the Reggae», пренадлежащей одной из основательниц этого направления – группе Maytals. В этой незамысловатой песенке говорилось о том, что регги – это новый танец, который может двигать тобой, в нем можно любить всем сердцем и надо просто танцевать. Позднее в других песнях Maytals рассказывали о том, что в регги есть душа, регги имеет ритм, запускающий ноги в танец, от регги себя хорошо чувствуешь, регги может делать и бабушка и дедушка, регги заставляет делать сумасшедшие вещи. Но наделив этот термин столькими эпитетатми и метафорами, музыканты коллектива так и не признались никому, откуда они его взяли. С тех пор всевозможные критики не могут прийти к единому мнению относительно его этимологии.
Но заявив миру о регги, Maytals не стали ни его признанными идеологами, ни кумирами с мировой славой. Эта участь выпала на долю других исполнителей. Боб Марли (Bob Marley), Питер Тош (Peter Tosh) и Банни Уайлер (Bunny Wailer) обрели статус «трех китов», на которых держится регги, и как музыкальное направление, и как идеология. Именно они сделали регги известным во всем мире.
Особое внимание стоит уделить текстам регги-песен, которые из достаточно сентиментальных превратились к концу 60-х в остросоциальные. Регги-исполнители, вдохновенные борьбой черного населения за свои права, стали петь о тех проблемах, с которыми сталкивались, прежде всего, на родной Ямайке. Ко всему этому стоит добавить и тему растафарианства – ямайского религиозного движения, без которого регги также невозможно себе представить.
Уже в первой половине 70-х годов, когда регги стало мировым достоянием, религия растафари воспринималась, как неотъемлемая часть новой ямайской музыки. Практически все без исключения исполнители регги этого периода были последователями растафарианства, активно курили марихуану, пели о Джа, Хайле Селассие, Вавилоне и исходе в Эфиопию.
Регги завоевал сердца слушателей во всем мире к середине 70-х. Боб Марли стал для почитателей направления «звездой» вселенского масштаба. Эта музыка вышла за пределы родной Ямайки и ее начали исполнять во всех странах и континентах. Однако, молодые исполнители уже не так, как корифеи стиля заботились о религиозной составляющей. В результате этого старых, религиозных растаманов, стоявших у истоков стиля, стали относить к «roots reggae».
Позднее из регги родилось такое музыкальное течение, как даб (англ. dub), а чуть позже регги повлияло на возникновение хип-хопа (англ. hip hop), трип-хопа (англ. trip hop) и драм-энд-бэйса (англ. drum and bass). На сегодняшний день регги по прежнему остается одним из наиболее популярных направлений музыки во всем мире.
Откуда пошла музыка регги и кто такие растаманы?
Что такое музыка регги? Для кого-то это жители Ямайки со спутанными волосами, играющие на гитарах, для кого-то и вовсе какое-то незнакомое слово. Давайте все же выясним, что же это за регги-музыка такая.
Появилась эта музыка приблизительно в 60-х годах на Ямайке. Она представляла собой смесь народной музыки Ямайки, Латинской Америки и ритм-энд-блюза, который крутили тогда по радио. Также в становлении регги сыграло свою роль появившаяся ранее ска-музыка. Регги — это не только музыка, а целая религия, мировоззрение и образ жизни многих людей. Религия, названная растафарианством в честь императора Эфиопии, до коронации называемого Рас (принц) Тафари Маконнен, вместе с музыкой регги, распространилась по всей Ямайке и близлежащим странам. Вскоре после этого она распространилась по всему миру, благодаря самому известному в мире регги-исполнителю Роберту Неста Марли.
Боб Марли был первой звездой мирового уровня, вышедшей из стран третьего мира и добившейся такой огромной популярности на всех континентах. В середине 70-х годов его музыка просочилась в Европу и его песни занимали первые места в хит-парадах Англии и Германии. Благодаря этому к регги возник интерес со стороны всевозможных продюсеров, стали возникать попсовые регги-коллективы, например UB40 (некоторые из участников коллектива тоже были родом с Ямайки).
Философия растафарианства и регги несет в себе идеи равенства и братства между людьми. Кстати, возвращаясь к музыке Боба Марли, хочется также отметить, что иногда его песни имели политическую направленность, что очень сильно отражалось на жизни людей в некоторых странах. Например, его песня Zimbabwe звучала как гимн страны в тот день, когда Зимбабве добилась независимости. За песни революционного характера не раз случались попытки убийства Боба Марли во время его выступлений. По прошествии некоторого времени он даже был вынужден переехать с Ямайки в Туманный Альбион из-за опасности существования на своей родине.
Известными исполнителями регги на Ямайке в то время были: Burning Spear, Peter Tosh (начинавший свою деятельность вместе с Бобом Марли в группе The Wailers), Aswad, Culture. The Wailers была первой регги-группой с Ямайки, добившейся большой популярности в Европе и Америке. Вся жизнь на Ямайке в то время крутилась вокруг музыки. Можно было заработать двумя способами: стать бандитом или регги-исполнителем. На Ямайку приезжали богатые американские продюсеры записывали местных парней за копейки, потом с записями возвращались в Америку и делали на них неплохие деньги. Обо всем этом подробно рассказывают ямайские кинофильмы того времени, такие как Rockers и The harder they come. Эти фильмы до сих пор считаются культовыми в среде людей так или иначе связанных с раста-культурой. Музыка регги также имеет такое ответвление, как Rocksteady. Это медленная музыка, чем-то напоминающая музыку для медитации и тексты песен, как правило, религиозного характера, напоминающие церковное пение. Первыми на этом поприще были и остаются The Congos. Их альбом The Hart of the Congos 1977 года до сих пор остается эталоном стиля Rocksteady.
Суть регги-музыки, по мнению ямайских исполнителей, заключается в позитивных вибрациях, которые транслирует мелодия. Один из законодателей жанра Lee Scratch Parry, по слухам, царапал, поджигал и закапывал свои пластинки на ночь в саду, чтобы они «пропитались позитивными вибрациями». Менее эксцентричные исполнители просто очень долго и четко прорабатывали мелодии, добиваясь нужного звучания. Электронная версия регги — это Dub (даб). Кстати, российский даб сейчас считается одним из лучших. Известные отечественные даб-исполнители, такие как: Dub TV, Dub Syndicate, широко известны в Европе среди любителей этой музыки.
Музыка регги
«Я верю, что можно излечить расизм, зло и ненависть – музыкой», – сказал однажды Боб Марли. Певец с дредами стал символом культурного явления – музыки регги, которая за кажущейся лёгкостью мотивов и беззаботной позитивностью прячет тексты с подчас глубокими философскими мыслями.
Музыка регги появилась ориентировочно в 60-х годах прошлого века на солнечной Ямайке. Её корни – в ритм-энд-блюзе и африканских песнях менто, которые достались жителям острова в наследство от темнокожих невольников, завезённых из Африки. Название регги связывают с английским словосочетанием ragged rhythm – «рваный ритм». Ямайцы на досуге исполняли местные танцы с этническими движениями под перкуссию и несложные гитарные ритмы. Новый стиль получился благодаря слиянию ритм-н-блюза – жители острова слушали через радиотрансляции американские песни – и собственных карибских напевов.
Особенности музыкального стиля
Регги – это едва ли не самая позитивная музыка после попа. Она отличается неспешным темпом и расслабленным ритмом. Исполнители зачастую пропускают сильные доли, акцентируя аккордами слабые. Ноты позитива вносит витиеватая басовая партия – посыл песни передаётся определённым ритмом. Эксцентричный Lee Scratch Parry, один из законодателей жанра, признавался, что даже поджигал и царапал пластинки с целью добиться необходимого звучания. Мировоззрение музыки – дух гармонии и всеобщего равенства. «Я просто хотел с помощью музыки сделать мир чуточку добрее», – этим признанием король регги Боб Марли выразил всю концепцию стиля.
Известные исполнители
Вряд ли регги суждено было звучать за пределами солнечного острова, если бы не популярность сэра Боба Марли. Он считается едва ли не первым выходцем из страны третьего мира, ставшим звездой мировой величины. Его студийный альбом Catch a Fire стал сенсацией – актуальные тексты на фоне необычной для того времени музыки покорили слушателей в США и Европе. Музыка регги стала культурным феноменом, а Боб Марли – её символом. No Woman No Cry, Could you be loved, Get Up, Stand Up, Jah Live моментально стали хитами. Своим примером он вдохновил множество исполнителей – Lee Perry, Beenie Man, Bounty Killer… Стиль не обошёл даже легендарных The Beatles, и в Советский Союз проникли позитивные ритмы музыки регги благодаря Борису Борисовичу Гребенщикову.
Музыка регги обретает второе дыхание во всякий непростой период для человечества, будь то военная угроза или дрязги на политической арене. Призывы растаманов к миру, добру и всеобщему равенству актуальны во все времена, а незатейливые ритмы в самом деле заставляют поверить в то, что всё будет хорошо – не сегодня так завтра.
Улица Мира
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово