в какой стране проживает самое большое китайское население за пределами китая
Где живут китайцы
Китай — страна, которая удивляет своей необычностью, древней историей и традициями. Тут гармонично сосуществуют огромные небоскребы и старинные домики, оборудованные по последнему слову техники больницы и проверенная веками народная медицина, современная наука и обычаи, от которых впору за голову хвататься. А еще это место, где живут китайцы — самый многочисленный народ планеты.
Что мы о них знаем?
Историческая справка
Китайская цивилизация — одна из древнейших в мире. Она насчитывает, как минимум три с половиной тысячи лет. Доимперский период длился до 221 года до н.э, когда император Цинь положил конец эпохе междоусобных войн и объединил государство.
Дальнейшая история знала взлеты и падения. С 7 по 10 век, во время правления династии Тан случился рассвет искусств, поэзии и философии. Однако затем Тан приходит в упадок и страну захватывают монголы. К 13 веку, собравшиеся с силами китайцы сбрасывают завоевателей. В это время к власти приходит династия Мин, но в 17 веке монголы вновь переходят в наступление и уничтожают Мин.
За следующие 3 века сменилось еще несколько династий, а в 1911 году императорской власти пришел конец. В 1949 году была основана Китайская Народная Республика. В это время в стране проживало чуть больше 500 миллионов человек.
Национальный состав страны
Сегодня численность населения Китая составляет 1,4 миллиарда человек. Для страны характерна урбанизация. За последние 35 лет доля городского населения увеличилась почти в 3 раза и составляет 55%.
На территории Китая проживают 56 национальностей. Среди них тибетцы, манчжуры, уйгуры, монголы, дауры, киргизы, шуй, сибо и т.д.
Где живут китайцы
Собственно китайцы (ханьцы) составляют 91% населения, на долю национальных меньшинств приходится 9%. Население распределено неравномерно. Основная масса ханьцев сосредоточена на Северо-восточной равнине, а также в прибрежных районах рек Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян, хотя их можно встретить повсеместно. Другие национальности, в основном, проживают в окраинных районах страны.
Бывшая португальская колония Макао на 95% населена ханьцами.
Особая территориальная единица КНР — Гонконг. Его население превышает 7 миллионов человек, и на 92% состоит из ханьцев, выходцев из Южного Китая.
Значительное количество китайцев живет за пределами Китайской Народной Республике. В Восточной Азии существует частично признанная Китайская Республика (Тайвань). На острове насчитывается больше 23 миллионов жителей, 98% которых относятся к ханьцам.
Последние тенденции
В последнее время рост численности населения Китая замедлился. А в 2018 году произошло даже ее сокращение. Несмотря на то, что программа «одна семья — один ребенок» в 2016 году была отменена, китайские семьи предпочитают не заводить второго, а иногда и первого ребенка. Кроме того, в стране существует демографический перекос, так как мужчин гораздо больше, чем женщин.
По мнению ученых, тенденция сокращения рождаемости сохранится, а значит, население будет постепенно убывать.
Каково самое большое китайское население за пределами Китая?
Согласно оценкам переписи 2012 года, тремя мегаполисами с наибольшим китайско-американским населением были Объединенный статистический район Большого Нью-Йорка с населением 735,019 629,243 человек, Объединенный статистический район Сан-Хосе-Сан-Франциско-Окленд с населением XNUMX XNUMX человека и Большой Лос-Анджелес. Комбинированная статистическая область
В каком городе за пределами Китая проживает самое большое китайское население?
В какой стране больше всего китайцев?
В каком штате проживает самое большое китайское население?
Согласно переписи 2010 года, американское китайское население составляло около 3.8 миллиона человек. В 2010 году половина людей китайского происхождения, проживающих в Соединенных Штатах, проживали в штатах Калифорния и Нью-Йорк.
Ранг | 1 |
---|---|
Город | Сан-Франциско |
Область | Калифорния |
Китайские американцы | 172,181 |
Процент | 21.4 |
Могут ли китайцы из-за границы вернуться в Китай?
Иностранцы китайского происхождения, имеющие вид на жительство, смогут продлить срок своего пребывания с трех до пяти лет. Ожидается, что изменения, объявленные Министерством общественной безопасности на прошлой неделе, привлекут больше заграничных этнических китайцев к ведению бизнеса или проживанию в Китае, по словам властей.
В каком городе США проживает самое большое китайское население?
Сколько китайцев за пределами Китая?
Инфографика: около 50 миллионов этнических китайцев живут за пределами материкового Китая, где проживает почти 1.4 миллиарда китайцев. Этнические китайцы составляют 3.7% населения мира за пределами Китая. Большинство из этих потребителей читают, пишут и говорят по-китайски.
Какая гонка самая большая в мире?
Китай перенаселен?
Это отчасти связано с тем, что в Китае по-прежнему проживает самое большое население в мире, и его население продолжает расти. Это также частично связано с сохраняющейся тенденцией в Китае и других странах полагать, что перенаселение является основной причиной всех проблем.
Какие 10 самых густонаселенных стран мира?
Десять стран с самым высоким населением в мире. это Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия и Мексика.
Китайцы в России и других странах
Сколько китайцев в России?
Согласно статистике, на сегодняшний день в России официально проживают около двух миллионов китайцев. Это количество можно сравнить с населением целого мегаполиса. Сотрудники службы пограничного контроля утверждают, что за последние два года границу России незаконно пересекли полтора миллиона китайских граждан. Точных данных об этом нет, однако определенно известно: поток китайцев, переезжающих в Россию, с каждым годом все увеличивается.
Большая часть китайских иммигрантов проживает на Дальнем Востоке.
Второе место по количеству мигрантов занимает Москва, где официально числится около 40 тысяч иностранцев из Китая. Китайцы, живущие в столице, являются самыми укорененными из всех: 34% от всего количества московских китайцев живут в столице дольше 3 лет.
Куда в мире мигрируют китайцы
Количество граждан, мигрирующих из КНР за границу, с каждым годом все увеличивается. Большая часть мигрантов перебирается в США на постоянное место жительства. В 2010 году в Америку переехали 70 тысяч китайцев, в 2011 – уже 87 тысяч человек.
Мигранты, которые массово покидают Китай в последние годы, отличаются от тех, что переезжали несколько десятилетий назад. Большинство иммигрантов перевозят с собой крупные суммы денег, что позволяет им не торопиться с поиском работы в новой стране. Некоторые даже и не думают о том, чтобы устраиваться на какую-то должность.
Большую часть китайских мигрантов составляют квалифицированные специалисты и представители интеллигенции. Тенденция к переезду наблюдается среди китайских деятелей культуры и искусства, а также крупных предпринимателей.
Массовая миграция китайцев в Россию: стоит ли ее опасаться
Заселение России мигрантами для многих граждан нашей страны представляет большую проблему. Исходя из статистики, можно сделать вывод, что количество китайцев, мигрирующих в Россию, в 13 раз ниже, чем количество узбеков, и в 12 раз ниже, чем количество украинцев. Не стоит забывать и о количестве выезжающих из страны мигрантов: в 2012 году, например, соотношение равнялось 2 к 1, в 2014 – 5 к 4.
Эксперты уверяют: несмотря на то, что количество китайцев, приезжающих в Россию, стремительно увеличивается, беспокоиться гражданам России не о чем. Трудовые китайские мигранты, к примеру, не желают оставаться в России, в особенности в Москве. Причиной тому служат низкие заработные платы и нововведение, согласно которому, каждый мигрант, претендующий на должность в России, должен успешно сдать экзамены по истории, русскому языку и праву РФ. Мигрант, не имеющий документа об успешной сдаче экзамена, не может находиться на территории государства. К тому же, между Китаем и Россией действует визовый режим. Получение документа для китайцев связано с дополнительными затратами.
Китайцы на Дальнем Востоке активно занимаются сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Многие мигранты работают в сфере предоставления услуг, автоперевозок, розничной и оптовой торговли. Мигранты из Китая составляют значимую часть рабочей силы в сфере строительства. По мнению специалистов, китайские мигранты способствуют улучшению российской экономики.
Российские граждане уверены в существовании реальной угрозы китайских мигрантов, а потому относятся к вновь прибывающим иностранцам с долей недоверия и даже недоброжелательности. Это наносит ущерб отношениям между Россией и Китаем.
Миграция китайцев в другие страны
Миграция у китайцев в порядке вещей. Каждый год поток китайских эмигрантов только увеличивается. Основная причина оттока населения трудоспособного населения Китая:
Зарплата за границей намного выше, чем в Китае. Трудовой рынок переполнен, поэтому и низкая оплата труда. По этой причине основные гиганты-производители электроники перевезли свое производство в Китай. Сейчас Китайские власти делают все, для того, чтобы создавать новые предприятия и рабочие места. По сравнению с прошлыми годами заработная плата китайцев стала намного выше, чем раньше.
Китайцы живут не на всей территорий Китая, а лишь на благоприятных участках, поэтому концентрация населения приводит к дискомфорту. Китайская земля пустынна и засушлива, много рельефов и плоскогорий. Почва плодородна лишь в некоторых небольших участках страны. Поэтому китайцы покупают у стран-соседей основные сельскохозяйственные культуры. Именно на этих участках и проживают люди.
Китайцы считаются самым трудолюбивым народом. Они себя зарекомендовали. За границей они зарабатывают, деньги отправляют родным и близким в Китай.
Уровень жизни в Китае, несмотря на все проводимые реформы является низким. Конечно в городах он на порядок выше, но так как почти половина населения живут в деревнях, то можно смело утверждать что это правда. Многие китайцы мечтают отправится за границу попытать счастья. Рискованность и решительность свойственно молодым мигрантам и молодоженам.
Почти в любом крупном городе мира существует, так называемый «Чайнатаун», где проживают китайцы, и сродни по внешности с ними народностей. Самый первый и известный «Китайский город» появился в Сан-Франциско еще середине 19 века. Основными причинами концентрации китайского народа в одном месте являлись:
Внутри «Китайского города» свой ритм. Это частичка Китая выглядит подобающе. Он всегда является напоминанием о своей родине. Обычно он всегда ярких красно-оранжевых тонов. Нарядный и уютный уголок в любом большом городе мира.
Китайцы не хотят соблюдать правил на новом месте жительства, они обычно чтут и соблюдают чисто свои обычаи и традиции. Местным властям трудно было влиять на них. Существуя в определенном месте, они могут с легкостью, дисциплинироваться самостоятельно и городским властям это выгодно. Внутри своего городка они отмечают свои традиционные праздники.
Мигрантов редко волнуют вопросы личной гигиены. То, что у них в стране считалось нормой, в других странах воспринимается как полная антисанитария. Конечно не забываем тот факт, что за границу в основном едут бедные китайцы. Они всюду плюются, курят, мусорят.
Безопаснее будет когда все этнические группы будут жить вместе. Отдельно взятый мигрант уязвим. В таких кварталах даже есть различные организации и фонды помощи только что приехавшим мигрантам.
Вдали от родины, роль соотечественника имеет важное значение потому что должна быть поддержка, взаимовыручка. Люди начинают более тесно общаться, чувствуя родную душу. Со временем они поселяются в определенном районе города, образуя различные этнические кварталы. Например еврейские районы называли гетто, также у китайцев «Чайнатаун». Образование таких районов помогают лучше адаптироваться к жизни за границей. Внутри них, китайцы чувствуют себя как дома. Фонды и организации, созданные для помощи в адаптации новым мигрантам позволяет им найти работу, получить временное жилье, деньги.
Основная сфера, в которой задействованы китайские мигранты это сфера обслуживания. Китайцы трудоспособный народ, и привык адаптироваться к абсолютно любым условиям труда. В этом направлении на трудовом рынке задействовано около 90 % всех мигрантов.
Наиболее успешные китайцы открывают свои заведения, в основном кафе и гостиницы. Китайская кухня является одним из национальных брендов.
Именно так можно описать китайцев, мигрировавших в Америку и в Европу. Сейчас мир кардинально меняется и это заметно. Китайцы, которые проживают в других азиатских странах (Вьетнам, Лаос, Филиппины и т.д.) чувствуют себя там вполне вольготно и свободно. На востоке китайский народ является преобладающим. Именно в Восточном полушарии китайцы-мигранты ведут свой бизнес. Китайские предприниматели здесь задействованы почти во всех сферах: общественное питание, грузоперевозки, морские и авиаперевозки, ритейлерство, поставка продуктов питания, промышленность.
Типичная черта китайцев: предприимчивость и трудолюбие. Парадокс состоит в том, что трудолюбие они проявляют на Западе, а предприимчивость на Востоке!
Хуацяо. Диаспора номер один в экономике и политике Юго-Восточной Азии
В экономической и политической жизни Юго-Восточной Азии огромным влиянием пользуются «хуацяо». Так называют этнических китайцев, представителей многомиллионных китайских диаспор, которые проживают за пределами Китая. По данным исследователей, в современном мире насчитывается не менее 40 миллионов хуацяо, проживающих в основном в Америке, Европе и Юго-Восточной Азии. В Индокитае и на островах Малайского архипелага китайские торговцы появились еще в начале нашей эры, по мере развития экономических отношений между Китаем и «странами южных морей» их количество только увеличивалось. Экономическое процветание ряда стран Юго-Восточной Азии, прозванных «азиатскими тиграми», во многом было обусловлено и активной деятельностью местных китайских диаспор. В Сингапуре хуацяо фактически находятся у власти, в Малайзии их экономическое влияние очень велико, прочные позиции занимает китайский бизнес в Таиланде, Индонезии, на Филиппинах, в Мьянме, во многих других странах региона.
Хуацяо Юго-Восточной Азии — это классическое «торговое меньшинство» или, пользуясь терминологией американского социолога и философа Томаса Соуэлла, — «меньшинство-посредник». Согласно точке зрения Соуэлла, «меньшинство — посредник» обладает уникальным социальным положением. Как правило, это мигранты, занимающие важную нишу в обществе. Они осуществляют торгово-меновые функции, жизненно необходимые обществу, но, в т же время, воспринимаются обществом как «чужие». В определенных случаях на них выплескивается социальное недовольство, чем успешно спекулируют политики. Классический пример «меньшинства — посредника» в европейской истории — евреи, в свою очередь, как подчеркивает Соуэлл, «китайцев-хуацяо стали называть евреями Юго-Восточной Азии, народность ибо — евреями Нигерии, парсов — евреями Индии, а ливанцев- евреями Западной Африки».
Вплоть до европейской колонизации Юго-Восточной Азии китайские торговцы играли важнейшую роль в межнациональных коммерческих отношениях в регионе. Китайские купцы контролировали экспорт и импорт в регионе, сотрудничали с европейскими коммерсантами, которые позднее составили им серьезную конкуренцию. После колонизации большинства стран Юго-Восточной Азии, китайские предприниматели активно проявляли себя и в других сферах экономики, включая растениеводство и обрабатывающую промышленность. Они же стояли у истоков банковской сферы во многих странах региона.
Между тем, далеко не все хуацяо Юго-Восточной Азии являются предпринимателями или менеджерами коммерческих организаций. Массовая миграция китайцев, в особенности жителей южных провинций Китая, в Юго-Восточную Азию началась еще в середине XIX века и отнюдь не от хорошей жизни. Основные потоки мигрантов шли из провинций Южного Китая, особенно из Гуандуна, Гуанси, Гуйчжоу. Вчерашние крестьяне из китайских деревень нанимались рабочими на рудники и плантации. Однако, учитывая природную тягу китайцев к знаниям, их дисциплинированность и сплоченность, многие впоследствии «выбивались в люди», становясь предпринимателями или представителями интеллигенции. При этом, хуацяо не рвали связи с родиной, а напротив стремились помогать оставшимся в Китае родственникам и землякам, воспринимая их на тот период как жертв маньчжурской оккупации.
Сегодня китайская диаспора является наиболее богатой и образованной в странах Индокитая и Малайского архипелага. По данным исследователей, этнические китайцы контролируют до 70% богатств стран Юго-Восточной Азии, при этом составляя в совокупности лишь 6% населения региона. Из 200 богатейших людей мира 16 — это предприниматели из китайской диаспоры в Юго-Восточной Азии. Финансовые ресурсы и экономический потенциал китайской диаспоры в регионе огромен, что превращает ее в крайне важный компонент и политической жизни государств Юго-Восточной Азии.
Главным фактором, способствовавшим массовой миграции китайцев в страны Юго-Восточной Азии, стала их географическая доступность. Гораздо проще из южных провинций Китая попасть в Таиланд или Вьетнам, чем в страны Европы. В результате массовой миграции, во многих странах Юго-Восточной Азии хуацяо превратились в значительную часть населения. В настоящее время китайцы составляют 76% населения Сингапура, 24% населения Малайзии, 14% населения Таиланда, 11,2% населения Брунея. Менее многочисленны китайские диаспоры в таких странах как Индонезия (3%), Лаос (3%) и Мьянма (3%). На Филиппинах китайцы составляют 1,5% населения страны, во Вьетнаме — 1,1%. Менее всего повезло китайцам Камбоджи (1%), которые немало пострадали во время полпотовских репрессий (и это несмотря на то, что среди лидеров «красных кхмеров» было много лиц китайского происхождения). В Сингапуре, как мы уже отметили выше, китайцы доминируют в политической и экономической жизни страны. В Малайзии и Индонезии проживают неассимилировавшиеся диаспоры хуацяо, тогда как во Вьетнаме, Таиланде, Мьянме китайцы в значительной степени ассимилировались с местным населением. Главной причиной слабой ассимиляции в Индонезии и Малайзии являются конфессиональные различия — эти страны, как известно, являются мусульманскими, тогда как в Таиланде, Мьянме, Вьетнаме основная масса населения является буддистами и, соответственно, китайцам проще раствориться в близкой в культурном отношении среде. Однако, и в Малайзии, и в Индонезии существуют группы практически полностью ассимилировавшегося китайского населения — т.н. «перанакан», которые восприняли малайские и индонезийские имена, обычаи, часто состоят в смешанных браках с представителями народов Малайского архипелага.
Еще в первой половине ХХ в. китайцы превратились в серьезную политическую силу в странах Юго-Восточной Азии. Стоит отметить, что часто именно в эмиграции могли спокойно существовать китайские революционные группировки, выступавшие против династии Цин. После Синьхайской революции связи китайских диаспор с Китаем еще более усилились. Китайские предприниматели сотрудничали с Гоминьданом, а среди также многочисленного китайского пролетариата и, частично, интеллигенции набирала популярность коммунистическая идеология. Именно китайцы чаще всего стояли у истоков коммунистического и рабочего движения в британских, голландских и французских колониях в Индокитае и на Малайском архипелаге. В частности, Коммунистическая партия Малайи, долгое время ведшая партизанскую войну в джунглях сначала Британской Малакки, а затем и суверенной Малайзии, была практически полностью китайской организацией.
С другой стороны, долгое время в Бирме сражались остатки дивизий гоминьдановской армии, отступившие в район печально известного «Золотого треугольника» из южной китайской провинции Юньнань. Разнилось и отношение к китайским диаспорам со стороны «принимающих обществ». К примеру, в Таиланде китайцы ассимилировались наиболее успешно, существует множество смешанных семей и, по сути, многие таиландские хуацяо — это таиландцы китайского происхождения. Впрочем, еще в 1920-е — 1930-е гг. в Сиаме действовали дискриминационные законы в отношении китайцев, которым предписывалось принимать тайские имена и отказываться от своего языка. Позже политика таиландского правительства в отношении китайской диаспоры существенно либерализовалась.
Совершенно другая картина наблюдается в Индонезии, где китайцы выглядят чужеродной группой на фоне местного населения, по преимуществу — мусульманского. В истории Индонезии неоднократно происходили антикитайские погромы, вызванные социальными причинами и, прежде всего, недовольством местного населения условиями жизни в стране. Первый крупный антикитайский погром произошел еще в 1740 году. Голландские власти отдали приказ переселить всех китайских работников на плантации Цейлона (тогда Цейлон был еще голландским). В Батавии начались волнения, что вызвало трехдневный «китайский погром», во время которого были убиты от 5 о 10 тысяч китайцев. После погрома китайское население Батавии было переселено в специальные кварталы. Затем положение китайцев улучшилось. Они получили статус голландских подданных и превратились в посредников между европейскими колонизаторами и туземным населением.
Разумеется, после провозглашения национальной независимости Индонезии власти страны начали дискриминацию китайского населения, проявлявшуюся в запрете на китайский язык, использование китайских имен и фамилий. Наиболее жестко китайское население страны преследовалось в 1965-1998 гг. Антикитайская политика индонезийских властей объяснялась тем, что китайцы составляли большинство активистов и сторонников Коммунистической партии Индонезии и рассматривались в качестве «пятой колонны» Китая в индонезийском обществе. Но и после того, как Китай отказался от планов революций в странах Юго-Восточной Азии, Индонезия сохраняла антикитайскую линию во внутренней политике. Власти умело пускали протестную энергию масс в русло межнациональных конфликтов. Наиболее масштабные антикитайские выступления за последнее время в Индонезии произошли в 1997-1998 гг.
В Малайзии китайцы составляют четверть населения страны, но лишены тех прав, которыми обладают представители коренного населения — малайцы и некоторые другие более мелкие народы. Для Малайзии характерно существование установленных законом льгот и преференций коренному населению — «бумипутра», к которому не относятся китайские и индийские мигранты, составляющие значительную часть населения страны. В то же время, китайцы контролируют большую часть малазийского бизнеса, активно представлены в культуре, науке, в правительственных учреждениях. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что положение китайцев в Малайзии очень плохое.
В Юго-Восточной Азии к китайцам двойственное отношение. С одной стороны, правительства государств региона не могут отрицать очевидное — вклад китайских диаспор в экономику стран ЮВА колоссален. Но, с другой стороны, экономические успехи китайских диаспор не могут не вызывать зависти, а в некоторых случаях — и опасений по поводу постепенного подчинения национальных экономик интересам Китая посредством деятельности богатых и активных диаспор. Поэтому во многих странах Юго-Восточной Азии всегда было настороженное отношение к попыткам местных китайцев перейти из экономической сферы жизнедеятельности общества в политическую. Но, и особенно это прослеживается в Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, китайцы активно наращивали влияние диаспор через потомков смешанных браков с представителями местных народов. «Полукровки», чаще всего имевшие тайские, кхмерские, вьетнамские фамилии и имена, гораздо проще делали чиновничью карьеру, добивались успеха на политическом поприще. Впрочем, далеко не все из них ориентировались на связи с диаспорой — многие предпочитали, напротив, окончательно ассимилироваться в окружении принимающего общества и дистанцироваться от диаспорной среды.
Антикитайские настроения в странах Юго-Восточной Азии основаны не только на зависти к экономическим успехам активных хуацяо. На самом деле, последние далеко не всегда добивались преумножения своих богатств законными способами. Не нуждается в пояснении феномен знаменитых китайских «триад», распространивших свою деятельность на всю Юго-Восточную Азию. Некоторые представители китайских диаспор еще во второй половины XIX века были замешаны в торговле опиумом, а в ХХ веке наркобизнес стал одним из главных теневых сфер деятельности китайских мафиозных организаций в Юго-Восточной Азии. Попытки КНР в 1950-е — 1960-е гг. использовать китайские диаспоры как главную боевую силу прокоммунистических революций в Юго-Восточной Азии также привели к росту неприязненного и подозрительного отношения к китайским диаспорам. В частности, в Индонезии в 1965 г. — после военного переворота генерала Сухарто, зверски расправившегося с коммунистическим движением страны, — было запрещено телевещание на китайском языке. Формально запрет был снят лишь в 1994 году, но только в 2000 г. вышла первая телепередача на китайском языке.
Сегодня КНР все активнее развивает сотрудничество с зарубежными китайскими диаспорами всего мира, и общины хуацяо в странах Юго-Восточной Азии стоят в этом списке на первом месте. В то же время, серьезным соперником КНР в сотрудничестве с диаспорами хуацяо является Тайвань. Следует отметить, что Тайвань никогда не прерывал связей с китайскими диаспорами Юго-Восточной Азии, тем более, что как капиталистической стране, ему было гораздо проще и комфортнее сотрудничать с китайским бизнесом, чем Китайской Народной Республике, особенно во времена председателя Мао. Тем более, китайцы Юго-Восточной Азии, по крайней мере та их часть, которая реально имеет экономическое влияние и возможности, исторически были связаны именно с Гоминьданом, то есть находились в оппозиции коммунистам, утвердившимся в материковом Китае.
Однако, изменения, последовавшие в политико-идеологической сфере КНР и вскоре отразившиеся на внешней политике Китая, не могли не привести и к существенным сдвигам в отношениях между Пекином и диаспорами хуацяо. Сегодня китайские диаспоры рассматриваются КНР как важный инструмент влияния в регионе, а сами хуацяо, в свою очередь, прекрасно понимают, что такая сверхдержава мирового уровня как Китай является наилучшим гарантом безопасности и дальнейшего роста экономического благосостояния и влияния диаспоры. Можно выделить две основные тенденции во взаимоотношениях Китая с диаспорами хуацяо в Юго-Восточной Азии. Во-первых, культурные и экономические связи китайской диаспоры и КНР будут только расти и развиваться. Во-вторых, китайские диаспоры в странах Юго-Восточной Азии будут стремиться (в большинстве своем) придерживаться политического нейтралитета, так как понимают, что отсутствие выраженных политических амбиций является гарантией их социально-экономического благополучия и спокойного существования в принимающих странах. Поэтому вряд ли можно ожидать превращения китайских диаспор в открытых проводников китайского политического влияния.