в какой стране придумали ватсап
Кто создал Whatsapp? История успешного эмигранта
История успеха Яна Кума кажется головокружительной. Выходец из обычного украинского села, в 16 лет он вынужденно переехал в США, а в 33 года основал Whatsapp – мессенджер, с 2010 года являющийся лидером среди аналогов. На данный момент создатель Ватсап является одним из богатейших людей планеты, его состояние оценивается в более чем 6,5 млрд. долларов.
Приложение Whatsapp – один из мировых лидеров для бизнеса и обычных людей
Whatsapp используется бизнесменами, творческими личностями, представителями среднего класса и даже детьми. Широкие возможности приложения позволили привлечь максимально объемную и разнообразную аудиторию. Еще в 2016 году мессенджер собрал более 1 млрд. пользователей со всего мира и продолжает расти. Он показал рекордные темпы роста, ежегодно привлекая 100-200 млн. новых пользователей. Благодаря своему успеху мессенджер в 2014 году был выкуплен Фейсбук за огромную для такой сделки сумму в 19 млрд. долларов.
Приложение позволяет заменить СМС и ММС сообщения. Оно привязано к номеру мобильного, благодаря чему пользователь может мгновенно загрузить друзей из списка контактов. Ватсап пользуется популярностью благодаря экономии (не нужно платить мобильному оператору за общение), максимальной простоте интерфейса и доступности для всех существующих мобильных платформ, в том числе устаревших.
Создатель Ватсап: биография и история успеха
История создания Ватсап началась с переезда его основателя, Яна Кума, из небольшого украинского села в Калифорнию. Семья Кума, украинские евреи, сменили место жительства вовсе не из-за богатства или стремления к новым высотам, а из страха за собственную безопасность. После распада СССР на Украине росли антисемитские настроения, поэтому обычная семья, состоящая из домохозяйки и прораба, была вынуждена эмигрировать.
Так как средств на существование практически не было, Кум в 16 лет был вынужден пойти работать уборщиком. Несмотря на трудности, он не бросил обучение. Даже болезнь матери, рак, не смогла его сломить. Кум успешно поступил в университет Сан-Хосе, где собирался изучать программирование, и продолжил подрабатывать, но уже в качестве начинающего специалиста в сфере информационных технологий. Во время одной из таких подработок он познакомился и сдружился с Брайаном Эктоном, работником Фейсбука. Оценив усердие и талант Кума, он пригласил его в компанию Yahoo, где Кум проработал до 2007-го.
В Yahoo Ян не просто смог развить свои навыки и изучить крупный бизнес изнутри, но и нашел будущих инвесторов для своего стартапа. Накопив за время работы 500 тыс. долларов, он покинул компанию и вместе с Эктоном занялся разработкой собственного проекта. Кум обратил внимание на iPhone и потребность его пользователей в простом и быстром общении через отдельное приложение, которое позволяло бы больше, чем мобильный оператор, но поддерживало бы похожие на СМС и ММС функции. Оказалось, Кум нащупал нишу отлично: вскоре после запуска прототипа Ватсап приложение начало набирать популярность огромными темпами.
К 2012 году количество пользователей достигло 100 млн., в 2013 – 300 млн. В 2014 покупкой Ватсап заинтересовалось сразу несколько крупных компаний, в том числе Гугл и Фейсбук. Вторая компания предложила рекордную сумму: 19 млрд. долларов. Кум согласился на сделку и получил не только значительную часть суммы (около 6,5 млрд.), но и место в совете директоров Фейсбук. Таким образом, создатель Ватсап всего за 5 лет смог приумножить свой капитал в 13 тыс. раз!
Черты характера, сила личности и привычки для успеха
Безусловно, один из ключевых факторов в развитии Яна Кума сыграли проблемы. Вынужденная иммиграция, необходимость освоения в новом обществе, болезнь матери – все это заставило его собраться и приложить все свои усилия к саморазвитию. Однако чтобы достигнуть его высот, вовсе не обязательно терпеть лишения.
Лучше взять пример с положительных качеств и умений разработчика:
Совокупность этих качеств, а также накопления, созданные за время работы в Yahoo, позволили Куму обогнать продукты куда более известных на тот момент разработчиков. Facebook, вместо того, чтобы стать его главным и роковым конкурентом с собственным Facebook Messenger, в итоге выкупил Ватсап почти за треть собственного свободного бюджета. Следуя жизненным установкам разработчика, вы сможете добиться и большего.
Похожие личности
Ян Кум стоит в одной ряду с такими известными разработчиками, как создатель Фейсбук Марк Цукерберг и разработчик Инстаграм Кевин Систром. Кто имеет больше всего сходств с Кумом, так это Сергей Брин. Основатель Гугл также является выходцем из бывших стран СССР. В биографии этих людей также есть множество полезного, что почерпнуть для саморазвития.
Жизнь как чудо: история успеха основателя WhatsApp Яна Кума
Он был единственным ребенком в семье домохозяйки и строителя, возводившего здания больниц и школ. В доме Кума не было электричества и горячей воды. Его родители старались пореже говорить по телефону, опасаясь, что чиновники отключат линию. Звучит пугающе, но Кум, как ни странно, до сих пор скучает по деревенскому детству. Спартанские условия, в которых был воспитан будущий миллиардер, — вероятно, одна из причин, по которым он категорически не приемлет засилья рекламы в своем бизнесе.
В 16 лет Кум вместе с матерью иммигрировал в Маунтин-Вью, опасаясь политической нестабильности и роста антисемитских настроений на Украине после развала СССР. По программе социальной поддержки они получили маленькую квартиру с двумя спальнями. Его отец перебраться за океан так никогда и не смог. Мать Кума перевезла чемоданы, набитые ручками, карандашами и кипой из 20 советских тетрадей, чтобы не тратиться на канцелярию в США. На первых порах она подрабатывала няней, а Ян подметал полы в продуктовом магазине. Семья еле сводила концы с концами. Когда матери Кума диагностировали рак, им приходилось выживать за счет ее пособия по инвалидности. Ян научился свободно общаться на английском, но никак не мог привыкнуть к поверхностному стилю общения американских студентов, постоянно вспоминая об украинских друзьях, с которыми бок о бок провел десять школьных лет. «Там ты успеваешь узнать о человеке практически все», — говорит он.
В школе Кум имел репутацию хулигана, но к 18 годам остепенился, увлекшись программированием. Он был самоучкой и информацию выуживал из учебников, которые брал «в прокат» в букинистических лавках. Вскоре Ян присоединился к хакерской группировке w00w00 и не раз взламывал серверы компании Silicon Graphics, а также много общался с другим известным выходцем из w00w00, сооснователем музыкального сервиса Napster Шоном Фэннингом.
Кум поступил в Университет штата Сан-Хосе и устроился в отдел информационной безопасности Ernst & Young. В 1997 году он познакомился с менеджером Yahoo Брайаном Эктоном (тот был 44-м по счету сотрудником Yahoo) в рамках инспекции рекламной системы интернет-гиганта. «Тогда он выглядел совсем иначе, — вспоминает Эктон. — Весь такой из себя серьезный, вроде: «Так какая у вас политика в этом направлении?» Кум сильно отличался от других аудиторов E&Y, которые использовали тактику доверительного общения и не брезговали подарить важным клиентам бутылочку хорошего вина. «Хорошо, давайте перейдем сразу к делу», — Эктон быстро перенял деловой стиль Кума.
Когда мать Яна умерла от рака в 2000 году, молодой уроженец Украины остался совсем один (отец скончался еще в 1997-м). В тяжелый момент на выручку пришел Эктон. «Он запросто приглашал меня в гости», — рассказывает Кум. Коллеги вместе катались на лыжах, играли в футбол и фрисби.
Следующие семь лет они строили карьеру внутри Yahoo, которая за это время пережила целый ряд взлетов и провалов. Эктон неудачно инвестировал свои накопления во время бума «доткомов» на рубеже «нулевых» и потерял несколько миллионов долларов. Несмотря на то что он тоже недолюбливает рекламу, Брайан сыграл важную роль в запуске масштабной рекламной платформы Project Panama, одной из ключевых разработок Yahoo, в 2006 году. «Меня любое соприкосновение с миром рекламы вгоняет в тоску, — объясняет Эктон. — Вы не делаете ничью жизнь лучше, когда совершенствуете рекламные объявления на своем сайте». Он был эмоционально истощен необходимостью постоянно исполнять нелюбимую работу. «Я видел это, встречая его в коридоре», — подтверждает Кум. Сам он, впрочем, тоже перестал получать от рабочих будней удовольствие. В своем профайле на LinkedIn Кум скупо и без энтузиазма описывает последние три года в Yahoo: «Выполнял какую-то работу».
В сентябре 2007 года будущие создатели WhatsApp наконец порвали с утомившей их корпорацией и устроили себе реабилитационный отпуск длиной в год. Они путешествовали по Южной Америке, играли в любимый командный фрисби и наслаждались свободой. Оба попытались устроиться в Facebook — и провалились. «Да, мы члены клуба отказников Facebook», — смеется Эктон, чья оптимистичная реакция на решение руководства соцсети сохранилась в анналах его Twitter-аккаунта.
«Ян показывал мне свой список контактов в смартфоне, — вспоминает Фишман. — И объяснял, что было бы здорово сделать приложение, в котором именам людей присваивались бы отдельные статусы». Статусы, в понимании Кума, должны были сообщать вашему списку контактов, что вы сейчас разговариваете по телефону, что у вашего iPhone скоро разрядится батарея или что вы не можете взять трубку, потому что находитесь в спортзале. Чтобы компенсировать недостаток опыта, он искал разработчика мобильных приложений. Фишман свел его с Игорем Соломенниковым — специалистом из России, найденным на сайте RentACoder.com.
Кум быстро придумал название WhatsApp — врезающуюся в память отсылку к вопросу «Как дела?» (What’s up?) Через неделю после своего дня рождения, 24 февраля 2009 года, он учредил компанию WhatsApp Inc. в Калифорнии. «Он все предусмотрел», – говорит Фишман. Само приложение на момент регистрации юрлица еще не было готово, Кум сутками дописывал код, чтобы WhatsApp научилось синхронизироваться с любым телефонным номером по всему миру, для этого он прочесывал страницу Wikipedia с полным списком международных префиксов. На учет региональных нюансов у основателя компании ушло несколько месяцев рутинного труда.
Первоначальная версия WhatsApp много сбоила и тормозила. Когда Фишман скачал приложение, из сотен номеров в его списке контактов WhatsApp было установлено у единиц — в основном у местных русских, знакомых с Кумом.
За обедом в стейк-хаусе Tony Roma’s в Сан-Хосе Фишман подсчитывал баги сервиса, пока сидящий напротив Кум скрупулезно фиксировал все жалобы «испытателя» в одной из тех советских тетрадок, что его мать привезла с собой в США, — Ян сохранил нехитрый иммигрантский скарб, чтобы делать самые важные в своей жизни записи.
Через месяц, после очередной игры в фрисби, стартапер в разговоре с Эктоном скрепя сердце признал, что затея с WhatsApp не удалась и пришла пора устраиваться на работу. Но старый друг снова выручил — на этот раз правильным советом: «Ты будешь полным идиотом, если бросишь все сейчас. Потерпи еще хотя бы пару месяцев».
Помощь утопающему пришла с неожиданной стороны: в июне 2009 года Apple запустила опцию уведомлений, так чтобы приложения смогли напоминать о себе, даже когда владелец iPhone не пользовался ими. Ян оперативно обновил WhatsApp — теперь всякий раз, когда пользователь менял свой статус (например, на «Не могу говорить, я в зале»), сервис оповещал об этом весь список его контактов. Русские друзья Фишмана тут же взяли за правило в шутку уведомлять друг друга о «каждом чихе», устанавливая статусы вроде «Проснулся поздно» и «Уже еду».
«В какой-то момент WhatsApp превратился в средство общения, — говорит Фишман. — Мы начали использовать его, чтобы спросить: «Эй, как дела?» И кто-то немедленно отвечал». Ян наблюдал, как меняются статусы пользователей, на экране своего Mac Mini в таунхаусе в Санта-Кларе, и все более отчетливо понимал, что непреднамеренно создал удобный сервис-мессенджер. «Меня завораживала идея постоянно быть на связи с кем-то, кто находится от тебя за тысячи километров, с помощью устройства, которое всегда носишь с собой», – говорит Кум.
Единственным бесплатным текстовым мессенджером на рынке на тот момент был BBM от Research in Motion, который работал только на смартфонах BlackBerry канадского производителя. Развивались также G-Talk от Google и Skype, но у WhatsApp на их фоне было конкурентное преимущество — логином сервиса был ваш телефонный номер. Кум вскоре представил версию 2.0 с опцией обмена сообщениями и получил отдачу в виде резкого роста численности аудитории, подскочившей до 250 000 пользователей. Тогда Ян решил пригласить в проект Эктона, который никак не мог найти работу и безуспешно пытался запустить очередной стартап.
Друзья сидели на кухне дома у Эктона и отправляли друг другу сообщения по WhatsApp, тестируя ставшую позднее знаменитой функцию появления под сообщением двойной галочки после того, как получатель просматривает его. Брайан уже тогда понял: перед ним — настоящая альтернатива SMS и вещь более эффективная, чем так и не обретшая популярности технология MMS для обмена фотографиями и другим нетекстовым контентом. «Перед нами была вся безграничная интернет-вселенная, которую предстояло завоевать», — говорит он.
Кум и Эктон постоянно получали фидбэк от владельцев iPhone, заинтригованных удобным функционалом бесплатного мессенджера, но расстроенных невозможностью общаться с друзьями-пользователями Nokia и BlackBerry. Поскольку операционная система Android тогда находилась в зачаточной стадии, Кум нанял старого друга Криса Пайффера из Лос-Анджелеса для разработки BlackBerry-версии приложения. «Я был настроен скептически, — вспоминает Пайффер. — Разве SMS не было достаточно для общения?» Кум возражал: SMS «запирают» пользователей внутри страны. «Это вчерашний день, — говорил он разработчику. — Это мертвая технология, дойная корова для сотовых операторов, которая уйдет в прошлое, как в 70-х ушел факс». Выслушав аргументы Кума и взглянув на галопирующие темпы роста аудитории WhatsApp, Пайффер присоединился к команде.
Через связи в Yahoo стартап подыскал себе помещение под офис — несколько комнат на бывшем складе на Эвелин-авеню в Сан-Хосе. Вся остальная часть здания была занята сервисом Evernote, который в конечном итоге «выжил» скромных соседей со своей территории. Зимой сотрудники WhatsApp кутались в теплые одеяла, чтобы согреться, а работать им приходилось за дешевыми столами из Ikea. В офисе не было даже фирменного логотипа сервиса. «Они так объясняли схему проезда: «Найдите здание Evernote. Обойдите его. Сзади увидите дверь без таблички. Стучитесь», – вспоминает свое собеседование один из первых разработчиков BlackBerry-версии WhatsApp Майкл Донохью.
К началу 2011года WhatsApp взобрался на вершину рейтинга самых популярных приложений в американском App Store. Однажды за корпоративным ланчем один из сотрудников спросил у Кума, почему тот не привлекает к проекту внимание прессы. «Маркетинг и пресса поднимают пыль, — ответил основатель сервиса. — А пыль попадает в глаза. И вы больше не можете фокусироваться на продукте».
Твердо встав на ноги, сервис обзаводится соответствующей новому статусу инфраструктурой. Эктон договорился о долгосрочной аренде строящегося трехэтажного офисного здания. Хотя владелец недвижимости и не знал, кто такие WhatsApp, их готовность платить стала решающим аргументом. Летом 2014 года команда въедет в новую просторную штаб-квартиру всем штатом в 100 человек.
В начале февраля 2014 года Кум проносится мимо будущего офиса на своем Porsche по пути на тренировку по боксу, которые часто пропускает из-за сильной загруженности. Опаздывает он и сегодня. Появится ли в новом здании логотип WhatsApp? «Не вижу в этом никакого смысла. Просто попытка повысить самооценку, — усмехается он. — Мы все и так знаем, где работаем». Ян подъезжает к неприметному кирпичному зданию в Сан-Хосе, хватает спортивную сумку и входит в зал, где на частное занятие его уже ждет жующий жвачку невысокий тренер. Из колонок грохочет рэп. «Ему нравится Канье», — улыбается тренер. В спарринге Кум медлителен, но наносит несколько мощных ударов. Каждые пару минут он прерывается, снимает перчатки и проверяет, нет ли сообщений от Эктона насчет работы серверов WhatsApp. Кум боксирует очень сконцентрированно, описывает его стиль тренер: он не хочет заниматься в секции кикбоксинга, как большинство других посетителей зала, предпочитая прямые размеренные боксерские удары. То же можно сказать о сервисе Яна, который стремится быть простым и понятным настолько, насколько это вообще возможно.
WhatsApp — История украинского программиста, захватившего весь мир
«Я хочу делать одну вещь — и делать ее хорошо». (с) Ян Кум, главный разработчик WhatsApp.
Впервые взяв в свои руки iPhone и сразу почувствовав растущий потенциал AppStore и приложений для iPhone Яну пришла голову создать мессенджер, который бы использовал интернет для передачи сообщений и медиафайлов, вместо традиционных смс и ммс, за которые операторы брали деньги. И уже 24 февраля 2009 года, в день своего рождения, Ян Кум учредил компанию WhatsApp Inc в Пало Альто, штат Калифорния. Само приложение еще не было готово, но его глаза горели идеей создать инновационный IT-продукт, незаменимый для любого владельца мобильного телефона.
Кум признается: “Это называется «человек в зоне». Я первые два года ездил только на работу, забыл, как выглядит мой племянник и друзья, потолстел на 40 фунтов, перестал заниматься спортом. Приезжал в офис в 10 утра, а в час ночи уезжал домой, чтобы переночевать. Когда человек начинает чувствовать, что людям нужен его продукт, он оказывается в замкнутом круге”.
Может показаться, что мотивация Кума не знала границ, и он, вместе с партнером Брайаном Эктоном, только и делал, что собирали лавры. Но в жизни так не бывает.
Мысль о создании первоклассного продукта, с помощью которого люди обретут удобный и недорогой способ быть на связи с близкими, даже если их унесло на другой континент, не отпускала Кума. Кому, как не ему, эмигранту из украинского пригорода, чей отец так и остался в Киеве после переезда его с матерью в США, были знакомы все трудности общения на расстоянии. И он продолжил, вновь с головой погрузившись в разработку.
Рождённый в СССР: История хакера Яна Кума, который построил WhatsApp и стал миллиардером Знакомьтесь — самый богатый программист, выросший на просторах социалистической империи.
Детство и эмиграция
Детство Кума прошло в тяжёлое перестроечное время, в доме часто не было отопления и электричества. Мать вела хозяйство, а отец руководил строительством больниц и школ. Кум вспоминал, как за шутки о лидерах партии они с друзьями подвергались наказаниям. Политическая ситуация и антисемитские настроения в стране заставили думать об эмиграции.
В начале 90-х они с матерью приехали в Маунтин-Вью — город в Калифорнии, где сейчас располагаются офисы крупнейших технологических компаний. Они поселились в небольшой квартире с двумя кроватями. Мать устроилась няней, а сам Кум пошёл в школу, подрабатывал уборщиком в магазине.
Американская система образования очень отличалась от советской, и Ян мало общался со сверстниками. Вместо этого он ходил по букинистическим магазинам, брал книги о работе вычислительных систем, читал, а потом ставил на полку. Это время определило будущее гика-миллиардера. Кум начал писать код в 19 лет и вскоре вошёл в состав хакерской группировки W00w00.
В 1997 году ему предложили проанализировать, как написана рекламная платформа Yahoo!, а ещё через полгода работавший там Брайан Эктон взял Кума в штат. Ему импонировало, что Кум «не пытался понравиться, как все остальные». Когда возник конфликт между работой и учёбой — в компании произошла нагрузка на серверы, а Яну нужно было находиться в университете, — он решил оставить обучение. Кум всегда делал то, что ему казалось правильным, не оглядываясь на правила или мнения окружающих.
Эктон помогал Куму, когда в 2000 году его мать скончалась от рака. Они много времени проводили вместе и стали хорошими друзьями. Оба постепенно пришли к тому, что обслуживать торговлю рекламой — не то, чем хочется заниматься, да и работать в большой корпорации довольно скучно, — и уволились из Yahoo!.
Как начинался WhatsApp
Друг Кума, который собирал русскоязычных эмигрантов у себя дома, вспоминал, как убедительно тот рассказывал о приложении, где можно видеть статусы друзей из адресной книги телефона. Эта идея обсуждалась часами.
«Когда в 16 лет Ян эмигрировал в США и жил за счёт того, что получал продовольственные талоны, у него был дополнительный стимул, чтобы поддерживать связь с семьёй, проживающей в России и на Украине. Именно это определяло ход мыслей Яна, когда после нескольких лет работы в Yahoo! под руководством Брайана он начал создавать WhatsApp», — писал инвестор Джим Гетц из фонда Sequoia Capital.
По другой версии, Кум стал думать над созданием WhatsApp, когда в зале, где он занимался боксом, запретили пользоваться мобильными телефонами. Его злило, что он пропускает важные звонки — оставалось придумать, как создать что-то, где можно показать статус и не пропустить сообщение. Название пришло само собой — простое, как и весь сервис, — «что происходит?».
WhatsApp в цифрах
• Доля Яна Кума в компании — 45% (оценка Forbes)
• 450 млн пользователей
• 1 млн новых регистраций ежедневно
• 70% зарегистрировавшихся— активные пользователи
В 2009-м приложение увидело свет, но, к разочарованию Кума, после кропотливой работы оно провалилось — его скачала только сотня знакомых. Ян решил всё бросить и сказал Эктону, что будет искать работу. Тот попросил подождать ещё пару месяцев. WhatsApp спасла новая функция Apple — push-уведомления.
Экономия и фокус
«Я рос в обществе, где всё можно было прослушать и записать, — вспоминает Кум. — Я помню истории от родителей о диссидентах — например, об Андрее Сахарове, приговорённом к ссылке за политические взгляды. Ни у кого нет права подслушивать. Это напоминает тоталитарное государство, от которого я бежал в детстве сюда, чтобы жить в демократии, со свободой слова. Все записи между нашим пользователем и сервером зашифрованы. Мы не храним сообщений после отправки. Они хранятся только на телефоне пользователя».
Подобно Павлу Дурову, который начал продавать пользователям свой мессенджер Telegram c концепцией защиты данных, Кум фокусирует внимание потребителей на безопасности общения. Правда, говорить об этом он стал только сейчас — до этого вовсе считал, что не стоит тратить время на общение с журналистами. В представлении себя миру Кум также лаконичен — видимо, понимая, всю серьёзность момента, вчера ночью он завёл публичную страницу в Facebook. В LinkedIn его жизнеописание также не блещет оригинальностью: работа в Yahoo! — «did some work», в WhatsApp — «building cool shit used by millions of people».
WhatsApp — редкий пример компании в Долине, которая умеет не только экономить, но и зарабатывать. Долгое время ни Брайан, ни Ян не хотели пускать к себе инвесторов. Джиму Гетцу потребовалось немало усилий, чтобы доказать, что Sequoia Capital не планирует вмешиваться в работу компании, но может выступить в качестве советника.
График роста WhatsApp и конкурентов. Данные BI Intelligence
Дело принципа
«Никакой рекламы, никаких игр, никаких гиммиков» — такой стикер висел на столе у Кума много лет. Cотрудники заверяют, что Ян всегда сосредоточен на продукте и не разменивается на пустые слова. Главным условием при продаже WhatsApp было сохранение её операционной независимости и отсутствие рекламы в мессенджере.
Стиль жизни Кума лёг в основу сервиса — ничего лишнего и последовательность во всём. После громкого заявления Цукерберга, на странице WhatsApp появилось такое сообщение: «Почти пять лет назад мы начали с простой миссии: построить крутой продукт, которым будет пользоваться каждый. С тех пор ничего не изменилось. Сегодня мы объявляем о партнёрстве с Facebook, которое позволит нам продолжать реализовывать эту миссию. Вот что изменится для вас, наши пользователи: ничего».
Кум с Эктоном продолжат управлять компанией. По словам 42-летнего Эктона, они с партнёром как инь и ян — совершенно разные: он наивный оптимист, Кум — больше параноик. Их обоих объединяет желание создать продукт для всей планеты. «В следующие несколько лет на Земле будет 5 млрд владельцев смартфонов, которые потенциально заплатят нам деньги», — говорит Кум. Кажется, что эти миллиарды — пользователи — для него даже важнее, чем миллиарды долларов, которыми он теперь владеет.
Источники: Forbes, Wired, блог Sequoia Capital, аккаунты Яна Кума в соцсетях