в какой стране придумали макдональдс
Как создавалась фастфуд империя Макдональдс
Фаст-фуд империи Макдональдс создавалась в 1954 годах на легендарном шоссе 66. Теперь это кафе музей, доступное туристам во время экскурсий. Начиналась история с небольшого заведения для автомобилистов. Белые буквы McDonald’s сегодня гордо украшают 36 000 ресторанов по всему миру.
С чего все начиналось?
История берет начало с города в Сан-Бернардино, штат Калифорния, куда в 40-х годах переехали братья Макдональд – Ричард и Морис (Дик и Мак).
У них имелся небольшой запас денег, который заработали в Голливуде при монтировании декораций. Вначале они попробовали открыть небольшой кинотеатр. Но публика не радовала частыми визитами. Поняв, что финансового успеха в этой сфере им не достигнуть, на оставшиеся деньги соорудили у дороги, закусочную для автомобилистов. Такой вид заведений общественного питания пользовался популярностью у американцев. Уже несколько десятков лет на тот момент существовали и гамбургеры, названные так в честь немецких переселенцев, привнесших этот рецепт в американскую кухню.
Основатели макдональдс братья Макдональды — изобретатели концепции быстрого питания
Так как бургеры существовали и до братьев МакДональдс, то в чём тогда их достижение?
Дело в том, что они в течение нескольких месяцев проектировали кухню по индивидуальному заказу и разработали метод производства: систему обслуживания конвейер. Именно в увеличение скорости обслуживания видели они большие перспективы, ведь это было нужно для автомобилистов. Им достаточно быстро приготовить и продать недорого гамбургеры, картофель фри и молочные коктейли в самом первом настоящем Макдоналдсе. Скорость приготовления еды позволяла делать её дешевле и обслуживать больше людей, что и приводило в итоге к коммерческому успеху.
История названия и логотипа Макдональдс
Самый первый логотип был весьма замысловат, но оставался визитной карточкой заведения 8 лет. Его цель состояла в том, чтобы клиенты могли быстро определить, что заведение предлагает гамбургеры и особенно фаст-фуд. Эта причина, почему они разработают слегка загруженный логотип, показывающий название ресторана, его фирменное блюдо (гамбургеры), а также мигающий шеф-повар, напоминающий знаком, что его цель — быстро обслужить клиента. Цена на блюдо указана 15 центов.
В 1952 году успех их ресторана побудил братьев Макдональдс мыслить масштабнее. По их мнению, яркое и оригинальное в архитектурном отношении здание — отличный способ выделиться на фоне конкурентов.
Очень быстро они останавливаются на своем желании: ресторан оформлен в виде стойки для бургеров с арочными полукругами по бокам. Но найти архитектора, готового реализовать этот проект, очень сложно, братьям Макдональдс приходилось сталкиваться с несколькими отказами.
Наконец, архитектор Стэнли Кларк Местон согласился и спроектировал символ одной из крупнейших мировых компаний. Так родились «золотые арки». Для привлечения внимания они установили на крыше золотые арки, подсвеченные неоном – это стало, впоследствии, самым узнаваемым коммерческим символом.
Важно! Золотые арки могли исчезнуть. После продажи братьями бренда, Рей Крок — новый владелец, задумывался изменить название на свое имя. Консультант по дизайну Луи Ческин предложил оставить логотип, ведь потребители его хорошо знали.
Изменения все же были:
Появление Рэя Крока
С 1953 года братья Макдональды задумались о франчайзинге своего бизнеса, и именно тогда они познакомились с Рэем Кроком., их поставщик миксеров, который станет их франчайзи: он открыл свой McDonald’s в 1955 году. Воодушевленный полученным доходом, он купил всю сеть McDonald’s у братьев-основателей в 1960 году за 2, 7 млн долларов.
Внимание! Франшиза – форма договора, заключаемого между двумя сторонами бизнеса. Первая сторона владеет торговой маркой – это франчайзер. Вторая сторона желает использовать готовую наработанную концепцию в своих коммерческих целях — это называется франчайзи. Франчайзинг – способ развития бизнеса, при котором одна компания передает право на работу под своим брендом другой компании.
Рей Крок – продавец мульти миксеров. Его карьера складывалась не очень хорошо. Однажды ему пришла идея создать собственный бизнес. С образцом своей продукции он навещал лавки, занимающиеся продажей коктейлей. Но покупать товар владельцы ларьков не спешили.
Крок путешествовал по всей стране, в итоге его бизнес привел к долгу в 100 000 долларов, ему пришлось заложить дом. Неожиданно поступил заказ на большую партию миксеров от ресторана в городе Сан-Бернардино. Это был «Макдональдс».
Поняв, что кому-то удалось наладить бизнес и получать неплохую прибыль, Крок решает перенять опыт и направляется к основателям Макдональдс братьям из Сен-Бернардино. Подъехав к заведению быстрого питания, он с удивлением обнаружил быстро передвигающуюся очередь клиентов, которые в самое короткое время, практически без ожидания получали свой заказ.
Познакомившись с основателями лично, он заверил, что в его силах расширить бизнес и построить сеть ресторанов. Так был подписан договор франшизы. За лицензию Крок заплатил 15000 долларов. Это был большой риск, ведь больше кредитов ему никто не давал, а имущество было заложено.
Под руководством Рэя Крока McDonald’s, ныне известная как McDonald’s Corporation, открывает рестораны и расширяет свою франчайзинговую сеть во все большем количестве штатов. Компания стала международной в 1965 году, а первый Макдональдс за границей открылся в Канаде в 1967 году
Макдональдс в России был открыт 31 января 1990года. На тот период этот ресторан был самым большим в мире и находился он в Москве. За первый день работы было обслужено 30 тыс. человек. По состоянию на декабрь 2019 года открыто 693 ресторана.
Успех Сэнфорда Агате
Новая идея Крока состояла в том, чтобы уже самому продавать франшизы. Любой человек мог открыть ресторан под его брендом, но соблюдать уже установленные правила и отчислять, заранее оговоренный процент от прибыли, владельцу, то есть Кроку. Но еесмотря на успешность самого ресторана, за первый год купили только 18 договоров. Это были богатые люди, но вкладывать силы в ресторан они не хотели. В заведениях царило самоуправление, менялось меню, цены повышались, персонал выглядел неподобающе, игнорировали униформу.
Однажды журналист из Чикаго, выразил желание начать свое дело. Его звали Сэнфорд Агате и у него из накоплений было 25 тысяч долларов. Он выкупил франшизу. На арендованной земле построил ресторан и … разбогател. Его ежемесячная прибыль составляла 30 тыс. долларов. Все о чем он мечтал – теперь его: дом, машина, прибыльный бизнес.
И этот случай помог Кроку. Вдохновленные успехом журналиста люди начали скупать франшизы. Люди не могли поверить своему успеху. Деньги лились рекой, новые миллионеры появлялись каждый день. Сеть расширялась, строилась настоящая империя.
Продажа бренда McDonald’s Рею Кроку
В 1961 году братья Макдональды согласились полностью продать свой бизнес Кроку за 2,7 млн долларов. У него таких денег не было. На помощь пришел финансовый директор ресторана Макдональдс Гарри Зоннеборн. Он уговорил университеты, одним из них был Принстонский, вложить деньги в их рестораны. На то время уже работало 228 заведений со стабильной прибылью. Оценив риски университеты дали такой кредит. Они получили прибыль процентами и вернули долг. Так Крок получил свои 2,7 млн и полные права на владение имуществом.
Интересный факт: в Америке университеты и профессора имеют капитал и часто вкладывают его в успешные по их мнению бизнес идеи своих студентов, таким образом используя смелось и амбициозность молодых дарований для общей пользы. За каждым юным стартапером начинает складываться свой собственный «рейтинг доверия», ведь он мог стараться, но не построить выгодный бизнес, тогда он не так теряет уважение, а другие, кто прокутил первые деньги – больше не получают дотаций и грантов.
За столом переговоров Кроку удается добиться уступки всех прав, связанных с названием «Макдональдс», позволяя братьям оставить открытым их первый исторический магазин (но с которым он будет конкурировать, открыв свой собственный ресторан по соседству).
Его цель — стать эксклюзивным владельцем всего, что связано с сетью быстрого питания.
Когда он умер в 1984 году в возрасте 81 года, он был владельцем 7500 McDonald’s в 31 стране, а также бейсбольной команды San Diego Padres. В 2016 году о нем сняли фильм «Основатель» с Майклом Китоном в главной роли.
Mc Donald’s по сей день остается самой развитой сетью быстрого питания в мире.
История компании Макдональдс под управлением Рэя Крока
Родившийся в 1902 году в семье чехословацких иммигрантов, Рэй Крок прошел путь от скромного начала, включая работу продавцом бумажных стаканчиков и джазовым музыкантом, до того, чтобы стать одним из «Самых важных людей века», построив McDonald’s. Познакомившись с братьями Макдональдами и купив у них франшизу, Крок открыл свой первый ресторан в 1955 году в Де-Плейнс, штат Иллинойс, с оглушительным успехом, и организация стала корпорацией McDonald’s.
Шесть лет спустя Крок выкупил братьев-основателей за 2,7 миллиона долларов. К 1965 году в Соединенных Штатах насчитывалось более 700 сайтов, следуя инновационной модели франчайзинга Kroc, предоставляющей франчайзи право только на одно местоположение магазина за раз, тем самым сохраняя возможность осуществлять контроль над франшизами и поддерживать единообразие обслуживания и качества.
Крок установил строго стандартизированные операции для всех франшиз McDonald’s, которые включали размеры порций и приготовление пищи, упаковку и ингредиенты. Стандарты обслуживания клиентов также были высокими, хотя франчайзи имели право решать, как продавать свой бизнес.
Вскоре McDonald’s завоевал популярность в других странах, Корпорация владеет более чем 31 000 сайтов в 119 странах по всему миру. Каждый день обслуживалось около 47 миллионов человек, а объем продаж составлял 17 миллиардов долларов.
Макдональдс сейчас
Всемирно известный ресторан побил множество рекордов по скорости роста и распространения по миру. Имея почти 40 000 точек по всему миру, всемирно признанный бренд и миллиардный доход, McDonald’s является не просто королем фастфуда — это одна из самых успешных компаний в мире.
МакКиоск, что вы видите на фото выше — это ещё один формат торговых точек Макдональдс, позволяющий разместиться на небольшом пространстве, зато в самых проходимых местах торговых центров. В России МакКиоск можно увидеть в ТЦ «Мега Дыбенко» в Санкт-Петербурге. Здесь вам не продадут бургеры, зато вы можете взять блюда не требующие поваров для готовки: вафельный рожок, кофе, пирожки и подобные. Цены в МакКиоске не отличаются от обычных цен Макдоналдс.
История меню Макдоналдс
Меню в разных странах адаптировано по вкусам жителей. Имеются меню с алкогольными напитками, на территории России ресторан остается безалкогольным.
История успеха: как McDonald’s прошел путь от небольшого ресторана до глобальной сети фаст-фуда
По количеству ресторанов, McDonald’s уступает лишь другой американской компании из этой же сферы – Subway. По состоянию на начало 2015 года общее количество заведений сети превышало 36.25 тыс. ресторанов, а география деятельности – свыше 120 стран по всему миру. При этом бизнес-модель компании предполагает поддержание доли рынка за счет франчайзинга – порядка 80% всех заведений под брендом McDonald’s работают именно по схеме франшизы. Еще одной особенностью бизнес-модели компании является массовость основного продукта – то есть основной доход генерируется за счет не качественного, а количественного подхода.
Как все начиналось
Новый ресторан братьев Макдоналд открылся в декабре 1948 года.
Они ввели систему самообслуживания, уменьшили ассортимент предлагаемых блюд, переделали кухню под массовое обслуживание. Это позволило снизить цены на гамбургеры с 30 центов до 15. Ранее такого в Калифорнии еще не было: кухня работала по принципу конвейера, а в меню было только 10 наименований: гамбургер, чизбургер, три вида безалкогольных напитков, молоко, кофе, пирожки, чипсы и картофель фри. Цены были приемлемые, и народ сюда потянулся. Вскоре доход братьев превысил 350 тысяч долларов в год. О них начали говорить по всей Калифорнии, писать в газетах и журналах. Но владельцам этого было достаточно, они не стремились расширить свой бизнес за пределы штата, им хватало спокойной и тихой жизни.
Крок предложил братьям расширить бизнес по средствам продажи франшиз и открыть цепь ресторанов. Так как братья были не против расширения, но не хотели сами этим заниматься, Крок предложил свою кандидатуру для этой роли. В 1955 году Рей открыл свой первый ресторан McDonald’s в городке Дес-Плейнз (штат Иллинойс) и организовал франчайзинговую компанию «Макдоналдс Систем, Инк», которая в будущем продавала франшизы ресторанам по 950 долларов за франшизу на 20 лет.
В 1960 компания была переименована в «McDonald’s Corporation». Но франшиза продавалась отдельно на каждый ресторан, а не на штат в целом, а франшизу на второе заведение можно было получить только доказав качество и состоятельность первого ресторана. К тому же рестораны должны были выплачивать «Макдоналдс Систем, Инк» 1,9% своего ежемесячного дохода, из которых 1,4% отходили Кроку, как ведущему все дела, а 0,5% братьям Макдоналд (за идею). Вначале доходы были небольшие: Кроку удалось за год продать только 18 франшиз. Бизнесмены не доверяли фастфуду, и их пугали условия приобретения франшиз. Однажды франшизу приобрел журналист Сэнфорд Агате, чьи доходы от деятельности ресторана через два года превысили доходы Рэя Крока. После этого многие бизнесмены увидели в McDonald’s шанс для успешного бизнеса, и франшизы продавались в невероятном количестве.
Братья продают компанию
В 1961 году Рей Крок выкупил компанию у братьев МакДональд за 2.7 млн. долларов. Деньги ему достались непросто. У Рея не было такой суммы на руках и нужно было брать кредит, но кредиторы считали «фастфуд» очень рискованным бизнесом и давали отказ. Тогда Рей Крок и Гарри Зонненборн (финансит) открыли компанию «Франшиза Истэйт», которая занималась непосредственно приобретением земли вместе с ресторанами для McDonald’s. Механизм был очень прост. Организация «Макдоналдс Систем, Инк» как бы арендовала землю для ресторанов сроком на 20 лет по фиксированной цене 700 долларов в месяц. Однако ресторан, покупающий франшизу, должен был платить «Макдоналдс Систем, Инк» сначала 1000 долларов месяц, а потом процент от доходов. К тому же нужно было положить на депозит 10000 долларов, которые возвращались покупателю франшизы через 10 лет в размере 50%, а еще через 10 лет оставшихся 50%. В результате получалось, что сами владельцы ресторанов и платили за землю, так как 10000 долларов и было первоначальным взносом «McDonald’s Corporation».
Так как получается, что компания «McDonald’s Corporation» сдает в аренду здания ресторанам, то в отчетах их можно записать в активы организации, а так как со временем цены на недвижимость растут, то это можно отразить доходом компании. Что было и сделано в отчетах, предоставленных банку для получения кредита. Здесь не было никаких махинаций, так как в примечании к отчету все это было прописано. В итоге долгожданный кредит был получен, и у Рея Крока появилась свобода действий.
Захват мирового рынка
В 1965 году в США работало более 700 ресторанов, был продан миллиардный гамбургер. «McDonald’s Corporation» выпустила акции по 22,5 доллара за штуку, а через несколько недель их стоимость выросла до 44 долларов. В 1966 году акции Макдональдс котировались на бирже в Нью-Йорке, что было неслыханно в истории «фастфудов».
Первый ресторан за пределами США открыли 1 июня 1967 года, в Канаде, и гонка началась. Сегодня в Канаде свыше 1000 ресторанов. Когда в 1992 году в канадском «Макдоналдс» ввели в меню пиццу, они в одночасье стали крупнейшей розничной сетью по продаже этого блюда.
Один из наиболее ярких примеров – Япония. Там Ден Фуджита, владелец компании по импорту сумочек, обуви и одежды, стал в 1971 году партнером «Макдоналдс» по совместному предприятию. Фуджита открыл свой первый ресторан 20 июля 1971 года в крохотном помещении площадью 500 квадратных футов, расположенном в самом центре торгового района Гинза в Токио. На строительство этой площадки понадобилось 39 часов, хотя обычно такое строительство идет 3 месяца. В первый день товарооборот в ресторане был 3000 долларов, и Фуджита не оглядывался назад. В конце 1993 года «Макдоналдс» стал наиболее успешно работающей ресторанной сетью в Японии, насчитывающей около 2300 ресторанов, товарооборот которых почти вдвое превышал товарооборот ближайшего конкурента.
Открытия некоторых ресторанов за рубежом оказались настолько знаменательными событиями, что попали в заголовки газет всего мира. Например, 31 января 1990 года более 30 000 человек выстроились в очередь в первый ресторан «Макдоналдс» в Москве площадью 23 680 квадратных футов. До этого ни один ресторан не обслуживал столько посетителей за один день.
Открытие ресторана явилось кульминацией многолетних переговоров, которые начались во время Олимпийских игр в Монреале в 1976 году и завершились подписанием крупнейшего
договора о совместном предприятии между Советским Союзом и компанией общественного питания.
Вскоре российские работники стали обслуживать от 40 000 до 50 000 посетителей в день. За первый полный год работы в ресторане обслужили 15 миллионов человек.
Ресторан «Макдоналдс» в Пекине, открывшийся 23 апреля 1992 года, побил рекорд первого дня работы, установленный в Москве. Здесь обслужили 40 000 посетителей. В результате пяти лет работы совместного предприятия «Макдоналдс» и General Corporation of Beijing Agriculture, Industry and Commerce была создана сеть местных фермеров, производителей и других поставщиков, обеспечивающих ресторан всем необходимым. Новые рекорды: два ресторана открылись в Польше в 1992 году, и каждый превзошел Москву и Пекин по количеству заказов в день открытия. В ресторане в Варшаве, открывшемся в июне, количество заказов достигло 13 304, но этот рекорд был побит в Катовице 6 месяцев спустя. «Макдоналдс» оказался чрезвычайно популярным и в других странах, ранее находившихся за «железным занавесом»: в Чехии, Восточной Германии, Венгрии и Словении.
Открыты рестораны и в других, ранее не освоенных регионах мира. На Ближнем Востоке первый ресторан открылся в Тель-Авиве в октябре 1993 года. Затем рестораны появились в Саудовской Аравии, Омане, Кувейте, Египте, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах и Катаре, что отражает долгосрочные планы развития в этом регионе.
Придет ли McDonald`s в Казахстан?
Слухи об открытии McDonald`s в Казахстане распространяются уже несколько последних лет. Напомним, что компания объявила о намерении открыть рестораны быстрого питания в Казахстане в 2015 году вместе с казахстанским франчайзи Кайратом Боранбаевым.
Рекомендуем вам прочитать наши другие интересные статьи:
Удивительная история успеха Starbucks: как маленький бренд стал мировым культом
Ритейл по-французски: невероятная история успеха торговой сети AUCHAN
Tesla Motors: непростая история успеха «убийцы» бензиновых двигателей
ТОП-5 самых страшных биржевых обвалов в истории человечества
Фальшивые деньги: самые известные фальшивомонетчики и интересные случаи
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
История «Макдональдс»: от преданных фанатов до громких разбирательств
55 лет назад, 15 апреля 1955 года, в США открылся первый ресторан «McDonald’s». На данный момент это крупнейшая сеть закусочных. Под брендом «McDonald’s» работает около 32 000 ресторанов в более чем 110 странах мира. Ежедневно через кассы культового «фастфуда» проходит около 47 миллионов посетителей.
«Забегаловка» для автомобилистов
Они ввели систему самообслуживания на прилавке, кухня была переделана под массовое производство и работала по принципу конвейера. Меню по сравнению с сегодняшним было довольно скудным: гамбургер, чизбургер, три вида безалкогольных напитков, молоко, кофе, пирожки, картофель фри и чипсы. В каком-то смысле, Калифорния пережила «ресторанную революцию». Впервые за всю историю ресторанного бизнеса посетители не сидели за столиками в ожидании заказа, а обслуживали себя самостоятельно.
Первая «золотая арка» и «Библия Макдональдса»
Спустя некоторое время от клиентов просто не было отбоя, доход братьев превысил 350 тысяч в год. О них начали говорить по всей Калифорнии, писать в газетах и журналах. Их небольшой ресторан стал одним из самых посещаемых мест. Правда, идея расширения столь успешного бизнеса принадлежит далеко не Макдональдсам, а предпринимателю Рэю Кроку (Ray Kroc), который на тот момент находился на грани разорения. Крок предложил братьям расширить бизнес пуем продажи франшиз и открыть сеть ресторанов. В 1955 году Крок основал франчайзинговую компанию под названием «Макдональдс Систем, Инк.». А 15 апреля 1955 года в городе Дес-Плейнс (штат Иллинойс, США) появилась первая «золотая арка», пишет Интернет-издание forbes.by.
В 1958 году в «McDonald’s» появилась первая инструкция, где на 75 страницах подробнейшим образом был описан порядок действий по приготовлению еды и правила общения с клиентами. На сегодняшний день в этой книге более 700 страниц, сами работники ресторана называют ее «Библией Макдональдса».
В 1960 году компания была переименована в «McDonald’s Corporation». Сначала Крок не мог похвастаться слишком большими доходами: за год ему удалось продать лишь 18 франшиз. «Франшизный бум» произошел после того, как право на открытие очередного ресторана «McDonald’s» приобрел журналист Сэнфорд Агате, чьи доходы через два года деятельности «фастфуда» превысили доходы Крока. Именно тогда многие предприниматели увидели в «McDonald’s» шанс для успешного развития бизнеса. Количество желающих открыть очередной ресторан, приносящий баснословные доходы, резко возросло.
В 1961 году Крок выкупил компанию у братьев Макдональд за 2,7 млн. долларов. Он отказывался брать на работу женщин, так как считал, что их присутствие снизит производительность из-за любовных притязаний мужчин. Правда, в 1968 году подобное дискриминационное решение пришлось отменить, пишет fashiontime.ru.
Миллиардный гамбургер
В 1963 году производительность компании составила миллион гамбургеров в день. Тогда же во время одного из популярных телевизионных шоу Крок продал миллиардный гамбургер. В 1965 году в США было открыто более 700 ресторанов, у сети появился всеми узнаваемый символ – клоун Рональд Макдональд. Правда, в Японии он известен как «Дональд Макдональд». Это связано с тем, что японцам довольно сложно выговорить букву «р».
На сегодняшний день в мире под брендом «McDonald’s» работает более 31 000 ресторанов в 120 странах. При этом в ассортименте присутствуют как классические блюда (гамбургер, картофель фри, чизбургер), так и характерные для каждой страны. Например, в Германии и Испании в меню можно встретить пиво, а в Гонконге есть специфические рисовые бургеры.
В январе 2010 года компания «McDonald’s» объявила о назначении нового президента. Им стал Дон Томпсон (Don Thompson), ранее возглавлявший одно из подразделений сети. Свою карьеру в «McDonald’s» 46-летний Томпсон начал еще в 1990 году с позиции инженера-электротехника, сообщает издание The New York Times.
Поклонники и критики
Поклонников «McDonald’s» можно встретить не только среди обычных посетителей, но и в рядах персонала. Так, в прошлом году один из сотрудников «McDonald’s» отметил, пожалуй, самый необычный юбилей. 68-летний Леонард Ромберг (Leonard Rhomberg) проработал в популярной сети 50 лет, сообщает «АВС».
Однако помимо отчаянных работников и любителей «перекусить на ходу», у популярного «фастфуда» есть и противники. В 2008 году Пол Маккартни призвал своих фанатов бойкотировать закусочные известной сети. Дело в том, что в Ливерпуле в одном из ресторанов «McDonald’s» были размещены портреты бывших участников культовой группы «The Beatles», в том числе и самого Маккартни, для привлечения покупателей.
Впрочем, претензии к «McDonald’s» предъявляли по самым разным причинам и во многих странах, больше всего – в США. В 2008 году американец Филип Шерман подал в суд на «McDonald’s», требуя 3 миллиона долларов за то, что изображения его обнаженной жены появились в Интернете после того, как он оставил свой мобильный телефон с фотографиями в одном из заведений «фастфуда».
Нельзя не вспомнить и самый громкий судебный процесс, получивший название «Дело о кофе McDonald’s». Он разгорелся в феврале 1994 года, после того как 79-летняя американка Стелла Либек получила ожог третьей степени от горячего кофе. Компания компенсировала ущерб, выплатив 640 тысяч долларов. Именно после этого случая на стаканчиках появились надписи об опасности горячего кофе, сообщает Интернет-издание newsru.com.
В России на популярную сеть также поступал ряд жалоб. Например, в мае 2004 года москвичка Ольга Кузнецова подала в суд после того, как получила ожоги от опрокинутого на себя кофе. Женщина просила взыскать с ресторана в качестве моральной компенсации 900 тысяч рублей. Но дело так и не довели до конца: в ноябре 2006 года суд прекратил производство по иску Кузнецовой.
В 2003 году семья из американского штата Флорида подала в суд, заявив, что булочка из «McDonald’s» разрушила их семейный очаг. Истцы уверяли, что в одном из ресторанов им была продана булочка, которая «повредила зубы главы семейства, что, в свою очередь, нарушило покой и семейное счастье его супруги».