Международная федерация фехтования была основана 29 ноября 1913 в Париже. Сегодня она располагается в Лозанне (Швейцария). Федерация Фехтования России (ФФР) официальный сайт.
История возникновения и развития фехтования
В средние века фехтованием занимались в основном представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простые горожане и крестьяне фехтовали на палках, обитых железом или на алебардах.
Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке, примерно в тоже время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.
Первые соревнования по фехтованию (в современной их трактовке) были проведены в 1986 году в Будапеште.
9 ноября 1913 года в Париже была создана Международной федерации фехтования. В 1914 году были сформулированы первые международные правила. В 1921 году в Париже под её эгидой был организован первый международный турнир, который позже получил статус чемпионата мира. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года.
Первый Чемпионат Европы был проведен в 1981 году под эгидой Европейской конфедерацией фехтования, а с 1972 года стал проводиться Кубок мира по фехтованию.
Правила фехтования
За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.
Фехтовальная дорожка
Фехтовальная дорожка имеет размеры 14 метров в дину и 1,5 – 2 метра в ширину. Она изготовлена из электропроводящего материала и изолирована от системы регистрирующей уколы и удары. На дорожке нанесена следующая разметка:
С каждой стороны дорожки обозначены двухметровые отрезки (по всей ширине), которые предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.
Фехтовальная экипировка
Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.
У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.
Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.
Судейство в фехтовании
Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:
Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.
Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.
Соревнования по фехтованию
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Фехтование».
Фехтование — один из самых известных и популярных видов спорта. Фехтование было включено в программу первых Олимпийских игр 1896 года, после чего ни разу ни одна Олимпиада не обходилась без этого красивого и изящного единоборства. Представляем вашему вниманию 11 (не включая бонус) занятных фактов о фехтовании.
Судейство на французском
В отличие от многих видов спорта, где английский язык является главенствующим (офф-сайды, нокауты, буллиты и т.д.) в фехтовании существует традиция судейства международных соревнований на французском языке. Поэтому многие фехтовальщики хорошо знают французские наименования основных терминов.
Спорт для интеллектуалов
Интересно, что фехтование часто включают в тройку наиболее интеллектуальных видов спорта, требующих помимо необходимых физических данных и волевых качеств определенных стратегических навыков (обычно в этом списке, естественно, шахматы, а также спортивные единоборства, такие как самбо и собственно фехтование).
У фехтовальщиков самые сильные ноги среди всех спортсменов-олимпийцев. На ноги фехтовальщика приходится в среднем 70 % от всей нагрузки.
Чем легче, тем лучше
Читая биографии известных актеров, часто можно наткнуться на фразу, что при подготовке к какому-то фильму актеру пришлось научиться фехтованию. У некоторых это вызывает недоумение — как можно за несколько месяцев научиться фехтовать, ведь спортсмены тренируются годами. На самом же деле речь идет о так называемом арт-фехтовании. Артистическое фехтование достаточно далеко как от реального боя, так и от спортивного фехтования, но более зрелищнее и драматичнее подражает поединку на шпагах, рапирах или саблях. В спортивном бою у мастеров фехтования удары наносятся гораздо реже. Большее значение имеет перемещение по дорожке и поиск нужной для успешного удара дистанции. Начинающих же саблистов можно безошибочно определить на слух по громким звукам ударов, даже не глядя на спортивную «дорожку», — из-за характерной для них манеры ритмично, по очереди и очень сильно бить по клинкам друг друга. Ведь именно так фехтуют всевозможные « мушкетеры» в кино, которым они и пытаются подражать впервые взяв в руки спортивную саблю. Такие «фехтовальщики» обычно не могут нанести опытному спортсмену ни одного удара.
Под королевским покровительством
История фехтования насчитывает не одно столетие. Этот вид спорта берет начало в 1200-х гг. Изначально конечно фехтование представляло собой не вид спорта, а военное искусство. На ряду со многими видами двигательной активности или развлечениями связанных с физическими упражнениями, фехтование был единственным военным искусством, которому оказывали значительную поддержку короли.
Без весовых категорий
В Олимпийских играх современности представлено большое количество спортивных единоборств, начиная борьбой и заканчивая тхэквондо. Но фехтование является единственным видом спортивного единоборства в олимпийском движении, где не существует весовых категорий.
В XVI-XIX веках для подробного описания фехтования, его стилей, а также техник защиты и нападения привлекались лучшие специалисты. В те времена за такие рукописи выплачивались огромные суммы, и эти записи хранили как научные трактаты.
baletОт фехтования к балету
Множество балетных позиций было взято именно из фехтования – они использовались в танцах при Французском дворе в XVII веке, поскольку, во-первых, их без труда могли выучить мужчины, а во-вторых, они соединяли в себе грациозность и силу.
750-граммовый тест проверки силы укола — необходимая сила давления, для повреждения кожи на дуэли. Это было специально разработано, потому как считалось, что честь на дуэли защищена, если пролилась первая кровь – даже если это была самая маленькая капелька от небольшого колотого ранения.
Многие знаменитые и уважаемые личности занимались фехтованием: философ Рене Декарт, исследователь Сэр Ричард Бартон, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, президент США Теодор Рузвельт, поет Эзра Паунд, писатели Теренс Хэнбери Уайт и, конечно же,Александр Дюма (которого принято считать лучшим экспертом в мире по вопросам фехтования и дуэлей), киноактеры Кэтрин Зета-Джонс, Том Круз, Уилл Смит, Мадонна, Деннис Хэйсберт и звезда футбола Дэвид Бекхэм. Барон Пьер де Кубертен.
Казалось бы, восстановить на страницах романов картины поединков прошлого легче легкого, ведь сегодня немало людей занимается спортивным фехтованием. Но есть ли у этого спорта что-то общее со смертоносными приемами древних бойцов?
Им бы спортивные рапиры.
Античность
Вопреки распространенному мнению, египтяне проявляли оригинальность даже в отношении формы пирамид.
«. В мужеубийствах и битвах я опыт имею немалый,
Щит сухокожий умею ворочать и вправо, и влево,
С ним управляюсь искусно и храбро в кровавом сраженьи;
На колеснице умею ворваться и в конную свалку,
Пляску Ареса могу проплясать и в бою рукопашном».
Колесничный воин не имел возможности пользоваться мечом.
О боевых искусствах Древней Греции нам могут поведать не только стихи Гомера, но и программы античных Олимпиад. В число популярных среди греков видов спорта входили: бег, прыжки, метание копья на точность, метание камня (дисковидного) на дальность, борьба, кулачный бой и гонки на колесницах. Но не фехтование.
Даже метание диска в свое время было военно-прикладным видом спорта.
Фильм «Гладиатор» выделяется неподражаемой антиисторичностью.
О значении, придаваемом искусству владения мечом римлянами, свидетельствует не столько их жадный интерес к гладиаторским боям, сколько то обстоятельство, что наиболее способные гладиаторы отдавались в обучение в дома знатных всадников. Так и не осилив премудрости верховой езды, римские аристократы вынуждены были освоить изощренные приемы пешего боя. В гладиаторских же школах учили лишь особому «сценическому» фехтованию. На арене требовалась зрелищность, а не эффективность приемов.
Рубящие удары, оставляющие обширные, но неглубокие раны, римляне оставляли для Колизея. В бою корд применялся для внезапных разящих выпадов и очень редко для парирования. Вражеские клинки в основном принимались на щит. Всадники и центурионы предпочитали огромным скутумам более удобные в поединке круглые щиты.
Щитом же наносились и удары: верхним краем в горло, нижним — по ногам, а умбоном — в грудь, чтобы выбить противника из равновесия и заставить раскрыться. Как и египтяне, римляне дополняли собственно фехтование приемами рукопашного боя: подсечками, захватами, ударами ногами и головой.
Средние века
В 3 веке до нашей эры важной вехой в развитии фехтования стало появление в Галлии спаты — первого «настоящего» меча, название которого стало нарицательным и постепенно трансформировалось в европейских языках в «шпагу». При длине клинка 65 сантиметров и весе 1,3 килограмма, откованная из 2—7 полос железа и стали спата обычно имела скругленный конец и предназначалась только для рубящих ударов. Такой меч хорошо подходил как пешему бойцу, так и воину, сидящему на невысокой лошади. Несмотря на скептическое отношение римлян к рубящему оружию, они не могли не признать, что в поединке более тяжелая и длинная спата имела преимущества по сравнению с гладиусом.
Античное фехтование на кинжалах мало походило как на современное, так и на средневековое фехтование.
Вскоре после покорения Галлии спаты были приняты на вооружение римской кавалерией. От римлян спата перешла к франкам, прослужив до 8 века, когда появление стремени и увеличение роста лошадей вынудило всадников использовать более длинные каролингские мечи.
Характерно, что боевые приемы пришедших на руины римской цивилизации варваров первое время имели удивительно много общего с гомеровской «пляской Ареса». Так, по сообщению Сидония Апполинария, «франки Хлодвига метали свои секиры и копья с удивительной силой, владели чрезвычайно искусно щитами и бросались на врага с такой стремительностью, что, казалось, они опережали пущенные ими дротики».
Как и грек-ахеец, франкский воин должен был уметь быстро бегать, метко метать копья и ловко «ворочать щитом». А в скандинавской «Саге об Эгиле» поединок двух викингов описывается следующим образом:
Как можно заметить, манера фехтования Скарпхедина и Сигмунда не отличается особым изяществом. Противники не уклоняются от ударов и не пытаются парировать их, всецело полагаясь на щиты. Благо за время поединка этот элемент снаряжения дозволялось сменить трижды.
Попытки увернуться от вражеского клинка в то время почитались пустой потерей времени. Низкое качество стали вынуждало бойцов вкладывать в удары максимальную силу: не только секирой, но и относительно легким мечом невозможно было рубануть «вдруг» — без подготовки. Уклоняющийся воин не мог одновременно заносить меч и просто «пропускал ход».
В таких латах особо не попрыгаешь.
Еще более тяжеловесной выглядела схватка между спешенными рыцарями. Жесткие латы, с одной стороны, замедляли движения противников, а с другой — вынуждали их отвешивать друг другу сокрушительные удары.
Конечно же, сказать, что воины средних веков вовсе не умели обходиться без щитов, будет преувеличением. В пылу сражения бойцы нередко намеренно забрасывали щиты за спину, чтобы перехватить двумя руками рукоять меча или секиры. Так скорее можно было изрубить вражеский щит, заставить противника отступить или опрокинуть его мощным ударом.
Но дело было не только в порче меча. Главное — встретив вражеский выпад щитом, воин автоматически оказывался в удобной позиции для нанесения ответного удара. Парирование же (как и уклонение) не позволяло перехватить инициативу.
Особенно часто отражать удары мечом приходилось всадникам.
Эпоха Возрождения
В конце 15 века появились первые письменные наставления по фехтованию.
Неудобство тяжелых доспехов для пешего бойца, а также сомнительный уровень защиты, даваемый баклером, вынудили фехтовальщиков все-таки освоить вольты — приемы уклонения от вражеских атак. Особое значение увертливости бойца придавало и то, что парирование ударов мечом в 15—16 веках продолжало считаться нежелательным.
В это же время в среде ландскнехтов оттачивались приемы фехтования на кордах, отличительной чертой этих приемов была крайняя неразборчивость в средствах. На поле боя нет места длительным поединкам — противника требуется вывести из строя максимально быстро. Захват вражеского клинка ладонью в этой связи считался шагом отчаянным, но допустимым. Качество заточки все еще позволяло — при должном опыте — провести такой прием, не получив серьезной раны.
Время мушкетеров
При том же весе, что и шпага, рапира могла быть на 25 сантиметров длиннее.
Стиль фехтования одним длинным мечом относится в мирах фэнтези к числу наиболее распространенных. И это очень печально, так как в средние века такой стиль не был и не мог быть известен. Средневековые мечи просто не годились для ударов «от локтя». Даже для того, чтобы пробить самый легкий доспех или разрубить кости, требовался широкий размах. Но размахиваясь, воин без щита должен был неизбежно раскрыться.
Шпаги длиной клинка 85 см и весом всего 850 граммов обладали минимальной инерцией и позволяли сразу же переводить парирование в молниеносную контратаку. Тем не менее боевое фехтование даже в исполнении мушкетеров 17 века все еще имело ряд существенных отличий от современного спортивного стиля.
В наше время для того, чтобы одержать победу, спортсмену требуется коснуться противника на 0,04 секунды раньше. Уколы нередко следуют один за другим почти мгновенно. Располагая и для атаки, и для обороны всего одной шпагой, фехтовальщик раскрывается в момент нанесения удара. По этой причине в бою воин делал разящий выпад не раньше, чем противник оказывался выведенным из равновесия, а его шпага отбита далеко в сторону. Но и в этом случае, если нанести действительно опасную рану не представлялось возможным, боец вовсе воздерживался от атаки.
Век шпаги
Начиная с 16 века фехтование в Европе рассматривалось как нечто большее, чем боевое искусство. Потеснив верховую езду, оно стало неотъемлемой частью дворянской культуры. В России в 18—19 веках фехтование не просто преподавалось в университетах и гимназиях. Шпага являлась обязательным атрибутом гражданского и студенческого мундиров.
Фехтование на саблях
Купцы в России при парадной одежде были обязаны носить сабли.
Искусство фехтования на саблях достигло совершенства в Азии еще в средние века. Благодатной почвой для его развития стало появление на Ближнем Востоке регулярной пехоты: мамлюков, а затем янычар. Обучение «молодцев» борьбе и фехтованию возлагалось султаном на особый орден дервишей. Судя по тому, что превосходство азиатских воинов в бою на саблях признавалось вплоть до эпохи Наполеоновских войн, далеко не все восточные монахи занимались ерундой.
Поскольку шашки и ятаганы не снабжались гардой, азиатская (в Европе ее называли венгерской) школа фехтования включала особые — «длинные» — защиты. Клинок при отражении удара удерживался острием вниз. Соответственно, в атаке преобладали неуловимые кистевые удары, направленные «изнутри» — снизу вверх.
В Европе сабли получили распространение еще в 16 веке, но кистевые удары не признавались вплоть до 18 века. Для того, чтобы наносить раны усилием одной кисти, требовались очень острые и легкие дамасские клинки.
Фехтование на шпагах входит в программу современного пятиборья. Помимо классического, культивируются также национальные виды фехтования (на различных видах оружия), фехтование на инвалидных колясках, историческое и сценическое фехтование.
Правила.
Площадка.
Поединки фехтовальщиков проходят на дорожке (или поле боя) длиной 14 м и шириной 1,5–2,00 м со специальной разметкой в виде проходящей посередине (перпендикулярно дорожке) центральной линии, двух линий исходной позиции (расположенных на расстоянии 2 м от центральной линии), а также боковых и задних границ дорожки. Кроме того, с каждой стороны дорожки – по всей ее ширине – выделяются (обычно контрастным цветом) отрезки длиной в 2 м: во время поединка это служит своеобразным предупреждением отступающему спортсмену, что он находится в опасной близости от своей задней границы.
Оружие, поражаемая поверхность.
Рапира
Шпага
Сабля
— современная облегченная версия кавалерийского клинка (трапециевидного сечения). Имеющая такой же, как и рапира, вес, но чуть меньшую длину (до 105 см, длина клинка – не более 88 см), сабля относится к колюще-рубящему оружию: в поединке саблистов засчитываются не только уколы острием, но и удары различными частями клинка. Сабля имеет овальную гарду со скобой, что позволяет защищать не только кисть, но и пальцы спортсмена. Удары гардой запрещены: за подобные удары начисляются штрафные очки.
Поражаемая поверхность
(т.е. часть тела соперника, укол в которую приносит спортсмену очки) в поединке на рапирах включает в себя торс спереди и сзади (до пояса); голова, руки и ноги в нее не входят. В случае нанесения укола за пределы поражаемой поверхности поединок останавливается, а этот и все последующие (в данном эпизоде) уколы не засчитываются. Поражаемая поверхность в поединке шпажистов – все тело (исключая затылок). У саблистов засчитываются уколы (удары) во все части тела выше пояса, включая руки и голову (кроме затылка). Попадания в другие части тела не засчитываются, но бой при этом – в отличие от поединка рапиристов – не останавливается.
Экипировка фехтовальщика.
Включает: легкий защитный костюм белого цвета, состоящий из куртки (колет) и бриджей; такого же цвета длинные (до колена) носки и специальную обувь; маску для лица с металлической сеткой и приспособлением, защищающим горло спортсмена; перчатку (надевается на руку, в которой фехтовальщик держит оружие).
Саблисты надевают поверх костюма специальные металлизированные куртки, а рапиристы – жилеты, закрывающие поражаемую поверхность спортсмена, при нанесении укола (или – у саблистов – удара) в нее на регистрирующем аппарате (электрофиксаторе) загорается цветная лампочка: в случае, если все было сделано в соответствии с правилами, этот укол (удар) засчитывается и нанесшему его спортсмену присуждается очко. (При нанесении укола вне зачетной зоны на аппарате, соответственно, загорается белая лампочка.) У саблистов голова входит в поражаемую поверхность, поэтому их маска находится в электрическом контакте с курткой. Поскольку у шпажистов все тело является поражаемой поверхностью, они не носят поверх костюма никаких металлизированных одежд.
Через одежду фехтовальщика проходит электрическая схема, связанная с регистрирующим аппаратом проводной или беспроводной системой.
Под костюм фехтовальщики надевают защитные нагрудники, выдерживающие удары до 800 ньютон. В куртки женщин-фехтовальщиц вшиты также протекторы для груди.
Фиксация уколов (ударов).
Долгое время осуществлялась сугубо визуально четырьмя помощниками главного судьи, располагавшимися по разные стороны от фехтовальной дорожки. В 1936 были впервые введены правила, по которым уколы в поединках шпажистов стали регистрироваться при помощи электрофиксатора. Позднее эти правила не раз уточнялись и дополнялись. В 1957 подобная система введена в соревнованиях на рапирах, а в 1988 – на саблях.
При срабатывании электрофиксатора раздается звуковой и зажигается световой сигнал: в поединке шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается также, был ли этот укол/удар нанесен в поражаемую поверхность. Только эти сигналы могут служить основанием для присуждения укола. Рефери может и не засчитать зарегистрированный электрофиксатором укол – в случае, если он был нанесен с нарушением правил.
Бои на шпагах приближены к условиям реального поединка (дуэли). Право атаки здесь не действует. Очко за укол получает тот, кто раньше (в пределах 0,04–0,05 сек) поразит соперника: подобное преимущество определяется с помощью электрофиксатора. При меньшем интервале уколы засчитываются обоим соперникам (за исключением ситуаций, когда подобные уколы наносятся в конце поединка при равном счете).
После команды «Стой!» уколы (удары) не засчитываются – за исключением случаев, когда процесс нанесения укола (удара) начался еще до команды.
Ход и хронометраж поединка, определение победителя.
В случае начисления очка соперники возвращаются на исходные позиции, а при остановке боя без присуждения укола возобновляют его с того места, где он был остановлен (за исключением ситуации, когда назначается «штраф в 1 метр»).
В поединке фехтовальщиков хронометрируется «чистое время», т.е. временные промежутки между командами судьи к началу (продолжению) и остановке боя.
В финальной стадии соревнований индивидуальные поединки делятся на три 3-минутных раунда с минутным перерывом между ними. (В случае, когда кто-то из участников боя получает травму, может быть сделан 10-минутный перерыв для оказания ему медицинской помощи: если по истечении перерыва травмированный фехтовальщик не может – по медицинским показаниям – продолжать бой, он отстраняется от участия в поединке, в командных соревнованиях место травмированного спортсмена занимает запасной участник команды.) Побеждает в бою спортсмен, первым набравший 15 очков (или же больше очков на момент истечения времени поединка). При ничейном – к моменту окончания боя – счете добавляется еще одна минута, и борьба идет до первого укола. Предварительно разыгрывается так называемый «приоритет»: проводится жеребьевка, определяющая победителя на случай, если никто из соперников не сможет нанести решающий укол в добавленную минуту.
На предварительном этапе бой идет до 5 уколов и продолжается не более 3 мин.
В командных состязаниях каждый фехтовальщик должен провести поединок с каждым из трех участников команды-соперницы. Таким образом, матч между двумя командами состоит из 9 индивидуальных поединков. При этом первый бой заканчивается по достижении одной из сторон результата в 5 очков, второй – 10 и т.д. до 45 очков.
Судейство, нарушения, система наказаний.
В состав судейской бригады входят: рефери (или руководитель боя), судьи-ассистенты, хронометристы, «счетчики» и пр.
Если фехтовальщик заступает ногой (или обеими ногами) за боковые пределы дорожки, ему присуждается «штраф в 1 метр»: поединок возобновляется на расстоянии 1 м от места нарушения – в сторону нарушившего спортсмена.
При вынесении предупреждения спортсмену показывается желтая карточка, при последующих аналогичных нарушениях (а также за некоторые дисциплинарные нарушения, даже если они допущены в первый раз) показывается красная карточка, означающая штрафной укол. Черная карточка (дисквалификация) показывается за грубые нарушения и неспортивное поведение, а также за некоторые повторные нарушения, за которые в ходе поединка спортсмену уже предъявлялась красная карточка.
В случае отказа от поединка или неявки на бой к назначенному времени спортсмен (команда) дисквалифицируется.
В зависимости от тяжести нарушения дисквалифицированный спортсмен может быть также отстранен от дальнейшего участия в этом соревновании – или целом ряде последующих соревнований.
Штрафные санкции могут быть применены не только к непосредственным участникам поединка, но и к другим представителям их команд, если те своими действиями мешают проведению боя.
Программа международных соревнований
неоднократно менялась. В настоящее время на Олимпийских играх фехтовальщики-мужчины разыгрывают 6 комплектов наград, женщины – 4: три в индивидуальных видах и один – в командном (шпага). На чемпионатах мира и Европы и мужчины, и женщины соревнуются во всех 6 видах программы. Соревнования на Кубок мира проходят в несколько этапов (по отдельным видам программы) в разных странах, результаты которых затем суммируются.
Поскольку мировые чемпионаты в «олимпийский год» не проводятся (победитель Олимпийских игр в том или ином виде фехтовального единоборства автоматически становится и чемпионом мира), на одном из этапов Кубка мира не только разыгрываются зачетные «кубковые очки», но и определяются мировые чемпионы в недостающих в олимпийской программе видах: к примеру, в 2004 это были женские командные турниры по рапире и сабле.
О мастерстве фехтовальщика.
Подготовка спортсмена.
Фехтование требует определенных физических, психологических и интеллектуальных способностей и навыков.
Эмоциональная устойчивость (не только в рамках отдельного боя, но и всего турнира, когда постепенно возрастает напряжение и значимость каждого поединка), умение собраться и не терять концентрации при работе на больших скоростях, моментально изменяющейся ситуации и постоянном противодействии соперника – основные психологические составляющие успеха.
Не менее важно для фехтовальщика наличие тактического и стратегического мышления, знание сильных и слабых сторон соперника (или, если это новый для него оппонент, способность по ходу боя выявить его излюбленные приемы, недостатки и т.д.), умение приспособить под себя его манеру ведения боя, переиграть противника, прежде всего, в быстроте и нестандартности мышления.
Опытный спортсмен прогнозирует развитие ситуации в поединке на несколько ходов вперед.
Вместе с тем одна и та же тактическая задача в фехтовании может решаться разными способами, а один и тот же прием может быть использован в разных ситуациях. Поэтому специфические данные спортсмена (иногда, казалось бы, не вполне подходящие для занятий фехтованием), так же, как особенности его техники, приверженность определенным тактическим решениям и пр. могут стать основой его индивидуальной манеры. Но развивать такую «специфику» надо не в ущерб общему повышению мастерства и фехтовальной культуры. Собственное творчество невозможно без овладения школой, классическими приемами фехтования.
О технике и тактике.
Атакующие и оборонительные действия в фехтовании отличаются большим разнообразием, что связано с различием как в конкретных их целях, так и в используемых при этом приемах. Например, выделяют атаку ответную, повторную, обоюдную и на подготовку, простую и комбинированную атаку и т.д.
Часто используют в фехтовальном бою всевозможные обманные движения: маскировку (скрывающую как конкретные тактические намерения фехтовальщика, так и его состояние и боевые возможности в целом), финты (угрожающие движения оружием), вызов, провоцирующий соперника на определенные действия, и т.д.
Тактика в фехтовании не сводится к выбору и применению определенных приемов в той или иной ситуации, а подразумевает и построение поединка в целом. При этом такие тактические характеристики боя, как ближний или дальний, наступательный или оборонительный, маневренный или позиционный, скоротечный или выжидательный, могут относиться и к отдельному его эпизоду, и к всему поединку, и к индивидуальной манере участников.
У командных соревнований своя специфика. От спортсмена требуется не только высокая техника, но и чувство локтя, а также особая выдержка (с психологической точки зрения сложнее всего вести первый и последний поединок в командном матче). В фехтовании даже существует понятие «командный боец».
Некоторые особенности поединков на рапирах, шпагах, саблях.
В поединке на саблях у спортсменов больше выбор приемов для поражения соперника. Саблисты наносят больше рубящих, чем колющих ударов, соответствующие движения шире и «проще», чем в других видах фехтовального единоборства, а рисунок боя в целом заметно отличается от схваток рапиристов и шпажистов. Поединки на саблях проходят на значительной дистанции с большим количеством быстрых перемещений. Еще одна особенность сабельного боя – некоторая «убранность» вооруженных рук соперников, пытающихся обезопасить себя от удара по руке: атакующие здесь имеют некоторое преимущество перед обороняющимися.
Бой на рапирах отличает исключительная напряженность, обилие ложных выпадов, молниеносных атак и контратак, здесь чрезвычайно важен точный расчет и техника работы ногами. Из-за незначительной (по сравнению с другими видами фехтовального единоборства) площади поражаемой поверхности защищаться рапиристу проще, чем атаковать. Рапирный бой идет на более близкой дистанции, здесь нечасто используют глубокие отходы. Рапирой управляют во многом за счет движений пальцами, столь же тонко строится и тактическая игра: рапиристы пытаются предугадать замысел соперника, перехитрить его.
Из истории фехтования.
Фехтование в древности и в Средние века.
В Средние века фехтованием на клинковом оружии занимались преимущественно представители знати (а фехтование как таковое считалось одной из «семи благородных рыцарских страстей»), простолюдины сражались на обычных палках, обитых железом, и алебардах. Самым ранним из дошедших до нас письменных упоминаний о фехтовании тех времен (с описанием соответствующей техники) считается манускрипт, созданный на юге Германии приблизительно в 1300.
Родиной фехтования считается Испания. Там в свое время началось производство знаменитых толедских клинков, отличавшихся легкостью и прочностью. Там же, – а позже и в др. европейских странах – получили распространение дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании вышли (во второй пол. 15 в.) и первые книги по истории фехтования. В Испании, а также Италии, Франции и Германии начинают складываться основы национальных школ владения шпагой.
В 16 в. итальянские мастера классифицируют основные фехтовальные действия и приемы и предпринимают попытки определить принципы фехтования как такового. В 1517 в Италии выходит первое в истории пособие по фехтованию, написанное А.Мароццо. (В 16–17 вв. многие мастера разрабатывали собственные стили фехтования и пытались популяризировать их не только при помощи показательных боев, но и авторских учебных пособий.)
Зарождение и развитие спортивного фехтования.
В 1891 в США создается Лига фехтовальщиков-любителей Америки (ныне – Фехтовальная ассоциация США), первая подобная организация в истории мирового фехтования. В 1902 свое общенациональное фехтовальное объединение формируется в Великобритании, в 1906 – во Франции, а затем и в некоторых других государствах.
В принятых в разных странах правилах по фехтованию существовали определенные – иногда весьма существенные – расхождения, что создавало немало проблем при проведении международных встреч и соревнований, включая официальные. В ноябре 1913 на встрече представителей национальных федераций и фехтовальных клубов 10 стран создана Международная федерация фехтования (ФИЕ – от франц. Federation Internationale d’Escrime), в которую в настоящее время входят 114 государств. В июне 1914 Федерация приняла первые «Международные правила».
Поначалу фехтование культивировалось в основном в Европе, поэтому основным международным турниром (наряду с Олимпийскими играми) вплоть до 1936 был чемпионат континента, впервые проведенный еще в 1906. Начиная с 1937, ежегодно организуются чемпионаты мира. Со временем стали устраиваться подобные соревнования и среди спортсменов младших возрастных групп.
К настоящему моменту спортивное фехтование претерпело немало изменений: и в экипировке, и в правилах (включая формулу поединка и соревнований), и в методике подготовки, – это касается не только отдельных ее составляющих, но и некоторых базовых постулатов: к примеру, сейчас уже считается не обязательным начинать обучение новичков непременно с рапиры.
Не все новшества сразу находят общее признание у спортсменов и специалистов. Так, многие поборники «классического фехтования» поначалу категорически не принимали электрофиксатор в боях на рапире. В их числе был и легендарный французский спортсмен Кристиан д’Ориоля (4-кратный олимпийский и 7-кратный мировой чемпион), утверждавший, что с электрофиксатором тонкое и изящное фехтование на рапирах утратит былую прелесть и романтику и превратится в подобие «грубого» единоборства на тяжеловесных шпагах. Подобные рассуждения не лишены оснований: из-за электрофиксатора рапирные бои стали отчасти беднее по технике и «проще» по тактике. С другой стороны, ход фехтовального поединка, избавившегося от чрезмерной ритуальности и условности, стал заметно свободней и быстрей. Лишь с появлением подлинных виртуозов электрорапиры (и, прежде всего, нашего Виктора Ждановича) стало совершенно очевидно: бой с применением регистрирующей аппаратуры тоже может быть «умным» и изысканным. В целом же современное фехтование намного атлетичней и динамичней, чем единоборство былых времен.
Наряду с «обычным» фехтованием в разных странах мира по-прежнему культивируются и традиционные национальные виды единоборств на холодном оружии. В Японии это – кендо, фехтование бамбуковыми палками, входившее даже в неофициальную программу Олимпийских игр 1964 в Токио. На Северном Кавказе распространена парикаоба, фехтование на шашках со щитами, в котором применяются также «боевые (или хевсурские) кольца» – широкие плоские кольца с остро заточенным краем, надеваемых на большой палец руки. В Китае практикуется дуаньбин, фехтование на коротких бамбуковых мечах цзянь и дао, а на Филлипинах – единоборство на длинных (в человеческий рост) боевых шестах арнис кавайян.
Фехтование на Олимпийских играх.
Фехтовальщики состязались уже на самых первых Олимпийских играх современности (1896). Фехтование – один из четырех видов спорта, входивших в программу всех без исключения Олимпиад. Участники Олимпийских игр-1896 соревновались в борьбе на рапирах и саблях (только мужчины). Сильнейшим среди рапиристов стал француз Ю.-А.Гравелотт, среди саблистов – грек И.Георгиадис.
Еще одна особенность фехтования как олимпийской дисциплины заключается в том, что уже на самых первых Олимпийских игр к участию были допущены профессионалы (инструкторы фехтования) – так называемые мастера. Эта своеобразная привилегия отмечалась в правилах, разработанных основоположником современного олимпизма бароном П. де Кубертеном. Мастера-рапиристы принимали участие в Играх 1896 и 1900. В 1900 к ним присоединились шпажисты и саблисты, соревновавшиеся и на промежуточных Олимпийских играх 1906.
С 1904 на Олимпийских играх разыгрывается командное первенство по фехтованию на рапирах (первые чемпионы – команда Кубы), с 1906 – на саблях (Германия). Были также добавлены в программу соревнования на шпагах: с 1900 – личные (Р.Фонст, Куба), с 1906 – командные (Франция).
Женщины впервые приняли участие в олимпийских соревнованиях по фехтованию (рапира) в 1924 (победительницей стала датчанка Э.Осиер). Командные состязания на рапире включены в программу в 1960 (первые чемпионы – спортсменки из СССР, в настоящее время женская командная рапира исключена из олимпийской программы). С 1996 женщины соревнуются также в фехтовании на шпагах (в Атланте первенствовали француженки: и в командном, и в индивидуальном зачете – Л.Флеззель). На Олимпийских играх-2004 в Афинах впервые проведены соревнования среди саблисток в индивидуальном зачете (победила М.Загунис, США).
Есть среди олимпийских чемпионов по фехтованию свои рекордсмены. Итальянец Н.Нади – единственный фехтовальщик, завоевавший 5 золотых медалей на одном олимпийском турнире (в 1920): в личных – рапира и сабля – и всех трех командных видах программы (еще одну золотую медаль он получил на Играх в 1912 за победу в турнире рапиристов). Его соотечественник Э.Манджаротти собрал самую большую среди всех фехтовальщиков коллекцию олимпийских наград – 13 (6+5+2), спортсмен завоевал их на пяти Олимпийских играх (1936–1960) в поединках (индивидуальных и командных) на шпаге и рапире. Венгерский саблист А.Геревич – единственный в истории спортсмен, побеждавший на шести Олимпиадах подряд (с 1932 по 1960), при этом в 1948 он завоевал «золото» и в личном, и в командном зачете, а последнюю из своих высших наград получил в 50 лет. В четырех Играх участвовал другой известный венгерский саблист Р.Карпати, завоевавший при этом 6 золотых медалей.
Надо заметить, что до середины 1950-х фехтовальщики Венгрии (сабля), а также Италии и Франции (рапира и шпага) были безусловными фаворитами олимпийских соревнований – и мирового фехтования в целом. (К примеру, венгерские саблисты в период с 1908 по 1960 девять раз выигрывали «золото» в командных соревнованиях на Олимпийских играх – еще один титул они завоевали в 1988). Но в кон. 1950–1960-е у них появились серьезные конкуренты, прежде всего в лице спортсменов из СССР, а также фехтовальщиков из Германии, Польши и некоторых др. стран. Команда наших рапиристок установила коллективный рекорд, четырежды (в 1960, 1968, 1972 и 1976) выиграв олимпийский турнир.
Фехтование в России.
Зарождение отечественного спортивного фехтования.
Зарождение фехтования у нас в стране относится к 17 в. Первоначально оно развивалось как часть воинского искусства и имело сугубо прикладное значение.
Большое внимание уделял фехтованию Петр I. Соответствующие упражнения входили в систему подготовки воинов российской армии. С начала 18 в. «рапирная наука» становится обязательным предметом в военных учебных заведениях: сначала – в Школе математических и навигационных наук, затем – в Морской академии наук (а позже – и в Кадетском корпусе). Преподавали фехтование иностранные специалисты. Учащиеся, имевшие по этой дисциплине отличные оценки, получали дополнительное жалованье. Для дворян совершенство в «шпажной битве» считалось обязательным.
Постепенно все большее развитие получает спортивное фехтование. В 1778 состоялись первые в России соревнования. Приблизительно в это же время на Златоустовском заводе был изготовлен первый в стране спортивный клинок.
В 1816 в Санкт-Петербурге открывается первая фехтовальная школа, где готовили учителей и инструкторов. Помимо Москвы и Петербурга, спортивное фехтование культивируется в Севастополе, Омске, Смоленске и некоторых др. городах. Среди любителей фехтования были А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др. известные люди той поры.
Основоположниками российской школы фехтования стали И.Сивербрик, автор Руководства к изучению фехтования на рапирах и эспадронах и А.Соколов, написавший Начертания правил фехтовального искусства. Оба были не только теоретиками, но и – наряду с др. российскими мастерами – замечательными практиками фехтования. Их пособия вышли в 1850-е. А в 1855 в Петербурге открывается Фехтовально-гимнастический зал Отдельного гвардейского корпуса, ставший первым в истории отечественного фехтования обществом, которое имело официальный устав. Именно там в 1860 прошли и первые в России официальные соревнования по фехтованию (среди офицеров) на рапире, эспадроне и винтовке с эластичным штыком.
Во второй пол. 19 в. вводится обучение фехтованию в гимназиях и университетах. В кон. 19 – нач. 20 вв. в Москве, Петербурге и др. городах открываются частные фехтовальные курсы, классы, залы и пр. Спортивное фехтование культивируется теперь не только в армейской среде.
В 1899–1916 ежегодно разыгрывалось первенство России по фехтованию на рапире и эспадроне. В программу первого Фехтовального турнира военных училищ (1908) впервые были включены состязания шпажистов. Фехтование входило в программу Всероссийских олимпийских игр 1913 и 1914 (примечательно, что на Олимпиаде 1913 впервые прошли соревнования по фехтованию среди женщин – на рапирах). Сильнейшие российские фехтовальщики (П.Заковорот, А.Мордовин, Т.Климов, С.Агафонов и др.) принимали участие в международных турнирах. В 1912 состоялся их дебют и на Олимпийских Играх, но призовых мест там наши мастера фехтования занять не смогли.
Фехтование в СССР.
В 1918 открывается Гимнастико-фехтовальная школа Петроградского военного округа, а год спустя в Москве – Главная военная школа физического образования. Основными преподавателями в них были известные до революции фехтовальщики: П.А.Заковорот, П.К.Малахов, А.П.Галкин, Т.И.Климов и др. Климов, кроме того, долгое время оставался и сильнейшим спортсменом страны в фехтовании на саблях и рапирах.
Отношение к фехтованию – особенно в первые годы Советской власти – было неоднозначным. Немало спортивных руководителей считали его совершенно ненужной для советского человека «аристократической забавой». Нередко фехтовальщиков иронически называли «дуэлянтами». Но были у этого вида спорта и свои приверженцы.
В нач. 1920-х в разных городах страны появляются фехтовальные кружки. Проводятся городские и областные соревнования (включая первенства среди военнослужащих): так, в 1924 прошел первый чемпионат Москвы. Год спустя основана Всесоюзная секция фехтования (с 1958 – Федерация фехтования СССР). Фехтование было включено в программу Всесоюзной Спартакиады 1928. Общесоюзные чемпионаты поначалу не проводились, вместо них устраивались «Слеты мастеров». В 1938 впервые прошел чемпионат страны, с 1943 ставший ежегодным.
Не один год продолжался у нас спор фехтовальных «классиков», придерживавшихся строгих технических канонов и тактических схем, и «новаторов». Правоту последних во многом подтвердили итоги выступления наших фехтовальщиков в 1935 в Стамбуле на советско-турецкой спортивной встрече (это были первые международные соревнования для советских мастеров клинка). В большинстве поединков победу одержали хозяева, ничуть не превосходившие наших спортсменов по технике, но фехтовавшие в более современной и «раскованной» манере.
Немало внимания уделялось развитию в стране детского фехтования. В 1935 в Ленинграде открылась первая специализированная спортивная школа для детей. Чуть позже подобные учебные заведения появились в Москве, Ростове, Харькове и др. городах.
Со временем расширяется «фехтовальная география» страны, больше и разнообразней становится соревновательная программа. С 1948 разыгрывается первенство СССР среди юниоров, чуть позже стали проходить чемпионаты страны среди подростков от 15 лет. Помимо первенства страны в разных возрастных категориях разыгрывался также Кубок СССР. В разное время проводилось множество др. общесоюзных и региональных соревнований.
Первый после 1935 контакт советских фехтовальщиков с зарубежными коллегами состоялся в 1951, когда в СССР приехали венгерские мастера и провели матч, а также серию тренировок с нашими спортсменами (подобные совместные сборы стали затем регулярными). Эта встреча наглядно продемонстрировала некоторые серьезные упущения в подготовке наших мастеров: в том числе чрезмерное увлечение «физикой» в ущерб технике.
В 1952 Всесоюзная секция фехтования вступила в ФИЕ. Поначалу наши фехтовальщики выступали на международных соревнованиях не очень успешно. На Олимпийских Играх-1952 ни в одном виде программы они не смогли попасть в финальную шестерку. Отчасти это связано с тем, что в предшествующий период в СССР использовалась преимущественно «массовая методика» обучения фехтованию, – и в основном на тяжелых видах оружия: получивший немалую популярность еще до Великой Отечественной войны чемпионат СССР по фехтованию на карабинах с эластичным штыком (вес такого карабина составлял ок. 2,5 кг) проводился вплоть до 1958. Сказывалась и многолетняя наша изоляция от мирового фехтования, а также то, что у нас продолжало культивироваться фехтовальное многоборье (лишь в нач. 1950-х руководство Всесоюзной секции фехтования приняло решение перейти к «узкой специализации»).
Вторая пол. 1950-х стала временем первых успехов советского фехтования в мире. В 1955 Марк Мидлер и Надежда Шитикова одержали первую победу на официальных международных соревнованиях (на турнире в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов). На Олимпийских Играх-1956 завоеваны первые «фехтовальные» олимпийские награды – бронзовые медали саблистов в командном и индивидуальном (Лев Кузнецов) зачете. В том же году советские спортсменки выиграли женский командный Чемпионат Мира, победив в финале француженок. В 1957 Александра Забелина получила первый наш индивидуальный мировой титул. А год спустя на Чемпионате Мира в США советские фехтовальщики впервые заняли первое место в общекомандном зачете, получив в общей сложности 8 наград: 3 «золота» (в индивидуальных – Валентина Растворова – и командных женских соревнованиях, а также в мужской сабле – Яков Рыльский), 4 «серебра» и «бронзу». Советские спортсмены стали первыми в истории обладателями «Большого приза наций», вручаемого ФИЕ за общекомандную победу на мировом первенстве и Олимпиаде. А Олимпийские Игры-1960 принесли нам и первое олимпийское «золото»: в личном (Виктор Жданович, рапира) и командном (мужская и женская рапира) видах программы.
1960–1970-е стали периодом расцвета советского фехтования. В это время у нас окончательно формируется своя фехтовальная школа – более «интеллектуальная» и разностороння, чем западные, – закладывается хорошая научная база. В те годы в СССР было подготовлено огромное число высококлассных мастеров, в равной степени претендовавших на места в национальной сборной: конкуренция в главной команде страны была очень высока. Именно по этой причине некоторые неофициальные состязания, где число представителей от одной страны не ограничивалось (например, турнир «Московская сабля»), по составу участников были даже сильнее, чем чемпионат мира и другие официальные турниры. Советская школа получила заслуженное признание во всем мире, а в 1963 за большие успехи наших спортсменов и за вклад в развитие мирового фехтования Федерация фехтования СССР награждена высшей наградой ФИЕ – Кубком Роберта Фейерика.
Советские спортсмены установили несколько своеобразных командных и личных достижений. К примеру, победив на Чемпионате Мира-1959, мужская команда рапиристов 8 лет не проигрывала ни одного соревнования. На мировых чемпионатах 1967 и 1979 советские фехтовальщики завоевали 6 (из 8) золотых медалей. Наши команды, – прежде всего ЦСКА, «Динамо» и «Буревестник» – не раз выигрывали Кубок Европы среди клубов. А у рапириста Александра Романькова больше всех индивидуальных мировых титулов в фехтовании – 5, завоеванных в период с 1974 по 1983. Четырежды выигрывали Олимпийские Игры (в личных и командных соревнованиях) Елена Белова, Виктор Сидяк и Виктор Кровопусков. По три олимпийских титула у Виктора Ждановича, Галины Гороховой, Татьяны Самусенко, Александры Забелиной и Владимира Назлымова.
В числе лучших советских фехтовальщиков, помимо уже упомянутых в этой статье, также А.Пономарева, Г.Крисс, Э.Ефимова, У.Мавлиханов, А.Никанчиков, Б.Хабаров, Г.Свешников, М.Ракита и мн. др. В развитие советской школы фехтования огромный вклад внесли замечательные тренеры, многие из которых в свое время сами становились победителями национальных и международных соревнований: В.А.Аркадьев, Р.И.Чернышева, М.П.Мидлер, И.И.Манаенко, Д.А.Тышлер, М.С.Ракита и др.
Современный этап.
После не очень убедительного выступления на Олимпийских Играх-1992 в Барселоне фехтовальщиков Объединенной команды СНГ многие зарубежные эксперты пришли к выводу, что страны бывшего СССР (в том числе Россия) вряд ли теперь смогут составить серьезную конкуренцию ведущим фехтовальным державам. Но их прогнозы не оправдались. У нас в стране осталось достаточно квалифицированных специалистов, сохранилась существовавшая ранее система подготовки спортсменов и преподавателей (от детских спортивных школ до ВУЗов) с собственной уникальной методикой.
После побед, одержанных в сер. 1990-х на различных международных соревнованиях, наши фехтовальщики добились значительных успехов на Олимпийских Играх-1996, где россияне впервые выступали как отдельная команда: в 10 видах программы 4 «золота» (включая победу в шпаге – после более чем 30-летнего нашего перерыва – Александра Бекетова), 2 «серебра» и одна «бронза».
Позиции России в мировом фехтовании по-прежнему сильны. На Чемпионате Мира в 2001–2003 наши мастера завоевали более трети всего «золота»: 13 первых мест (из 36) – больше, чем какая-либо другая страна. Победные традиции отечественного фехтования получили достойное продолжение. Так, мужская сборная команда саблистов трижды оказывалась сильнейшей на Олимпийских Играх, доведя общее число наших олимпийских побед в этом виде программы до семи, а завоеванный ею в 2003 мировой титул стал 19-ым в истории российского (советского) фехтования.
Лидер команды саблистов Станислав Поздняков – самый титулованный российский фехтовальщик: 4-кратный победитель Олимпийских Игр, многократный чемпион мира, Европы и обладатель Кубка мира. В числе наших ведущих спортсменов недавнего прошлого и настоящего также Г.Кириенко, П.Колобков, С.Шариков, Т.Логунова, Д.Шевченко, С.Бойко, А.Фросин, О.Ермакова, К.Азнавурян и др.
Федерация фехтования России основана в 1992 (президент – А.Усманов). Объединяет организации почти 40 субъектов РФ. Входит в состав ФИЕ. Проводит чемпионат страны (среди спортсменов разных возрастных категорий), разыгрывает Кубок России, организует турниры в рамках розыгрыша Кубка мира.
Фехтование в инвалидных колясках.
Входит в программу Паралимпийских игр (см. ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ), начиная с самой первой Паралимпиады 1960-го в Риме. (Сама идея подобной спортивной дисциплины была предложена несколькими годами раньше сэром Людвигом Гатманном.) Тогда фехтовальщики соревновались в трех видах: мужчины вели единоборство на саблях (в индивидуальном и командном зачете), а женщины – на рапирах (в личном зачете). Во всех трех видах первенствовали итальянцы, которые по сей день остаются в числе лидеров мирового фехтования на колясках. В 1960-е к ним присоединились Франция и Великобритания. Традиционно сильны спортсмены Германии, Израиля, Венгрии и Польши. Первоначально получившее признание в Европе, в начале 1990-х фехтование в колясках нашло немало приверженцев в Азии и Северной Америке, что подтверждает успешное выступление на Играх 1996–2004 спортсменов из Гонконга (в Афинах в числе победителей были также представители Китая и Таиланда).
С развитием соответствующей техники менялись правила и программа соревнований. В отличие от классического фехтования, здесь бой ведется в статичном положении на дорожке длиной 4 м: коляски при помощи специальных металлических конструкций фиксируются на месте. По правилам, тот из участников боя, у кого короче руки, выбирает дистанцию, на которой будет идти поединок. Во время схватки фехтовальщик должен держаться свободной рукой за кресло. Правилами не разрешается также приподниматься в кресле или отрывать ноги от подножки.
У рапиристов и саблистов поражаемая поверхность такая же, как в «обычном» фехтовании, у шпажистов – все тело выше пояса. Попадания регистрируются с помощью электрофиксатора. Укол в поражаемую поверхность приносит очко.
На предварительном этапе бой идет до 5 уколов не дольше 4 мин, по истечении которых победителем объявляется спортсмен, нанесший к этому моменту больше уколов сопернику. Далее соревнования проходят по системе с выбыванием: поединки идут до 15 уколов и делятся на три 3-минутных раунда с минутными перерывами между ними. По истечении времени боя победителем считается фехтовальщик, набравший больше очков, при ничейном исходе назначается дополнительная минута – до первого укола. В соревнованиях команд (состоящих из трех человек) матч идет до 45 уколов.
И мужчины, и женщины разыгрывают индивидуальное и командное первенство по рапире и шпаге, соревнования по сабле проводятся только среди мужчин. В общей сложности фехтовальщики разыгрывают на Паралимпийских играх 15 комплектов наград – в категориях A и B (принадлежность к той или иной категории определяется степенью подвижности спортсмена; участники категории C в Играх не участвуют).
Живой легендой фехтования на колясках стал венгерский рапирист Пал Секереш – единственный в мире спортсмен, сумевший стать призером и Олимпийских, и Паралимпйиских игр. Завоевав «бронзу» на Олимпийских играх-1988, он в результате автокатастрофы получил тяжелую травму, но вернулся в спорт, и на Паралимпийских играх 1992 в Барселоне выиграл золотую медаль. На Играх в Атланте в 1996 он победил в рапире и в сабле, добавив затем в свою коллекцию наград «бронзу» на соревнованиях в Сиднее и Афинах.
Боевое (историческое) фехтование.
Боевое фехтование возникло из увлечения «исторической реконструкцией». В 1970–1980-е в разных странах стали появляться военно-исторические клубы, ориентированные на изучение определенных эпох прошлого. Проводились костюмированные парады и праздники, одной из их составляющих стали со временем спортивные поединки.
У нас в стране насчитывается несколько десятков таких клубов (в Москве, Красноярске, Перми, Хабаровске, Иркутске и др. городах), – в том числе и официально зарегистрированные. Проводятся городские, региональные и общероссийские соревнования (в 1990-е сложилось несколько систем проведения поединков, включая разный порядок подсчета очков). Турнир «Меч России» приобрел статус национального чемпионата (в 2004 прошел уже восьмой чемпионат). В 1997 создана Федерация исторического фехтования России. Во второй половине 1990-х начались активные выезды за границу и тесные контакты с европейскими клубами.
Сценическое (театральное) фехтование.
Зародилось сценическое фехтование одновременно со спортивным. В целях пропаганды своей школы мастера фехтования (например, знаменитый итальянский фехтмейстер А.Мароццо) устраивали показательные бои с демонстрацией «фирменных» приемов – и целые «гастроли». Батальные сцены стали также неотъемлемой частью театральных постановок, а позже и кинофильмов.
В наше время сценическое фехтование – это еще и своеобразная спортивная дисциплина. Правила соревнований были разработаны во Франции, где действует немало клубов сценического фехтования и регулярно проводятся национальные чемпионаты. Весной 2004 там прошел и очередной чемпионат мира (следующий состоится в Германии в 2008.)
В России эта спортивная дисциплина делает первые шаги. Осенью 2004 в клубе «En Garde» (Москва) открылась Студия сценического фехтования, возглавляет ее известный специалист, профессор А.Д.Мовшович.
Очерки по теории и методике фехтования. М., 1996 Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М., 1969 Аркадьев В.А. Фехтование на рапирах. М., 1975 Лейтман Л. Физическая подготовка фехтовальщика. М., 1975 Родионов А. Психологическая подготовка фехтовальщика. М., 1975 Белова Е.Д. Фехтование в СССР: Ретроспективный аннотированный указатель литературы (1917-1972). Минск, 1976 Смоляков Ю.Т., Тышлер Д.А. Тренировка фехтовальщиков на шпагах. Минск, 1976 Сайчук Л. Ступени мастерства. М., 1981 Тышлер Д.А. Фехтование на саблях. (Соревновательная деятельность, спортивные способности и специализированные умения фехтовальщиков). М., 1981 Пономарев А.Н. Общие вопросы спортивного фехтования. М., 1982 Бойченко С.Д., Тышлер Д.А. Методика тактической подготовки фехтовальщика. Минск, 1983 Тышлер Д.А. Фехтовальные сюжеты. М., 1983 Аркадьев В.А., Любецкая Т.Л. Диалог о поединке. М., 1986 Пономарев А.Н. Фехтование: от новичка до мастера. М., 1987 Кинжалы: фехтовальные системы Востока. Минск, 1993 Романов Н.Н. Восхождение на Олимп. М., 1993 Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Что должен знать спортсмен о технике и тактике. М., 1995 Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. М., 1996 Королева А.П. История фехтования. Фехтование в древнем мире и в средние века. М., 1996 Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры. Под ред. Д.Тышлера. М., 1997 Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д. Фехтование на саблях. М., 1998 Тарас А.Е. Техника боевого фехтования. Минск, 1999 Базаревич В. и др. Фехтование. Что должны знать спортсмены и тренеры о судействе и проведении соревнований. М., 2000 Любецкая Т.Л. Братья Аркадьевы. М., 2000 Правила спортивных игр и состязаний: Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 2000 Мовшович А.Д., Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Многолетняя тренировка юных фехтовальщиков. М., 2002 Мишенев С.В. История европейского фехтования. М., 2004 Мовшович А.Д., Тышлер Д.А. Искусство сценического фехтования. М., 2004 Тышлер Д.А. Вашу саблю, маэстро! М., 2004