в какой стране получает развитие промышленная архитектура
Путеводитель по промышленной архитектуре
Ткацкая мануфактура в Ивановской области и пивзавод в Калининграде, элеватор в Челябинске и металлургический завод в Екатеринбурге. В новой серии цикла о разрушающемся историческом наследии историк Александр Можаев рассказывает о восхитительных заводах и фабриках, которые еще можно успеть увидеть
Промышленная архитектура — недооцененный и оттого малоизученный жанр. В последние двадцать лет ее ценность была значительно переосмыслена, в моду вошли понятия «промышленная конверсия» и «редевелопмент». Сегодня отношение к старым фабричным сооружениям — один из показателей цивилизованности застройщиков. С одной стороны, есть масса примеров удачной реконструкции старых фабрик с приспособлением под любые современные нужды. С другой, исчезают выдающиеся объекты (например, «Метровагонмаш» в Мытищах, снесенный в 2018 году). Другие памятники страдают от агрессивной реконструкции: угроза нависла над знаменитым комплексом Трехгорного пивзавода в Москве.
Огромное количество построенных вручную провинциальных старинных фабрик пребывает в запустении. В этой подборке мы расскажем о некоторых объектах, расположенных вне Москвы и Петербурга.
1. Суконная фабрика в Подмосковье
Суконная фабрика в селе Павловская Слобода Истринского района — один из старейших сохранившихся производственных комплексов России. Она была основана в середине XVIII века графом Сергеем Павловичем Ягужинским, в 1806 году передана комиссариатскому ведомству, обеспечивавшему армию снаряжением, провиантом и обмундированием, а в переустроена под гренадерские казармы. И потому, в отличие от абсолютного большинства старинных фабрик, избежала серьезной перестройки в капиталистическую эпоху.
Павлопосадская фабрика мало похожа на промышленную постройку и скорее напоминает служебные корпуса богатой ампирной усадьбы. И все же это полноценный производственный комплекс: два протяженных ткацких корпуса, достроенная позже казарменная церковь, а также здания стригальни, ворсильни, чесальни, токарни и литейни. Большая часть построек относятся к началу XIX века, но не исключено, что и корпуса, выстроенные Ягужинскими, частично сохранились.
В советские годы здесь были военные склады, и историки архитектуры ничего не знали об этом закрытом объекте. Только в 2015 году было подготовлено распоряжение о постановке комплекса на госохрану, и по странному совпадению в то же время в пустующих зданиях произошли пожары, а постановление об охранном статусе до сих пор не принято. Сейчас за памятником приглядывают волонтеры, проводящие субботники по расчистке развалин.
История развития промышленной архитектуры
В жизни современного общества промышленность играет важную, если не важнейшую роль, так как производит практически все продукты и товары, что используются в повседневной жизни. От эффективности работы промышленных предприятий напрямую зависит состояние и успех государственной экономики.
Этапы развития промышленной архитектуры
По мнению специалистов, следует выделять несколько этапов развития промышленной архитектуры. Все они характеризуются различным подходом к разработке проектов, использованием стройматериалов и другими особенностями.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Доиндустриальный
К данной эпохе относятся все промышленные сооружения, возведенные до 1760-х годов, когда сама по себе промышленность находилась в зачаточном состоянии и полностью зависела от повсеместного использования ручного труда. Тем не менее, этот период очень важный, так как именно тогда происходило зарождение промышленной архитектуры.
Становление индустрии (1760-1910 гг)
После начала Промышленной революции и все более распространяющейся механизации труда в Англии, а затем и по всему миру начинает зарождаться промышленное производство, где ручной труд вытесняется машинами. Поэтому для промышленных предприятий возводятся функциональные и практичные здания, что в дальнейшем оказало существенное влияние на развитие городской архитектуры ХХ века в общем.
Индустриальный период (1910-1970 гг)
По мере того, как машинное производство развивалось все более и более быстрыми темпами, к промышленным сооружениям предъявлялись новые требования. Выдающимися архитекторами этой эпохи являются П. Беренс и В. Гропиус, чьи проекты считаются переходными к индустриальной эпохе. При проектировании учитывалась особенности будущего производства, поэтому такой подход считается Второй Промышленной революцией, символизирующей начало эры функционализма в архитектуре.
С завершением НТР доля рационализма в функциональном промышленном проектировании достигает своего апогея. Появляются стандартизированные и унифицированные размеры сечений для каждого типа производственных построек – такой подход позволял существенно снизить затраты на возведение промышленных зданий, но при этом привел к кризису в промышленной архитектуре, так как обезличил производственную среду, сделал ее невыразительной, стандартной и бездушной.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Постиндустриальный период (с 1970 года).
С началом перехода промышленности на энергосберегающие технологии и массовую автоматизацию производственных процессов, начался новый период в истории промышленной архитектуры. Условия труда на производствах повышаются, делается упор на роль и место человека, что повлияло на изменение требований к промышленным зданиям, от полного рационализма к комфорту и удобству.
Роль промышленной архитектуры на сегодняшний день
Сущность промышленной архитектуры подчинена обслуживанию практических решений, а сама архитектура четко нацелена на выполнение производственных задач. Сюда относится обеспечение защиты рабочего пространства и персонала от негативного воздействия окружающей среды (ветер, дождь, холод), организация эффективной освещённости рабочих зон, рациональное размещение технологического оборудования и многое другое.
Каркасные конструкции промышленных зданий разрабатываются таким образом, чтобы соответствовать габаритам технологических цепочек. Но при этом существует два варианта комбинации планировки с технологией:
История развития промышленной архитектуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность промышленной архитектуры
Промышленное производство играет значительную роль в жизни современного общества. Продукты питания, бытовая химия, строительные материалы, транспортные средства и другие изделия, которыми пользуются люди ежедневно, произведены различными сферам промышленности. Эффективность производства определяет успех государства на мировом рынке и формирует экономику.
Различные сооружения промышленности являются частью архитектурно-пространственной среды. Нередко объекты промышленности формируют базу застройки улиц в городах.
На сегодняшний день архитектура любой промышленности может быть весьма разнообразной. Размер сооружений, площадь застройки, расположение промышленного комплекса вполне могут быть выразительными и выделяться неожиданными сочетаниями.
Примечательно, что фабрики и заводы по своим пространственным характеристикам существенно отличаются от зданий гражданского назначения.
Одной из основных особенностей, отличающих такие здания от гражданских сооружений является установленное в них технологическое оборудование. В случаях крупногабаритного производства размер технологического оборудования является определяющим фактором при формировании архитектурной части проекта промышленного здания.
Из выдающихся архитекторов, занимавшихся проектированием промышленных зданий можно выделить:
Внешний вид зданий промышленности сегодня является результатом очень долгих преобразований. Научный прогресс не стоит на месте, благодаря более развитым технологиям происходит совершенствование строительной техники, появляются новые строительные материалы, совершенствуются производственные объекты.
Готовые работы на аналогичную тему
Этапы развития промышленной архитектуры
В целом, развитие промышленной архитектуры можно поделить на несколько этапов:
Роль архитектурной составляющей в промышленности сегодня
Архитектура промышленности нацелена на выполнение производственных задач, ее сущность обусловлена обслуживанием прагматических решений. Ограждения рабочего пространства от внешних воздействий различной природы, рациональное размещение инженерных систем, перемещение конструктивных элементов за пределы рабочих зон, оптимальное освещение и многие другие факторы дают понять, что промышленная архитектура вторична по отношению к технологическим процессам.
Конструкции, призванные служить каркасом для промышленных зданий, в первую очередь нацелены на соответствие своей планировки габаритам технологических цепочек. Однако, здесь необходимо выделить два варианта комбинирования технологии и планировки. В первом случае огромные технологические комплексы, такие как конвейеры для автоматической сборки или прокатные станы, будут диктовать условия для объемных параметров сооружения в связи с доминирующей спецификой технологических процессов. Во втором случае мелкие технологические линии или индивидуальные рабочие места, свойственные легкой промышленности, могут подстраиваться под стандартные габариты цеха без какого-либо ущерба для технологии данного производства.
Совокупность вышеизложенных факторов наталкивает на мысль, что на сегодняшний день за редким исключением промышленная архитектура имеет по сути два ответвления: построение индивидуальной пространственной схемы каркаса и унифицированную совокупность каркасов для каждого типа производств.
Рисунок 2. Современное промышленное здание с этажеркой. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Промышленная архитектура
Вы будете перенаправлены на Автор24
Роль промышленной архитектуры
Важную роль в жизни современного человеческого общества имеет промышленное производство. Все предметы, окружающие нас, изделия, которые мы используем, транспортные средства и средства связи, продукты питания изготовлены на предприятиях, или каким-либо образом связаны с производством. Степень развития производства в сегодняшних реалиях определяет развитие экономики большинства стран мира. Объекты производственного назначения являются неотъемлемой частью архитектурно-пространственной среды. Промышленные комплексы достаточно активно формируют застройку площадей и улиц, часто становясь композиционными доминантами целых городских ансамблей.
Архитектура сегодняшних предприятий, разных по своим размерам, характеру застройки и по расположению внутри города, очень сложная, она бывает яркой и выразительной объемами, необычными формами и их сочетаниями.
Фабрики и заводы в большинстве своем существенно отличаются своими пространственными характеристиками от жилых и административных зданий. Главная их черта — это наличие технологического оборудования, являющегося определяющим при создании архитектуры производственного сооружения.
Некоторые крупные и, даже, гигантские промышленные цеха по размерам можно сравнить с целыми городскими районами. При этом параллельно есть производство, которое представлено небольшими мастерскими и участками, соотносимыми с городским окружением, и очень органично входящими в городской облик.
Индустриальная среда превращается в образы городов будущего, современные промышленные конструкции украшают общественные и промышленные постройки, отражаются в деталях множества престижных общественных комплексов. Роль промышленности в архитектуре невозможно переоценить. Самобытность художественного облика промышленности, ее насыщенность инженерными сооружениями, отражение социальных задач общества позволят рассказать о нас археологам будущего.
Готовые работы на аналогичную тему
Сегодняшнее состояние архитектуры производственных зданий является результатом их длительной эволюции и трансформаций. Совершенствование производственных сооружений происходило за счет развития новых технологий и строительной техники, появления новых материалов, видов сырья и топлива, за счет развития социальных, экологических, градостроительных требований к строящимся предприятиям.
В сфере промышленного зодчества трудились известные отечественные и зарубежные архитекторы: Беренс, Гропиус, Мендельсон, Кан, Аалто, Сааринены, братья Веснины, Леонидов, Орлов, Кузнецов, Фисенко. В современное время свое дальнейшее развитие архитектура производственных комплексов получает в необычных постройках Роджерса, Фостера, Гримшоу, Перро. Теория промышленной архитектуры, взаимосвязь предприятий и города рассматривались в работах Николаева, Кима, Бочарова и Фильварова. Исторические аспекты проблемы затрагивали в своих трудах: Алферов, Акерман, Хенн, Мюнце, Костов.
Во всем развитии архитектуры предприятий выделяется четыре основных этапа. Началом последних трех фактически считаются три «революции», которые произошли в промышленном производстве и архитектурном облике предприятий. Результатом этого стало значительное изменение принципов организации производства, а также эстетических взглядов в целом на промышленную застройку. Границы этих этапов очень условны. Это обусловлено тем, что зарождение черт любого периода начиналось еще до его начала, а постройки последующих этапов еще долго хранили черты этапа предыдущего. Границы этапов скорее отражают начало новых прогрессивных посылов в развитии промышленной архитектуры, которые в дальнейшем получили распространение или же послужили основой для новых направлений. К основным вехам относятся:
Доиндустриальный этап
Данный этап берет свое начало с древнейших времен и продолжается до 1770 года. Он является предысторией промышленной архитектуры с простым производством, базирующимся на ручном труде.
Архитектура зданий, связанных с производством, на этом этапе не имела специфических особенностей и была похожа на гражданскую архитектуру.
Этап можно разделить на два периода:
Началом мануфактурного периода можно считать появление в середине 16 века в Англии первых мануфактур.
Этап становления индустрии
Этот этап охватывает период с 1770 года по 1910 год. Он характеризуется промышленной революцией. Началом которой стали технические изобретения в Англии, и зарождение непосредственно промышленности. На данном этапе начинается переход от ручного труда к машинному, на предприятиях появляется функциональная архитектура, которая сыграла важную роль в развитии архитектуры 20 века.
Индустриальный этап
Индустриальный этап начинается в1910 году и заканчивается в 1970 году. Для него характерно активное развитие промышленности на базе машинного производства. Началом данного этапа и параллельно завершением предыдущего стали промышленные постройки Беренса и Гропиуса.
Рисунок 1. Промышленные постройки Беренса и Гропиуса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Они целенаправленно формировались на основе функционального подхода и новейшей промышленной эстетики, по значимости для промышленной архитектуры, сравнимой с промышленной революцией. Этот небольшой отрезок стал этапом функциональной архитектуры. Его можно разделить на два периода:
Постиндустриальный этап
Рисунок 2. Постиндустриальный этап. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Она заключалась в переходе к производству, которое основано на энергосберегающих технологиях, автоматизации технологических процессов, компьютеризации, введении электронных средств телекоммуникаций, активном развитии средних и малых предприятий. Улучшение условий работы и гуманизация сферы производства становятся главными факторами формирования новой промышленной архитектуры.
Промышленная архитектура во времени и пространстве
Сегодня п ромышленная архитектура – это широко употребляемое понятие, идентифицирующее пространственную среду для производственных процессов. Эта среда материализуется в разных объектах – производственных зданиях и сооружениях, предприятиях и их группах, которые распространены повсеместно, формируя крупные, средние и даже малые города. Значимость объектов промышленной архитектуры в жизни любого государства обусловлена их участием в обеспечении его экономической независимости и политической безопасности.
Тем не менее промышленная архитектура интересует людей, как правило, гораздо меньше, чем архитектура гражданская. С одной стороны, это обусловлено непостоянством материальных форм промышленной архитектуры, чьи постройки часто утрачивают первоначальный облик, превращаясь в нагромождение объемов, которые в конечном итоге сносятся, чтобы на их месте воздвигнуть новые, экономически более целесообразные. С другой стороны, в связи со своей ярко выраженной утилитарностью промышленные объекты находятся как бы на втором плане предметно-пространственной среды, занимая в архитектурной иерархии нижние позиции. Споры о присутствии здесь “художественного” не утихают и по сей день. К тому же фабрично-заводская среда всегда ассоциируется с выбросами, загрязнениями, иначе говоря, с экологической опасностью, что также способствует формированию потенциального невнимания, этакого намеренного забвения.
Но как бы люди не относились к промышленной архитектуре, она существует уже более трехсот лет. За сравнительно короткое время ею испытано многое: и периоды небывалого подъема, эстетизации всего, что связано с промышленностью, абсолютизации и даже слепой веры в ее безграничные возможности; и периоды сдержанного отношения как к “архитектуре второго сорта”. Но сегодня нельзя не видеть, что история промышленной архитектуры – это необходимая часть общей истории любой страны, позволяющая представить целостную картину исторического процесса.
Так сложилось, что промышленная архитектура вошла в мою жизнь более тридцати лет назад и с той поры стала для меня главным делом в профессии. Я полюбила эту архитектуру – такую своеобразную, сложную и противоречивую, величественную и ужасную. Мне нравятся ее большие пространства, крупномасштабные объемы, технические формы, острые углы. Она – лицо технического прогресса, иллюстрация всего хорошего и плохого в нем. Это о заводах написал художник Д. Ривера, что они чудо света, которое можно сравнить с египетскими пирамидами и римскими акведуками. И это их же в свое время охарактеризовал немецкий архитектор К. Шинкель как гигантские, колоссальных размеров… но безо всякой архитектуры.
Многолетнее системное исследование промышленной архитектуры позволило выявить удивительную, присущую только ей особенность – буквально с первых же дней своего существования она развивалась в разных странах совершенно одинаково, по одним и тем же законам, подчиняясь влияниям не столько внутренних процессов и условий, сколько общих механизмов своего развития. Поэтому объекты промышленной архитектуры так похожи в разных регионах, так узнаваемы. В кратком изложении исторические закономерности развития промышленной архитектуры выглядят следующим образом.
Периоды стабильности являются более длительными и составляют основную часть временного интервала существования промышленной архитектуры. В это время происходит накопление качественных характеристик объектов: совершенствуются типы, идет процесс расширения их разновидностей, количественных показателей. Периоды динамического состояния выглядят как определенные скачки в развитии. Их особенность – это создание новых типов и смена мотиваций в их распространении и структурной организации. Однако скачки не носят революционного характера, когда отвергается и резко ломается старое, предыдущее, а являются периодами, когда процесс приращения и накопления новых качеств резко убыстряется, в результате определяется следующее направление движения промышленной архитектуры.
В истории промышленной архитектуры существовало три скачка. Первый – 1790–1840-е гг. К этому времени оформились совершенно новые типы объектов: многоэтажное производственное здание с ярусным построением пространства и одноэтажное здание с организацией пространства в одной плоскости; промышленное поселение и промышленное предприятие. Установилась приоритетность распространения многоэтажного здания: оно составило 80% среди всех производственных зданий и охватило все, практически без исключения, отрасли промышленности. Известны примеры размещения машиностроительного и металлообрабатывающего производств в четырех-, пятиэтажных объемах. Определился и принцип структурной организации производственного пространства: промышленный объект рассматривался как объем для механизмов.
Второй скачок пришелся на 1900–1920-е гг. и был показателен следующим. Расширилось число типов, к ним добавились техническое сооружение, здание с организацией пространства в двух уровнях, объекты социального обслуживания, промышленный район. Это сопровождалось утверждением художественной составляющей промышленной архитектуры, признанием за ней права на свои, присущие только ей средства художественного выражения. Произошло изменение приоритетов в использовании типов. Одноэтажное здание на последующий период стало тем, чем было до этого многоэтажное, с тем же определяющим влиянием на все остальные типы, теперь оно составляло 70–80% от всех производственных зданий. Промышленный район получил распространение в качестве единственного способа организации территориальных объектов. В структурной организации типов принцип построения объекта как объема для механизмов заменился представлением его как объема для конкретного процесса.
Третий скачок начался в 1980-е гг. Его характеризует появление нового территориального типа – зоны смешанного использования и исчезновение типа промышленного поселения, а также наметившаяся стагнация в развитии существующих типов производственных зданий. Приоритетность распространения отдельных типов сменяется равной значимостью в применении каждого из них. Принцип построения объекта как объема для конкретного процесса уступил место структурной организации пространства, пригодного для любого процесса. Незаконченность сегодня типологической институализации объектов промышленной архитектуры свидетельствует о незавершенности данного этапа динамического состояния в ее историческом развитии.
Р аспространение одних и тех же типов промышленной архитектуры, их не только объемно-планировочная, структурно-пространственная схожесть, но и идентичность средств архитектурно-художественного выражения – еще одно доказательство общности процесса развития. Так, несмотря на разные стилевые предпочтения в гражданской архитектуре европейских стран, производственные здания на отдельных исторических отрезках выполнялись преимущественно в одном для всех стран стиле. Окончательно промышленная архитектура приобрела черты общности в 1920–1970-е гг., когда для нее были выработаны единые архитектурно-художественные средства. Это сделало ее объекты в художественном плане практически не зависящими от местных условий, традиций, культурных влияний. “Выглядит как промышленное” – ставшее общепринятым в ХХ в. это определение, с одной стороны, закрепило признание промышленной архитектуры как самостоятельной области деятельности, с другой – подтвердило идентичность средств художественного выражения.
Исследование показало, что промышленная архитектура отдельной страны на любом этапе демонстрировала более устойчивую и выраженную зависимость от внешних влияний, ее развитие определялось уровнем развития промышленной архитектуры в целом.
Сопоставление промышленной архитектуры в некоторых странах обнаружило тот факт, что ее развитие определялось не всеми странами, а отдельными лидерами, которые в разные периоды могли меняться. Следовательно, присутствие лидирующих субъектов в процессе развития можно считать четвертой закономерностью. Вначале таким лидером была Великобритания. Долгое время остальные страны черпали образцы в английском опыте. Однако в начале XIX в. копирование завершилось, и к группе лидеров присоединились Франция, США и Германия, роль двух последних усилилась к началу ХХ в. Далее лидерство перешло к США и европейским странам – Нидерландам, Германии, Бельгии, Австрии. В середине ХХ в. в группу лидеров вошел СССР, в том числе БССР. Нашей страной был сделан большой вклад в разработку разновидности промышленного района – промышленного узла. Брестский Восточный и Южный, Гродненский Северный и другие промышленные узлы стали хрестоматийными примерами этого нового территориального образования.
Приведенные закономерности развития промышленной архитектуры определяют историческое формирование производственного пространства – его структуру, конструктивное и архитектурно-художественное построение. Показательно, что число выделенных закономерностей достаточно ограниченно – их шесть. В этом можно видеть проявление фундаментальных черт современной науки – “преемственности, единства и минимизации знания” [2].
В свою очередь закономерности развития промышленной архитектуры дают возможность предвидеть ее будущее с большой степенью достоверности, т.е. определить тенденции развития на современном этапе.
В качестве третьей тенденции следует выделить тотальную унификацию производственного пространства. Исторически промышленная архитектура формировалась по производственным процессам. Однако такое развитие не могло быть продуктивным. Увеличивающееся число процессов неминуемо требовало новых форм их пространственной интерпретации, что завело бы промышленную архитектуру в тупик бесконечно возрастающим многообразием форм. Уже в середине XIX в. началась унификация технологических операций и пространства, тем не менее замыкавшаяся в рамках отраслевой принадлежности объектов. Выдвигаемая тенденция ломает эти отраслевые рамки, и можно предположить, что так долго существовавшее разделение промышленной архитектуры по отраслям перестанет существовать. Объекты всех отраслей должны будут представлять собой пространство, где смогут размещаться различные процессы.
Отсутствие приоритетности в распространении типов, допускаемость всех форм можно определить как следующую тенденцию. Вся предыдущая история промышленной архитектуры отличалась наличием приоритетных типов, распространение которых простиралось на все отрасли. Так было с многоэтажным и одноэтажным зданием. В области территориальных объектов это особенно наглядно проявилось с промышленным районом. Его продвижение было настолько стремительным и массовым, что не оставляло возможности разработки и использования других форм пространственной организации. В странах с плановой экономической системой (СССР, страны Восточной Европы) использование этого типа как практически единственно возможного было зафиксировано проектно-нормативными документами.
Приоритетность в использовании типов при их ограниченном количестве до определенного момента была прогрессивным, способствующим развитию явлением. Она представляла материализацию универсальности пространственного построения объектов, унификации, выхода архитектурных форм за рамки отраслевой принадлежности. Приоритетность отдельных типов, сужавшая многообразие промышленной архитектуры, формировалась как ответная реакция на противоположное явление – постоянно расширявшееся число процессов и технологий. Однако уже во второй половине ХХ в. приоритетность типов стала тормозить развитие. Установка только на несколько вариантов упрощала и обедняла создаваемую среду. Кроме того, свойственная промышленным технологиям динамичность обусловливала тот факт, что рациональные с точки зрения технико-экономических показателей типы в условиях постоянных перестроек теряли свою эффективность. Все это выразилось в имеющейся сегодня стагнации в разработке существующих и новых типов и их модификаций.
Приведенные тенденции развития промышленной архитектуры имеют большое значение. Они и будут определять практику промышленного строительства на современном историческом этапе развития промышленной архитектуры.
В заключение хотелось бы еще раз акцентировать, что промышленная архитектура меняется. В наших силах предусмотреть направление ее дальнейшего движения и ориентировать практику в соответствии с ним. Для Республики Беларусь это очень важно, поскольку исторически мы совсем неплохо выглядели в мировом процессе развития промышленной архитектуры, и сегодня эти позиции нужно удержать.
1. Бархин, М.Г. Динамизм архитектуры / М.Г. Бархин. – М.: Наука, 1991. – 192 с.
2. Сазонов, В.И. Не стиль, но гармония… плюс: + универсальный язык гармонии / В.И. Сазонов // Развитие региональных архитектурно-художественных школ в контексте историко-культурных традиций: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. тысячелетию Казани и 75-летию КГАСУ, Казань, 5–8 дек. 2005 г. / Казан. Гос. Арх.-стр. Ун-т; ред. колл. Е.М. Удлер (пред.) [и др.]. – Казань, 2005. – Т. 1. – С. 23–28.
3. Репин, Ю.Г. Интегрированные архитектурные комплексы: типологические основы интеграции объектов среды обитания в условиях крупнейшего города: автореф. дис. … д-ра архитектуры: 18.00.02 / Ю.Г. Репин; Центр. науч.-исслед. и проект. ин-т типового и эксперим. проектирования жилища. – М., 1992. – 47 с.