в какой стране по легенде стражу султана кормили супом с сорока специями
У Османа — сыто-пьяно: что ели султаны и их гарем
Все представляют султанский обед так: Властелин сидит на подушках, вышитых золотом, евнухи подают ему изысканные блюда, одна красавица кормит его, вторая смахивает с его бороды крошки, а третья танцует.
Может какой-то развращенный визирь так и обедал, но у султанов все происходило более торжественно.
О правилах приема пищи, меню султана и его гарема рассказывает Александра Шутко — авторка книг «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия», «Хатидже Турхан».
Османы в целом прислушивались к пищевым установкам своей религии, только с поправкой на алкоголь. Вино текло реками в бокалы Османов и сопровождало чуть ли не каждую трапезу.
ВКУСЫ ПЕРВЫХ СУЛТАНОВ
О пищевых предпочтениях основателя династии, Османа, который жил в 13–14 веках, свидетельствуют его подарки местным византийским правителям. Кроме ковров, он посылал им баранину и овечий сыр. А когда кочевал, использовал крепости дружественных ему византийцев для хранения молока, меда и йогурта. Известно, что Осман I лакомился и фруктами: хурмой, вишнями, инжиром, яблоками, и любил сладкие фруктовые компоты. Неприхотливый в быту кочевник привык к простой пище — оседлость развратит уже его потомков.
Первым из султанов начал есть рыбу и морепродукты завоеватель Константинополя Мехмед II. Он принял традиции греков, не представлявших свою пищу без даров моря. Мехмед любил блюда из тунца, угря и осетра, а также — креветки, омары и икру.
Османская миниатюра Накаша Османа из «Книги Царя Царей» Саида Локман, 1597–1598 годы. Источник: дворец-музей Топкапы, Стамбул
ПРАВИЛА ОСМАНСКОГО ЭТИКЕТА
О трапезе Мехмеда II оставил запись бургундский путешественник, пилигрим и шпион Бертрандон де ла Брокьер. По его словам, султан завтракал и ужинал в присутствии 20 слуг. Сидел он на деревянном троне, украшенном драгоценными камнями, поджав ноги. Перед ним на софре — круглом переносном подносе из серебра — рабы стелили расшитую золотом шелковую скатерть и расставляли фарфоровые тарелки. Тогда верили, что китайский фарфор особенно хорошо влияет на здоровье человека.
Пока султан ел, в комнатах дворца и во дворе собирались до 2 тысяч членов султанской семьи и прислуги. Они ждали завершения властелином трапезы, после чего сами принимались за еду.
Именно Мехмед Завоеватель издал указ о том, что султан должен есть сам:
«Со мной никто не имеет права делить трапезу, даже члены семьи. Законом устанавливаю такой запрет. Мои предки ели с визирями. А я это запрещаю».
Этот запрет частично нарушил султан Сулейман I, который ужинал с женой Роксоланой и другом, великим визирем Паргалы Ибрагимом. Также он устраивал громкие банкеты в честь выигранных сражений, обрезания сыновей и на свадьбы детей.
В 1539 году он выдал замуж за великого визиря Рустема-пашу дочь Михримах. Праздновали это событие 15 дней. Гости ели за 15 столами, для них приготовили 8 видов блюд из телятины, 6 видов блюд из другого халяльного мяса, плов, 4 разновидности супов, кучу разных пирожков и немало сладостей.
Софра. Музей дворца Топкапы. Фото предоставлено Александрой Шутко
Золоченая посуда султанов. Музей дворца Топкапы. Фото предоставлено Александрой Шутко
Китайский фарфор. Музей дворца Топкапы. Фото предоставлено Александрой Шутко
Примеру Сулеймана I последовали его преемники, Селим II и Мурад III, которые завтракали и ужинали с женами Нурбану и Сафие, устраивали пышные празднества для подданных. Эти султаны использовали посуду из фарфора, золота и горного хрусталя. На софре обычно помещалось по 20–30 тарелок. Для жидких блюд существовали ложки из дерева или слоновой кости, украшенные перламутром. Рис и мясо султаны ели тремя пальцами правой руки. По канонам ислама, левой употреблять пищу запрещено — ею предписано подтираться.
После трапезы султана ждала не менее торжественная церемония омовения рук. Затем появлялся слуга, который расчесывал монаршую бороду, втирая в нее ароматические вещества.
Сцена пира султана Мурада III из рукописи Siyer-I Nebi (Жизнь пророка). Лютфи Абдулла, 1594 год. Источник: Google Arts & Culture
МЕНЮ ДЛЯ ГАРЕМА
Пищу для султанского гарема готовили в отдельной кухне дворца. В 1526 году на ней работало около трехсот поваров, а в 17 веке — их уже было до полутысячи. В реестре за май 1528 года содержатся сведения о закупке продуктов на один месяц для кухни гарема султана Сулеймана Великолепного:
И это все без учета овощей, хлеба, йогурта, соли, масла, сладостей и фруктов.
Еду из кухни слуги приносили к воротам гарема на деревянных подносах. Их забирали евнухи и разносили женщинам. По цвету скатертей на подносах они различали, кому блюда приготовлены: белая скатерть — блюда для наложниц, голубая — для служанок, кофейная — для фавориток и дочерей султана.
Посуда султанского гарема. Музей дворца Топкапы. Фото предоставлено Александрой Шутко
После бракосочетания султанские дочери жили отдельно, во дворцах своих мужей. Так, для дочери Роксоланы и Сулеймана, Михримах и ее мужа султанские повара ежегодно поставляли блюда из 720 баранов. Немало денег тратили и на закупку для Михримах животного жира и очищенного топленого масла ги.
Любимыми блюдами обитательниц гарема в 17 веке были плов из баранины и блюда из курицы и овощей, в частности — желтых помидоров. Матери и фаворитки султанов после еды пили кофе. Впервые этот напиток попал в Стамбул в 1555 году из Йемена. По легенде, когда к кофе пристрастилась Роксолана, в столице сразу же появились десятки кафе.
Другая султана-украинка, Хатидже Турхан, кроме кофе, обожала шербет с медом с греческого острова Эвбея, который считали самым вкусным в Османской империи. Летом в шербет добавляли лед или снег, которые специально доставляли в столицу с турецких гор.
Жизнь османского гарема. Семья бея на обеде. Иллюстрация в журнале The Graphic 15 июля 1876 года
РЕЦЕПТ ОТ СУЛЕЙМАНА
К сожалению, большинство древних рецептов с султанского стола не сохранила история — кланы поваров держали их в секрете. Но благодаря воспоминаниям современников удалось узнать некоторые из них. Любимым блюдом Сулеймана Великолепного был медовый цыпленок махмудие. Вот этот рецепт.
Ингредиенты:
1,5 кг молодой курицы, 50 г сливочного масла, среднего размера луковица, чайная ложка корицы и лимонного сока, столовая ложка меда, горсть кураги, 50 г очищенного миндаля, горсть белого изюма, 0,5 л воды, соль и черный перец — по вкусу.
Способ приготовления:
Курицу разделить на 8 или более частей. Затем мелко нарезать лук и поджарить его на сливочном масле до золотистого цвета. Добавить туда курицу и несколько минут тушить все в закрытой кастрюле на легком огне. После добавить курагу, изюм, мед, корицу, лимонный сок, соль и перец, перемешать и залить водой. После закипания воды, оставить тушиться на небольшом огне.
Отдельно обжарить миндаль в чайной ложке сливочного масла. Подавать медового цыпленка следует с вареным рисом, посыпав жареным миндалем и укропом.
СТОЛОВАЯ ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ
По мере расширения владений Османов их кухня постепенно впитывала в себя традиции захваченных народов — греков, славян, кавказцев, персов, арабов. Но мир не стоял на месте, начиналась эпоха европейского доминирования: с 18 века османские султаны стали проявлять интерес к французской и английской кухням. Султан Абдул-Хамид I, правивший в 1774–1789 годах первым заказал из Европы кресла и стол. Вилки же попали в султанский дворец в начале 19 века во время правления Селима III. Это был золоченый набор, украшенный драгоценными камнями, который султану подарил великий визирь Хюсрев-паша.
Банкет в европейском стиле, с вилками и ножами, османская элита впервые посетила в 1829 году на британском корабле. После этого Абдул-Меджид I украсил европейской мебелью комнаты для трапезы в новом столичном дворце Долмабахче.
Постепенно османские султаны отказались от традиционной софры и манеры сидеть «по-турецки», поджав ноги. Это было 19 век — время тотального доминирования Европы. Правители некогда величественной, а теперь проблемной империи, отчаянно нуждавшейся в модернизации, начали есть по-европейски — за столом, пользуясь ножом и вилкой.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Турецкий взгляд на распространенный с древности суп «тархана», который отличается быстрым приготовлением, т.к. для него используют заранее приготовленные ингредиенты.
Похожее блюдо есть не только у тюркских народов, но и, например, у еще одних бывших кочевников – мадьяр, или иначе, венгров.
Радио «Голос Турции»:
«..Знаете ли вы, что суп тархана, который готовят среднеазиатские тюрки — один из первых в мире готовых супов?
Благодаря сельчукам (турки-сельджуки, предки османов и турок. Прим. Portalostranah.ru) суп тархана появился в Анатолии (т.е азиатской части современной Турции Прим. Portalostranah.ru) и на Ближнем Востоке.
Генезис названия «тархана» точно не выяснен. Греки называют этот суп «трханой». Что же касается названия супа, то на этот счет имеется несколько легенд. Согласно одной из них, название это образовалось от слияния двух слов — «дар» и «хане» (что в буквальном переводе образует выражение «тесная емкость, лунка, помещение », а в переносном — «ограниченные возможности»). Согласно легенде, однажды во время похода султан был приглашен в дом крестьянина. В силу того, что в доме не было кушаний, хозяйка быстро приготовила суп. Стесняясь султана, она попросила его простить ее за то, что она сделала суп в стесненных условиях. Впоследствии выражение «дар хане» модифицировалось в «тархану».
В аудиофайле вы можете послушать передачу русского вещания Радио «Голос Турции» 16/01/2012 о быстро приготовляемом супе «тархана» и о культуре супов турецкой кухне.
«В Анатолии для приглашения друга на обед говорят: «Не хочешь ли отведать моего супчику?» или же: «Приходи в гости на супчик». О прижимистом человеке говорят: «Он и супа не предложит». Для приема пищи самая распространенная фраза «супу поесть» (в турецком языке говорят «выпить супу»).
Житель Анатолии не сядет за стол без супа. Во многих домах суп едят даже на завтрак. И вечером перед сном те, кто чувствует себя проголодавшимся, тоже предпочитают суп. Турецкая кухня отличается многообразием супов. Некоторые супы настолько сытные, что не остается надобности в каком-либо другом блюде».
Радио «Голос Турции»
Рецепт супа «тархана»
«Этот суп в основном готовят зимой. Для приготовления этого супа требуется заранее приготовленная закваска из помидоров, перца, лука, мяты, укропа, растения «тархана», специй и йогурта (из этих ингредиентов готовится специальное тесто, которое высушивают и мелко-мелко крошат).
Эту массу готовят на мясном бульоне или воде и получают суп под названием «тархана».
Тархана — национальное турецкое блюдо, его знают и готовят по всей Турции. Но в зависимости от региона может меняться форма его приготовления. Тархану готовят на основе муки и йогурта. Приготовленная из муки и пшеничных зерен тархана отличается от классической, и такая разновидность этого супа именуется «тархана из Кахраманмараша». Эту разновидность тарханы потребляют в разных видах: в высушенном виде как лёгкую закуску или же в виде супа (горячей), или же замочив ее в отваре из головы барашка или овцы с последующим обжариванием в масле (замоченную тархану обжаривают с луком с добавлением масла), такое блюдо подают на неглубокой сковороде, тархана получается хрустящей.
Перечислим ингредиенты для приготовления классического супа «тархана»:
3 столовые ложки высушенной закваски «тархана» (или, иначе говоря, заправки в виде сушеного теста с приправами, о которой говорилось выше. Прим. Portalostranah.ru)
1 столовая ложка томатной пасты
50 г сливочного масла или же 2 столовые ложки оливкового масла
Соль и мята по вкусу
Ну а теперь приготовим суп «тархана»:
В одном стакане воды на час замочим сухую «тархану». В кастрюле перемешаем масло, томатную пасту и мяту, затем добавим 4 стакана воды и набухшую и измельченную «тархану». Поставим на огонь, непрерывно будем помешивать, чтобы не было комков. После закипания прекращаем помешивание. Добавляем соль. Через 5 минут нашу «тархану» можно подавать на стол. Приятного аппетита.
Отметим, что суп «тархана» можно разнообразить добавлением фарша, гренок и тертого сыра »
Турецкое иновещание Радио «Голос Турции» от 04/10/2010 и 16/01/2012
Информация по теме:
Венгерская полуофициальная публикация «Венгрия: туризм и страноведение» (2006 г) так определяет блюдо «тархоня», оговариваясь, что это блюдо принято в венгерской кухне еще с тех времен, когда древние венгры (заметим, как и древние тюрки) были кочевниками:
«Тархоня — это мелкое сушеное тесто, которое варят в воде перед употреблением. Тархоню обычно подают в качестве гарнира к мясным блюдам, приправленным паприкой».
Армения – страна, не скованная собственными границами. Ее символ гора Арарат находится на территории Турции, а сами армяне разбросаны по всему миру, но между тем все очень трепетно относятся к своим корням. Тому яркий пример Шарль Азнавур – французский шансонье с армянскими корнями, в настоящее время посол Армении в Швейцарии
В самой же стране проживает порядка 3 миллионов армян, это всего лишь треть от их общего количества, по всему миру проживает более 11 миллионов. Поэтому сложно сказать, что означает для армян их родина: территория, язык, или собственно сама гора Арарат, по имени которой назван легендарный коньяк, ароматом которого кажется пропитан сам воздух в Армении.
Армения – очень древняя страна, прошедшая огромный и сложный путь. В течение столетий она вела упорную борьбу с могущественными соседями, сохранив при этом собственную индивидуальность и самобытность. Армяне гордятся своей древней историей. Даже происхождение Еревана долгое время связывали с библейским преданием о Ноевом ковчеге. По легенде Ноев ковчег остановился на вершине горы Арарат и Ной, увидев наконец сушу воскликнул «Виднеется!», отсюда пошло название Ереван. Однако, это только красивая легенда. Скорей всего название Ереван произошло от названия города-крепости Эребуни, основанной в 782 году до н.э. царем Древнего Урарту – Аргишти I. В следующем, в 2018 году, Ереван отметит свой 2800-летний юбилей!
Это один из древнейших городов мира и армяне не зря гордятся этим. Столицей Армении Ереван стал только в 1920 году, став 13-ой по счету столицей государства. Собственно, Ереваном город стал называться только в 1936 года, до этого же название писали и произносили как Эривань.
Будучи оторванными от родной Армении большими расстояниями, сердцем армяни остаются на родине. А чтобы и родина не забывала своих птенцов армяне отовсюду шлют ей свои подарки. Очень часто такими презентами становятся скульптурные композиции. Как например, одними из самых обсуждаемых стали три скульптуры колумбийского скульптора и художника Фернандо Ботеро, это Курящая женщина, Кот и Греческий воин (Легионер, Римский гладиатор). Все три скульптуры стоят на площади рядом с Центром искусств «Гафесчян». И хотя отношение к ним и у горожан и у приезжих не однозначное, определенно они стали довольно значимыми скульптурными композициями города.
Три скульптуры колумбийского скульптора Фернандо Ботеро: Курящая женщина, Кот и Греческий воин
Центр искусств »Гафесчян» или Каскад, основан американским бизнесменом и коллекционером армянского происхождения Джерардом Гафесчяном. Центр, полностью оплачиваемый Джерардом Гафесчаном, постоянно пополняется новыми работами, среди авторов которых Григор Ханджян, Аршил Горки (еще один американец армянского происхождения), Джон Алтун, Марк Шагал, Барри Флэнаган, Энди Уорхол, Джи Йонг-Хо и др. За год его посещают более миллиона посетителей и все бесплатно! Поэтому Каскад обязателен к посещению всем, кто приехал в Ереван. Надо обязательно подняться на самый вверх, сделать это можно не только по ступенькам, но и по эскалатору, чтобы увидеть потрясающую панораму Еревана. Ее уж вам не забыть никогда!
И сидя вечерком тут же рядышком, в ресторане с бокалом местного коньяка, взгляните на угасающий день и выпейте за будущее Армении.
Вид из ресторана Cascade Royal на ночной Ереван
Памятник Александру Таманяну (Скульптор А. Овсепян), народному архитектору СССР и Армении. Именно ему современный Ереван обязан своей планировкой «солнечных лучей». Прямо за памятником начинается аллея со скульптурами, которая ведет к Каскаду с Центром Гафесчяна.
Интересно, что по цвету туфа из которого выполнено здание можно примерно датировать время его постройки, так, например здания из черного туфа в основном относятся к постройкам XIX века.
Пулпулак «7 родников»
Религия Армении
Церковь Святой Анны в Ереване. Сама церковь совсем новая: была освящена 30 апреля 2015 года. Однако, в единый комплекс с церковью входит и более старая церковь Св. Катогике, стоящая на этом месте с XII века. Все вместе входит в резиденцию Католикоса в Ереване.
Матенадаран
Музейные фонды Матенадарана насчитывают более 17 тыс. древних рукописей и более 100 тыс. архивных документов.
http://мастер армянской миниатюры и каллиграфии Лилит АмирджанянВ музее работает необычная женщина – мастер армянской миниатюры и каллиграфии Лилит Амирджанян. Первое, что ею было создано – это 400-х листное издание Евангелие с текстом и миниатюрами. Художнице понадобилось неполных два года, чтобы довести дело до конца. Сегодня она рисует свои миниатюры, работая в традиционной технике армянской миниатюры и обучает новое поколение художников-миниатюристов в Матенадаране.
Лилит Амирджанян с одной из своих работ
Музей Арарат
Возможно после посещения столь высококультурного места как Матенадаран вам захочется немного более приземленных вещей, тогда вам прямой путь в музей известного коньячного завода Арарат. Там вам покажут, как готовят легендарный армянский коньяк и дадут его продегустировать. Тут же рядом есть магазин, где вы сможете приобрести сувенир для родных. Главное не увлечься и довезти покупку до дома.
Вход в «Парадиз», хранилище редких коньяков, защищен не хуже банковского сейфа. И действительно, тут хранятся настоящие шедевры, попробовать которые, мечта каждого истинного ценителя!
Севан и Севанаванк
Озеро Севан и монастырь Севанаванк
Кухня Армении, или что попробовать в Ереване
Наверно следующее блюдо по популярности в мире – долма. Вопреки традиционному мнению, что это всегда мясное блюдо, рецептов долмы огромное множество и среди них есть и вегетарианские варианты. Например, долма с горохом, красной фасолью и чечевицей к посту. Но, конечно, интереснее всего попробовать классическую армянскую долму с листиками винограда, фаршированную смесью бараньего, говяжьего и свиного фарша. Впрочем, и тут возможно огромное количество вариантов: каждая хозяйка хранит свой особый рецепт долмы.
Ну а запить все это можно коктейлем на основе армянского коньяка. Вариантов таких коктейлей огромное множество и вы сможете легко выбрать любой себе по вкусу.
Коктейль на основе коньяка
Куда сходить за покупками и что привезти из Армении
Если у вас совсем мало свободного времени, то покупки можно сделать и в обычном торговом центре, однако, истинные ценители конечно должны попасть на Ереванский вернисаж. Находится он рядом с площадью Республики. Работает практически ежедневно, наибольшее количество посетителей в выходные дни. Но и среди недели всегда можно выбрать что-то себе по душе. Вернисаж открывается в 10, но уже с 9 многие торговцы будут рады вас видеть и даже как первому покупателю возможно сделают скидку.
А вот за продуктами лучше ехать на центральный Ереванский рынок. Там вас будут ждать свежие фрукты, овощи и всевозможные местные сладости.
Купить с собой:
Из мясного: бастурма, мясной суджух
Из фруктового: ореховый суджух, цукаты
Из алкоголя: коньяк и тутовая водка (тутовка)
Из сувениров: армянская турка – предел мечтаний любого советского кофемана, мельничка для специй, набор шампуров для настоящего шашлыка или для будущих гроссмейстеров – шахматы с авторской резьбой
Из украшений: серебряные сережки, бусы или колечко, выполненное вручную армянскими мастерами
Для дома: ковер ручной работы
10 «темных» секретов Османской империи, о которых не любят вспоминать в Турции
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Братоубийство
Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.
2. Клетки для шехзаде
Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ( «клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.
3. Дворец как тихий ад
Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.
Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы «хотя бы рыбы куда-то тратили их».
Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами — за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как «султанат женщин». Ахмет III как-то писал своему великому визирю: » Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана. Я никогда не могу побыть один «.
4. Садовник с обязанностями палача
Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.
Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.
Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.
6. Козлы отпущения
Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве «козла отпущения» всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.
7. Гарем
Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.
Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.
Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.
8. Кровная дань
Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.
К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.
9. Рабство как традиция
Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.
Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.
Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.
10. Массовые убийства
При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.
Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть «двойными агентами» Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.
По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: