в какой стране лучший кинематограф
cinematographua
Записки продюсера
Институт статистики Юнеско по итогам пяти лет составил рейтинг пяти стран, производящих самое большое количество фильмов в год. Согласно этим данным, США находится только на третьем месте, почти в два раза уступая Индии и в полтора раза Нигерии. О том, есть ли шансы у кинематографов четырех крупнейших мировых индустрий — Индии, Нигерии, Китая и Японии — в будущем отобрать у Голливуда титул самой успешной кинофабрики и с какими трудностями сталкивается национальное кино этих стран, — в материале CINEMOTION.
Согласно исследованию британской консалтинговой компания PricewaterhouseCoopers, доходы Голливуда к 2015 году должны увеличиться более, чем на 20%, и это несмотря на ущерб от сетевого пиратства, с которым США пока не удается справляться, и спада объема продаж DVD-дисков. Еще одна проблема, которая стоит перед американской киноиндустрией, — это уменьшение популярности фильмов 3D. В 2011 году количество проданных билетов на картины в 3D по сравнению с 2010 годом практически не уменьшилось, но опросы аудитории показали, что зрители из экономических соображений уже готовы смотреть блокбастеры в прежнем 2D формате, а не тратить лишние деньги на дополнительные визуальные эффекты.
Индия
Болливуд уже давно считается серьезным соперником Голливуда: количество картин, снятых в Индии, по данным
По словам режиссера, при создании картины он ориентировался именно на индийские фильмы: с одной стороны, он заимствовал простоту сюжета и нарочитую мелодраматичность, а с другой — яркие помпезные декорации, громкую музыку, впечатляющие массовые сцены.
Нигерия
Фильмы и телесериалы, снятые в Нолливуде (так называют киноиндустрию Нигерии), по популярности на африканском континенте обогнали голливудские картины. Нигерийский режиссер и продюсер Зеба Эйро объясняет это тем, что зрители Африки предпочитают смотреть национальное кино, потому что, во-первых, оно интересно им тематически (главные темы, которые затрагивают нолливудские режиссеры, — коррупция, наркотики, черная магия и торговля людьми), а во-вторых, нигерийские картины практически всегда заканчиваются хорошо. Еще одна причина популярности нигерийского кино у себя на континенте, — наличие на африканском телевидении нескольких крупных каналов, ведущих круглосуточное вещание и формирующих программную сетку исключительно из национального контента. В то же время у Нолливуда есть свои проблемы, самые серьезные из которых — пиратство и низкий художественный уровень по сравнению с продукцией из других стран. Только 1 DVD-диск из 10 в Нигерии продается легально. Второй же пункт становится серьезным препятствием для продвижения нигерийского кино на мировом рынке: хотя по количество фильмов за последние годы резко возросло, их качество так низко, что о конкуренции с ведущими мировыми киноиндустриями в будущем речь даже не заходит.
Япония
Оно смогло найти свою «нишу», триллеры и фильмы ужасов, международный прокат которых приносит Японии стабильный высокий ежегодный доход.
Китай
Китайское кино достигло определенных успехов в мировом кинобизнесе во многом благодаря политике сотрудничества с Голливудом (один из последних крупных совместных проектов — недавно вышедшая в прокат «Петля времени»). Но успех на мировом рынке, по мнению главы Государственной администрации радио, кино и телевидения (State Administration ofRadio, Film and Television — SARFT) Чжан Пэй-Мина, становится серьезным препятствием к продвижению национальных кинокартин у себя же на родине. Большинство фильмов, которые идут в китайских кинотеатрах, или сняты за рубежом, или являются результатом международного сотрудничества: объем китайских картин в прокате ничтожно мал. Чжан Пэй-Мин надеется, что в ближайшее будущее Китай начнет реформу своей кинополитики и поддержит национальных кинематографистов, в том числе и в борьбе с пиратством. Продюсер Тим Кворк, имеющий опыт работы в китайской киноиндустрии, согласен, что национальный кинематограф страны может быть полностью «захвачен» Голливудом еще и потому, что китайские фильмы значительно уступают американским и по своим художественным качествам — по причине отсутствия жанрового и тематического разнообразия.
Топ 10 Киноиндустрий мира
Наше телевидение буквально заполонила кинопродукция из США. Однако не стоит думать, что только один лишь Голливуд является «альфой и омегой» мировой киноиндустрии. Киностудиям Лос-Анджелеса уверенно дышат в спину Индия, Нигерия, Китай и Япония. Возможно, кто-то из них в будущем сможет отобрать у Голливуда пальму первенства успешной кинофабрики? Представляем вашему вниманию топ 10 главных киноиндустрий!
1. Голливуд (США)
2. Болливуд (Индия)
Этот кинематографический центр давно является соперником Голливуда. За последнее десятилетия Индия уже опередила США по количеству снятых фильмов практически в два раза. Однако по другим показателям Болливуду трудно конкурировать со своим американским побратимом. К примеру, по размеру мировых сборов от проката фильмов Индия не входит даже в первую пятерку. В тоже время индийскому кинематографу пророчат больше будущее. Во-первых, власть проводит ряд мероприятий в поддержку национальных кинокартин, а во-вторых, несмотря процесс глобализации, Болливуд сохраняет индийские традиции.
3. Нолливуд (Нигерия)
Возможно, нашему зрителю трудно поверить, но на африканском континенте фильмы и сериалы, снятые в Нолливуде, обогнали по популярности голливудские проекты. Нигерийский режиссер Зеба Эйро отмечает, что африканцам куда интереснее смотреть национальное кино, ведь нигерийские картины практически всегда заканчиваются хорошо. Но горстка дегтя тоже имеется – нолливудские картины не отличаются высоким художественным уровнем, да и с пиратством здесь борются довольно слабо.
4. Япония
По доходам от кинопроката страна Восходящего Солнца находится на втором месте. Японская киноиндустрия выпускает за год около 400 художественных фильмов, которые собирают примерно 2 млрд. долларов. Успех японских киностудий вполне можно объяснить: они просто смогли занять свою нишу. Триллеры и фильмы ужасов – это фирменный конек японских режиссеров. (Кстати, японский «Звонок» куда страшнее своего американского сиквела!).
5. Китай
Популярность китайского кино возросла благодаря сотрудничеству с Голливудом. Однако большинство картин сняты за рубежом, политика китайской власти пока серьезно тормозит развитие отечественного кино.
6. Пакистан
В этой мусульманской стране в городе Лахор процветает Лолливуд. Эта киноиндустрия в основном занимается съемками сериалов на языке урду, которые имеют популярность даже в Индии.
7. Швеция
Еще один малоизвестный для наших граждан «вуд» расположен на севере Швеции. Кинофабрика располагается в городе Трольхэттен и называется Тролливуд. Здесь снимают львиную долю фильмов для шведской аудитории.
8. Германия
В этом европейской стране наибольшей авторитетностью пользуется киностудия «Бавария-фильм». Данная студия работает с 1909 года и стала одной из известнейшей киностудий планеты. Кстати, именно в «Бавария-фильм» начал свою карьеру Альфред Хичкок.
9. Италия
10. Испания
Центром испанской киноиндустрии считают киностудию «Город Света». В «испанском Голливуде» имеется 6 съемочных павильонов площадью 11 тысяч кв.м. Самые культовые фильмы: «Что я знаю про Лолу», «Тереза: тело Христа», «Дон Жуан», «Астерикс на олимпийских играх».
Как видите, Голливуд – это далеко не единственный монополист в сфере киноиндустрии. В последние года резко возросло влияние азиатского кино, а индийское, пожалуй, не выйдет из моды никогда.
Топ 10 киноиндустрий мира
Кинопродукция просто-таки заполонила собой весь мир. Но ошибочно полагать, что только США способно выпускать качественное кино.
В мире есть и ряд других стран, которые способны достойно конкурировать. В десятку самых мощных производителей мирового кино вошли:
Саудовская Аравия (2 фильма в год)
Хватит жаловаться на скудный репертуар кинотеатров страны. В некоторых странах ситуация на порядок хуже. К примеру, Саудовская Аравия. Там 30 лет действовал запрет на кино. Лишь не так давно власти смягчились, разрешив показывать избранные мультики.
А еще комедию Menahi – кинотеатры в Джидде и Таифе были заполнены до отказа, причем мужчины и женщины сидели строго раздельно. Но и это ни о чем не говорит: крутить фильм в столице запретили.
Северная Корея (3 фильма в год)
Стать звездой в Пхеньяне – большая удача, ведь в Интернет-базе IMDb значится всего 30 национальных фильмов. Странный факт, если учесть, что великий руководитель Ким Чен Ир – большой знаток кино, в видеотеке которого хранится более 20 тысяч картин, в основном голливудских.
Он даже написал книгу о кино. Но звездный час товарища Кима настал в 1985-м, когда он приказал похитить южнокорейского режиссера Син Сан Ока, чтобы тот снял «Пульгасари», местный аналог «Годзиллы», который известный больше благодаря скандалу, связанному с его появлением, чем своей кинематографической ценностью.
Ирак (25 фильмов в год)
В 1980-м Саддам Хусейн приказал снять эпопею о собственной жизни «Долгие лета». Помогал в этом британец Теренс Юнг, автор трех фильмов о Бонде. Главную роль дали кузену диктатора, но, видимо, он оказался плохим актером, потому как в 1996 году его казнили. Сегодня большинство иракских фильмов, конечно, о войне. Хотя нет, был один о шершне, поедающем пчелу.
Бразилия (82 фильма в год)
Знаменита причудливыми картинами В-класса, сюжет которых держится на трех китах: насилии, сексе и каннибализме. Самый яркий пример – фильм «24 часа явного секса» с незабываемой сценой, где дама развлекается с собачкой. А несколько лет назад во время показа «Отряда элиты» зрители улюлюкали, с одобрением встречая сцены полицейского произвола.
Великобритания (117 фильмов в год)
Когда правительство щедро раздавало налоговые льготы, местная киноиндустрия дышала в затылок Голливуду. Но льготы давно отменены, а студии закрыты. Теперь же посещение Shepperton Studios больше похоже на сеанс общения с призраками, ведь там снимался всего один фильм. Расходы на британское кино постоянно падают.
Россия (150 фильмов в год)
Да, по числу фильмов Россия приближается к Советскому Союзу, но кто сможет вспомнить хотя бы треть картин, выпущенных в прошлом году? У таких лент, как «Адель», «Беркут», «Вареники с вишней», «Догнать брюнетку», нет шансов засветиться на большом экране, ведь публике нужны хиты вроде «Адмирала» или «Тараса Бульбы».
Франция (228 фильмов в год)
Больше десяти лет французские киношники боролись с засильем американцев. Но тяга к искусству тут ни при чем. По правде говоря, они, скорее, беспокоились о собственной старости, поэтому и начали лоббировать в правительстве закон о защите национального кино.
Это сработало – и теперь главные телеканалы страны должны перечислять киноиндустрии около 3 % от оборота, а также включать в эфир определенное количество родных фильмов.
США (603 фильма в год)
Это самая большая киноиндустрия на планете стоимостью 10 млрд. долларов в год. Кинопроизводство здесь поставлено на конвейер, отчего с каждым годом фильмы становятся все хуже и хуже.
Однако, по последним данным, около 80 % голливудских киношников лишились работы: экономика пришла в негодность, сократились бюджеты фильмов и это отразилось на всех по цепочке. Ходят слухи, что изначально Микки Рурку предложили за роль в «Железном человеке – 2» смехотворные 250 тысяч долларов.
Нигерия (более 1000 фильмов в год)
Самые плодовитые среди африканцев, нигерийцы каждый месяц выпускают около 200 фильмов для внутреннего рынка. На внешний эту непотребную ерунду про ужасы и колдовство никто и не возьмет. Известный как Нолливуд, еще недавно этот кинобизнес занимал третье место в мире.
Индия (1146 фильмов в год)
Болливуд огромен, но не слишком оригинален. И дело не только в идиотских танцах. В 2008 году юристы компании «20 век Фокс» обвинили индийцев в плагиате: их очередная захватывающая картина слишком уж смахивает на оскароносный фильм «Мой кузен Вини». Таким образом индустрия зарабатывает около 55 млрд. рупий в год, а это больше миллиарда долларов.
Несколько слов о других известных кино-странах, не попавших в данный рейтинг:
Бирма (10 фильмов в год)
На словах военная хунта в этой стране, также снимающей фильмы, гордится своим прогрессивным подходом к цензуре, а на деле фильмов там запрещают куда больше, чем разрешают. В длинный список того, что бирманские подданные никогда не увидят, попали «Код да Винчи», «Симпсоны» и комедия с Беном Стиллером «Образцовый самец». Хотя последнюю запретили поделом.
Австралия (27 фильмов в год)
Самый старый кинотеатр под открытым небом – 93-летний Sun Pictures Screen в городе Бруме. Находится он в непосредственной близости от аэропорта, поэтому вон уже много лет фильмы здесь постоянно прерывает оглушительный рев лайнеров. Из-за этого, видимо, люди в Бруме уверены, что «Горбатая гора» — хороший фильм о двух товарищах.
В какой стране снимается больше всего фильмов?
Особняком стоит Нигерия. Эта страна остаётся однозначным африканским лидером по числу низкобюджетных фильмов, снимаемых ежегодно. Точные данные по ней за 2013 год отсутствуют, но, по подсчёту ЮНЕСКО, в среднем в год в Нигерии создают от 900 до 1000 фильмов. В рейтинге ЮНЕСКО участвуют только игровые, документальные и анимационные фильмы национального производства длиной от 60 минут.
Также вам может быть интересно
Топ 5 читаемых
Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Краткая история кинематографа: от братьев Люмьер до Netflix
Поздравляем, у вас… нет, не мальчик и не девочка, а целая индустрия кино. Разбираемся вместе, как она родилась.
Охватить всю историю кинематографа – до мельчайших подробностей и нюансов – крайне трудно. И нет, мы и пытаться не будем. Но попробуем пройтись галопом по созданию и развитию одной из крупнейших современных индустрий.
Первый шаг
Подобно тому, как малыш изучает мир и его инструментарий – все, что поможет в будущем создавать и делать что-то, – люди сначала искали технические способы запечатлевать картинки, приводить их в движение и хранить на информационном носителе.
Путь был тернистым, и человечество прошло не один этап. Прежде чем в 1895 году братья Люмьер представили широкой публике и научному сообществу свое детище – синематограф, – были изобретены технологии фотофиксации, «волшебный фонарь» (нечто вроде советских диафильмов, где с помощью проектора крутились статичные кадры с подписями, а рассказчик их озвучивал) и проектор Иосифа Тимченко, который оценило научное сообщество, но финансирования так и не нашлось.
В 1891 году коллега Томаса Эдисона – Уильям Диксон – представил прототип кинетоскопа. Это устройство напоминало шкаф с отверстиями для глаз – сквозь них зритель мог увидеть пленочные кадры, которые прокручивались, создавая иллюзию движения. Недостатков у кинетоскопа было несколько: демонстрация коротких фильмов была возможна только для одного человека, кинетоскоп был чересчур громоздкий и требовал электричества для работы (то есть ни о какой портативности не шло речи). Тем не менее заработали кинетоскопические салоны – в них за деньги можно было посмотреть «фильмы» на индивидуальных (по-другому было просто невозможно) сеансах.
Наконец, в декабре 1895 года в «Индийском салоне Гранд-кафе» во Франции на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий кинопоказ. Зрители увидели несколько черно-белых немых коротких роликов длительностью всего 45–50 секунд. До большого кино, конечно, еще далеко – но первый шаг уже сделан.
Первое слово
Оставалось «всего ничего»: сделать фильмы цветными, добавить звук и увеличить хронометраж. Когда изобретали синематограф, уже существовала технология записи звука – фонограф. Правда, синхронизировать два устройства было трудно. Некоторое время делали вообще так: актеры присутствовали в зале во время показа фильма и озвучивали сами себя в реальном времени. Такое своего рода «иммерсивное» кино прошлого столетия.
Но все изменилось в 1927 году с выходом музыкального фильма «Певец джаза». Он был создан по технологии «Вайтафон», которая не подразумевала объединения изображения и звука на одном носителе. Реплики и песни записывали на грампластинку и включали параллельно с визуальным рядом.
«Подождите, подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» – вот первые слова звукового кино.
Что касается советского кино, то в 1934 году, пройдя несколько этапов, оно полностью перешло в звуковую эру. Хотя технологии в разных странах менялись и совершенствовались вплоть до 1980-х и появления двухдорожечной стереофонической оптической фонограммы, которую разработала лаборатория Dolby.
Основы монтажа и спецэффектов
Кино – это магия, не правда ли? Вероятно, так решил и фокусник Жорж Мельес. Он был успешен, владел собственным театром и руководил другим театром. Кроме того, Мельес придумывал разнообразные фокусы.
Не сумев купить синематограф у братьев Люмьер прямо после первого коммерческого показа в 1895 году, Мельес приобрел аниматограф. Это устройство было создано Бертом Эйкрзом и Уильямом Полом и представляло собой подобие проектора. Переработав этот аппарат, фокусник стал снимать и показывать свои фильмы уже в 1896 году.
Как это нередко случается, развитию помогла ошибка или случайность – называть это событие можно как угодно. Важно то, что оно стало значимым шагом для кинематографа. Однажды Мельес снимал на парижской улице, и его камеру заклинило. Починить устройство удалось, но полученные кадры весьма удивили фокусника: люди будто поменялись телами друг с другом и с лошадьми.
Дело в том, что после починки камеры она продолжила снимать, но после полной прокрутки пленки два кадра склеились. Тогда Жорж Мельес начал нарочно творить подобные чудеса. Двойная экспозиция – прием, который заключается в том, что на один кадр делают два снимка. В итоге изображения накладываются друг на друга причудливым образом. Этот трюк используют до сих пор, фотографируя на пленку. Своего рода спецэффект – или монтаж.
Другой прием – разделенный экран. Закрываете половину кадра, снимаете фильм, затем отматываете пленку обратно, закрываете другую часть – и снимаете еще раз. При показе половины «соединялись» и демонстрировались рядом, словно это единый кадр. Такая техника позволяла актерам играть напротив самих себя. Кстати, этот «фокус» актуален и в наше время. Правда, теперь такой эффект достигается с помощью программ для монтажа – объединяют по половине от двух кадров, снятых в одном и том же месте с одного и того же ракурса.
Все это – не единственные находки Мельеса. В 1902 году он продемонстрировал публике свой фильм «Путешествие на Луну», где 15 минут показывают фантастическое исследование небесного тела учеными.
Голливуд, «Ленфильм» и «Мосфильм»: развитие кино как индустрии
До 1910-х Голливуд был поселком в пригороде Лос-Анджелеса. В 1911 году компания «Кентавр» из Нью-Джерси арендовала заброшенную придорожную закусочную, которую обустроили под киностудию и дали название «Студия Нестор». Это здание впоследствии стало «Кинолабораторией Голливуда».
Через три года – в 1914-м – тут был снят полнометражный художественный фильм «Муж индианки». Создателями выступили Сесил Б. ДеМилль и Оскар Апфель. Голливуд стал набирать обороты как центр кинопроизводства. В 1958 году появилась знаменитая Аллея Славы.
В СССР кинематограф развивался своим путем. Одной из старейших советских киностудий считается «Ленфильм» – в 1914 году она возникла как Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета (благотворительное учреждение для выдачи пособий больным и раненым воинам).
В 1923 году объединились два ведущих киноателье – Ханжонкова и Ермольева. В 1924-м вышел их первый совместный фильм – «На крыльях ввысь» Бориса Михина. Это считается началом работы киностудии «Мосфильм».
Как целая индустрия кино начинает развиваться в 1920-х. Тогда появляются и первые продюсеры (а не только режиссеры). В это время успехом пользуются комедии – в том числе немые фильмы с Чарли Чаплином в главной роли. В Европе экспериментируют с жанрами – немецкий экспрессионизм и французский авангард. В Германии снимают фантастический «Метрополис» и хоррор-триллер «Кабинет доктора Калигари», а во Франции ужастик «Андалузский пес» и биографическую драму «Страсти Жанны Д’Арк».
Свои ленты создают и в Советском Союзе. Это начало режиссерской карьеры Сергея Эйзенштейна – культовой фигуры в истории кино. Он изучал монтаж и внедрял новые приемы монтажа и съемки. В 1925 году вышел на экраны «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна. В то же время работает и Всеволод Пудовкин – кроме практической деятельности, он занимался теорией кино. В дальнейшем его труды стали учебными пособиями для кинематографистов. В 1926 году мир увидел фильм «Мать», снятый по роману Максима Горького. Спустя год ленту показали в Париже.
Одним из основателей советской школы кино, который стоит наравне с Эйзенштейном, считается Лев Кулешов – в 1929 году была опубликована его книга «Искусство кино». В ней был, например, описан «эффект Кулешова» – монтажный прием, который заключается в сопоставлении двух кадров.
Начинаются 1930-е. Появляется цветное кино. В Голливуде господствуют шесть киностудий: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), Paramount Pictures, Warner Brothers, 20th Century Fox, Universal Pictures и RKO Pictures. Давайте по порядку.
Дороти Арзнер – единственная женщина-режиссер в Голливуде 1930-х годов.