в какой стране изобрели бумагу в фарфор
История создания фарфора
«Он превосходит блеском снег и иней», — так сказал китайский мудрец о фарфоре в IX веке. Он знал, о чем говорил: благородный материал пленяет прозрачностью, белизной, никогда не стареет. Его передают из поколения в поколение как дорогое наследство. Да и история фарфора увлекательна, интересна и особенна у каждой страны.
Отличия материала от керамики
Потребители по незнанию иногда путают фарфоровые и керамические изделия. Неудивительно, ведь первые являются разновидностью керамики, но на этом сходства заканчиваются. Фарфор – это смесь специальной белой глины, кварца и полевого шпата. Благодаря такому составу масса для изготовления заготовок пластичная и белая. Белизна сохраняется и в готовых изделиях.
Готовые предметы ценят за прозрачность, при этом они не впитывают влагу, устойчивы к воздействию газов, не темнеют долгие годы. А еще материал «поет»: при легком постукивании деревянной палочкой чашки, вазы, блюдца издают высокие мелодичные звуки. Почти как хрусталь.
Когда его изобрели?
В энциклопедиях и книгах, которых собрано все о фарфоре, упоминается 620 год как старт фарфорового производства. Изобретение материала приписывают китайцам – почти тысячу лет они тщательно хранили формулу его приготовления в секрете. Лишь в 1735 году мир узнал состав и технологию китайского производства. В то время у европейцев уже была собственная формула – она получена в 1708 году благодаря работе немецких ученых Иоганна Фридриха Бёттгера и Вальтера фон Чирнгауза. В том же году в Дрездене открылась первая мануфактура – первые партии, выпущенные ее рабочими, не покрывались глазурью и не расписывались.
Костяной фарфор появился в XVIII столетии в Англии и сразу полюбился покупателям за высокую прочность, практичность и эстетику. Эти характеристики объясняются наличием в его составе костной золы. Англичане специально сжигали кости крупного рогатого скота, чаще – коров. Серии изделий назывались «Bone China» — и сегодня это название многие производители используют как клеймо.
В России аналогичное производство зародилось позднее – лишь в середине XVIII века. Точкой отсчета стало строительство и запуск Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Предприятие, основанное в 1744 году, работает и сегодня.
История фарфора из Китая
«Белое золото» – одно из наиболее значимых достижений Китая, сравнимое с производством пороха и шелка. Изначально местные умельцы делали только глиняные предметы для быта, затем появились керамические и фаянсовые предметы. В первые годы мастера Поднебесной специализировались на так называемом «бисквитном фарфоре» — он не декорировался, не покрывался глазурью. Да это и не нужно было, потому что тонкостенные изделия были почти прозрачными, что буквально светились, а благородный небесно-белый цвет не нуждался в усилителях.
Некоторые технологии, используемые в Китае, практикуются и теперь. Например, обжиг заготовок при высокой температуре (для каждого вида продукции температура своя). Популярен в Китае и низкотемпературный обжиг. Традиции и технологии этого ремесла сформировались на протяжении 18 тысячелетий, о чем свидетельствуют археологические находки. Некоторые найденные во время экспедиций керамические предметы эксперты датируют II веком. Они были примитивной формы, без рисунков и декоративных элементов, использовались в быту и при проведении ритуалов.
Прочные и твердые столовые наборы и аксессуары, получаемые в результате высокотемпературного термического воздействия, появились позднее – в эпоху династии Хань. В период правления династии Суй обычные изделия превратились в настоящие шедевры со сложным многоцветным декором. В дальнейшем, когда у власти были представители династий Сун, Мин и Цин развитие и усовершенствование производства продолжилось. Этот отрезок ознаменовался появлением глазурной росписи, инкрустацией вещей драгоценными камнями и металлами, выпуском кобальтового фарфора.
Кобальтовый декор впервые изготовили при императоре Чжу Чжаньцзи – с того времени синий цвет в сочетании с золотым декором считается королевским стилем. Фарфоровая эпоха в Китае не заканчивается – современники ее продолжают и теперь.
Европейский фарфор
Итальянцы пытались изготовить сырьевую массу еще в XV столетии – заоблачная цена на китайскую посуду и статуэтки была хорошим стимулом к этому. Многочисленные попытки были тщетными – на выходе получалось «стеклянное» сырье, которое даже отдаленно не напоминало пластичный и белоснежный материал. Прошло полтора века, когда немецкому алхимику Бёттгеру и физику Чирнгаузу это удалось. Рецепт сырья они получили после того, как вблизи с Дрезденом обнаружили месторождение пластичного каолина. Именно того, который необходим для изготовления чистых белых изделий.
Первая мануфактура открылась в Мейсене уже через два года – ее возглавил сам Бёттгер. Одних теоретических знаний было мало для производства продукции высокого качества. Мануфактура годами вырабатывала собственный узнаваемый стиль, совершенствовала рецептуру технологии, мастерство. В итоге мир увидел знаменитый мейсенский фарфор. С тех пор мануфактуры открывались в разных странах Европы – мастера, создававшие свои шедевры, знали все о фарфоре, его свойствах, особенностях, поэтому шлифовали мастерство каждый год. Благодаря этому европейским брендам удалось совместить классические традиции и современный дизайн, опередив китайских и японских производителей.
История фарфора в России
Первые керамические изделия, сделанные на Руси, датируются X столетием. Пару тарелок и чашку из белой глины – точнее, то, что от них осталось – археологи обнаружили недалеко от деревни Гнездово. Фарфоровое производство стало развиваться намного позднее – спустя восемь веков. Организовывавшиеся мануфактуры делились на 2 категории:
Поначалу фарфоровая посуда и фигурки получались грубыми, толстостенными, не издавали характерного фарфорового звона. В 1752 год свой рецепт сырья предложил Дмитрий Виноградов. Молодой талантливый ученый сделал из него чашку с виноградной лозой – по эстетике и качеству она не уступала саксонским изделиям, хотя для производства использовались материалы, добываемые в России.
Через 15 лет Виноградов участвовал в создании печей для высокотемпературного обжига заготовок на Императорском фарфоровом заводе. Благодаря этому «ноу-хау» прочность и твердость предметов повысилась – теперь они могли достойно конкурировать с продукцией Мейсенской мануфактуры. Спрос рождает предложение – в начале 19-го века в России появляются новые мануфактуры. Весомый вклад в развитие фарфоровой индустрии внес коммерсант Матвей Кузнецов. В 1832 году он основал фабрику в селе Дулево, которая вскоре стала одним из крупнейших производств в России.
Через 3 года Кузнецов открывает еще один завод, затем – еще и еще. К 1913 году Товарищество Кузнецовых уже включало 18 основанных с нуля и купленных предприятий, продукция которых активно поставлялась на внутренний рынок и на экспорт. Владельцы Товарищества вытесняли зарубежных конкурентов из страны. Довести начатое до конца помешала революция и последовавшая за ней национализация. Для отрасли начался сложный период – застой. Он длился лет десять, после чего производство фарфоровой посуды, статуэток и других предметов быта возобновилось.
У русских фабрик разная история: некоторые проработали несколько лет, другие – несколько столетий. Одни обанкротились и закрылись, другие – создают шедевры и сейчас, радуя самого взыскательного покупателя совершенством форм, росписи и материала.
Как король Саксонии и беглый алхимик создавали первый европейский фарфор
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В 1701 году курфюст Саксонии и король Польши Август Сильный принял под свое покровительство сбежавшего от короля Пруссии молодого, но уже известного своими достижениями, алхимика Иоганна Бёттгера, надеясь, что тому удастся наконец-то получить философский камень. А для пополнения своей оскудевшей казны Августу, известному своей расточительностью и любовью к роскоши, требовалось очень много золота.
Конечно, получить золото Бёттгеру не удалось. Зато им был раскрыт другой, не менее ценный секрет.
C 1704 года Иоганн Бёттгер трудился вместе с математиком и экспериментатором Эренфридом Вальтером фон Чирнхаузом, которого Август Сильный привлек для того, чтобы помогать Бёттгеру, а заодно и присматривать за ним. И уже через два года совместных изысканий исследователям удалось получить не золото, а тонкостенный и прочный красно-коричневый фарфор, который они назвали яшмовым.
Отладив технологию, весной 1709 года он доложил Августу Сильному о своем изобретении и преподнес ему первые образцы изделий из белого фарфора. К тому времени уже была готова и рецептура бесцветной глазури, которая придавала фарфору еще и великолепный блеск.
Король прекрасно понимал всю важность этого открытия, и уже в 1710 году в хорошо укрепленной крепости Альбрехтсбург была организована и заработала первая в Европе фарфоровая мануфактура.
В истории этой знаменитой мануфактуры прослеживаются три важнейших определяющих периода.
«Бёттгеровский период» (1710-1719)
В этот период происходило становление производства фарфора, «знакомство» с этим новым материалом, отработка технологий. Для фарфора, производимого в этот период, характерными были строгие и четкие формы и минимальное художественное оформление. Для украшения изделий использовали краски, золото, серебро.
В этот период изготавливали также и предметы из красного фарфора.
Со смертью Бёттгера в 1719 году этот период становления естественным образом завершился.
«Живописный» период(1720-1733)
Этот период главным образом связан с именем художника Иоганна Грегориуса Хёрольда, возглавившего производство фарфора в 1720 году, после смерти Бёттгера. Он получил название «живописный», так как доминирующей стала художественная роспись изделий. В отличие от ранее применяемой «холодной» росписи, в работе стали использовать надглазурные краски, которые при обжиге вплавлялись в глазурь. Хёрольд, владеющий тайной создания таких красителей, разработал богатейшую цветовую палитру, в которой появилось много новых ярких красок. Рецепты их изготовления до сих пор засекречены.
В этот период произошло рождение фирменного синего декора мейсенской мануфактуры, так называемого «луковичного». Сама методика подглазурной росписи с использованием кобальтового красителя была разработана еще в 1717 году. Ярко-синий цвет на белом фарфоре этот краситель давал после обжига. А сам мотив уникальной росписи с использованием экзотических фруктов (персики, гранаты), цветов (лотосы, хризантемы, пионы) и листьев придумал в 1729 году Иоганн Давид Кретшмар под влиянием китайских мотивов. Декор получил название «луковичный», хотя к луку на самом деле он никакого отношения не имел. Просто гранат на рисунках Кретшмара, никогда не видевшего этот фрукт, больше был похож на лук. Изделия с «луковичным» орнаментом, который был доведен до совершенства к 1739 году, в то время были безумно популярными.
Методику подглазурной росписи кобальтовым красителем с 1722 года стали применять также для нанесения на все изделия мануфактуры уникального логотипа:
«Скульптурный» период (1733-1756)
В этот период для украшения изделий вместо декоративной росписи стали использовать скульптуру и барельефы. Над созданием таких образцов в мастерской трудились Иоганн Готлиб Кирхнер и Иоганн Иоахим Кендлер. Оба они работали, каждый в своей манере, над выполнением заказа Августа Сильного, который решил украсить интерьер одного из своих дворцов фигурами различных животных и птиц. Однако, из-за кончины правителя эта работа так и не была завершена.
История фарфора в разных странах
История китайского фарфора
История создания китайского фарфора уходит совими корнями в глубокую древность, так что точная дата его изобретения неизвестна. До нас дошло лишь то, что фарфор изобрели в Китае, а первую фарфоровую посуду изготовили из смеси белой глины, фарфорового камня-циши и песка. Также известно, что китайцы, прежде чем делать из этой смеси посуду, закапывали ее в землю и держали там несколько десятилетий. Обжигали фарфор в глиняный огнеупорных горшках.
Фарфоровая посуда была удивительно красива. Стенки чашек были тонкие, почти прозрачные. Блеск им придавала смесь, которую называли поливой. Изготавливали поливу из таких же ингридиентов, что и фарфоровое тесто, только брали их в других пропорциях. Когда покрытая поливой посуда попадала в печь, полива сливалась с поверхностью фарфора, навеки покрывая его тонкой, похожей на стекло, пленкой.
Китайские фарфоровые чашки были белыми, а когда по ним стучали ногтем, получался мелодичный звук «тсе-ни-и». Поэтому в Китае фарфор начали называть «тсени». А белую глину, из которой изготавливают фарфор, прозвали каолином, от названия местности, где ее находили. Так ее называют и сейчас.
Конечно, еще до изобретения фарфора в Восточных странах и Европе мастера издревле изготовляли из глины красивую посуду, похожую на фарфор, но более тяжелую, и с толстыми стенками. Ее называли фаянс. Мастера пытались подделать фаянсовые изделия под фарфор, также покрывая их белой поливой, и изображали на них китайцев, драконов и домики с тройной крышей. Даже краски брали такие же, которые использовали в Китае. Но вот только это все равно было подделкой, тем более, что фаянсовая посуда не звенела, как форфор, если по ней постучать ногтем. А восоздать знаменитые фарфоровые чашки из фаянса вообще никому не удалось. Но все равно среди мастеров фаянса были великие творцы, работы которых до сих пор хранятся в музеях мира.
Однажды его познакомили с одним богачем, которому принадлежал китайский завод. Богач пригласил Д’Антреколла в гости, и хитрый француз, по дороге к дому, кланялся не только слугам, но и деревьям и кустам по бокам дорожки. Господину понравился умный иностранец, который, скромно попивая чай, рассказывал интересные истории, и богач пригласил его в город Цзиндечженя, где находились самые большие китайские заводы, и куда запрещали заходить иностранцам. Там Д’Антреколл кое-что узнал.
(Как делали фарфор — 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге)
История саксонского фарфора
В середине XVIII ст., когда Пруссией правил Фридрих I, жил в Берлине известный аптекарь Цорн, у которого был ученик Йоганн Бетгер. Бетгер был очень способным учеником, и кроме изучения аптекарского дела интересовался алхимией. Об его успехах в алхимии узнал Фридрих I и приказал привести к себе ученика аптекаря, чтобы тот с помощью философского камня сделал ему из свинца золото. Узнав об этом, Бетгер тайно сбежал из Берлина и поселился в соседней Саксонии.
В это время Саксонией правил Август Сильный (который поменял китайские вазы на роту солдат). Узнав, в Саксонии поселился алхимик, беженец из Пруссии, Август приказал привести его к себе в замок Альбрехтсбург. На этот раз Бетгеру не удалось сбежать и его привезли к курфюсту. Август Сильный, как и Фридрих I, потребовал у молодого ученого превратить метал в золото. Не слушая уверений Бетгера, что это невозможно, он запретил ему выходить за ворота замка, пока Бетгер не выполнит приказ. Стоит отметить, что ученому предоставили все условия — большая светлая комната, собственная прислуга, современная лаборатория. Но все же Йоганн Бтгер оставался заключенным.
В то время в Саксонии жил Эренфрид Чирнгауз, который управлял саксонским заводом по изготовлению стекла и линз для подзорных труб. Курфюст решил познакомить Бетгера с Чирнгаузом, что бы последний помог алхимику быстрее начать роботу над изготовлением золота. Чирнгауз оказался не только хорошим ученным, но и умным человеком. Он предложил Бетгеру не корпеть над нерешимой задачей сделать из свинца золото, а попробовать кое-что более реальное — разгадать загадку китайского фарфора. Тогда, продавая свой фарфор на вес золота, курфюст наконец отпустит ученого на свободу.
Вместе Йоганн Бетгер и Эренфрид Чирнгауз приступили к работе над фарфором. Они перепробовали все виды глины, читали книгу Д’Антреколла про Китай, попросили у курфюста построить новую печь для обжигания фарфора. После долгих и упорных трудов они добились успеха. Бетгер презентовал Августу Сильному первую чашку из саксонского фарфора — вот только чашка была не белого, а темно-красного цвета. Августу фарфор понравился, но он потребовал что бы Бетгер продолжил работу и сделал фарфор белого цвета, как китайский.
Саксонский красный фарфор тоже пользовался успехом и его охотно раскупали багачи. Вот только на темном фоне разноцветные рисунки были не заметны, поэтому такую посуду украшали вырезанными узорами и декоративной лепкой.
Бетгер продолжал работать. Со временем умер Эренфрид Чирнгауз и Йоганн остался один. Работа не клеилась, но Бетгеру помог случай. Однажды, когда к нему пришел слуга закручивать парик, Бетгер, от нечего делать, стал мять руками пудру. И о, чудо! Она слепилась в маленьких шарик. Обычно пудра не лепится, а эта лепилась, как тесто. Йоганн спросил парикмахера про пудру, и он ответил, что настоящую покупать дорого, поэтому он использовал глину. Йоганн схватил коробку с пудрой и бегом бросился в лабораторию. Замесив тесто, он убедился, что глина была такой же, как и китайская, которая называлась каолином.
В 1710 году в городе Мейсен был открыт первый в Европе фарфоровый завод. В магазинах вместе с красным стали продавать и белый саксонский фарфор. Посуду оправляли в золото и серебро, разрисовывали гирляндами цветов, вставляли драгоценные камни. Вскоре из фарфора стали делать подсвечники, люстры, фигурки людей и животных, статуэтки. Саксонский (или мейсенский) фарфоровый завод существует и сейчас, его изделия продаются во всем мире.
История русского фарфора
Однажды росийская царица Елизавета получила в подарок от саксонского курфюста фарфор. Решив не отставать от соседей, она вызвала к себе барона Черкасова и приказала ему построить новый фарфоровый завод. Черкасов испугался — как можно построить завод, если никто толком ничего не знает о фарфоре? Вскоре он пригласил из заграницы Конрада Гунгера, который уверял, что знал самого Йоганна Бетгера и тоже умеет изготавливать фарфор.
Новый фарфоровой завод решили сделать в Петербурге на месте старого кирпичного завода, чтобы не тратить время на постройку. Пока Гунгер ехал в Россию, Черкасов стал искать ему подходящего помощника, разбирающегося в гончарном деле. Барону порекомендовали Виноградова Дмитрия Ивановича, горного инженера, учившегося в Москве, Петербурге и Германии, и Черкасов взял его в помощники к Гунгеру.
К Гребенщикову и послал барон Гунгера и Виноградова, что бы те ознакомились с гжельскими глинами и решили, можно ли их использовать для изготовления фарфора. Рассмотрев глину, Гунгер и Виноградов взяли оба вида и вернулись в Петербург.
Со временем выяснилось, что Конрад Гунгер отнюдь не мастер. Про секрет изготовления фарфора ничего не рассказывал, делать — ничего не делал, только требовал деньги, и лишь под конец года презентовал чашку, которая и отдаленно не была похожа на фарфор. Черкасов рассердился и выгнал Гунгера, поставив старшим Виноградова.
Через два года после начала работ Виноградов презентовал первую фарфоровую чашку русского производства — маленькую, без ручки, зато из фарфора. Эта чашка сохранилась и до наших дней. Сейчас она находится в Росийском музее в Петербурге, где ее может увидеть любой желающий.
(Первая фарфоровая чашка Виноградова)
(Фарфоровый сервиз императрицы Елизаветы)
Хвостов сразу установил свои порядки. Виноградова заперли в мастерской и поставили над ним надзерателя, который регулярно его подгонял. Художника Андрея Черного заковали в цепи после того, как он ответил начальнику на приказ не лениться, а работать еще быстрее. На письменные жалобы Виноградова барон Черкасов внимания не обращал, но приказал еще строже относится к мастерам.
Не смотря на угнетение, Виноградов все равно продолжал работать, делая успехи и добиваясь отличных результатов. После царского сервиза он делал посуду, табакерки, статуэтки. Свои достижения и открытия Виноградов записывал в книгу, которую назвал «Подробное описание чистого фарфора, как оный в России делается».
Завод со времен все больше расширялся, на него шли работать даже подростки. Сейчас это фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Петербурге. А на стене главного корпуса установлена доска, на которой написано:
Фото русского фарфора XVIII-XIX века