в какой стране идеалом воспитания была антично образованная личность с православным сознанием
Просвещение и педагогическая мысль в Византии
ЛЕКЦИЯ № 10
Студент должен иметь представления: О воспитании и образовании в Византии
Студент должен знать:Основные позиции педагогики того времени
Студент должен уметь:разбираться в предпосылках воспитании и образовании в Византии
План изучения темы:
1. Историческая справка
2. История просвещения и педагогической мысли Византии
В 395 году Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Западная часть Римской империи не сохранила своего единства. На ее месте возникнут новые государства – Италия, Франция, Германия и Испания, а римский народ, когда-то покоривший весь мир, исчезнет, растворившись в новых народах.
Восточная часть Римской империи просуществует еще почти тысячу лет после падения Рима, рухнув в 1453 году под ударами турецких завоевателей. Ее столица – Константинополь – выросла на месте городка Византий, небольшой греческой колонии, заселенной греками, выходцами из города Мегары, позже получил название в честь возвысившего его императора Константина Великого – Константинополя. Новую империю назвали Византией.
Византия – прямая наследница эллинско-римской культуры и образованности. Особенностью византийской культуры и педагогической мысли являлось их формирование на разнородной этнической культуре: греко-римлян и других народов Средиземноморья, Закавказья, малой Азии, Крыма, Балкан и др. Однако доминирующим являлся греческий этнос, который пользовался особой поддержкой государства и церкви. Таким образом, культура и воспитание в Византийской империи являлись, прежде всего, грекоязычными.
Другой особенностью педагогическая мысли Византии было то, что она одновременно включала в себя античную и христианскую традиции. Идеалом образованного византийца являлся человек с Греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением.
Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил вплоть до XIV в. соответствующий уровень Западной Европы. Социальных ограничений не существовало. Школы могли посещать все, кто мог и хотел учиться. Наличие образования являлось непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений.
Существенной особенностью Византии являлось отсутствие монополии церкви на образование. Светская власть в лице императора руководила ходом развития школьного дела. Однако это не означало, что церковь не вмешивалась в процессы воспитания и обучения. Наоборот, религия пронизывала всю практику школы фундаментальным изучением основных догматов христианства и в частности православия.
2.История просвещения и педагогической мысли Византии
Система воспитания и образования в Византии состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.
Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. У основной массы населения – это был способ начального христианского воспитания и ученичества, когда дети получали с помощью родителей трудовые знания, навыки письма и счета. Дети из состоятельных семей приобретали школьное образование.
Для многих учеников образование завершалось на элементарном уровне. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа.
Постепенно структура средних школ становилась более сложной. В них работали группы преподавателей. Направления деятельности школ санкционировались императорскими властями. Цель обучения в грамматической школе состояла в овладении «эллинской наукой» (пайдейя) – преддверием к высшей философии – богословию. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением первой «четверицы».
Среди методов обучения популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Учащиеся учились цитировать по памяти, делать пересказ, комментарий, описания, импровизации. Школьникам приходилось изучать поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Аристофана, Гесиода, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. Чтение было важнейшим источником образования.
Венцом образования являлись высшие учебные заведения. Каждое имело определенную специализацию. В 425 г. в Константинополе при императоре Феодоссии II была учреждена высшая школа Аудиториум (от латинского audire – слушать). С IX века ее именовали Магнавра (Золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императоров. Преподаватели являлись государственными служащими, получавшими жалованье от императора и составлявшими особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. В их числе были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы.
Со временем обучение приобретало специальную направленность, предпочтение отдавалось юридическому образованию и изучению античного наследия. Кроме того, изучались и обсуждались сочинения христианских богословов – Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста.
В программу обязательного изучения входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина и музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Ведущей формой обучения являлись публичные диспуты. Идеалом выпускника был энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.
Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.
Определенную роль в высшем образовании Византии играли монастырские школы. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции, где на основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты читали совместно, затем их переписывали и толковали. Обучение в монастырских школах осуществлялось в среднем до трех лет, руководствовались они в своей деятельности определенным уставом, где четко регламентировался порядок обучения и воспитания монахов.
Антично-византийские традиции светского образования дали мощный толчок эволюции школы и педагогической мысли Западной Европы. Труды ряда византийских педагогов-философов пользовались огромной популярностью в ученых кругах средневековой западной Европы. Среди таких трудов можно указать «Шестоднев» Василия Кесарийского, «Источник Знания» Иоанна Дамаскина, проповеди Иоанна Златоуста, Максима Исповедника и других.
Постепенно античная педагогическая традиция Византии усиливала религиозный (христианский) вектор своего развития. Византийские богословы в течение VI – XV вв. предложили ряд концептуальных идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения и повлиявших на весь православный средневековый мир.
В трудах раннехристианских византийских мыслителей-богословов главным источником воспитательных идей являлась Библия. Основой воспитания выступала любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни. Наука уступала место вере, а основными человеческими добродетелями выступали – смирение и аскетизм.
Византия оказала огромное культурное воздействие, как на страны Востока, так и на страны Западной и Восточной Европы. Она явилась закономерным переходным звеном, соединившим Античность и Средневековье. Однако постепенно культурное влияние Византии на Западную Европу ослабевало, что было связано, прежде всего, с расколом христианской церкви на православную и католическую.
Византийская православная традиция, как и христианская традиция в целом, видела смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения. Обязательным залогом спасения человека считалась его вера в Бога, принятие им религиозных догматов. Однако приобщиться к Богу человек мог путем познания (умопостижения) и путем дел (праведного образа жизни). Византийская православная традиция осваивала оба эти пути. Западная католическая сосредоточилась на первом, встав на путь рационализации религиозного познания, что во многом определило характер западной педагогики, и культуры в целом.
Практическое занятие – нет
1. Крившенко Л.П. Педагогика – М.: Проспект, 2008.
2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС,2009.
3. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2010
Тест по истории педагогики и образования
1. Кто автор концепции воспитания джентльмена?
2. Какое учебное заведение в Афинах основал величайший философ Платон?
3. Основоположником какой педагогики считается Д. Дьюи?
3) За художественное воспитание;
4. Величайший педагог Я.А. Коменский обосновал …
1) Классно-урочную систему организации обучения;
2) Белль-ланкастерскую систему организации обучения;
3) Лекционно-семинарскую систему организации обучения;
4) Взаимного обучения
5. Вне кастовой системы воспитания в Индии находились …
6. Автором психологической концепции происхождения воспитания является …
7. Основу классического образования составляет знание …
1) грамматики, риторики и диалектики;
2) новоевропейских и древних языков и математики;
8. Восемнадцатое столетие вошло в историю педагогики под названием …
1) эпоха Просвещения;
2) период Реформации;
3) эпоха Возрождения;
4) эпоха Педагогики природы
9. Какие предметы составляли квадривиум?
1) арифметика, геометрия, музыка, астрономия;
2) гимнастика, литература, наука, математика;
3) бухгалтерия, естествознание, латынь, верховая езда;
4) счетоводство, горное дело, верховая езда, танцы
10. В каком историческом периоде получила развитие реформаторская педагогика?
3) конец 19 в. – начало 20 в.;
11. Кто является автором романа «Как Гертруда учит своих детей»?
12. К какому направлению педагогической мысли 20 в. примыкал известный французский педагог Э. Дюргейм?
1) «новое воспитание»;
2) социальная педагогика;
3) гражданское воспитание;
4) свободное воспитание
13. Кто из нижеперечисленных педагогов обосновал принцип природосообразности?
3) Витторино да Фельтре;
14. Кто считается «учителем немецких учителей»?
15. В какой стране идеалом воспитания была антично образованная личность с православным сознанием?
4) Трапезундская Империя
16. В начале 20 в. английский педагог Бадэн-Пауэлл основал организацию …
4) любителей старины
17. В каком обществе появились инициации как форма воспитания?
18. В какой воспитательной системе отсутствовало трудовое воспитание?
3) утопийцев (из романа Т. Мора «Остров Утопия»);
19. В каком из государств Древнего Востока получила развитие такая учебная форма, как экзамены?
20. В 19 в. на смену господствующему классическому образованию приходит …
1) реальное образование;
21.Укажите метод обучения грамоте в древнерусской школе :
22. Укажите первое оригинальное педагогическое сочинение Киевской Руси :
1) «Поучение» Владимира Мономаха;
4) «Моление Даниила Заточника»
23. Назовите тип образовательных учреждений, появившихся в 10 в. на Руси:
24. В каком из памятников наиболее полно представлены педагогические идеи эпохи Московского государства?
1) «Письмо Ивана IV князю Курбскому»;
25. К какому из направлений педагогической мысли принадлежат братья монахи И. и С. Лихуды?
3)приверженцы старорусских традиций;
4) стиля «плетения словес»
26. Кто основал Школу математических и навигацких наук в 1700 г. в Москве?
4) Царь Федор Алексеевич
27. Когда была основана Академия наук в Российской империи?
28. В открытии какого учебного заведения принял деятельное участие М.В. Ломоносов?
1) Университетская гимназия в С. – Петербурге;
2) Институт благородных девиц в С. – Петербурге;
3) Московские гимназии при университете;
4) Харьковский университет
29. Кого пригласила Екатерина II для проведения школьных реформ в России?
3) Ф.И. Янковича де Мириево;
30. В чем заключался принцип сословности в отечественном образовании?
1) Каждое сословие выплачивает свою часть образовательного налога;
2) Представитель каждого сословия имеет право на получения единого для всех образования;
3) Каждый человек мог получить такое образование, которое соответствовало его принадлежности к определенному сословию;
4) Все сословия имеют равный доступ к школьному обучению
31. В каком году было создано Министерство народного просвещения?
32. Кто стал зачинателем общественно-педагогического движения в России?
4) Александр Освободитель
33. Выдающийся русский педагог Н.А. Корф принял деятельное участие в создании …
2) женских гимназий;
3) земских начальных школ;
4) образцовых министерских училищ
34. Когда в России стало вводиться всеобщее начальное образование?
2) в конце 19 – начале 20 вв.;
4) в период правления Екатерины Второй
35. Кто из перечисленных педагогов начала 20 в. был известен как талантливый историк педагогики?
36. В какой из школ были введены «комплексные программы ГУСа»?
3) яснополянская школа Л.Н. Толстого;
4) школа « диалога культур»
37. Идеи какого педагога были реализованы при создании коммунарской методики И.П. Иванова?
1) В.А. Сухомлинского;
38. Книга какого советского писателя решительным образом повлияла на организацию «зон пионерского действия»?
1) «Тимур и его команда» А.П. Гайдара;
2) «Дядя Степа» С. Михалкова;
3) «Сказки» Корнея Чуковского;
4) «Школа» А. П. Гайдара
39. Когда наиболее популярным стало движение педагогов – новаторов в нашей истории?
1) в 60 –е годы 20 в.;
2) в 80 – е годы 20 в.;
3) в 50 – е годы 20 в.;
4) в начале 21 века
40. Какое из перечисленных определений указывает на стратегию развития отечественного образования в начале 21 в.?
5. Идеалы воспитания и обучение ранних христиан
Христианские общины возникли в I в. в Палестине, откуда идеи христианства распространились по всей Римской империи. Особенно популярны они были в восточных провинциях у евреев. Воспитание в первых общинах христиан ориентировалось на Библию — собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей: Ветхого завета (тексты 2-1-го тысячелетий до н.э.), куда уходит начало христианской религиозной традиции воспитания, и Нового завета (создан в I-II вв.), где обоснованы христианские цели и содержание воспитания. Библия провозгласила гуманистические взгляды на воспитание: любовь к людям и идею самосовершенства для спасения и вечной жизни.
Христианство пересмотрело существовавшее прежде религиозное предписание: «Люби ремесло и отвергай учительство». В противовес этому христиане-книжники сами часто зарабатывали на жизнь, особенно плотницким ремеслом. Всеобщее учительство — овладение и передача знаний, нравственное совершенствование — становится у христиан явным и поощряемым жизненным приоритетом. Как следует из евангельских текстов, Иисус Христос и его апостолы несколько лет вели жизнь странствующих учителей.
Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания. Последнее хорошо иллюстрируют слова апостола Павла: «Кто не хочет трудиться, тот не ешь». В Евангелии по-новому раскрыты лежащие в основе воспитания нравственные правила Ветхого завета, облеченные в форму заповедей: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», «Возлюби ближнего своего» и др. Эти заповеди рассмотрены не столько как этические и юридические каноны, сколько как нормы состояния души.
Раннее христианство придавало особое значение семейному воспитанию, продолжив традицию уходившей эпохи. Философско-педагогические идеалы античности и христианства, имея общие истоки и соприкосновение, существенно отличались. Если в античном мире человек являлся мерилом всех вещей, то высшей мерой христианского мироустройства объявлялся Бог. Идеальное воспитание, согласно христианской традиции, состояло не только в овладении знанием, но и в построении себя по образу Божьему.
С христианством пришел новый взгляд на ребенка. В древних цивилизациях дитя изначально не рассматривалось самодостаточной личностью, а прежде всего как результат половых сношений (порой нежелательный или неудачный; отсюда довольно широкое распространение детоубийств). Христианство, напротив, решительно отвергло инфантицид как преступное убиение невинной детской души.
Идеологи раннего христианства иначе трактовали человека и его воспитание. В Новом завете в противовес идеям ряда древних философов, например пифагорейцев, подвергнута сомнению идея «тело — враг души». Апостол Павел высказал совершенно иную мысль. тела ваши суть храм живущего в вас Святого духа. Если одной из центральных идей античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, если античная мысль ставила в центр земное существование, то христианство — вечные человеческие ценности. В противовес эллинскому идеалу соревнования и самоутверждения, культу образованности, прекрасного ума и тела отцы христианской церкви проповедовали спасение души путем взаимопомощи и духовной независимости, смирения, аскетизма («умерщвление плоти»).
Один из первых отцов христианской церкви Иоанн Златоуст (ок. 350-407) упрекал античную педагогику, что она печется научить хорошо говорить и тем самым зарабатывать деньги, но не наставить душу и формировать ум. Вместе с тем в проповедях Иоанна Златоуста предложены методы воспитания с учетом античной традиции, в частности наставление и беседа. Считая, что при воспитании надо обращаться к божественному началу в душе человека (воля, свобода, нравственная самодеятельность), он настаивал на антиавторитарном воспитании: увещевание, совет, предостережение. Учитель не вправе влиять на воспитанника через принуждение. Главным источником обучения называлась Библия.
Неоднозначное отношение к античной педагогической традиции высказывали другие отцы христианской церкви, которые изучали и по-своему развивали философско-педагогические идеи мыслителей античности. Так, педагогические суждения Василия Кесарийского (330-379) созвучны взглядам Плутарха. Василий Кесарийский — автор трактата «О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг». В трактате предлагалось воспитывать позитивное отношение к наследию греко-римской образованности. Светскую образованность Василий Кесарийский оценивал как необходимую на бренной земле, но совершенно ненужную для пребывания в ином мире. Соответственно вершиной воспитания признавались уход от мирской жизни, молитва и пост. Дух человека необходимо воспитывать и направлять, ибо, как думал Василий Кесарийский, проявления духа могут быть благом или злом. Основой воспитания он считал самопознание.
Аврелий Августин (354- 430) также признавал определенные достоинства античного образования и педагогической мысли. Он почитал Платона, называя его предшественником христианства. Как и некоторые античные мыслители, Августин проявлял интерес к психологии ребенка, говорил, что физические наказания наносят детям ощутимые психические травмы. Он высоко ставил дидактические возможности программы семи свободных искусств и предложил обучать христианских клириков по античной программе образования. Вместе с тем утверждалось, что античная педагогическая традиция погрязла в вымыслах, в изучении слов, но не вещей. Августин полагал, что главное место в образовании должно занять изучение Библии и христианской догматики, а светские знания при обучении следует расценивать как второстепенные и вспомогательные.
Тест с ответами по истории социальной педагогики
100 вопросов с ответами
2. Определенное воспитание всех возрастных групп называется:
3. Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт называется:
4. Воспитание, осуществляемое обществом называется:
5. Раннехристианская педагогическая концепция предусматривала доминирование:
6. Передача исторического опыта от поколения к поколению называется
7. Рассматривал воспитание как процесс «припоминания» идеального существования «души» в высшем мире:
8. Считал, что воспитание должно быть по сущности христианское, а по форме семейное:
9. «Воспитание ребенка не зависело от воли отца» писал о спартанском воспитании:
10. Следует воспитывать просто образцовых и гармонично развитых людей, с которыми предстояло жить в реальном обществе считал:
12. Целенаправленный организованный процесс по руководству становлением человеческой личности в онтогенезе называется:
13. Социальное наследование осуществляется в процессе:
14. Характер воспитания в начале первобытнообщинного строя был:
15. Зачатки социальных, в том числе воспитательных механизмов зародились у:
16. Обряд посвящения во взрослую жизнь назывался:
17. Первые центры воспитания возникли в:
18. Первые центры воспитания назывались:
19. Система целостного социального формирования индивида называется:
20. Воспитание воина было целью государственного воспитания:
21. Принцип природосообразности в античности сформулировал: :
23. Гармоническое развитие личности, формирование человека с прекрасной душой и совершенным телом было целью воспитания в:
28. Соотнеси авторов законов и названия государств, где их законы составляли свод правил жизни и воспитания детей.
29. Соотнесите качества, которые нужно было воспитывать у представителей определенных каст в Индии с названиями каст:
30. Цель воспитания в Древней Греции:
31. В системе рыцарского воспитания Средневековья нашла отражение традиция:
32. Он на первое место ставил воспитание по сущности христианское, а по форме семейное:
33. Соотнесите названия трудов с именами их авторов:
34. Идеалом этой эпохи был человек образованный, просвещенный, воспитанный в принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий:
35. Кто является целью воспитания в педагогической системе Джона Локка?
36. Соотнесите авторов и их труды:
37. Соотнесите имена педагогов, мыслителей с той эпохой, в которой они жили
38. Обосновал метод «естественных последствий» в воспитании:
39. В теории Дж. Локка основой воспитания является:
41. Джон Локк предлагал воспитывать джентельмена:
42. Назовите главный педагогический труд Я.А.Коменского:
43. Понимал воспитание как социальный процесс, утверждая, что обстоятельства формируют человека, как впрочем, и он сам формирует обстоятельства:
44. Соотнесите правую и левую части:
45. Принцип воспитания бедных детей выразил в тезисе: «Бедня должен быть воспитан для бедной жизни»
46. Общественно воспитать ребенка – значит помочь ему усвоить социальное значение его поступков считал:
49. Исходя из трех стадий развития воли, предлагал три типа социального воспитания:
50. Важнейшими принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность
51. Скаутизм возник в
52. Основные идеи скаутизма в книге «Скаутинг для мальчиков» (1908) изложил:
53. Не заменяет воспитание в семье, школе, церкви, а лишь дополняет образовательные и воспитательные институты:
54. Социально-педагогические идеи и опыт социального воспитания в основанных им вальдорфских школах реализовывал:
55. Соотнесите авторов и их труды:
56. В русской общине был посредником между крестьянином и царем, стоял на страже народной нравственности, был опорой государства в борьбе с пьянством, развратом и смутой:
57. В церковно-приходской школе, в с. Татево Смоленской губернии создал новый тип школы:
58. Картины «Устный счет», «У дверей школы», «Сочинение», «Ученицы», «Новички» запечатлели учеников школы, которую окончил автор этих картин:
59. Оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения называется
60. Католический духовный орден, принимавший под свое покровительство найденышей и больных назывался:
61. Католический духовный орден, собиравший пожертвования для выкупа христиан, попавших в плен к мусульманам, назывался:
62. Соотнесите правую и левую части:
63. У славян обычай детей знати до 7-8 лет отдавать на воспитание в другую семью называется
64. Военная подготовка подростков осуществлялась в специальных домах
66. Собрание текстов воспитательной направленности, морально-нравственного содержания
67. Собрание текстов познавательной направленности
68. В Древней Руси использовались такие средства народной педагогики:
69. Письменный памятник культуры XVI в., в котором содержатся призывы «страхом спасти» детей от неразумных поступков, и где перечислены запреты:
70. Обычай, ритуал, который совершали молодые люди для перехода из детства во взрослую жизнь называется
71. Использование таких памятников литературы как «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» о каком воспитании свидетельствовало?
72. Сторонниками грекофильского образования были:
73. В 1721 г. Дом сирот и бедных детей был открыт по инициативе: (уровень сложности 1)
74. «О правилах поведения светского юношества» было впервые опубликовано в 1717 г. под названием «Юности честное зерцало ….»
75. Автором педагогического трактата «Духовная моему сыну», в котором большое внимание уделялось нравственному воспитанию детей был (а):
76. Автором «Книги о скудости и богатстве» является:
77. Автором труда «О смысле слова «воспитание» является
81. В первой половине XIX в. возникают Александровский (в Москве) и Гатчинский (в Петербурге)
82. Принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому был обязан своим возникновением
83. Мостики переброшенные из психической жизни в физическую называются
84. Соотнесите правую и левую части:
85. «Дом свободного ребенка» создал:
86. Яснополянскую школу создал:
87. Детскую колонию «Бодрая жизнь» организовал:
88. Рассматривали воспитание как социальное явление, подчеркивая зависимость его целей от общественного строя; как планомерное, целенаправленное воздействие, формирующее человека с коммунистическими взглядами, указывали на классовый и исторический характер воспитания:
89. Главный идеолог Народного комиссариата просвещения, проводник идеи коммунистического воспитания молодого поколения
90. В 1919 г. создал Первую опытную станцию по народному образованию, куда вошли 14 начальных школ, две средние, школа-колония «Бодрая жизнь», детские сады:
91. Автором книги «Трудовая школа», вышедшей в 1919 г. в двух частях и по которому в 20-е годы развернулась реализация первого проекта трудовой школы
92. Наука о воспитании взрослых людей
93. С.Т. Шацкий в 1906 г. вместе с А.У. Зеленко организовал общество «Сетлемент», что обозначало:
94. Соотнесите авторов и их труды:
95. Проблема взаимоотношения личности и среды, индивидуума и социума заняла центральное место во взглядах
96. Воспитание трактовал как систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы общества, как процесс социализации личности
97. Существенное влияние на становление социальной педагогики оказала наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка:
98. Накануне Великой Отечественной войны большие масштабы приобретает движение пионеров, импульсом которому послужила повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
99. Соотнесите авторов и их труды:
100. Особая социально-демографическая группа детей, имеющих семью и оставшихся без попечения родителей по социально-экономическим, психолого-педагогическим, и другим причинам: