в какой стране есть налог на воздух
Сбор на воздух и безработных: какие налоги платят в соседних странах
Литва: налог на безработных и сбор на воздух
В Литве, являющейся одной из самых перспективных стран Европейского Союза по эффективности механизма фискальных взаимоотношений и налогового законодательства, недавно введен сбор на воздух и другие природные ресурсы. В Литовской Республике также существует налог на безработных, который подлежит уплате с пособия неработающего гражданина.
Следует отметить, что в соответствии с литовским налоговым законодательством, лица трудоспособного возраста, не отработавшие 183 дня в течение 12 месяцев, признаются «бездельниками» и платят налог на «тунеядство» в размере 10% от минимального оклада – 1 036 белорусских рублей. Такой сбор предусмотрен и для фрилансеров – лиц, не работающих по трудовым договорам с нанимателем и имеющим теневой доход.
Латвия: налог за номер на авто
В Латвии обязателен к уплате в казну налог за номера на автомобилях. Такой сбор предусмотрен для резидентов, которые постоянно проживают в Латвии и ездят на автомобилях с иностранными номерами. Размер налога составляет 2 410 рублей в эквиваленте в год. При прохождении временной регистрации автомобилей ставка сбора уменьшается.
В 2009 году глава Латвийского общества врачей Петерис Апинис выступил с инициативой введения дополнительного подакцизного налога на сахар и соль. По его мнению, латвийцы употребляют эти продукты в пищу в большом количестве, что наносит существенный вред их здоровью, а именно вызывает развитие артериальной гипертензии и сахарного диабета. Инициатива вызвала критику со стороны большей части населения и представителей Министерства финансов Латвии, поэтому план главы здравоохранения не реализован до сих пор.
Польша: налог от дарения и налог на прибыль членов правления
Фискальная система Польши предусматривает получение номера налогоплательщика NIP, который применяется для идентификации лиц как налогоплательщиков.
В Польше физические лица обязаны платить налог от наследства и дарения. Сумма этого сбора зависит от степени родства с наследодателем или дарителем и стоимости приобретаемого имущества. Важно отметить, что чем ближе степень родства, тем меньшую сумму налога придется заплатить.
В Беларуси граждане, вступающие в наследство или заключающие договоры дарения, платят только нотариальный тариф за совершение нотариального действия.
Эстония: сбор на «позывы коров», которые вредят природе
С 2008 года в Эстонии введен необычный налог – сельскохозяйственный сбор за позывы коров. Его введение объясняется тем, что в Эстонии на коров приходится 25% выделяемого желудочного газа от общих выбросов метана в атмосферу.
Налогоплательщиками являются фермеры, имеющие в собственности коров. Причем владельцы другого вида рогатого скота не обязаны уплачивать налог. Перенос ответственности за загрязнение окружающей среды на коров вызван тем, что в Эстонии практически отсутствуют промышленные предприятия, наносящие вред природе.
Это не шутка: людям по всему миру введут налог на воздух
Швейцарские аналитики представили данные собственного исследования.
© Legion Media людям введут налог на воздух
Проблема загрязнения воздуха и изменения климата по всему миру уже давно требует своего разрешения. Как считают специалисты финансового конгломерата Credit Suisse Group AG и Международного энергетического агентства (International Energy Agency (IEA), вскоре повсеместно начнут запускать проекты по улавливанию парниковых газов (Carbon capture, utilisation and storage (CCUS) из окружающей среды и их нейтрализации для улучшения экологической обстановки в странах.
За реализацию этих инициатив придется платить. Предполагается, что у населения появится неминуемый «налог на воздух», который будет введен на постоянной основе. Финансировать технологию улавливания углерода и других вредных газов, по мнению специалистов, будет намного выгоднее, чем оплачивать штрафы за превышение объема загрязнения.
© Legion Media людям введут налог на воздух
Как сообщает IEA, инициатива не нова и применяется уже десятки лет, но лишь в отдельных странах и отраслях, поскольку является дорогостоящей. Так, при производстве цемента и выработке электроэнергии стоимость очистки воздуха составляет 120 долларов за тонну. Цена удаления CO2 из атмосферы также будет недешевой и станет варьироваться в зависимости от местоположения проекта и особенностей оборудования.
«Ценообразование на выбросы углерода побуждает отрасли озаботиться внедрением технологии очистки окружающей среды. Рост числа проектов CCUS по всему миру важен для совершенствования этих технологии, снижения затрат предприятий на внедрение», — цитирует слова руководителя отдела улавливания и хранения углерода IEA Саманты МакКаллох издание Bloomberg.
Сегодня технология используется в Австралии и Северной Америке, а также активно внедряется в Европе. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы инициатива появится и в российских реалиях.
Странные налоги со всего мира
В целом ряде стран – Великобритании, Франции, Ирландии, Норвегии, Чили и трёх десятках других государств – существует налог на высококалорийную еду и продукты с высоким содержанием сахара (например, в Великобритании импортеры и производители платят 18 пенсов (около 17 руб.) за литр напитка, если на 100 мл приходится 5 и больше граммов сахара, и 24 пенса (около 23 руб.) за литр, если объем сахара в 100 мл превышает 8 граммов). Так страны борются за здоровье населения. Меры логичны: по данным Всемирного банка, связанные с ожирением болезни входят в топ-3 причин по смертности населения. Некоторые предпринимали для борьбы с инфарктами и диабетом и более радикальные меры. Так, в 2008 году в попытке снизить уровень ожирения и повысить продолжительность жизни в Японии появился новый налог для компаний и региональных властей, которые нее смогли достичь определенных показателей. Людям в возрасте от 40 до 75 лет измеряли размер талии. Если он оказывался больше нормы (85 см для женщин и 90 см для мужчин), то муниципалитеты и бизнес должны были платить дополнительные суммы в бюджет. Программа просуществовала до 2015 года и способствовала снижению уровня ожирения. Сейчас этот показатель в Японии является одним из самых низких в мире.
Такой налог существует c 2006 года в Китае, где каждый год производится более 45 млрд одноразовых палочек для еды. Из-за этого производства в стране вырубили 25 млн деревьев, приводит расчеты зарубежная пресса. Чтобы сохранить леса и заставить людей обратить внимание на проблему экологии, китайские власти ввели дополнительный налог на одноразовые деревянные палочки в размере 5%. Чиновники уверены, что так они подтолкнут пользоваться другими материалами для производства столовых приборов.
В Индии дополнительным налогом облагаются развлекательные мероприятия: спортивные события, кино, театры, выставки и парки развлечений. В зависимости от штата налог варьировался от 15 до 110%. Но в 2017 году появился единый для всей страны налог с более узким диапазоном – от 5 до 28% (для билетов дороже 100 рупий (около 100 руб.).
Туристический налог платят желающие отдохнуть на курортах Ивисы, Майорки, Менорки и ряда других островов. Они заплатят €1 в день (около 80 руб.) за возможность побыть на солнце, а на эти деньги местные власти обещают усовершенствовать туристическую инфраструктуру. В Венеции платить приходится не за солнце, а за тень: платят владельцы зданий и конструкций, которые отбрасывают тень на землю муниципалитета. После введения налога в 1993 году многие кафе и рестораны отказались от тентов, чтобы платить меньше в бюджет. Сборы продолжают действовать до сих пор. В 2019 году речь шла и о том, чтобы брать плату с путешественников, которые просто хотят попасть в центр города. Но похоже, что введения выплат, как и появления туристов в Италии, в ближайшее время ждать не стоит.
Выбрать имя ребенку непросто, особенно когда в этом участвует третья сторона – налоговая служба. Согласовывать имя с налоговой приходится в Швеции. Родителям, которые назвали ребенка странными или неудобным для произнесения именем, в переводе на рубли придется заплатить около 53 000 руб. Чёткости правилам не хватает. Так, имена Икеа и Аллах находятся под запретом, а вот назвать ребенка Гугл или Лего можно бесплатно (впрочем, после очередного ужесточения закона в 2017 году понять, какое именно имя одобрят, всё сложнее). Платить надо не сразу: имя проходит проверку в налоговой, когда ребенку исполняется пять лет. Изначально налог появился в 1982 году, чтобы закрепить право на королевские имена. С налогом связан целый ряд историй. Так, в 1991 году шведская пара назвала ребенка Brfxxccxxmnpcccclllmmnprxvclmnckssqlbb11116 и отказалась платить налог, а в 2007 году одна из семей спорила с налоговой за право бесплатно назвать дочку именем Металлика (запрет, подтвержденный первой инстанцией, отменила апелляция). В 2018 году до суда дошло дело о запрете, казалось бы, на безобидное имя Форд, которое показалось шведским властям слишком похожим на фамилию. Кстати, желающие заключить брак в Швеции тоже идут в налоговую – за одобрением.
Те, кто покидает страну, должны заплатить. Такое правило придумали в Японии, где ввели выездной налог для путешественников в размере 1000 иен (около 700 руб.). Налог распространяется как на местных жителей, так и на туристов. Он включен в стоимость билета на самолет или судно. Платить не надо тем, кто провел в стране меньше суток, детям до двух лет, а также послам и государственным гостям. В ходе Олимпиады 2020 года Япония надеялась получить в результате этого налога миллионы долларов.
Налог на юристов платят во Франции – в стране, которая, по данным ОЭСР, оказалась самой «налогооблагаемой» страной Европы. История налога тянется с 1667 года. Сегодня же тем, кто обращается к юристу для представления интересов в суде, надо заплатить налог в размере €13. Бенефициары – сами юристы, а все сборы поступают в пенсионный фонд юристов.
Больше интересных налогов и странностей в налоговом тесте: «От Древнего Рима до Rolling Stones: налоговый тест».
Экономколлегия ВС отменила налог на воздух
Должна ли компания платить налоги на объект, который уничтожен, но значится в реестре недвижимости, решали суды в деле № А40-154449/17. «Прачечная «Очаково» снесла свое здание 15 апреля 2015 года, что подтвердила актом обследования. Но с кадастрового учета его сняли лишь 24 сентября. Поэтому ФНС доначислила ему 3 млн руб. за те самые пять месяцев, что здание еще числилось в реестре прав на недвижимость (ЕГРН).
Разные выводы из одного кодекса
Компания отправилась обжаловать решение ведомства в суд, но три инстанции встали на сторону чиновников. Они согласились с точкой зрения ФНС, что налог на недвижимость на основании кадастровой стоимости рассчитывается на основании сведений из ЕГРН, и сослались на п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса. «Обязанность уплачивать налог на имущество возникает с момента госрегистрации прав на объект недвижимости и прекращается также со дня внесения записи о прекращении права», – напомнили три инстанции.
С решениями судов не согласился заявитель, чью жалобу экономколлегия рассмотрела 19 сентября. По смыслу НК, налог надо платить за объекты, которые существуют в действительности, а не только на бумаге, заявил представитель «Прачечной «Очаково» Дмитрий Шеховцов. По его словам, снесенное здание перестает быть имуществом, ведь его нельзя использовать или продать. Эту позицию он обосновал ссылкой на общие ст. 373, 374 НК о налогоплательщике и объекте налогообложения. «Нельзя платить за фикцию!» – заключил Шеховцов.
«А как быть налоговому органу с администрированием и контролем? – поинтересовалась председательствующая судья Татьяна Завьялова. – Как он должен действовать, если здание исключили из реестра через несколько месяцев после сноса?»
Шеховцов сообщил, что «администрирование не меняется» и что законодатель, по-видимому, «не захотел связываться с актами [подтверждающими снос – «Право.ru»]». Юрист также сослался на позицию ВАС 2011 года о том, что госрегистрация не является основанием для уплаты налога.
Объекта нет – налог есть
А по мнению ФНС, обязанность по оплате налога прямо связывается с датой возникновения и прекращения права собственности на объект. Такую точку зрения высказала представитель ведомства Юлия Прусакова со ссылкой на ст. 378.2, 382 НК. Когда налогоплательщик подавал авансовый расчет по налогу – он числился собственником. Никто не знал, что здание уже снесли, объясняла Прусакова. По её мнению, ссылки на позицию ВАС 2011 года неактуальны, ведь с тех пор Налоговый кодекс заметно изменился в спорной части.
– Если объекта физически нет – возникает объект налогообложения? – поинтересовалась судья Завьялова.
– Да, если налог платится на основании кадастровой стоимости, – ответила Прусакова.
– Налогоплательщик по каким-то причинам год, два не обращается в Росреестр – вы ему начислите за это время налог? – продолжила судья.
– При наличии права собственности – да. Это особенность уплаты налога по кадастровой стоимости, – объяснила Прусакова.
– Сначала же объект, а потом расчет, – отметила Завьялова. – А по-вашему, первичен расчет, он влияет на объект.
«Если здание снесли, но в Росреестре не зарегистрировали – мы начисляем налог, если он платится по кадастровой стоимости».
Тут с места вскочил коллега Прусаковой Михаил Денисаев. Он заявил, что нет никакой связи между общей нормой и порядком учета, а речь идет об исключении из правил. Представитель ведомства привел пример с финансовым лизингом: «Если торговый центр сдается, по условиям договора он учитывается на балансе лизингополучателя и он платит налог, хотя собственник другой, – излагал Денисаев. – Если центр включен в перечень и база определяется как кадастровая стоимость – то налог платит собственник, лизинговая компании».
По словам Денисаева, «Прачечная «Очаково» могла пойти другим путем: добиваться исключения из перечня объектов, налоги за которые платятся по кадастровой стоимости. Чиновник привел в пример дело гостиничного комплекса «Мир», которому удалось это сделать (дело № 5-АПГ 17-26).
– Тут проблема, до какого числа платить, – сказала Завьялова. – В случае перехода права законодатель выбрал дату 15 число месяца, а в случае сноса что? Правильно я понимаю, что владелец должен обратиться в Росреестр, чтобы здание исключили из ЕГРП?
«Да, своевременная госрегистрация решает этот вопрос, фиксирует событие постфактум», – ответил Денисаев. Если здание было в залоге и снос не зарегистрирован – тогда можно добиваться исключения из перечня, убеждал представитель ведомства.
– Перечень – это что? – уточнила Завьялова.
– Он позволяет рассчитать налог, – ответил юрист.
– По вашей версии, перечень – основание для уплаты налога, – поправила судья.
– Получается, что так, – признала Прусакова.
«По вашей версии, перечень – основание для уплаты налога».
В заключительной речи юрист заявителя Шеховцов назвал ситуацию с регистрацией «простой и немного абсурдной»: «Мы обратились в палату, она вернула документы и потребовала подтвердить, что объект снесен, хотя это было незаконно. Мы четыре месяца бегали по инстанциям. А обжаловать отказ Росреестра – это время».
Слова, что заявитель обращался в госорганы, не подтверждаются материалами дела, возразила Прусакова из ФНС. Она еще раз подчеркнула, что компания обратилась за регистрацией через пять месяцев. Она повторила основные доводы налоговой. Но «тройку» экономколлегии эти доводы не убедили. Она отменила акты нижестоящих инстанций и признала незаконным доначисление налога на снесенный дом.
Самые необычные и странные налоги
Чтобы пополнить казну римский император Веспасиан, правивший в 70-х годах нашей эры, решил собирать налоги с общественных туалетов. В те времена общественные уборные были очень популярны: туда ходили не только по прямой нужде, но и и ради встреч и светских бесед. После введения этого налога императора упрекнул собственный сын, сказав, что никто не будет уважать государство, которое богатеет за счет туалетов. В ответ на это Веспасиан взял деньги, поднес их к носу сына и спросил, пахнут ли они, на что получил отрицательный ответ, именно так и появилось знаменитое выражение «Деньги не пахнут».
Это наверное самый необычный налог, который существовал в Германии в 18 веке. Непонятно почему в Германии так не любили воробьев, но закон обязывал каждого землевладельца в течении года убивать на своей земле не менее 12 воробьев. Все землевладельцы ежегодно отчитывались перед государством, предоставляя тушки убитых птах и за это получали по 6 крейцаров. Если убитых воробьев было меньше или вообще не было, то землевладелец облагался налогом в 12 крейцаров. Понятно, что большей части адекватного населения Германии не хотелось бегать за воробьями, в результате чего стала процветать подпольная торговля этими птичками и любой желающий всегда мог купить 12 мертвых воробьев за 6 крейцаров.
В Венеции налог на тень был введен в 1993 году, т.е. совсем недавно. Этим налогом облагаются все заведения Венеции, которые тем или иным образом отбрасывают на улицы города тень. Я думаю, всем понятно, что нет таких магазинчиков, баров и ресторанов, которые бы не «отеняли» город, поэтому казна Венеции всегда полна благодаря этому налогу.
Налог на трусость был введен в 1113 году в Англии и обязывал любого военнообязанного гражданина, не пожелавшего отправится на войну, выплатить в казну небольшую сумму. В связи с этим многие состоятельные люди начали «косить» от своих воинских обязанностей. Это продолжалось до 1199 года, когда на престол взошел король Джон (Иоанн Безземельный), который поднял сумму налога на 300%, и стал взимать налог на трусость со всех рыцарей в мирное время. Этот налог просуществовал без малого триста лет.
В 18 веке в Англии все носили шляпы…, что сказать, была такая мода и на любого человека без головного убора косились как на ненормального: раз уж он не носит шляпы — значит с ним точно, что-то не так. Эта мода и послужила введением в 1784 году необычного налога на шляпы. Налог обязаны были выплачивать все у кого была хотя бы одна шляпа. Чем больше шляп было у человека, тем больше с него взимался налог.
Налог на шляпы был отмене в 1811 году.
Тут все очень просто: каждый год, когда нет войны граждане обязаны выплачивать государству определенную сумму. Как ни странно, но подобный абсурд существует и в наши дни в Гвинейской Республике, где граждане обязаны в мирное время выплачивать государству по 700 бельгийских франков в год..
Налог на бездетность
Этот налог был введен в 1941 г. с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям и удерживался со всех женщин старше 18 лет, которые еще не обзавелись детьми. Налог на бездетность не имеет аналогов в истории и удерживался только в СССР и Монголии
Настоящий армянский закон, который был принят в конце XX века. Министерство экономики постановило: «Для того, чтобы избавиться от излишков пыли во дворах, население обязано оплачивать расходы по удалению пыли из расчета 2 драма за 1 квадратный метр».
В Византии существовал налог на воздух, размер которого определялся в зависимости от площади жилого помещения. Чем объемнее были хоромы, тем большую сумму налогоплательщик был обязан перечислить в казну государства.
В Австрии этот налог обязаны выплачивать все горнолыжники при каждом спуске с горы. Все средства, полученные в результате налогообложения, поступают в фонды австрийских клиник. Деньги из подобных фондов идут на лечение тех же самых горнолыжников, которые в результате неудачного спуска получили травму. По статистике, в австрийских Альпах каждый год получают травмы около 150 тысяч лыжников.
Габель (фр. gabelle) — непопулярный налог на соль, который существовал во Франции с 1286 по до 1790 год. Такой налог был обязан ежегодно выплачивать любой человек, который потребляет соль. А т.к. французское правительство обязало каждого гражданина в возрасте старше восьми лет покупать еженедельно не меньше некоего фиксированного минимального объема соли, то этим налогом облагались все граждане старше 9 лет.
Этот необычный налог появился в Великобритании в 1696 году. По сути, это был налог на богатство, т.к. в те годы стекло производили вручную и использование этого изделия в качестве окон было очень дорогим удовольствием. Показательно, что большинство строений сохранившихся с той эпохи имеют окна заделанные кирпичом.
Считалось, чем больше налог на окна, тем богаче человек, поэтому дворяне пытались выстроить свои поместья с наибольшим количеством окон, некоторые даже делали бутафорские окна на стенах.
Налог просуществовал до 1851 года.
Подобный налог был введен Наполеоном, назывался налогом на двери и окна и существовал и во Франции с 1798 по 1926 год.
Налог на наркотики
В 2003 года в США был введен самый тупой налог в мире, потому что он обязывает всех наркодилеров указать в налоговой декларации все нелегальные доходы, полученные в результате продажи наркотиков.
Как Вы помните, в Древнем Риме процветало рабство. Любой раб мог выкупить себе свободу за определенную сумму. Но самое интересное, что освободившись, раб оставался рабом до тех пор, пока не выплатит вольный налог. Т.о. получалось, что после обретения свободы бывшие рабы попадали в денежную кабалу к Римской империи.
В 1655 году Оливер Кромвель (вождь Английской революции) обложил налогом роялистов (сторонники монархической формы государственной власти, монархисты), угрожавших Англии. Самое интересное, что монархично настроенные граждане не отказывались от своих убеждений и ежегодно платили этот налог. На их деньги Кромвель собрал народное ополчение, которое, как полагалось, должно было защитить государство от мерзких роялистов.
Т.е. глупые монархисты платили за то, чтобы государство было защищено от них же самих.
Налог на полоскание белья и коромысло
А в Алтайском крае в начале ХХ века был введен налог, который взимался за полоскание белья в пруду и за поход по воду с коромыслом. За полоскание взималось 20 копеек, а за коромысло 2 копейки.
80 лет назад тибетская казна настолько опустела, что из-за нехватки средств было принято решение о расформировании армии. Выход из этой ситуации нашел мудрый Далай-лама. Все гениальное просто: правитель ввел 4 июня 1926 года налог, который были обязаны платить все граждане у которых были уши! Самое интересное, что те у кого было всего одно ухо платили половину суммы налога.
Налог на собак существует во многих европейских странах. Вот, например, в Швеции его размер зависит от роста пса, а в Норвегии — от длины. Поэтому шведы обычно заводят приземистых такс, а норвежцы — собачек длиннолапых «компактных» пород.
А хозяев австрийских песиков с 2006 года обязали оформлять для своих питомцев страховые полисы. Каждый рожденный после принятия закона щенок стоит хозяевам ни много, ни мало 725 евро. Это будущая компенсация и стоимость лечения того бедняги, который может попасть в зубы этого песика. Если же собаковод уклоняется от оплаты страховки, ему грозит штраф в размере 3,5 тысячи евро.
Налог на танец живота
В Египте каждая официально зарегистрированная экзотическая танцовщица обязана платит налог. Ежегодные поступления от танца живота оцениваются в 264 миллиона долларов.
Налог за свободные отношения
Как ни странно, но такой налог существует на Балеарских островах. За каждый день своего пребывания на острове отдыхающий обязан заплатить 1 евро.
Наверное это голубая мечта всех налоговых органов — обложить все население налогами, не связанными с деятельностью, благосостоянием или возрастом человека. По задумке «светлых» английских голов, все люди обязаны были платить налог только потому, что они живы, то есть это был по сути налог на жизнь! Этот налог чиновники хотели пропихнуть в Англии в 14 веке, но встретили непонимание со стороны жителей, которое затем вылилось в настоящий бунт (получил название Peasants’ Revolt) и властям пришлось отказаться от своей гениальной задумки.
Налог на пиратство
Правительство острова Мэн устало бороться с пиратами высокотехнологичными. И в 2009 году чиновники предложили обложить всех пользователей файлообменных сетей, где особенно активны интернет-пираты, налогом в сумме €1 в месяц. Перечислять его планируется не в госбюджеты, а на счета международных организаций, занимающихся защитой авторских прав.
Налог на телевидение
В Израиле каждый у кого в квартире стоит телевизор обязан уплатить в управление по трансляции телевещания налог, который составляет
Когда правительство государства обложило налогами уже все, что только можно люди начинают укрывать вещи, облагаемые налогами под пол, в трубы и другие убежища недоступные недремлющему правительственному оку. Для прекращения этого б
Дубликаты не найдены
Ужасное великолепие римских провинций
Автор: Владимир Герасименко.
Римская провинция времён Республики штука классная. Если описать её одной фразой, то это будет «узаконенное систематическое ограбление«. Да, именно так. Идея продлить навечно оккупационный режим на завоёванных территориях была на самом деле гениальной. Все эти игры в политику, взаимные уступки и обещания, которые приходилось делать в Италии, теперь можно было забыть, как страшный сон. Тем не менее, внутреннее устройство провинции было куда сложнее и многограннее, чем может показаться на первый взгляд.
Римские провинции к концу Республики
Первое, что, конечно же, стоит уяснить, – это положение провинции в составе Римской Республики. В отличии от муниципий и прочих союзных общин, провинция являлась частью Рима, вся её территория считалась римской, на её территории действовали римские законы и обычаи. НО. Всё неримское население для римских властей имело статус перегринов (чужаков), что делало их практически бесправными по этому самому римскому праву. Римляне не отменяли существующих местных законов, но они регулировали только взаимоотношения общины и её гражданина, причём только в той части, которая не противоречила римским законам. Ни один документ никак не регламентировал права провинциала в правовом поле Римской республики, а значит для неё он был никем.
Единственным субъектом права, отношения с которым в рамках провинциального устройства были регламентированы, была община. Закон lex provinciae, принимаемый Сенатом, устанавливал структуру провинции: её границы, налоговый и таможенный режим, деление на судебные округа и прочие административные вопросы. В нём не было ни слова о каких-либо правах общин, только об обязанностях. То же самое наблюдалось и в отдельных договорах Рима с общинами – они устанавливали конкретный перечень обязанностей общин перед Римом, налоговые льготы, степень внутренней автономии и прочие вопросы функционирования общины. Некоторые общины по таким договорам могли получить избавление практически от всех податей и полную внутреннюю автономию, в то время как другие ставились под внешнее управление Рима и присылаемых им преторов. Наконец, последним законодательным актом, регулирующим жизнь провинции, был edicta provincialia, издаваемый наместником. Он представлял из себя набор принципов, которыми будет руководствоваться наместник провинции в своём правлении. И, опять же, там не было ни слова о правах провинциалов. Единственным правом, которое было у жителей провинции, было обращение в Сенат, но сделать это можно было только по очень серьёзным причинам. И угадайте с трёх раз, какая причина была самой популярной?
Ага, коррупция. Появилась она неспроста. Провинции были сильно удалёнными от Рима территориями, ручное директивное управление при тогдашних средствах доставки информации было нереально, а потому наместник провинции должен был иметь широкую автономию. Сенат, в мудрости своей, понимал, что нельзя давать наместнику всю полноту власти в провинции, так как это будет слишком похоже на власть царскую. Поэтому наместник получал для управления провинцией «урезанный» империй – военные и судебные полномочия гражданского империя. Формально в вопросы административного управления провинцией он не должен был лезть, так как они уже регулировались сенатскими постановлениями. Но в реальности, из-за отсутствия какой-либо системы контроля за наместниками и удалённости от Рима, они имели почти полное всевластие в вверенных им провинциях, ограниченное лишь личными качествами наместника. Ну, и сроком исполнения обязанностей в 1 год, который в реальности часто и вовсе был 8-10 месяцев, так как на путь из Рима до провинции тоже нужно время.
Тем не менее, не стоит считать, что наместники были абсолютно всесильными. Да, в руках у них был гарнизон солдат, но в случае массового восстания войска из Рима могут идти долго, а жить и добра наживать всем хочется. Поэтому наместникам приходилось всегда опираться на местные элиты – хорошие отношения с ними были залогом спокойного наместничества. Тем более, что наместничество, как и прочие магистратуры в Риме, были почётным правом, а потому из казны не оплачивались. А ведь наместнику в управлении провинции нужен был собственный штат – никакого постоянного чиновничьего аппарата в провинции не было, чтобы он не мог срастись с местными. Обычно штат наместника состоял из квестора (бухгалтера), нескольких писцов и советников из семьи и клиентеллы. И всех их требовалось содержать за свой счёт, а ещё снимать жильё (Республика не заботилась о том, чтобы была постоянная резиденция наместника), осуществлять разъезды по провинции, принимать делегации… И всё это требовало денег и немало.
И вот тут на помощь римлянам приходил античный институт гостеприимства. Местные провинциальные элиты, стремясь заручиться благосклонностью нового наместника, обычно предоставляли тому за счёт общины жильё. Также, по правилам гостеприимства, они устраивали званные обеды, дарили «небольшие» подарки и оказывали услуги, естественно, на совершенно безвозмездной основе. Коррупция? Возможно. Но для античного общества это было нормой – местные показывали благожелательность наместнику, в обмен ожидая подобной благожелательности от него, причём если повезёт, то даже и после его возвращения в Рим. По обычаям, нарушение правил гостеприимства, даже в отношении чужаков, могло оставить значительное пятно на репутации, так как такие обычаи были выше происхождения, и принимая их, обе стороны накладывали на себя ряд обязательств. Поэтому умный наместник не отказывался от помощи местных, а некоторые из них, находящиеся в особо щекотливом положении близящегося банкротства, могли и начать заискивать перед провинциалами, вместо того, чтобы пойти по более простому пути грабежа.
А ведь грабить провинцию было легко и приятно. Одной из главных целей финта с узакониванием римской оккупации на территории провинции было обеспечение законных оснований для выкачивания денег (муниципии, в отличие от провинций, в большинстве своём никаких прямых налогов не платили). Так население провинций облагалось двумя основными налогами:
стипендиум – особый подушевой налог, который взымался по праву оккупации провинции. По сути, провинциалы платили налог на то, что римляне их завоевали;
десятина — налог за possesio (владение) землёй. Так как вся земля провинции теперь принадлежит Риму, местные жители, живущие на этой земле, должны были платить аренду, исчислявшуюся в десятую часть с урожая или иных доходов с земли;
пошлины для ввозимых товаров в размере до 20%.
Кроме этого, для каждой общины могли устанавливаться дополнительные налоги и пошлины. В общем, фискальные сборы с одной лишь Сицилии достигали миллионов сестерциев (1 сестерций = примерно 1 грамму серебра) и даже если часть из этих денег прилипнет к рукам, то можно было очень неплохо поднять своё состояние. Проблема заключалась в том, что налогообложение провинции было очень и очень запутанной вещью.
Начать стоит с уже упоминавшегося ранее факта, что каждая община имела свои ставки налогов, зафиксированные в отдельных договорах. Проблемой была и оценка десятины в случае неземледельческих хозяйств. Кроме того, налог мог взыматься как в денежной, так и в натуральной форме (например, провинции Африка и Египет должны были 25% своего урожая отправлять в Рим в качестве налога). Причём в рамках одной провинции налоги могли существовать в десятках разных сочетаний. Сенат понимал, что для администрирования настолько сложной системы нужен немалый административный аппарат, а причёсывать всех под одну гребёнку было категорически нельзя – разные ставки налогов для соседних общин были частью тактики разделяй и властвуй, когда римляне искусственно создавали конфликты, в которых могли выступать медиатором. Поэтому, чтобы не парить себе мозг администрированием всей этой невообразимо сложной системы, большая часть из налогов были отданы на откуп частным подрядчикам. Кто сказал анкапистан?!
Сенат выставлял на открытых торгах право сбора налога – иногда одного конкретного вида, а иногда всех налогов конкретной общины – за оценочную сумму его величины в этом году (оценка могла быть основана как на величине собранного в прошлом году, так и на банальном – нам нужно Х денег и неважно как). Тот, кто готов был предложить наибольшую сумму за право сбора налогов и выигрывал подряд. Сенат получал здесь и сейчас деньги, а откупщики-публиканы получали дыру в бюджете, которую следовало срочно залатать. В основном в публиканы шли представители сословия всадников, занятые в коммерции, так как у них, в отличие от земельной аристократии Рима, всегда были живые деньги. Они объединялись в фирмы (коллекторские агентства), которые сочетали в себе как функции коллекторов, так и ростовщиков: нет денег выплатить налог? – вот тебе кредит под залог твоего имущества. Формально, публиканы должны были следовать законам при сборе «задолженности», но по факту они стремились выбить как можно больше, чтобы получить прибыль. Естественно, это было незаконно, и естественно, Сенат закрывал на это глаза, так как главное было получить деньги, а что там будет с инородцами уже и не важно. Если народ начнёт бузить, то Сенат всегда мог свалить всю вину на зарвавшихся публиканов и устроить им показательную порку в суде. Вот только суд по таким делам вёлся всадниками, многие из которых сами были публиканами. Итог таких судов, я думаю, очевиден.
Естественно, что для сбора причитающегося публиканам, нужно было заручиться поддержкой наместников, и вот тут уже начиналась настоящая коррупция. Если у наместника были хорошие отношения с жителями провинции или он был просто честный малый, то деятельность публиканов могла ограничиваться. Но часто случались диаметрально противоположные ситуации, когда публиканы, пользуясь поддержкой наместника вплоть до использования легионеров для изъятия долгов силой, могли собрать налоги сразу за несколько лет вперёд, и так каждый год – ведь каждому новому наместнику тоже нужны деньги. Не раз и не два в истории Республики провинциалы обращались в Сенат из-за откровенного грабежа провинций публиканами, но редко когда дела заканчивались положительным для них исходом. Провинции были просто опутаны сетями римских публиканов и ростовщиков, и нередко случалось, что общий долг провинции превышал её доходы за несколько лет!
На таком разграблении провинций наживались все участники. И хотя обычно во всех бедах винят наместников, но настоящими бенефициарами провинциальной системы были, конечно же, всадники: именно через них шли основные финансовые потоки из провинций, они вгоняли эти самые провинции в долги, а потом выбивали их всеми возможностями. Наместники были всего лишь их помощниками, которым причитался процент, достаточный, чтобы все остались довольны. Сенат, осознававший опасность роста благосостояния всадничества, а к I веку до н.э. всадники могли уже посоперничать по богатству и влиянию с древними сенаторскими родами, пытался периодически изменить ситуацию, но страх, что создание провинциальных администраций размоет власть Сената, торпедировал все усилия.
Ладно, наместники, публиканы, сенаторы, все получали своё, но как же местные, почему они не восставали то против такого неприкрытого грабежа и закабаления? Простой ответ – из-за римских легионов, готовых утопить в крови восставших. Но реальность была, конечно же, сложнее. Влияла и римская политика «разделяй и властвуй», когда создавались искусственные конфликты между общинами, а Рим, как заботливый родитель, выступал в них посредником. Влияло и то, что местные элиты стремились инкорпорироваться в состав элит римских, кто через становление клиентом благородного римского рода, кто через верную службу с получением римского или италийского гражданства. Рим, несмотря на полное бесправие провинциалов, всё же оставлял тем призрачный шанс на повышение статуса, естественно, тем больший, чем выше твоё положение в обществе. Влияло и то, что провинции имели крепкие торговые связи с Римом, и то, что Рим действительно защищал их в военном плане и устанавливал там вечный мир, и то, что подспудно шла романизация завоёванных. И этого всего, как ни странно, хватало – нам известно предельно мало сепаратистских восстаний в провинциях, даже в тяжелейшие годы гражданской войны империя не развалилась, а провинции послушно выставляли контингенты сражающимся претендентам за власть над Римом.
Тем не менее, республиканская провинциальная система была ужасной. Запутанная, сложная, дико коррупционная. Будучи компромиссом между желаниями, возможностями и страхами, эта система была жизнеспособна из-за уникального стечения обстоятельств. Да, эта система была явным шагом назад, по сравнению с муниципиями, но шагом вынужденным. Именно провинциальная система позволила Риму стать гегемоном всего Средиземноморья, обеспечила его финансами, необходимыми для перманентной войны. Некрасиво, неэффективно, но работает. А большего и не требовалось.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!