в какой стране были ковбои
Мельница заблуждений: первые ковбои не из США
Традиционно ковбои ассоциируются с Соединенными Штатами Америки. Точнее говоря, с бескрайними американскими прериями. Для многих (в том числе и для жителей США) эта ассоциация стала настолько устойчивой, что они думают, будто ковбои появились именно в Америке, а не были «импортированы» туда из Европы. Однако это — не более чем заблуждение.
Потому что на самом деле ковбои — это тоже импортный «продукт», как и гамбургеры, яблочный пирог и бейсбол (который на самом деле изобрели в Англии). Однако обо всем по порядку.
Прежде всего, кто такой ковбой? Правильно: коровий пастух, как это следует из перевода. Однако не простой, а конный. Именно про человека на лошади, который пасет огромные стада на бескрайних просторах прерий, можно сказать, что он ковбой (а про пешего пастуха, который делает то же самое с помощью собаки, сами понимаете, нельзя). Выходит, основной атрибут ковбоя именно лошадь, а вовсе не джинсы, стетсоновская шляпа, револьвер системы «кольт» и жилетка, украшенная бахромой.
Поэтому, чтобы понять, откуда взялись ковбои, следует определить, в какой именно стране Европы были сильны традиции конного скотоводства (доколумбовы цивилизации Америки здесь, сами понимаете, сразу отпадают, поскольку лошадей до прихода европейцев там не было). Искать долго не придется — в Англии, во Франции, в Нидерландах, а также в Священной Римской империи скот пасли пешие «чабаны», которым помогали специальные пастушьи собаки. Даже венгры, потомки азиатских кочевников, к тому времени уже перешли на этот метод выпаса. И только на юге Испании дело обстояло несколько иначе.
Как мы помним, в 711-718 годах почти всю территорию Испании завоевали арабы, которые исходно были кочевыми скотоводами. Причем пастушьих собак у них тогда не было, и поэтому все пастухи были конными. А великолепные равнины юга Пиренейского полуострова просто идеальное место для выпаса скота. В итоге этим со временем занялись и покоренные арабами местные жители, которые восприняли традицию конного выпаса. Этих пастухов сначала называли бакара (от арабского «бакарах» — крупный рогатый скот), но после слово стали произносить на местный лад — вакеро.
Кстати, выглядели вакеро очень интересно — они носили широкополые шляпы, шейные платки, которыми при сильном ветре закрывали нижнюю часть лица, жилетки, украшенные бахромой, широкие штаны, напоминающие персидские шаровары и низкие сапоги на каблуках. Этот облик вам никого не напоминает? Правильно, если шаровары заменить на джинсы и добавить ремень с кобурой для «кольта», получится типичный ковбой.
Итак, теперь мы точно можем назвать европейскую страну, где появились первые ковбои — это Испания. Интересно, что позже вакеро, до того, как попасть в Новый Свет, распространились по всему Пиренейскому полуострову (кроме некоторых северо-западных областей), а также проникли в Португалию и на юг Франции (в области, населенные каталонцами).
Со временем у вакеро сложились собственные культурные традиции, такие, как кодекс поведения, стиль одежды, способы состязаний и развлечений, а также собственные предания, песни и танцы. Некоторые ученые полагают, что знаменитая коррида тоже «изобретение» вакеро. Исходно она не была такой кровавой, как сейчас в Испании (скорее, она была ближе к современному португальскому или каталонскому варианту данного состязания, где быков не убивают — там нужно всего лишь «усмирить» животное). Потом, уже в Новом Свете, на основе этого «гуманного» варианта корриды сложилось знаменитое родео. Кстати, именно вакеро впервые в Европе начали использовать лассо — волосяную веревку для ловлиживотных.
После того как испанцы и португальцы основали в Новом Свете свои колонии, они стали заниматься там сельским хозяйством. Однако владельцы поместий во многих регионах Центральной и Южной Америки предпочитали весьма хлопотному и затратному земледелию (требующему искусственного орошения), достаточно легкое и прибыльное скотоводство. То есть им потребовались вакеро, причем в больших количествах. Сложность была в том, что, в отличие от королей Англии и Франции, испанские правители весьма неохотно разрешали селиться в своих заморских колониях простолюдинам (а большинство вакеро таковыми и являлись). Так что конных пастухов пришлось набирать из индейцев (которые к тому времени уже перестали бояться лошадей).
На территории же США ковбои впервые появились после войны 1846-1848 годов с Мексикой, в результате которой американцы «отхватили» у последней значительные территории. Собственно говоря, это были еще не ковбои, а мексиканские вакеро, которые после окончания войны автоматически стали подданными США. Поначалу в новом государстве они жили достаточно замкнуто, никаких «гринго» в свои дружные ряды не принимали (да и, к слову, последние не очень-то и хотели, поскольку о вакеро шла дурная слава). Но после окончания Гражданской войны между Севером и Югом все изменилось.
К тому времени главные конкуренты домашнего скота в американских прериях — бизоны — были уже практически истреблены. В связи с этим многие бывшие плантаторы, после того как их лишили рабов, решили перейти от плантационного земледелия к скотоводству. Однако мало просто купить нужное количество коров, нужно, чтобы их еще кто-то пас и перегонял на рынки скота. И вот тут-то новые «скотьи бароны» вспомнили про вакеро.
Но классических вакеро к тому времени осталось не очень много, поэтому им пришлось расширять свои ряды за счет безработных белых американцев, а также негров, оставшихся как без хозяев, так и без земли, и индейцев, которые тогда искали любой способ вырваться из резерваций или не оказаться там. Так и появились знаменитые американские ковбои, треть из которых была чернокожими, четверть — «краснокожими», а половина вообще говорила не на английском, а на испанском языке.
Эпоха ковбоев на самом деле была очень короткой — она началась в 1865 году,азакончилась около двадцати лет спустя.Заэто время ковбоем успел побывать чуть ли не каждый пятый житель американского Юга. И, следует заметить, в те времена ковбои не были честными, мужественными и романтичными красавцами, какими их представляют поклонники вестернов. Тогда от коровьих пастухов все шарахались как от чумы.
Если говорить современным языком, в ту пору ковбои представляли собой сборище криминальных элементов, которые в свободное от работы время промышляли грабежами, контрабандой и заказными убийствами. В отличие от киношных героинь, ни одна девушка не осмелилась бы и на пять метров подойти к ковбою, поскольку они были первыми в те времена по части изнасилований. Ни о каком «ковбойском братстве» и внутреннем кодексе чести в ту пору говорить тоже не приходилось — в рядах коровьих пастухов свирепствовала настоящая «дедовщина», более опытные ковбои унижали и эксплуатировали новичков. Прибавьте сюда еще постоянные межнациональные и межрасовые разборки, постоянное взаимное недоверие (среди ковбоев не зазорно было обворовывать своих коллег, «сдавать» их полиции и «очернять» их перед работодателем) — и картина станет абсолютно ясной.
Одевались ковбои в те времена тоже не так, как это показывают в вестернах. Строго говоря, единого ковбойского костюма не существовало — вакеро, например, носили то, в чем привыкли работать, индейцы тоже придерживались своих традиционных нарядов, а негры напяливали на себя то, что могли купить по дешевке на распродажах.
Однако если составить из всего этого «усредненный» костюм, то получится, что ковбой носил шляпу типа сомбреро (стетсоновские шляпы, к которым так привык кинозритель, появились уже тогда, когда эпоха ковбоев заканчивалась), шейный платок, рубашку темного цвета (а вовсе не клетчатую!), чаппарахас, широкие кожаные или полотняные штаны (джинсы появились тоже уже во время заката ковбойской эпохи) и низкие сапоги на высоких каблуках. Непременным атрибутом костюма также был широкий ремень, на который крепилась кобура пистолета.
В общем, ковбои наводили ужас на добропорядочных американцев до конца 80-х годов позапрошлого столетия. После же стада, пасущиеся в прериях, в связи с падением цен на мясо и молоко стали сокращаться, и, следовательно, надобность в пастухах как-то сама собой отпала. Конечно, и в наши дни на крупных ранчо можно встретить десяток ковбоев, однако это уже, скорее, развлечение, чем тяжелая работа.
Итак, к началу двадцатого века эпоха ковбоев ушла в небытие, оставив от себя лишь «вестерн-стиль» верховой езды, родео и кантри-музыку. А миф о честном и благородном ковбое, одетом в джинсы, клетчатую рубашку и стетсоновскую шляпу, который без промаха стреляет из двух револьверов одновременно и влюбляет в себя всех окрестных красавиц в свободное от погони за бандитами время, был создан голливудскими режиссерами и актерами в начале тридцатых годов прошлого столетия. И, что самое интересное, до сих пор в него многие верят. Как и в то, что профессия под названием ковбой появилась на территории США.
Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
В какой стране были ковбои
Однако настоящая жизнь на Диком Западе не была столь романтичной, как многие привыкли считать. Взять, к примеру, хотя бы тот факт, что жизнь настоящих ковбоев чаще всего была однообразной, тяжелой и грязной. И первоначально примерно треть ковбоев тогда была неграми, что очень сложно представить сейчас нам после захватывающих голливудских фильмов, получивших гордое название «вестерн».
Возникновение выражения «Дикий Запад» относится к тому периоду американской истории, когда происходило заселение западных штатов во второй половине XIX века. Некоторые ученые относят к этому понятию все штаты, которые лежат к западу от реки Миссисипи и до самого Тихоокеанского побережья. Первоначально понятие «Дикий Запад» распространялось на новые территории, которые начали осваивать переселенцы в XIX веке. Многих туда гнала потребность в земле, которой уже так отчаянно не хватало на густонаселенном восточном побережье Америки, других влекли истории о знаменитых золотых приисках в Калифорнии. Причин было множество и с этого момента и начинается история американского «Дикого Запада».
Неслучайно, в начале в качестве примера были упомянуты ковбои, ведь именно они являлись неотъемлемой частью жизни на Западе и самого термина «Wild West», начиная со времен Гражданской Войны и до 90-х годов XIX века, когда еще не были хорошо развиты транспортные связи в Америке. Вообще термин «ковбой» возник еще в Ирландии более 1000 лет назад, и обозначал наездника, нанятого для присмотра за стадом. Эпоха ковбоев в Америке началась в 1865 году, когда нужно было собрать в загоны гигантские одичавшие стада быков, преимущественно на территории Техаса. Уже потом ковбои стали перегонять стада из скотоводческих районов до ближайшей железнодорожной станции. Скот гнали по пустынным прериям, в которых всегда можно было наткнуться либо на бандитов, либо на индейцев. Ковбоями становились довольно-таки выносливые люди с твердым характером, возможно, поэтому их образ достиг некого мифического статуса, превратившись в легенду.
В мае 1869 года, когда строительство трансконтинентальной железной дороги было завершено, освоение Запада стало происходить интенсивнее. Стали развиваться такие города как Абилин и Додж Сити, штат Канзас, и Шайенн, штат Вайоминг. Они превратились в важнейшие отправные пункты рогатого скота в восточные штаты.
Таким образом, термин «Дикий Запад» характеризует образ жизни на западном «пограничье», так называемом Фронтире, США в XIX веке. Уже изначально складывались легенды и невообразимые истории о «золотой лихорадке», перегонах скота ковбоями Техаса, Калифорнии, Монтаны и других штатов и необжитых территорий Запада. Джони Ринго, Джесси Джеймс, Билли Кид – бандиты, которым приписывались романтичные черты. Генерал Кастер с его «последним рубежом» был возведен в статус героя. Особое влияние на формирование образа «Дикого Запада» имел Эдвард Джадсон – один из первых создателей легенд об этом неизведанном крае, который писал под именем Нед Бантлайн дешевые романы. В этих романах он описывал подвиги своего друга Уильяма Фредерика Коуди, выступавшего в этих историях под псевдонимом Буффало Билл. Он получил свое прозвище за свои искусные охотничьи навыки, что считалось признаком настоящего ковбоя в изображении реального «Дикого Запада». Буффало Билл стал одним из наиболее известных людей в мире на рубеже веков, который также прославился своим шоу «Дикий Запад», организованном в 1883 году.
Как уже упоминалось ранее, нет никаких свидетельств о том, что Запад был менее законопослушным, чем остальные территории США. Тем не менее, миф о «Диком Западе» уже в то время имел особый смысл: он воспевал отдельных людей, которые боролись за порядок и добивались успехов благодаря своим личным усилиям и высоким нравственным качествам. В ходе расширения территории США понятие «Запад» не раз меняло свой смысл, а получивший столь широкую известность «Дикий Запад», что очень важно отметить, возник на более позднем этапе этого процесса. Само же общество «пограничья», которое являлось неотъемлемой частью понятия «Дикий Запад», перестало существовать после 1890 года, когда закончились войны с индейцами, торговля скотом пришла в упадок, началось строительство железных дорог, и численность населения стала постепенно расти.
Так что «тот-самый Дикий Запад» уже давно перестал существовать, с течением времени это понятие стало наполняться навязанными образами Голливуда, не такими уж точными и немного далекими от той реальности, которая была на самом деле. Но все-таки до сих пор в некоторых частях бывшего «Дикого Запада» сохраняется дух того времени, где еще можно увидеть ранчо, перегон лошадей и многое другое, что связано с этой увядающей культурой.
Краткая история ковбоев
Лихие парни, пуляющие из кольтов направо и налево, напивающиеся вдрызг и устраивающие в салунах дебош – такой экранный образ ковбоя привили нам с детства. Но реальная картина выглядит иначе.
Их работа и опасна, и трудна
Ковбои («cow» – корова и «boy» – парень) это скромные труженики прерий – батраки у крупных американских скотопромышленников. Их история берет свое начало в середине 1860-х годов, когда отшумели бои между Севером и Югом. Тогда многие солдаты вернулись к разрушенным домам и запустелым хозяйствам, а нужно было как-то жить. Работу они нашли у богатых фермеров: их главной обязанностью стало обслуживание скота – выпас, перегон, охрана, лечение, клеймовка.
Время постепенно развеивает героико-романтический ореол образа ковбоя, во многом навязанный вестернами. Ковбой это, в первую очередь, профессия, опасная и сложная, сопряженная с каждодневной рутинной работой.
Ковбои как могли приспосабливались к суровым условиям кочевой жизни. В 1866 году скотовод Чарльз Гуднайт придумал чаквагон («кухонный фургон»), чем сильно облегчил задачу преодоления больших расстояний. Чаквагон представлял собой переделанную армейскую повозку с усиленными осями: в него загружали продукты, посуду, виски (использовалось в основном для дезинфекции), лекарства и другие полезные мелочи.
С боку фургона крепилась бочка с двухнедельным запасом воды, а на натянутую внизу бизонью шкуру складывали коровий навоз – незаменимое топливо в степи.
Весьма практичной и функциональной была одежда ковбоев, опробованная во время долгих перегонов.
Широкополая фетровая шляпа не только спасала от палящего солнца или дождя, но и помогла раздуть огонь, а в других случаях служила емкостью для воды. Упомянем шейный платок, защищавший лицо от пыли, а в случае травмы им перевязывали рану или фиксировали сломанную руку, кожаные чапсы, защищавшие ноги от колючек и гнуса, лонг-джонс – шерстяное белье, спасавшее пастуха во время холодных ночей.
Но ковбоями становились не только беднейшие слои населения, но и выходцы из вполне обеспеченных семей. С 1883 по 1886 годы пастухом работал Теодор Рузвельт – 26-й президент США. После смерти первой жены и матери он обосновался на Среднем Западе, чтобы забыться в тяжком труде ковбоя. В седле погонщика, не жалея ни себя, ни лошадь, будущий президент проводил по 16 часов в сутки. Засуха и последующее разорение вернули его на политическую стезю, однако в душе он не перестал быть ковбоем.
Осторожно, женщина в седле!
Совсем невероятным кажется освоение профессии ковбоя женщиной. В конце XIX столетия в США женщина воспринималась исключительно как домохозяйка, которая и в седле толком держаться не умела. Но так было на востоке – культурном и цивилизованном. На западе ситуация оказалась иной. На ранчо женщины трудились наравне с мужчинами, а потеряв мужей, многие из них были вынуждены заняться выпасом и перегоном скота.
Носить женщинам мужскую одежду в Викторианскую эпоху считалось неприличным, а длинная юбка мешала верховой езде, поэтому «ковгерл» шли на разные ухищрения, чтобы оказаться наравне с мужчинами. Так, Энни Оклей решила укоротить свою юбку, положив начало эмансипации женщин в казалось бы чисто мужском ремесле.
Некоторые из «ковгерл» пошли еще дальше и порвали с мирным характером профессии. Такой оказалась Дженни Стивен (по прозвищу «Маленькие Штаны»). Она присоединилась к банде Билла Дулина и участвовала в грабежах до тех пор, пока ее не поймала полиция. Не изменили ее и два года тюрьмы, после которых она продолжила противозаконную деятельность.
И жизнь, и спорт
К началу XX столетия по мере индустриализации Дикого Запада ковбойская профессии стала отходить в прошлое. И канула бы она в Лету, если бы не одно «но». В прежние времена каждую весну и осень ковбои собирались для пересчета, прививки и таврения скота, где между делом показывали свое умение держаться в седле, ловить бычков и управляться с лассо.
Но есть и дополнительная программа, куда входит, например, дойка дикой коровы или детское родео, где маленькие ковбои скачут на овечках.
Демонстрируя свое искусство в спорте, современные ковбои рискуют отнюдь не меньше чем их предшественники. Пусть и доходы у них намного больше, чем у пастухов из прерий, но и травмируются они гораздо чаще: львиную долю заработка спортсмены вынуждены тратить на лечение.
От вестерна до сигарет
Ковбойский стиль очень гибкий и самобытный, неудивительно, что он нашел широкое применение в культуре XX столетия: музыке кантри, одежде, игрушках, литературе, кинематографе, рекламе.
Кто такие ковбои и почему их полюбил Голливуд?
У пастухов не было ни домов, ни семьи, ни вообще никакой собственности. Классические пролетарии.
В среднем ковбойствовали лет пять. Потом, скопив немного деньжонок, уходили.
Устроиться пастухом было очень легко. На западе не хватало рабочих рук. Поэтому рады были всякому, не спрашивая о его прошлом. Что многим было на руку.
Ковбои не были героями. Они как правило не отстреливались от бандитов, а договаривались с ними. Бандиты просто присылали своего парламентёра, который спрашивал: «Ты что, так любишь своего хозяина, что готов умереть за его коров?». Нет конечно. Не хотел пастух умирать из-за хозяйских коров.
Бандиты забирали коров. Пастух откочёвывал за сотню миль и опять нанимался к другому хозяину. А то и за долю малую отгонял вместе с бандитами всё стадо на скотобойню.
А терерь про голливудских ковбоев:
В 30е годы перед Голливудом была поставлена задача: создать светлый образ американского героя. Для сплочения нации у которой с героями было не густо.
И кого же назначать героями?
Про героев гражданской войны сразу было приказано забыть. Чтобы не бередить незажившие раны и не прославлять раскол.
Кто там ещё остался: бандиты из Нью-Йорка? Но героизировать бандитов как то было не комильфо. И так в стране бандитизма хватало.
Индейцев? Боже упаси!
И тут кто то вспомнил про ковбоев. Большинство населения США жило на скучном востоке в тесных грязных городах. Они отродясь не видели прерий и ковбоев. И отлично хавали голливудские поделки про бешеные скачки со стрельбой на широких просторах с кактусами.
Героические вестерны приносили деньги их создателям.
И поскакали по экранам мира бравые парни в широких кожаных шляпах.
Пастух и культурный феномен. Ковбой Дикого Запада
Из приключенческих книг и фильмов прекрасно известен стереотипный образ ковбоя с Дикого Запада. Это лихой парень в шляпе-стетсоне с «кольтом» или «винчестером», который гоняет коров, борется с бандитами или проводит время в салуне. Однако настоящая история ковбоев достаточно далека от того, какой ее изображают в массовой культуре. В жизни реального ковбоя было гораздо меньше приключений и больше рутинной работы. Однако это не помешало простым пастухам стать символом своей эпохи.
Новые территории
Появление ковбоев в их «классическом» виде прямо связано с освоением Дикого Запада. В начале XIX в. люди в поисках лучшей доли стали массово переселяться на Великие равнины. Переселенцы-пионеры строили новые поселения и начинали хозяйственную деятельность. Вскоре появились несколько главных маршрутов, связывавших Запад и Восток континента. Начиналась эпоха Дикого Запада.
К тому моменту в Северной Америке имелось достаточно развитое животноводство, но в середине XIX в. начался новый этап его развития. Великие равнины можно было использовать в качестве гигантских пастбищ для разведения скота. Климат и флора прерий позволяли держать скот на открытых пастбищах круглый год. Специфика выпаса коров в такой местности привела к появлению профессии конного пастуха.
Вскоре этих людей стали именовать ковбоями – дословно «коровий парень». Этот термин фактически являлся калькой испанского слова «вакеро». В разных регионах пастухов называли иначе – коупанчер, коухенд и т.д. Однако в массовую культуру вошел именно «ковбой».
Ковбойские будни
В конные пастухи шли все желающие и нуждающиеся в работе. Ими становились переселенцы с восточных районов, мексиканские эмигранты, а с определенного времени даже бывшие чернокожие рабы и индейцы. Для всех работа ковбоем была возможностью получить крышу над головой, деньги и какую-никакую уверенность в завтрашнем дне.
Основной работой ковбоев, работавших группами, была забота о скотине. Коров и быков следовало водить по пастбищам и следить, чтобы они не разбредались. В течение некоторого времени выпас осуществлялся на любых доступных территориях без их раздела между хозяевами. Из-за этого стада смешивались, и ковбоям с разных ранчо приходилось их разделять заново, что было весьма сложной работой.
Одной из главных задач ковбойских бригад являлся перегон скота из одного района в другой. Чаще всего речь шла о доставке стада от мест выпаса к железнодорожным станциям или местам забоя. Целью перегона являлась большая прибыль. В местах разведения цены на коров были скромными – поэтому их гнали в другие районы с иными расценками. Так появились маршруты перегона, начинавшиеся в прериях Техаса и приводившие к станциям Канзаса.
Работа ковбоя была трудной и занимала много времени. Во время перегона или дежурств на ранчо пастухи развлекались песнями собственного сочинения, легендами и байками, что положило начало ковбойскому фольклору. Также важной частью ковбойской культуры стал прикладной спорт, прямо связанный с основной работой, – броски лассо, укрощение диких лошадей и т.д. К нашему времени все это переродилось в полноценные спортивные дисциплины.
С конца шестидесятых годов XIX в. начали формироваться т.н. ковбойские города. Первым из них считается Абилин (шт. Канзас). Изначально это была железнодорожная станция, но в 1867 г. на ней построили крупнейший в округе скотопригонный двор. Он стал центром местной торговли скотом и привлек массы бизнесменов и ковбоев. Именно благодаря торговле станция превратилась в город, наводненный ковбоями.
Не обходилось и без криминала. В скотоводстве вращались большие деньги, что привлекало внимание сомнительных личностей и организаций. Различные банды пытались красть скот на пастбищах и во время перегонов. Некоторые ковбойские бригады не брезговали кражей скота у коллег для пополнения вверенных стад или для продажи третьим лицам.
Легальные предприятия не всегда находили общий язык, и конкуренция доходила до силовых методов. Хорошо известны т.н. войны в округах Линкольн и Джонсон. Споры о разделении территорий и продаже скота привели к длительным конфликтам и гибели нескольких десятков человек.
Конец эпохи
Считается, что классическая эпоха ковбоев продолжалась всего два десятилетия. Уже в восьмидесятых годах ситуация на рынке скота серьезно изменилась, а вместе с ней поменялась и работа пастухов. Причиной этого стали новые изобретения и развитие инфраструктуры.
Первым ударом по ковбоям стало изобретение колючей проволоки и раздел пастбищ. Теперь коровы паслись только на огороженной территории и не разбредались. Соответственно, сократилась необходимость в пастухах, которые будут собирать их в стадо. Для охраны скота требовалось меньшее число ковбоев.
Вторым фактором стало развитие инфраструктуры. Железные дороги дошли до Техаса, и их станции теперь располагались не слишком далеко от пастбищ. Также в штате открывались собственные перерабатывающие предприятия, которые могли закупать местный скот.
Выпас стад стал проще, а железные дороги позволили сократить продолжительность перегонов. Вместе с этим сократилась и потребность в конных пастухах. Вместе с XIX веком к концу подходила эпоха ковбоев. Впрочем, эта профессия не исчезла полностью. Малые количества ее представителей продолжали работу до сороковых годов XX в. Тогда произошла новая перестройка отрасли, и облик животновода окончательно изменился. Ковбои на лошадях все еще существуют в США, но теперь являются настоящей диковинкой.
Романтика фронтира
Жизнь и работа на Диком Западе была сложной и опасной. В то же время, новый фронтир привлекал внимание жителей более цивилизованных мест. На повышенный интерес горожан отреагировали авторы бульварных романов. Уже в шестидесятых годах XIX в. появляются первые произведения о храбрых пионерах, лихих ковбоях, опасных бандитах и загадочных индейцах.
Освоение новой популярной темы шло полным ходом, и далеко не всегда авторы романов утруждали себя тщательным изучением материала. Основными темами книг были романтика фронтира, приключения и опасности, тогда как простому рутинному труду уделялось минимальное внимание. По сути, Великие равнины становились всего лишь фоном для приключений, а ковбои – очередным воплощением храбрых героев или коварных злодеев. Несмотря на это, такая литература пользовалась спросом.
В 1872 г. Уильям Коди по прозвищу Буффало Билл организовал гастролирующее шоу на тему фронтира и Дикого Запада. За несколько лет труппа разрослась и получила заслуженную известность. Представления Buffalo Bill’s Wild West проходили в разных городах США и Европы. Считается, что именно шоу Буффало Билла сформировало стереотипные образы ковбоя, шерифа, индейца и других персонажей Дикого Запада.
В начале XX в. к литературе и разноплановым шоу добавляется недавно созданный кинематограф. Появляются первые фильмы-вестерны – естественно, приключенческого жанра. Как и в книгах, речь идет о героях и негодяях на фоне фронтира. Через несколько десятилетий кинематографический вестерн попадет на телевидение и приведет к появлению сериалов с ехидным прозвищем «лошадиная опера».
Реальная жизнь и художественные произведения легли в основу целого направления вестерн-спорта. В стилистике Дикого Запада и его обычаев проводятся соревнования по конному спорту, стрельбе и т.д.
Люди и стереотипы
Реальные ковбои, существовавшие во второй половине позапрошлого века, были простыми трудягами-пастухами. За небольшую оплату и крышу над головой они следили за стадами, перегоняли и защищали их. Работа ковбоя была не самой простой и включала массу рутины. Порой выполнение рабочих обязанностей было связано с опасностью для здоровья и жизни. Тем не менее, ковбои делали свою работу, важную для всех окружающих.
Со стороны, для несведущего человека, работа ковбоя могла выглядеть интересной, героической и романтичной, а негативные стороны уходили на второй план. Такое восприятие достаточно быстро привело к формированию нового литературного жанра, который затем дал жизнь нескольким новым направлениям.
По ряду особых причин, художественное отражение жизни и работы «коровьего парня» заметно отличалось от реальности. Эти отличия затем превращались в стереотипы, становившиеся обязательным элементов произведения. В результате образ ковбоя в искусстве зажил своей жизнью, не вполне похожей на реальную работу конных пастухов.
Впрочем, это вряд ли стоит считать проблемой. В свое время ковбои стали более чем интересным явлением и важнейшей составляющей Дикого Запада, а также народного хозяйства развивающихся США. Позже на основе реального образа появился классический художественный, существенно отличающийся от него. Несмотря на заметные отличия и характерную историю появления, оба образа стали важнейшей частью североамериканской культуры и не остались незамеченными за рубежом.