в какой стране была открыта школа новый баухаус
Что такое Баухаус
Объясняем, как архитекторы школы Баухауc повлияли на современный мир, на примере пяти их проектов
Учебная программа состояла из трех курсов и представляла собой нечто совершенно новое. На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, пропорциональных законах (ученики изучали функции дополнительных цветов, психофизическое воздействие различных форм и колористических решений). Затем шел практический курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. На третьем, строительном курсе работали на строительной площадке. А вот историю искусства намеренно преподавали как можно позже — чтобы предотвратить копирование и стилистические заимствования.
Школа просуществовала до 1933 года: с приходом к власти национал-социалистов она была закрыта, но бывшие преподаватели и их многочисленные последователи еще долго использовали разработанные в Баухаусе методы. Баухаус оказал огромное влияние на развитие типографики, дизайна мебели, текстиля, одежды, и все же дисциплиной, объединявшей все направления эксперимента, оставалась именно архитектура. На примере пяти проектов мы объясним, как главные открытия Баухауса изменили представления о современной городской среде, архитектуре, дизайне и творчестве в целом.
1. Здание Баухауса в Дессау, Германия (1925)
В 1925 году школе пришлось переехать из Веймара в Дессау. Новое здание, своего рода манифест раннего Баухауса, спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе. Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркивались чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.
Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку. Там же происходили театрализованные представления: каждую неделю студенты вместе с преподавателями устраивали вечеринки, фотографировались в странных масках, придуманных художником Оскаром Шлеммером, маршировали с красными флагами, публично раскрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки коротко стриглись, юноши, наоборот, отращивали волосы. Очевидцы вспоминают, что жители Дессау жаловались на вызывающую одежду, ночные купания и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухауса!».
Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невозможно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и преподавателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыхательных упражнений и медитаций); — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.
2. Дом Cонневелда в Роттердаме, Нидерланды (1932–1933)
Отдельные предметы домашнего обихода — мебель, посуда, ткани, обои, — придуманные студентами и преподавателями Баухауса, стали коммерчески успешными: производство было поставлено на поток, в специальных каталогах публиковалась реклама. Однако последовательно воплотить новые методы в архитектурном проекте оказалось гораздо сложнее: нужно было найти не только обеспеченного, но и прогрессивного заказчика. Даже из того, что все-таки было построено, до нас дошло совсем немного жилых зданий, хорошо сохранившихся и с подлинной обстановкой. Дом Сонневелда в Роттердаме — редкое исключение. Он построен по проекту нидерландского архитектора Лендерта ван дер Влюгта, который не преподавал в школе, но разделял взгляды Гропиуса и его соратников. Некоторые предметы мебели для дома были разработаны преподавателем Баухауса Эрихом Дикманом.
Роскошный для своего времени особняк директора табачной фабрики «Ван Нелле» Альбертуса Сонневелда сегодня кажется скромным и п аскетичным. Маленькие комнаты, узкие коридоры, гладкие окрашенные стены, покрытия из линолеума. Это характерная особенность Баухауса — практически во всех ранних проектах функционалистов Функционализм — направление, получившее распространение в европейской архитектуре в 1920–30-е годы. В основе творческого метода функционалистов — принцип соответствия формы и содержания, когда функция помещения определяет, каким будет его внешнее архитектурное оформление. Функционалисты делали ставку на новые возможности строительства с использованием железобетонных конструкций, сознательно подчеркивая современность выбранных материалов. Любое декоративное «украшательство» (традиционная лепнина, карнизы, пилястры и т. д.) казалось им неприемлемым. Функциональный метод использовали и в Баухаусе. квадратные метры на человека рассчитываются крайне скупо, словно ориентиром для них являлись каюты трансатлантических лайнеров или купе в поезде, — такой прием использовал также Ле Корбюзье.
Вопреки революционным социальным установкам Баухауса, дом Сонневелда —совершенно буржуазный продукт. У жены Сонневелда, Гезине Сонневелд-Бос, был прекрасный вкус, она любила роскошь и радикально новые, граничащие с эпатажем вещи. Каждая деталь дома, от мебели и встроенной техники до прикроватного светильника и мыльниц, была изготовлена по индивидуальному проекту. Линолеум, алюминий, каучук были новыми, а потому дорогими материалами. Дом был наполнен всевозможными техническими новинками: синхронизированные часы, телефонные аппараты и радиоточки во всех комнатах, терморегуляторы, подъемник для продуктов.
Многое в проекте дома было вдохновлено путешествиями на лайнерах Holland America Line (вроде Nieuw Amsterdam) — от сантехники American Standard и пульмановских кресел В 1867 году американский изобретатель Джордж Пульман основал компанию про производству пассажирских вагонов повышенной комфортности — с роскошными креслами, а также спальными купе, обставленными не хуже номеров в дорогих отелях. до музыкальных проигрывателей. Планировка здания отталкивается от будничной жизни респектабельной семьи: в доме предусмотрены зона для прислуги, приемная и гараж. Хозяйские ванная и гардеробная по площади значительно превосходят остальные комнаты. В Баухаусе надеялись, что благоустроенная современная кухня облегчит труд женщины, но в случае с домом Сонневелда хозяйка не нуждалась в освобождении от работы: ее выполняла кухарка.
3. Генеральный план Биробиджана (1933)
В СССР знали об экспериментах Баухауса благодаря Первой выставке современной архитектуры, которая прошла в Москве в 1927 году. В начале 1930-х десятки иностранных архитекторов поверили в возможность грандиозных перемен, обещанных молодым советским правительством, и начали работать над типовыми рабочими поселками на Урале и в Сибири. В условиях стремительной индустриализации строительство должно было быть быстрым и экономным. Приглашая иностранных специалистов, советские чиновники рассчитывали на помощь в разработке новых в социальном отношении типов жилья (общежития, дома культуры, многоквартирные дома с общественными хозяйственными и досуговыми зонами), на опыт стандартизированной застройки и создания инфраструктуры для поточно-конвейерного производства.
Социальный аспект архитектуры был очень важен работавшим в Баухаусе архитекторам: многие из них разделяли крайне левые политические взгляды. Поэтому революционные изменения, случившиеся в художественной и общественной жизни СССР в 1920-е и начале 1930-х годов, они приняли с большим воодушевлением. Срочное возведение целых поселков и городов было возможно только с помощью типового серийного производства, а любое массовое строительство требовало утвержденных норм и стандартов. Ярким примером служит генплан Биробиджана, над которым работал второй директор Баухауса Ханнес Мейер, возглавивший проектно-планировочное бюро № 7 института «Гипрогор», созданного специально для разработки генеральных планов застройки и развития новых городов и поселков. В концепции, сформулированной Мейером, которую он позже назвал «Новой теорией строительства», главная роль отводилась вопросам функции и организации городского пространства. В типовых микрорайонах заранее было четко продумано, где жить, где учиться, где беседовать с друзьями, где заниматься спортом. Архитектор видел себя в роли строителя счастливого будущего, объединяющего людей, пытался разработать универсальные, единственно верные правила новой жизни. Словно бесконечные шеренги на военном параде, выстраивались строчка за строчкой жилые кубики домов. Эти ранние модернистские попытки построить функциональный город с его предельно лаконичными формулами и бескомпромиссными социальными предписаниями были реализованы лишь частично, но предвосхитили концепцию советского индустриального города — соцгорода.
Ханнеса Мейера и его коллег ждало разочарование: низкий уровень квалификации местных рабочих, отсутствие строительных материалов, нехватка элементарных канцелярских принадлежностей, сводящая с ума бюрократическая антиутопия — вплоть до прописанного в контракте автомобиля, который «почему-то всегда занят», как писал в одной из объяснительных записок немецкий архитектор Эрнст Май. Многие архитекторы были вынуждены покинуть страну из-за жесткой реакции по отношению ко всем экспериментальным направлениям первого послереволюционного десятилетия. Однако предложенные ими решения еще долго воспринимались как перспективный путь развития современного градостроительства. Эти идеи также повлияли на застройку европейских городов после Второй мировой войны, в 1940–50-е годы.
4. «Белый город» в Тель-Авиве (1931-1937)
Строившие «Белый город» (свое название район впоследствии получил за светлый тон большинства фасадов) архитекторы приспосабливались к местным климатическим условиям. Из-за постоянного солнечного света, изнуряющей жары и высокой влажности от больших остекленных поверхностей и широких полос ленточных окон пришлось отказаться и использовать приемы, традиционные для строительной практики Ближнего Востока. Так в проектах появились внутренние дворы-колодцы, патио, аркады, вентиляционные люки, машрабии Машрабия — выступающее из стены и прикрытое деревянной или каменной резной решеткой-«вуалью» вентиляционное окно; распространенный элемент в традиционных каменных постройках на Ближнем Востоке. — словом, все, что облегчает доступ свежего воздуха и создает дополнительную тень.
5. Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, США (1945–1951)
Любое украшательство, будь то базовые элементы ордерной архитектуры Ордерная архитектура — классический метод архитектурного проектирования, основанный на античной системе ордеров. или самый простой декор, воспринимались архитекторами-модернистами Модернизм — направление в архитектуре, получившее развитие с начала XX века. Модернизм объединяет множество школ и течений. Главная особенность модернистского подхода — ориентация на новое и технологически прогрессивное. Модернизму свойственен революционный пафос преобразования мира, очищения его от социальных и художественных пережитков. как недопустимый, даже безнравственный прием. Модернизм шел по пути очищения, тотального упрощения дизайна. Так рождался интернациональный стиль в своей классической, американизированной версии — благодаря эмигрировавшим в США Вальтеру Гропиусу (преподавал в Гарварде), Марселю Брёйеру (открыл собственное бюро в Нью-Йорке), Ласло Мохой-Надю (основал «Новый Баухаус» в Чикаго). «Старейшиной» интернационального стиля стал третий директор школы — Людвиг Мис ван дер Роэ, самые знаменитые работы которого — павильон Германии в Барселоне (1929), дом Эдит Фарнсуорт («Стеклянный дом», 1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958). По сути, в каждом стеклянном параллелепипеде любого офисного здания по всему миру узнается его наследие. Ван дер Роэ буквально создает пространства тишины, воплощая свой главный принцип, ставший архитектурным кредо для тысяч архитекторов и дизайнеров XX века: «Меньше значит больше». Наверное, самым оправданным воплощением этой формулы, стал «Стеклянный дом», построенный для доктора Эдит Фарнсуорт. Несмотря на ссору с заказчиком, вызванную увеличением сметы и недоплаченным гонораром, архитектор создал одно из самых ясных и лаконичных архитектурных произведений столетия. Здание практически сведено к остову, собранному из тонких опор и плит перекрытий. Фасады превращены в окна, через которые равномерно проникает дневной свет. Сложно придумать более антагонистичное архитектуре прошлого, чем полное преодоление границ здания и уничтожение его массы.
В какой стране была открыта школа новый баухаус
Как школа дизайна Баухаус навсегда изменила бизнес (и интерьер вашей квартиры)
Автор: Анна Швыркова
В 1932 году немецкая газета Anhalter Tageszeitung призвала снести «азиатский стеклянный дворец Баухауса» — здание школы дизайна, которая работала в Германии с апреля 1919 года. К ней присоединилась Völkischer Beobachter, назвавшая его «храмом марксизма, смахивающим на синагогу». В следующем году, после того как к власти пришел Гитлер, школа Баухаус закрылась. Но ее история на этом не закончилась. Спустя 100 лет с момента ее основания степень влияния школы на архитектуру и дизайн можно оценить лишь приблизительно — мы каждый день видим и трогаем вещи, которые без Баухауса были бы совсем другими.
Содержание
Начало
В начале XX века в Мюнхене был основан Немецкий Веркбунд — предшественник Баухауса. Это был союз архитекторов, промышленников, художников и социологов, хотевших преодолеть разрыв между творчеством и промышленным производством. Они по-новому посмотрели на вещи, которые сходили с конвейеров на фабриках и рождались на заводах в пыли и шуме. Бурный рост промышленности в конце XIX века заставил задуматься о красоте и качестве массовой продукции — мебели, тканей, автомобилей, посуды. В итоге в Веркбунд вошли 12 немецких фирм, 12 художников и архитекторов.
Участники объединения были убеждены, что вещи должны быть качественными, а одним из главных своих принципов они провозгласили «глубокую интеллектуальную проработку производимого предмета».
Их целью было не только изменение промышленности, но и воспитание общества, постепенное приучение людей к тому, что вещи должны быть удобными, функциональными и лаконичными.
Принципиально разные взгляды, вкусы и навыки членов объединения не помешали Веркбунду очень быстро стать влиятельным. В 1908 году, спустя год после основания, он насчитывал 490 участников, в 1914 году — уже 1870. По всей Германии стали появляться результаты их труда: простая гончарная посуда, функциональная мебель для квартир и спальных вагонов, здания банков и отелей.
Веркбунд вовсю пропагандировал свои ценности, открывая курсы для предпринимателей, выпуская литературу и доклады. Объединение помогло быстрому массовому принятию уже свершившейся промышленной революции. Именно здесь художники и архитекторы смогли показать, что серийное производство и искусство не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Однако самой влиятельной школой дизайна XX века стал не Веркбунд.
Баухаус
В 1919 году Вальтер Гропиус, участник Веркбунда, основал Баухаус (bau в переводе с немецкого — «строить», а haus — «дом»), объединив Великогерцогскую высшую школу изящных искусств в Веймаре и Великогерцогскую школу художественных ремесел. Гропиус реорганизовал мастерские и написал манифест Баухаса. Он уже тогда был известнейшим архитектором, а Веркбунд сделал Германию местом притяжения для художников. Поэтому школа не нуждалась в рекламе — с первых дней работы Баухаус не испытывал недостатка в учениках, преподавателях и друзьях, среди которых были Альберт Эйнштейн и Марк Шагал.
Гропиус видел будущее как «здание, объединяющее все дисциплины и ремесла, которое поднимется до небес прямо из рук миллионов рабочих как кристальный символ новой веры».
Студенты Баухауса узнавали, что такое пропорции, масштаб, ритм, форма, цвет, свет и тень. На первых порах никто не требовал проектировать здания и создавать картины: ученик мог попробовать разные материалы и методы, чтобы познакомиться с ними. В мастерских можно было научиться обрабатывать металл, обжигать керамику и создавать текстиль, в залах — послушать лекции об искусстве. На завершающем и самом серьезном этапе обучения студенты получали возможность участвовать в проектировании и строительстве зданий — несмотря на разнонаправленность занятий, сердцем Баухауса оставалась архитектура.
Архитектура
В 1925 году Баухаусу пришлось найти новый дом и переехать из ставшего враждебным Веймара в Дессау, мэр которого согласился финансировать строительство штаб-квартиры. Главный учебный корпус спроектировал лично Гропиус вместе с Эрнстом Нейфертом и Карлом Фигером. Штаб-квартира Баухауса выделялась на фоне окрестной застройки обилием стекла, белоснежными стенами, плоской кровлей и отсутствием украшений — она стала воплощением принципов школы и положила начало индустриальному функционализму. Власти Дессау были лояльны к школе, однако все же попытались запретить ей писать свое название со строчной буквы — это показалось мэру слишком радикальным решением. Дессау был маленьким городом, и перспектива привлечь самое творческое сообщество современности оказалась соблазнительной. За годы работы школа Баухаус сильно изменила его облик — если бы не политический кризис и война, город мог бы стать одним из самых развитых в Германии.
Сейчас стиль Баухаус считается интернациональным — само понятие стало неоднозначным, а следы влияния этой школы можно увидеть в самых разных зданиях.
Появившееся благодаря Баухаусу направление функционализма — это чистые геометрические формы, использование стекла и крупных плоскостей из одного материала, отсутствие орнамента и нефункциональных деталей.
Французский архитектор и один из идеологов функционализма Ле Корбюзье называл дом «машиной для жилья», и такая философия популярна по сей день. Сегодня многие жилые дома, отели, офисные и государственные здания и даже станции метро выглядят именно так, как выглядят, благодаря Баухаусу. Из-за прихода нацистов к власти многие преподаватели и ученики школы уехали в США, Палестину, СССР, Италию, Швейцарию и другие страны — отчасти поэтому направление так широко распространилось и обрело особенные формы в разных странах.
Облик современных рабочих пространств — во многом заслуга Баухауса. В здании школы в Дессау назначение и функции каждой комнаты и каждого предмета мебели были продуманны. Помещения полностью отвечали потребностям людей, которые там находились, — этот принцип, важность которого сегодня кажется очевидным, тогда был новацией.
Баухаус повлиял на восприятие пространства и способы его организации — отчасти поэтому легендарные офисы Google и других корпораций выглядят именно так.
Сейчас на сайте любого онлайн-магазина офисной мебели можно увидеть лаконичные и простые стулья, столы, тумбочки и шкафы. Мастера Баухауса выбрали себе девиз «Для народа против роскоши» — они придумали качественную и недорогую мебель из доступных материалов, которую легко было вписать в пространство. В 1920-х годах Марсель Брейер, руководитель мебельной мастерской Баухауса, стал изготавливать мебель из гнутых трубок. Так появился консольный стул — стул без задних ножек. Очень быстро такие стулья стали делать и другие архитекторы, используя дерево, ткань и даже цельный кусок пластмассы.
В 1925 году Мейер создал знаменитое кресло «Василий» — согласно легенде, он сделал это специально для русского авангардиста Василия Кандинского, который тогда учился в Баухаусе. Сначала Мейер назвал кресло Model B3 Chair, а «Василием» его стали называть в 60-е годы. Кандинскому кресло действительно понравилось, и одно он получил в подарок. Правами на «Василия» с 1968 года и по сей день владеет американская компания Knoll, а купить его можно даже на Alibaba.com — там оно представлено в том числе в «животной» расцветке. Преемником Мейера и новым руководителем мебельной мастерской стал Йозеф Альберс. Будучи художником, Альберс считал цвет ключевым фактором дизайна, — об этом он писал в ставшем хрестоматийным «Взаимодействии цветов». Исследователи его творчества считают, что картины он писал в абстрактно-геометрическом стиле и это отразилось как на созданных им эскизах мебели, так и на работах учеников.
Интерьер
Самым коммерчески успешным продуктом школы Баухаус стали обои. Первую партию выпустили в 1929 году на фабрике Rasch — это были рулоны нейтральных цветов, которые мог наклеить даже тот, кто не имел опыта в ремонте. В начале XX века было принято украшать стены орнаментами, цветами и птицами, но в мастерской настенной живописи Баухауса ученики Мейера придумали обои под покраску. Они сделали бумагу фактурной, напоминающей ткань, — именно неровное покрытие позволяло быстро наклеить обои, скрывая переход от одного рулона к другому и мелкие шероховатости на стене. Сегодня обои Баухаус — единственный в мире оригинальный продукт школы, который производят до сих пор.
Еще одной иконой дизайна стала «лампа Баухауса» — настольный светильник из стекла и никелированного металла, созданный Вильгельмом Вагенфелдом в 1924 году. В первоначальном варианте у лампы была стеклянная ножка, позволяющая видеть провод. Лампа отражала твердую убежденность учеников школы в том, что освещение в доме должно быть продуманным, как и мебель или цвет стен. Но после бесед с промышленниками сам Вагенфелд признал, что его лампа, несмотря на лаконичный дизайн, слишком сложна в производстве — а значит, небогатые люди не смогут ее купить.
Современные настольные лампы больше всего похожи на светильники, созданные в 1928 году Марианной Брандт, одной из самых известных учениц Баухауса.
Это обычная — но для начала XX века революционная — одноцветная лампа на ножке с переключателем. Вскоре появились потолочные светильники, такие же лаконичные.
Преподаватели Баухауса создали множество элементов интерьера, которые уже тогда появились в квартирах обычных горожан, — например простую дверную ручку из никелированной латуни, линолеум нейтральных цветов.
Предметы
Самым убедительным доказательством влияния Баухауса остаются его отголоски в дизайне предметов, которые в начале XX века было сложно даже вообразить. В 1983 году Стив Джобс заявил, что компьютеры, которые ему доводилось видеть, выглядят как мусор. Основатель Apple хотел создать красивые, удобные устройства, которые будут востребованы в домах и офисах.
О влиянии стиля Баухаус на Джобса написаны десятки статей, но еще более очевидна связь между школой и творчеством дизайнера продуктов Apple Джона Айва.
Айв был поклонником легенды промышленного дизайна — Дитера Рамса, отвечавшего за внешний вид продуктов фирмы фирмы Braun с 1962 по 1995 годы. Рамс учился в Германии и стал видным представителем школы функционализма. Именно поэтому принято считать, что простые линии, приятные на ощупь материалы и интуитивно понятные интерфейсы iPhone и MacBook — отчасти заслуга Баухауса. А техника Apple, в свою очередь, изменила дизайн множества других гаджетов.
Одноцветная керамика и хромированная посуда, которые сегодня есть в каждом доме, своим появлением тоже обязаны Баухаусу. В 1924 году Марианна Брандт, единственная женщина в мастерской по металлу, создала набор посуды, куда вошел ее знаменитый чайник из латуни. Придуманную Брандт посуду запустили в массовое производство — она была не только красивой, но и качественной, недорогой и удобной. С тех пор многие промышленные дизайнеры и фабрики отказались от излишеств в производстве кружек, тарелок, кастрюль и прочей кухонной утвари, а покупатели привыкли выбирать простые и красивые вещи даже для кухни. Одновременно с чайным сервизом Брандт придумала пепельницу цилиндрической формы с «воронкой» внутри, которая не позволяла пеплу разлетаться. Сейчас похожие пепельницы можно увидеть не только в квартирах, но и в зонах для курения в аэропортах или в барах, где разрешено курить.
В 1930 году Брандт спроектировала настольные часы из стали — квадратные, монохромные, с лаконичными черточками на циферблате вместо цифр. Даже сейчас, когда необходимость покупать часы отпала из-за появления смартфонов и «умных» наручных часов, производители продолжают выпускать похожие модели в разных цветах из металла, пластика, дерева и других материалов.
Типографика
В 2018 году Adobe представила проект The Hidden Treasures Bauhaus Dessau. Компания доработала наброски шрифтов, которые создали в Баухаусе Альфред Арндт, Юстус Шмидт, Карл Маркс, Рейнхольд Россиг и Александр Шавинский.
В Adobe Баухаус назвали «колыбелью современного дизайна»: «Типографика Баухауса сегодня легко узнаваема: простые геометрические формы, шрифты без засечек, выразительные цвета. Макеты с ясным и легко читаемым посылом. Многие из самых знаменитых в мире рекламных и политических плакатов, логотипов и обложек обязаны своим существованием Баухаусу».
Надпись на штаб-квартире Баухауса в Дессау спроектировал Герберт Байер — студент, а затем преподаватель школы. В 1925 году он занялся разработкой Universalschrift — универсального шрифта без разделения букв на прописные и строчные. Байер несколько раз перерисовывал шрифт, а затем написал программную статью «В поисках нового шрифта», где показал итоговую версию. Гротескные шрифты были придуманы не в Баухаусе, но художники и типографы школы переосмыслили их и сделали по-настоящему популярными. Появились целые семейства шрифтов, которые сегодня можно встретить на уличных вывесках и указателях, в рекламе и журналах.
Помимо шрифтов ученики Баухауса создавали коллажи, рекламные плакаты и обложки. Следуя принципам школы, они отказывались от излишеств на этапе задумки, и сейчас такой подход используют дизайнеры по всему миру. В 2008 году Барак Обама, сенатор-демократ и будущий президент США, готовился выступить с речью в Берлине. Его команда создала постеры, как писала Huffington Post, чтобы «поговорить с немцами на языке дизайна, который знаком каждому из них». Связь с Баухаусом была настолько очевидна, что журналисты публиковали немецкие постеры 1920-х годов для сравнения.
Фото: Bauhaus Archiv, Daimler Art Collection, Flickr, Unsplash
В 2009 году в Берлине заработала видеоинсталляция «Бесконечный Баухаус». Чтобы подготовить ее, архитектор Андреас Руби поговорил с 11 нашими современниками — архитектором, предпринимателем, дизайнером автомобилей, искусствоведом и другими — о том, какое влияние на мировой дизайн оказал Баухаус. Руби смонтировал из этих разговоров мини-фильм, чтобы, как он сам заявлял, найти ответы на вопросы, которые ставит перед нами школа дизайна.
К столетию Баухаса берлинский арт-коллектив Savvy Contemporary представил автобус в форме штаб-квартиры Баухауса. Коллектив заявил, что автобус отправится в мировое турне с выставками и лекциями, чтобы распространять философию школы и рассказывать о ее влиянии. Авторы проекта хотят положить конец «евроцентричности» дизайна и рассказать, почему принципы Баухауса остаются актуальными и требуют объединения художников из самых разных стран.
Летом 2018 года школа предложила посетителям пожить в комнатах, где когда-то работали легенды Баухауса. Переночевать в легендарном здании в Дессау можно, заплатив от €35 до €60 за ночь. Всего доступны 28 номеров площадью примерно 20 кв. м., в том числе комнаты, в которых жили Джозеф Альберс, Герберт Байер, Марсель Брейер и другие.