в какой срок страховая должна ответить на претензию
Глава 5. Порядок разрешения споров по обязательному страхованию и взаимодействия потерпевшего, страховщика и станции технического обслуживания в случае выявления недостатков восстановительного ремонта
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 6 апреля 2017 г. N 4347-У в название внесены изменения
Глава 5. Порядок разрешения споров по обязательному страхованию и взаимодействия потерпевшего, страховщика и станции технического обслуживания в случае выявления недостатков восстановительного ремонта
Информация об изменениях:
К претензии должны быть приложены документы, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации к их оформлению и содержанию, подтверждающие обоснованность требований потерпевшего (заключение независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) и т. п.).
Претензия должна содержать:
наименование страховщика, которому она направляется;
полное наименование, адрес места нахождения / фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства или почтовый адрес потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на который направляется ответ на претензию в случае несогласия страховщика с предъявляемыми требованиями;
требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии со ссылками на положения нормативных правовых актов Российской Федерации;
банковские реквизиты потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на которые необходимо произвести страховую выплату в случае признания претензии страховщиком обоснованной, или указание на получение денежных средств в кассе страховщика;
фамилию, имя, отчество (при наличии), должность (в случае направления претензии юридическим лицом) лица, подписавшего претензию, его подпись.
Потерпевший в приложении к претензии представляет оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов (если какой-либо из перечисленных ниже документов не был представлен страховщику ранее при обращении с заявлением о страховом случае):
паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
документов, подтверждающих право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховое возмещение при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;
протокола и постановления об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции предоставляется извещение о дорожно-транспортном происшествии;
полиса обязательного страхования потерпевшего (в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции), кроме случаев предъявления требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.
Претензия по выбору страхователя вручается страховщику под расписку или направляется страховщику по адресу места нахождения страховщика или представителя страховщика по почте заказным письмом с описью вложения, или передается иным способом (включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту, адрес которой указан на официальном сайте страховщика в сети «Интернет»), свидетельствующим о дате ее получения.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 6 апреля 2017 г. N 4347-У в пункт 5.2 внесены изменения
5.2. По результатам рассмотрения претензии страховщик обязан осуществить одно из следующих действий:
осуществить выплату потерпевшему (или иному выгодоприобретателю) по реквизитам, указанным в претензии;
направить отказ в удовлетворении претензии.
Основаниями для отказа в удовлетворении претензии являются:
направление претензии лицом, не являющимся потерпевшим и не предоставившим документ, подтверждающий его полномочия (например, доверенность);
непредставление оригиналов (заверенных надлежащим образом копий) документов, обосновывающих требования потерпевшего;
в случае получения выплаты в безналичном порядке отсутствие в претензии указания на банковские реквизиты потерпевшего (или иного выгодоприобретателя);
непредставление транспортного средства на осмотр в соответствии с абзацем третьим пункта 5.3 настоящих Правил;
иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Отказ в удовлетворении претензии направляется страховщиком по адресу, указанному потерпевшим в претензии.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 6 апреля 2017 г. N 4347-У глава 5 дополнена пунктом 5.3
5.3. В случае если при передаче потерпевшему отремонтированного транспортного средства у потерпевшего имеются претензии в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта, потерпевший указывает об этом в акте приема-передачи отремонтированного транспортного средства.
В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, а также в случае выявления потерпевшим недостатков восстановительного ремонта транспортного средства в течение гарантийного срока, указанного в акте приема-передачи транспортного средства, потерпевший направляет страховщику претензию в соответствии с пунктом 5.1 настоящих Правил.
В ходе осмотра делается вывод о наличии или об отсутствии недостатков восстановительного ремонта, о полноте проведенных работ, наличии или об отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая и (или) проведенного станцией технического обслуживания восстановительного ремонта транспортного средства, о технической возможности устранения выявленных недостатков восстановительного ремонта. Результаты осмотра отражаются в акте осмотра, в котором делается вывод о возможности или невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства путем проведения повторного ремонта либо об отсутствии недостатков.
Акт осмотра составляется в день его проведения в трех экземплярах и вручается под подпись представителю станции технического обслуживания, представителю страховщика и потерпевшему. Если акт осмотра содержит вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, вместе с таким актом потерпевшему вручается направление на ремонт для устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков. Если акт осмотра содержит вывод о невозможности устранения недостатков восстановительного ремонта путем проведения повторного ремонта, устранение недостатков восстановительного ремонта осуществляется в соответствии с абзацем третьим пункта 15 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Информация об изменениях:
наименование страховщика, которому направляется заявление потерпевшего;
фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства потерпевшего, почтовый адрес или адрес электронной почты, на который страховщиком направляется ответ на заявление потерпевшего;
требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи заявления потерпевшего со ссылками на положения нормативных правовых актов Российской Федерации;
банковские реквизиты, на которые страховщику необходимо осуществить страховую выплату или указание потерпевшим на получение денежных средств в кассе страховщика, если заявление потерпевшего содержит требование о страховой выплате.
По решению потерпевшего к заявлению дополнительно прилагаются документы, подтверждающие обоснованность требований потерпевшего, в виде оригиналов или их копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Заявление потерпевшего по его выбору направляется страховщику одним или несколькими способами, обеспечивающими подтверждение его получения:
путем вручения под подпись страховщику (представителю страховщика);
путем направления по почте заказным письмом с описью вложения по адресу места нахождения страховщика (представителя страховщика);
путем направления в электронной форме на электронную почту страховщика, адрес которой указан на официальном сайте страховщика в сети «Интернет».
Страховщик обязан рассмотреть заявление потерпевшего в порядке, установленном частью 2 статьи 16 Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Прокурор разъясняет
Разъясняет прокурор Октябрьского района Демаков А.А.
До обращения в суд с иском к страховщику по договору ОСАГО необходимо представить ему письменную претензию с обоснованием своих требований. Претензию можно вручить страховщику под расписку, направить заказным письмом или по электронной почте.
Суть досудебного урегулирования спора по ОСАГО
С иском в суд вы вправе обратиться, только если в установленный срок страховщик вам не ответит или откажет в удовлетворении претензии (п. 1 ст. 16.1 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).
Основания предъявления претензии по ОСАГО
Претензия направляется страховщику, если, в частности (п. 4 ст. 10, п. п. 15.1, 15.2, 21 ст. 12 Закона N 40-ФЗ; п. 1.16 Положения, утв. Банком России от 19.09.2014 N 431-П; п. 92 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58):
— страховое возмещение (прямое возмещение убытков) не произведено в установленный срок. По общему правилу он составляет 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня принятия к рассмотрению вашего заявления о страховом возмещении вместе с необходимыми документами. Выдать направление на ремонт страховщик должен в течение 30 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней), если вы самостоятельно организуете восстановительный ремонт на СТО, с которой у страховщика нет соответствующего договора;
— страховщик отказал вам в страховом возмещении или произвел его в меньшем размере;
— СТО нарушила срок восстановительного ремонта вашего автомобиля, который составляет не более 30 рабочих дней со дня представления вами транспортного средства на СТО или передачи его страховщику для транспортировки к месту ремонта либо больший срок, согласованный вами со страховщиком;
— транспортное средство отремонтировано некачественно;
— страховщик в установленный срок (14 календарных дней) не выплатил страховую премию, положенную вам при досрочном прекращении договора ОСАГО.
1. Наименование страховщика, которому адресована претензия.
3. Описание обстоятельств, послуживших основанием предъявления претензии. Рекомендуем эту часть претензии начать со сведений о ДТП (дата, место, Ф.И.О. участников ДТП, марки их автомобилей и др.). Далее приведите информацию о своем обращении к страховщику и его результате. Важно, чтобы в претензии были сведения, позволяющие соотнести ее с предыдущими вашими обращениями к страховщику (например, обозначен номер вашего полиса ОСАГО, номер выплатного дела).
Укажите, почему вы не согласны с позицией страховщика. Например, в случае неполучения страхового возмещения укажите дату подачи документов страховщику, сроки, в течение которых он должен был произвести страховое возмещение. При отказе в страховом возмещении или его недостаточности обоснуйте, почему вы считаете это неправомерным. Если вы предъявляете претензии по качеству ремонта транспортного средства, опишите, в чем проявляются недостатки ремонта.
4. Требования к страховщику, в частности, о страховом возмещении, об устранении недостатков некачественно выполненного ремонта, о выплате неустойки (с приведением ее расчета). Требования необходимо сформулировать максимально конкретно.
По возможности в подтверждение своих доводов приводите ссылки на правовые нормы.
5. Реквизиты вашего банковского счета, на которые страховщик может произвести страховую выплату, или указание на получение денежных средств в кассе страховщика (если вам полагается страховое возмещение в денежной форме).
К претензии следует приложить документы, обосновывающие ваши требования (например, отчет независимого эксперта о стоимости восстановительного ремонта, о выявленных недостатках, квитанции о понесенных дополнительных расходах). Также обязательны документы, которые были необходимы, но не были представлены вами при обращении к страховщику с заявлением о страховом случае (абз. 2, 9 п. 5.1 Положения N 431-П; п. 93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 58).
Порядок направления претензии
Претензию вы можете представить непосредственно страховщику под расписку о ее принятии. Также претензию можно направить по почте заказным отправлением с описью вложения или на электронный адрес страховщика, указанный на его официальном сайте.
В любом случае способ отправления претензии должен позволять вам подтвердить факт обращения к страховщику (абз. 14 п. 5.1 Положения N 431-П).
Срок рассмотрения претензии
Страховщик обязан рассмотреть вашу претензию не позднее 10 календарных дней (за исключением праздничных нерабочих дней) со дня ее получения.
В течение указанного срока страховая организация должна удовлетворить ваши требования либо направить вам мотивированный отказ в этом. Если этого не произошло, вы вправе заявить свои требования в суд (п. 1 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ).
Досудебная претензия по ОСАГО
Если страховая компания отказала в выплате, или вы получили меньше, чем положено, обратитесь в суд. Но сначала обязательно направьте страховщику досудебную претензию.
Важно! Направляя досудебную претензию по ОСАГО, используйте дополнительные рычаги воздействия на страховую компанию.
Что нужно знать о претензионном порядке, чтобы получить достойную страховую выплату и дополнительные денежные компенсации?
Зачем писать досудебную претензию по ОСАГО
С 2014 года соблюдать досудебный порядок урегулирования споров по ОСАГО — обязательно в силу закона (ст. 16.1 № 40-ФЗ). Если сразу обратиться в суд, то иск рассматривать не будут.
Поэтому пишем претензию по любому спорному вопросу. В частности, когда страховая компания:
Но: написать претензию — не значит просто соблюсти формальность. Если страховщик добровольно не исполнит требования, то вы, как потребитель, сможете взыскать через суд штраф в размере 50 % от суммы, назначенной к взысканию (п.6, ст. 13 Закона о защите прав потребителей № 2300).
То есть, если в вашу пользу суд назначит 100 000 рублей, то получите 150 000 рублей. Единственное, нужны будут доказательства, что вы правильно направили претензию (об этом далее).
Какие ещё компенсации можно требовать?
В досудебной претензии в страховую компанию по ОСАГО можно требовать оплаты (возмещения):
а также других расходов, которые возникли в связи с наступлением страхового случая (п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда № 58).
Задержка исполнения обязательств по договору ОСАГО страховой компанией компенсируется неустойкой в размере:
Дни просрочки начинаем считать: в первом случае с 21-го дня, во втором с 31-го дня с даты, когда страховая компания получила ваше заявление о страховой выплате (проведении ремонта).
Дополнительно денежную компенсацию морального вреда и потребительский штраф 50 % вы сможете требовать только в судебном порядке.
Как правильно написать досудебную претензию по ОСАГО
Подробно о требованиях к претензии по ОСАГО говорится в п. 5.1 Главы 5 Положения Банка России № 431-П.
Досудебная претензия в страховую по ОСАГО должна включать:
Все ваши права и требования должны быть подкреплены доказательствами. К претензии нужно приложить оригиналы или заверенные копии: паспорта заявителя, документа о праве собственности на автомобиль (ПТС), полиса ОСАГО. экспертного заключения и т. д.
Важно! Главное, ничего не упустить, иначе страховая компания проигнорирует претензию, а суд посчитает досудебный порядок несоблюдённым и откажет во взыскании потребительского штрафа 50 % от суммы, назначенной к взысканию в вашу пользу.
Если вам нужна помощь, мы поможем правильно написать претензию по ОСАГО и собрать все необходимые документы (доказательства).
Как направить?
Направить претензию можно любым способом, если он позволяет подтвердить доставку. Самый надежный вариант — заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Можно отнести лично в офис страховой компании.
Не обязательно обращаться именно в то отделение, где оформляли договор. Обратитесь в ближайший к вам, но предоставьте сведения о предыдущих обращениях (п. 22 ПП № 58).
Обязательно проследите, чтобы отметку о принятии поставило уполномоченное лицо. Если это не директор, попросите предъявить доверенность на право получения входящих документов.
Претензию можно направить по e-mail, если такая возможность подробно прописана в договоре. Например, претензию в Росгосстрах можно направить на e-mail: dp@rgs.ru.
Важно! Доказать, что сообщение было направлено и доставлено, должен отправитель (п.67 Постановления Пленума ВС № 25).
Верховный суд в одном из дел по ОСАГО признал досудебный порядок несоблюденным, хотя истец направлял претензию по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Почта России направила письмо назад отправителю через 9 дней со дня его поступления на почту, ещё до того, как истек срок хранения письма (30 дней). А еще через месяц его получил истец. Доказательств, что страховая уклонялась от получения корреспонденции, истец суду не предоставил.
Сколько ждать ответ?
Если в течение 10 дней с момента получения претензии страховщиком выплаты не поступили на ваш счет, можно обращаться в суд.
Но в целом лучше подождать месяц: пока письмо дойдет, пока его получат (до 30 дней срок хранения корреспонденции — отслеживайте движение письма на сайте Почты России по трек-номеру), потом 10 дней на ответ и 3-5 (иногда больше) дней на доставку письма от страховой компании.
Если отнесете лично, то подождите 10 дней, и можно идти за ответом.
Письменный отказ, частичная выплата, игнорирование претензии — всё это повод обратиться в суд за защитой своих прав и взыскания всех положенных денежных компенсаций.
Установленные законом сроки рассмотрения претензии по ОСАГО
Занижение страховой компенсации – частое явление на страховом рынке Российской Федерации. Чтобы оспорить такое решение, не обращаясь в суд, у страхователя есть действенный инструмент – досудебная претензия к страховщику.
О том, что собой представляет такой документ, в какие сроки он должен быть подан и в течение какого времени на него должен быть дан ответ, будет рассмотрено в рамках этой статьи.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Понятие досудебного требования
Претензия по страховому случаю по ОСАГО – это заявление, которое должно быть направлено по почтовому адресу страховщика или лично подано в его территориальный офис.
Целью заявления, является досудебное урегулирование спора между держателем полиса ОСАГО и компанией, продавшей его. Согласно статье №16.1 Федерального закона №40, которая вступила в силу 1.9.2014, направление заявления на досудебное урегулирование является обязательным шагом, который должен предшествовать судебному разбирательству по договору обязательного страхования транспорта.
Если такой документ не был направлен страховщику, суд имеет законное основание для закрытия дела по иску страхователя, без рассмотрения. Это право суда закреплено в статье №222 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
Время, отведенное на подачу заявления
Согласно п.21 статьи №12 Федерального закона №40, срок подачи заявление на досудебное урегулирование споров по «автогражданке», определяется не только как ограничение, но и как право на подачу заявления.
Согласно упомянутому законодательному документу, страхователь вправе подать претензию в следующих случаях:
Сколько ждать ответа от страховой компании?
Согласно ч.2 п.1 статьи №16 Федерального закона №40, страховая компания обязана ответить в течение 10 дней, с момента получения заявления от страхователя по вопросу досудебного урегулирования разногласия.
При этом, в срок не включаются выходные и праздничные дни, которые прибавляются к максимальной длительности рассмотрения поданного прошения.
Применение статей №20, 21 и 22 Закона о защите прав потребителей, является неправомерным.
Суды принимают во внимание при претензиях по ОСАГО только Федеральный закон №40.
Гражданин Т. был признан потерпевшим в аварии, произошедшей 9.12.2016. В течение 20 дней, с момента подачи заявления о наступлении страхового случая, страховая компания виновника дорожно-транспортного происшествия не дала ответа.
Гражданин Т. лично, 30.12.2016, подал в территориальный офис страховщика виновника претензию и приложил к ней документы, подтверждающие факт своевременной подачи заявления о наступлении страхового события. 11.1.2017, гражданин Т., не получив ответа от страховщика, подал иск в суд и получил отказ в возбуждении дела.
Обратившись к автоюристу, он выяснил, что в связи с новогодними праздничными днями и тем, что 31 декабря выпало на субботу, у ответчика по заявлению на досудебное урегулирование конфликта, срок ответа на поданный документ истекает только 23 января.
В итоге, ответ об удовлетворении претензии был получен 20.01.2017.
Гражданка К. попала 3.10.2016 в ДТП, в котором была признан потерпевшей стороной.
Подав заявление страховщику 4.10.2016, уже 11.10.2016, она получила выплату на реквизиты указанные в заявлении, в размере 43 тысяч рублей, а на СТО, куда обратилась гражданка К., сумма ремонта оказалась выше: 78 тысяч рублей.
Считая, что выплата была занижена, гражданка К. подала в страховую компанию претензию на перерасчет страховой компенсации 14.10.2016, но получила отказ 24.10.2014, так как не приложила заключение независимой экспертизы.
Обратившись к юристу, гражданка К. получила рекомендацию, направить правомерную претензию в страховую компанию, предварительно пройдя независимую экспертизу.
Сделав это и направив новое заявление на досудебное урегулирование спора 21.10.2016, гражданка К. получила удовлетворительный ответ, но с задержкой сроков.
Но, так как сумма неустойки была незначительной, приняла решения не подавать судебный иск на дополнительную компенсацию.
Что делать, если страховщики не ответили на ваш иск в установленный период?
В этом случае нужно подать исковое заявление в суд, в котором должно содержаться:
Также, к заявлению нужно приложить подтверждение направления документа о досудебном урегулировании разногласия в страховую компанию. В качестве подтверждения может выступать:
Отдельного внимания заслуживает суд, в который подается исковое заявление по ОСАГО:
В целом, претензия по ОСАГО – это эффективный способ решить спорные вопросы между страховым предприятием и страхователем не доводя дело до суда.
Дело в том, что судебные процессы негативно влияют на репутацию страховых компаний, а если они начнут массовый характер, то это может привести к проверкам со стороны Российского союза страховщиков и, что более страшно для игроков страхового рынка, Центробанка России. Такие проверки могут повлечь за собой серьезные штрафы и даже отзыв лицензии, а это куда более весомые потери, нежели небольшая экономия на страховой выплате.
Сроки рассмотрения претензии по ОСАГО
Потерпевший не всегда бывает удовлетворен результатами получения возмещения по ущербу, полученному в результате ДТП. Он может обратиться в страховую компанию для урегулирования вопроса и получения дополнительной выплаты по соглашению сторон. Если страховщик отказывается принять во внимание доводы клиента, последний составляет официальную претензию и направляет ее страховщику. Он должен точно знать, какой срок рассмотрения претензии по ОСАГО, что он может предпринять, если СК не удовлетворила его заявление.
Сроки ответа страховой на претензию по ОСАГО
Страховая компания обязана ответить в течение 10 календарных дней. В расчет не принимаются нерабочие и праздничные дни.
По результатам рассмотрения претензии страховщик может ее удовлетворить полностью или частично, либо отказать.
Когда надо оформлять претензию:
Возможные причины задержки ответа
Причиной задержки рассмотрения заявления может быть не предоставление потерпевшим всех необходимых документов. В этом случае страховая компания затребует дополнительный перечень и срок будет считаться с момента их получения.
Какие компенсации можно требовать
Потерпевший может быть не удовлетворен величиной денежного возмещения и требовать доплаты.
Если возмещение было предоставлено ремонтом транспортного средства, основанием для подачи требования могут быть следующие факты:
Можно потребовать денежную компенсацию или отправку авто на повторный ремонт в другое СТО.
Как правильно написать досудебную претензию
Чтобы вам не вернули претензию в связи с указанием не всех данных, лучше воспользоваться официальным бланком, который можно получить в представительстве или скачать с сайта СК.
Какие данные должны быть в претензии обязательно:
Чтобы получить положительный результат, нужно приложить максимальное количество доказательств того, что выплаты занижены.
Кроме основных документов, которые предоставлялись при подаче заявления на возмещение, можете приложить:
Как направить претензию
Лучше представить претензию в двух экземплярах в представительство компании, чтобы уполномоченный сотрудник на экземпляре клиента поставил дату принятия. В этом случае срок ее рассмотрения начнется уже со следующего рабочего дня.
Если представительства СК нет в вашем городе, отправьте документы заказным письмом с уведомлением. Срок будет считаться с момента получения письма страховщиком.
Что говорит закон
Срок рассмотрения претензии по ОСАГО установлен в ст. 16.1 ФЗ N 40 от 25.04.2002. Статья определяет, в каком случае потерпевший может подать претензию страховщику, в какой срок она должна быть рассмотрена, какая предусматривается неустойка за несоблюдение сроков.
По закону, если потерпевший не согласен с тем, как страховщик выполнил свои обязательства, он может подать претензию. К ней должны быть приложены документы, которые обосновывают требование. Срок рассмотрения заявления установлен в 10 календарных дней за исключением нерабочих или праздничных, с момента принятия заявления страховщиком.
В 2021 году срок рассмотрения претензии по ОСАГО не изменялся.
Ответы на вопросы
В какой срок будут произведены выплаты по ОСАГО?
В течение 20 дней после поступления полного пакета документов
Какие санкции применяются к страховой компании при несоблюдении срока рассмотрения претензии?
Может быть начислена неустойка.
С какого дня будет начисляться неустойка?
Со следующего дня, после истечения 10-дневного срока.
Подведем итоги
Претензия является способом досудебного урегулирования споров по ОСАГО.
Претензия должна быть рассмотрена в течение 10 дней.
При удовлетворении пострадавшему может быть выплачена дополнительная денежная компенсация или автомобиль будет направлен на дополнительный ремонт.
Если страховая компания отказала удовлетворить требования, пострадавший может обращаться в суд.