в какой срок сотрудник овд может обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание
О порядке обжалования сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного взыскания
Согласно ч. 3 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник вправе обратиться в письменной форме для разрешения служебного спора к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу к прямому руководителю (начальнику) или в суд.
Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 14.10.2012 № 1377, Порядком рассмотрения служебного спора в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 13.08.2012 № 782 (далее – Порядок рассмотрения служебного спора), предусмотрен трехмесячный срок обращения сотрудника с рапортом к соответствующему руководителю (начальнику) или с исковым заявлением в суд со дня, когда сотрудник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В данном случае трехмесячный срок начинает течь со дня ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания.
Служебный спор рассматривается уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником органов внутренних дел в соответствии с Порядком рассмотрения служебного спора. Решение уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику органов внутренних, обратившемуся для разрешения служебного спора. Обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.
Рассмотрение исков сотрудников ОВД по обжалованию принятых к ним мер за нарушение служебной дисциплины в судебной инстанции.
Сотрудниками ПО значительные силы используются в рамках судебно-исковой работы по осуществлению защиты прав и законных интересов УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве.
— Темой нашего разговора является нарушение служебной дисциплины с в органах внутренних дел. Прежде всего, я думаю, необходимо напомнить какие санкции предусмотрены законодательством за нарушение служебной дисциплины.
— Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены порядок и виды наложения дисциплинарного взыскания. Так, в ст. 50 вышеупомянутого Федерального закона представлены следующие виды дисциплинарных взысканий:
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
— Может ли быть наложено на вольнонаемного работника, работающего в системе ГУ МВД России по г. Москве, дисциплинарное взыскание и какое?
— Безусловно, да. К работникам, наряду с сотрудниками ОВД могут быть применены меры дисциплинарного воздействия. Применение данных мер регламентировано Трудовым Кодексом Российской Федерации. Виды дисциплинарных взысканий перечислены в ст. 192 Трудового Кодекса Российской Федерации: 1) замечание;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
— Чем регламентирована процедура наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника ОВД и работника?
— До наложении дисциплинарного взыскания в отношении сотрудника или работника ОВД проводится служебная проверка. В случае проведения служебной проверки в отношении сотрудника ОВД руководствуются в том числе и Приказом МВД России от 26.03.2013 N 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации». Порядок применения дисциплинарных взысканий в отношении работника системы ГУ МВД России по г. Москве регламентирован Трудовым Кодексом Российской Федерации.
— Имелись ли в 2013 году иски к УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве по обжалованию наложенных дисциплинарных взысканий?
— Конкретно с таким требованием в суд никто не обращался. Как правило требование об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания заявляется совместно с признанием приказа об увольнении незаконным и восстановлении на службе и такие дела учитываются как дела о восстановлении на службе. Между тем, сотрудник либо работник вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание. Он может обратиться с рапортом (заявлением) к уполномоченному руководителю в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении. Рапорт (заявление) подлежит обязательной регистрации в день его подачи и рассматривается вышеуказанными руководителями в течение одного месяца. Обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.
-Кто может обратиться с иском в суд?
— С исковым заявлением об отмене наложенного дисциплинарного взыскания могут не только сотрудники органов внутренних дел, но и работники.
— Какова статистика по обращениям с исковым заявлением в суды?
— Основной категорией исков предъявленных к УВД, являются иски о восстановлении на службе. Так за 2013 года было предъявлено 5 исков о восстановлении.
Так например, бывшим сотрудником был подан иск в суд с требованием о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий, признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении на службе в органах внутренних дел и взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула. Сотрудник был уволен из ОВД на основании п. 7 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. С данной формулировкой уволенный сотрудник не согласился и обжаловал приказ об увольнении в судебном порядке. В ходе рассмотрения материалов дела, судом был сделан вывод об обоснованности и законности наложенных на сотрудника дисциплинарных взысканий; о соблюдении порядка наложения дисциплинарных взысканий, а также о правомерности применения к сотруднику дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в ОВД. В отношении него проводилась аттестация.
— Можете ли вы привести еще примеры обжалования решения об увольнения.
— Сотрудник ОВД был уволен со службы в ОВД за проступок порочащий честь сотрудника. Между тем, истец настаивал на отмене заключения по результатам проведенной проверки, отмене приказа об увольнении, восстановлении его в должности, взыскании с УВД компенсации за время вынужденного прогула, взыскании морального вреда. В качестве доводов неправомерности принятого в отношении него решения об увольнении из ОВД было указано на не соблюдение процедуры увольнения, истечение срока привлечения к дисциплинарной ответственности. Судом в ходе судебного заседания были исследованы материалы дела, заслушаны свидетельские показания и вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Сотрудниками ПО УВД при рассмотрении дела были представлены доказательства соблюдения законности при проведении в отношении сотрудника служебной проверки. Так, выводы по служебной проверки были признаны достоверными и обоснованными, равно как и сама служебная проверка. Суд также счел возможным увольнение сотрудника из ОВД за проступок порочащий честь сотрудника при наличии вступившего в законную силу постановления об административном правонарушении по ст. 12.26. КоАП РФ за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Статья 51. Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий
1.1. К сотруднику органов внутренних дел, имеющему дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, может быть применена мера поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.
3. Дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
4. Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
5. Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить или отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.
8. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
9. О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
10. В приказе о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.
11. Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.
12. Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
13. Применяемые к сотруднику органов внутренних дел меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.
14. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.
15. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктами 5 и 6 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.
16. Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в порядке, установленном статьей 30 настоящего Федерального закона.
17. Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с главой 12 настоящего Федерального закона.
Методические рекомендации «Порядок применения дисциплинарного взыскания к сотруднику органов внутренних дел, снятие дисциплинарного взыскания»
1. Понятие и виды дисциплинарного взыскания.
В соответствии со ст. 49 ФЗ от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел в случае нарушения ими служебной дисциплины, перечислены в статье 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.
2. Порядок применения к сотруднику органов внутренних дел дисциплинарного взыскания
Дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
В приказе о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.
При применении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2
«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что при наложении взыскания учитывались также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.
Применяемые к сотруднику органов внутренних дел в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника.
Дисциплинарные взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнение со службы в органах внутренних дел.
— исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.
Правовое отделение МВД по Республике Адыгея.
Об обжаловании дисциплинарного взыскания
Решение по гражданскому делу
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2016 года г. Йошкар-Ола
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Орловой С.Г.,
при секретаре судебного заседания Ивановой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О И.А. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконными заключения служебной проверки и приказа о наложении дисциплинарного взыскания
О И.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, в котором просил признать незаконным приказ МВД по РМЭ № от 06 мая 2016 года о привлечении его к дисциплинарной ответственности и заключение служебной проверки, на основании которой издан данный приказ.
Требование мотивировано тем, что названным приказом истец предупрежден о неполном служебном соответствии. С данным дисциплинарным взысканием он не согласен, поскольку выводы служебной проверки постановлены с нарушением норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Истец привлечен к ответственности за нарушение ч.4 ст.7 Федерального закона РФ «О полиции» и п.12 Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих, которое выразилось в несоблюдении Правил дорожного движения РФ, совершении дорожно-транспортного происшествия на служебной автомашине, в результате которого было повреждено транспортное средство гражданского лица и органов внутренних дел. Кроме того в заключении проверки указано, что истцом не был оплачен административный штраф, что не соответствует действительности. Автомашина ОВД была восстановлена истцом за счет собственных средств в течение суток. Лицо, проводившее служебную проверку в отношении истца, вышло за пределы сроков её проведении, установленных законом.
В судебном заседании истец О И.А. исковые требования поддержал, пояснил, что ответчиком при наложении на него дисциплинарного взыскания не учтены тяжесть проступка, степень вины, достижения истца по службе, положительные характеризующие данные. Считает, что взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии с учетом обстоятельств проступка чрезмерно, в данном случае возможно было ограничиться замечанием либо выговором. Последствия ДТП были незначительны, материальный ущерб им возмещен, административный штраф оплачен.
Представитель истца В И.М. поддержал доводы иска, просил оспариваемый приказ признать незаконным также ввиду того, что служебная проверка проведена за пределами установленного законом месячного срока со дня принятия решения о её проведении.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел по РМЭ Александров А.А., действующий на основании доверенностей, с иском не согласился, поддержал доводы отзыва на иск, просил в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, административный материал №, личное дело О И.А., суд приходит к следующему.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц.
Федеральным законом №342-Ф3 предусмотрено, что под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав, нарушение которых является нарушением служебной дисциплины (статьи 47, 49).
В соответствии с ч.1, 3 ст.50 Федерального закона №342-Ф3 на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
На основании положений ст.51 Федерального закона №342-Ф3 до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Согласно п.40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года №1377, дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.
В соответствии с п.4.1.- 4.5, 9 и 10 контракта о прохождении службы в ОВД, заключенного 27 января 2016 года с О И.А. при назначении его на должность начальника Центра МВД по Республике Марий Эл, О.И.Л. обязуется выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству РФ; быть верным Присяге сотрудника ОВД РФ. быть честным и преданным порученному делу; добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с настоящим контрактом, должностным регламентом (должностной инструкцией); соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел.
Приказом МВД по Республике Марий Эл от 06 мая 2016 года № О.И.А. был предупрежден о неполном служебном соответствии за нарушение требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона РФ от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции», п. 12 Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 г., что выразилось в несоблюдении требований Правил дорожного движения Российской Федерации, совершении дорожно-транспортного происшествия на служебной автомашине, в результате которого было повреждено транспортное средство гражданского лица и транспортное средство органов внутренних дел республики.
Основанием к изданию приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности явилось заключение служебной проверки, утвержденное министром внутренних дел 28 апреля 2016 года.
В рамках проведенной служебной проверки установлено, что 05 января 2016 года около 17 часов 50 минут в г. на перекрестке ул. начальник майор полиции О. И.А, управляя служебной автомашиной, перед поворотом налево заблаговременно не занял соответствующее крайнее положение на проезжей части, вследствие чего произошло столкновение с автомашиной, под управлением С В результате данного дорожно-транспортного происшествия оба транспортных средства получили механические повреждения.
Виновным в дорожно-транспортном происшествии был признан водитель О.И.А., который постановлением инспектора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Йошкар-Оле от 05 января 2016 года за нарушение пункта 8.5 Правил дорожного движения РФ привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
В виду того, что О. И.А. не согласился с указанным постановлением о привлечении его к административной ответственности и обжаловал его в суд, в рамках служебной проверки должностным лицом МВД принято решение о рассмотрении вопроса о привлечении майора полиции О. И.А. к дисциплинарной ответственности после принятия соответствующего процессуального решения компетентным органом. Данное решение утверждено министром внутренних дел 10 февраля 2016 года
Таким образом, факт несоблюдения сотрудником полиции О.И.А. требований Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекшего совершение дорожно-транспортного происшествия на служебной автомашине, в результате которого был причинен ущерб ввиду повреждений обоих транспортных средств, нашел свое подтверждение.
Указанное нарушение было расценено работодателем как нарушение сотрудником полиции О.И.А. служебной дисциплины, требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона РФ от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции», п. 12 Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 г.
Частью 4 ст. 7 Федерального закона «О полиции» предусмотрено, что сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Согласно пункту 12 названного Типового Кодекса государственные служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В ходе служебной проверки установлено, что причиной и условием, способствовавшим нарушению сотрудником полиции О.И.А. требований ПДД РФ и служебной дисциплины, является его личная недисциплинированность и низкий уровень правового сознания.
Работодателем, как отмечено выше, за указанные нарушения применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, которое истец считает несоразмерным тяжести совершенного проступка и степени вины.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, как в Постановлении от 06.06.1995 г. N 7-11, так и определениях от 21.12.2004 г. N 460-О, 16.04.2009 г. N 566-0-0, 19.06.2012 г. N 1174-0, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности. обусловленные задачами. принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел. гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Указанные выше нормы свидетельствуют о том, что сотрудник органов внутренних дел должен соблюдать определенные ограничения в поведении и определенные нравственные принципы как при осуществлении служебной деятельности, так и во внеслужебное время.
Несоблюдение сотрудником полиции закона, в данном случае требований Правил дорожного движения РФ наносит ущерб авторитету полиции.
Кроме того, в соответствии с п. 7 приказа МВД по Республике Марий Эл от 13.03.2014 года №111 «Об организации деятельности но автотранспортному обеспечению в подразделениях и органах внутренних дел по Республике Марий Эл» руководители (начальники) подразделений и органов внутренних дел но Республике Марий Эл обеспечивают организацию и текущий (ежедневный) контроль за проведением с водителями инструктажей перед выполнением задания, связанного с выездом за пределы обслуживаемой территории; обеспечением безопасности движения и предупреждением ДТП; обеспечением безопасности перевозок пассажиров и грузов.
Подпунктом 3.2. данного приказа предусмотрено обеспечить контроль за качеством и объективностью служебных проверок, проводимых по фактам ДТП и другим нарушениям ПДД с участием служебного автотранспорта с принятием к виновным лицам жестких мер дисциплинарного характера.
Таким образом, возможность привлечения сотрудников органов внутренних дел к строгой дисциплинарной ответственности за совершение ДТП на служебном транспорте, то есть за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц, кроме того обусловлено и тем. что истец занимает руководящую должность в ОВД, что влечет дополнительную ответственность. Следовательно не имеется оснований считать, что дисциплинарное взыскание, наложенное на истца, не соответствует тяжести и характеру совершенного им проступка.
Судом проверены порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания, установленные статьями 51 и 52 Федерального закона № 342-ФЗ.
На основании частей 1, 4 ст.52 Федерального закона РФ №342-Ф3 служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Судом установлено, что привлечение истца к дисциплинарной ответственности произведено в полном соответствии с названными требованиями действующего законодательства РФ.
Служебная проверка назначена в установленном порядке 05 января 2016 года, заключение по которой об отложении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности после принятия судебными органами решений по жалобам истца, утверждено министром внутренних дел 10 февраля 2016 года (Ожиганов И.А. находился на излечении с 11 но 21 января 2016 года).
В ходе проверки с истца было взято письменное объяснение 08 февраля 2016 года.
Дополнительная служебная проверка по факту ДТП с участием сотрудника полиции О.И.А. проведена и утверждена министром внутренних дел РМЭ 28 апреля 2016 года после получения 27 апреля 2016 года МВД РМЭ ответа из Верховного Суда РМЭ на запрос о движении жалоб О.И.А. на постановление о привлечении к административной ответственности и результатах их рассмотрения. Истец ознакомлен с данным заключением под роспись 29 апреля 2016 года. При этом запретов на проведение дополнительных служебных проверок в законодательстве не имеется.
После издания приказа МВД по Республике Марий Эл от 06 мая 2016 года № истец с ним так же ознакомлен под роспись, что не оспаривалось истцом.
Привлечение истца к дисциплинарной ответственности произведено в установленный законом шестимесячный срок со дня совершения дисциплинарного проступка.
Из представленных материалов следует, что каких-либо нарушений порядка и сроков применения к истцу дисциплинарного взыскания не имеется.
С учетом изложенного исковые требования О.И.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
в удовлетворении исковых требований О.И.А. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконными заключения служебной проверки и приказа Министерства внутренних дел по республике Марий Эл № от 06 мая 2016 года о наложении дисциплинарного взыскания отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 12 сентября 2016 года