в какой срок избирательная комиссия обязана дать ответ на обращение избирателя
Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 78 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 78 настоящего Федерального закона
1. Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 30 апреля 2021 г.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 30 апреля 2021 г.
2.1. Жалоба на решение или действие (бездействие) комиссии или ее должностного лица, нарушающее избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, подается в комиссию, уполномоченную на ее рассмотрение, непосредственно либо через комиссию, решение или действие (бездействие) которой (должностного лица которой) обжалуется. Указанная жалоба может быть подана лично или иными способами, обеспечивающими получение жалобы до истечения сроков, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ пункт 3 статьи 78 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
3. Заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 30 апреля 2021 г.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
5. Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня (первого дня) голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования.
В какой срок избирательная комиссия обязана дать ответ на обращение избирателя
Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений
1. Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
2. Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
3. После официального опубликования результатов выборов, референдума жалоба на нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.
4. Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.
5. Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.
1. В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи суды соответствующего уровня обязаны принять жалобу, поданную заявителем в связи с нарушением его избирательных прав, права на участие в референдуме. Жалоба должна быть разрешена по существу в порядке и сроки, установленные действующим законодательством. Неукоснительное соблюдение данной нормы комментируемого Федерального закона обеспечивает судебную защиту в случае нарушения конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.
2. Комментируемый пункт устанавливает временной интервал, в течение которого заявитель может подать жалобу в суд на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума или в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума – в течение 10 дней со дня принятия соответствующей комиссией обжалуемого решения. Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 260 ГПК РФ.
В соответствии с комментируемым пунктом вышеуказанный срок, независимо от причин его пропуска, восстановлению не подлежит, что требует от участников избирательного или референдумного процессов отслеживать развитие правоотношений на соответствующем этапе избирательной кампании (кампании референдума), быть готовыми отстаивать в суде или вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума свои права и законные интересы в качестве заинтересованной стороны. Сроки подачи кассационной жалобы на решения суда по делам, связанным с регистрацией, отказом в регистрации в ходе избирательной кампании, кампании референдума, регулируются частью 3 статьи 261 ГПК РФ.
_______________
1 См.: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2005 года по делу № 67-Г05-13.
3. В случае если заявителем обжалуются результаты выборов, референдума, то жалоба на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме, допущенное в ходе избирательной кампании, кампании референдума, в соответствии с комментируемым пунктом может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. В соответствии с пунктом 3 статьи 72 комментируемого Федерального закона официальное опубликование результатов выборов, референдума осуществляется соответствующей комиссией в порядке и сроки, установленные специальным законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования. По истечении годичного срока жалоба судебному рассмотрению не подлежит. Такое регулирование позволяет гарантировать стабильность в деятельности избранных органов государственной власти и органов местного самоуправления в период срока их полномочий.
4. Поскольку избирательная кампания, кампания референдума ограничены жесткими временными рамками, в комментируемом пункте предусмотрены сокращенные сроки принятия решений по жалобам. Так, по жалобе, поступившей в ходе избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, решение должно быть принято судом или вышестоящей комиссией в течение пяти дней со дня ее поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования и следующий за ним день – немедленно. Если содержащиеся в жалобе факты требуют дополнительной проверки, решение по такой жалобе принимается не позднее чем через десять дней со дня ее подачи.
Судебная практика показала, что сокращенные сроки судебного разрешения избирательных дел по первой инстанции, установленные комментируемым пунктом и статьей 260 ГПК РФ, в ряде случаев определялись судами как пресекательные сроки, влекущие прекращение производства по делу после дня голосования. Это лишало лиц, обратившихся в суд с заявлением о защите своих избирательных прав в ходе избирательной кампании, дела которых по тем или иным причинам не были рассмотрены в предусмотренные законом сроки, возможности такой защиты. Данное обстоятельство отметил Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность отдельных положений статьи 260 ГПК РФ в связи с жалобой гражданина Е.Г. Одиянкова. В принятом Конституционным Судом Российской Федерации 26 декабря 2005 года постановлении № 14-П 1 положения указанной статьи, предусматривающие сроки рассмотрения судом поданных в период избирательной кампании заявлений о защите избирательных прав (абзац первый части второй в редакции указанного Федерального закона от 14 декабря 2002 года, часть шестая в редакции указанного Федерального закона от 21 июля 2005 года), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьи 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2), в той мере, в какой эти положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, препятствуют суду по истечении установленных в них сроков разрешить соответствующее дело по существу и служат основанием прекращения производства по делу.
Жалобы на решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума после установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов (пункт 1 1 статьи 77 комментируемого Федерального закона) рассматриваются только в судебном порядке. Принятие решений по ним должно быть осуществлено в пределах двухмесячного срока со дня подачи жалобы.
_______________
1 СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 337.
_______________
1 Частью 9 статьи 260 ГПК РФ указанный пятидневный срок установлен только для суда первой инстанции. В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» часть третья статьи 348 применительно к кассационной инстанции предусматривает, что кассационная жалоба, поданная на решение по делу о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, рассматривается судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена не позднее чем за два дня до дня голосования // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5303.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 20 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 20. Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона
1. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ в пункт 2 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
2. При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные, участковые избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
3. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
5.1. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
6. Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
7. Компетенция, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Компетенция, полномочия и порядок деятельности иных комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
8. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
9. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.
10. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
11. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
12. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
13. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
14. Финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.
15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования и территориальная комиссия представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
16. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ пункт 16.1 статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ статья 20 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 16.2
16.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязаны содействовать избирательным комиссиям, комиссиям референдума в работе по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма, а также указанным гражданам в оказании необходимой помощи на основании заключаемого между ними соглашения.
17. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ в пункт 18 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2009 г. и распространяющиеся на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
18. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ в пункт 19 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2009 г. и распространяющиеся на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 29 мая 2019 г.
20. В целях обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также оказания содействия комиссиям в реализации их полномочий может быть использована федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Статья 19. Рассмотрение заявлений (жалоб) в избирательной комиссии
Информация об изменениях:
2. В жалобе, поданной в избирательную комиссию, должны содержаться:
1) название избирательной комиссии, в которую подается жалоба;
3) обстоятельства, являющиеся основанием для отмены решения избирательной комиссии;
4) выдвигаемые требования и доказательства, которыми заявитель жалобы обосновывает свои требования;
5) подпись заявителя жалобы (его представителя) с указанием даты.
3. Порядок рассмотрения избирательной комиссией заявлений (жалоб) определяется в регламенте и иных нормативных правовых актах избирательной комиссии.
4. В соответствии с федеральным законом избирательная комиссия вправе обращаться в правоохранительные органы с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений федеральных законов, настоящего Закона, иных законов Челябинской области.
5. В избирательную комиссию с заявлениями (жалобами) вправе обратиться избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, иные общественные объединения, наблюдатели, избирательные комиссии.
6. Для предварительного рассмотрения заявлений (жалоб) и подготовки предложений для их рассмотрения на заседании избирательной комиссии может быть образована рабочая группа с включением в ее состав членов избирательной комиссии с правом решающего и с правом совещательного голоса, работников аппарата избирательной комиссии, специалистов, экспертов.
7. При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматриваются вопросы о нарушениях избирательных прав, на заседание избирательной комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб (заявлений), лица, действия (бездействие) которых обжалуются).
9. В случае, если факты, содержащиеся в заявлениях (жалобах), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
10. Избирательная комиссия информирует заявителя или представителей заинтересованных сторон о принятом решении и выдает им заверенную копию этого решения.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В какой срок избирательная комиссия обязана дать ответ на обращение избирателя
Участковые комиссии обязаны рассматривать в пределах своей компетенции, поступившие к ним в период избирательной кампании жалобы и заявления (далее — обращения), проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим их, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно.
Обращение может быть подано в форме жалобы, заявления или в другой в форме в письменном виде, а также в устной форме любым лицом или группой лиц. Если обращение поступило в устной форме, член комиссии, принимающий обращение должен рекомендовать лицу, подавшему обращение, сформулировать это обращение в письменном виде.
Поступившие обращения регистрируются в реестре учета жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства.
Если лицо, подающее обращение, требует заверения копии поданного обращения, сверяется копия с оригиналом и на копии делается надпись: «Получено», дата, время получения, а также подпись и должность в комиссии.
Обращения о нарушении избирательного законодательства, поданные в участковую комиссию в день голосования и при подсчете голосов, рассматриваются немедленно. В случае если немедленное рассмотрение обращения невозможно, например: из-за того, что это мешает голосованию избирателей, либо члены участковой комиссии проводят голосование избирателей вне помещения для голосования, рассмотрение обращения откладывается соответственно до момента убытия избирателей из помещения для голосования, возвращения членов участковой комиссии в помещение для голосования.
Для рассмотрения обращения председатель участковой комиссии сначала объявляет членам комиссии о поступлении обращения, оглашает его содержание и предлагает членам комиссии, а также лицу, подавшему обращение, высказать свое мнение относительно проекта решения комиссии по данному обращению. После этого председатель комиссии формулирует поступившие предложения по проекту мотивированного решения, которое необходимо принять по результатам рассмотрения поступившего обращения. И проводит голосование по проекту данного решения.
Ззаседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов участковой комиссии с правом решающего голоса, принимавших участие в голосовании.
Решение по итогам рассмотрения обращения оформляется в письменном виде.
По структуре решение участковой комиссии о результатах рассмотрения соответствующего обращения должно состоять из вводной, описательной и резолютивной частей.
В таком решении должно быть указано:
— дата и время подачи обращения;
-фамилия, имя, отчество и статус лица, подавшего обращение;
— изложение краткого содержания обращения;
-обоснование правовой позиции, которой руководствуется комиссия при принятии решения с указанием соответствующей нормы закона;
-в резолютивной части — полная формулировка принимаемого решения в соответствии с установленными пунктом 6 статьи 75 ФЗ «Об основных гарантиях…» требованиями к решениям по итогам рассмотрения обращений;
— номер, дата и время принятия решения;
— подписи председателя и секретаря комиссии;
— печать участковой комиссии.
В случае если обращение поступило в день голосования и до момента подписания протокола участковой комиссии об итогах голосования, один экземпляр решения участковой комиссии вместе с текстом соответствующего обращения прилагается к первому экземпляру об итогах голосования.
О принятом решении информируется заявитель, по его требованию может быть выдана заверенная копия решения, на которой заявитель проставляет дату, время и подпись с отметкой о получении данного решения.
Лицо, подавшее обращение, имеет право присутствовать при его рассмотрении. Если рассмотрение отложено, комиссия обязана уведомить это лицо о том, когда будет происходить рассмотрение этого обращения, и обеспечить возможность присутствия указанного лица при рассмотрении его обращения.
При проведении итогового заседания участковой комиссии председатель комиссии оглашает общее количество обращений о нарушении избирательного законодательства, поступивших в комиссию в день голосования и при подсчете голосов, и общее количество принятых по этим обращениям решений. Если какие-либо обращения не были рассмотрены, комиссия рассматривает их на итоговом заседании.
Обжалование принятого решения заявителем возможно в вышестоящую избирательную комиссию или суд.
Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
Уважаемые участники семинара, обращаю Ваше внимание на необходимость соблюдения требований установленных пунктом 6 статьи 75 ФЗ «Об основных гарантиях…» в части очередности рассмотрения избирательными комиссиями поступивших жалоб. Вышестоящая избирательная комиссия не может приступить к рассмотрению жалобы, если обстоятельства, изложенные в ней, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии.
Сотрудники полиции при проведении выборов обеспечивают общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, безопасность граждан, деятельности членов участковой комиссии и оказывают содействие членам участковой комиссии в реализации их полномочий.
Взаимодействие членов участковой комиссии с сотрудниками полиции начинается до дня голосования, заканчивается после сдачи протоколов участковой комиссии об итогах голосования с избирательной документацией в территориальную избирательную комиссию и осуществляется по следующим направлениям.
С момента получения участковой комиссией избирательных бюллетеней помещение участковой комиссии в обязательном порядке берется под круглосуточную охрану сотрудниками полиции.
Ответственность за получение, передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели участковых избирательных комиссий.
Сотрудник полиции должен сообщить председателю комиссии о своем прибытии, представиться, уточнить график работы комиссии, свои функциональные обязанности, место своего нахождения.
По окончании рабочего дня в присутствии сотрудника полиции председатель участковой комиссии убирает избирательную документацию в сейф, опечатывает его, после чего помещение комиссии принимается под охрану сотрудника полиции.
В день голосования сотрудники полиции могут находиться в помещении участковой комиссии и в помещении для голосования, при этом в целях осуществления охраны общественного порядка сотрудникам полиции целесообразно распределиться — один может находиться в помещении для голосования, другой в ином помещении участковой комиссии.
Председатель участковой комиссии может рекомендовать сотруднику полиции занять определенное место в день голосования в помещении для голосования. Рекомендуемое место не должно затруднять сотруднику полиции обзор помещения или иным образом препятствовать осуществлению возложенных на него функций по охране общественного порядка.
Председатель участковой комиссии должен довести до сведений сотрудника полиции информацию о количестве и правовом статусе лиц, в том числе наблюдателей, членов вышестоящих комиссий и работников их аппаратов, зарегистрированных кандидатов или их доверенных лиц, уполномоченных представителей или доверенных лиц избирательного объединения, краевой список кандидатов которого зарегистрирован, и иных лиц, присутствующих в помещении для голосования и имеющих право на это в соответствии с действующим законодательством о выборах.
Сотрудники полиции не вмешиваются в избирательные процедуры, не осуществляют консультаций избирателям по реализации ими избирательных прав, а при возникновении таких вопросов рекомендуют избирателям обратиться к председателю или членам участковой комиссии.
Проведение агитации в день голосования и в предшествующий ему день голосования, а также размещение агитационных печатных материалов (листовок, плакатов и др.) на зданиях, сооружениях, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания – запрещены избирательным законодательством.
С целью предупреждения провокаций и правонарушений по согласованию с председателем участковой комиссии целесообразно организовать патрулирование территории вблизи участковой комиссии.
При выявлении правонарушений за проведение агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено, лицами, которым участие в ее проведении запрещено, уничтожении или повреждении информационных печатных материалов, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять сотрудники полиции, а также незамедлительно пресекать противоправные действия.
Кроме изложенного председатель участковой комиссии вправе поручить сотруднику полиции принять необходимые меры в случае, если в день голосования гражданами перед помещением участковой комиссии, помещением для голосования организовываются незаконные публичные акции с призывами к голосованию, происходит подкуп избирателей путем раздачи им подарков, денег, оказания безвозмездных услуг, сопровождающихся призывами голосовать за тех или иных кандидатов, то или иное избирательное объединение, избирателям за вознаграждение предлагается получить и вынести из помещения для голосования незаполненный избирательный бюллетень для организации схемы, получившей название «карусель».
В случае получения сообщения о заложенном в помещении для голосования, ином помещении комиссии взрывном устройстве председатель участковой комиссии незамедлительно сообщает об этом сотруднику полиции, осуществляющему дежурство на избирательном участке для принятия мер реагирования.
По окончании времени голосования и закрытия помещения участковой комиссии в нем должны находиться два сотрудника полиции, которые во взаимодействии с председателем участковой комиссии удаляют лиц, которые не должны находиться в этих помещениях после окончания голосования, после чего один сотрудник полиции должен взять под наблюдение входную дверь, а второй сотрудник полиции обеспечивает наблюдение за общественным порядком непосредственно в помещении для голосования.
Если кто-то из присутствующих своими действиями мешает работе комиссии, пытается изъять избирательные документы, требует непосредственного участия в подсчете голосов избирателей, не имея на это права, то председатель участковой комиссии может обратиться к сотруднику полиции для принятия мер по наведению порядка.
По окончании подсчета голосов протокол участковой комиссии и вся опечатанная избирательная документация доставляются председателем или иным членом участковой комиссии в территориальную избирательную комиссию в сопровождении сотрудников полиции на автотранспорте участковой комиссии либо с использованием автомобиля сопровождения, маршрут доставки избирательной документации согласовывается заранее.
Отстранение от участия в работе членов участковой комиссии, а также удаление наблюдателей и иных лиц из помещения для голосования производится на основании решения суда по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают сотрудники полиции.