в какой союз входит америка
СОДЕРЖАНИЕ
Роль в создании ООН
Источники конфликта
Проблема задолженности США
У ООН всегда были проблемы с членами, которые отказывались платить взносы, взимаемые с них в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, но наиболее значительный отказ в последнее время был со стороны Соединенных Штатов.
Из задолженности США перед ООН на общую сумму более 1,3 миллиарда долларов 612 миллионов долларов были выплачены при Хелмсе-Байдене. Остальные 700 миллионов долларов являются результатом различных законодательных и политических удержаний.
При Хелмсе-Байдене США выплатили ООН 100 миллионов долларов в декабре 1999 года; выделение следующих 582 миллионов долларов ожидало внесения поправок в законодательство Хелмса-Байдена, что было необходимо, поскольку контрольный показатель, требующий 25-процентного верхнего предела ставки взноса на операции по поддержанию мира, не был полностью достигнут. США также добивались отмены установленного законом 25-процентного ограничения на выплаты миротворцам США, действовавшего с 1995 года, что продолжало приводить к дополнительной задолженности ООН. Из последних 244 миллионов долларов при Хелмсе-Байдене 30 миллионов долларов были выплачены ООН и 214 миллионов долларов другим международным организациям.
Год | Регулярный бюджет | Миротворчество | Общий |
---|---|---|---|
31 декабря 1995 г. | 414 млн долл. США (73%) | 816 млн долл. США (47%) | 1,231 млрд долл. США (56%) |
31 декабря 1996 г. | 376 млн долл. США (74%) | 926 млн долл. США (57%) | 1,303 миллиарда долларов (61%) |
31 декабря 1997 г. | 373 млн долл. США (79%) | 940 млн долл. США (60%) | 1,313 млрд долл. США (64%) |
31 декабря 1998 г. | 316 млн долл. США (76%) | 976 млн долл. США (61%) | 1,294 млрд долл. США (64%) |
31 декабря 1999 г. | 167 млн долл. США (68%) | 995 млн долл. США (67%) | 1,170 млрд долл. США (67%) |
31 декабря 2000 г. | 165 млн долл. США (74%) | 1,144 миллиарда долларов (56%) | 1,321 миллиарда долларов (58%) |
31 декабря 2001 г. | 165 млн долл. США (69%) | 691 млн долл. США (38%) | 871 млн долл. США (41%) |
31 декабря 2002 г. | 190 млн долл. США (62%) | 536 млн долл. США (40%) | 738 млн долл. США (44%) |
31 декабря 2003 г. | 268 млн долл. США (61%) | 482 млн долл. США (45%) | 762 млн долл. США (48%) |
31 декабря 2004 г. | 241 млн долл. США (68%) | 722 млн долл. США (28%) | 975 млн долл. США (33%) |
30 сентября 2005 г. | 607 млн долл. США (82%) | 607 млн долл. США (28%) | 1,246 млрд долл. США (41%) |
Иракский вопрос
Правильно или ошибочно квалификация «этим вечером» была проигнорирована, возможно, потому, что ее английский перевод неоднозначен. Заявление было широко истолковано в англоязычном мире как означающее, что Франция воспользуется своим правом в качестве постоянного члена Совета Безопасности наложить вето на любую резолюцию в любое время («при любых обстоятельствах») о применении силы против Ирака.
Реформа Организации Объединенных Наций
Споры об отказе в выдаче визы
В апреле 2007 года правительство США отказало во въездной визе министру иностранных дел де-факто независимой Республики Абхазия ( де-юре часть Грузии ) Сергею Шамба, который должен был выступить в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Инцидент вызвал международный спор, поскольку постоянный представитель России Виталий Чуркин обвинил США в том, что они не позволяют одной стороне конфликта выступать в ООН. Председатель Совета безопасности, посол Великобритании Эмир Джонс Парри поддержал требование России о выдаче визы Шамбе. Но посол США Алехандро Дэниел Вольф обвинил российскую сторону в «злонамеренных попытках» провести «ложные аналогии» между Абхазией и Косово, тем самым «усложнив обсуждение». США заявили, что доступ к визе из такого аэропорта в штаб-квартиру ООН не гарантируется странам, добивающимся международного признания; Президенту Косово Фатмиру Сейдиу была выдана виза. Сам Сергей Шамба охарактеризовал ситуацию как «двойные стандарты».
Будущее
В США жалобы на ООН регулярно появляются в основных национальных СМИ. Некоторые критики, выступающие против международных ограничений внешней политики США, утверждают, что США должны выйти из ООН, утверждая, что Соединенные Штаты лучше оснащены для управления мировым порядком в одностороннем порядке. Чаще критики утверждают, что ООН следует реформировать, чтобы привести ее в большее соответствие с политикой и руководством США.
Когда в мае 2010 года правительство Соединенных Штатов опубликовало свой документ National Security Strategy.pdf на 2010 год, эта цитата была найдена на 46-й странице в отношении Организации Объединенных Наций:
Союз опасения: какой будет политика ЕС и США в отношении РФ
Евросоюз и США проведут консультации по России до конца года. Об этом «Известиям» заявили в Еврокомиссии. Параллельно с этим они хотят сформулировать общий подход к Азиатско-Тихоокеанскому региону. По оценке опрошенных «Известиями» европейских политиков, в то время как США и Великобритания сконцентрируются на Китае, оттеснением России займется Евросоюз. В Москве уверены: к смягчению западного подхода в отношении РФ в нынешних условиях эти консультации не приведут.
«Доверенное лицо» по России
Европейский союз и Соединенные Штаты до конца 2021 года проведут двусторонние консультации по координации своей политики в отношении России. Об этом «Известиям» заявил представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано.
— Во время визита верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности [Жозепа] Борреля в США [14 октября] он и госсекретарь Энтони Блинкен договорились запустить диалоги высокого уровня по России и по Индо-Тихоокеанскому региону. Первые встречи планируется провести до конца этого года, — сказал он. — Сейчас ведется необходимая техническая и экспертная проработка этих встреч.
На вопросы «Известий», что конкретно будет на повестке, сколько раундов запланировано и примут ли стороны какой-либо документ по итогам, Петер Стано не ответил. «Более подробную информацию Брюссель будет сообщать по мере необходимости», — резюмировал он.
Координировать свою политику в отношении Москвы Брюссель и Вашингтон договорились 15 июня 2021 года на саммите ЕС–США, аккурат за день до встречи американского президента Джо Байдена с российским лидером Владимиром Путиным в Женеве.
«Мы едины в нашем принципиальном подходе к России, и мы готовы отвечать решительно на ее повторяющуюся схему негативного поведения и вредоносной активности, в частности создания списка так называемых недружественных государств. Россия должна исправить это поведение, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения отношений», — говорится в совместной декларации ЕС и США.
— Международные консультации — вещь естественная и необходимая. Другое дело, что любой специальный формат, на котором США и Европа обсуждают отношения с Россией, в то время как эти центры проводят скоординированную антироссийскую политику, может содержать для нас неприятности и даже угрозы, — сказал «Известиям» первый замглавы комитета Госдумы по международным отношениям Дмитрий Новиков. — Оценивать событие, пока не известны его результаты, сложно. Но к смягчению Запада в его антироссийской линии эти консультации точно не приведут.
По словам европейских политиков, обычно главный видимый итог таких консультаций — совместное заявление о намерении работать сообща, решать общие проблемы и безоговорочно друг друга поддерживать, а также выражение совместных глубоких озабоченностей.
— Реальное намерение сторон — обсудить политику на ближайшие годы. Учитывая разговоры о стратегической автономии ЕС, создается впечатление, что англо-саксонская геополитика будет уделять больше внимания Индо-Тихоокеанскому региону, чтобы оттеснить Китай с юга. Европейским же странам будет делегирована роль «доверенных лиц» по оттеснению России с запада, — пояснил «Известиям» участник делегации Европарламента по отношениям с США (D-US), словацкий депутат Милан Урик.
Эта роль будет служить интересам трансатлантических игроков и нескольких европейских стран, но далеко не всех членов Евросоюза, которые находятся в сильной геополитической зависимости от более крупных государств, подытожил политик.
В последние годы в Евросоюзе говорят о том, что объединение должно проводить менее зависимую от США внешнюю политику. На этом, в частности, настаивает Франция, которая периодически продвигает идею собственной европейской армии. Но пока внешнеполитический курс Брюсселя тесно связан с подходами Вашингтона.
— Европейская дипломатия всё еще пытается найти промежуточный путь. Поэтому, чтобы сохранить хорошие отношения с США, Евросоюз фокусируется на тех областях, где его интересы более-менее совпадают с интересами Штатов. Это, в частности, Россия или Китай, — сказал «Известиям» участник делегации D-US, французский депутат Юнус Омаржи. — При этом ЕС до сих пор не оправился от одностороннего поворота, который Вашингтон предпринял при Дональде Трампе и который сейчас, пусть и с более мягкой риторикой, продолжает Джо Байден.
«Это не стратегия»
Еще одни консультации затронут Азиатско-Тихоокеанский регион. У этого пространства, которое объединяет страны по периметру Тихого океана, есть два названия: Индо-Тихоокеанский (ИТР) и Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Первую концепцию используют США и другие западные страны, Россия отстаивает второй термин, критикуя американский подход: по словам собеседника «Известий» в российских дипломатических кругах, цель этого обозначения в том, чтобы занизить роль Китая в регионе.
В Пятой республике это назвали предательством и призвали Евросоюз как-то отреагировать. Брюссель, как и отдельные члены ЕС, принципиальной поддержки Франции не оказали. Париж примирился с Вашингтоном (но не с Канберрой), и скандал постепенно сошел на нет.
— ЕС, похоже, не слишком заботится о французских интересах, — сказала «Известиям» участница делегации D-US, французский депутат Виржини Жорон. — В некотором смысле я бы хотела сказать США спасибо — благодаря им народ Пятой республики увидел, насколько нелояльны Брюссель и наши европейские партнеры. Во имя ЕС Жозеп Боррель выступил в защиту «Индо-Тихоокеанской стратегии», даже несмотря на то, что время для этого было неподходящее, — всего спустя несколько дней после разрыва контракта на подлодки. Не думаю, что у Евросоюза будет какое-то влияние на ИТР — присоединится он к AUKUS или нет.
Впрочем, недавно Жозеп Боррель все же заявил, что считает нелогичным создание AUKUS без ведома и участия ЕС.
«Это было действие не против Франции, оно затрагивает весь ЕС. Австралия находится под сильным давлением Китая и вступила в переговоры с США. Не поймите меня неправильно, я не оправдываю решение Австралии. Я думаю, что они поступили неправильно, не рассчитывая на нас, но я пытаюсь объяснить, почему они это делают», — сказал дипломат в интервью газете El Pais от 11 октября.
По оценке Юнуса Омаржи, сейчас политика ЕС в регионе сводится к попытке суммировать там европейские интересы.
Было бы разумнее проводить консультации ЕС и США по ИТР до этого скандала, считает Юнус Омаржи. Надо решать реальные проблемы, которые возникли в регионе, — это растущая милитаризация, загрязнение окружающей среды, сохранение рыбных ресурсов, последствия глобального потепления, но уж точно не англо-саксонский военный союз, направленный против одной страны, подытожил он.
США и союзники создали новый блок против Китая
США, Великобритания и Австралия в среду, 15 сентября, создали оборонный альянс AUKUS (Australia, United Kingdom, United States). Его появление было скреплено совместной видеоконференцией лидеров трех стран.
«Сегодня мы объединяем наши страны в партнерство следующего поколения, построенное на сильном фундаменте доверия», — начал конференцию премьер-министр Австралии Скотт Моррисон. В основе альянса такие общие подходы, как уважение к свободе, человеческому достоинству, верховенству права, независимости суверенных государств, перечислил он. Мир становится все сложнее, особенно Индо-Тихоокеанский регион, продолжил Моррисон. Чтобы противостоять связанным с этим рискам, и нужен AUKUS — новое трехстороннее партнерство по безопасности, которое должно сделать регион более безопасным, сказал австралийский премьер.
Аббревиатура AUKUS звучит странно, но она хороша, так как обозначает партнерство, которое позволит странам противостоять угрозам XXI века, как они делали это в предыдущем веке, сказал президент США Джо Байден. «Соединенные Штаты, Австралия и Великобритания уже давно являются верными партнерами, а сегодня мы стали еще ближе», — сказал он. «Все мы признаем императив обеспечения мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе в долгосрочной перспективе», — продолжал Байден.
Из предыдущих многочисленных ремарок официальных лиц трех стран следует, что основной угрозой в регионе они считают Китай. При этом премьер Великобритании Борис Джонсон в четверг в парламенте настаивал, что противодействие Пекину не является целью альянса. «Считаю важным пояснить палате общин, что партнерство AUKUS не задумывалось в целях противостояния какой-либо другой стране», — ответил он на вопрос, является ли создание союза ответом на усиление военной мощи Китая.
Однако Китай видит в созданном союзе угрозу. Представитель посольства КНР в США призвал участников тройственного пакта «избавиться от менталитета времен холодной войны и идеологических предрассудков».
Созданный трехсторонний союз направлен против Китая, уверен генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов. «Задача состоит в том, чтобы не дать Китаю взять под контроль основные морские транспортные пути в акваториях Тихого и Индийского океанов. Это продолжение той линии, которая ведется США в рамках других организаций, таких как QUAD, предусматривающей четырехстороннее сотрудничество США, Индии, Австралии и Японии», — отметил он. По мнению эксперта, противодействие России не является основной целью нового союза трех стран, поскольку ее военно-морская активность в Тихом и в Индийском океанах ниже китайской. Кортунов также напомнил, что у Китая были сложности в отношениях с Австралией, и Пекин вводил санкции против Канберры. Кортунов не исключает, что такая политика будет продолжена.
Войдя в AUKUS, Австралия положила конец политике баланса между США и Китаем, пишет The New York Times. Это переломный момент, показывающий, как Австралия видит себя в регионе и будущее региона, цитирует газета Ричарда Моуда, старшего научного сотрудника Asia Society Policy Institute. Таким образом, стало ясно, что правительство Скотта Моррисона сделало вывод из ухудшающейся ситуации с безопасностью в регионе и роста военной мощи Китая.
Еще один союз
24 сентября Джо Байден примет в Вашингтоне премьер-министров Австралии, Индии и Японии. Они проведут первый очный саммит лидеров стран, участвующих в четырехстороннем диалоге по безопасности (QUAD). Этот альянс также задуман для сдерживания Китая.
Союз в ущерб Франции
Первым крупным проектом нового альянса станет оснащение австралийского флота атомными подводными лодками, объявил Моррисон, при том что Австралия не является ядерной державой. В ближайшие полтора года три страны должны будут определить, как лучше будет реализовать этот проект. Построить субмарины правительство Австралии намерено в Аделаиде, в тесном партнерстве с США и Великобританией, уточнил австралийский премьер.
«Лишь небольшая группа стран обладает атомными подводными лодками, и для любой страны приобретение этого огромного потенциала является важным решением», — подчеркнул британский премьер Джонсон. Почти вся его речь, посвященная объявлению о союзе, касалась подводного проекта. «Это будет один из самых технически сложных проектов в мире, рассчитанный на десятилетия и требующий самых передовых технологий. Он будет опираться на опыт, накопленный Великобританией на протяжении нескольких поколений, начиная с момента запуска первой атомной подводной лодки Королевского флота более 60 лет назад», — сказал Джонсон.
Объявление о новом союзе стало сюрпризом для всего Евросоюза. «На самом деле ЕС не был проинформирован об этом проекте или инициативе. Мы сейчас находимся в контакте с этими партнерами, чтобы получить дополнительную информацию», — сказал представитель службы внешних связей ЕС Петер Стано.
Отступать Франция не собирается. Как сказал Ле Дриан, «история не закончена». «У нас есть межгосударственное соглашение, которое было подписано с большой помпой в 2019 году, с четкими обязательствами, четкими пунктами. Как они собираются из него выходить? Им придется нам объяснить», — заявил министр. Он также отметил, что США проигнорировали интересы Франции. Хотя Байден на пресс-конференции в среду Францию упомянул. «Франция уже имеет значительное присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе и является ключевым партнером и союзником в укреплении безопасности и процветании региона. Соединенные Штаты надеются на тесное сотрудничество с Францией и другими ключевыми странами по мере нашего продвижения вперед», — сказал президент США.
Однако французских политиков это не устроило. «Мы должны задать себе вопрос по поводу позиции некоторых наших союзников, которые ведут себя скорее как противники, нежели как лояльные конкуренты», — цитирует телеканал BFM слова председателя комиссии французского сената по международным делам и обороне Кристиана Камбона. На новостях о разрыве сделки с Францией на 4,6% выросли акции британского производителя двигателей для атомных подлодок Rolls-Royce Holdings Plc, сообщил Bloomberg. Акции BAE Systems, крупнейшего европейского производителя противолодочных субмарин и британских стратегических атомных подводных лодок типа «Дредноут», также выросли на 1,8%.
Андрей Кортунов считает, что решение Австралии сотрудничать с США и Великобританией в строительстве новых атомных подлодок в целом повлечет за собой существенный пересмотр ее внешнеполитической стратегии и военных закупок.
Настоящие союзники США
В настоящее время Соединенные Штаты Америки играют весомую роль практически во всех политических процессах, происходящих в мире. Последние шестьдесят лет истории данного государства лишь подтверждают тот факт, что оно по праву может называться самым активным игроком на международной арене. Многочисленные военные кампании, базирование американских войск в различных частях света, членство в главенствующих международных организациях, постоянные инновации в сфере компьютерных технологий и многое другое. Все это, несомненно, является свидетельством стремления к своему превосходству и гегемонии. Тем не менее, во всех уставах и военных доктринах американское руководство никогда не позиционирует себя обособленно. Всегда говорится: «Мы и наши союзники». Слово «союзники» в принципе является самым часто повторяющимся словом вподобного рода документах. Но какие именно страны входят в это понятие и насколько стабилен статус союзника США?
Вполне логично предположить, что к разряду союзников Вашингтон в первую очередь относит членов НАТО. Под эгидой военно-политического блока проводятся широкомасштабные военные операции «с целью сохранения мира и безопасности».При этом каждая страна-участница вносит свой вклад в виде выделяемого контингента войск. Так, в операции в Афганистане, которая была инициирована США в ответ на террористический акт 11 сентября 2001 г., принимало участие 4400 военнослужащих Германии.При этом в самой Германии в то время и не пахло терроризмом. Вышеупомянутый контингент был выделен в помощь для обеспечения безопасности дружественного государства. Поступок, достойный верного союзника.
Однако 2013 г. расставил все точки над «и», когда была обнародована информация о прослушивании телефонных переговоров канцлера Германии. На саммите ЕС в Брюсселе в октябре 2013 г. Ангела Меркель заявила, что «подобные действия являются неприемлемыми для друзей». Австрийский вице-канцлер Михаэль Шпинделеггер добавил: «Мы, европейцы, должны уверено и четко дать понять это Штатам». Данный международный скандал серьезно подорвал доверие «союзников», и для его урегулирования даже началась подготовка двустороннего соглашения США и Германии о недопущении взаимной слежки. Об этом 2 ноября 2013 г. сообщила немецкая газета FrankfurterAllgemeineZeitung. Но, не прошло и двух недель, как 11 ноября американская сторона вдруг отказалась подписывать договор,не называя при этом конкретных причин. И все это на фоне безуспешных попыток Берлина вернуть часть своего золотого запаса, которая была отдана на хранение в Федеральный Резерв СШАво времена Холодной войны.После заявления немецкого Бундесбанка в январе 2013 г. о намерении перевезти на родину часть золота, ФРС неоднократно затягивал процесс, приводя все новые объяснения. А когда немецкие представители потребовали разрешения посетить хранилище, американский Центробанк ответил им четким отказом.
Такие отношения между государствами вряд ли можно назвать дружескими, и тем более союзническими. Пример Германии показывает, что вступление страны в Организацию Североатлантического договора вовсе не означает быть союзником США. И если Вашингтон может так относиться к одному члену НАТО, что мешает ему вести слежку и удерживать золотые запасы других стран-участниц. В этой связи примечательным является факт существования разведывательного альянса «Пять глаз», название которого вновь всплыло в ходе разбирательств по поводу прослушивания телефонных переговоров канцлера Германии.
В 2012 г. канадский бригадный генерал в отставке Джеймс Кокс, который в настоящее время является сотрудником Группы стратегических исследований МО Канады, опубликовал работу, посвященную вышеупомянутому альянсу. По его словам, главной целью существующегообъединения является взаимовыгодный обмен разведданными между пятью англоязычными государствами: США, Соединенным Королевством, Новой Зеландией, Австралией и Канадой. При этом обязанности партнеров в рамках альянса зачастую распределены. Например, при ведении радиоэлектронной разведки каждый из партнеров отвечает за сбор сведений в определенном регионе, в результате чего все пять государств действуют как одно целое. Австралия отвечает за сбор разведданных в Южной и Восточной Азии, Новая Зеландия – в южной части Тихого океана и Юго-Восточной Азии, Соединенное Королевство – в Европе и западной части России, США – в районе Карибского моря, Китае, России, на Африканском континенте и Ближнем Востоке, Канада – в Латинской Америке, северной части Тихого океана и в Арктике.Вдобавок к этому автор подчеркнул, что между странами-партнерами сложились доверительные отношения, что исключает всякую возможность слежки друг за другом.
Таким образом выходит, что четыре партнера по альянсу «Пять глаз» и являются настоящими союзниками США. А это значит, что американские политики на протяжении долгих лет разбрасывались словами и говорили о дружбе государств, которой не было вовсе. Они называли союзниками страны НАТО, создали отдельный список основных союзников вне НАТО (MNNA), обсуждали защиту общих интересов с европейскими государствами и некоторыми странами Ближнего Востока. На деле же круг друзей Вашингтона в разы уже. Тем не менее, и здесь есть что добавить. 21 ноября 2013 г. газета TheGuardianсообщила, что еще в 2007 г. между США и Великобританией был заключен договор, разрешающий АНБ отслеживать электронную почту, телефонные переговоры и IP-адреса британских граждан. Зачем же следить за своим близким другом?