Великобритания и Европейский союз. История вступления
В последнее время очень много внимания уделяется Брекситу (выходу Великобритании из Европейского союза), но мало кто помнит или задумывается о том, как Соединенное Королевство вступило в интеграционную группировку, да и как в целом она создавалась. Поэтому сегодня мы попытаемся это исправить.
Но для начала давайте разберемся, что же такое Европейский союз. Это уникальное в мировой истории крупнейшее надгосударственное объединение и одна из самых крупных экономических систем мира. Его исключительность состоит в том, что государства-члены, не утратив своей идентичности, пытаются действовать в русле единой общеевропейской политики и признают руководство наднациональных органов власти.
И за свою 70-летнюю историю (формально ЕС появился лишь в 1991 году) оно прошло несколько этапов своего развития. Первый начался в 1951 году, когда Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия и Западная Германия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), главной задачей которого стала концентрация европейских ресурсов по производству стали и добыче угля. Именно этот момент (договор вступил в силу в июле 1952 года) и считается началом Европейского союза.
Одну из важнейших целей, выполняемую объединением, озвучил французский министр иностранных дел Роберт Шуман 9 мая 1950 года в своей Декларации. Говорилось в ней о «сближении европейских государств и ликвидации векового противостояния Франции и Германии». Что, как сказал министр, в первую очередь, требовало
Слова Шумана очень наглядно показывают отношение Франции к геополитической и геоисторической роли Европейского союза. То есть Пятая республика еще до создания европейской группировки четко понимала конечную цель и необходимость этого союза. Эта декларация и объясняет постоянное стремление франко- и немецкоговорящей части ЕС пойти по пути углубленной интеграции.
Спустя 5 лет те же шесть государств для более углубленной экономической интеграции создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС — Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом). Постепенно ЕЭС расширялась: 1973 году к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 — Греция, в 1986 — Испания с Португалией, в 1995 — Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 году Европейский союз очень серьезно расширился на Восток (Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония). В 2007 году к нему присоединились Болгария с Румынией, а в 2013 году Хорватия. Таким образом, за 65 лет своего существования европейское интеграционное сообщество разрослось с 6 до 28 членов (если считать и Великобританию) и стало безусловным гегемоном в Европе.
Великобритания начала проявлять интерес к европейской интеграции в последние годы Второй мировой войны, после осознания факта изменения своего ведущего геополитического положения и потери статуса «сильнейшей державы мира». Поняла она это в тот момент, когда перестала быть гегемоном в своих родных колониальных регионах (то есть там, где влияние Лондона было всегда неоспоримо), уступив его СССР и США. Теперь «молодые страны» искали поддержки, покровительства и защиты не у британского доминиона, а у двух главных игроков холодной войны. Собственно, именно эти условия и подтолкнули Лондон к укреплению связей с континентальной Европой. Что, в свою очередь, могло бы не только привести к появлению еще одного политического центра мира, но и решить экономические проблемы Великобритании, переориентировавшей свою внешнюю торговлю на европейский рынок.
Однако Соединенное Королевство даже в безальтернативной парадигме холодной войны пыталось найти место для политического маневра. Для этого в 1960 году, фактически в противовес ЕЭС, Британия создает ЕАСТ (Европейскую ассоциацию свободной торговли) в составе себя, Австрии, Дании, Норвегии, Португалии, Швеции и Швейцарии.
В созданном европейцами Общем рынке британцев не устраивали ни перспектива создания закрытого таможенного союза в Западной Европе, ни его неотъемлемый атрибут – единый внешний тариф, грозивший ликвидировать систему имперских преференций в торговле со странами Британского Содружества наций (напомним, что в 1946 году Великобритания для сохранения своего влияния в бывших колониях создает Британское Содружество), ни наличие в будущей организации наднациональных органов.
Таким образом, Великобритания хотела создать Европу, способную потреблять ее результаты производства и давать ей политические очки, но, в то же время Лондон не был готов делиться суверенитетом.
Главной задачей ЕАСТ стало создание единой таможенной политики в рамках Зоны свободной торговли, то есть разница между ЕЭС и ЕАСТ заключалось в том, что первый – это экономическо-политический союз, а второй – только экономический. ЕАСТ по своим масштабам была гораздо скромнее ЕЭС: ее единые торговые тарифы распространялись только на промышленные товары, не было единого тарифа на сельскохозяйственные продукты, импортируемые из третьих стран, не создавалось единых таможенных пошлин, страны могли осуществлять независимую торговую стратегию, экономические законы государств-членов никак не регулировались, так как было единого законодательного органа власти.
Однако очень быстро становится понятно, что путь ЕЭС значительно выгоднее экономически. Поэтому в начале 1960-х годов Соединенное Королевство, видя беспрецедентные успехи ЕЭС (в сравнении с ЕАСТ) и большую перспективность экономического сотрудничества с континентальной Европой, чем с США и странами Британского содружества (хотя на государства-члены Содружества в конце 50-х – начале 60-х годов приходилось 2/5 внешнеторгового оборота страны), начало проявлять огромный интерес к вступлению в ЕЭС.
Впервые Великобритания официально изъявила желание вступить в ЕЭС в 1961 году. Однако британские намерения присоединиться к Общему рынку натолкнулись на противодействие Франции в лице ее президента Шарля де Голля, опасавшегося, что вступление в ЕЭС Великобритании (ближайшего союзника США) превратит сообщество в «колоссальное атлантическое сообщество, зависимое от Америки». В итоге Шарль де Голль в 1963 и 1967 годах дважды воспрепятствовал вступлению Соединенного Королевства в Европейский экономический союз.
Вернуться к вопросу о членстве в ЕЭС Лондон смог лишь после отставки де Голля в 1969 году. Уже в 19—20 октября 1972 года в Париже глава британского правительства Э. Хит впервые присутствовал на встрече глав правительств Европейского экономического сообщества и даже подписал коммюнике, одобрившее цель последовательного осуществления экономического и валютного союза. А с января 1973 года Соединенное Королевство официально стало членом ЕЭС, став одной из первых стран, вступивших в европейское сообщество после его основания.
неофициально как «Британское» содружество в 1926, в современном виде существует с 1949
Содру́жество (англ. Commonwealth ), или Содру́жество на́ций (англ. Commonwealth of Nations ; до 1946 Британское Содружество наций — англ. British Commonwealth of Nations ) — добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты. Единственным государством, не подходящим под данное определение, является Мозамбик (см. ниже).
Содержание
Основы Содружества
Термин «Содружество Наций» впервые был введен британским премьер-министром Лордом Розберри в 1884 году. Начало Содружеству было положено проведённой в 1887 году в Лондоне колониальной конференцией, на которой закрепились основы новой колониальной политики: отныне наиболее развитым колониям стал дароваться статус доминионов — автономных квазигосударственных образований (позднее — фактически независимых государств), при этом все они становились частью Британского Содружества наций — объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю. Такими доминионами стали Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Доминион Ньюфаундленд и Ирландия.
На конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926 года была принята Декларация Бальфура, в которой Великобритания и доминионы признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное членство в Британском содружестве наций».
Правовой статус Содружества был закреплён Вестминстерским статутом от 11 декабря 1931 года, и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх).
Развитие
После окончания Второй мировой войны наступил распад Британской империи, вызванный ростом национально-освободительных движений в британских владениях и финансовыми трудностями британского правительства. С 1946 «Британское содружество» стало именоваться просто «Содружеством».
Уже обретение Индией независимости и установление в ней республиканской формы правления (а следовательно, и отказ признавать британского монарха главой государства) потребовало кардинального пересмотра основ организации Содружества. В частности, было изменено название самой организации, а приоритетными целями её деятельности стали гуманитарные миссии, образовательная деятельность и т. п. Содружество рассматривается в первую очередь как организация, в рамках которой государства, различающиеся по уровню развития и характеру экономики имеют возможность вступать в тесное и равноправное взаимодействие.
Бирма и Аден, получившие независимость в 1948 и 1967, соответственно, стали единственными бывшими британскими колониями, так и не вошедшими в состав Содружества после обретения независимости. Из бывших протекторатов и мандатных территорий Лиги наций, в Содружество не вошли Египет (ставший независимым в 1922), Израиль (1948), Ирак (1932), Бахрейн (1971), Иордания (1946), Кувейт (1961), Катар (1971) и Оман (1971). Ирландия покинула Содружество с провозглашением республиканской формы правления в 1949 году, а Южно-Африканская республика в 1961 году (членство ЮАР в Содружестве было восстановлено в июне 1994 года). Несмотря на это, согласно Ireland Act 1949, граждане Ирландской Республики имеют по британскому законодательству равный статус с гражданами стран Содружества.
Вопрос о противоречии между республиканской формой правления и членством в Содружестве был разрешён в апреле 1949 года на совещании премьер-министров стран Содружества в Лондоне. Индия согласилась признать британского монарха в качестве «символа свободной ассоциации независимых государств-членов Содружества и главы Содружества» с января 1950, когда должно было вступить в силу провозглашение Индии республикой. Остальные члены Содружества, со своей стороны, согласились на сохранение членства Индии в организации. По настоянию Пакистана было решено, что в отношении иных государств будет принято аналогичное решение. Лондонскую декларацию часто рассматривают как документ, знаменующий начало существования Содружества в его современном виде.
До сих пор в 16 государствах, входящих в Содружество (помимо Соединённого Королевства), главой государства признаётся британский монарх, представленный генерал-губернатором. Он же является и главой Содружества; этот титул, однако, не подразумевает какой-либо политической власти над государствами-членами Содружества и не распространяется на британского монарха автоматически. Большинство государств-членов Содружества не признают британского монарха главой государства. Это, однако, не влияет на их статус в рамках Содружества. Содружество не является политическим союзом, и членство в нём не позволяет Великобритании оказывать какое-либо политическое влияние на остальных членов.
С ростом Содружества Великобританию и доминионы, существовавшие до 1945 года (название «доминион» вышло из официального употребления в 1940-е годы), стали неофициально называть «Старым Содружеством» ( Old Commonwealth ), особенно начиная с 1960-х годов, когда начались разногласия между некоторыми из них и менее богатыми членами Содружества из числа новых независимых государств Африки и Азии. Эти разногласия, приведшие к обвинениям Старого, «Белого» Содружества в том, что его интересы отличаются от интересов африканских членов организации, к обвинениям в расизме и колониализме, возникали в ходе ожесточённых дебатов по вопросам Южной Родезии в 1970-е, наложения санкций на ЮАР в 1980-е и, ближе к нашим дням, по вопросам необходимости продвижения демократических реформ в Нигерии, а впоследствии в Зимбабве. В частности, президент Зимбабве Роберт Мугабе часто использует выражение «Белое Содружество» ( White Commonwealth ), заявляя, что попытки Содружества заставить его пойти на осуществление политических перемен в стране на самом деле являются проявлениями расизма и колониализма со стороны Белого Содружества, доминирующего в Содружестве наций как таковом.
Членство
Общая численность населения стран Содружества составляет около 1,8 млрд, то есть примерно 30 % населения мира. С точки зрения численности населения на первом месте находится Индия (по переписи 2001, один миллиард человек), за которой идут Пакистан, Бангладеш и Нигерия (население каждой из них превышает 100 млн.); самое немногочисленное население у Тувалу — 11 тыс. Территория стран Содружества составляет примерно четверть земной суши. Крупнейшие из них по территории — Канада, Австралия и Индия.
Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией — некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с 1920 по 1990 — под управлением ЮАР. В 1995 членом Содружества стал Камерун. Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций (1920—1946) и по соглашению об опеке с ООН (1946—1961).
Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик, бывшая колония Португалии, была принята в Содружество в 1995 после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В 1997 главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее.
Несостоявшееся членство
Президент Франции Шарль де Голль дважды поднимал вопрос о возможном обращении Франции с просьбой о вступлении в Содружество; эта задумка так и не была реализована, но её можно рассматривать как некое продолжение высказанной в годы войны идеи Уинстона Черчилля об объединении правительств Франции и Великобритании.
Давид Бен-Гурион предлагал попросить о приёме Израиля в Содружество, но большинство израильтян отвергли это предложение, полагая, что членство в этой организации может означать зависимость от Великобритании. Содружество также негативно отнеслось к этой идее, поскольку она могла означать необходимость оказания Израилю большей поддержки.
Египет и Ирак никогда не проявляли желания вступить в Содружество, так же как Бахрейн, Иордания, Кувейт и Оман. Не входили в Содружество США, образовавшиеся из бывших британских колоний в 1776, и Гонконг, ставший по завершении британского управления в 1997 специальным административным районом КНР.
Прекращение членства
Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.
В 1972 из Содружества вышел Пакистан в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства. В 1989 Пакистан вернулся в состав организации.
Фиджи выходило из состава организации в 1987—1997 после государственного переворота, в результате которого в стране была провозглашена республика.
Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.
ЮАР лишилась членства после провозглашения республики в 1961 в связи с неприятием многими членами Содружества — странами Азии, Африки и Канадой — политики апартеида, проводившейся ЮАР. Правительство ЮАР предпочло просто не подавать заявления о продолжении членства, будучи уверенным в том, что оно будет отклонено. Членство ЮАР было восстановлено в 1994, после того, как был положен конец апартеиду.
После провозглашения республики на островах Фиджи в 1987, просьба о восстановлении членства в Содружестве была подана лишь в 1997.
Приостановление участия в делах Содружества
В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.
Данная мера принималась в отношении Фиджи в 2000—2001 и с 2006 после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с 1999 по 2004 и с ноября 2007 [2] по аналогичной причине.
Нигерия не участвовала в совещаниях с 1995 по 1999. В 2002 аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).
Структура Содружества
Традиционно главой Содружества провозглашается монарх Великобритании, в настоящее время таковым является королева Великобритании Елизавета II. В качестве главы Содружества она не выполняет никаких формальных функций и её роль в повседневной деятельности организации лишь символическая. В 17 государствах Содружества монарх Великобритании до сего дня является де-юре главой государства, но при этом также не исполняет формальных функций.
Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.
Административное руководство Содружеством осуществляет Секретариат, штаб-квартира которого с 1965 года располагается в Лондоне. С 2008 года главой Секретариата является Камалеш Шарма (Индия).
Годовщина создания Содружества —— День Содружества (Commonwealth Day) —— отмечается в Великобритании во второй вторник марта, а официальным названием департамента иностранных дел правительства Великобритании (аналогия Министерства иностранных дел) по-прежнему является Управление иностранных дел и по вопросам Содружества (англ. Foreign and Commonwealth Office ).
Дипломатические отношения
Государства, входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические отношения через высоких комиссаров (High Commissioners), имеющих ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими государствами осуществляются в обычном порядке.
Как СНГ, но с Британией? Зачем нужно Содружество наций, и почему оно не разваливается?
В Содружество наций входят 54 страны мира
В британском правительстве часто вспоминают, что в мире 53 государства, у которых исторически тесные связи с Соединенным Королевством. В них живет треть населения мира, 2,4 миллиарда человек.
Выйдя из ЕС, Британия пытается использовать свои связи со странами Содружества для развития торговли, несмотря на то, что Содружество не является торговым блоком
Русская служба Би-би-си разбирается, зачем нужно Содружество и в чем секрет его долголетия.
Королева Елизавета II не раз посещала страны Содружества
Три бывших британских колонии не входят в Содружество: США, освободившиеся от империи первыми, Ирландская Республика и Мьянма.
Мозамбик и Руанда не были частью британской империи, но решили стать членами Содружества. Мозамбик вступил в 1995 году, а Руанда в 2009 году.
Время от времени Содружество также теряет членов. В 2003 году Содружество приостановило членство Зимбабве из-за нарушений на выборах, после чего тогдашний президент страны Роберт Мугабе объявил о полном выходе из организации.
ЮАР вышла из Содружества в 1961 году после критики Содружеством апартеида. Ее приняли обратно в 1994 году.
Мальдивы вышли из Содружества в 2016 году, но были приняты обратно в 2020 году после проведения реформ в стране.
Эмоциональная привязанность
Она называет себя «критически настроенным другом» Содружества.
Эмоциональную привязанность к Британии разделяют не все.
В прошлом Содружество поддерживало борьбу с апартеидом в ЮАР, помогало реструктурировать долги развивающихся стран.
Что делает Содружество
В Великобритании о Содружестве вспоминают, когда СМИ освещают совещания глав государств Содружества во главе с королевой, которые проходят раз в два года. О Содружестве британцам напоминают и проходящие каждые четыре года Игры Содружества, которые для спортсменов часто являются подготовкой к Олимпиадам.
Автор фото, Daniel Berehulak/Getty Images
Секретариат Содружества размещается в Лондоне. Баронесса Патрисия Скотланд, гражданка Британии и уроженка карибского островного государства Доминика, является его генсеком (ее срок истекал в 2020 году, но его временно продлили из-за пандемии).
Содружество поддерживает сеть профессиональных организаций, например юристов, писателей и работников системы образования.
Автор фото, Getty Images
Раз в два года королева Елизавета II приглашает лидеров Содружества на ужин
Задолго до нынешней пандемии для развития виртуального образования было установлено «Содружество обучения» с центром в Ванкувере. С 90-х годов оно предлагает онлайн-курсы для молодежи.
Популярностью пользуются университетские стипендии для студентов стран Содружества, помогающие студентам приехать учиться в Британию, Австралию или Канаду.
Доступ к сильным мира сего
«Содружество потрясающе эффективно знакомит людей друг с другом. Оно поддерживает профессиональные связи между юристами, журналистами, парламентариями, судьями и преподавателями университетов, «- поясняет она.
Онслоу определяет Содружество как организацию «мягкой силы», которая основана на общем языке, английском, и на общих культурных связях между странами.
Российская делегация
Автор фото, Getty Images
В странах Содружества сходная юридическая система, а судьи носят похожие мантии и парики
«Как школа-пансион»
Однако, по мнению Факира Айджазуддина, историческая память в Содружестве мешает взаимному доверию.
Стипендии для студентов из Содружества пользуются большой популярностью
Он признает ценность стипендий для студентов из стран Содружества, но говорит, что по мере повышения уровня обучения в пакистанских университетах желающих учиться в Великобритании или Австралии становится меньше.
Игры Содружества являются хорошей тренировкой перед Олимпиадой. Вместе тем, говорит Айджазуддин, «в делегациях на Игры Содружества часто больше бюрократов, чем спортсменов».
Несмотря на провозглашаемое равенства членов Содружества, в нем трудно избежать деления на большие и малые государства.
Он полагает, что к Пакистану, чье членство в Содружестве приостанавливали два раза, относятся строже, чем к Индии.
Роль королевы Елизаветы
В 16 из 54 стран Содружества главой государства остается королева. Она возглавляет Содружество с 1952 года, а следующим главой Содружества избран ее сын, будущий король Британии принц Чарльз.
Автор фото, Douglas Miller/Keystone/Getty Images
Во времена холодной войны британский премьер Гарольд Макмиллан (справа от королевы) полагал, что Содружество поможет развивающимся странам остаться в сфере влияния Запада
Республиканцы критикуют Содружество за то, что оно является подпоркой изжившего себя института монархии.
С другой стороны, королеву Елизавету II критикуют за то, что она раз в два года, во время конференции Содружества садится за общий стол с лидерами стран, вызывающими обоснованную критику, например, за коррупцию, авторитаризм или нарушения прав человека, и лишь самые злостные нарушители подвергаются каким-то санкциям.
Нарушения прав человека
Содружество пытается представить себя как ассоциацию, основанную на общих ценностях, в соответствии с Хартией прав человека 2013 года.
Все члены Содружества подписали Хартию прав человека 2013 года, но это не мешает им нарушать эти права.
В 35 странах Содружества криминализованы однополые отношения. В некоторых из них они караются смертной казнью. Ирония в том, что это законодательство против геев, которое в самой Британии давно отменено, продолжает действовать в некоторых бывших колониях.
Поиски взаимопонимания
И несмотря на разногласия и порой войны между членами Содружества, оно помогает лучше понять друг друга, считает один из авторов Хартии прав человека Содружества, судья Майкл Керби.
По мнению судьи, совещания Содружества важны, потому что это один из редких случаев, когда за один стол садятся люди разного цвета кожи, разной религии и традиций, но при этом у них много общего.
Брексит и Содружество
Сторонники Брексита полагают, что Британия, выйдя из ЕС, может расширять связи со странами Содружества. Особый интерес здесь в том, что Содружество дает Британии выход на Тихоокеанский регион через Австралию, Канаду и множество островных стран Тихоокеанского региона, где большое влияние оказывает Китай.
Автор фото, Mario Tama/Getty Image
Содружество помогает островным государствам бороться с загрязнением океана
Члены Содружества были шокированы брекситом, добавляет она. Членство Британии давало им доступ к фондам ЕС.
После выхода Британии в ЕС остались два члена Содружества, Кипр и Мальта, но они не обладают таким весом, каким ранее обладала Британия.
Он полагает, что в нашем мире, где так много конфликтов, Содружество объединяет людей.