в какой сказке герою помогает волшебный клубок
СКАЗКА Баба Яга и волшебный клубок
Сказка про Бабу Ягу ЧИТАТЬ
Ну кто из вас, ребята не знает о такой нужной и редкой в сказочном мире вещице, как волшебный клубок? Помните «…ты возьми, добрый молодец клубочек, куда он покатится – туда и путь держи; там свое счастье найдешь…»?
Сколько отважных героев мечтали заполучить этот вспомогательный инструмент, сколько и по сей день грезят о нем. Только за всю сказочную историю, им владели, хм… пальцев одной руки хватит чтобы пересчитать тех, кто им владел.
Но, большую часть своей жизни клубок провел на дне большого кованного сундука в избушке Бабы Яги. И, скажу я вам, на вскидку, не знаю ни одного более надежного места на свете, чем это.
Когда мы представляем себе клубок, то имеем в виду обыкновенный с виду моток ниток.
Некоторые особенно любопытные, спрашивают также какой толщины нить в клубке, искусственная она или натуральная и так далее. Но, помилуйте, для изучения всех этих тонкостей в сказочной академии существует целая наука. Называется она «Сказочное материаловедение». Вот там обо всем этом знают наверняка.
Я что-то отклонился от темы.
Как мы уже выяснили, клубок – это вещь, принадлежащая Бабе Яге. Судьбе было угодно соединить их при достаточно курьезных обстоятельствах…
Давным-давно (а Баба Яга у нас женщина в приличных летах), когда люди все больше своим хозяйством жили, в доме, на окраине одного села (название запамятовал) родился Васильчик. Не Вася, не Василий, а именно Васильчик. Уж больно матушка его дочку хотела, Василису. Тогда вообще мода была – Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая… Словом, назвали паренька Васильчиком и стал он расти – подрастать как маменька нарекла.
Других вечерами по селу кличут Петрами, Саватиями, Никанорами или Федорами, а его, смешно сказать… Хохот в округе стоит, когда Васильчик домой с сенокоса ворочается. Девчата на завалинке шепчутся, мол, вон наша Василисушка идет, краса – белы волоса. А у Васильчика, как назло волосы белоснежные и кудрявые.
Было ему тогда годков эдак восемь. Но в те времена, восемь годков – это не то, что теперь. Уже человек солидный, рабочий, в хозяйстве незаменимый. И вот, рассудив знаючи, решил Васильчик из дома уйти. И до тех пор не возвращаться, пока имя себе новое не сыщет. А иначе, не видать ему счастья.
Как ни отговаривала его матушка, как ни увещевала, как ни стращала – ничего не вышло. Тогда, связала она Васильчику рубаху дорожную, чтобы в холод и ветер не студено было. А еще, с внутренней стороны ниточку нашила – бараний волосок. Так крестьяне в старину обереги делали, чтоб домой всегда воротиться и в дороге не заплутать.
Пошел Васильчик далече, куда глаза глядят. Шел-шел и пришел к колодцу. Сидит у колодца того старик согбенный, костлявый. Говорит он Васильчку, подай мне дитятко водицы, самому мне не по силам.
Васильчик был добрый малый, закинул в колодец ведерко и вытянул свежей водицы для старика. Тот напился и в тот же час обратился статным молодцем. Говорит он:
— Спасибо тебе, мил человек. Спас ты меня от страшного наговора. Заколдовала меня старуха Баба Яга за то, что я ей не давал в нашем селе народ баламутить, да детушек малых красть. Век бы мне без водицы коротать, силушки-то в руках поубавилось. Не то, что ведро поднять, с землицы сырой встать невмоготу. Расскажи, зачем ты в эти края пришел, авось и я тебе сгожусь.
И рассказал ему Васильчик о своей беде. О том, как имя его треклятое всю жизнь молодую перепортило, и что если не поменяет его, то домой не воротится.
— Эх ты, молодая голова да зеленая, — усмехнулся молодец, — кто ж от имени своего отрекается? Имя человеку, что оберег, от смерти и нечисти в нужный час убережет.
— Не нужен мне такой оберег, — говорит Васильчик, — есть у меня один уже, — и показывает бараний волос.
— Глупости все это, — махнул рукой молодец. – Это если по мелочи, а как что серьезное приспичит, только именем одним и спасешься.
Но, Васильчик, услышанному не верит. Да и как поверить, когда ему имя словно кость поперек горла? Простился он с молодцем и пошел дальше.
Говорит тогда Баба Яга:
— Ох и страшно же здесь в лесу! Волки бродют, да медведи. Ворочусь ка я лучше к себе в избу. Там и тепло, и сготовлено, и банька натоплена. А тому, кто тут прячется, ох и не позавидую.
Сказала так, и уже как будто уходить собралась. Тут Васильчик из-под куста и вылез:
— Возьмите меня с собой, — говорит, — я волков боюсь и медведей.
Обрадовалась Баба Яга, приголубила его, посадила к себе в ступу и на окраину леса полетела, где ее избушка стояла. В избе тепло, банька истоплена, пироги на столе, в печи огонь теплится. Отъелся Васильчик, отмылся.
Сидит довольный. Чаек попивает и слова из него сами лезут, непрошено. Рассказал он Бабе Яге, зачем в путь собрался и как имя ему родное нелюбо, точно ком в горле.
— Что проще, — говорит старуха Яга, — у меня в закромах каких хошь имен навалом: есть Иваны, Афанасии, Николы и Митрии — выбирай любое!
Обрадовался Васильчик. Решил Иваном назваться. Не иначе, как в честь Ивана Царевича. Достала Баба Яга из закромов Иваново имя, ярке такое, точно перышко от диковинной птички. Говорит:
— Только у нас с тобою уговор – я тебе Ивана, а ты мне свое?
Согласился Васильчик, и уже было собрался именем поменяться, но что-то уж больно слова молодца у колодца, встреченного его смутили. Решил он проверить, не дурит ли его Яга. Взял он Иваново имя, а как бабка отвернулась сунул его в золу. Стало оно чернехонько, не узнать. Повернулась Яга, а Васильчик ей обратно Ивана тянет. Взяла Баба имя и в свои закрома обратно убрала.
На том и сон пришел.
Наутро проснулся Васильчик, до дому в обратный путь собрался. Только вот дверь у избушки заперта. И Баба Яга в сторонке сидит посмеивается:
— Куда ты, родименький? Али зря я тебя кормила? Зря в баньке парила? Именем новым нарекла? Останешься ты теперь здесь со мною на веки вечные, будешь мне службу служить. А как надоешь – съем тебя и косточек не оставлю.
Заплакал тогда Васильчик, и говорит:
— Все равно я от тебя, Старая убегу! Не удержишь.
— А вот и не убежишь. У меня имя твое припрятано, а без имени нареченного человек, что букашка никчемная. Раздавишь – одна мокрота по земле.
— У меня оберег есть, — жалуется Васильчик, — он меня отсюда до дому выведет.
В тот же миг взъерошился черный кот Котофеич, к Васильчику подскочил и за волосок бараний потянул. Стала рубаха его, маменькой вязанная, распускаться.
— Ага! – кричит Баба Яга, — оно мне еще и лучше. Я сейчас из этого твоего оберегу клубок смотаю, и станет он меня по горам – по долам водить, да куда надо дорогу показывать. Был твой оберег, а станет – мой!
Пока Яга клубок мотала, Васильчик в окошко выскочил и побежал куда глаза глядят. А старуха ему в след кричит:
— Не уйдешь далеко, у тебя мое имя. Захочу, так вмиг назад ворочу!
Не знала Яга, что Васильчик ее обманул и Иваном-таки не назвался.
Долго ли он бежал, неведомо. Да только, как пятки все пооббивал воротился до дому до хаты своей родной. Ни жив ни мертв от страха.
Матушка его встречает и не знает, как звать – величать родного сыночка. А он ей:
— Маменька, Васильчик я, и имя вовек не сменю. Как родился Васильчиком, так и помру им.
Урок такой разве забудешь?
А Баба Яга что? Скоро смекнула обман, но в накладе-то не осталась. При ней клубок появился – нитки с рубахи Васильчиковой маменькой связанной, благословенной и бараньим волоском обережённой. И стал тот клубок путь всем указывать, в трудностях направлять и из беды вызволять. Схоронила его Яга в своем сундуке, за семью замками, и по сей день хранит. Не так-то просто бывает добрым молодцам его для сказочных дел заполучить.
Спросите, откуда мне история эта разузналась? Да я давеча у Бабы Яги чаевал, так мне ее кот Котофеич все начистоту и выложил. Он за кусок колбасы докторской еще не те секреты откроет.
Волшебный клубочек
Яга дает герою или героине клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея или Змея Горыныча. Баба Яга, как мудрая душа, дает ему это знание в виде путеводной нити. Славяне изготавливали нить из кудели, которую привязывали к верхней лопасти прялки. Прялка олицетворяла небесный свод с движущимся по нему солнцем, земной мир людей и подземный мир.
Верхняя часть прялки отображала наднебесный свет, предшествующий свету солнца. «Это имеет далекую средневековую традицию: «Свет на всю Вселенную есть свет неосяжаем, неисповедим, никим же где ся водворяет» (Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Зап. Моск. археолог, ин-та, 1913, т. II, с. 78).
«Солнцу же отведена второстепенная роль субъекта света: «Вещь бо есть солнце свету, осияя всю Вселенную». Солнце как бы украшает собою светлый мир, но не является первоисточником «неисповедимого» света… Возвращаясь к нашим прялкам, следует обратить внимание на то, что в них почти всегда наряду с условными солнечными знаками, отмечающими дневной и ночной путь солнца, присутствует огромный «солярный знак», возвышающийся над «землей» и занимающий почти все верхнее пространство широкой лопаски прялки. Он почти всегда составной – из отдельных кругов, шестиконечных розеток, полукружий. У него нет лучей, испускаемых вовне. Иногда в центре его изображался меньший круг с лучами, в котором естественно видеть солнце. Вполне возможно, что великолепная, полная гармонии геометрическая резьба, вся пронизанная лучами, исходящими из всех углов прялки и освещающими большой центральный круг, и есть попытка изобразить не солнце, а тот загадочный неисповедимый белый свет, существовавший, по мысли древних, независимо от солнца» (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994).
Аналогичный символ мы видим в греческом мифе о Минотавре, живущем в лабиринте, попадая в который герои не могут вернуться обратно. Тезея спасает путеводная нить Ариадны, разматывая которую он проникает в лабиринт и с ее помощью находит спасительную дорогу. В русских сказках герой сражается со змеем или Кощеем, в греческом мифе герой побеждает чудовище Минотавра – человека с головой быка. В обоих случаях мы видим чудовище. Минотавр – человек, но мыслящий не человеческим рассудком, а инстинктами разъяренного быка. Тезей погружается в лабиринт инстинктов-иллюзий, чтобы победить их – освободиться. Но самостоятельно обратный путь из пространства первобытного хаоса он совершить не может. И как в русской сказке Баба Яга – женское начало – помогает Ивану победить дракона, так и Тезею помогает женское начало – Ариадна. Ее светоносная тиара, венчающая лоб Тезея, освещает ему путь в непроглядной тьме лабиринта, ее путеводная нить выводит из тупиков неведения, мрака неосознанности. Ариадна – символ мудрой анимы, возвышенных эмоций.
Нить, таким образом, спускалась с небесной сферы, из иного высшего мира и была символом дождя, солнечных лучей, неисповедимого белого света. Атрибуты прядения считались подарком птиц – также вестниками небесной сферы.
Смотанная в клубочек нить – это небесная влага и небесный свет – знание высшей космической мудрости, которая приводит героя к месту, где рождаются иллюзии, к корню заблуждений, чтобы освободиться от них.
Баба Яга – символ принципа трансформации и смерти. Она является принципом мироздания, космическим явлением. Об этом говорят всадники дня, солнца и ночи. «Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь». Яга отвечает Василисе на вопрос о белом всаднике: «Это день мой ясный». Красный всадник «это мое солнышко красное», черный всадник «это ночь моя темная – все мои слуги верные!» («Василиса Прекрасная». «Русские народные сказки». Афанасьев). Яга здесь выступает как властительница космических явлений, как вселенское начало. Ее дом вмещает и ночь, и день, и само солнце, т.е. ее дом – космос и она сама космос и повелевает его законами.
К Яге как символу трансформации и смерти можно прийти на время за знанием, преображением, но нельзя оставаться в ее сфере, т.к. жизнь противопоставлена смерти. Получив необходимое, герои убегают, а мотив преследования Ягой – это желание процесса трансформации и разложения, захватив что либо в свой поток, удержать (коагулирующие силы), не отпускать. В ее сфере невозможна жизнь – развитие тех знаний, что Яга дала, поэтому героям нужно покинуть ее владения, чтобы, если понадобится, прийти к ней еще раз за новым знанием, за обновлением, очередным рождением.
Огненный щит яги. В сказке «Баба Яга и Заморышек» упоминается огненный щит. Здесь Яга не в печи сжигает героев, здесь происходит замена огня печи огнем щита: «…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Волшебный стрелок
Волшебный стрелок Семейные игры рубежа столетий привели к созданию интересной головоломки. Александр и его сестра Сибилла выстрелили по три раза и, попав в одни и те же круги мишени, набрали вместе 96 очков. Определите, куда попали
Волшебные предметы. Волшебный конь
Волшебные предметы. Волшебный конь Конь, который скачет «выше леса стоячего». Чтобы понять символику коня, зададимся вопросом – для чего стали использовать его в крестьянском быту, зачем приручили? Конь сильнее человека, поэтому его использовали, чтобы вспахать землю.
Волшебные предметы. Волшебный конь
Волшебные предметы. Волшебный конь Конь, который скачет «выше леса стоячего». Чтобы понять символику коня, зададимся вопросом – для чего стали использовать его в крестьянском быту, зачем приручили? Конь сильнее человека, поэтому его использовали, чтобы вспахать землю.
Волшебный клубочек
Волшебный клубочек Яга дает герою или героине клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея или Змея Горыныча. Баба Яга, как мудрая душа, дает ему это
В каких сказках есть волшебный клубок?
Такой предмет, как волшебный клубок встречается в сказках нечасто. Обычно он помогает распутывать дорогу, показывает куда путь держать главному герою.
Мне на память приходят только две сказки, где встречается такой «помощник» как волшебный клубок:
Волшебный клубок в сказках выполняет роль навигатора или компаса, он может показать главным героям путь и найти дорогу. Обычно этот волшебный предмет можно будет найти у Бабы-Яги.
Наверное самой известной сказкой, где есть волшебный клубок, является сказка «Царевна-Лягушка». В этой сказке Баба-Яга дает этот волшебный предмет Ивану-Царевичу, чтобы он смог найти путь к Василисе Премудрой.
Похожий предмет есть в произведении «Нить Ариадны», но это не совсем сказка, это греческий миф. Здесь с помощью клубка Тесею удается выбраться из лабиринта.
Еще клубок присутствует в калмыцкой сказке «Стрелок и Царкин-хан».
Вот вроде бы очень часто в сказках встречается волшебный клубок, а вспомнить, где именно не так то и просто. Сразу вспоминается только нить Ариадны из греческих мифов, в принципе, их тоже можно назвать сказкой. И еще вот что я вспомнила или заново узнала, клубок упоминается в сказках:
«Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» (с помощью клубка ищет путь Иван-царевич;
«Звериное молоко» (клубочек дает Баба-Яга);
«Иван-царевич и Белый Полянин».
Также есть прекрасный грецкий миф «Нить Ариадны», девушка дает Тесею клубок ниток, при помощи них он смог выбраться из лабиринта, но Тесей обманул Ариадну, за что впоследствии и поплатился.
Сказки тем и интересны, что в них всегда есть место волшебству, волшебным предметам. Одним из таких предметов является волшебный клубок, который указывает путь Ивану Царевичу дорогу к его любимой Василисе Премудрой. Получил же Иван Царевич этот волшебный предмет от Бабы-Яги.
Сказка называется «Царевна Лягушка».
Сказочный предмет «волшебный клубок» встречается в сказках редко. В сказках он чаще всего указывает дорогу герою.
Я вспомнила только следующие сказки:
3) «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», в этой сказке Иван-Царевич при помощи волшебного клубка пришел в те края, где царствовала красна-девица.
Другие сказки представлены авторами в этом вопросе.
Иван Царевич сжег шкуру лягушки и именно волшебный клубок привел его в логово Кащея, где он и спас свою Василису. Это было в сказке «Царевна-Лягушка».
Еще есть сказка «Про Ууха и волшебный клубок», где Аннушка заблудилась в лесу и нашла дорогу домой с помощью волшебного клубка.
Волшебный клубок есть в сказке «Царевна лягушка». Именно благодаря волшебному клубку Иван Царевич нашел Василису. В данной сказке Ивану-Царевичу волшебный клубок подарила Баба-Яга.
Из русских народных в сказке про Ивана царевича, там Баба Яга дает ему клубок в помощь перед тем, как он отправится в путешествие. А также в греческих мифах дочь царя Миноса Ариадна помогает Тесею с помощью нити из своего клубка. В народе прижилась фраза «нить Ариадны», что ассоциируется со спасением, с помощью в трудной ситуации.
Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.
В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:
Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.
Герои 2-го плана
В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.
Что нового для себя я узнал о горохе?
Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.
Зашифрованный язык русских сказок. Тайны волшебного клубочка, прялки, печки. Как сказкой открывать дорогу познания самих себя.
Для того, чтобы уметь интерпретировать символы русских сказок, необходимо понимать значение предметного мира древних славян, обрядов и традиций.
(Фото «Подоить тучку» из книги «Символизм сказок и мифов народов мира».)
Как писал Сергей Есенин, исследуя символику орнамента, русский человек, встав рано утром и умывшись водой, прикладывал к лицу полотенце с вышитым на нем древом жизни, напоминая себе, что в конце этого дня он, подобно этому мировому древу, должен принести плоды своих рук и шишки своих дум.
Орнамент костюма и утвари любого древнего народа несет в себе космогонию, целый рассказ об окружающем мире и способе гармоничного бытия в нем.
Однажды на семинаре, посвященном символизму сказок и мифов, я рассказала про обряд перепекания младенцев в русской традиции. И одна женщина поделилась своей историей:
Все предметы быта несли в себе рассказ о мире: вышитые полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм, постельное белье, занавески, дорожки тканых ковров.
Старому не плакать.
Как же мне, старому, не рыдать:
Потерял я книгу золотую
Уронил я ключ от церкви
Отвечает старцу господь бог:
«Ты не плачь, старец, не вздыхай,
Книгу новую я вытку звездами,
Золотой ключ волной выплесну».
В сознании древнего человека любая созданная им вещь несла в себе смысл, миф о сотворении мира, о цели и смысле жизни его самого в этой безграничной вселенной. Круги, кресты, ромбы, зигзаги, покрывающие глиняные горшки или деревянные изделия отражали космос – солнце и круговращательное движение, стороны света, смену времен года, мифологическое отделение света от тьмы и т.д. Предметный мир, миф и сказка были неотделимы друг от друга, являясь наставлениями, духовной грамотой о способе гармоничного и счастливого бытия в этом мире. Линии орнамента, вышивка костюма, занавесок, полотенец, резьба покрывающая утварь и стены дома, архитектурные элементы избы, устное творчество – фольклор, сказка, миф – все это древняя молитва, письмена мудрости, напоминание о праведной и плодотворной жизни.
Сундуки, наличники на окнах, валики для стирки белья и т.д. – все украшалось символами солнца, воды и земли, напоминая, как человек должен жить – по законам солнца, т.е. добра, истины, привнося в жизнь чистоту ума и души, отраженные в символах воды, и в конце каждого дня приносить прекрасные плоды своих рук. Таким образом, любая вещь была не просто произведением декоративно-прикладного искусства, но и несла в себе целую философию.
Изделия декоративно-прикладного искусства Древнего мира можно назвать молитвой и мудростью, запечатленными в трехмерной форме, несущей прикладное назначение.
«Вся наша жизнь есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками». ( Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Гл. Быт и искусство. М., 1991).
После прочтения сказки или мифа, задайте детям вопросы о том, где живет добро, а где зло, кто такой главный герой, прекрасная царевна и дракон – и вы увидите, как многолико выскальзывают из подсознания, разбуженные этими вопросами древние архетипы, извечные символы, присущие каждому человеку.
Сказки говорят о нас самих и о нашей жизни. Но символы сказочно-мифологических миров в них зашифрованы – «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей…»
Это леший наших заблуждений на неизведанных дорожках поиска смысла в лесу познания, это русалка наших чувств, манящая погрузиться на дно души-психеи за жемчугами любви и перламутром одежд радости и боли, это избушка нашего сознания, мечтающего взлететь над обыденным…
В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где высшее начало – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа…