в какой ситуации при передаче мяча сверху двумя руками применяется стопорящий шаг
Физическая культура. 11 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «11» класса
Урок № 5. Передача мяча сверху двумя руками
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
Урок посвящен технике передачи мяча сверху двумя руками.
Блок – защитное действие в волейболе, при котором один или несколько игроков преграждают путь мячу над сеткой.
Волейбол – это спортивная игра с мячом между двумя командами, при которой каждая команда, находясь на своей стороне поля, стремится направить мяч так, чтобы он приземлился на стороне противника.
Нападающий удар – перебрасывание мяча на сторону соперника, нацеленное на затруднение его приема.
Пас – передача мяча игроку своей команды.
Подача – бросок мяча игроком, находящимся у линии подачи в зону соперника, с которого начинается игра в волейбол.
Прием – последовательность действий, направленных на приближение к мячу после нападающего удара или передачи, для дальнейшей передачи мяча или совершения нападающего удара.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Волейбол – это командная спортивная игра с мячом двух команд, при которой каждая команда, находясь на своей стороне поля, стремится направить мяч так, чтобы он приземлился на стороне противника.
Игра в волейбол появилась в 1895 г. Ее изобретателем считают Уильяма Дж. Моргана.
Давайте повторим правила игры в волейбол. Играют в волейбол на специальной прямоугольной площадке 18 на 9 метров, разделенной посередине сеткой. Играют в волейбол специальным мячом. Цель игры – с помощью удара добить мяч до пола так, чтобы он упал на стороне противника или заставить противника допустить ошибку.
От каждой команды на поле находится по 6 игроков. Каждый игрок находится в своей зоне, перемещаясь после каждого перехода хода в соседнюю зону по часовой стрелке. Все действия с мячом производятся только руками, в крайнем случае можно отбить мяч головой, но нельзя задерживать мяч у себя более чем на 2 секунды.
Игра идет три партии. Каждая партия ведется до 25 очков.
Одно очко начисляют в следующих случаях:
Давайте рассмотрим какие способы передачи мяча в волейболе бывают:
В этом уроке мы поподробнее остановимся на передаче мяча сверху двумя руками:
В ожидании передачи мяча сверху двумя руками игрок принимает стойку готовности, выставляет одну ногу впереди другой (в зависимости от того, откуда ожидается подача), вес находится на впереди стоящей ноге. Далее игрок перемещается к месту встречи с мячом шагом или бегом и занимает позицию для передачи. Ноги должны быть согнуты в коленях, руки согнуты в локтях и подняты, кисти вынесены вперед. Указательные и большие пальцы рук должны образовывать треугольник, через который игрок наблюдает за летящим мячом.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Основные понятия в волейболе
Найдите слова, относящиеся к уроку.
Слова: волейбол, мяч, игра, передача.
2. Передача мяча двумя руками снизу
Соберите мозаику. Какое действие выполняет спортсмен?
На фотографии изображен спортсмен, выполняющий передачу мяча двумя руками сверху.
Физическая культура. 2 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «2» класса
Урок № 45. Верхняя передача мяча над собой
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
Урок посвящён обучению верхней передачи мяча над собой; разучиванию техники передачи мяча над собой.
Волейбол – это олимпийский вид спорта, игра, целью в которой является направить мяч в сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на половине соперника.
Стойка – поза волейболиста, которую он принимает для выполнения передачи и приема мяча.
Площадка для волейбола — это всегда строго ровная и горизонтальная поверхность прямоугольной формы. Середина прямоугольника — сетка, через которую игроки перебрасывают мяч. На саму площадку нанесена разметка.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Первым делом вспомним о разминке. Именно она позволяет избежать нежелательных ушибов и растяжений. Относитесь к ней серьезно и ответственно.
Сначала лёгкая пробежка на 5–7 минут, затем приседания, растяжка разных групп мышц и силовые упражнения.
Важно помнить и технику безопасности. Спортивная форма, обувь и инвентарь необходимы на каждой тренировке. Лишние предметы остаются в раздевалке. А игроки относятся друг к другу с уважением и избегают столкновений.
Волейбол — одна из немногих игр, в которые можно играть везде: в зале, на улице, на пляже, и даже в лесу. Конечно, волейбольные площадки в этих случаях будут отличаться, но ведь по каждому виду волейбола проводятся соревнования, которые предъявляют к волейбольной площадке определённые требования.Волейбольная площадка — это правильный прямоугольник, который имеет в длину 18 метров, и 9 метров — в ширину. Сразу за разметкой, которая обозначает границу площадки, должно быть ещё не меньше 3 метров свободного пространства сбоку, 5 метров сзади и спереди, и минимум 7 метров в высоту, если площадка закрытая.
Верхняя передача мяча двумя руками
Техника выполнения: Исходное положение – ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперёд, руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и образуют «ковш», локти направлены вперёд в стороны. Передача начинается с последовательного разгибания ног, туловища, рук; заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление полёта. Для того чтобы хорошо выполнять передачу двумя руками сверху, учащиеся должны:
– уметь быстро перемещаться и принимать исходное положение;
– помнить, как правильно располагать кисти перед лицом («ковш»);
– при передаче касаться мяча фалангами пальцев;
– перед выполнением передачи туловище разворачивать в том же направлении;
– при выполнении передачи руки, туловище и ноги разгибать одновременно, а мяч сопровождать руками до полного их выпрямления.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Техника верхней передачи.
Расставьте силуэты по дорожке так, чтобы они составили последовательность действий при выполнении передачи мяча над собой.
Силуэты необходимо разместить на дорожке в правильном порядке. Правильным ответом будет размещение силуэтов в том порядке, как указан ниже.
Научить каждого
Оценивание на уроках волейбола
Технические элементы волейбола
Передача двумя руками сверху
При передаче мяча двумя руками сверху ноги согнуты в коленях, туловище прямое, руки вынесены вперед-вверх, кисти находятся перед лицом и образуют ковш.
Рис. 1. Передача мяча двумя руками сверху
При передаче игрок плавно разгибает ноги, подает руки немного вперед-вверх навстречу мячу. Такое движение продолжается и при соприкосновении рук с мячом, но в этот момент пальцы под воздействием массы мяча отводятся назад, осуществляя мягкую остановку его полета уступающим движением (см. рис. 1). Завершается передача пружинистым движением пальцев и кистей, за счет которого мяч выталкивается в новом направлении.
Передача двумя руками снизу
Эта передача применяется при приеме низко летящего мяча, с подачи или после нападающего удара. Ноги чуть согнуты в коленях, туловище слегка наклонено вперед, руки внизу, кисти вложены одна в другую. При приеме мяча игрок, выпрямляя ноги и разгибая туловище, подает руки вперед навстречу мячу, прием мяча выполняется на манжеты (см. рис. 2). Как и при верхней передаче, необходимо соблюдать последовательность работы отдельных звеньев тела: ног, туловища, рук.
Рис. 2. Передача мяча двумя руками снизу
Нижняя прямая подача мяча
Подача мяча – технический прием, при помощи которого мяч вводится в игру. Школьная программа предлагает к изучению два вида подачи: нижнюю прямую и верхнюю прямую.
Рис. 3. Нижняя прямая подача
Верхняя прямая подача
Рис. 4. Верхняя прямая подача
Нападающий удар
Рис. 5. Нападающий удар
Волейбольные тесты
5-й класс
Изучаемые элементы волейбола
1. Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед.
2. Передача мяча сверху двумя руками над собой.
3. Передача мяча снизу двумя руками над собой.
4. Передача мяча в парах.
5. Игра в пионербол.
Верхняя передача над собой
1. На выполнение задания дается 3–4 попытки.
2. Здесь и далее отметка ставится за наилучший результат, показанный в одной из попыток.
3. Высота отскока мяча от рук – не менее 80–100 см.
4. Важно исключить удары по мячу ладонями.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество передач | отметка | количество передач |
5 | 12 | 5 | 12 |
4 | 10 | 4 | 10 |
3 | 6 | 3 | 6 |
Передача над собой двумя руками снизу
1. На выполнение задания дается 3–4 попытки.
2. Кисти рук соединены, руки прямые.
3. Высота отскока мяча от рук – не менее 80–100 см.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество передач | отметка | количество передач |
5 | 10 | 5 | 10 |
4 | 8 | 4 | 8 |
3 | 6 | 3 | 6 |
Передача в парах
1. Расстояние между учениками – 2–3 м.
2. На выполнение задания дается 3–4 попытки.
3. Ученики выполняют только верхнюю передачу мяча.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество передач | отметка | количество передач |
5 | 10 | 5 | 10 |
4 | 8 | 4 | 8 |
3 | 6 | 3 | 6 |
6-й класс
Изучаемые элементы волейбола
1. Передача мяча сверху и снизу.
2. Передачи мяча в парах.
3. Передачи мяча в парах через сетку.
4. Нижняя прямая подача.
5. Игра «Мяч в воздухе».
Верхняя передача над собой
1. На выполнение задания дается 3 попытки.
2. Высота отскока мяча от рук – не менее 100 см.
3. Исключить удары по мячу ладонями.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество передач | отметка | количество передач |
5 | 15 | 5 | 14 |
4 | 12 | 4 | 10 |
3 | 8 | 3 | 7 |
Передача снизу над собой
1. На выполнение задания дается 3 попытки.
2. Кисти рук соединены, руки прямые.
3. Высота отскока мяча от рук – 90–100 см.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество передач | отметка | количество передач |
5 | 15 | 5 | 10 |
4 | 10 | 4 | 8 |
3 | 8 | 3 | 7 |
Передача в парах
1. Расстояние между игроками не менее 3 м.
2. На выполнение задания дается 3 попытки.
3. Передачу можно выполнять как сверху, так и снизу двумя руками.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество передач | отметка | количество передач |
5 | 15 | 5 | 14 |
4 | 10 | 4 | 9 |
3 | 8 | 3 | 7 |
Передача в парах через сетку
1. Высота сетки – 1,8–2 м.
2. Расстояние между игроками – 3–4 м.
3. На выполнение задания дается 3–4 попытки.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество передач | отметка | количество передач |
5 | 12 | 5 | 11 |
4 | 8 | 4 | 7 |
3 | 6 | 3 | 5 |
Нижняя прямая подача
1. Высота сетки – 1,8–2 м.
2. Расстояние до сетки – 5–6 м.
3. На выполнение задания дается 6 попыток.
4. Разрешается подача с руки без подбрасывания мяча.
5. Нужно попасть в площадку размером 9×6 м.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество попаданий в площадку | отметка | количество попаданий в площадку |
5 | 3 | 5 | 2 |
4 | 2 | 4 | 1 |
3 | 1 | 3 | 0 |
7-й класс
Изучаемые элементы волейбола
1. Передача мяча двумя руками сверху и снизу над собой.
2. Передачи мяча в парах через сетку.
3. Нижняя прямая подача.
4. Игра «Мяч в воздухе».
Передача двумя руками сверху над собой
Условия выполнения такие же, как и в 6-м классе.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество передач | отметка | количество передач |
5 | 18 | 5 | 16 |
4 | 14 | 4 | 12 |
3 | 10 | 3 | 8 |
Передача над собой снизу
Условия выполнения такие же, как и в 6-м классе.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество передач | отметка | количество передач |
5 | 18 | 5 | 16 |
4 | 14 | 4 | 12 |
3 | 10 | 3 | 8 |
Передачи над собой сверху и снизу
1. Передачи выполняются поочередно: одна передача сверху, другая снизу.
2. На выполнение задания дается 3–4 попытки.
3. Высота отскока мяча от рук – не менее 1 м.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество передач | отметка | количество передач |
5 | 16 | 5 | 15 |
4 | 14 | 4 | 13 |
3 | 8 | 3 | 6 |
Передача в парах через сетку
Условия выполнения такие же, как и в 6-м классе.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество передач | отметка | количество передач |
5 | 18 | 5 | 16 |
4 | 10 | 4 | 8 |
3 | 8 | 3 | 6 |
Нижняя прямая подача
1. Высота сетки – не ниже 2 м.
2. Расстояние до сетки – не менее 6 м.
3. Заступ и подача с руки запрещаются.
4. На выполнение задания дается 5 попыток.
5. Нужно попасть в площадку размером 9×6 м.
Мальчики | Девочки | ||
отметка | количество попаданий в площадку | отметка | количество попаданий в площадку |
5 | 3 | 5 | 2 |
4 | 2 | 4 | 1 |
3 | 1 | 3 | 0 |
Передача двумя руками сверху
При передаче мяча двумя руками сверху ноги согнуты в коленях, туловище прямое, руки вынесены вперед-вверх, кисти находятся перед лицом и образуют ковш.
Рис. 1.Передача мяча двумя руками сверху
При передаче игрок плавно разгибает ноги, подает руки немного вперед-вверх навстречу мячу. Такое движение продолжается и при соприкосновении рук с мячом, но в этот момент пальцы под воздействием массы мяча отводятся назад, осуществляя мягкую остановку его полета уступающим движением (см. рис. 1). Завершается передача пружинистым движением пальцев и кистей, за счет которого мяч выталкивается в новом направлении.
Передача двумя руками снизу
Эта передача применяется при приеме низко летящего мяча, с подачи или после нападающего удара. Ноги чуть согнуты в коленях, туловище слегка наклонено вперед, руки внизу, кисти вложены одна в другую. При приеме мяча игрок, выпрямляя ноги и разгибая туловище, подает руки вперед навстречу мячу, прием мяча выполняется на манжеты (см. рис. 2). Как и при верхней передаче, необходимо соблюдать последовательность работы отдельных звеньев тела: ног, туловища, рук.
9. Техника выполнения
Из положения лежа на спине опереться согнутыми руками у плеч (пальцы к плечам). Сгибая ноги, ступни поставить параллельно на расстоянии ширины ступни. Разгибая одновременно ноги и руки, максимально прогнуться, голову наклонить назад.
Серии учебных заданий
I. 1. И.п. – лежа на животе. Прогнуться:
а) с помощью;
б) самостоятельно.
2. И.п. – лежа на животе. Захватить руками голени и максимально прогнуться. Перекаты вперед и назад:
а) с помощью;
б) самостоятельно.
II. И.п. – лежа на спине. Опереться согнутыми у плеч руками (пальцы к плечам), локти на ширине плеч, сгибая ноги, ступни поставить параллельно на расстоянии ширины стопы.
12.Нижняя прямая подача мяча
Подача мяча – технический прием, при помощи которого мяч вводится в игру. Школьная программа предлагает к изучению два вида подачи: нижнюю прямую и верхнюю прямую.
Рис. 3.Нижняя прямая подача
Верхняя прямая подача
Рис. 4. Верхняя прямая подача
13. Первым делом необходимо научиться, как из обычного положения, стоя на ногах, перейти в стойку на руках. Если вы как следует не освоите технику этого перехода, вам сложно будет простоять на руках в течение продолжительного времени. Вот что следует делать:
· Станьте прямо, вытянув руки вверх над головой, прижав их по бокам к ушам.
· Расставьте ноги на ширину плеч.
· Подайте тело вперед, поддерживая спину прямой. При этом оторвите вторую (оставшуюся позади) ногу от пола.
· Поставьте руки ладонями на пол, держа их на ширине плеч.
· Оттолкнитесь от пола доминантной ногой и поднимите ее вместе со второй ногой.
· Выпрямите ноги над собой, по-прежнему держа спину прямо.
Рис. 1. Высокий старт
По команде: «На старт!» бегун ставит сильнейшую ногу вплотную к стартовой линии, а другую ногу отставляет на шаг назад, ступни параллельно, туловище прямо, руки вдоль туловища.
По команде: «Внимание!» ноги немного сгибаются в коленях, туловище подается вперед, полусогнутая разноименная впереди стоящей ноге рука подается вперед-вниз, а другая чуть отводится назад.
По команде:«Марш!» резко и высоко вперед выносится бедро сзади стоящей ноги, и бегун бежит все удлиняющимися шагами с несколько увеличенным наклоном туловища вперед, активно работая руками.
Падение вперёд
Выпрямить шею и подтянуть подбородок, выпрямить поясницу, распрямить ноги в коленных и тазобедренных суставах
19.Кувырок вперед прыжком (рис. 6).
20. Методическая последовательность обучения технике старта с опорой на одну руку
Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку по команде: «На старт!».
Перенос тяжести тела вперед с опорой на одну руку и впереди стоящую ногу по команде: «Внимание!», вернуться в положение «На старт!».
Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала.
Бег с высокого старта с опорой на одну руку по сигналу учителя.
22.сесть на ковер, поджав ноги и обхватив их руками; подбородок прижать к груди. Согнув возможно больше спину, сделать на ней перекат от ягодиц до лопаток и обратно. Если группировка тела сделана правильно, то перекат будет мягким, толчки ощущаться не будут;
23.
Переходы идут по кругу)после каждого попадания меча на соседнее поле.
24. Перекат назад в стойку на лопатках — техника выполнения
(Из упора присев выполнить перекат назад в стойку на лопатках, задержаться в стойке, постоять 2—3 с, перекатиться в исходное положение. Упражнение выполняется не менее 1 мин.)
27. Встать лицом к партнеру, стоящему на четвереньках, сгруппироваться и упасть вперед через партнера, страхуя себя ударом руками о ковер (рис. 454—а, б, в).
28.Групповые тактические действия
Под групповыми тактическими действиями понимают взаимодействия двух или нескольких игроков, решающих часть общекомандной задачи. Групповые взаимодействия осуществляются:
2. То же, но при выходе связующего со второй линии (при второй передаче на удар).
4. Нападающих с нападающими при имитации атакующего удара и откидке.
Все групповые взаимодействия игроков проявляются в определенных тактических комбинациях — заранее согласованных и разученных взаимодействиях.
29.Строевая стойка, шагом ноги наклонить туловище, сгибая левую ногу, поставить левую руку на пол, взмахом правой и толчком левой ноги, последовательно опираясь руками, пройти через стойку на руках, ноги врозь. Поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь, приставляя ногу принять строевую стойку.
Переворот в сторону выполняется в обе стороны.
32.Изучение самостраховки при падении на бок (характерных для неё синхронных движений корпуса, рук и ног) лучше начинать лёжа на ковре. Ноги и руки подняты вверх. Из этого исходного положения следует перекатываться на левый или правый бок. Если перекатываемся, например, на левый бок, то в рефлекторном движении рук следом за туловищем ничего сложного нет. Ладонь левой руки активно встречает хлопком поверхность ковра. Сложнее разобраться с положением в перемещении ног. Здесь, при перекате со спины на левый бок, активную, ведущую роль играют мышцы брюшного пресса и передней поверхности бедра. Они, поднимая таз и поджимая в группировке колени к груди, оставляют и держат левую ногу в плотной группировке и при встрече с поверхностью ковра предохраняют колено и голень от удара. Правая же нога, поворачиваясь голенью навстречу движению, стопой встречает поверхность ковра. Таким образом смягчается соприкосновение массы тела (которое в момент удара напряжено) с ковром и оно предохраняется от повреждений.
30. Бег с высоким поднимание бедра. Бедро поднимаете до уровня параллельности земли. Бег с захлёстом голени. Голень захлёстываете так, чтобы пяткой коснуться ягодиц. Бег боком, приставным шагом. За один отрезок смените ведущую ногу несколько раз, развернувшись вперёд другим плечом. Многоскок (Олений бег).Делаете прыжки поочерёдно каждой ногой с акцентом вперёд. То есть бег прыжками, стараясь каждый раз прыгнуть как можно дальше. При этом колено передней ноги выносите как можно выше. Это немного похоже на то, как «летит» олень. Бег спиной. При этом старайтесь отталкиваться каждый раз как можно сильнее. Подскоки. То же, что и многоскоки, только акцент прыжков не вперёд, а вверх. При этом приземляться нужно на обе ноги, а отталкивать одной по очереди. Это позволит нагружая мышцы ног, ослабить нагрузку на суставы и позвоночник. Колесо. Похоже на бег с высоким подниманием бедра, только сложнее. В момент, когда поднимаете бедро максимально вверх, выбрасывайте вытянутый носок максимально вперёд. Получиться своеобразный бег с воображаемыми ударами каждой ногой. Выпрыгивания. Присев, сразу выпрыгивайте вверх и вперёд, оттолкнувшись обеими ногами. При приземлении сразу же приседайте и выпрыгивайте вновь, превратив это в непрерывный процесс на всей дистанции. Это очень мощное и тяжёлое упражнение. Которое развивает мощность ног и всего тела.
1.
Мяч держится перед грудью в основном положении для броска. Ноги поставлены вместе или одна нога чуть выдвинута вперед. Пальцы рук расставлены, большие пальцы направлены друг к другу с обратной стороны мяча. Локти приближены к телу. Взгляд устремлен на корзину.
Бросок одной рукой с места.
Этот бросок часто применяется вместо броска двумя руками с места и выполняется как с близкого расстояния, так и с расстояния 6—7,5 м от корзины.
Мяч выносится из основной позиции в положение перед лицом. Рука, выполняющая бросок, контролирует мяч сзади. Пальцы рук широко расставлены и направлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу. Левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Правая нога выдвинута вперед (для выполняющего бросок правой рукой), ноги согнуты в коленях, взгляд направлен на цель. Мяч посылается выпрямлением руки в локтевом суставе и сопровождается плавным разгибанием кисти. Мяч должен уйти с кончиков пальцев. Это достигается посылом большого пальца вперед. Направление тыльной стороны кисти к лицу сохраняется. Разгибанием ног в коленных суставах можно увеличить длину и скорость броска
Бросок одной рукой сверху в прыжке – важнейшее средство нападения в современном баскетболе. В состязаниях команд спорта высших достижений этот технический прием составляет 65-85% всех бросков с игры. Бросок имеет несколько разновидностей, применяются они в зависимости от дистанции и особенностей защитных действий соперников (Рис 55, 56).
Р
Бросок одной рукой сверху в прыжке
После стопорящего шага левой ногой, приставляется правая нога, руки в локтевых суставах сгибаются, мяч выносится на правой руке над головой, поддерживается левой рукой сбоку-сверху. Толчком двумя игрок выпрыгивает, при этом туловище направлено прямо на кольцо, ноги слегка согнуты.
В высшей точке прыжка, игрок разгибая правую руку вперед-вверх плавным, но энергичным движением направляет мяч в корзину.
34. Из положения лёжа на спине, стойка на лопатках (держать).
Из положения стоя (лёжа), мост. (держать)