в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение

Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние)проявления вербального и невербального поведения:

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего,являются:

• многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;

• многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;

• уникальный характер и неповторимость психических явлений.

Вид наблюдения Характеристика

В зависимости от позиции наблюдателя • открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;

• скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща ется, проводимое незаметно для них.

В зависимости от активности наблюдателя • пассивное – наблюдение без какой-либо направленности

• активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;

• лабораторное (экспериментальное)наблюдение в искусственно создаваемых условиях. Степень искусственности может быть различной: от минимальной (в непринужденной беседе, в привычной обстановке, до максимальной (в эксперименте с использованием специальных помещений, технических средств и принудительных инструкций).

• естественное (полевое)наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

В зависимости от регулярности • случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;

• включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;

• невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

По упорядоченности • случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

• сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необходимости получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений;

• выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению;

систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику

точки зрения хронологической организации наблюдения • лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;

• периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков времени;

одиночное – описание отдельного случая

Самонаблюдение (рефлексия)

Используется в основном для определения внутренней позиции самого наблюдателя.

Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:

• адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;

• точность и образность формулировок;

• обязательное описание ситуации (фон, контекст, в которой наблюдаемое поведение имело место.

В детских дошкольных образовательных учреждениях метод наблюдения является одним из самых востребованных и эффективных. Именно он позволяет выявлять какие-либо особенности, как в поведении (позиция лидерства, самооценка девиантность и т. д., так и в образовании (склонностях, способностях) детей. Самонаблюдение помогает педагогу влиять на собственные психологические особенности и выявлять возникающие проблемы.

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,5 до 3.

Конспект открытого занятия в объединении «Художественная студия» на тему: «Рисование различных видов насекомых». Конспект открытого занятия в объединении «Художественная студия» (подготовительное отделение). (Руководитель – Е. С. Болотова, педагог.

Консультация для педагогов «ИКТ в процессе организации различных видов детской деятельности» ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящее время возникают новые.

в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. detsad 490734 1509559859. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение фото. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение-detsad 490734 1509559859. картинка в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. картинка detsad 490734 1509559859. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.Мастер-класс «Изготовление различных видов тряпичной куклы-Кувадки» Цель: • познакомить детей с историей народной куклы Кувадки, развивать интерес к традиционной народной культуре; • научить детей изготавливать.

Презентация «Организация различных видов деятельности и общения детей» Организация различных видов деятельности и общения детей. Выполнила: Куплинова Наталья Викторовна МДК 02.01. Теоретические и методические.

Проект «Рукотворный мир. В мире различных материалов» Тип проекта: среднесрочный, познавательный. Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посред-ством.

в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. detsad 896365 1516554806. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение фото. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение-detsad 896365 1516554806. картинка в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. картинка detsad 896365 1516554806. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.Совместное конструирование из различных материалов Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей,.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Источник

Классификация видов наблюдения, их характеристика

в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение фото. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение фото. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение фото. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение фото. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение фото. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение фото. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Классификация наблюдения производится по различным основаниям:

1. По степени формализованности выделяют:

2. По положению и роли наблюдателя различают:

В зависимости от места и роли наблюдателя различают 4 типа включенного наблюдения:

3. По месту организации:

4. По степени регулярности:

Систематическое наблюдение характеризуется, прежде всего, регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Вести наблюдение можно: а) за определенной группой; б) за определенным процессом в разных группах; в) за определенным процессом в определенной группе.

К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации.

в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. 640 1. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение фото. в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение-640 1. картинка в какой системе классификации наблюдений выделяется фронтальное наблюдение. картинка 640 1. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

5. В зависимости от наличия элементов контроля при про ведении наблюдения:

Ведущей задачей построения программы метода наблюдения является классификация тех фактов, которые составляют наблюдаемую ситуацию и без которых наблюдаемые факты будут изолированы, лишены смысла.

Разработка программы социологического наблюдения предполагает:

I. Методологическая часть.

1. Обоснование применения метода наблюдения, выделение проблемной ситуации, подлежащей наблюдению;

2. Выделение целей и задач наблюдения;

3. Определение объекта наблюдения и предмета наблюдения, категорий, единиц наблюдения, условий наблюдения;

4. Формулировка гипотез наблюдения.

II. Методическая часть (методика и техника наблюдения).

2. Определение способов регистрации (дневник наблюдения, протокол наблюдения, карточки для регистрации, блокноты, технические устройства). Подготовка инструментария.

3. Апробировать инструментарий, внести в него коррективы (при необходимости), размножить в необходимом количестве.

4. Составление графика выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит)

5. Разработка инструкции наблюдателям, проведение их обучения и инструктажа.

Источник

Методические рекомендации «Методика организации наблюдений»

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления.

От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно: а) подчинено определенной цели; б) проводится по определенному плану; в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.

В процессе наблюдения выделяются общие и отличительные признаки, устанавливаются закономерности и на основе этого делаются выводы. Наблюдения характеризуется тем, что при его применении в процессе усвоения включаются различные виды деятельности школьников. Это разработка плана ознакомления с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы. Эти знания закладывают основу мировоззренческих взглядов учащихся на единство окружающего мира, на их основе складываются убеждения в том, что окружающий мир познаваем. Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, что они изменяются.

В ходе наблюдений у учащихся начинает формироваться целостный взгляд на окружающую природную среду:

окружающий мир реально существует и познаётся человеком;

предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;

окружающий мир не является статичным, он постоянно изменяется.

Критерии оценки становления интеллектуальных умений:

умение выделять главное, существенное;

умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, человеком и окружающей средой;

умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Наблюдения способствуют накоплению запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают специальные практические умения и навыки.

Наблюдения тесно связаны со словесными и наглядными методами обучения и применяются тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения.

Основные требования к наблюдениям:

содержание наблюдений должно быть систематизировано;

все наблюдения должны быть доступны;

наблюдения должны усложняться по годам обучения, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности;

объекты для наблюдения отбираются педагогом совместно с воспитанниками в зависимости от степени физической доступности объекта природы.

Выделяют следующие виды наблюдений:

По дидактической направленности:

наблюдения, предваряющие изучение нового материала;

наблюдения, проходящие в процессе изучения нового материала;

наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.

По технической «оснащенности» восприятия:

По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:

выводы и сообщения.

Классификация наблюдений по А.И.Ивановой:

По характеру наблюдаемых объектов:

Наблюдения за растениями;

Наблюдения за животными;

Наблюдения за объектами неживой природы.

По месту проведения наблюдений:

В групповой комнате;

В лесу, в поле и т. д.

По количеству детей:

Индивидуальные (1-4 ребенка);

Групповые (5-10 детей);

Коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

Поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс:

Эпизодические (проводимые от случая к случаю);

Кратковременные (от 5 до 15 минут);

Длительные (свыше 15 минут).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

Многократные, или циклические.

Заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

Обобщающие (наблюдения, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10.По характеру познавательной деятельности детей:

Иллюстративные (детям все известно, и наблюдение только подтверждает знакомые факты);

Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

Решение задач наблюдения.

11. По способу применения в аудитории:

Под методикой наблюдения понимается социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна четко очерченному кругу задач. В зарубежной литературе синонимом «методики наблюдения» является «техника наблюдения».

Методика наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает:

а) выбор ситуации и объекта для наблюдения;

б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков наблюдаемого, поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием;

в) способ и форму фиксации результатов наблюдения;

г) описание требований к работе наблюдателя;

д) описание способа обработки и представления полученных данных.

1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому воспитаннику, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае педагог продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте.

2. Словесная информация педагога не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Педагог должен словесно обозначать все то, что видят ребята, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае формируется полноценное знание.

Процесс наблюдения можно условно разделить на три этапа, каждый из которых служит достижению общей цели наблюдений (по А.В. Васильевой):

I этап – подготовительный.

Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается несколькими приёмами:

краткая беседа, ориентирующая на новое;

обращение к личному опыту детей;

показ фильма, иллюстраций, готовящих учащихся к восприятию объекта.

На данном этапе педагог указывает цель, задачи и даёт задания к предстоящему наблюдению.

II этап. Необходимо направить и сосредоточить произвольное внимание на наблюдаемом объекте. Например использование неожиданности. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Можно использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.

III этап – основной. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап (по своему содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части.

1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).

2) Работа по рассмотрению частей объекта.

3) Обобщение увиденного.
Приемы закрепления наблюдения:

1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.

4) Работа с иллюстрацией.

5) Самостоятельное проведение наблюдения.

Наблюдение, как вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла производимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами – их расшифровыванием.

Как показывают многочисленные исследования психологов и физиологов, способность оперировать кодами достигает сколь-нибудь значимого уровня в подростковом возрасте. В дошкольном возрасте имеются только зачатки этой способности. Поэтому педагог должен работать в этой сфере очень осторожно. Малейший нажим, незначительное форсирование этой операции приведет к тому, что дети перестанут понимать её смысл, и тем самым потеряет смысл весь эксперимент.

Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм – с использованием готовых фотографий и картинок. На первых порах основную работу выполняет педагог; дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, педагог постоянно обращается к ним за советом, просит, уточнить увиденное, нарочито совершает ошибки, позволяя ученикам проявить свою наблюдательность. Постепенно роль учащихся возрастает, а педагога уменьшается.

Существуют способы фиксации наблюдений можно разделить на несколько видов:

графические: использование готовых форм, изобразительные, письменные

практические: фиксация натуральных объектов, моделирование.

Ментальными называются разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей. Сюда относятся те приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации и ускоряют извлечение ее из памяти.

ребенок рассматривает объект и составляет о нем устный рассказ;

внимательно рассматривает объект, отворачивается и, не глядя, дает его описание. После этого учитель снова предлагает рассмотреть объект и самостоятельно внести исправления и уточнения;

для тренировки зрительной памяти педагог предлагает детям внимательно рассмотреть объект, затем закрыть глаза и попытаться представить его себе во всех деталях. Педагог помогает этому процессу своим немногословным, но ярким описанием, где упоминаются отдельные наиболее важные детали. Предпочтение отдается тем из них, которые понадобятся в дальнейшем при обсуждении результатов наблюдения или эксперимента.

более прочной фиксации образа в памяти детей способствует сравнение его с уже известными детям объектами;

прием классификации- умение детей находить сходство между объектами, поэтому широко применяется только в старшем дошкольном возрасте. Операция классификации базируется на основных ключевых признаках; остальные же признаки, общие для всей группы, переносятся на новый объект автоматически. Это делается мыслительный процесс более экономным. Знакомя с новым объектом, педагог не дает его подробной характеристики, а предлагает подумать, к какой группе объектов его можно отнести. Занятие с использованием приема классификации пройдет гораздо эффективнее, чем при сообщении знаний в готовом виде.

экономизации мыслительных процессов способствует применение метода укрупнения дидактических единиц. Одновременное изучение двух взаимообратных процессов приводит к экономии до 20% учебного времени. Ум детей обогащается алгоритмом ускоренного извлечения и запоминания. Фактически им приходится запоминать не два понятия, а одно. Реальный естественно протекающий процесс не дробится искусственно на части, в результате у детей сразу же формируется истинное знание. Немаловажным является тот факт, что метод укрупнения дидактических единиц позволяет видеть динамику процесса (птицы осенью улетают, а весной прилетают). Такие взаимообратные процессы важно видеть в природе и уметь передать увиденное детям;

большую пользу может принести включение материалов наблюдений в сюжетно0ролевые игры типа: «Узнай по описанию», «Что изменилось» и т. д.

если сведения об увиденном понадобятся через 2-3 месяца, учитель примерно раз в неделю под разными внешними предлогами возвращает детей к этим воспоминания. Для этого не надо проводить специальных занятий, достаточно обычного бытового разговора;

Использование готовых форм. Этот способ подразумевает не самостоятельную работу детей, а узнавание объекта с помощью тех наглядных материалов, которые демонстрируют педагог, иными словами, выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных. Готовыми формами могут быть:

-схематические зарисовки сделанные педагогом

-объемное изображение объекта или игрушки

-отдельные буквы и слова

Изобразительные способы фиксации наблюдений. Зарисовывание объекта является самым распространенным, но не самым легким способом графической регистрации увиденного. Он требует достаточно развитых навыков изображения, а также умения видеть природу.

В зависимости от степени подготовленности группы зарисовки делает педагог, отдельные ребята или все дети. Схематическое зарисовывание предполагает отражение в рисунке не всех, а только наиболее важных деталей, которые лучше всего заметны, наиболее важны или сильнее всего меняются в ходе эксперимента. Использование условных знаков позволяет создать рисунок, в котором информация содержится в закодированном виде. Удачным примером этого является система знаков, рекомендуемая для регистрации погодных явлений. При использовании данного способа регистрации важно правильно выбрать условные знаки. Они обязательно должны ассоциироваться с наблюдаемыми объектами. Тогда дети легко их запомнят и будут умело оперировать ими при расшифровке рисунков.

Если же знаки не имеют ничего общего с объектами и никак с ними не ассоциируются, это перегружает память детей и усложняет процесс расшифровки записей. Лучше всего в каждом конкретном случае придумывать условные знаки вместе с детьми. Учитывая особенности детской памяти, не следует использовать одновременно много символов. Их количество, за редким исключением, не должно превышать трех.

Обведение объектов используется в тех случаях, когда важно сохранить точные размеры или взаимное расположение частей.

Рисунки-прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов, а также ознакомления с динамикой некоторых превращений. Приступая к наблюдению, педагог предлагает учащимся выразить в рисунке свои представления о том, как будет выглядеть объект через определенное время, например: «Сегодня мы посеяли семена. Нарисуйте, как будут выглядеть молодые растения через неделю». По истечении намеченного срока педагог раздает детям их рисунки и предлагает сравнить свои представления с реально совершившимися событиями. При систематическом применении этой формы учащиеся начинают соотносить свои действия с реальностью, и их рисунки-прогнозы становятся все более осмысленными.

Письменные способы фиксации наблюдений. Запись учителя. Специфика работы заключается в том, что учитель непрерывно советуется с детьми, проговаривает записанный текст в слух, просит уточнить те или иные детали. Иногда учитель нарочно допускает ошибки, тем самым давая детям возможность более внимательно всмотреться в объект, исправить ошибку и, следовательно, лучше запомнить увиденное.

Запись рассказа ребенка. В этом случае учитель записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Иногда учитель заведомо вносит в текст ошибки, чтобы тренировать внимание детей. Затем после окончательной корректировки текст сохраняется до того времени, когда в нем возникает необходимость. Обычно к нему обращаются тогда, когда нужно сравнивать результаты двух разных наблюдений, проведенных при неодинаковых условиях. Запись наблюдений детьми. Детская запись должна составлять из 1-2 слов, являющихся ключевыми, отражающими суть наблюдения, или даже из начальных букв этих слов. Таким образом, формирование навыков регистрации результатов наблюдений осуществляется по следующим стадиям:

использование готовых форм

наблюдение учеников за работой учителя

привлечение отдельных учеников, хорошо справляющихся с необходимыми операциями

заполнение коллективных календарей и дневников всеми детьми по очереди

коллективное заполнение индивидуальных календарей под руководством учителя

самостоятельное заполнение индивидуальных календарей с последующей сверкой результатов наблюдения

Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если учитель принял новую группу или нового ребенка, немеющих соответствующих навыков. Краткое прохождение всего пути необходимо не только для того, чтобы научить их фиксировать результаты, но и для того, чтобы научить их видеть природу, что значительно труднее.

Значение фиксации наблюдений. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако высказанные замечания не должны приводить к отказу от данной формы работы; напротив, следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного, и тогда эксперимент приобретает завершенность.

Во время фиксации наблюдений педагог широко применяет индивидуальный подход к детям. Давая соответствующие поручения, он учитывает многие факторы: желание ребенка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнить необходимые операции, способность впоследствии расшифровывать зарисованное и многое другое. Данная работа, в отличие от других видов труда (например, гигиенического и обслуживающего), является сугубо добровольной. Учитель не имеет права обязать ребенка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача учителя неизмеримо сложнее: он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел это сделать.

Ведение документации при проведении наблюдений. Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, протокол (дневник) наблюдений.

Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т. е. О состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берется большой лист бумаги. Если работа ведется индивидуально или группами по 2-3 человека, можно ограничиться альбомным листом. Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечает учитель на данный отрезок времени. При отсутствии специальных задач модно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. В таком случае за сезон накапливается 2-3 календаря, и на их основе проводится итоговое занятие по обобщению сведений о сезонных изменениях в природе. Заполнять календарь ежедневно в течение нескольких месяцев нерационально, так как однообразная работа утомляет детей, а полученный большой объем материала затрудняет его анализ. Однако если дети продолжают проявлять интерес к данному виду деятельности, имеет смысл продолжить фиксацию погодных условий. Наблюдения за погодой можно продолжать до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к этому виду деятельности. Внешнее оформление календаря не подлежит стандартизации и целиком определяется целями обучения, вкусами учителя и имеющимися возможностями.

Календарь природы можно назвать усложненным вариантом календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нем создают сменные рубрики, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы», «Кого (или что) мы видели на прогулке» и т. п. Внешнее оформление календаря целиком определяется самим учителем и никакой формализации не подлежит. Сезонные календари сохраняют в течение года и используют на обобщающих занятиях.

Протокол (дневник) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в протоколе регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особых требований к дневнику наблюдений не предъявляется (кроме обычных – аккуратности и точности воспроизведения деталей). Форма и размер протокола, способ регистрации наблюдений определяются педагогом, а ещё лучше – принимаются детьми после коллективного обсуждения. При регистрации динамики процесса необходимо проводить фиксацию результатов на нескольких стадиях. Разнообразные приемы фиксирования данных, доступные для детей школьного возраста.

Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *