в какой школе снимали розыгрыш

Большая перемена. По следам фильмов о школе, снятых в Москве

в какой школе снимали розыгрыш. gl(135841). в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-gl(135841). картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка gl(135841). Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

В преддверии нового учебного года вспоминаем пять отличных — честных и добрых — картин о взрослении, дружбе и любви, снятых с конца 1960-х до 1980-го. Ищем в них знакомые места — все пять сняты в московских школах и одном университете.

«Доживем до понедельника» (1968), режиссер Станислав Ростоцкий

в какой школе снимали розыгрыш. Dozhivyom do ponedelnika 2705013. в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Dozhivyom do ponedelnika 2705013. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Dozhivyom do ponedelnika 2705013. Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Картина, перевернувшая представление о школьном кино в СССР, вышла на экраны 28 октября 1968 года. Чуть раньше, до начала учебного года, ее показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей. Когда в зале зажегся свет, зрители аплодировали стоя, воздавая должное смелому дуэту режиссера Станислава Ростоцкого и молодого сценариста Георгия Полонского. Они показали настоящую школьную жизнь, без прикрас и деления на черное и белое, с конфликтами и сложным выбором. Фильм стал лучшим согласно опросу журнала «Советский экран» в 1969 году, получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве и Госпремию СССР.

В основу фильма легла одноименная ранняя повесть Георгия Полонского, переработанная им в сценарий во время учебы на Высших курсах сценаристов. Дипломная работа 28-летнего Полонского впечатлила не только комиссию, но и Станислава Ростоцкого.

Кандидатуры на главные роли утверждали вместе. Полонский поначалу был категорически против суперзвезды Вячеслава Тихонова в главной роли. Учителя истории Мельникова он задумывал как фронтовика, надломленного и не слишком красивого человека. Но Ростоцкий остался непреклонен, предложив в качестве компромисса возрастной грим. Тихонов же сниматься не хотел — в тот период актер переживал кризис, собирался уходить из кино. Мельников тоже находился на перепутье, решая, продолжать ли ему преподавать. Эту параллель, видимо, и усмотрел режиссер. Выбора Тихонову он не оставил, категорически заявив: «Если ты мне друг, ты должен играть».

в какой школе снимали розыгрыш. Dozhivyom do ponedelnika 2705014. в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Dozhivyom do ponedelnika 2705014. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Dozhivyom do ponedelnika 2705014. Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

На роль молодой учительницы английского языка режиссер выбрал Ирину Печерникову. У актрисы тоже были сомнения — сперва ей показалось, что это будет шаблонный фильм-агитка про школу. Но прочитав сценарий, она загорелась работой. В роли сухой и строгой учительницы русского языка и литературы Ростоцкий снял свою жену Нину Меньшикову. Кстати, «Доживем до понедельника» стал их единственной совместной работой. От актеров, сыгравших учителей, не отставали и «ученики» — Валерий Зубарев, Игорь Старыгин, Юрий Чернов, Ольга Остроумова (роль Риты Черкасовой стала ее дебютом).

в какой школе снимали розыгрыш. Dozhivyom do ponedelnika 2705012. в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Dozhivyom do ponedelnika 2705012. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Dozhivyom do ponedelnika 2705012. Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Когда встал вопрос о месте съемок фильма о жизни современной советской школы, Ростоцкий остановил свой выбор на развивающемся районе Москвы — Северном Медведкове. Директор школы № 234 Виктор Зайцев с радостью впустил киногруппу — он понимал, что благодаря съемкам в ленте известного режиссера учебное заведение войдет в историю.

Фразу «Счастье — это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя по всей стране. Для школы № 234 эти слова стали девизом. Ее можно увидеть в музее, посвященном фильму. На большом экране здесь часто показывают «Доживем до понедельника», в музейном уголке рядом можно рассмотреть старые школьные альбомы, чернильницы и знамена конца 1960-х. Стены украшают цитаты и кадры из фильма и снимки современных учеников.

«Точка, точка, запятая…» (1972), режиссер Александр Митта

в какой школе снимали розыгрыш. Snimok4. в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Snimok4. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Snimok4. Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Самый известный фильм о школе Александра Митты — итог первых десяти лет творческой биографии режиссера, посвященных исследованию темы взросления. От темы борьбы душевных троечников с учительницей-формалисткой («Друг мой, Колька!»), искушения советских подростков внезапно свалившимися на них деньгами («Без страха и упрека») и горького любовного разочарования пятиклассницы («Звонят, откройте дверь!») он перешел к проблеме маленького человека и требований, которые к нему предъявляет общество.

в какой школе снимали розыгрыш. Snimok1(144). в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Snimok1(144). картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Snimok1(144). Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Главный герой — типичный троечник восьмиклассник Леша Жильцов (Сергей Данченко). На фоне одаренных одноклассников, каждый из которых стремится быть личностью, он теряется, а школьная программа кажется ему слишком сложной. Все меняется, когда в класс приходит новенькая, Женя Каретникова (Ольга Рыжникова). С ее помощью Леша начинает работать над собой и очень быстро становится совершенно другим человеком.

Мать и отца Леши сыграли Юрий и Татьяна Никулины. Экранные отец и сын были настолько похожи друг на друга, что многие зрители посчитали юного актера настоящим сыном Никулина. Для Сергея Данченко фильм «Точка, точка, запятая…» стал первым и последним опытом работы в кино. Его судьба сложилась так, как должна была сложиться судьба его героя: он увлекся радиоэлектроникой, окончил Московский авиационный институт и работает по специальности.

в какой школе снимали розыгрыш. Snimok2(21). в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Snimok2(21). картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Snimok2(21). Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Премьера фильма прошла 30 декабря 1972 года. Лента собрала массу наград, среди которых серебряный приз в конкурсе детских фильмов на VIII Московском международном кинофестивале, главная премия на IV Параде детских фильмов в Белграде, приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно и премия Ленинского комсомола.

в какой школе снимали розыгрыш. Snimok3(19). в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Snimok3(19). картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Snimok3(19). Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Натурные сцены снимали на западе Москвы, недалеко от Филевского парка. Основные съемки прошли в школе № 2101 (бывшая 98-я), расположенной на Малой Филевской улице.

«Большая перемена» (1973), режиссер Алексей Коренев

в какой школе снимали розыгрыш. Bolshaya peremena 1164442. в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Bolshaya peremena 1164442. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Bolshaya peremena 1164442. Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Четырехсерийный телефильм об учителе вечерней школы Несторе Петровиче и «удивительном, прекрасном и сумасшедшем» 9 «А» классе школы рабочей молодежи покорил миллионы зрителей сразу после первого показа в апреле 1973 года. Триумфу предшествовало много трудностей и нелепых ситуаций — не менее смешных, чем те, в которых оказываются герои на экране.

Во время съемок газета «Вечерняя Москва» опубликовала небольшую заметку о готовящейся комедии «Приключения школьного учителя». Министерство образования и редакцию газеты начали заваливать письмами возмущенные учителя: как можно приравнивать тяжкий труд педагога к легкомысленному приключению? Министерство потребовало сценарий, чем перепугало съемочную группу — вдруг запретят снимать! Но чиновники по достоинству оценили комедию и только попросили изменить название. Сценарист Георгий Садовников объявил среди коллег конкурс на лучшую версию, пообещав в качестве приза бутылку коньяка. Она досталась оператору картины Анатолию Мукасею.

В основу ленты легла повесть «Иду к людям» Георгия Садовникова, основанная на личном опыте: в течение года писатель был учителем в школе рабочей молодежи. Превращать серьезную повесть в комедию Садовников долго не хотел, но в итоге сдался и вместе с режиссером написал на ее основе сценарий. Между фильмом и повестью много отличий. Любовного треугольника между Полиной, Нестором Петровичем и Федоскиным в книге нет, а вместе с Нелли в школе учится не отец, а мама. Также сценаристы поженили ученика и учительницу и превратили хулигана Ганжу из эпизодического персонажа в одного из главных.

в какой школе снимали розыгрыш. Bolshaya peremena 1164438. в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Bolshaya peremena 1164438. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Bolshaya peremena 1164438. Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

В фильме Коренева снялись сразу несколько звезд советского кино: Евгений Леонов, Ролан Быков, Савелий Крамаров. На главную роль претендовали Евгений Карельских, Константин Райкин и Андрей Мягков. Последний был почти утвержден. Но актер поставил условие снять в роли Светланы Афанасьевны его жену Анастасию Вознесенскую, на что Коренев не согласился. В итоге Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а Светлану Афанасьевну — Наталия Богунова. Пробовался Мягков и на роль Ганжи. Но обаятельного хулигана было суждено сыграть Александру Збруеву. Светлана Крючкова, сыгравшая Нелли Ледневу, попала в фильм по счастливому стечению обстоятельств: она относила на студию сценарий, который не понравился ее мужу Юрию Векслеру.

в какой школе снимали розыгрыш. Bolshaya peremena (2). в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Bolshaya peremena (2). картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Bolshaya peremena (2). Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

На съемочной площадке собрались одни блондинки: Светлана Крючкова, Наталия Богунова, Ирина Азер (Люся) и Наталья Гвоздикова (Полина). Последней пришлось прятать длинные светлые волосы под темным париком. Это было непростое испытание для актрисы, так как многие сцены снимали в жарких павильонах, а одну, в которой Полина катается на лыжах, и вовсе на пляже.

Натурные съемки в основном проходили в Ярославле — на берегу Волги и на Ярославском шинном заводе. Часть съемок прошла в павильонах «Мосфильма», а школьные сцены снимали в Московском педагогическом государственном университете (Малая Пироговская, дом 1/1). С широкой географией съемок «Большой перемены» связан самый заметный ляп в фильме. В разных сценах у Ганжи, ошпарившегося на заводе, забинтована то правая, то левая рука. Эту нестыковку заметили во время монтажа, но переснимать было бы слишком сложно, потому что пришлось бы ехать обратно на завод в Ярославль или заново собирать декорации квартиры и медсанчасти.

«Розыгрыш» (1976), режиссер Владимир Меньшов

в какой школе снимали розыгрыш. Rozygrysh 885698. в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Rozygrysh 885698. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Rozygrysh 885698. Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Сценарий драмы из жизни старшеклассников, написанный Семеном Лунгиным, несколько лет пылился в архиве «Мосфильма». Его посчитали неинтересным и бесперспективным. Браться за съемки заведомо провальной картины не хотел никто. Никто, кроме будущего лауреата «Оскара», а на тот момент — выпускника аспирантуры ВГИКа Владимира Меньшова. За его плечами была всего одна короткометражка, но режиссер решил рискнуть и забрал неугодный корифеям сценарий. Результат превзошел все ожидания.

В 1977 году «Розыгрыш» занял 10-е место в советском прокате — фильм посмотрели почти 34 миллиона зрителей. Лента была удостоена приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший фильм для детей и юношества. Всесоюзный кинофестиваль в Риге отметил картину премиями за лучшую женскую роль (Евгения Ханаева) и сценарий (Семен Лунгин).

Действие фильма разворачивается в обычной советской школе. Лидер 9 «Б» класса Олег Комаровский (Андрей Гусев) подговорил одноклассников соврать учительнице математики Марии Васильевне (Евгения Ханаева): якобы она не предупреждала о контрольной работе. Обман раскрыт, все причастные получили по единице, в классе назревает конфликт. Против Комаровского выступает новый ученик Игорь Грушко (дебют Дмитрия Харатьяна).

В «Розыгрыше» сыграли свои первые заметные роли актрисы Наталья Вавилова и Евдокия Германова. Второстепенные роли одноклассников главных персонажей сыграли не актеры, а обычные старшеклассники из московских школ.

в какой школе снимали розыгрыш. Rozygrysh 885691. в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Rozygrysh 885691. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Rozygrysh 885691. Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Роли учителей и родителей исполнили звезды — Зиновий Гердт, Олег Табаков, Наталья Фатеева, Евгения Ханаева. Владимир Меньшов тоже появляется на экране — в роли физрука.

Сразу четырех актеров из «Розыгрыша» — Наталью Вавилову, Олега Табакова, Евгению Ханаеву и Гарри Бардина — режиссер взял в свой следующий фильм «Москва слезам не верит», получивший в 1989 году «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

«Розыгрыш» можно смотреть как гид по московским достопримечательностям: в нем можно увидеть и знаменитый бассейн «Чайка», и Большой Москворецкий мост, и великолепный дом с кошками в Подсосенском переулке. Основные съемки проходили в московской школе № 59 имени Н.В. Гоголя (бывшая Медведниковская гимназия) в Староконюшенном переулке. Еще в начале прошлого века Медведниковская гимназия считалась одной из лучших в Москве. Здание для нее построили в 1904 году по проекту Ивана Кузнецова — участок и капитал для этого пожертвовала купчиха Александра Медведникова. Сейчас здание закрыто на капитальный ремонт, школа переехала. Тем, кто не бывал внутри, узнать здание непросто: вход в школу снимали совсем в другом месте — у первого корпуса Московского института инженеров железнодорожного транспорта (сейчас — МГУПС).

в какой школе снимали розыгрыш. Rozygrysh 885669(1). в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Rozygrysh 885669(1). картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Rozygrysh 885669(1). Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Фильм запомнился зрителям еще и прозвучавшими в нем песнями на музыку Александра Флярковского. Одна из них — «Школьный вальс» — сразу же после выхода фильма на экраны получила сумасшедшую популярность. Она и сегодня, сорок с лишним лет спустя, часто звучит в школах на выпускных:

«Когда уйдем со школьного двора

Под звуки нестареющего вальса,

Учитель нас проводит до угла,

И вновь — назад, и вновь ему с утра —

Встречай, учи и снова расставайся,

Когда уйдем со школьного двора».

«Вам и не снилось…» (1980), режиссер Илья Фрэз

в какой школе снимали розыгрыш. Vam i ne snilos 1376026. в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Vam i ne snilos 1376026. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Vam i ne snilos 1376026. Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Фильм «Вам и не снилось…» начался с повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька». Писательница отдала рукопись в редакцию журнала «Юность» и несколько месяцев ждала ответа. А когда не дождалась, то отправила историю на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов Сергею Герасимову. Запуску съемок способствовала жена Герасимова Тамара Макарова, которой повесть очень понравилась. Совсем скоро съемки стартовали, режиссером стал Илья Фрэз, а Галина Щербакова — соавтором сценария. В журнале произведение опубликовали в разгар съемок, когда автор изменила конец на более оптимистичный.

История о первой любви старшеклассников и препятствиях, которые чинят этому чувству непонимающие взрослые, конечно же, о современных Ромео и Джульетте. Поэтому героев повести Щербаковой зовут Рома и Юля. Но Госкино настоятельно попросило сценаристов «не мнить себя Шекспиром» — так вместо Юльки появилась Катя Шевченко. Ее сыграла выпускница ГИТИСа 23-летняя Татьяна Аксюта. Ее партнером по съемкам стал Никита Михайловский, который на тот момент еще учился в школе и был младше Аксюты на семь лет. Монструозную маму Ромы сыграла Лидия Федосеева-Шукшина, Елена Соловей — учительницу литературы, которая не может разобраться в своей жизни, маму Кати сыграла Ирина Мирошниченко, а Альберт Филозов — папу Ромы, когда-то влюбленного в нее.

в какой школе снимали розыгрыш. Vam i ne snilos 1376035. в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Vam i ne snilos 1376035. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Vam i ne snilos 1376035. Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Для съемок фильма выбрали школу № 1103 (раньше — № 780) на Литовском бульваре в Ясеневе. Желание учеников попасть в кадр стало для съемочной группы настоящим бедствием. Узнав, где выставлена камера, они подбирались поближе, делая вид, что занимаются уборкой.

Дом, в который въезжают герои в начале фильма под песню «Последняя поэма» («Я уплываю, и время несет меня с края на край»), находится на Енисейской улице (дом 21). А дом бабушки Романа в Ленинграде — это знаменитый Толстовский дом на улице Рубинштейна. Сцену на балконе в подъезде дома учительницы литературы снимали в 16-этажке на улице 26 Бакинских Комиссаров, а сцену в кафе — на пересечении Малого Ржевского и Скатертного переулков.

в какой школе снимали розыгрыш. Vam i ne snilos 1376032. в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-Vam i ne snilos 1376032. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка Vam i ne snilos 1376032. Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Премьера в СССР прошла 23 марта 1981-го. В прокате картина заняла 12-е место — ее посмотрели более 26 миллионов зрителей. Также картина Ильи Фрэза стала лучшим фильмом 1981 года согласно опросу журнала «Советский экран». В марте 1982 года фильм увидели зрители в США — в американском прокате его назвали Love & Lies («Любовь и ложь»).

Источник

«Розыгрыш» 42 года спустя: что осталось за кадром легендарного фильма

Дмитрий Харатьян признался, что именно после роли в фильме «Розыгрыш» он проснулся знаменитым. Дебютная картина Владимира Меньшова стала настолько популярной, что через 40 лет по ее мотивам сняли ремейк.

в какой школе снимали розыгрыш. . в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка . Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

10 января 1977 года на экраны всей страны вышел фильм «Розыгрыш». Трогательная и поучительная история о жизни простых школьников была полнометражным режиссерским дебютом для Владимира Меньшова. Также лента стала и прорывом в карьере юного Дмитрия Харатьяна.

16-летний юноша превратился в кумира поколения, к чему был просто не готов. В эфире программы «Наши люди» Харатьян признался, что слава обрушилась на него в один миг. «Еще первого января я был совершенно обычным мальчишкой. И тут наступает 10 января. Я ни о чем не подозревая выхожу из дома, а люди как-то странно смотрят на меня, говорят: «о, это же тот самый парень из «Розыгрыша». Успех у картины был ошеломляющий», — рассказал артист.

Немногие поклонники знают, что в ленте снималась и дочь режиссера Юлия. Семилетней наследнице Меньшова досталась крошечная роль в сцене с первомайской демонстрацией. Однако ведущая программы «Наши люди» до сих пор с ностальгией вспоминает тот творческий опыт.

На съемках картины все актеры без исключения были влюблены в Наталью Вавилову, которой досталась роль Таи Петровой. Скромная и искренняя героиня приглянулась многим зрителям, а Дмитрий Харатьян и вовсе писал коллеге романтические стихи.

«Я не был влюблен в Наташу. По крайней мере, я отказывался себе в этом признаваться. В нее и так все были влюблены, куда там еще я. Тем более, в то время я не был популярным и красивым. Но однажды я даже написал Наташе очень трогательные стихи», — рассказал Харатьян.

в какой школе снимали розыгрыш. . в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка . Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

По мнению Дмитрия, фильм так понравился зрителям из-за своего посыла. Простая, на первый взгляд, история помогала раскрыться всем персонажам, продемонстрировав их характеры. Особую магию создавала и музыка. В далеком 1977 году Алексей Глызин был участником группы «Добры молодцы», но немногие фанаты знают, что он имел прямое отношение к ленте «Розыгрыш».

«Я тогда был солистом коллектива, и мы записали несколько песен, которые потом вошли в фильм. Сейчас некоторые из этих композиций до сих пор популярны, они продолжают жить», — рассказал музыкант.

в какой школе снимали розыгрыш. . в какой школе снимали розыгрыш фото. в какой школе снимали розыгрыш-. картинка в какой школе снимали розыгрыш. картинка . Золотой период советского кино о школьниках — 1970-е годы. После легендарного «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, в котором не было ни грамма фальши и плакатности, юные зрители поверили режиссерам. Как оказалось, те понимают про них многое — даже то, в чем они сами себе не до конца признаются.

Конечно, успех фильма «Розыгрыш» для многих стал полной неожиданностью. Однако интерес к ленте еще раз доказал, что молодежь хочет видеть искренние истории о себе и своих ценностях. Вскоре в стране наступит время перемен. Быть может поэтому идеалы картины и спустя 40 лет многим кажутся такими правильными.

Источник

Рецензия на фильм Розыгрыш 1976

«Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей. Ты найдешь здесь представителей всех типов людей и образцы всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых.»
Януш Корчак

9 класс. Пора взросления и первых серьёзных мыслей о будущем, о выборе жизненного пути.

Чтобы выбрать путь, надо сначала определиться с целью. А цель существует, если есть в воображении её чёткий образ.

Общество никогда не предлагает какую-то одну цель. Просто для данного общества есть более приоритетные цели, есть менее. Можно на первое место поставить карьеру, успех, материальное благополучие. Можно поставить нравственное совершенствование, самореализацию, поиск смысла жизни, духовное развитие и т.д. Всё это советское общество позволяло. Даже если что-то осуждалось, критиковалось. Но не ставилось под запрет.

Старшеклассники черпают из взрослого мира идеи для своего взросления и этот выбор моделируется на территории школы. Школа выступает своего рода полигоном по обкатке идей. Какая модель пройдёт испытание успешно, та и станет определяющей в дальнейшей жизни. Подрастающее поколение сменит своих дедов и отцов, бабушек и матерей. И определит лицо обновлённого общества. Значит, если путь выбран неверно, отразится это на всём обществе. Но пока обкатка идей происходит не в реальности, а в лабораторных условиях, в школе, ситуация не выходит из-под контроля. Вопрос только в хороших наставниках.

История начинается с того, что ребята из-за нежелания писать контрольную работу по математике сговариваются всем классом заявить учителю (их классному руководителю), что она не предупреждала их о контрольной.

И всё это внезапно начинает рассыпаться. Он не может этого допустить даже в мыслях. «Я всегда мысленно вычерчиваю график. Что когда должно случиться. И если какая-то муть лезет ко мне в жизнь, я просто зверею». Муть залезла в его жизнь в виде «единицы» от Марии Васильевны Девятовой, его классного руководителя, в лице Таи Петровой и неожиданно возникшего конкурента на роль лидера Игоря Грушко. И это, действительно, его бесит.

Вокруг Игоря Грушко сразу собирается круг единомышленников. Он человек увлечённый, творческий. С первых дней он увлекает нескольких ребят идеей создать свой музыкальный ансамбль. Зажигает идеей творчества. Один из ребят мечется между двумя лидерами: между Комаровским, потому что принадлежать к кругу избранных лестно для него. И Грушко, с которым можно заниматься интересным делом, творчеством. И это метание, колебание и есть попытка выбора: карьера, элитарность, статус или творчество, увлечение, дружба. Колеблющийся Вардзиелли ещё не может оформить свой выбор.

Поэтому даже в племенном обществе, в клановом есть деление на социальные слои, на уровни иерархии. Есть элита, которая имеет больше прав, больше привилегий. И есть низшие слои, которые следуют указаниям элиты, ограничены в своих правах, обязаны верить верхушке. Считается, что элита понимает всё и обладает стратегическим мышлением. В этом случае, выживание общества зависит от качества элиты. Если элита ведёт общество в неверном направлении, то погибать будет всё общество вместе со своими вожаками.

Корысть, использование безнравственных средств для достижения цели противопоставлены другой идее. Её можно сформулировать как идею христианскую. Ощущение, что ты не один. Что с тобой рядом есть другие люди. И твои поступки влияют на них. Значит, любой человек несёт ответственность за выбор средств реализации своих желаний, своих инстинктов. Без этого свободы быть не может. Да и выбор целей должен соответствовать интересам общества. А это возможно только в координатах нравственного поведения. Главный нравственный принцип: «Не навреди!». Не навреди своими действиями другим людям, окружающей тебя среде. Знай меру и живи в согласии со своей совестью. Такую модель можно назвать христианской («из любви к Всевышнему и своему ближнему») в противоположность языческой («из любви к себе и своему клану»)

Вернёмся к сюжету. Обман вскрывается. Комаровский начинает искать пути для исправления своего «кола». А Грушко и компания совершенствуются в игре на гитарах. И выходят на уровень выступлений на свадьбах, перед аудиторией. И даже начинают зарабатывать деньги. Что ввергает в шок завуча школы. С одной стороны, она боится растления ребят. С другой, в школу приходит милиционер с благодарностью от милиции. А ребята тратят деньги только на инструменты и собираются перечислять излишки в Министерство здравоохранения.

А Комаровский всё пытается аннулировать свой «кол». Потерпев неудачу в разговоре с Марией Васильевной, он решает подружиться с Таей Петровой. Той самой девочкой, которая не умеет врать. Воспитанная в хороших манерах, в интеллигентной семье, она покупается на вежливое поведение и внимание к ней Комаровского. А Олег просто хочет использовать её авторитет у Девятовой. И через неё повлиять на свою судьбу.

Но и эта надежда вскоре рушится. А тут наступает юбилей их классного руководителя. Поняв, что выстроенные с тщательным расчётом планы рушатся, Комаровский в бешенстве высказывает всё, что в нём наболело и Девятовой и всему классу. И выскакивает из класса. Грушко бежит за ним и мы оказываемся перед эпизодом, с которого начался фильм. Драка в раздевалке.

Сюжет незамысловатый. И даже, до некоторой степени, примитивный. Но важны не кадры школьной хроники, а то, что они высвечивают в душах школьников и учителей. Вся душевная работа, все сомнения, терзания, искания выражаются чаще в том, что герои говорят, чем дышат, что чувствуют. И вот на их слова и стоит обратить внимание. Свой драманализ я и буду, чтобы не быть голословным, подтверждать цитатами из фильма.
Но разделю анализ на те две основные модели жизнеустройства, о которых говорил выше. Языческую и христианскую.

Но пока это только урок нравственности. И ребята его не ответили. «Контрольная состоялась. Только задачи у неё были не тригонометрические, а нравственные. А решили вы их неверно. » Вот за что выставлены оценки. Уже в советском обществе находились люди, которые готовы были свои корыстные цели сделать определяющими. И пожертвовать любым, кто мешал достижению этих целей. Даже если это близкий человек, друг. Но фильм очень современный. Сейчас в наше время прагматизм и цинизм достигли своего апогея и по масштабам деяний и по количеству участвующих в процессе наживы людей.

Слишком большой упор на коллективизм и непогрешимость КПСС привели к тому, что советская идеология пыталась подчинить всё единому мнению, выработанному в недрах Политбюро и ЦК. Считалось, что партия не может ошибаться. Шла подмена понятий: нравственно всё, что принято партийным большинством. Но это проистекало из того, что понятие Бога исключили из советской действительности и заменили понятием партийной номенклатуры. Заповеди заменили моральным кодексом строителей коммунизма. КПСС ушла в прошлое, но преемственность перешла к верхушке РПЦ. Сегодня иерархи Московской патриархии подменяют Христианство как учение, данное через Христа Богом, церковной организацией, где истина принимается на вселенских соборах. Т.е. Патриархия становится неким новым Политбюро. А священник тогда становится непререкаемым авторитетом, который только и может показать дорогу к Богу.

Девятова в этой ситуации, сама не сознавая, высказывает протест против существующей модели советского устройства общества, когда, например, писатели подписывали письма против своих коллег только потому, что так требовала партия, а не их совесть.

Но фильм «Розыгрыш» опровергает идеи современных бюрократов. И Девятова уверена, что преподаёт не только математику, но и уроки нравственности. И именно за решение нравственных задач выставляет оценки.

Но надежда на магию избранности остаётся. «Да исправит она эти колы. Директор прижмёт. Ему во как успеваемость нужна». Они уже знают, что для директора на первом месте престиж школы, а не то, каким будет каждый из учеников в будущем. То, что называется у японцев «сохранить лицо». А на Западе носит термин «корпоративная этика». И на этом они хотят сыграть, избежать наказания. (Кстати, в фильме директора не показывают. Он находится на какой-то международной конференции. Вот она и тема престижа школы.)

Позиция интеллигенции в этом фильме (а представителей её здесь двое: Карл Сигизмундович и Тая Петрова) также не выходит за рамки языческой иерархической модели. Чувство превосходства от своей интеллигентности проявляется в отношении к Грушко, как человеку из среды простой, часто грубоватой. Грушко не деликатен, не воспитан. Он может высказаться напрямую, резко, грубо. Даже по отношению к своим новым друзьям. Например, когда Даша спрашивает Игоря, подражая учителю: «а где на ваши лекции можно записаться», то Грушко отвечает ей «отвали». Тая Петрова, в которую Игорь влюбляется, чувствует в этом человеке что-то положительное, благородное, душевное. Но форма выражения своих чувств и мыслей не достаточно изящна у Грушко для того, чтобы Петрова могла с ним общаться более тесно. Она защищает его перед Комаровским, но отказывается назвать его своим другом. Форма становится важнее содержания. Зато Тая покупается на вежливое обращение Олега Комаровского и начинает дружить с ним, когда он пытается всего лишь реализовать свой корыстный план.

Пытаясь оценить, как влияет общество на становление ребят, мы не увидим самого этого общества в этом фильме. Есть только отдельные представители. Но это даже хорошо. Большое количество персонажей может запутать зрителя, увлечь его самим сюжетом, зрелищностью, отвлечь от анализа явлений. В этом фильме есть главные действующие лица, которые необходимы и достаточны для понимания сути происходящего. Есть лидеры класса. Есть учитель, который влияет на их становление. Есть ребята, поддерживающие того или иного лидера. Есть представитель администрации. Есть всего лишь один родитель (отец Комаровского). Но этого оказывается достаточно, чтобы понять взаимосвязь персонажей. Всё выстроено очень изящно.

Второй момент влияния на Олега. В разговоре с отцом он говорит: «Мы с мамой так страдаем за тебя. Ты подумай, кем бы мог стать, если бы сосредоточился на одном. Ведь когда мать вспоминает, какие ты надежды подавал, у неё руки трясутся. Твой Григорьев у тебя курсовые сдувал. А он уже доктор наук. А у тебя «Амурские волны». Можно ждать, как сложится жизнь, а можно самому складывать. Сейчас нельзя разбрасываться, темп жизни не тот.» По всей видимости, Олег передаёт слова матери. Именно она стремится воспитать в сыне целеустремлённость, честолюбие, карьеризм. А отец, с её точки зрения, не соответсвует этому идеалу.

Так что учителя Комаровского-младшего вполне просчитываемы.

Но отец, хоть и не смог оказать пока значительного влияния на сына, с этой точкой зрения не согласен. Он ближе по духу личности Грушко. Он живёт чувствами. И то, что его увлечением является игра на трубе в парке, доказывает это. И то, что он в хорошую весеннюю погоду, предлагает сыну прогулять школу и пойти на природу. И то, что он, рядовой инженер, любит свою работу, не смотря на то, что звёзд с неба не хватает. Но он не предавал никого. Он не пытался идти по головам. Не был эгоистом и карьеристом.

Про родителей Грушко мы слышим только из его уст. Он живёт с тёткой после смерти его матери, не захотев простить отцу, что тот обзавёлся новой семьёй. Мать умерла. Значит, с душой её тоже было не всё в порядке. Возможно, у неё было много претензий к мужу. И это передалось сыну. Отношение к родителям определяет всю дальнейшую жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми, с окружающим миром. Грушко агрессивен, не выдержан. Легко раздражается, не может принимать с уважением чужого мнения. Не принимает от отца денег. Он не может простить его за то, что он предал память о его матери. А возможно, и считает его виновником её гибели. Мы можем только догадываться о деталях. Но в целом картина ясна. И Игорю предстоит непростой путь пересмотра своих взглядов. Но шансы есть. Он честный искренний человек, пытающийся жить интуитивной нравственностью. Именно он доказывает Девятовой, что она не совсем права, когда слишком опасается за их музицирование. «Почему вы, взрослые, пугаете нас жизнью. Жизнь покажет. Жизнь проучит. Ведь если ожидать всё время только худшего, ведь так и будешь ходить с насупленными бровями. Когда человеку хорошо, он песни поёт, стихи сочиняет. Разве не так?»

Девятова: «Зачем Вам мой опыт, когда у Вас такой заряд оптимизма?» И Девятова признаёт (а она тоже творческий человек), что опыт предыдущих поколений нельзя брать как догму. И нельзя научить человека поведению в каждой сложной ситуации. Но можно настроить правильно душу человека, и его совесть сама подскажет выход. И в учительской завучу она говорит: «Мы столкнулись с совершенно новым фактом, для оценки которого у нас нет критериев. Главный вопрос не в том, что они зарабатывают эти деньги, а в том, на что они собираются их тратить. Вот тут и выяснится, каких людей мы воспитали.

Фильм даёт надежду, что, всё-таки, общество способно выбрать здоровую нравственную идею развития. Что пока в школе есть хотя бы одна Девятова, то система образования и воспитания в школе не выродиться в идею победы эгоизма и потребительства над нравственностью и творчеством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *