в какой сфере впервые появились социальные технологии
logo_name
Социальные технологии:
история появления термина, трансформация содержания, современное состояние
Щербина В. В.
Доктор социологических наук, профессор, гл. научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, зав. кафедрой Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия scherbina.vyacheslav@mail.ru
ID статьи на сайте журнала: 5676
Ссылка при цитировании:
Щербина В. В. Социальные технологии: история появления термина, трансформация содержания, современное состояние // Социологические исследования. 2014. № 7. С. 113-124
В статье обсуждается содержание термина социальная технология с точки зрения а) условий его возникновения, б) сфер применения, в) причин, обусловивших интерес к термину и его популярность в нашей стране; г) причин, лежащих в основе эволюции его содержания; д) разночтений, связанных с пониманием его содержания.
Антонюк Г.А. Социальное проектирование в управлении общественным развитием. Минск, 1986.
Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
Бабинцев В.П., Бабинцева В.И. Социально-технологическое образование будущего чиновника // Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста. Сб. мат. Симпозиума. Белгород, 2010.
Бабосов. Прикладная социология. Минск, 2000.
Викторов Н.А., Чугунова Э.С. Социально-психологические проблемы диагностики инженерных кадров в автоматических системах управления разрабатывающих предприятий (АСУРП) // Психологический журнал. 1983. № 5.
Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск, 1984.
Годунов А.А., Емшин П.С. Методика оценки деловых и морально-политических качеств руководителей и специалистов социалистического производства. М., 1972.
Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере, как фактор ускорения социально- экономического и научно-технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования. М., 1986.
Дудченко В.С. Инновационные технологии. М., 1996.
Дятченко Л.Я Социально технологическая культура менеджеров: проблемы исследования и формирования // Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста. Белгород: БГУ, 2010.
Железко С.Н, Дубинский Л.И., Щербина В.В. Выявление и использование социальных резервов в деятельности автомобильного транспорта. М., 1985.
Журавлев П.В., Карташев С.А., Маусов Н.К. Технологии управления персоналом. Настольная книга менеджера. М., 2000.
Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989.
Зайцев А.К. Социологическая служба объединения. М., 1982.
Иванов В.Н., Матвиенко В.Я., Патрушев В.И., Молодых И. В. Технологии политической власти. Зарубежный опыт. Киiв: Вища школа, 1994.
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 2004.
Ионин Л.Г. Технология социальная // Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
Касавин И.Т. Социальные технологии и социальные практики // Эпистимология и философия. Наука, 2012. Вып. ХХХI. № 1. С. 52–55.
Ковлер. А.Н. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.
Маркова Л.А. Технологии в социальных и технических системах: социальный и гуманитарный анализ // Эпистимология и философия. Наука, 2012. Вып. ХХХI. № 1. С. 64–72.
Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983.
Неймер Ю.Л. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и ее социологическое изменение // Социологические исследования. 1975. № 2. С. 154–164.
Никредин Г.Д. Разработка и внедрение социальных технологий в производственном коллективе. КД. М., 1990.
Оргдиагностика плодоовощного комплекса Московского региона // ВНИИ системных исследований. Сб. тр. М., 1990.
Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишинев, 1997.
Пасадский А.П., Хайниш С.В. Консультативные услуги в России. М., 1995.
Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1, 2.
Пригожин А.И. Методы развития организации. М., 2003.
Прохоров Ю.А. Социологические проблемы инновационной диагностики. К.Д. М., 1990.
Реутов Е. В. Легитимация практик административно-политического управления // Формирование и развитие социально-технологической культуры специалиста. Белгород, 2010.
Русалинова А.А. Проблемы промышленной социальной психологии. СПб., 2009.
Розанов Э. Социальные технологии как метод управления коллективом промышленного предприятия. КД. М., 1991.
Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1977.
Тарасов В.К. Персонал – технология. Отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.
Тощенко Ж.Т. Социальные технологии // Тезаурус социологии. М., 2009. С. 423–427.
Тягушев А.Ф., Федотова А.П. Социологическая служба. Л., 1985.
Шохов А. Сознание: инструкция пользователя. Одесса, 2009.
Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
Щербина В.В. Заводская социология и управленческое консультирование в советский и постсоветский периоды // Социологические исследования. 2008. № 6. С. 115–124.
Щербина В.В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социологические исследования. 2001. № 10. С. 48–58.
Щербина В.В. Проблемы менеджмента в сфере управления человеческими ресурсами // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 57–69.
Щербина В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности // Социологические исследования. 1990. № 8. С. 79–86.
Щербина В.В. Социолого-диагностические технологии в управлении: теоретико-методологические аспекты развития и применения // Социологические исследования. 2007. № 3. С. 30–42.
Щербина В.В., Садовникова Л.Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами. Кишинев, 1989.
Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.: МГУ, 1993.
Юдин Б.Г. Социальные технологии, их производство и потребление // Эпистимология и философия. Наука. 2012. Вып. ХХХI. № 1. С. 55–64.
Юксвярав В.К., Хабакук, И.Я., Лейманн А.Я. Управленческое консультирование. М., 1988.
Социальные технологии
Социальные технологии – совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели. В статье мы подробнее рассмотрим, что такое социальные технологии, зачем они нужны, какие они бывают и как их может использовать обычный человек.
Сущность социальных технологий
Помимо определения, которое было дано в первом предложении этой статьи, существуют и многие другие. Для более целостного представления рассмотрим ещё два из них:
Понятие социальных технологий применимо к управлению как обществом (экономика, социальная среда, культура), так и конкретными организациями (повышение эффективности труда или квалификации работников, формирование корпоративной культуры и т.д.), любыми другими социальными объектами.
И если само выражение «социальные технологии» появилось относительно недавно, то, что оно обозначает, существует уже давно. Люди веками осуществляют управление обществом, занимаются политическим устройством и вопросами культуры.
Но если раньше эти принципы и правила выводились эмпирически, были относительно простыми и передавались от поколения поколению, то сейчас социальные технологии – предмет научных исследований.
Знания из области психологии, социологии и когнитивистики позволяют нам делать априорные предположения о возможных стратегиях управления, что значительно повышает эффективность современных социальных технологий.
Исследования показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло бы обеспечить увеличение промышленного производства на 20–25%, а при реализации резервов – на 40–60% [Уткин Э. А., 1986].
Некоторые типы социальных технологий
Существуют различные классификации социальных технологий, но необходимо выделить как минимум следующие:
Инновационные. Это такие методы и приёмы организации деятельности, которые направлены на реализацию новшеств и создание нововведений. Инновационные социальные технологии способствуют более рациональному использованию ресурсов.
Информационные. Оптимизируют функционирование информационного процесса.
Интеллектуальные. Направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.
Исторические. Это технологии, которые уже были использованы ранее. Анализ исторических событий может указать на эффективную социальную технологию, которую можно использовать и в настоящее время.
Социальные технологии согласия. Это технологии, целью которых является достижение согласия большинства населения по какому-либо вопросу.
Политические. Представляют собой способы и методы решения политических проблем, создания и реализации политических программ.
Все эти типы социальных технологий применяются на практике.
Использование на практике
В качестве наглядного глобального исторического примера использования социальных технологий можно привести Японское экономическое чудо – ряд продуманных экономических и социальных реформ способствовал скачку японской экономики. Этот пример показывает, что исследования в области социальных технологий необходимы для успешного развития общества.
Чаще всего под социальными технологиями понимают какие-то глобальные процессы, но всё вышесказанное актуально не только для них. В качестве более частного примера можно привести организацию работы внутри коллектива. Существуют различные теории мотивации (например, Макклелланда), правила эффективного управления командой, принципы командообразования, теории творчества и креативности и т.д., но, к сожалению, далеко не все используют эти знания.
Применять те или иные социальные технологии в частных случаях может каждый человек. Подумайте, какие, например, инновационные социальные технологии вы можете применить в рабочем процессе или в отношениях с семьёй? Возможно, вы замечаете какие-то проблемы, но вам не хватает знаний? Попробуйте найти информацию на интересующую вас тему по поиску на 4brain.
Инновационные социальные технологии
В пособии раскрываются теоретические, методологические и практические аспекты изучения социальных технологий современного общества, особое внимание уделено особенностям социальных технологий в социальной работе в современных российских условиях. В помощь слушателям предоставлены контрольные вопросы и задачи, примерный список реферативных работ и список рекомендуемой литературы.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инновационные социальные технологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Социальные технологии: понятие, сущность, виды
1.1. Понятие социальных технологий
Технология (от греч. tekhnẽ — искусство, мастерство, умение + lоgos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Традиционно слово «технология» применялось к неодушевленным предметам материального мира и означало «совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства». Поэтому первоначально использование технологий было ориентировано на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. Дальнейшее развитие высокотехнологичных методов генетики, биологии, информационные процессы поставили вопрос о проникновении технологизации в сферу социальных явлений, что значительно расширило и существенно обогатило понятие «технология».
Таким образом, технология — это не просто комплекс знаний о способах и средствах, не просто совокупность инструментов, но совокупность упорядоченная, укорененная в некоторой методологии, в некотором системном принципе, включающем указание на общую и конкретную цель.
Технология воплощает в себе социальную форму практики, способы регулирования, контроля и управления взаимодействием между предметом труда и орудием труда, его технологическим содержанием. Причем если объективной природной предпосылкой технологии являются природные процессы, которые обусловливают ее «вещественный каркас», то соответствующим социальным аналогом технологии выступает коллективная общественная практика, где материально-вещественные компоненты проявляют свою технологическую силу и раскрывают свое социальное значение. Общественная практика объединяет их в определенное целое, которое образует технологический способ освоения социального пространства.
В ходе развертывания научно-технической и информационной революции значительно усилилось внимание к социальным компонентам технологий и появилась возможность распространить технологический подход на все стороны общественной жизни: экономику, социальное управление, образование, воспитание, политику и др. Причем в каждой из них разработка технологии основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники.
«Частичная» социальная технология, по мнению К. Р. Поппера, отличается трезвостью в постановке целей, пониманием того, что может быть достигнуто при помощи имеющихся средств с учетом возможных отрицательных последствий, осторожностью и постепенностью нововведений, постоянным их контролем, дающим возможность пересмотреть и скорректировать в случае необходимости как заданные цели, так и обосновывающие их теоретические принципы, вовремя ликвидировать непредвиденные последствия предпринятых преобразований.
Социальная технология — это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели.
М. А. Марков также предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т. п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур.
Понятие «социальная технология» стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, затрагивающем только материальное производство, а в более широком — затрагивающем и социальную сферу.
В работе «Социальные технологии: толковый словарь» отмечается, что социальная технология — это 1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов; 2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения; 3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах — качества, свойства, объемы, целостность деятельности и т. п. 8
Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Она является одним из важнейших элементов механизма управления, призванным оптимизировать его и исключить все те операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата.
До сих пор в теории социологии не выработано единое понятие социальной технологии. Так, В. И. Курбатов и О. В. Курбатова 9 определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. В то же время В. Н. Иванов и В. И. Патрушев дают даже три определения понятию «социальная технология». Они считают, что это:
— специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов;
— способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;
— метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах — качество, свойство, объемы, целостность деятельности и т. п.
Н. С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, прежде всего социально уязвимых групп.
Свой вклад в разработку проблемы понятийной сущности социальных технологий внесли и зарубежные специалисты. Американские ученые Т. Н. Холланд и М. К. Петчерс важнейшим критерием социальной технологичности считают достижение конечной социальной цели. Они определяют социальную технологию как совокупность задач, требующих решения для достижения социальных целей и необходимых действий. Однако есть на Западе исследователи, которые вообще берут под сомнение правомочность распространения технологических подходов на социальную сферу и на такой ее важнейший компонент, как социальная работа. Шведские ученые Г. Бернлер и Л. Юнссон в книге «Теория социально-психологической работы», изданной в нашей стране в первой половине 90-х гг., писали в связи с этим, что среди некоторых ученых-теоретиков считается «дурным тоном» слишком много говорить о технике. «В этой среде, — отмечают они, — существуют большие опасения относительно того, что тем самым можно прийти к технократическому подходу в социальной работе, что социальная работа станет подобием инженерного искусства или чем-то в этом роде». Хотя такие подходы существуют, но они вовсе не являются преобладающими в зарубежной социологии.
Анализ многочисленных определений понятия «социальные технологии» позволяет выделить три уровня его осмысления:
1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.
2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:
— цели, задачи и возможности метода;
— планируемое итоговое состояние социального субъекта;
— применяемые метод и приемы;
— способы, условия и последовательность их применения;
— необходимое время для осуществления данной технологии;
— способы обучения приемам технологии.
3. Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т. е. являющаяся научной дисциплиной. Например, общественные науки связаны прежде всего с решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.
4. Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, так как масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.
Поэтому формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.
Из многочисленных определений ученых можно выделить основные особенности социальных технологий:
1. Это определенный способ достижения общественных целей.
2. Содержание этого способа состоит в пооперационном осуществлении деятельности.
3. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно.
4. Эта разработка проводится на основе и с использованием научных знаний.
5. При разработке операций учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность.
6. Социальная технология выступает в двух формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этим проектом.
Определение сущностных характеристик социальных технологий позволяет выделить следующие основные их признаки:
— разграничение деятельности на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требований, предъявляемых к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной меры развития процесса. Чем точнее степень соответствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности;
— поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако это не означает, что субъект будет «скован» установленной последовательностью. У него всегда есть возможность «вмешаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств;
— однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предусмотренных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому.
Взаимоувязывание социальных технологий, как стратегического способа развития общества в целом, со стратегическим развитием организаций позволяет учесть в управленческой деятельности принципиальные черты экономики будущего, основанной на новых формах включения работника в трудовой процесс и восприятие самой корпорации не только и не столько как инструмента зарабатывания прибыли, сколько как организации, созданной для приращения общественного капитала.
Объектом социальной технологии выступают работники с их социальными качествами, мотивами поведения, социальными ролями, целями и ценностями; малые и большие социальные группы, организации; социальная сущность организации (выступающая неформальной структурой взаимодействия между участниками организации в контексте ее наиболее общих целей и задач); социальная реальность (как «моментальный фотоснимок», конструируемый участниками организации в рамках ее социальной сущности посредством взаимодействия в соответствии с их взаимными ожиданиями).
Критериями эффективности разработанной технологии служат простота (она не должна содержать промежуточные этапы или операции), гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке), надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма), экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной), удобство эксплуатации.
Если в эпоху, предшествующую информационной стадии развития общества, господствовал объективистский и орудийнотехницистский подход к технологиям, то в современную эпоху возросла значимость субъектно-гуманитарной составляющей технологии, сближающей ее с мастерством и творчеством. В этом отражается повышение роли гуманитарного знания и индивидуальных усилий в технологии.
Не случайно именно в эпоху информации возникло понятие социальной технологии. Это понятие охватывает класс технологий, отличающихся не только особенностями применяющего их субъекта и используемых научных знаний, но в первую очередь объектом применения, целями и ожидаемыми результатами. Если технология в традиционном смысле направлена на преобразование природных (как правило, неживых) объектов, то объектом социальной технологии является социальный объект — человек, группа, конкретное общество. Цели применения социальных технологий связаны с влиянием на людей, изменением их знаний, установок, потребностей, поведения и мотивов.
Специалистами в области социальных технологий сформулированы следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере 15 :
— объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т. е. иметь признаки социальной системы;
— должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;
— возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
— возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.
Учитывая сложность и неоднозначность человеческого фактора, люди вольно или невольно разрабатывали определенные методы, способы и приемы воздействия как на отдельных личностей, так и на группы, изменяли характер их взаимодействия (особенно в производственном процессе), искали оптимальные пути решения тех или иных проблем и конкретных задач.
Естественные изменения в различных сферах жизнедеятельности общества также приводили к возникновению новых социальных технологий. Конечно, все они складывались достаточно спонтанно, развивались длительное время и фактически являлись результатом эмпирического опыта, массового творчества и закономерностей, открытых социальными науками.
Все современные социальные технологии представляют так называемую активную социологию, т. е. социологию реальных изменений. Ее сторонники, в отличие от классических социологов, не только собирают и анализируют информацию, они вырабатывают решения по своим исследованиям, дают реальные, конкретные рекомендации, отвечающие на вопрос, что теперь делать. В настоящее время социальные технологии целесообразно трактовать как вариант технологий, выделяющийся сферой применения. Социальные технологии инструментальны, то есть их моральная оценка определяется главным образом целью их использования. Одна и та же технология в разных социальнополитических условиях может быть оправданной с точки зрения морали или же категорически недопустимой 17