в какой сфере несовершеннолетние чаще совершают преступления

Основные причины совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними

Уважаемые жители Подпорожского района ЛО!

На территории Подпорожского района ЛО сохраняются устойчивые негативные тенденции в состоянии и динамике преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе школьников, воспитанников образовательных учреждений. В преступности несовершеннолетних в последнее время наблюдаются тревожные тенденции: она приобретает отчетливо выраженный агрессивный и корыстный характер; продолжается ее «омоложение» (треть преступлений совершается подростками до 15 лет).

Основные причины совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними:

— психофизиологические особенности личности несовершеннолетнего;

-недостатки семейного воспитания;

-недостатки воспитательной работы в школе;

-влияние экономических факторов;

-влияние негативных проявлений общества (алкоголизма, наркомании и т.д.).

Также отмечается появление новой проблемы-компьютерная зависимость. В результате постоянной работы с компьютером, компьютерных игр несовершеннолетние частично утрачивают адекватное отношение к миру, у них проявляется повышенная агрессивность, что может послужить причиной совершения правонарушений и преступлений. Во всемирной сети существуют следующие виды опасности для несовершеннолетних пользователей:

-социальные сети, сайты знакомств;

-суицид-сайты, сайты-форумы потенциальных самоубийц, Интернет-площадки, распространяющие различные молодежные субкультуры, подверженные самодеструктивному поведению, риску самоубийства;

-интернет-сайты, веб-сайты порнографической направленности;

-сайты, разжигающие расовую, национальную, религиозную рознь и вражду, а также иные формы экстремизма;

-религиозные секты, повсеместно имеющие веб-представительство.

Рекомендации родителям по обеспечению информационной безопасности подростка 13-17 лет:

1) создайте список домашних правил посещения «Интернет» при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения;

2) персональный компьютер с подключением в сеть «Интернет» должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;

3) не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в сети «Интернет», о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни;

4) используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному. «Родительский контроль»;

5) необходимо знать, какими социальными сетями и чатами пользуются ваши дети. Не забывайте, что современный мобильный телефон- это полноценный компьютер, обладающий равными с ноутбуком или персональным компьютером возможностями;

6) настаивайте на том, чтобы дети без вашего разрешения не встречались лично с друзьями из сети «Интернет». Ненавязчиво контролируйте эти встречи;

7) приучите детей никогда не передавать персональные данные и иную личную информацию через «Интернет» без вашего разрешения;

8) приучите детей не загружать и не устанавливать программы без вашего разрешения;

9) приучите ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с сетью «Интернет»;

10) помогите ребенку защититься от спама. Научите не выдавать в «Интернет» своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и правильно использовать специальные почтовые фильтры;

11)просматривайте сайты, которые посещает ваш ребенок;

12) объясните ребенку, что «Интернет»- реальное социальное пространство. Так же как и в реальной жизни здесь нельзя хулиганить, распространять сплетни или угрозы;

13) обсудите с ребенком проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Преступления и административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства. Главным условием совершения несовершеннолетними правонарушений является ослабление наблюдения или контроля над формированием личности и поведением несовершеннолетних со стороны семьи, а также государственных и общественных организаций.

Источник

В какой сфере несовершеннолетние чаще совершают преступления

Библиографическое описание: Жаровских А. Понятие преступности несовершеннолетних [Текст] / А. Жаровских // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 838-840.

Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывала повышенное внимание, как исследователей, так и практических работников. Для того, чтобы исследовать эти проблемы, необходимо определиться в основных понятиях: преступление и преступность, выявить их признаки и особенности. Что же такое преступление?

Преступление – это предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние, посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Важнейшим признаком преступления является его общественная опасность, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям. Вторым важным признаком преступления является его предусмотренность уголовным законом, его противозаконность или противоправность, то есть данное деяние нарушает закрепленное в норме уголовного закона запрещение совершать подобные деяния. Любое другое деяние, не предусмотренное уголовным законом, не относится к разряду преступлений. Оно может быть административным, дисциплинарным или аморальным проступком. [1, с. 48]

Однако общественной опасностью и противозаконностью не исчерпываются признаки преступления. Общественно опасное и противозаконное деяние может быть признано преступлением только тогда, когда оно совершено виновно, то есть при наличии соответствующего психологического отношения к деянию и его последствиям со стороны совершившего лица. Ни одно деяние, какие бы общественно опасные последствия оно не влекло, не может быть признано преступлением, если оно совершено не виновно. Преступным является не всякое причинение вреда, а только допущенное умышленно или неосторожно.

Следующим обязательным признаком преступления является наказуемость, то есть установленное за то или иное деяние в УК соответствующего наказания. Любое преступление является аморальным, безнравственным поведением людей, морально осуждаемым обществом. Однако не всякое аморальное деяние является преступлением.

Если преступление понятие – единичное, то преступность – понятие массовое. Преступность можно определить, как исторически изменчивое социально – правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени. [2, с. 258]

Социальные науки рассматривают преступность, в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Это относительно устойчивая распространенная форма девиантного поведения, достигшая степени общественной опасности. Понятие преступности среди несовершеннолетних связано с возрастом 14–17 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тысяч детей в России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности). Важнейшим показателем преступности является ее состояние, то есть количественно – качественная ее характеристика. Состояние преступности определяется следующими критериями:

количеством зарегистрированных преступлений и числом преступников, привлеченных к уголовной ответственности (осужденных за их совершение);

характером структуры преступности (объект преступного посягательства, мотивация преступника, групповые преступления, мужская, женская, подростковая преступность);

уровнем латентности преступности. [3, с. 124]

Только по совокупности перечисленных критериев можно составить достоверное представление о состоянии преступности в стране, на отдельной территории и на основе этих данным проводить анализ профилактики преступности.

Рассматривая форму совершения преступлений, необходимо обратить внимание на групповые преступления. Доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних в 2–5 раз выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых. Во многом это обусловлено возрастной потребностью общения в неформальной среде сверстников. Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуются как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на длительную преступную деятельность, включая ее организованные формы. Эти группы отличаются высоким уровнем подготовки, хорошей технической оснащенностью. Некоторые преступные группировки располагают техническими средствами, которым могли бы позавидовать оперативные подразделения органов внутренних дел. В них просматривается организованная структура, в целом повторяющая структуру аналогичных групп взрослых. Выделяется, прежде всего, лидер. При его непосредственном участии подготавливаются и совершаются преступления, подводятся итоги. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии с неписаными законами. Подавляющее большинство групп несовершеннолетних насчитывает 2–3 человека, остальные объединяют более 4 человек. Группы в основном состоят из лиц мужского пола. Однако имеются смешанные группы, куда входят не только несовершеннолетние женского пола, но и взрослые, нередко ранее судимые. [4, с. 58]

Преступность несовершеннолетних характеризуется высокой латентностью. Это обусловлено, во-первых, тем, что преступления подростков часто не влекут тяжелых последствий и потерпевшие об этих преступлениях не заявляют в правоохранительные органы. Во-вторых, многие преступления совершаются против своих сверстников из неформальных криминогенных групп. В силу закрытости этих общностей информация о совершенных преступлениях правоохранительным органам просто неизвестна.

Преступность несовершеннолетних имеет ряд своих специфических особенностей, которые отличают ее от взрослой преступности. Во-первых, таковыми являются особенности возраста. Подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический. Что же значит переходный период? В биологии переходным возрастом называют такую фазу развития организма, когда он отличается повышенной чувствительностью к каким-то определенным внешним и внутренним факторам. Подростковый возраст – это, прежде всего возраст полового созревания человека, характеризующийся гиперактивностью личности во всех сферах. В начале этого периода подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения. Информация сексуального характера становится для подростка чрезвычайно привлекательной. Происходит и определенная переоценка ценностей, меняется отношение к собственной внешности. [5, с. 73]

В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Отличается лишь тем, что появляется подростковое чувство взрослости – уровень притязаний, возвышающий положение, которое подросток еще не достиг. Появляется постоянное стремление подростка к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требование, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Подросток также усваивает внешнюю взрослую атрибутику поведения – в манере одеваться, говорить, начинает курить, употреблять спиртные напитки и т. д. Для мальчиков характерно стремление обладать качествами «крутого парня», почерпнутых из кино и телепередач. Отсюда стремление демонстрировать физическую силу, мужественность, раскованность, употребление жаргона или сленга. Как же зарождается чувство взрослости? Первые зачатки чувства взрослости появляется тогда, когда еще задолго до физических трансформаций подросток выполняет «взрослые» обязанности – ходит в магазин, сидит с младшим братом и др. В этот момент в социальную взрослость начинает «входить» взрослость психологическая. Вторым источником чувства взрослости является вхождение ребенка в неформальные разновозрастные группы, где инициатива общения принадлежит старшим по возрасту. Такое общение быстро приводит к взрослению, поскольку меняются тема и содержание контактов. Третий источник – самостоятельное установление идентификации между собой и окружающим миром. Видя сходство и различие, подросток иногда адекватно, иногда нет определяет направление своей взрослости. Многие подростки реализуют это чувство социально одобряемыми способами – хорошо и усердно учатся, занимаются спортом, творческой деятельностью, направляют свою активность и энергию на благо себе и окружающим. Однако наряду с этими способами доказать свою взрослость и завоевать достойное положение в социуме, зачастую подростки стремятся добиться авторитета с помощью отрицательных форм поведения. Отсюда многочисленные примеры участия подростков в групповых хулиганствах, изнасилованиях или кражах, чтобы не прослыть трусом или предателем. Последний источник взрослости – активная гендерная установка. Мальчик воспитывает в себе мужественность, смелость, выносливость, а девочка стремится походить на взрослую женщину, используя украшения и много косметики. [6, с. 193]

Следующая особенность переходного возраста – сильная душевная ранимость. Подросткам свойственно абсолютизировать безысходность той или иной критической или конфликтной ситуации. Потребность в общении, будучи неудовлетворенной, вызывает острое чувство одиночества, которое воспринимается, как неустранимое. Эти и иные жизненные трудности, особенно унижение достоинства в период самоутверждения, фрустрация в силу названных обстоятельств зачастую загоняют юного человека в тупик и даже очень часто приводят к мысли о том, что разрешить его проблемы можно только путем ухода из жизни. Статистика подросткового и юношеского суицида весьма тревожна. В списке причин смерти указанной возрастной группы самоубийства занимают третье место после туберкулеза и травматизма, и их количество продолжает увеличиваться.6 В девяти из десяти случаев юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с жизнью, а желание обратить на себя внимание – крик о помощи.

1. Майков В.Ю. Преступность среди подростков. – М.: Российское право, 2012.- 240 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2008.- 464 с.

4. Гаджиева А.А. Дети – жертвы в своей семье. – М.: Криминологическая ассоциация,2012.-145 с.

5. Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России. – М.: Судебно-правовая реформа, 2000.- 211 с.

Источник

Преступность несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних во всех курсах, во всех учебниках по криминологии излагается отдельно, в специально посвященных ей главах или разделах. Это свидетельствует об особом значении данной проблемы, что обусловлено особым местом подрастающего поколения в социальной структуре, да и во всей жизни общества.

Задача охраны жизни, физического и нравственного здоровья будущего поколения, всемерная социальная и правовая защита законных прав и интересов несовершеннолетних и молодежи является приоритетной во внутренней политике любого цивилизованного государства. Всякое нормальное общество особо болезненно реагирует на пораженность преступностью именно несовершеннолетних. Но особое внимание в криминологии к преступности несовершеннолетних объясняется не только тем, что эта проблема имеет большое социальное значение, но и тем, что она характеризуется значительной спецификой.

Характеристика и особенности преступности несовершеннолетних

Для криминологии важность изучения преступности несовершеннолетних обусловливается тем, что она является резервом всей преступности. Установлено: чем в более раннем возрасте человек совершил преступление, тем выше вероятность того, что он совершит новое преступление. Более 2/3 рецидивистов совершили первое преступление в несовершеннолетнем возрасте. Увеличение доли преступлений несовершеннолетних в совершении преступности рассматривается как ухудшение характера преступности. В общей структуре преступности эта доля составляет 10—12%. Свыше 90% преступлений совершается лицами мужского пола.

Состояние преступности несовершеннолетних в России можно охарактеризовать как неблагоприятное. Темпы роста этого вида преступности почти в 7 раз превышают темпы роста населения в этой возрастной группе. Увеличилось число лиц, повторно совершивших преступления: за 15 лет — на треть. Преступления девочек и 14—15- летних растут более быстрыми темпами, чем преступность несовершеннолетних в целом. Несовершеннолетние являются одной из наиболее пораженных преступностью групп населения.

Для судимости несовершеннолетних характерны следующие пропорции.

Около половины несовершеннолетних освобождаются от уголовной ответственности и наказания на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства. Из числа осуждаемых 2/3 осуждаются условно. И только 1/4 часть осужденных приговаривается к реальному отбытию лишения свободы. В настоящее время в 60 воспитательных колониях отбывают наказание около 20 тыс. несовершеннолетних преступников (хотя часть из них продолжает отбывать наказание в воспитательной колонии и после наступления совершеннолетия).

Почти 2/3 несовершеннолетних освобождается от отбывания наказания условно-досрочно.

Эти данные свидетельствуют о том, что российская уголовная юстиция достаточно гуманна в отношении несовершеннолетних преступников, учитывает особую роль подрастающего поколения в жизни общества. Для этого есть криминологические основания, исходящие из особенностей детерминации поведения несовершеннолетних и из возрастных особенностей.

Поведение человека определяется тремя линиями причинных связей. Первая, идущая из прошлого, включает в себя весь жизненный опыт человека, его сформировавшиеся взгляды и представления.

Вторая, действующая в настоящем, — это конкретная жизненная ситуация и ее оценка субъектом. Третья, направленная в будущее, — это мысленная модель будущего результата, предвидение последствий своего деяния. У несовершеннолетних все эти линии объективно и принципиально неполны. Жизненный опыт подростка мал и фрагментарен, характер и взгляды окончательно не сформировались. В силу этого оценка ситуации часто бывает неадекватной, а недостаточный жизненный опыт и неадекватность оценки ситуации обусловливают и неправильное предвидение последствий.

Кроме того, играют свою роль и особенности возраста, которые вызывают ряд последствий. Социальные: происходит смена сфер социализации.

Семью как основной институт социализации ребенка сменяют учебные коллективы и неформальные группы сверстников.

Социально-психологические: линия поведения подростка формируется под воздействием противоречивых факторов. Для несовершеннолетних характерны как повышенная конформность (податливость группе), так и стремление к самостоятельности. Это обусловливает неустойчивость, ситуативность поведения несовершеннолетних. Психологические: процесс полового созревания обостряет (акцентуирует) проявление некоторых качеств (повышенная возбудимость, импульсивность и т.д.). Все это в определенной мере сказывается на специфике преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Можно отметить следующие особенности преступности несовершеннолетних.

Структура преступности несовершеннолетних как бы усечена по сравнению с преступностью взрослых. Одни общественно опасные деяния несовершеннолетних не считаются преступлениями (по возрасту), другие — не совершаются ими в силу их социальной роли (воинские, должностные и т.д.). По этой причине преступная мотивация также сужена: не присутствует семейнобытовая, карьеристская, политическая и т.д. В структуре мотивов преступности доминируют корыстные: 3/4 всех совершаемых несовершеннолетними преступлений — это преступления против собственности.

Большинство преступлений совершается в сфере досуга. В отличие от взрослой преступности в преступности несовершеннолетних преобладает групповая преступность: от половины до 3/4 преступлений совершается в группе (в зависимости от вида преступления).

По характеру преступность несовершеннолетних являлась более тяжкой, чем преступность взрослых: 3/4 совершаемых несовершеннолетними преступлений были тяжкими или особо тяжкими. Но после того, как в октябре 2002 г. квалифицированная кража (а это наиболее распространенный состав) была переведена в категорию преступлений средней тяжести, этот показатель снизился более чем в 1,5 раза.

Для несовершеннолетних трудно объективно оценить показатель повторности, поскольку во многих случаях новая судимость имеет место уже после достижения 18-летнего возраста: новое преступление совершается в несовершеннолетнем возрасте, а новое наказание отбывается уже в исправительном учреждении для взрослых.

Причины совершения преступлений несовершеннолетними и их предупреждение

Многие криминологи в качестве непосредственной, специфической причины преступления рассматривают искаженность (деформацию) ценностно-нормативной сферы личности. Главное в содержании ценностно-нормативной сферы — нравственное и правовое сознание.

Из двух нормативных систем — мораль и право — исторически и логически исходной является первая. По вопросу о роли нравственного сознания в генезисе преступного поведения существуют две крайние точки зрения. Одна из них — концепция моральной дефективности — говорит об отсутствии морали у преступников.

Как существуют от рождения люди слепые, глухие, т.е. физически дефектные, так существуют и люди морально дефектные от рожде- ния, имморалики. Другая — теория асоциальных субкультур — говорит о наличии у преступников особой преступной морали, которая оправдывает совершение преступления. Таким образом, одна теория видит причину преступного поведения в отсутствии у преступников морали, другая — в наличии, но особой.

Концепция деформированности нравственного сознания исходит не из того, что у преступников мораль или совсем отсутствует, или присутствует какая-то особая, а из того, что у них наличествуют искажения (дефекты) обычного нравственного и правового сознания.

Деформация нравственного и правового сознания проявляется (объективируется) в поведении, но может быть с определенной степенью точности диагностирована и на более ранних стадиях с помощью социологических и психологических методов.

Индивидуальное сознание включает в себя две стороны — рационально- теоретическую и чувственно-рациональную. С рациональной стороны нравственное сознание состоит из трех элементов, связанных с основными функциями морали: 1) знание морали (познавательная функция); 2) отношение к морали (оценочная); 3) отношение к соблюдению моральных норм (регулятивная). Дефекты могут обнаружиться в любом из этих элементов.

Можно также выделить следующие уровни (стадии) развития нравственного сознания личности:

В возрастной психологии (Ж. Пиаже) установлена корреляция между уровнями (стадиями) интеллектуального и нравственного развития. Первая стадия нравственного развития примерно соответствует умственному развитию дошкольников, вторая — младшему и среднему школьному возрасту, третья стадия начинает формироваться в юности.

Деформированы могут быть не только элементы, но и сам процесс формирования нравственного сознания. Такая деформация выражается в нравственном нигилизме или нравственном инфантилизме (недоразвитости).

Под нигилизмом понимается осознанное негативное отношение к существующей системе морали и права, он характеризуется антисоциальным содержанием усвоенных личностью норм. Примерно каждому пятому несовершеннолетнему преступнику присущ нигилизм.

Под инфантилизмом понимается такое несовпадение уровней интеллектуального и морального развития, когда более высокому уровню умственного развития (более старшему возрасту) соответствует более низкий уровень морального развития. Инфантилизм характеризует не содержание, а форму, способ и степень усвоения норм.

Критерием уровня развития нравственного сознания является санкционирующий орган, обеспечивающий соблюдение норм. Для первого уровня это страх наказания, для второго — авторитет старших и мнение окружающих, для третьего — совесть, осознанная необходимость соблюдения моральных требований. Для профилактики и коррекции отклоняющегося поведения важно знать уровень морального развития личности. Это позволяет субъекту профилактики выбрать наиболее оптимальные и эффективные меры воздействия на подростка и его микросреду.

Дефекты нравственного сознания являются первичными, во многом предопределяющими дефекты и деформации правосознания.

Исследования правосознания преступников показывают, что процесс деформации правосознания демонстрирует такие же закономерности, как и процесс деформации нравственного сознания

В масштабном криминологическом исследовании, проведенном авторским коллективом под руководством А.И. Долговой, на основе комплекса признаков, отражающих ценностные ориентации, нравственные и правовые взгляды несовершеннолетних, с использованием метода распознавания образов проводилось сравнение несовершеннолетних преступников одного из городов России с их зако- нопослушными сверстниками. На основании только этого комплекса признаков ЭВМ в 80% случаев правильно опознала лиц, совершивших преступление.

Деформации нравственного и правового сознания в той или иной форме присущи всем преступникам. Но следует иметь в виду, что деформация ценностно-нормативной сферы есть конечный результат всего процесса неблагоприятного формирования личности, и простая констатация данного факта недостаточна. Необходимо исследовать источники этих деформаций, социальные факторы, которые обусловили формирование антисоциальной личности, т.е. надо изучать «причину причин». На момент совершения преступления многие социальные процессы могут прекратить свое воздействие, но поскольку они внесли свой вклад в формирование личности преступника, то остаются в сфере интересов криминологии.

К условиям неблагоприятного формирования личности, т.е. факторам, определяющим деформацию ценностно-нормативной сферы, чаще всего относят:

Все эти факторы не выступают изолированно друг от друга, они прямо или косвенно связаны, каждый продолжает или усиливает действие другого.

В настоящее время действие этих факторов, иногда называемых социальными издержками проводимых экономических реформ, значительно усилилось. Наиболее уязвимым оказался такой важнейший институт социализации, как семья. Стремительное обнищание значительной части населения, безработица, рост пьянства и алкоголизма ведут к распаду семьи. Распад семей имеет следствием значительный рост среди несовершеннолетних безнадзорности, бродяжничества, попрошайничества, вовлечения их в аморальную и преступную деятельность. Резко обострилась проблема социального сиротства, т.е. фактического отсутствия семьи при живых родителях (уклоняющихся от воспитания детей, лишенных родительских прав или находящихся в местах лишения свободы). Увеличилось число правонарушителей из таких социально неустроенных групп, как мигранты и вынужденные переселенцы.

Поскольку процесс социализации и процесс формирования преступного поведения у несовершеннолетних совпадают во времени, и одно (преступное поведение) есть следствие недостатков или неудач в другом (социализации), основным направлением в предупреждении преступлений несовершеннолетних является общесоциальная профилактика. Она имеет целью создать условия, способствующие нормальному формированию личности подростка. Ею должны быть охвачены все основные сферы социализации: семья, школа, трудовой коллектив, сфера общения и досуга.

Продуманная социальная политика государства, включающая в себя помощь семье в воспитании детей, улучшение воспитания в школе, совершенствование трудового воспитания, создание условий для проведения полноценного досуга — все это содержит значительный антикриминогенный потенциал. Центр тяжести в профилактической работе с несовершеннолетними должен быть перенесен из правоохранительной системы в государственные и общественные организации. Весьма актуален вопрос о возобновлении полномасштабной деятельности общественных воспитателей, комиссий по делам несовершеннолетних, ранее являвшихся координаторами этой работы, привлечение к ней новых субъектов: церкви, благотворительных фондов и др.

В индивидуальной работе с подростками главное значение имеют меры ранней профилактики. В отношении несовершеннолетних они наиболее эффективны, поскольку направлены на устранение относительно незначительных отрицательных тенденций в развитии личности, не сформировавшихся в устойчивую позицию. Ранняя профилактика требует также меньше расходов, поскольку осуществляется в значительной степени в рамках общевоспитательной работы.

Наконец, ранняя профилактика оставляет резерв времени для дальнейшего предупредительного воздействия, если в нем возникнет необходимость.

К мерам ранней профилактики относятся:

Если на раннем этапе субъекты профилактики не смогли предотвратить нежелательное развитие событий, и подросток стал совершать правонарушения, то применяются меры специального характера: постановка на профилактический учет, прикрепление общественного воспитателя и т.д.

Если и эти меры не дали результата, и подросток совершает преступление, целью предупредительного воздействия становится не допустить совершение нового преступления. На личность преступника воздействуют как правовыми мерами (профилактическое воздействие судебного разбирательства, предупредительная роль назначенного наказания), так и иными (исправительное воздействие в период наказания, помощь в трудовом и бытовом устройстве после освобождения и т.д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *