в какой руке держать гитару правше
Постановка рук на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.
Вводная информация
Правильная посадка
Перед тем, как приступить к правилам посадки и положения рук, стоит отметить фундаментальную вещь, относящуюся к теме. Все тело должно быть максимально расслабленно и не напрягаться от совершенных движений. Это касается рук, пальцев и корпуса. Ваше положение не должно болезненно отзываться в частях тела, и вы не должны быстро уставать от него, органы и конечности не затекают и не дубеют.
Все начинается непосредственно с положения тела. В этом плане гитаристы разделились между собой на два лагеря – одни считают единственно правильным классическое положение гитары, вторые – эстрадное. Чем же они отличаются?
Классическое положение
Итак, эта позиция была придумана изначально, и именно таким образом на гитаре исполнялись первые произведения. Выглядит она следующим образом:
Правая – или левая нога, если вы левша – располагается на специальной подставке чуть выше левой (или правой). При этом выемка деки опирается на бедро, соответственно гриф гитары располагается по диагонали. Рука при этом находится напротив розетки и опирается на корпус. Между бедром и самой гитарой иногда ставят специальную подставку, но это не обязательно. Таким образом, достигается максимальный контроль в управлении как рукой на грифе, так и рукой играющей.
Эстрадное положение
Более распространенная позиция, которую использует на данный момент подавляющее большинство гитаристов. Оно гораздо проще, чем классическое – гитара просто лежит на бедре правой или левой ноги – в зависимости от того, какая рука у вас ведущая. В данном случае надо сделать лишь одну ремарку – гриф гитары должен находиться немного под углом вверх и не быть направлен в пол. Это неправильно и дает меньше контроля, а также портит все положение рук и технику игры. За этим поначалу стоит следить и по возможности корректировать.
Постановка рук на гитаре
Постановка правой руки
Как ни странно, однако именно с правой рукой у многих гитаристов возникают проблемы. Скорее всего, дело в том, что постановка левой руки более-менее очевидна, и вырабатывается сама собой, поскольку как-то иначе ее просто не поставишь. А вот на правую обращают внимание реже – играет себе и играет, главное, что удобно. Это в корне неверно.
Итак, правая рука обязательно должна быть расслаблена. Она должна как бы висеть либо прямо напротив розетки, либо немного сбоку от нее. В этом случае предплечье опирается на внешнюю сторону деки – это создает необходимую опору для движения. При этом при игре боем или гитарным перебором в идеале двигаться должна только кисть руки – игра «от плеча» в корне неверная и требует больше сил, чем надо.
Положение руки над розеткой актуальна для потенциальных бас-гитаристов – и если вы собираетесь освоить этот инструмент, то потренируйтесь игре пальцами в таком положении. Начинать стоит со среднего и потом указательного – именно в такой последовательности дергаются струны.
Постановка левой руки
С левой рукой все попроще. Гриф должен опираться на большой палец, а остальные находятся напротив ладов. При этом они всегда должны находиться в полусогнутом состоянии – струны зажимаются подушечками пальцев, за исключением моментов, когда требуется зажать баррэ на гитаре. Старайтесь, чтобы положение левой руки не менялось на протяжении всей игры, и средний палец условно всегда находился напротив большого.
В некоторых ситуациях можно немного обхватить гриф рукой и большим пальцем заглушить одну из басовых струн – чтобы она не звучала и не мешала аккорду. Также можно сделать при игре соло-партии, особенно на верхних струнах – это даст больше контроля при игре.
Постановка пальцев рук на гитаре
Левая рука
Главное, что стоит запомнить в этом вопросе – каждому пальцу – отдельный лад. То есть напротив каждого из разделений грифа должен быть один палец. Запомните это при игре гамм и тренировке на гитаре. Это сильно поможет в разборе правильных позиций соло-партий, а также сочинению своих собственных. Благодаря этому вы сможете правильно делать приемы легато, ставить интервалы и аккорды.
Правая рука
Основной совет в постановке пальцев на гитаре — «всегда быть расслабленным» актуален как никогда. Пальцы при игре ни в коем случае не должны никак напрягаться – они должны наоборот свободно болтаться. Если вы играете медиатором, то не сжимайте его слишком сильно – это придет с опытом игры. Если игнорировать этот аспект, то можете забыть о развитии скорости и мастерства игры быстрых партий – поскольку рука будет уставать гораздо чаще и сильнее.
При игре перебором пальцы все пальцы должны быть в полусогнутом состоянии и быть перпендикулярны большому – образовывать своеобразный крест.
Советы начинающим гитаристам
Следите за руками. Всегда. Особенно – когда дома обучаетесь и делаете упражнения. Ваша главная задача – достигнуть правильной постановки конечностей и тела и дать своим мышцам их запомнить. Это довольно просто, если всегда принимать правильную позу – достаточно нескольких тренировок длинной всего в час-полтора.
Тренируйтесь играть аккорды на гитаре для новичков, соблюдая все правила. Делайте это медленно и ставьте перед собой цель обыграть их правильно и интересно, при возможности делайте это медленно – и обращайте внимание именно на то, в каком положении находитесь вы и ваши конечности.
Играем правильно : ноги, руки, пальцы
Здравствуйте уважаемые читатели. В сегодняшнем посте рубрики «Советы» я решил рассмотреть следующие вопросы:
Возможно, эти мелочи не так уж важны однако если вы только начинаете играть на инструменте, желательно принять во внимание правильную посадку и положение рук.
1. Положение гитары
К современному положению гитары и рук гитариста шли достаточно долго. Сегодня у гитаристов наверняка вызовет улыбку рекомендация Соловьева — автора одной из лучших школ игры на гитаре, изданной в конце прошлого века:
«На гитаре можно играть при различных более или менее удобных положениях, например, стоя, сидя, лежа, — или чувствуя себя несколько утомленными, развалившись в кресле; но самая удобная и более всех принятая поз — в сидячем положении»
Как же все-таки играть на гитаре — сидя или стоя? А если сидя где её держать на правом или левом колене?
Гитаристы «классики» играют сидя, причем левая нога размещается на специальной подставке, и на левом колене располагается гитара. В таком положении левое колено должно быть выше уровня стула. Высоту скамейки выбирают таким образом, чтобы голова грифа гитары находилась на уровне левого плеча или немного выше. При этом подбородок и левое колено должны находиться на одной вертикали, если головой не вертеть. Корпус гитары должен быть в вертикальной плоскости.
Чтобы гитара не скользила — можно между коленом и ее корпусом проложить лист поролона, или на супер-клей посадить. В этом положении правая рука опирается локтем на край корпуса гитары и кисть при этом находится в районе розетки (дырка в гитаре). В таком положении гитара очень хорошо фиксируется, не скользит и не «пляшет». Также при такой игре большая свобода рук — особенно левой, хорошая доступность по всей длине грифа, а также наименьшая утомляемость. Я кстати начинал играть на классической гитаре, поэтому приходилось подкладывать под левую ногу книжки. При первом знакомстве с данной посадкой и положением гитары, мне показалось, что играть будет очень неудобно. Однако через некоторое время играть по-другому мне уже не хотелось.
Поэтому если вы собираетесь играть на классической гитаре — играйте в классической позе! Тем более что данная посадка действительно очень удобна для обеих рук.
Однако очень многие эстрадные гитаристы чаще всего держат гитару на правом колене при игре сидя, либо играют стоя.
В прошлом столетии известный испанский гитарист, педагог и композитор Дионисио Агуадо много лет работал над конструкцией специальной треноги для жесткого крепления гитары. По его замыслу, гитарист должен был подойти к закрепленной треноге как к роялю, и играть. Агуадо считал, что необходимость поддерживать гитару во время игры сковывает руки и сдерживает их движения. Широкого применения это изобретение не нашло, однако я видел на видеоролике как шведско-американский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин пользовался такой приспособой на своем концерте.
По-поводу правого колена: способы звукоизвлечения, применяемые в эстраде, требуют широкого движения правой руки, обычно держащей медиатор. Поэтому логично перенести гитару на правую ногу, чтобы освободить место для опускающейся руки. Так что не будет преступлением, если вы играете на гитаре не в классической позе. Здесь нужно отталкиваться от того удобно ли вам играть в том или ином положении, не появляются ли боли в спине или руках, при игре. Если у вас появляется боль или дискомфорт — прекратите играть и обратите внимание на то, как вы это делаете. Игра на гитаре должна приносить радость, но никак не боль. Поэтому, начиная играть на гитаре, первое время уделяйте внимание положению гитары и рук. Теперь рассмотрим какова же правильная постановка рук на гитаре при игре.
2. Положение правой руки
Правая рука должна извлекать звук и в тоже время придерживать гитару! Звук можно извлекать посредством щипка, либо удара по струнам кончиками пальцев (как бас гитаристы), либо с помощью различных видов боя. Верхняя часть предплечья (около локтя) ложиться на ребро нижней части гитары, кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении и отклонена вправо. Когда я начинал учиться играть, учитель говорила мне: «Представь, что у тебя в правой руке яблоко или теннисный мяч». То есть по форме правая рука должна быть похожа на сферу! При этом большой палец правой руки должен быть дальше своих братьев — ближе к гифу.
При извлечении звука щипком кисть должна быть не подвижна — работать должны, только суставы пальцев.
Рассмотрим обозначения пальцев правой руки (испанские названия пальцев руки):
i (index) — указательный,
a (anular) — безымянный,
e (extremo) — мизинец.
Мизинец кстати используют очень редко — при игре в испанском стиле фламенко, и в некоторых сложных ритмах. Подробнее про специальные знаки нотного письма можно почитать здесь: нотное письмо.
При извлечении звука щипком желательно наличие на правой руке ногтей. Длина ногтей на правой руке может быть различна, в зависимости от строения подушечки пальца. Ногти должны выступать на 1-1.5 мм над подушечками. При извлечении звука вы должны ощущать струну подушечками пальцев.
3. Положение левой руки
Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть в полусогнутом положении. Струны прижимают кончиками пальцев при игре всеми приемами, кроме баррэ. Пальцы в суставах не прогибать, за исключением указательного, который прогибается, когда прижимает несколько струн. Большой палец служит опорой для остальных четырех, прижимающих струны одновременно, поэтому из-за грифа появляется очень редко (большой палец левой руки иногда помогает взять сложный аккорд сверху грифа). Опираться большой палец на гриф должен примерно на уровне среднего пальца. Струны прижимаются около металлических пластин. Опять же мой учитель сравнивал пальцы левой руки с «молоточками», которые бьют по струнам, при игре. То есть пальцы должны не лежать на грифе, а как бы стоять!
Обозначения левой руки (цифровые):
На левой руке ногтей быть не должно иначе прожимать струны будет проблематично, и из-за этого положение руки будет неправильным. Если вы только начинаете играть — пальцы сначала будут болеть, но со временем подушечки загрубеют, и играть будет очень легко. Повторюсь, если появляется боль или вы чувствуете что левая рука устала, опустите ее на пару минут вниз и расслабьте кисть. Это от непривычки и скоро пройдет. Утомленными руками играть никак нельзя!
До скорого. Если вам понравился пост — подпишитесь на обновления блога и получайте статьи на почту.
Помните: гитара — это инструмент, а любой инструмент всегда берут в руки с определенной целью. Филип Судо
Постановка рук и пальцев на гитаре
Вводная информация
Правильная посадка
Перед тем, как приступить к правилам посадки и положения рук, стоит отметить фундаментальную вещь, относящуюся к теме. Все тело должно быть максимально расслабленно и не напрягаться от совершенных движений. Это касается рук, пальцев и корпуса. Ваше положение не должно болезненно отзываться в частях тела, и вы не должны быстро уставать от него, органы и конечности не затекают и не дубеют.
Все начинается непосредственно с положения тела. В этом плане гитаристы разделились между собой на два лагеря – одни считают единственно правильным классическое положение гитары, вторые – эстрадное. Чем же они отличаются?
Классическое положение
Итак, эта позиция была придумана изначально, и именно таким образом на гитаре исполнялись первые произведения. Выглядит она следующим образом:
Правая – или левая нога, если вы левша – располагается на специальной подставке чуть выше левой (или правой). При этом выемка деки опирается на бедро, соответственно гриф гитары располагается по диагонали. Рука при этом находится напротив розетки и опирается на корпус. Между бедром и самой гитарой иногда ставят специальную подставку, но это не обязательно. Таким образом, достигается максимальный контроль в управлении как рукой на грифе, так и рукой играющей.
Эстрадное положение
Более распространенная позиция, которую использует на данный момент подавляющее большинство гитаристов. Оно гораздо проще, чем классическое – гитара просто лежит на бедре правой или левой ноги – в зависимости от того, какая рука у вас ведущая. В данном случае надо сделать лишь одну ремарку – гриф гитары должен находиться немного под углом вверх и не быть направлен в пол. Это неправильно и дает меньше контроля, а также портит все положение рук и технику игры. За этим поначалу стоит следить и по возможности корректировать.
Общее представление о постановке
Положение правой руки при игре максимально приближено к анатомически естественному. Чтобы получить представление о том, как должна выглядеть правая рука сделайте следующее:
Вот и все. Это самое общее представление о постановке правой руки. В реальной ситуации будут небольшие расхождения с этим положением, крест может быть не таким идеальным, пальцы ima могут быть чуть ближе к концу большого пальца, но общая картина будет такой. Запястье без изгибов в двух плоскостях (спереди и сверху), большой палец впереди, а пальцы ima его пересекают.
Теперь рассмотрим более подробно.
Поднесите руку к струнам, сохраняя положение кисти и пальцев из первого примера.
Поставьте палец p на шестую струну.
a — на первую, как показано на фото ниже.
На большом пальце вы должны ощутить вес руки. Вся рука опирается на большой палец, это точка опоры.
Данное расположение пальцев не означает, что каждый палец всегда играет по своей струне. При игре любой палец может сыграть любую струну. Но данная позиция наиболее удобна для иллюстрации и освоения принципов правильной постановки.
Принципов постановки всего 5.
Расположение правой руки
В этом материале рассматриваются правила постановки рук для гитаристов, изучающих классический шестиструнный музыкальный инструмент. Такие же правила в основном подходят и для всех других видов акустических гитар. Они не распространяются лишь на электрогитары, в том числе и басовый инструмент, так как для игры на них используется преимущественно медиаторная техника, не изучаемая и неприемлемая для нейлоновых струн классической гитары.
Согласно веяниям новейших техник игры на гитаре, правую руку необходимо разместить таким образом, чтобы на линии предплечья и кисти не было никаких существенных изломов, которые создавали бы так называемый эффект «переломанной руки».
С той же целью при постановке этой руки, предполагающей её размещение на самой выпуклом месте корпуса гитары, не следует переносить сколько бы значительное усилие от веса руки на корпус инструмента.
Итак, чтобы положение правой руки было правильным, необходимо выполнить следующий алгоритм действий с гитарой.
Затем локтевой сустав немного разгибается так, чтобы пальцы можно было разместить возле розетки на струнах следующим образом: большой палец касается верхней струны, указательный — третьей струны снизу, средний — второй струны снизу, а безымянный — первой струны (самой нижней и тонкой).
Большой палец в любом случае должен находиться (если смотреть на него со стороны играющего) чуть впереди (левее) других пальцев.
В заключение следует проконтролировать результат и исправить ошибки положения правой руки. На что необходимо обратить внимание при контроле:
Если что не так, необходимо исправить ошибки, потренировавшись заодно с правильной постановкой руки, начиная каждый раз с этапа посадки гитариста и установки гитары на бедро. В результате нескольких минут тренировки можно будет считать, что к первому упражнению по игре на гитаре начинающий музыкант подготовился.
5 правил постановки правой руки:
Обозначение пальцев правой руки
p | — большой палец |
i | — указательный палец |
m | — средний палец |
a | — безымянный палец |
Мизинец при игре классической техникой не используется.
1. Запястье прямое при взгляде спереди и чуть выпуклое сверху.
В этом пункте совмещены два параметра, касающихся запястья, так как оно может изгибаться в двух плоскостях. Если смотреть спереди и если смотреть сверху. Спереди оно должно быть прямым, без вариантов. Почему именно так, расскажу в другом уроке, посвященном обоснованию принципов постановки и звукоизвлечения.
А вот при взгляде сверху вполне допустим прямой профиль запястья при игре. Это не считается ошибкой. Но на начальном этапе обучения лучше держать запястье слегка выпуклым, во избежание его прогиба к деке, что является распространенной ошибкой.
2. Ладонь в одной плоскости со струнами.
Проверить данный параметр можно так: не меняя положения руки и ладони вытянуть пальцы вперед, убрав их со струн и сделав кисть «дощечкой». Сразу станет понятно, параллельна ли ладонь струнам или нет.
3. Палец p чуть впереди пальца i.
Степень выдвижения вперед большого пальца зависит от его природной длины. У одних он длиннее, у других короче. Если палец короткий, не надо стараться его выдвинуть слишком далеко, это неизбежно приведет к излому запястья спереди.
Большому пальцу достаточно быть чуть-чуть впереди пальца i. Это нужно для того, чтобы пальцы p и i не мешали друг другу при игре на соседних струнах. Если же палец длинный, как у меня, ничего страшного если он будет выдвинут подальше.
При поиске положения большого пальца нужно внимательно следить за профилем запястья спереди. Если запястье искривляется, палец выдвинут далеко. При любой длине большого пальца его можно правильно выставить по отношению к пальцу i без искривления запястья. В следующем уроке к этому вопросу вернемся, когда будем говорить о правилах звукоизвлечения.
4. Пальцы ima к струнам под углом 90°
В идеале, если все остальные условия соблюдены, то при установке пальцев ima под углом 90° к струнам, большой палец окажется чуть впереди пальца i. Если этого не произошло, и палец i оказался наравне с большим пальцем или дальше, это значит что пальцы ima недостаточно распрямлены, ладонь близко к струнам (правило 5 или ошибка 4 ниже). Путем отдаления ладони от струн и распрямления пальцев ima всегда можно добиться правильного взаимного расположения большого и указательного пальцев.
5. Внутренняя часть ладони шарообразная (мячик в руке).
Этот параметр регулируется степенью выпрямления пальцев ima. У начинающих чаще всего пальцы поджаты, и ладонь находится слишком близко к струнам. Не бойтесь выпрямить пальцы, это даст им свободу в движении от первого сустава. Но и слишком выпрямлять не надо, кисть должна быть в таком положении, как будто держит воображаемый мячик или среднее яблоко.
Теперь рассмотрим распространенные ошибки.
Постановка левой руки
Если с расположением правой руки у начинающих гитаристов обычно проблем не возникает, то левая рука в этом смысле более капризная. Оно и понятно: правая рука при игре находится в естественном положении – открытой ладонью вниз, когда как левой приходится выворачиваться внутренней частью ладони вверх, что не является естественным не только для музыканта, но и для любого человека.
Но по-другому поставить левую руку не получится, если только человек не изучает стиль фингерстайл, пользуясь каким-либо необычным способом (игрой пальцами обеих рук в районе грифа приёмом, который называется «тэппинг»). Но мы-то изучаем классический инструмент, поэтому такие трюки оставим на потом. В общем, придётся преодолевать трудности в постановке и игре левой руки, поставленной в невыгодное для мышц и сознание положение, посредством наработанных веками технических упражнений, этюдов и советов гитаристов-профессионалов.
Пока же следует научиться правильно ставить пальцы левой руки на гриф гитары. А поможет в этом следующий порядок действий обучающегося.
Должно получиться, что форма кисти и пальцев с виртуальным яблоком как бы обхватывает гриф.
При этом большой палец оказывается расположенным позади грифа напротив линии между указательным и средним пальцами. Это – правильное положение большого пальца, поэтому в дальнейшем его нужно придерживаться в большинстве случаев.
При движении пальцев левой руки по грифу большой палец должен всегда следовать за ними, находясь поперёк грифа с тыльной его стороны. Постановка этого пальца вдоль грифа является грубой ошибкой, которую допускать никак нельзя. Кисть должна всегда быть округлой, а пальцы находиться над струнами, а не под ним (тоже грубейшая ошибка).
Постановка пальцев рук на гитаре
Правая рука
Основной совет в постановке пальцев на гитаре — «всегда быть расслабленным» актуален как никогда. Пальцы при игре ни в коем случае не должны никак напрягаться – они должны наоборот свободно болтаться. Если вы играете медиатором, то не сжимайте его слишком сильно – это придет с опытом игры. Если игнорировать этот аспект, то можете забыть о развитии скорости и мастерства игры быстрых партий – поскольку рука будет уставать гораздо чаще и сильнее.
При игре перебором пальцы все пальцы должны быть в полусогнутом состоянии и быть перпендикулярны большому – образовывать своеобразный крест.
Левая рука
Главное, что стоит запомнить в этом вопросе – каждому пальцу – отдельный лад. То есть напротив каждого из разделений грифа должен быть один палец. Запомните это при игре гамм и тренировке на гитаре. Это сильно поможет в разборе правильных позиций соло-партий, а также сочинению своих собственных. Благодаря этому вы сможете правильно делать приемы легато, ставить интервалы и аккорды.
Упражнения для тренировки
Приведём несколько упражнений, с которых должна начинаться ежедневная разминка пальцев начинающих гитаристов.
Для правой руки
Лучшими упражнениями для пальцев правой руки новичков являются арпеджио (переборы), когда поочерёдно, начиная с баса, извлекаются звуки из четырёх струн (шестой, третьей, второй и первой) по следующим схемам:
Для левой руки
Чтобы развить независимость, растяжку и силу пальцев левой руки, необходимо ежедневно проигрывать хроматические последовательности звуков на всех струнах. Начинать нужно с первой струны, затем переходить на вторую и так далее – до шестой
В первое время хватит игры лишь в первой позиции (в пределах первых 4 ладов), позднее следует играть до 12 лада на каждой струне.
Порядок такой: 0 – 1 – 2 – 3 – 4.
0 – открытая (неприжатая струна);
1 – указательный палец левой руки, прижимающий первую струну на первом ладу;
2 – средний палец, прижимающий первую струну на втором ладу;
3 – безымянный палец, прижимающий первую струну на третьем ладу;
4 – мизинец, прижимающий первую струну на четвёртом ладу.
При этом звуки из струны извлекают пальцы «i» и «m» правой руки поочерёдно: i-m-i-m (и так далее). Научившись свободно играть это упражнение на первой струне, переходите к его проигрыванию на всех струнах без остановки.
Основные ошибки
Заключение
Следите за руками. Всегда. Особенно – когда дома обучаетесь и делаете упражнения. Ваша главная задача – достигнуть правильной постановки конечностей и тела и дать своим мышцам их запомнить. Это довольно просто, если всегда принимать правильную позу – достаточно нескольких тренировок длинной всего в час-полтора.