в какой последовательности проходить вольфенштайн
Серия игр Wolfenstein
История игр из серии Wolfenstein, чей сеттинг построен на сочетании темы Второй мировой войны и фантастики.
Серия игр Wolfenstein – замечательный пример одной из успешнейших, обширных (а тайтл Wolfenstein насчитывает уже больше десятка проектов) и долгоживущих серий в мире видеоигр. Мультиплатформенная и мультижанровая, хотя приоритеты в пользу ПК и ФПС здесь явно присутствуют, именно линейка Wolfenstein очень сильно повлияла на становление и дальнейшее развитие жанра шутер от первого лица. Плюс нельзя забывать про очень необычный и привлекательный сеттинг, совмещающий тему Второй мировой войны с фантастикой и устремляющийся в невероятно глубокую альтернативную историю с мистикой и паранормальщиной.
В общем, серия Wolfenstein явно заслуживает внимания игроков, поэтому сегодня мы рассмотрим ее повнимательнее, проследив с чего все начиналось и чем все закончилось.
Предыстория
Для большинства геймеров Wolfenstein – это в первую очередь ураганные шутеры с увлекательным геймплеем и, если брать последние части франшизы, отменной графикой и ярким хитросплетенным сюжетом. Но начиналось все не с них.
Castle Wolfenstein (1981): непритязательно, но гениально
Первые две игры, Castle Wolfenstein (1981) и Beyond Castle Wolfenstein (1984), представляли собой аркадные стелс-экшены и были разработаны студией Muse Software.
Castle Wolfenstein (1981): таймер снизу отсчитывает время до открытия ящика, а солдат рядом не обращает внимание на героя, потому как он переоделся в форму СС
В первой части играть нужно было за безымянного шпиона, который проникает в замок Вольфенштайн, чтобы выкрасть у нацистов секретные документы.
Beyond Castle Wolfenstein (1984): при встрече нацисты стали требовать пропуск
Beyond Castle Wolfenstein (1984): графика вроде как стала лучше, но невооруженным глазом увидеть различия трудно
Монохромная пиксельная графика, упрощенный вид сверхусбоку, минималистичные однообразные уровни – ничего сверхвыдающегося для глаз современного геймера. Но для начала 80-х это был настоящий прорыв, особенно по части геймплея. Считается, что именно эти две игры первыми заложили принципы стелса. Хотя, будем откровенны, это все же более похоже на аркадный экшен, где врагов можно просто расстреливать из пистолета, наплевав на конспирацию и скрытность – хватило бы боеприпасов.
Знакомитесь, Уильям Бласковиц
1992 год стал эпохальным для жанра FPS, ведь именно тогда id Software выпустила Wolfenstein 3D – игру, которую считают первым шутером от первого лица. Хотя сегодня многие называют это утверждение довольно спорным. Не станем вдаваться в столь сложные и располагающие к дискуссии нюансы, а просто отдадим должное id Software, подаривших нам эту замечательную игру, ставшую в итоге родоначальницей целой плеяды великолепных шутеров.
Wolfenstein 3D (1992): тайники с сокровищами и припасами — характерная черта серии
Помимо того, что Wolfenstein 3D стала первой игрой серии, относящейся к жанру FPS, она также стала первой, где фигурирует в качестве главного героя мужественный и несокрушимый Би-Джей Бласковиц – агент Управления Секретных Операций, в чьи задачи входит сбор данных и проведение диверсий глубоко в тылу врага.
Wolfenstein 3D (1992): с точки зрения современного геймдизайна стены, сплошь утыканные портретами фюрера — весьма сомнительное решение, но здесь это здорово играло на атмосферу
Также Wolfenstein 3D стала первой в серии, где наряду с привычными нацистами появляются их мутировавшие собратья и некоторые сверхъестественные противники (призрак Гитлера, запускающий в героя файерболы), а в конце каждого эпизода, состоящего из нескольких уровней, игрока ожидает встреча с боссом. В общем, игра под началом id Software, которая выкупила у Muse Software права на франшизу Wolfenstein, практически сразу определилась с направлением своего дальнейшего развития и придерживается его (с некоторыми незначительными отклонениями) вплоть до наших дней.
Spear of Destiny (1992): по части геймплея и дизайна никаких изменений
В том же году вышел приквел игры Spear of Destiny и два дополнительных эпизода к нему. Сюжет Spear of Destiny посвящен легендарному артефакту Копье судьбы, похищенному нацистами для своих оккультных экспериментов по созданию чудо-оружия и армии суперсолдат.
Spear of Destiny (1992): шестиствольный пулемет — мощнейшая пушка в DOS-версии (в MAC-версии появились ракетница и огнемет)
В качестве главного героя здесь все также выступает неустрашимый Би-Джей, а вот среди обычных противников и боссов появились новые, весьма эпатажные и запоминающиеся личности. Например, жуткие демоны, призраки и усовершенствованные доктором Шаббсом солдаты-мутанты.
Кстати, Wolfenstein 3D, несмотря на свой солидный возраст, является одной из наиболее популярных ретро-игр, которую можно легко скачать в сервисе Steam или любом другом аналогичном цифровом сервисе.
Возвращение в замок Вольфенштайн
В 2001 году серия вышла из затянувшегося на 9 лет отпуска и обрадовала поклонников новой, весьма удачной во всех отношениях частью Return to Castle Wolfenstein. Разработкой проекта (или, вернее, ее кураторством) по-прежнему занималась id Software при участии Gray Matter Interactive и Nerve Software, а качестве издателя выступила Activision.
Оригинальная игра вышла на ПК, а в 2003 году появились специальные версии для консолей (PlayStation 2 & Xbox) с некоторыми изменениями и дополнительным контентом.
Сюжет и сеттинг Return to Castle Wolfenstein по-прежнему основываются на теме оккультизма и секретных экспериментов, которыми были одержимы верхушки руководства Третьего рейха. Главный герой, Би-Джей, по распоряжению Управления Секретных Операций союзных войск, отправляется в тыл к противнику, чтобы добыть подробную информацию о секретных разработках нацистов. Но попадает в плен к врагу и оказывается заточенным в замке Вольфенштайн. Благодаря собственной ловкости и природной сообразительности герой бежит из тюремной камеры и возвращается к выполнению своего задания. С этого момента игрок и берет процесс под свой контроль.
Return to Castle Wolfenstein (2001): в мире Wolfenstein нежить сражается на стороне нацистов
В то же время все характерные «фишки» серии остались на месте: сверхъестественные противники, экстравагантные боссы, обилие тайников, сокровища, восстанавливающие предметы (включая пресловутые собачьи пайки и горячие обеды) и, самое главное, особая атмосфера, выстроенная на совмещении элементов приключенческого экшена, готики, шпионской романтики, хоррора и военной темы. В общем, Return to Castle Wolfenstein очень даже можно считать успешной вехой в развитии серии.
Wolfenstein: Enemy Territory (2003): добротный середняк среди многопользовательских шутеров своего времени
В 2003 году на базе Return to Castle Wolfenstein выходит самостоятельное дополнение – Wolfenstein: Enemy Territory, рассчитанное на многопользовательскую игру. Стандартный, довольно неплохо реализованный военно-тактический шутер с командными сражениями, в котором доступно несколько разных классов бойцов с прокачиваемыми умениями.
Wolfenstein по-новому
Забавно, что практически каждая последующая игра серии представляет собой своего рода перезапуск франшизы: несмотря на общий сеттинг и единого главного героя, технически эти игровые проекты очень сильно различаются между собой, да и сюжет основных игр серии имеет мало точек соприкосновения, зачастую просто игнорируя события предшественников.
Именно сеттинг (с некоторыми, опять же, добавлениями и изменениями) является главным связующим звеном в серии, и в Wolfenstein 2009-го года от Raven Software и id Software он по-прежнему на месте и неплохо справляется со своими функциями. Хотя, забегая вперед, отметим, что именно эта часть получила среди игроков наиболее противоречивые отзывы из-за многочисленных неоднозначных нововведений в геймплее.
Wolfenstein (2009): солдат вермахта в экипировке от «Черного Солнца»
Разумеется, не все изменения в игровом процессе обусловлены желанием разработчиков внести сюда что-то качественно новое и интересное. Существенная причина такого ощутимого разрыва между играми серии Wolfenstein заключается в том, что друг от друга их отделяют чуть ли не десятилетия, в течение которых игровая индустрия не стояла на месте, и многие приемы и средства из арсенала разработчиков безнадежно устарели, став неактуальными и неинтересными. Судите сами: Wolfenstein 3D вышла в 1992 году, Return to Castle Wolfenstein – в 2001 году, а рассматриваемая в этом разделе Wolfenstein – в 2009 году. Да и поклонников серии, даже самых преданных, нельзя все время кормить одними и теми же «пряниками», ибо они обязательно рано или поздно взбунтуются, начнут называть серию «конвейером» и потребуют перемен.
В общем, разработчиков с их весьма спорной Wolfenstein 2009 года мы чуточку реабилитировали, теперь перейдем к рассмотрению самой игры.
Wolfenstein (2009): в Айзенштадте не все спокойно
Нацисты не оставляют своих попыток при помощи магии и оккультизма отыскать способ выиграть войну, и на этот раз используя силу загадочных артефактов открывают портал в параллельный мир, где и обнаруживают неиссякаемый и неимоверно мощный источник энергии. Прознав про это, Управление Секретных Операций в очередной раз посылает своего лучшего оперативника, то бишь Би-Джея Бласковица, в город Айзенштадт, где и проводятся эксперименты по применению «Черного Солнца» (такое название нацисты дали обнаруженной энергии неизвестного происхождения), с целью прекратить все творящееся здесь безобразие и предотвратить угрозу мирового масштаба.
Wolfenstein (2009): параллельное измерение
Игроков встречает отлично прорисованное окружение и замечательные спецэффекты, погружающие в атмосферу небольшого австрийского городка середины прошлого века, в котором скрываются зловещие тайны и проводятся секретные военно-научные эксперименты. Также разработчики предоставили игроку возможность перешагнуть за завесу нашей реальности и побывать в ином измерении, используя для этого силу специального медальона.
Wolfenstein (2009): несмотря на сильные разрушения, город все равно выглядит потрясающе
Противников в Wolfenstein стало еще больше и среди их числа появились опасные маги-чернокнижники и жуткие порождения иных миров. Никуда не делись и рядовые бойцы вермахта, вооруженные и экипированные самыми последними сверхсекретными военными разработками (мощная броня и экзоскелеты, реактивные ранцы, фотонные пушки и так далее). Ну и в заключении ключевых сюжетных событий игрока ожидают незабываемые сражения с боссами, представленными здесь безумными нацистскими учеными и жестокими командирами, многие из которых встречались в предыдущих играх серии.
Wolfenstein (2009): герой постоянно взаимодействует с различными персонажами
Как уже было сказано, в Wolfenstein появились некоторые нововведения, призванные сделать мор вокруг героя более живым и интерактивным. Город Айзенштадт представлен здесь условно открытой локацией (разумеется, все перемещения за ее рамки связаны с сюжетным развитием) с многочисленными тайниками, побочными заданиями и разбросанными повсюду записями (документами, письмами, научными отчетами и так далее), проливающими больше света на суть происходящий событий. Игрока постоянно окружает большое количество второстепенных персонажей, ведущих между собой различные беседы и, опять же, дающих игроку массу новой интересной информации. Наконец, противники на территории города постоянно респавнятся и создают Блажковицу дополнительные трудности при перемещении между миссиями.
Игра изъята из продажи в официальных цифровых сервисах.
Новый порядок и Старая кровь
2014 год ознаменовался очередным перезапуском, придавшим серии тот вид, в котором она пребывает в настоящий момент. Ответственна за это студия MachineGames, и нужно сразу отметить, что получилось у нее все просто замечательно.
В игре преобразилось буквально все: фантастический сеттинг, в котором нацисты смогли завоевать не только Европу, но и весь мир (действие Wolfenstein: The New Order и последующих игр разворачивается в альтернативном мире 60-х годов); графика и дизайн, в котором перемешался ретрофутуризм и причудливые технологии; наконец, постановка сюжета, который получился невероятно увлекательным, насыщенным и вообще, вполне заслуженно может считаться одним из лучших в мире компьютерных игр за последние лет десять! И пусть говорят, что в шутерах сюжетная история не настолько важна, как, скажем, в RPG, а куда более значителен сам процесс (с ним у The New Order, кстати, тоже полный порядок) – MachineGames очень наглядно доказали обратное.
Даже главный герой изменился до неузнаваемости: из несокрушимого супергероя он стал персонажем чуть ли не трагическим, открытым для переживаний и чувств, каким-то уязвимым, пусть эта уязвимость является неочевидной и несколько необычной. В общем, MachineGames принесли в серию интереснейшие изменения, что называется, по всем фронтам, и в отличие от предыдущей игры их обновленная концепция Wolfenstein смогла «выстрелить» в хорошем смысле слова. Wolfenstein: The New Order по версии многих изданий стала игрой года, завоевала кучу наград за сюжет и геймплей (кто бы мог подумать, что такое возможно для «коридорного шутана», жанра, давно похороненного вездесущими злопыхателями), а самое главное, подарила игрокам незабываемое виртуальное приключение и приятные эмоции.
В 2015 году вышло самостоятельное дополнение, являющееся приквелом событий The New Order. Речь идет о Wolfenstein: The Old Blood, где Би-Джей сражался уже против армии наци-зомби и свирепых боссов. Причем все это происходило в хорошо знакомом всем поклонникам серии замке и прилегающих к нему окрестностях. Разработкой игры занималась все та же MachineGames.
Wolfenstein 2: The New Colossus
Игра была вновь разработана MachineGames и продолжает сюжет The New Order. Отличный во всех отношениях шутер, достойно выдерживающий планку качества, установленную предшествующей частью, однако оставляющий после уже не такие яркие эмоции: все-таки большую часть из предложенного мы видели в The New Order и The Old Blood.
В то же время новое место действия (из Европы сюжет The New Colossus переносит нас в США, где также во всю господствуют нацисты) новые события, персонажи и обновленный арсенал (с возможностью улучшать любимую пушку) вызывают к игре сильный интерес, благодаря чему после прохождения оставляет положительное впечатление.
Сказ о дочерях Блацковица. Wolfenstein: Youngblood (2019)
Крайне неоднозначный спин-офф от все той же студии MachineGames. Сюжет посвящен не Би Джею Бласковицу, а его дочерям, Софи и Джесс. Девушкам предстоит отправиться в оккупированный Париж, где в последний раз видели их отца, и выяснить, что с ним случилось. Хронологически действия развиваются спустя 19 лет после The New Colossus.
При анонсе издатель Bethesda сразу рассказал об основополагающей игрового процесса – это кооперативное прохождение, рассчитанное на двух игроков. Если же вы проходите в одиночку, то контроль второго героя отводится ИИ.
К разработке свои руки приложила компания Arkane Studios, известная по серии Dishonored. Ее взгляд виден и в Youngblood: уровни стали более открытыми, нежели ранее. Теперь это не коридорный шутер, а просто шутер с возможностью выполнить задания несколькими способами. Плюс ко всему появились побочные задания.
Игра получила смешанные оценки. Хоть они и выше средних, геймеры отмечают, что это «одна из слабейших игр серии Wolfenstein». Из недостатков выделяют: уклон в RPG (появилась необходимость бегать по второстепенным заданиям ради прокачки), в связи с предыдущим пунктом – скучный геймплей, наличие микротранзакций, слабую сюжетную завязку. Но если проходить игру в кооперативе, то все не так плохо. Видимо, так и задумывалось.
Wolfenstein в виртуальной реальности. Wolfenstein: Cyberpilot (2019)
Как и было упомянуто, серия Wolfenstein идет в ногу с развитием технологий в игровой индустрии. Летом 2019 года на свет появляется одиночная игра серии с заголовком Cyberpilot (разработчик MachineGames), никак не связанная с сюжетной линией, подаваемой в предыдущих частях. Игра предназначена исключительно для очков виртуальной реальности.
Согласно завязке, игрок оказывается в Париже 1980-х годов, который был захвачен нацистами. С момента событий предыдущей части (то есть, The New Colossus) проходит 20 лет. Геймер в роли хакера-революционера попытается дать отпор захватчикам, используя передовые технологии. Вы сможете взламывать нацистских роботов и использовать их в своих целях, а точнее для борьбы с оккупантами.
Примеряя различные «костюмчики», игрок пройдет несколько линейных миссий. Их суть сводится к уничтожению всех врагов на уровне. Игра очень непродолжительная и займет у вас 2-3 часа реального времени.
Сообщество крайне негативно отозвалось о Cyberpilot. Если вкратце – то у пользователей устоялось впечатление, будто перед ними демоверсия, а не полноценная игра, из-за невысокой продолжительности. Однако есть и игроки, которые в восторге от игрового процесса.
Но о Cyberpilot вы могли попросту не слышать, ведь она вышла одновременно со спин-оффом основной линейки игр под заголовком Youngblood.
На этом мы завершаем историю Wolfenstein и надеемся, что в дальнейшем серия вернется в свое русло, и каждая новая игра будет зрелищным и увлекательным высокобюджетным блокбастером с неповторимым и цепляющим сюжетом, инновационным и зубодробительным геймплеем, и глубокой всепоглощающей атмосферой. Спасибо за внимание!
Уверен, что золотой век игровой индустрии прошел где-то в 2010 году. Заядлый геймер, умелый писатель. Самая любимая игра – Dragon Age: Origins.
10 советов по Wolfenstein: Youngblood для эффективного прохождения
Wolfenstein: Youngblood получилась спорной игрой. «Молодая кровь» задала абсолютно новый вектор для развития серии, поэтому не стоит удивляться тому, что игра собрала вокруг себя много негатива. Если посмотреть на игру объективно, откинув тонну «американских» предпосылок, агрессивное продвижение идей феминизма, глупые шутки и закрыть глаза на прошлые игры серии, тогда получился неплохой кооперативный шутер. Поскольку шутер обзавёлся новыми механиками и кооперативным режимом, играть предстоит немного иначе. А облегчить прохождение и лучше понять новый геймплей помогут советы, описанные ниже.
Играть лучше в кооперативе
Как ни крути, но разработчики Wolfenstein: Youngblood делали упор на кооперативную составляющую игры, поэтому сильно пострадало одиночное прохождение. Соответственно, совершать революцию в Новом Париже лучше вместе с кем-нибудь в кооперативе. Это даже не совет, а скорее рекомендация, потому что играть станет легче: не придётся отдавать команды напарнице; не придётся тратить время на метки; проще будет уничтожать «жирных» врагов вроде Цитаделей и Панцерхаундов (не говоря уже о боссах); легче будет координировать действия в стелсе. Да и вместе с «живым» игроком будет намного веселее.
Все жизни будут делиться на двоих
Неважно, будете вы играть в одиночку или с реальным напарником, но жизни, представленные в виде «сердечек», общие для двух персонажей и находятся они в правой части экрана. При этом важно понимать, что это не обычная шкала здоровья, как было заведено в серии, хотя она тоже присутствует в игре. Сердца – это, грубо говоря, возможность быстро встать на ноги и продолжить сражение. Как только одна девушка упадёт на колени, начинается обратный отсчёт – за это время нужно успеть вернуть девушку обратно в строй. Если же не успеете, тогда одна общая жизнь будет потеряна, а если общих жизней вообще не будет, тогда прохождение перезапустится – вы окажитесь у последней точки сохранения.
10 советов по Wolfenstein: Youngblood для эффективного прохождения
Используйте сигнал поддержки и усилители
Сигнал поддержки – это следующая важная механика, о которой должен знать каждый. После активации можно восстановить броню, здоровье, усилить урон или повысить защиту себе или другому игроку. За серебряные монеты, которые вы будете собирать по мере прохождения игры, можно разблокировать другие сигналы поддержки. Ознакомиться с возможностями сигналов поддержки можно в меню во вкладке под названием «Персонаж».
В той же вкладке можно посмотреть и усилители. Усилители делятся на разные типы и их не так много, но зато все они полезны. За серебряные монеты можно получить любой усилитель на десять минут. При желании можно купить все усилители сразу. Усилители – это не приоритетная возможность, которой следует пользоваться, но если возникли трудности с боссами, тогда не брезгуйте и скупайте всё с полок магазина.
10 советов по Wolfenstein: Youngblood для эффективного прохождения
Многие враги в игре носят броню, причём необычную, которая требует особенного подхода. Шкала здоровья врагов отображается оранжевым цветом, а если противник облачён в броню, тогда шкала будет иметь белый цвет. При этом броня делится на лёгкую (шкала имеет чисто белый цвет) и тяжёлую (шкала имеет такой же белый цвет, но с пустотой внутри).
10 советов по Wolfenstein: Youngblood для эффективного прохождения
Активно пользуйтесь холодным оружием
10 советов по Wolfenstein: Youngblood для эффективного прохождения
Ещё в начале прохождения вы точно заметите, что арсенал в Wolfenstein: Youngblood – скудный. Чуть больше разбавляет мизерный набор пушек мощные двуручные агрегаты, но до взятия перка «Крупный калибр» на 20-м уровне в разделе «Мышцы» любой такой «мастодонт» будет неподъёмным. Поэтому при первой возможности постарайтесь прокачать умение.
Париж разделён на разные районы
Мир игры Wolfenstein: Youngblood делится на несколько крупных локаций. В самом начале можно посетить четыре из них: 1 – Променад, 2 – Четвёртую зону, 3 – Маленький Берлин, 4 – бульвар Победы. Практически сразу будет доступна ещё одна локация под названием «Катакомбы», но она является хабом – местом, куда придётся возвращаться, чтобы получить новые сюжетные задания. Чуть позже по мере прохождения игры откроются ещё три новые локации, а именно: Брудер 1, 2 и 3. А также стоит отметить, что любое дополнительное задание, которое вы возьмёте, связано с какой-нибудь определённой локацией, поэтому слишком часто перемещаться между областями не придётся.
10 советов по Wolfenstein: Youngblood для эффективного прохождения
От нацистов невозможно избавиться навсегда
К большому сожалению, ни один описанный выше район никак не получится полностью очистить от нацистской заразы, потому что все враги будут «респавниться» в ранее зачищенных местах. Иными словами – после зачистки района враги появятся вновь в тех же местах, где были убиты их товарищи. Так что сразу можете забыть о том, чтобы очистить улицы Нового Парижа от фашистов раз и навсегда.
Полезные способности
В первую очередь пригодится умение «Сокрушение» и «Маскировка» – между ними предстоит определиться ещё в Прологе. Первое умение позволит ломать решётки, пробираться в секретные помещения и сбивать врагов с ног. Второе умение открывает прелести стелса – можно становиться невидимым и скрытно убивать врагов.
И напоследок следует отметить умение «Любительница секретов», которое будет показывать абсолютно все расположенные рядом секреты на мини-карте (для прокачки нужен 30-й уровень и перед этим нужно разблокировать ещё три умения начиная с перка «Сборщик патронов», но оно того стоит).
Остальные умения лучше выбирать исходя из ситуации: если не хватает боеприпасов, тогда прокачайте перк, который позволит увеличить инвентарь, а если активно используете «Сокрушение», тогда усильте способность, чтобы наносить больше урона.