в какой последовательности читать проклятые короли
Книги Проклятые короли
Серия книг «Проклятые короли» — один из самых известных исторических циклов французского писателя Мориса Дрюона. Книги рассказывают о событиях, происходящих во Франции I половины 14 века и заканчивая знаменитой битвой при Пуатье.
Эта серия уже стала классикой, а знаменитый автор Джордж Р. Р. Мартин неоднократно признавался, что является самым главным поклонников Мориса Дрюона и его легендарной серии. Представляем вам все книги Проклятые короли Мориса Дрюона по порядку — полный список.
Железный король
Король Филипп IV, которого современники прозвали Железным, был неограниченным властителем Франции.
Он победил Англию в Аквитании, утихомирил фламандцев, усмирил воинственных баронов и провёл борьбу с папством…
И лишь Орден тамплиеров отказался признать власть Филиппа. Слишком независимые, слишком богатые… Для Филиппа тамплиеры представляли реальную угрозу.
Но не обернётся ли его сиюминутная победа над Орденом многовековым проклятием для самого Филиппа и рода Капетингов?
Узница Шато-Гайара
Как гласит легенда, проклятие Великого магистра ордена Тамплиеров навлекло на Францию многочисленные беды и несчастия.
О том, как столетиями сбывалось страшное проклятие, рассказывается в цикле исторических романов «Проклятые короли».
Яд и корона
Король Филипп IV Красивый умер. На трон взошёл его сын — человек безвольный и слабый.
Одержимость властью не ведает границ. Чтобы завладеть доверием короля, могущественные бароны и многочисленная родня вступают в ожесточённую борьбу.
Любовь, интриги, сплетни… И проклятие тамплиера, которое довлеет над каждым, кто носит корону.
Негоже лилиям прясть
Франция была могущественной и великой державой, пока Филипп IV своей железной рукой управлял королевством. Но монарх умер и на престол взошёл Людовик X, его сын. Безвольный, слабый, неумелый…
Ему ли править Великой Францией? Чиновники разворовывают казну, мятежные бароны сеют смуту. В стране — голод.
Неужели сбывается проклятие Великого магистра?
Французская волчица
А где-то далеко в Англии дочь Железного короля плетёт паутину заговора, чтобы отомстить за поруганную честь и спасти себя.
Униженная и оскорблённая королева умеет ждать…
Лилия и лев
Английский король Эдуард III, внук Филиппа Красивого, становится одним из претендентов на французский престол.
Будет ли судьба благосклонной к Эдуарду Английскому?
Когда король губит Францию
1356 год. Франция разорена изнурительными войнами и неурожаями.
Иоанн II Добрый, король Франции, отступать не намерен: он полон решимости вырвать победу. Впереди — решающая битва, последнее сражение. Французские рыцари против английских лучников.
Только проклятие Великого магистра по-прежнему тяготеет над родом Капетингов…
Морис Дрюон «Проклятые короли»
Проклятые короли
Язык написания: французский
Обозначения: циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Помню, летом между пятым и шестым классом, случайно попалась мне первая, вторая и пятая книги цикла, школьная программа литературы на следующий класс была прочитана, и я взялся за них. Скажу сразу, книжки эти были не для детей, тогда они мне запомнились как немыслимо кровавые, с подробным описанием казней, невыносимо жестокостью судьбы по отношению к персонажам, особенно к отношениям Гуччо и Мари, это было жестче Ромео и Джульеты. И лишь спустя лет десять я вспомнил об этом цикле и решил его перечитать восполняя пробелы третьей, четвертой и шестой книгами.
Что я могу сказать теперь? Они оказались не такими кровавыми как мне запомнились, но во всем остальном — да. И в первую очередь эти книги запоминаются сценами смерти.
Вообще Морис Дрюон — это герольд смерти. Он реальное воплощение «голоса, тех кого нет». Он в роли Великого уравнителя, на протяжении шести книг, собирает жертвы, а потом забирает их убийц. Мы видим последние минуты великих людей их собственными глазами, и страшно представить сколько раз «умирал» сам Дрюон когда писал все это. Тень смерти нависает над каждым и в этой гнетущей темноте они вспоминают всю свою жизнь. Все чего достигли и что не смогли сделать, они вспоминают близких друзей или врагов, которые были еще ближе, их надежды на будущее рушатся и лишь проклятье срывается с обожженных губ, и лишь сожаление мелькает в последнем взгляде.
«Смотрите, вот король Франции, ваш верховный суверен, самый несчастный человек во всем своем королевстве, ибо не найдется ни одного среди вас, с которым я не поменялся бы своей участью. Смотрите, дети мои, на своего государя и обращайтесь всем сердцем к богу дабы уразумели вы, что все смертные лишь игрушки в его руках»
Но жизнь продолжается, и кто-то радуется смерти ушедшего, не подозревая, что он следующий, и в этом «величайшая ирония» — поступки должные возвеличить тебя, приводят к неминуемому финалу, на который ты совсем не рассчитывал. И каждый виток судьбы идет путем проклятья, и рушит столпы возведенные Железным королем, и губит династию, и впереди лишь реки крови Столетней воны, которая породит уже своих героев.
Raven_Feather, 29 сентября 2015 г.
Казалась бы, сухая, на страницах школьных учебников, под пером Дрюона история расцветает, наполняется цветом, доказывая, что реальность может быть куда интересней чем любая выдумка. Думаю, освещай писатели так другие исторические события, глядишь и люди знали бы историю не в пример лучше, потому что от чтения этого цикла оторваться невозможно, а прочитанное прочно укрепляется в памяти. Отдельного моего восхищения достойна последняя книга, целиком написанная в виде монолога кардинала Эли де Талейрана. Представляю, насколько сложной это было задачей. Впрочем, стиль Мориса Дрюона был великолепен на протяжении всего цикла, и последняя книга выглядит этакой вишенкой на торте, во всех смыслах: и в плане литературного мастерства автора, и в плане подведения логической черты под событиями цикла.
Отдельно хотелось бы отметить бережное отношения автора к историческим персонажам, и даже сопереживание им: написав о смерти своего любимого героя, Робера Артуа, Дрюон хотел оставить написание цикла и последняя книга увидела свет лишь спустя семнадцать лет после этого.
Примечательно, что сам Джордж Мартин отзывался об этом цикле как о «оригинальной Игре Престолов», рассказывая, что является горячим поклонником Мориса Дрюона и «Проклятых королей», которые стали одним из главных источников его вдохновения при создании знаменитого цикла романов «Песнь льда и огня».
«Рука Всевышнего разит скоро, особенно если ей помогает рука человека.»
«Проклятые короли” — это, по сути, один роман в семи частях, которые в своей совокупности охватывают первые десятилетия жизни Франции XIV века. Не являюсь поклонницей жанра исторической прозы, поэтому свои первые шаги по страницам книги «Железный король» я совершала с некоей долей скептицизма по отношению к восторженным отзывам окружающих меня людей. Однако события, подстерегающие меня там, не дали никакой возможности свернуть с выбранного пути. Цикл начинается весьма драматично — преследуемый желанием окончательно уничтожить Орден Тамплиеров король Франции Филипп IV Красивый приговаривает к сожжению на костре великого магистра Ордена Жака де Моле и приора Нормандии Жоффруа де Шарнэ. Этот охваченный пламенем костра и в то же время леденящий душу момент со страшными словами анафемы еще надолго останется со мной. И если бы мы сейчас находились на самом кончике острова Сите под мостом Пон-Нёф и смотрели бы на надписи мемориальной доски Жака де Моле, то легко смогли бы представить себе, как его слова гулким эхом отдавались в страшной парижской ночи. Они эхом отдаются и в романах, где стали предвестниками странного падения страны, которая в начале XIV века была могущественным, самым густонаселенным и богатым государством во всем христианском мире. Думалось, что никогда не придет заря на смену бесконечной ночи, не принесет ни покоя, ни надежды, ни забвения, ни спасительного самообмана! Густой дым костра, охрипшая от криков толпа, привязанные к позорному столбу два старика и пронзительный голос одного из них, казалось, пришедший из нездешнего мира:
». не пройдет и года, как я призову вас на суд Божий и воздастся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена. »
Думаю, что немногие читатели знают особенности жизни средневековой Франции. Тем более проникнуть в события этой необычной эпохи отважилось крайне небольшое число писателей, трудящихся в жанре исторического романа. Даже всеми любимый Александр Дюма, с книгами которого многие постигали историю европейских держав, совсем не удостоил своим драгоценным вниманием этот период. Благодаря Дрюону нам представилась возможность вместе с героями цикла окунуться в средневековый двор Франции и увидеть, как сильнейшая династия Капетингов стиралась с лица страны, приводя к кризису престолонаследия, а первые Валуа семимильными шагами стремились к Столетней войне. Филипп IV Красивый, Людовик X Сварливый, Карл IV Красивый. Кто следующий постарается окончательно свести на нет все достижения предыдущих королей? Романы не рекомендуется читать брезгливым и сильно впечатлительным, однако человек с крепкими нервами сможет оценить по достоинству то, что увидит на этих страницах. В книгах полно коварных убийств — одна королева задушена, другой король отравлен, третьего считают отравленным еще в младенчестве на крестинах. Сплошь и рядом торжествуют мошенничество, заговоры, адюльтеры коронованных особ и гражданские войны. И едва ли найдется страница без драматического поворота событий. Иногда история перепрыгивает в Англию, где влачит свое недолюбленное существование королева Изабелла — жена Эдуарда II и дочь Железного короля. Даже в то время, когда Дрюон добросовестно делает паузу, чтобы объяснить читателям те или иные политические и социальные реалии Франции вышеупомянутого века, повествование все равно скачет галопом. Лично я очнулась от всего прочитанного в начале финальной книги. Лишь для того, чтобы перевести дух и оценить, насколько необычно автор задумал завершить свою историю.
«Человек, отрицающий свет, подобен слепцу, ибо слепец не видит света. Для слепца свет — величайшая тайна!»
Как же долго литературные критики, в том числе и французские классицисты, утверждали, что писатель может правдиво изображать только ту действительность, свидетелем которой он был, и что исторический роман — опасная ложь, коль скоро автор выдает свои выдумки за подлинную историю. Возможно, под влиянием этих взглядов, а может быть с целью разнообразить свой писательский опыт, Дрюон передает повествование самой важной заключительной книги в руки очевидца всего происходящего — проницательного кардинала Перигорского. Немного подшучивая над читателями, автор утверждает, что у него больше нет желания рассказывать о Проклятых королях, так как его любимый герой умер. Таким образом, от лица кардинала нас ждет обобщение всего прочитанного в предыдущих частях и проникновенное продолжение, в котором с высоты своего сана герой рассказывает о беспрестанных смутах, трудностях и поражениях правления наибездарнейшего Иоанна II Доброго. Именно этот король сумел дать своей стране наглядный урок ненависти и насилия, заканчивая демонстрацию своего посредственного мышления финальной битвой при Пуатье. В форме доверительной беседы кардинал рассуждал над тем, что могло так круто повернуть судьбу сильнейшего государства. Может быть вовсе не проклятие сыграло свою роль, а скудоумие правителей? И, задыхаясь от дыма в пламени костра, Жак де Молэ лишь обрел пророческий дар в час своей смерти? Да и не все ли равно народу, которому предстояло испить многолетнюю чашу страдания? Ему придется ходить под мудрым королем, под королем безумным, под королем слабым и терпеть различные бедствия, прежде чем загорится новый костер, на который пошлют как искупительную жертву Деву Франции, а воды Сены унесут проклятие Великого магистра. Но это будет уже совсем другая история.
«Военные неудачи обычно открывают слух королей для голоса мудрости.»
Персонажи тоже впечатляют, но немногие из них достойны восхищенного уважения. Неоднозначные герои-перевертыши, отношение к которым меняется также быстро, как перепродается между ними корона страны на аукционе тщеславных притязаний. Несколько сюжетный линий переплетаются между собой и несут каждая свое настроение. Одна из них принадлежит графу Роберу Артуа и его бесчисленным попыткам вернуть себе графство отца, обманом полученное тетей. Эта линия настолько втягивается в основной «королевский» сюжет, что ее едва ли можно назвать второстепенной. Еще один вектор внимания автор обратил к банкирам — важным фигурам в романах. Дрюон не позволяет нам забыть, что даже в его мире королей, баронов и рыцарей правят деньги, которые смазывают колеса войны и политики. Эта линия несет читателю почти единственного симпатичного героя цикла — молодого сиенского банкира по имени Гуччо, сердечные события судьбы которого в один прекрасный день сумели изменить историю Франции буквально в королевской колыбели. Напоследок хочу несколько слов сказать о послевкусии от прочитанного цикла. Когда наши современники стараются представить Средневековье, то многим кажется, что средние века — это зловещая, в корне отличающаяся от нашей эпоха, отступившая во мрак прошлого. А ведь достаточно получше присмотреться к нашей Вселенной, чтобы понять — Средневековье всегда стоит у нашего порога и не желает уходить. Нравы, людские стремления и беды, бесконечная чехарда в борьбе за власть. все это всегда живет в той части нашего мироздания, которая зовется действительностью. Может быть не в той мере и не в той форме, но оно повторялось, повторяется и будет повторяться во веки веков.
«Все гибнет, когда во главе государства стоят, сменяя друг друга, скудоумные и жадные люди. На обломках величия распадается единство.»
Скажу кратко, для меня цикл «Проклятые короли» Мориса Дрюона является эталоном исторического романа. Этому, на мой взгляд, способствует удачно выбранный исторический период, великолепный язык книг и особенно способность автора описывать события так, будто но сам был их свидетелем.
На мой взгляд, автор очень удачно выбрал тему. Речь идет о событиях, которые в общих чертах известны любому школьнику ( а еще — спасибо Дэну Брауну, без «Кода да Винчи» — ну никак!), а с другой — незаслуженно забытых и неосвещенных подробно в учебниках истории. Первый роман цикла начинается с расправы, учиненной над орденом Тамплиеров, инициированной французским королем Филиппом Красивым и Папой. Якобы, магистр Тамплиеров проклял своих палачей до 13 колена. Но это — всего лишь легенда, предисловие, а история повествует о реальных невзгодах и злоключениях правителей Франции, погрязших во грехе, интригах, борьбе за власть, соперничестве и жадности, рассказывает о сильных эмоциях и непростых характерах, о борьбе за выживание и гонку за властью.
Очень атмосферное и многогранное произведение. Великолепный цикл исторических романов!
Магнум Опус, подобного которому удается создать далеко не каждому автору. Невероятная глубина и масштабность, тщательная проработка во всем — автор щедро сыплет деталями: характеров, быта, событий, мест. нет ничего, чтобы мелькнуло в его книгах просто вскользь, всему он отводит место, всех одаривает должным раскрытием.Кропотливость такой работы просто поражает.
«Проклятые короли» описывают целую эпоху, скореедаже стык эпох, полжив в основу произведения сильнейшу и влиятельнейшую державу того времени, поднявшуюся в новозарожденном абсолютизме. Англичане тщетно пытаются усмирить непокорную Шотландию, Русь готовится встретить Батыево нашествие, испанский король водружает свое знамя над Гибралтаром, указывая, что Реконкиста уже лизка к завершению — а возведенная Филлипом Красивым абсолютная монархия рушится, повергая страну в хаос по причине того, что выстроенная вокруг единственного могучего правителя вся конструкция рушится, как только правитель сменяется слабым наследником.
Произведение Дрюона — это то, без чего немыслимы жанры не только совремнного исторического романа, но и современного фэнтези, а инструменты и решения можно найти во многих других, несмежных жанрах.
Gytha Ogg, 24 сентября 2017 г.
«Проклятые короли» – пример эталонного исторического романа. Дрюон, работая над своим произведением, удивительно глубоко изучил историю Европы и, обладая тонким чувством слова, удивительно доходчиво изложил её в виде своих книг.
Есть в данном цикле и занятное заключение, исторический очерк, который подводит черту под историей катастроф, обрушившихся на Францию в первой половине четырнадцатого века. И заключение это обличено в целый роман, повествование которого ведётся от имени Перигорского кардинала. Однако и здесь автор показал себя мастером слова. Несмотря на различие в стиле повествования и сюжет, стоящий особняком от цикла, книга отлично вписывается в цикл.
Вывод: читать следует однозначно хотя бы ради ознакомления с историей Европы конца тринадцатого – начала четырнадцатого веков.
Великолепнейший цикл! Нестареющая классика.
И в первый раз я прочел его в 13 лет. Это было в начале 80-х годов прошлого века. Книжный дефицит заставлял читать буквально все, что попадалось под руку. В первую очередь, это были конечно фантастика и приключения, но и историческим романам отводилось немало времени. Конечно, в те годы я, будучи подростком, понял далеко не все. А какие-то моменты просто пропускал. Но в целом, цикл мне очень понравился.
В дальнейшем я несколько раз перечитывал цикл, и каждый раз открывал в нем что-то новое для себя. Видимо, с учетом возраста и собственного уровня развития. А вообще, подобные книги остаются с нами на всю жизнь.
Многие сравнивают творчество Дрюона с творчеством еще одного нестареющего французского классика — Александра Дюма. Причем отдают предпочтение последнему. От себя могу сказать, что хотя Дюма мне тоже нравится, творчество Дрюона я считаю более серьезным. И если Дюма можно читать подросткам/юношам, то к Дрюону все же лучше приступать в зрелом возрасте.
Отличный цикл, низкий поклон автору за колоссальную работу, которую пришлось ему выполнить при написании. Уж и представить сложно, сколько пришлось перелопатить воспоминаний, биографий, справочников, со сколькими историками проконсультироваться. Весь цикл неразрывно связан между томами, не вижу возможности прочтения одиночных романов — вопросов останется тьма, хотя Дрюон регулярно напоминает и пересказывает какие-то события из более ранних томов. Для любителей экшена, постоянных событий и интриг — самое то, наверное. Мне не хватило описания быта, вооружения, каких-то нюансов нравов, традиций. Еще из минусов и того, что я не люблю (на мой вкус) отметил такой прием, когда персонажу для идентификации выделена одна яркая отличительная черта, которая всегда упоминается и используется по ходу действия. Если персонаж представлен сентиментальным, он будет рыдать каждый раз, по поводу и без. Если у него всегда закрыт один глаз, то в кульминации диалога он будет непременно открываться, чего «никто никогда не видел», но происходит это регулярно)). И такой чертой он наградил бОльшую часть своих героев.
В целом, очень познавательно, увлекательно, цельно. Рекомендую.
Морис Дрюон: Цикл «Проклятые короли». Компиляция. Романы 1-7
Здесь есть возможность читать онлайн «Морис Дрюон: Цикл «Проклятые короли». Компиляция. Романы 1-7» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Историческая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Цикл «Проклятые короли». Компиляция. Романы 1-7: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Цикл «Проклятые короли». Компиляция. Романы 1-7»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Морис Дрюон: другие книги автора
Кто написал Цикл «Проклятые короли». Компиляция. Романы 1-7? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Цикл «Проклятые короли». Компиляция. Романы 1-7 — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Цикл «Проклятые короли». Компиляция. Романы 1-7», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Боккаччо старался утешить больного. Нофль находится не в предместьях Марселя, и письма Гуччо доставляются не королевскими гонцами. Сначала они попадают на перекладных к ломбардцам в Авиньон, затем в Лион, в Труа и в Париж; да и гонцы не каждый день отправляются в путь.
– Боккаччо, друг мой, – воскликнул Гуччо, – ведь ты едешь в Париж, так молю тебя, если только у тебя будет время, загляни в Нофль и повидайся с Мари. Передай ей все, что я тебе рассказал. Узнай, были ли ей вручены мои послания, постарайся заметить, по-прежнему ли она ко мне благосклонна. И не скрывай от меня правды, даже самой жестокой… Как по-твоему, Боккаччино, не приказать ли мне перевезти себя на носилках?
– Чтобы твоя рана снова открылась, чтобы там завелись черви и чтобы ты по пути скончался от лихорадки в какой-нибудь мерзкой харчевне? Чудесная мысль! Ты что, рехнулся, что ли? Тебе же всего двадцать лет, Гуччо.
– Тем более, что значит в твои годы потерять какой-нибудь месяц?
– Если бы только месяц! Так можно и целую жизнь потерять!
Ежедневно принцесса Клеменция посылала кого-нибудь из сопровождавших ее дворян проведать Гуччо и справиться о его здоровье. Раза три приходил толстяк Бувилль посидеть у изголовья юного итальянца. Бувилль изнемогал под бременем забот и трудов. Он пытался привести в пристойный вид свиту будущей королевы еще до отъезда в Париж. Большинство придворных дам, изнуренные плаванием, сразу же по приезде слегли в постель. Ни у кого не оказалось лишнего платья, кроме той грязной и попорченной морской водой одежды, что была на них в день отъезда из Неаполя. Сопровождавшие королеву дворяне и придворные дамы заказывали себе новые туалеты и белье у портных и белошвеек, а платить приходилось Бувиллю. Приданое принцессы, смытое волной, пришлось делать заново; надо было купить серебро, посуду, сундуки, дорожную мебель – словом, все то, что составляет необходимую принадлежность королевского поезда. Бувилль запросил из Парижа денег; Париж посоветовал ему адресоваться в Неаполь, поскольку ущерб был нанесен в тот момент, когда за плавание отвечало еще Сицилийское королевство. Пришлось потормошить ломбардцев. Толомеи переадресовал просьбу Бувилля к Барди, которые были постоянными кредиторами короля Роберта Неаполитанского, чем и объяснялся спешный приезд в Марсель синьора Боккаччо, посланного уладить дело. Среди всей этой суеты Бувиллю очень и очень не хватало Гуччо, и бывший камергер являлся к больному скорее для того, чтобы пожаловаться на свою горькую судьбину и попросить у юного ломбардца совета, нежели для того, чтобы его подбодрить. Бувилль смотрел на Гуччо с таким видом, словно говорил: «Так меня подвести! Меня!»
– Когда вы уезжаете? – спросил Гуччо, с тоской ожидавший минуты расставания.
– О бедный мой друг, не раньше половины июля.
– А вдруг я к тому времени поправлюсь!
– От всей души желаю этого. Постарайтесь, дружок, получше; выздоровев, вы окажете мне огромную услугу.
Но прошла половина июля, а Гуччо еще не вставал с постели, куда там! Накануне отъезда Клеменция Венгерская решила лично проститься с больным. И так уж все товарищи Гуччо по палате завидовали ему: и посещали итальянца чаще других, и ухаживали за ним заботливее, и сразу же удовлетворяли все его требования и желания. Но после того, как двери главной палаты больницы для бедных распахнулись однажды перед невестой короля Франции, появившейся в сопровождении двух придворных дам и полдюжины неаполитанских дворян, вокруг Гуччо начали создаваться легенды, главным героем которых стал он сам. Милосердные братья, служившие вечерню, удивленно переглянулись и затянули новый псалом слегка охрипшими от волнения голосами. Красавица принцесса преклонила колена, как самая обыкновенная прихожанка, а когда служба окончилась, она, сопровождаемая сотней восхищенных глаз, пошла по проходу между кроватями, вдоль выставленного, словно напоказ, человеческого страдания.
– О бедняжки! – вздыхала она.
Клеменция тут же приказала раздать от ее имени милостыню всем недужным и пожертвовать двести ливров на это богоугодное заведение.
– Но, ваше высочество, – шепнул ей Бувилль, шедший рядом, – так у нас не хватит денег.
– Что из того! Лучше потратить деньги здесь, чем накупать чеканные кубки или шелковые ткани для нарядов. Мне стыдно при мысли, что мы печемся о такой суете, стыдно даже быть здоровой при виде стольких страданий.