Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ
Структура растительного сообщества.
Смена растительных сообществ
Цели: дать представление о развитии и смене растительных сообществ; раскрыть естественные причины смены природ- ных сообществ и взаимосвязь смены сообществ с изменениями природно-климатических условий; сформировать представление о временных и конечных (климаксных) сообществах.
Оборудование и материалы: большие карточки (формата А4) с изображениями различных биоценозов, небольшие карточки с изображениями и названиями растений, характерных для различ- ных биоценозов, таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколист- венного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», «Смена растительных сообществ».
Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фито- ценоз, биогеоценоз, экосистема; ярусность в растительном со- обществе; подрост, подлесок, травянистый ярус, надпочвенный ярус; подземная ярусность; промежуточные (временные) сообще- ства, конечные (постоянные, климаксные) сообщества; внешние и внутренние причины смены растительных сообществ.
I. Актуализация знаний
Игра «Биологическое лото»
Для игры учитель должен заранее приготовить большие кар- точки (формата А4) с изображениями различных биоценозов (можно использовать рисунки учащихся). На карточках должно быть показано несколько биоценозов (2–6). Карточек должно быть столько, сколько учеников в классе, или по одной на парту. Кроме того, учитель готовит небольшие карточки с изображения- ми и названиями различных растений, характерных для различ- ных биоценозов.
Учащиеся получают конверт с большой карточкой и комплек- том маленьких. Задача игроков – разложить карточки с изображе- ниями растений по соответствующим растительным сообществам на большой карточке. Затем учащиеся обмениваются работами и проверяют друг друга. За каждую правильно положенную кар- точку начисляется 1 очко. Учащийся, нашедший ошибку, также получает 1 очко. Все спорные вопросы решает учитель.
Игру можно усложнить, предложив отдельно разложить кар- точки с изображением растений, являющихся эдификаторами
и сопутствующими видами, либо положив в конверт одну или несколько карточек, на которых изображены растения, не от- носящиеся ни к одному из изображенных на большой карточке биоценозов.
II. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
– Вспомните, что такое растительное сообщество. (Группа взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания.)
– Все ли виды растений в сообществе равнозначны (пред- ставлены в сопоставимом количестве)? (Нет, некоторых растений в сообществе обычно больше, чем других, и они иг- рают средообразующую роль.)
– Как называются эти растения в данном сообществе? (Виды- эдификаторы.)
– Какова их роль в сообществе? (Создание условий для жизни других растений.)
– Какие условия могут создавать эти растения? (Освещен- ность, увлажнение, определенный микроклимат.)
Мы выяснили, что все растения взаимосвязаны и приспо- соблены к жизни в конкретном сообществе и к условиям среды, созданным в данном сообществе. Но как растения приспосабли- ваются к совместной жизни? Если вы бывали в лесу, то наверня- ка замечали, что не все растения имеют одинаковую высоту. Это одно из приспособлений растений к совместной жизни. В про- цессе эволюции растения, произрастающие на одной территории, научились «делить» пространство между собой.
Многочисленные и разнообразные растения сообщества рас- пределяются в соответствии с потребностями во влаге, свете, ми- неральном питании. Внешне подобное распределение растений выглядит как вертикальное расчленение растительности, назы- ваемое ярусностью, где ярус – часть растительного сообщества, в котором расположена большая часть органов, участвующих в фотосинтезе (листья, стебли). Наиболее четко ярусное деление проявляется в лесных фитоценозах.
– Какие растения будут занимать верхний ярус в лесном фи- тоценозе? (Верхний ярус образуют кроны самых высоких де- ревьев.)
Эти растения будут являться средообразующими видами (видами-эдификаторами), так как они регулируют поступле- ние света на нижние ярусы сообщества. Высота верхнего яруса
растительного сообщества может составлять 10–20 м. Верхний ярус может быть представлен как одним видом (ель обыкновен- ная в еловом лесу), так и несколькими преобладающими видами растений (дуб, липа, клен в широколиственном лесу).
Второй ярус в лесном сообществе обычно представлен подро- стом. Это низкорослые деревья. В смешанном или широколист- венном лесу подрост часто состоит из таких растений, как рябина, черемуха, боярышник, яблоня и др.
Третий ярус обычно называют подлеском. Здесь расположены в основном кустарники. В смешанном и широколиственном лесу для подлеска наиболее характерными видами растений являют- ся лещина (орешник), крушина, калина, бересклет, жимолость, бузина и др.
Четвертый ярус называют травянистым. Здесь преобладают различные травы и кустарнички. В хвойном лесу к травянистому ярусу относят чернику, бруснику, кислицу обыкновенную, сед- мичник европейский, майник двулистный, грушанку круглолист- ную и др. Для смешанного и широколиственного леса наиболее характерными являются сныть обыкновенная, ландыш майский, зеленчук желтый, копытень европейский, медуница неясная, вет- реница дубравная, вороний глаз обыкновенный и др.
– Как вы думаете, какие из растений лесного сообщества будут получать наибольшее количество солнечного тепла и света? (Растения верхнего яруса – деревья.)
– А какие растения получат меньше всего света? (Растения нижнего яруса.)
Соответственно, в растительном сообществе нижний ярус чаще всего занимают теневыносливые растения, а верхний – све- толюбивые.
– Как еще могут различаться условия обитания растений в различных ярусах? (В нижних ярусах выше влажность, кроме того, они меньше подвержены воздействию сильных ветров.)
Ярусность встречается не только в лесных сообществах, но и в луговых, болотных и т. д. Кроме того, ярусность харак- терна не только для надземных частей растительности, но и для подземных, т. е. корни растений сообщества также располагаются ярусами. Корни деревьев проникают глубже, чем у других расте- ний сообщества, соответственно, они составляют первый под- земный ярус. Корни деревьев нередко достигают грунтовых вод,
следовательно, деревья лучше обеспечены водой по сравнению с другими растениями сообщества.
Второй подземный ярус составляют корни низкорослых де- ревьев (подроста). Третий ярус представлен корнями подлеска, четвертый – травянистого яруса, а в пятом ярусе располагаются ризоиды мхов. Таким образом, подземная ярусность является зер- кальным отображением надземной ярусности.
Наблюдая за растительным сообществом, можно заметить, что оно не статично, а изменяется с течением времени. Одни виды растений сменяются другими, постепенно меняются и условия обитания. Постепенно модифицируются структура сообщества, его строение и особенности взаимоотношений ви- дов. Старые растения постепенно отмирают, их место занимают более молодые.
Смена растительных сообществ является естественным про- цессом, если, конечно, это не результат деятельности человека. Естественная смена одних растительных сообществ другими про- исходит повсюду, но с разной скоростью и по различным при- чинам. Причины смены сообщества могут быть как внешними (изменение климата, рельефа, условий увлажнения и т. д.), так и внутренними.
Внутренние причины, связанные с жизнедеятельностью самих растений, проявляются при постепенной смене лугового сооб- щества еловым лесом. В луговом сообществе (или на брошенных и не возделываемых человеком полях) сначала появляются моло- дые побеги березы, осины или ольхи.
– Откуда берутся семена этих растений? (Распространяются ветром.)
Эти растения получают достаточно солнечного света и не име- ют конкурентов на влагу, добываемую мощными корнями. Со- ответственно, молодые древесные растения, затеняя другие, легко вытесняют травянистые растения лугового сообщества, которые не могут развиваться без достаточного количества све- та. Но мелколиственный лес является промежуточным, или вре- менным, сообществом. Под пологом мелколиственных деревьев не могут развиваться не только травы, но и молодые растения тех же видов, так как в условиях недостатка солнечного света они плохо растут, в отличие от молодых елей. Через несколько лет ели вырастают до достаточно больших размеров и выходят в верхний ярус, а мелколиственные породы деревьев постепенно отмирают. Постепенно сообщество молодого мелколиственного леса сменяется еловым. Еловый лес в данной череде смен сооб-
ществ будет являться конечным сообществом. Такие сообщества также называют климаксными, коренными или устойчивыми. В коренных сообществах произрастающие виды растений создают условия, при которых одинаково хорошо развиваются как молодые, так и взрослые растения, дающие семена. Моло- дые ели отлично чувствуют себя в тени, создаваемой взрослыми
Но гораздо чаще смена растительных сообществ происходит не по внутренним причинам, связанным с жизнедеятельностью самого сообщества, а по внешним. Такими причинами могут стать пожар, оползни, подтопление почв и др., а также деятельность человека, например вырубка лесов, выпас скота, осушение болот и т. д.
Под действием факторов, причиной которых стал человек, происходит резкая смена сообществ, что может привести к из- менению климата, условий увлажнения или к смене других со- обществ. Кроме того, на старом месте уничтоженное сообщество может уже никогда не сформироваться.
III. Закрепление знаний и умений
– Выберите верные утверждения.
1. Группа растений, произрастающих на определенной территории и взаимосвязанных между собой, является растительным сооб- ществом.
2. Часть слоя растительного сообщества, в котором расположена большая часть органов, участвующих в фотосинтезе, называется прослойкой сообщества.
3. Сообщество луга на месте вырубленного леса является конечным, или климаксным.
4. Смена растительных сообществ происходит обычно под дейст- вием внутренних факторов, связанных с жизнедеятельностью самого сообщества.
5. Деятельность человека не может являться причиной смены ра- стительных сообществ.
6. Внешними факторами, ведущими к смене растительного сообще- ства, являются пожар, подтопление почвы, изменение рельефа.
7. Сообщество луга на брошенном поле постепенно сменяется мел- колиственным лесом, а затем еловым.
8. В мелколиственном лесу, образовавшемся на месте бывшей пашни, создаются наиболее благоприятные условия для роста злаковой растительности.
9. Смена сообществ обычно происходит быстро, и одно сообщество сменяется другим в течение одного-двух лет.
10. Еловый лес является климаксным сообществом.
IV. Подведение итогов урока Домашнее задание
1. Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой
§ 58, 59; учебник В.В. Пасечника § 56, 57.)
2. Найти в словаре значения слов и дать определение поня- тий: «заповедник», «заказник», «национальный парк», «памятник природы».
Творческое задание. Зарисовать постепенную смену одного ра- стительного сообщества другим на ваш выбор.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
1. Описать последовательность стадий смены растительных сообществ на месте вырубленного леса, при зарастании водоема, на голых почвах после извержении вулкана. Информацию об этом можно найти в различной биологической литературе.
2. Подготовить доклад о влиянии деятельности человека на различные растительные сообщества и о редких и особо охра- няемых видах растений.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
В какой последовательности будет развиваться растительное сообщество при зарастании дюн
Тема 8. НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ УРОВНИ. ПОПУЛЯЦИЯ. ВИД. ЭКОСИСТЕМА. БИОСФЕРА
Часть 2 При выполнении заданий с кратким ответом В1—ВЗ запишите ответ так, как указано в тексте задания.
Признаки большого пестрого дятла
Критерии
A) оседлый вид
Б) на лапах два пальца направлены вперед и два назад
B) клюв долотообразный
Г) населяет леса, парки
Д) пишу (насекомых и их личинок) добывает из-под коры
Е) преобладающая окраска оперения из черных и белых тонов
Часть 3 С1. Почему можно говорить о круговороте веществ в экосистеме, но нельзя говорить о круговороте энергии? Ответы. А: 3,4,1,3,2,4,3,2,3,3. А2: 1,2,6. В2: 2,1,1,2,2,1. В3: ДВБГА
С1: солнечная энергия улавливается зелеными растениями в процессе фотосинтеза и преобразуется ими в энергию органических соединений, далее вовлекается в пищевые цепи. При переходе с одного трофического уровня на следующий значительная часть энергии расходуется на дыхание, и, в конечном счете, рассеивается в идее тепла. Поэтому о круговороте энергии говорить нельзя. Благодаря наличию продуцентов, консументов и редуцентов происходит постоянное перемещение атомов из неживой природы в цепи питания и обратно. Продуценты усваивают неорганические вещества и создают органические, консументы их потребляют и преобразуют, редуценты осуществляют минерализацию и возвращают неорганические вещества в окружающую среду. Поэтому можно говорить о круговороте веществ.
Особенности
Экосистемы
A) сбалансированный круговорот веществ
B) пищевая сеть сильно разветвленная
Г) видовое разнообразие велико
Д) круговорот веществ незамкнутый
Е) количество видов невелико
Ответ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ответ_________________ Часть 3 С1. «Серая жаба распространена в Северо-Западной Африке, Европе, на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Корее, Японии и Китае. Населяет разные типы леса. Откладывает 1200—684 икринок. Половозрелость наступает на 3—4-м году жизни». Какие критерии описаны в тексте? Ответ поясните. Ответы. А: 1,3,4,4,4,2,4,2,3,3. В1: 1,2,5. В2: 1,2,1,1,2,2. В3: ГБДВА.
1) географический, т.к. указан ареал (Северо-западная Африка и т.п.)
2) экологический – указан биотоп (населяет разные типы леса);
3) физиологический: указаны плодовитость (1200-6840 икринок), и сроки наступления половозрелости (на 3-4 году жизни).
Организмы
Группа
А) элодея
Е) нитчатые водоросли
Д) появление деревьев
Часть 3 С1. Что такое первичная и вторичная сукцессия? Какая протекает быстрее и почему? Ответы. А: 3,1,3,2,1,2,3,2,2,1. В1: 2,5,6. В2: 1,2,2,2,1,1. В3: ГАБВД. С1: Первичная сукцессия – начало формирования сообщества на безжизненном участке земной поверхности (например, на остывающей лаве). Вторичная сукцессия – формирования сообщества на месте ранее существовавшего сообщества (например, зарастание вырубки). Вторичная сукцессии протекает быстрее, т.к. на месте уже существовавшего сообщества уже имеется определенный запас биогенных элементов (имеется почва с семенами, спорами).
В2. Установите соответствие между функциональной группой организмов в экосистеме и ее признаками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.
Признаки
Группа
A) гетеротрофы
B) зеленые растения
Г) являются производителями органического вещества
Д) минерализуют органические остатки
Е) автотрофные организмы
Часть 3 С1. Объясните, почему лишь небольшая часть энергии передается на следующий трофический уровень. Что происходит с остальной энергией?
С1: с одного трофического уровня на другой переходит около 10% энергии. Большая часть энергии расходуется организмами на жизнедеятельность и теряется в идее тепли или просто не уваливается. Непереваренные остатки пищи, содержащие часть энергии, становятся детритом, который в дальнейшем разлагается редуцентами, и содержащаяся в нем энергия тоже рассеивается в идее тепла.
Виды классификации
А) правильно отражает родство организмов
Б) за основу взяты наиболее заметные внешние признаки
В) учитываетвнутреннее строение, развитие и происхождение видов
Г) не всегда отражает истинное родство
Д) кит относится к рыбам
Е) кит относится к млекопитающим
1 ) искусственная система
2) естественная система
Д) травянистые растения (иван-чай, вейник)
Часть 3 С1. Для каких экосистем характерна перевернутая пирамида биомассы? Объясните, почему пирамида биомассы может быть перевернутой.
С1: перевернутая пирамида биомассы характерна для водных экосистем. Здесь основными производителями органического вещества являются одноклеточные водоросли (фитопланктон). Они размножаются быстро, но скорость, с которой их поедают представители следующего трофического уровня, тоже велика. Поэтому биомасса фитопланктона остается на низком уровне (меньше, чем у зоопланктона).
Откровение — знаменитая книга, в которой Иоанн Богослов сокрыл все, что знал. Откровение сокрытого совершается комментаторами, которые не знают ровно ничего.Амброз Бирс ещё >>
Урок 66. Структура растительного сообщества. Смена растительных сообществ
Урок 66. Структура растительного сообщества.
Смена растительных сообществ
Цели: дать представление о развитии и смене растительных сообществ; раскрыть естественные причины смены природ- ных сообществ и взаимосвязь смены сообществ с изменениями природно-климатических условий; сформировать представление о временных и конечных (климаксных) сообществах.
Оборудование и материалы: большие карточки (формата А4) с изображениями различных биоценозов, небольшие карточки с изображениями и названиями растений, характерных для различ- ных биоценозов, таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколист- венного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», «Смена растительных сообществ».
Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фито- ценоз, биогеоценоз, экосистема; ярусность в растительном со- обществе; подрост, подлесок, травянистый ярус, надпочвенный ярус; подземная ярусность; промежуточные (временные) сообще- ства, конечные (постоянные, климаксные) сообщества; внешние и внутренние причины смены растительных сообществ.
I. Актуализация знаний
Игра «Биологическое лото»
Для игры учитель должен заранее приготовить большие кар- точки (формата А4) с изображениями различных биоценозов (можно использовать рисунки учащихся). На карточках должно быть показано несколько биоценозов (2–6). Карточек должно быть столько, сколько учеников в классе, или по одной на парту. Кроме того, учитель готовит небольшие карточки с изображения- ми и названиями различных растений, характерных для различ- ных биоценозов.
Учащиеся получают конверт с большой карточкой и комплек- том маленьких. Задача игроков – разложить карточки с изображе- ниями растений по соответствующим растительным сообществам на большой карточке. Затем учащиеся обмениваются работами и проверяют друг друга. За каждую правильно положенную кар- точку начисляется 1 очко. Учащийся, нашедший ошибку, также получает 1 очко. Все спорные вопросы решает учитель.
Игру можно усложнить, предложив отдельно разложить кар- точки с изображением растений, являющихся эдификаторами
и сопутствующими видами, либо положив в конверт одну или несколько карточек, на которых изображены растения, не от- носящиеся ни к одному из изображенных на большой карточке биоценозов.
II. Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
– Вспомните, что такое растительное сообщество. (Группа взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания.)
– Все ли виды растений в сообществе равнозначны (пред- ставлены в сопоставимом количестве)? (Нет, некоторых растений в сообществе обычно больше, чем других, и они иг- рают средообразующую роль.)
– Как называются эти растения в данном сообществе? (Виды- эдификаторы.)
– Какова их роль в сообществе? (Создание условий для жизни других растений.)
– Какие условия могут создавать эти растения? (Освещен- ность, увлажнение, определенный микроклимат.)
Мы выяснили, что все растения взаимосвязаны и приспо- соблены к жизни в конкретном сообществе и к условиям среды, созданным в данном сообществе. Но как растения приспосабли- ваются к совместной жизни? Если вы бывали в лесу, то наверня- ка замечали, что не все растения имеют одинаковую высоту. Это одно из приспособлений растений к совместной жизни. В про- цессе эволюции растения, произрастающие на одной территории, научились «делить» пространство между собой.
Многочисленные и разнообразные растения сообщества рас- пределяются в соответствии с потребностями во влаге, свете, ми- неральном питании. Внешне подобное распределение растений выглядит как вертикальное расчленение растительности, назы- ваемое ярусностью, где ярус – часть растительного сообщества, в котором расположена большая часть органов, участвующих в фотосинтезе (листья, стебли). Наиболее четко ярусное деление проявляется в лесных фитоценозах.
– Какие растения будут занимать верхний ярус в лесном фи- тоценозе? (Верхний ярус образуют кроны самых высоких де- ревьев.)
Эти растения будут являться средообразующими видами (видами-эдификаторами), так как они регулируют поступле- ние света на нижние ярусы сообщества. Высота верхнего яруса
растительного сообщества может составлять 10–20 м. Верхний ярус может быть представлен как одним видом (ель обыкновен- ная в еловом лесу), так и несколькими преобладающими видами растений (дуб, липа, клен в широколиственном лесу).
Второй ярус в лесном сообществе обычно представлен подро- стом. Это низкорослые деревья. В смешанном или широколист- венном лесу подрост часто состоит из таких растений, как рябина, черемуха, боярышник, яблоня и др.
Третий ярус обычно называют подлеском. Здесь расположены в основном кустарники. В смешанном и широколиственном лесу для подлеска наиболее характерными видами растений являют- ся лещина (орешник), крушина, калина, бересклет, жимолость, бузина и др.
Четвертый ярус называют травянистым. Здесь преобладают различные травы и кустарнички. В хвойном лесу к травянистому ярусу относят чернику, бруснику, кислицу обыкновенную, сед- мичник европейский, майник двулистный, грушанку круглолист- ную и др. Для смешанного и широколиственного леса наиболее характерными являются сныть обыкновенная, ландыш майский, зеленчук желтый, копытень европейский, медуница неясная, вет- реница дубравная, вороний глаз обыкновенный и др.
– Как вы думаете, какие из растений лесного сообщества будут получать наибольшее количество солнечного тепла и света? (Растения верхнего яруса – деревья.)
– А какие растения получат меньше всего света? (Растения нижнего яруса.)
Соответственно, в растительном сообществе нижний ярус чаще всего занимают теневыносливые растения, а верхний – све- толюбивые.
– Как еще могут различаться условия обитания растений в различных ярусах? (В нижних ярусах выше влажность, кроме того, они меньше подвержены воздействию сильных ветров.)
Ярусность встречается не только в лесных сообществах, но и в луговых, болотных и т. д. Кроме того, ярусность харак- терна не только для надземных частей растительности, но и для подземных, т. е. корни растений сообщества также располагаются ярусами. Корни деревьев проникают глубже, чем у других расте- ний сообщества, соответственно, они составляют первый под- земный ярус. Корни деревьев нередко достигают грунтовых вод,
следовательно, деревья лучше обеспечены водой по сравнению с другими растениями сообщества.
Второй подземный ярус составляют корни низкорослых де- ревьев (подроста). Третий ярус представлен корнями подлеска, четвертый – травянистого яруса, а в пятом ярусе располагаются ризоиды мхов. Таким образом, подземная ярусность является зер- кальным отображением надземной ярусности.
Наблюдая за растительным сообществом, можно заметить, что оно не статично, а изменяется с течением времени. Одни виды растений сменяются другими, постепенно меняются и условия обитания. Постепенно модифицируются структура сообщества, его строение и особенности взаимоотношений ви- дов. Старые растения постепенно отмирают, их место занимают более молодые.
Смена растительных сообществ является естественным про- цессом, если, конечно, это не результат деятельности человека. Естественная смена одних растительных сообществ другими про- исходит повсюду, но с разной скоростью и по различным при- чинам. Причины смены сообщества могут быть как внешними (изменение климата, рельефа, условий увлажнения и т. д.), так и внутренними.
Внутренние причины, связанные с жизнедеятельностью самих растений, проявляются при постепенной смене лугового сооб- щества еловым лесом. В луговом сообществе (или на брошенных и не возделываемых человеком полях) сначала появляются моло- дые побеги березы, осины или ольхи.
– Откуда берутся семена этих растений? (Распространяются ветром.)
Эти растения получают достаточно солнечного света и не име- ют конкурентов на влагу, добываемую мощными корнями. Со- ответственно, молодые древесные растения, затеняя другие, легко вытесняют травянистые растения лугового сообщества, которые не могут развиваться без достаточного количества све- та. Но мелколиственный лес является промежуточным, или вре- менным, сообществом. Под пологом мелколиственных деревьев не могут развиваться не только травы, но и молодые растения тех же видов, так как в условиях недостатка солнечного света они плохо растут, в отличие от молодых елей. Через несколько лет ели вырастают до достаточно больших размеров и выходят в верхний ярус, а мелколиственные породы деревьев постепенно отмирают. Постепенно сообщество молодого мелколиственного леса сменяется еловым. Еловый лес в данной череде смен сооб-
ществ будет являться конечным сообществом. Такие сообщества также называют климаксными, коренными или устойчивыми. В коренных сообществах произрастающие виды растений создают условия, при которых одинаково хорошо развиваются как молодые, так и взрослые растения, дающие семена. Моло- дые ели отлично чувствуют себя в тени, создаваемой взрослыми
Но гораздо чаще смена растительных сообществ происходит не по внутренним причинам, связанным с жизнедеятельностью самого сообщества, а по внешним. Такими причинами могут стать пожар, оползни, подтопление почв и др., а также деятельность человека, например вырубка лесов, выпас скота, осушение болот и т. д.
Под действием факторов, причиной которых стал человек, происходит резкая смена сообществ, что может привести к из- менению климата, условий увлажнения или к смене других со- обществ. Кроме того, на старом месте уничтоженное сообщество может уже никогда не сформироваться.
III. Закрепление знаний и умений
– Выберите верные утверждения.
1. Группа растений, произрастающих на определенной территории и взаимосвязанных между собой, является растительным сооб- ществом.
2. Часть слоя растительного сообщества, в котором расположена большая часть органов, участвующих в фотосинтезе, называется прослойкой сообщества.
3. Сообщество луга на месте вырубленного леса является конечным, или климаксным.
4. Смена растительных сообществ происходит обычно под дейст- вием внутренних факторов, связанных с жизнедеятельностью самого сообщества.
5. Деятельность человека не может являться причиной смены ра- стительных сообществ.
6. Внешними факторами, ведущими к смене растительного сообще- ства, являются пожар, подтопление почвы, изменение рельефа.
7. Сообщество луга на брошенном поле постепенно сменяется мел- колиственным лесом, а затем еловым.
8. В мелколиственном лесу, образовавшемся на месте бывшей пашни, создаются наиболее благоприятные условия для роста злаковой растительности.
9. Смена сообществ обычно происходит быстро, и одно сообщество сменяется другим в течение одного-двух лет.
10. Еловый лес является климаксным сообществом.
IV. Подведение итогов урока Домашнее задание
1. Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой
§ 58, 59; учебник В.В. Пасечника § 56, 57.)
2. Найти в словаре значения слов и дать определение поня- тий: «заповедник», «заказник», «национальный парк», «памятник природы».
Творческое задание. Зарисовать постепенную смену одного ра- стительного сообщества другим на ваш выбор.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
1. Описать последовательность стадий смены растительных сообществ на месте вырубленного леса, при зарастании водоема, на голых почвах после извержении вулкана. Информацию об этом можно найти в различной биологической литературе.
2. Подготовить доклад о влиянии деятельности человека на различные растительные сообщества и о редких и особо охра- няемых видах растений.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.