в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания

Возникновение науки. Основные этапы её развития

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

философия и наука появились в момент перехода конкретных человеческих сообществ в историческое состояние. Этот переход представляет очень сложное явление духовной, социальной и экономической жизни.

Доисторический период: не было философии и науки, поскольку все находилось во власти традиций, когда человек ориентировался на прошлые культурные образцы и мышление не могло выйти за его пределы, что принципиально ограничивало творческие возможности человеческих сообществ, делало их развитие похожим на течение равнинной реки.

Исторический период: возникновение и развитие философии и науки.

Середина 1 тысячелетия до н.э. считается периодом возникновения философии и науки – 1 этап Античность.

Исторические формы бытия того, что именовалось и именуется «наукой», настолько разнообразны и настолько противоречат друг другу, что не поддаются простому эмпирическому обобщению. (Лебедев С.А. Философия науки)

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Включает в себя все условия и моменты этого производства наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания. Наука – необходимое следствие общественного разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой – сперва очень малочисленной группы людей.

Одновременно с процессом возникновения и укрепления культурно-мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.

Диахронное

(историческое) многообразие форм науки (диахронный плюрализм науки):

Восточная преднаука:

Наука появляется в странах Древнего Востока (в осевое время): в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливаются и осмысляются эмпирические знания о природе и обществе, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики.

Производство идей, представлений, сознания первоначально было непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни.

Первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль методических руководств конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилонии, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительного количество такого рода знаний, которые составили важную предпосылку будущей науки.

Античная «наука» (древнегреческая)

Образец «Начала» Евклид

Достояние восточной цивилизации было воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции главной функцией науки является объяснительная функция;

её основная задача – познание с целью раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам человек.

Для возникновения науки в ее собственном понимании были необходимы определённые социальные условия:

Эти условия сложились к VI в. до н. э. в Древней Греции, где и возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит и др.), объяснявшие действительность через естественные начала. Это было теоретическое знание, в котором на первый план выдвигались его объективность, логическая убедительность.

Древнегреческая наука (Аристотель и др.) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые были во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры:

Средневековая европейская «наука»:

астрология, алхимия, религиозная герменевтика.

Огромный вклад в развитие науки внесли учёные арабского Востока и Средней Азии (Ибн Сина 10-11вв, Ибн Рушд 12в, Бируни 10-11вв и др.), сумевшие сохранить и развить древнегреческую традицию, обогатив её в ряде областей знания.

Противоречила древней «преднауке» и античной «науке».

Новоевропейская классическая наука

Отличительные черты от предыдущих этапов:

Отличается от предыдущих этапов:

Парадигмальные образцы: аналитическая геометрия Декарта, механика Галилей и Ньютона, матанализ Ньютона, Лейбниц, Коши.

Гносеологические основания: объективные м-ды исследования, эксперимент, математическая модель объекта,дедуктивно-аксиматический способ построения теории.

Социальные основания: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений (научные лаборатории, институты и др), востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой науки. Осознание ограниченности когнитивных ресурсов классической науки (кон 19 нач 20вв) – начало кризиса основ. Открыты: теория относительности, квантова механика, конструктивная логика и математика и др.

Неклассическая наука

Пик 70-ые годы 20 века.

В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка науки, она уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей силой прогресса материального производства.

Постнеклассическая наука

начало с конца 70-ых 20 в(описал В.С. Степин)

Лидеры: биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке.

Главный предмет: сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.)

Идеология, философские основания, методология: существенно отличаются и во многом несовместимы с принципами предыдущих этапов новоевропейской науки.

Так, в это время развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были получены искусственным путем инсулин, интерферон (защитный белок) и т.д.

Синхронный плюрализм науки:

обусловлен существенным различием предметов и методологии разных научных дисциплин. А также реализуемых в них идеалах, норм научного исследования, форм организации деятельности.

Выделяют 4 класса наук:

Объединяющее общее сложно назвать. Проще найти различия по разным основаниям: предмет, способ конструирования знания, способ конструирования знания, критерии истинности, способ организации научных сообществ и их ценностным ориентациям.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Тема 2. Наука в эпоху античности и средневековья Преднаука и эволюция смысла научности. Культура античного полиса. Становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Астрология, магия, алхимия.

Тема 3. Наука в эпоху Возрождения Особенности науки в период рождения новой культуры: светский характер, натурализм, антропоморфизм, синтез дисциплин. Революция в познании и новая естественнонаучная картина мира. Великие географические открытия и расширение горизонтов познания. Первые шаги в области систематизации знания (систематика растений, возникновение научной анатомии и др.). Роль механико-математической модели мира и гелиоцентрической космологии Коперника в освобождении науки от влияния теологии.

Тема 4. Возникновение современной науки в Западной Европе Исторические условия и социокультурные предпосылки новоевропейской науки. Концептуальные различия между Средневековой наукой и наукой Нового времени. Ф. Бэкон о значении истории науки. Критический дух, объективность, практическая направленность – характерные черты науки Нового времени.

Вторая половина XIX – начало XX вв. Кризис в основаниях классической науки и глобальная научная революция в математике, физике и социальных науках (начало XX в.). Неклассическая наука и ее философско-методологические последствия. Создание теории относительности и квантовой механики – начало этапа неклассической науки. Онтология неклассической науки: релятивизм, индетерминизм, нелинейность, массовость, синергетизм, системность, структурность, организованность, эволюционность научных объектов. Гносеология неклассической науки: субъект – объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Научно-техническая интеграция.

Середина XX в.: научно-техническая революция. Создание наукоемкой экономики. Превращение науки в главный источник инноваций и решающую силу общественного прогресса. Наука – важнейший объект государственной научной политики развитых стран. Технократизм и его негативные последствия. Необходимость экологического и гуманитарного контроля над научно-техническим развитием. Биология, экология, глобалистика и науки о человеке – лидеры постнеклассического этапа. Предмет исследования неклассической науки – сверхсложные системы (механические, физические, химические, биологические, экологические, космологические, инженерные, компьютерные, технологические, медицинские, социальные и др.).

Постнеклассическая наука. Принципы онтологии постнеклассической науки: системность, структурность, органицизм, эволюционизм, телеологизм, финализм, антропологизм. Гносеология постнеклассической науки: проблемность, коллективность научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, экологическая и гуманистическая направленность научной информации. Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм, конструктивизм, коммуникативность, консенсуальность, целостность, эффективность и целесообразность научных решений. Компьютерная, телекоммуникативная и биотехнологическая революция в науке. Высокие технологии – основа развития экономики, переход к созданию информационного общества.

Источник

V 1 Методология научного исследования

в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания фото. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. философия и наука появились в момент перехода конкретных человеческих сообществ в историческое состояние. Этот переход представляет очень сложное явление духовной, социальной и экономической жизни. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания фото. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. философия и наука появились в момент перехода конкретных человеческих сообществ в историческое состояние. Этот переход представляет очень сложное явление духовной, социальной и экономической жизни. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания фото. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. философия и наука появились в момент перехода конкретных человеческих сообществ в историческое состояние. Этот переход представляет очень сложное явление духовной, социальной и экономической жизни. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания фото. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. философия и наука появились в момент перехода конкретных человеческих сообществ в историческое состояние. Этот переход представляет очень сложное явление духовной, социальной и экономической жизни.

в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания фото. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. философия и наука появились в момент перехода конкретных человеческих сообществ в историческое состояние. Этот переход представляет очень сложное явление духовной, социальной и экономической жизни.

в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания фото. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. философия и наука появились в момент перехода конкретных человеческих сообществ в историческое состояние. Этот переход представляет очень сложное явление духовной, социальной и экономической жизни.

ТЕСТЫ (250)

Дисциплина: Основы научных исследований

Для специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 036401 «Таможенное дело», направления 080100 «Экономика»: профилей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии»

Дидактические единицы:

V1: Методология научного исследования

V2: Источники информации

V3: Научные работы

V4: Язык и стиль научной работы

V5: Оформление научного исследования

V6: Защита научной работы

V 1 Методология научного исследования

S: Отличительными признаками научного исследования являются:

+ : все перечисленные признаки

S: Основная функция метода:

+ : внутренняя организация и регулирование процесса познания

— : поиск общего у ряда единичных явлений

S: Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:

S: В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:

S: Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним НЕ относится:

— : опытная проверка гипотез и теорий

— : формирование новых научных концепций

+ : заинтересованное отношение к изучаемому предмету

S: К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:

S: Замысел исследования – это…

+ : основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы

— : литературное оформление результатов исследования

— :накопление фактического материала

S: Наука выполняет функции:

+ : гносеологическую и трансформационную

S: При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:

+ : структурный, организационный и функциональный

S: Исходя из результатов деятельности, наука может быть:

+ : фундаментальная, прикладная и в виде разработок

S: Научно-техническая политика в развитии науки может быть:

+ : фронтальная, селективная и ассимиляционная

S: Главными целями научной политики в системе образования являются:

+ : подготовка научно-педагогических кадров

— : совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса

— : совершенствование планирования и финансирования научной деятельности

— : все перечисленные цели

S: Главным источником финансирования научно-исследовательских работ в вузах являются:

S: Основное внимание Министерство образования РФ уделяет финансированию научно-исследовательских работ:

S: В системе Министерства образования РФ особое внимание уделяется научно-техническим программам (НТП):

— : федеральным целевым программам

+ : программам Министерства образования России

— : программам других министерств

S: В общем объеме финансирования НИР удельный вес исследований, выполняемых финансово-экономическими вузами:

в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. 640 1. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания фото. в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания-640 1. картинка в какой период времени наука возникла как форма общественного сознания. картинка 640 1. философия и наука появились в момент перехода конкретных человеческих сообществ в историческое состояние. Этот переход представляет очень сложное явление духовной, социальной и экономической жизни.

S: Методика научного исследования представляет собой:

— : систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования

— : систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов

— : совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности

— : способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений

+ : все перечисленные определения

S: Экономический эффект определяется по:

— :фундаментальным и поисковым НИР

+ : прикладным НИР и научным разработкам

S: В формировании научной теории важная роль отводится:

— : индукции и дедукции

— : моделированию и эксперименту

+ : всем перечисленным инструментам

S :Существует ли однозначная точка зрения о времени возникновения науки?

S :В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?

— : в период античности

+ : со второй половины XX.

S :В какой период времени наука возникла как социальный институт?

— : в период античности

— : со второй половины XX.

S :В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания?

+ : в период античности

— : со второй половины XX.

S :В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров?

— : в период античности

— : со второй половины XX.

S :Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …

S :Основу любой науки составляет…

+ : терминология, профессиональная лексика

— : обычный разговорный язык

S : Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:

S: Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:

S: Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:

S: Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:

S: Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это…

S: Функцией науки в обществе является…

— : создание грамотного, «умного» общества

— : построение эффективной работы социума

+ : описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов

— : создание базы для дальнейших научных исследований

S: Наука как форма общественного сознания возникла в…

S: Наука как социальный институт возникла в…

S: Наука как система подготовки кадров существует с…

S: Науки о природе называются…

S: Науки об обществе называются…

S: Науки об общих законах развития природы, общества и мышления называются…

S: Науки, занимающиеся решением технологических, инженерных, экономических и иных проблем, называются…

S: Физика, механика, химия, биология относятся к…

S: Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?

S: Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?

S: Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…

S: Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?

S: Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?

S: Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний?

S: Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Внедрение результатов исследования в практику происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Проблема научного исследования – это…

+ : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

— : то, что не получается у автора научного исследования

— : источник информации, необходимой для исследования

— : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

S: Объект научного исследования – это…

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

— : то, что не получается у автора научного исследования

+ : источник информации, необходимой для исследования

— : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

S: Предмет научного исследования – это…

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

— : то, что не получается у автора научного исследования

— : источник информации, необходимой для исследования

+ : более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета

S: Тема научного исследования должна быть…

— : с размытой формулировкой

— : сформулирована в конце исследования

— : сформулирована так, чтобы вы могли обоснованно от нее отступать

S: Цель научного исследования – это…

+ : краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования

— : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

— : источник информации, необходимой для исследования

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

S: Тема научного исследования – это…

+ : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

— : источник информации, необходимой для исследования

— : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

S: Гипотеза научного исследования – это…

— : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

+ : предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений

— : источник информации, необходимой для исследования

S: Рабочая гипотеза – это…

— : реальное положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию

+ : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

— : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

— : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

S: Метод научного исследования – это…

— : система последовательных действий, модель исследования

— : предварительные обобщения и выводы

— : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

+ : способ исследования, способ деятельности

S: Методика научного исследования – это…

+ : система последовательных действий, модель исследования

— : предварительные обобщения и выводы

— : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

— : способ исследования, способ деятельности

S: Диалектический и метафизический методы относятся к __________________ методам исследования.

S: Методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.

S: Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования.

S: Целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это…

S: Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса – это…

S: Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов – это…

S: Наблюдение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

— : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

— : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

+ : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

S: Эксперимент как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

+ : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

— : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

— : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

S: Сравнение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

— : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

+ : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

— : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

— : положение, которое в научном исследовании не принимается вне зависимости от того, имеет оно логические доказательства или нет

— : положение, которое в научном исследовании выступает в качестве проблемы

+ : положение, которое принимается без логического доказательства

— : положение, которое принимается исключительно с логическими доказательствами

S: Конструктивистский метод теоретического исследования применяется в…

+ : логико-математических науках и информатике

— : технических и гуманитарных науках

S: Аксиоматический метод теоретического исследования применяется в…

— : логико-математических науках и информатике

— : технических и гуманитарных науках

S: Гипотетико-дедуктивный метод теоретического исследования применяется в…

— : логико-математических науках и информатике

— : технических и гуманитарных науках

S: Прагматический метод теоретического исследования применяется в…

— : логико-математических науках и информатике

+ : технических и гуманитарных науках

S: Абстрагирование как общелогический метод исследования – это…

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

+ : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

— : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Обобщение как общелогический метод исследования – это…

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

+ : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Анализ как общелогический метод исследования – это…

+ : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

— : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Синтез как общелогический метод исследования – это…

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

— : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

— : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

+ : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Индукция как общелогический метод исследования – это…

+ : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

— : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Дедукция как общелогический метод исследования – это…

— : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

+ : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

— : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Системный подход в научном исследовании – это…

— : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

— : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

— : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

+ : совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем

S: Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это…

S: Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это…

S: Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это…

S: Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это…

S: Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это…

S: Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это…

S: Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это…

S: Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования.

S: При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод?

S: При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *