в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный

ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Рассадина Л.А., воспитатель МАОУ»СШ №1 им. М.Аверина» ДО «Алёнушка»

Ведущая деятельность – это такая деятельность человека, в ходе которой наиболее интенсивно развиваются все психические функции: память, внимание, речь, мышление, восприятие. На каждом возрастном этапе она своя. В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Это значит, что ребенок лучше всего развивается, осваивая манипуляции с интересующими его предметами, учась обращаться с ними по образцу (повторяя за мамой, воспитателем) или изобретая новые способы их использования (например, копать не лопаткой, а расческой). Ребенок развивается тем лучше, чем больше он осваивает интересующее его действие (путем многократных повторений) и чем больше новых способов использования одного и того же предмета он изобретает. Как это выглядит в быту: ребенок берет ложку и долго стучит ею по столу; берет тряпку и, подражая маме, водит ею по дверце кухонного шкафчика; берет игрушечную машинку и катает ее туда-сюда без всякого смысла и развития сюжета (его игра так же манипулятивна). С точки зрения разумного взрослого, это выглядит очень глупо – зачем сто раз повторять одно и то же действие, даже не заканчивая его (после «протирания» тряпочкой это место будет гораздо грязнее, чем до). Но именно эти однообразно повторяющиеся действия стимулируют поиск ребенка и его мышление. Чем больше ребенок отрабатывает простых бытовых действий (копируя родителей), чем интенсивней он исследует новый предмет, тем лучше. Заметьте, не чем больше предметов он изучит, а чем интенсивней он изучит один предмет, то есть чем больше действий произведет с заданным предметом. Я создаю ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поучаствовать в различных действиях (показе сказок, выборе героев к сказкам, демонстрации того или иного стихотворения, игре в новые дидактические игры). Малыши перенимают друг от друга и от меня те или иные действия, которые впоследствии используют на практике. Хотя им приходится ещё много раз повторять неудачные действия, прежде чем ребёнок научиться совершать их.

Источник

В какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный

Целостная деятельность ребёнка, специфичная для каждого периода его жизни, определяет те изменения в психике, которые впервые возникают в конкретном возрасте и определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Эти впервые возникшие изменения названы Л.С.Выготским новообразованиями. С ними он связывал новый тип деятельности ребёнка, характеризующий его возраст, новый тип его личности и те психические изменения, которые впервые возникают в данном возрасте. Подобной точки зрения придерживаются А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин и другие.
Д.Б.Эльконин предложил определять психологический возраст на основе следующих показателей:

Характеристика ведущей деятельности

Другой человек и Я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки

Способы употребления человеческих орудий и знаков

Социальные нормы и смыслы человеческих отношений

Общие способы решения классов задач

2. Способ взаимодействия

Буквальная имитация, действия по образцу

Условная воображаемая, символическая имитация

Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца

3. Характер инициативного приглашения партнёра к сотрудничеству

Выражение доброжелательности (преимущественно невербальное)

«Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается?» – просьба образца, контроля, оценки

«Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия

«Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща

4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра

Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка

Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка

Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости

Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия

5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности

Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру

Источник

Ведущий тип деятельности в раннем возрасте (1-3 года)

Ведущая деятельность в раннем детстве – предметная дея­тельность (иногда ее называют предметно-орудийная или предметно-манипулятивная деятельность). Сущ­ность ее заключается в присвоении ребенком общественно выработанных способов употребления всех окружающих его вещей. По форме – это всегда совместная со взрослым деятельность, поскольку способ действия с предметом перво­начально принадлежит взрослому, который передает его ре­бенку. Инициатива действия принадлежит ребенку, это именно индивидуальное действие по присвоению обществен­ного способа употребления предмета.

Сложный механизм формирования предметного действия в раннем возрасте был описан Д.Б.Элькониным в следующих постулатах.

Только после того как ребенок впервые выпьет из чашки воду, у него возникает цель – пить воду, т.е. возмож­ность использовать для этого чашку. Иначе говоря, орудие есть орудие только после того, как стала известна цель, для достижения которой оно может быть использова­но. Иными словами, цель не дана че­ловеку с самого начала.

Предметная деятельность –это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества

Д.Б.Эльконин раскрыл общую на­правленность развития предмет­ных действий – путем превраще­ния совместного действия в дейст­вие разделенное (или частичное), а затем в самостоятельное. Содержа­ние общения при выполнении этих Действий меняется от контроля взро­слого за разделенным действием до оценки им самостоятельного действия ребенка. При этом взрослый может осуществлять показ ребенку разделенного действия (а ребенок прослеживать), а затем давать речевые указания для самостоятельного выполнения.

в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный. download. в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный фото. в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный-download. картинка в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный. картинка download. ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Таким образом, первоначально все фазы действия: ориентировка, испол­нение и оценка принадлежат взросло­му. Далее ребенок с помощью взросло­го будет присваивать фазу за фазой. Этот путь начинается с того, что взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его (частичное действие). Здесь и возникает возмож­ность его показа – ребенок прослежи­вает действие взрослого. Благодаря этому происходит отрыв ориентиро­вочной части действия от его испол­нительной части. К этому времени об­щественная функция предмета, т.е. цель предметного действия, ребенком уже определена. Постепенно предмет­ные действия превращаются у ребен­ка в своеобразные жесты, в акты об­щения (ребенок берет ложку в знак.

Предметные действия – в концепции Ж.Пиаже это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т.п. Предметное действие – это то наиболее общее, что сохраняется в действии при многократном повторении в разных обстоятельствах” (Л.Ф.Обухова). На основе действий формируются новые умственные структуры того, что хочет есть). В это время взрослый может давать ре­бенку указания в виде речевой инструкции.

Развитие действия от совместного со взрослым до само­стоятельного – это первое направление развития предметно­го действия. Второе направление – это линия развития ори­ентации в системе свойств предмета, которая, по мнению Д.Б.Эльконина, является предпосылкой развития ролевой иг­ры. Итак, в ходе совместной деятельности со взрослым ребенок овладевает способом употребления орудия, и некото­рое время этот способ тесно слит с предметом, на котором он был освоен (например: научился пить из чашки, пьет только из этой чашки).

Далее происходит отрыв предмета от способа действия, что имеет ряд последствий:

Последний тезис является ключевым для теории освоения предметных действий, разработанной Д.Б.Элькониным: при формировании предметного действия имеет место сложное взаимодействие ребенка и взрослого; таким образом, в ран­нем возрасте ребенок – это всегда «два человека» – ребенок и взрослый. И именно это внутреннее взаимодействие «двух че­ловек», живущих в одном ребенке, раскрывает процесс разви­тия как процесс самодвижения.

Свою теорию Д.Б.Эльконин пояснял с помощью следую­щих тезисов.

Таким критерием выступает только соответствие образцу, носитель которого – взрослый.

Однако они входят в образ действия только на основе санкции взрос­лого, т.е. если реализуют смысл отношений ребенка и взрослого. Построение образа действия с предметом-орудием не есть одномоментный акт.

Д.Б.Эльконин подчеркивал, что центральные новообразования следующего возрастного периода зарождаются в предыдущем периоде. Он ссылался на исследования Ф.И.Фрадкиной, в которых показано, что все основные предпосылки игры возникают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руководством взрослых и в совместной деятель­ности с ними.

Ребенок воспроизводит предметные действия сначала только на тех предметах, на которых они сформировались при помощи взрослых:

Д.Б.Эльконин справедливо отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки. Игрушка – это предмет, моделирующий какую-либо предмет взрослого мира. По отношению к игруш­кам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки поли­функциональны, с ними можно делать все, что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игруш­кой в ориентацию включается и ситуация. В результате про­исходит дальнейшая схематизация действия. Ребенок начи­нает сравнивать свое действие с действиями взрослого чело­века, он начинает узнавать в своем действии действия взрос­лого и впервые начинает называть себя именем взрослого: “Петя-папа”. Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отожествлению себя со взрослым. Социальная ситуация, таким образом, начинает распадаться. Это возможно только в ре­зультате микроизменений предметного действия.

Наконец в результате перехода действия от совместного к самостоятельному за взрослым сохраняется контроль и оцен­ка выполняемого ребенком действия, они и составляют со­держание общения ребенка и взрослого по поводу предмет­ных действий.

Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы. Оказывается, что ре­бенок действует так, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он.

К концу этого возраста ребенок использует свои предмет­ные действия для налаживания контактов со взрослым, с по­мощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает обще­ние как деятельность, предметом которой для ребенка стано­вится взрослый человек.

Источник

Тест по возрастной периодизации Д.Б.Эльконина с ключом

Самостоятельная работа (тест) по психологии

Кто из ученых – психологов разработал возрастную периодизацию:

Что, по мнению Д.Б. Эльконина, является фундаментальной проблемой детской психологии?

проблема периодизации психического развития,

проблема периодизации физического развития,

проблема периодизации умственного развития.

При создании возрастной периодизации, по мнению Д.Б. Эльконина, целесообразно оперировать системой:

«ребенок в обществе»,

В какой системе взрослый начинает выступать как носитель определенных видов деятельностей, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми, подчиняющийся определенным нормам?

«ребенок в обществе»,

Для дошкольного детства определяющей развитие деятельностью является:

На каких условиях развития ребенка основывался в своей теории Д.Б. Эльконин:

Для какого периода характерна фаза операционно-технической деятельности?

младшее школьное детство.

Каков процесс развития возрастной периодизации Д.Б. Эльконина?

идущий по восходящей спирали,

Автор материала: Нелюбина Лариса Петровна

Свидетельство о публикации авторской статьи

в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный. svidetelctvo statya 200. в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный фото. в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный-svidetelctvo statya 200. картинка в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный. картинка svidetelctvo statya 200. ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Оформить бесплатно документ можно здесь

в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный. first aid. в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный фото. в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный-first aid. картинка в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный. картинка first aid. ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Источник

В какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный

Ожидайте

Перезвоните мне

в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный. BogdanovaES min. в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный фото. в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный-BogdanovaES min. картинка в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный. картинка BogdanovaES min. ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный. 12428. в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный фото. в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный-12428. картинка в какой период ведущий вид деятельности предметно манипулятивный. картинка 12428. ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Аннотация: В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы взаимодействия с ними.

Статья:

Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на:

период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года),

период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).

Период младенчества

Новорожденность – переходный этап.

Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг новорожденного продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения.

Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Познавательное развитие ребенка: восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается.

Воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, способны ориентироваться во многих параметрах объектов (движения, контрасты и т.д.).

Развивается пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины.

Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Младенец имеет целостную картину мира.

Движение и действия. Движения рук, направленные к предмету, ощупывание предмета по-являются примерно на 4 месяце жизни.

В 5 – 6 месяцев хватает предмет, что требует сложных зрительно-двигательной координации – первое целенаправленное действие. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми реакциями.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, но они еще не предметны (подражание взрослым).

Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.

Усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

Память. Первым появляется узнавание. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа.

Эмоциональное развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь. У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций. Сензитивный период к усвоению речи.

Речь. К 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все. Говорит 1000 – 1500 слов.

Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие.

Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Это проявляется – дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией. Их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает.

До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие.

Элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать.

Восприятие аффективно окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности, поэтому, как считают отечественные психологи, оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций. Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия.

Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он не в состоянии принять решение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.

Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.

В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Кризис 3 лет

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними.

Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.

Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка.

В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *