в какой период создания и использования сетки экономического районирования в ссср
СССР. Экономические районы СССР
Полезное
Смотреть что такое «СССР. Экономические районы СССР» в других словарях:
Экономические районы СССР — районы СССР выделявшиеся для целей территориального народно хозяйственного планирования и управления экономикой. Содержание 1 История 2 Состав экономических районов СССР … Википедия
Экономические районы Украины — Экономические районы Украины … Википедия
СССР. Экономические районы — Экономические районы СССР Объективная основа экономического районирования ‒ территориальное разделение труда, а экономический смысл ‒ повышение эффективности общественного производства в результате специализации и комплексности развития. В… … Большая советская энциклопедия
СССР. Экономические районы — Экономические районы СССР Содержание 1 РСФСР 2 УССР 3 БССР 4 Прибалтика (Прибалтийский) … Википедия
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ И СССР — определенные терр., в пределах к рых формируется и развивается специализированное х во, являющееся частью нар. х ва всей страны и взаимосвязанное с другими его частями постоянным обменом производимых в них товаров и др. экономич. отношениями.… … Советская историческая энциклопедия
Экономические районы — Экономический район это территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.… … Википедия
Экономические районы России — При экономическом районировании в Российской Федерации выделяют 11[1] экономических районов (ЭР): Центральный Центрально Чернозёмный Восточно Сибирский Дальневосточный Северный Северо Кавказский Северо Западный Поволжский Уральский Волго Вятский… … Википедия
Экономические районы Российской Федерации — При экономическом районировании в Российской Федерации выделяют 11[1] экономических районов (ЭР): Центральный Центрально Чернозёмный Восточно Сибирский Дальневосточный Северный Северо Кавказский Северо Западный Поволжский Уральский Волго Вятский… … Википедия
Экономические районы СССР — см. ст. СССР. Экономические районы (См. СССР.) … Большая советская энциклопедия
СССР — Союз Советских Социалистических Республик. Содержание: Введение (См. СССР. Введение) Население (См. СССР. Население) Численность населения Возрастная и половая структура населения … … Большая советская энциклопедия
В какой период создания и использования сетки экономического районирования в ссср
Возникновение общенародной собственности на средства производства в СССР создало предпосылки превращения экономики СССР в единый народнохозяйственный комплекс, развивающийся не по законам рынка, а на основе народнохозяйственных планов.
В числе научных основ их разработки была и методология экономического районирования, основы которой были заложены до революции К. И. Арсеньевым, П. П. Семёновым-Тян-Шанским, Д. И. Менделеевым и др. В новых условиях районирование, помимо пассивного сбора и анализа экономико-географических и статистических народнохозяйственных данных, стало инструментом, обеспечивающим комплексное развитие.
В 1920-х годах в соответствии с сеткой экономического районирования Госплана был осуществлен план ГОЭЛРО, проведена реформа административно-территориального деления. Было выделено 8 районов. Районирование не распространялось на Дальний Восток и Восточную Сибирь. Позже, в 1921г. под руководством председателя Госплана Г.М. Кржижановского были разработаны основные принципы экономического районирования. По проекту Госплана был выделен 21 район, где учитывалось целый ряд взаимосвязанных факторов: экономический, национальный, исторический, перспективный, транспортный и др.
В 1963 утверждена таксономическая сетка, уточнённая в 1966 году, включающая 18 крупных экономических районов (из них 10 в составе РСФСР) и Молдавскую ССР. В 1967 году Якутия была переведена из Восточной Сибири в Дальний Восток.
В 1982г. последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 на территории России:
Экономическое районирование СССР
Экономическое районирование СССР
Самое элементарное знакомство с реальной географией нашей страны свидетельствует о том, что планомерно проводимая политика специализации хозяйственной деятельности районов есть необходимый метод ведения планового хозяйства. Территория СССР растянута с востока на запад на девять тысяч километров, с севера на юг — на четыре с половиной тысячи. Другими словами, по своей растяженности не только территория дореволюционной России, но и современная территория СССР не имеет себе ничего подобного в среде известных нам государств. Совмещая на своей поверхности тундру и тайгу, степь и субтропические пустыни; имея на своей территории мировой полюс холода (Верхоянск) и местности, где годовая температура не спускается ниже 0°; обладая такими громадными скоплениями полезных ископаемых, как Урал, с одной стороны, и безжизненными песчаными пустынями Средней Азии, — с другой; давая разницу в плотности сельскохозяйственного населения от 130 и выше человек на 1 квадратный километр до плотности, измеряемой десятыми и даже сотыми долями человека; имея до сих пор еще на своей территории по меньшей мере пять исторически известных нам хозяйственных укладов, — СССР не может иначе строить и развивать свое народное хозяйство, как учитывая в полной мере все природные, экономические и национальные особенности своего обширного объединения и специализируя его отдельные части. Только этим путем может быть достигнут наибольший коэффициент эффективности общественного труда.
Переход современных государств от условий натурального замкнутого хозяйства к последовательно развивавшимся формам капитализма сопровождался значительным ростом продукции их народного хозяйства и повышенной производительностью их трудовых затрат. Это увеличение народного богатства помимо всех прочих причин связано с разными видами разделения труда, в ряду которых географическому разделению общественного труда принадлежит далеко не последнее место. История и опыт современных капиталистических государств в полной мере убеждают, что не все виды производства могут быть экономически целесообразно развиваемы всюду с одинаковым успехом, но что в каждом районе целесообразно развитие только тех видов производства, для которых имеется оптимальное сочетание естественной среды и данной конкретной формы трудовой деятельности. В соответствии с этим общим законом энергетики труда, подчиняющегося формуле минимума траты сил для достижения максимума полезного результата, не только отдельные части современных капиталистических государств, но даже отдельные территории земной поверхности специализируются на особых производствах и видах производств, доходящих в некоторых случаях до производства какой-либо одной товарной культуры (кофе в четырех районах Бразилии, чай на Цейлоне, хлопок в Египте и пр.).
Но если такая специализация огромных территорий осуществима даже в рамках капитализма, то в Союзе Советских Социалистических Республик обобществление средств производства, устраняя все те пространственные рамки и ограничения, которые связаны с разделением территории на отдельные частноправовые объекты, позволяет рассматривать всю территорию Союза со всеми богатствами поверхности и недр земли и всеми ресурсами промышленности и транспорта как единый объект единого субъекта хозяйственной деятельности — трудовых масс, организованных в пролетарское государство. При таком превращении народного хозяйства в своей принципиальной основе в единое громадное хозяйственное «предприятие» становится обязательным использование наиболее совершенных методов современной организации производства с перенесением их на все народнохозяйственное целое, с осуществлением в нем также и сложной системы разделения труда.
При этом географическое разделение труда, протекающее в рамках капитализма, как стихийно совершающийся процесс, превращается в планомерно осуществляемый метод территориальной организации труда на основе порайонной его специализации в целях достижения максимально возможной его эффективности.
Обратной стороной экономического районирования Союза является организация сложного межрайонного сотрудничества. Это неизбежно вытекает из того, что всякая районная специализация равносильна отказу данного района от удовлетворения всех своих потребностей изнутри самого себя. Переставая быть универсальным производителем, удовлетворяющим все свои потребности, организуя внутри себя массовое производство по преимуществу только некоторых товаров или групп товаров на широкий внерайонный рынок, каждый район тем самым входит в систему межрайонного сотрудничества и связей с другими районами, которые должны восполнить его потребности в средствах производства и потребления, стоящих вне сферы основной его специализации. В силу этого экономическое районирование Союза несет с собой громадную задачу — организации рационально-построенной и планомерно-развивающейся системы сотрудничества экономических районов и их взаимной связи между собою.
Грандиозная по своему замыслу задача экономического и организационного районирования СССР, без которого невозможен плановый охват и рационалистическое руководство народным хозяйством союза стран, раскинувшихся на территории, охватывающей шестую часть земной суши, — была поставлена плановой мыслью в первый же год после окончания гражданской войны, при первой же попытке подойти к рационализации хозяйственного процесса.
В последующие затем годы вместе с хозяйственным ростом и укреплением СССР осуществлялось и это историческое преобразование, радикально реконструирующее внутренние как хозяйственные, так и организационные связи Союза.
К настоящему моменту, разумеется, было бы преждевременно говорить о завершенности этого одного из основных этапов социалистической реконструкции народного хозяйства.
Впереди еще оформление внутриобластной системы округов и низовых районов, которые должны явиться организаторами хозяйственного и культурного подъема деревни в первую очередь, преобразуя отсталые формы ведения хозяйства на новой технической и социальной основе, осуществляя коллективизацию производственных процессов, их механизацию и индустриализацию всего хозяйства района.
С другой стороны, целиком еще впереди организационное оформление района как экономического комплекса, ведущего расположенную на его территории часть народного хозяйства и входящего в систему социалистической экономии и организации Союза как законченное и производственно-обоснованное целое.
Однако, даже достигнутое на сегодняшний день дает уже возможность хозяйственного оперирования, опираясь на экономические районы. Это обстоятельство является достижением, значимость которого трудно переоценить.
Последующее экономическое развитие Союза несомненно будет уточнять и совершенствовать систему расчленения СССР на экономические районы — по мере роста производительных сил будут вводиться новые деления и уточняться старые и т. д.
Но основные краеугольные камни в системе экономического районирования уже заложены, и ее последовательное развитие не замедлит сказаться в организованности, а потому и эффективности народно-хозяйственного развития СССР.
Как на первый организационный предвестник в этом отношении укажем, что самое осуществление районного разреза в плановых построениях СССР стало возможно и по времени совпало с завершением в основных чертах разделения Союза на экономические районы.
Уже при самом зарождении идей районирования Союза было ясно, что национальный момент (принцип самоопределения национальностей в СССР) и принцип экономического районирования лишь дополняют друг друга: разделение больших национальных образований, как РСФСР, на экономические районы и вхождение небольших национальных автономий в краевые или областные экономические объединения с полным сохранением своих прерогатив и особенностей — вполне обеспечивают как возможность национального самоопределения, так и потребности планового руководства.
И наоборот — и это необходимо подчеркнуть здесь со всей решительностью — длительное пребывание небольших национальных республик вне организационно-хозяйственных связей крупного экономического района чревато отрицательными последствиями, выражающимися в замедленности темпов развития таких небольших обособившихся национальных объединений. И это должно будет сказываться с тем большей силой, чем больше экономический район будет вырастать в мощный производственный комбинат.
Грандиозная задача преобразования хозяйственного устройства Союза, которая лежит в основе проекта экономического районирования, была поставлена высшими органами республики в 1921 году и принципиально одобрена постановлением Совета Труда и Обороны 5 ноября 1921 года под председательством В. И. Ленина. Далее она подверглась как детальной проверке и разработке, так и самому широкому общественному обсуждению. Спустя полтора года после рассмотрения проекта районирования Советом Труда и Обороны, резолюцией XII Съезда РКП(б) от 25 апреля 1923 года проект этот был принципиально одобрен с тем, однако, что для окончательной проверки признано было целесообразным провести его в виде опыта лишь в двух областях — на Урале и Северном Кавказе. Однако еще до окончания учета опыта районирования Северо-Кавказского края и Уральской области районирование охватило Украину, Белоруссию, Северную и Среднюю Азию. Этот ход государственного преобразования Союза был затем вполне оправдан тем учетом опыта районирования Урала и Северного Кавказа, который был произведен Народным Комиссариатом Рабоче-Крестьянской Инспекции в 1926 году.
В соответствии с выводами этого учета и состоялось постановление XV Съезда ВКП(б) о завершении районирования Союза к 1 октября 1929 года.
Насколько глубокая перестройка прежней территориальной организации России проведена за время революции и в каком виде она представляется на 1 января 1929 года, можно судить по следующей таблице:
СССР. Экономические районы
Объективная основа экономического районирования ‒ территориальное разделение труда, а экономический смысл ‒ повышение эффективности общественного производства в результате специализации и комплексности развития.
Основные районообразующие факторы в СССР: технико-экономическая целесообразность комплексирования производств, а также уровень развития производства, уклад общественного хозяйства, территориальное разделение труда, административное устройство, природная среда.
Экономический район представляет цельную в экономическом отношении часть страны, в основе которой ‒ территориально-производственный комплекс, характеризующийся определённым сочетанием отраслей производства, разносторонними связями между ними, общностью экономико-географического положения и исторического прошлого, обеспечивающими общегосударственную специализацию данного района в территориальном разделении труда.
Действующая в СССР сетка экономических районов была утверждена в 1963 и уточнена в 1966. Территория страны делится на 18 экономических районов, отдельно выделяется Молдавская ССР (данные о районах на начало 1975).
Северо-западный район (Ленинградская, Псковская, Новгородская, Вологодская, Архангельская, Мурманская области, Карельская АССР, Коми АССР). Территория 1663 тыс. км 2 ; население 12,7 млн. чел., в том числе городское ‒ 75%. Характеризуется резким преобладанием промышленного производства с высоким уровнем развития разнообразного машиностроения (особенно судостроения, электротехники, приборостроения). Общесоюзное значение имеют также лесобумажная, горно-химическая и рыбная промышленность, цветная металлургия. сельское хозяйство играет подчинённую роль, выделяется льноводство. Большое значение приобрели транспортные функции (особенно морское портовое хозяйство). Важная научно-техническая база страны.
Центральный район (Московская, Калининская, Рязанская, Смоленская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Брянская, Калужская, Орловская, Тульская области). Территория 485 тыс. км 2 ; население 28,3 млн. чел., в том числе городское ‒ 74%. Важнейший промышленный район СССР с широким производственным профилем. В общесоюзном масштабе выделяются: высокоразвитое машиностроение (главным образом автостроение, станкостроение, электротехника и электроника), лёгкая (в основном текстильная), химическая (особенно резиновая) промышленность, а также производство стройматериалов (преимущественно стекла). Большую роль играет научно-техническая и проектная специализация района. сельское хозяйство занимается преимущественно снабжением городского населения свежими продуктами и овощами.
Центрально чернозёмный район (Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области). Территория 168 тыс. км 2 ; население 7,8 млн. чел., в том числе городское ‒ 46%. Традиционная специализация района ‒ на сельском хозяйстве и пищевой промышленности ‒ дополняется быстро развивающейся горнорудной промышленностью на базе комплексного использования Курской магнитной аномалии, чёрной металлургией, металлоёмким машиностроением и промышленностью стройматериалов.
Поволжский район (Астраханская, Волгоградская, Куйбышевская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области, Башкирской АССР, Калмыцком АССР, Татарская АССР). Территория 680 тыс. км 2 ; население 19,0 млн. чел., в том числе городское ‒ 61%. Выделяется добыча нефти и связанные с ней нефтепереработка и особенно нефтехимия; высоко развито машиностроение и прежде всего автостроение. Общесоюзное значение имеет также производство стройматериалов. Сельское хозяйство выделяется производством пшеницы, масличных и бахчёво-овощных культур, а также мяса.
Уральский район (Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области, Удмуртская АССР). Территория 680 тыс. км 2 ; население 15,3 млн. чел., в том числе городское ‒ 72%. промышленность резко преобладает над сельским хозяйством. Важнейшие отрасли: чёрная и цветная металлургия и машиностроение (особенно тяжёлое, энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное). Общесоюзное значение имеют горно-химическая индустрия, лесозаготовки и добыча природного газа.
Западно-Сибирский район (Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская области). Территория 2427 тыс. км 2 ; население 12,4 млн. чел., в том числе городское ‒ 64%. Выделяется прежде всего уникальными ресурсами нефти и газа, а также каменного угля. Развиты топливная промышленность, чёрная металлургия, химическая промышленность, лесоразработки. Одна из основных зерновых баз СССР.
Восточно-Сибирский район (Красноярский край, Иркутская, Читинская области. Бурятская АССР, Тувинская АССР). Территория 4123 тыс. км 2 ; население 7,8 млн. чел., в том числе городское ‒ 66%. Выделяется ресурсами гидроэнергии, леса, полезных ископаемых. Развиты цветная металлургия, лесная и лесоперерабатывающая, горная, химическая промышленность. Сельское хозяйство развито слабо.
Южный район (Крымская, Николаевская, Одесская, Херсонская области). Территория 113 тыс. км; население 6,8 млн. чел., в том числе городское ‒ 60%. В общесоюзном масштабе выделяется машиностроение (главным образом судостроение) и пищевая промышленность, а также разностороннее сельское хозяйство. Курортное хозяйство, морские порты.
Каждый крупный экономический район в основе своей является территориально-производственным комплексом (ТПК) высшего порядка. Для решения конкретных хозяйственных задач в его составе могут быть выделены ТПК второго (подрайоны) и третьего (промышленные узлы) порядка.
Исторический очерк административного устройства России
Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликвидации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» – губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.
При Петре I в 1708 г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний.
Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775 г.; их число за это время выросло до двадцати. В 1775 г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68.
Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300–400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек.
Это административное деление оставалось неизменным вплоть до Октябрьской революции. Южные территории России по существу были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемый генерал-губернатором; Кавказ управлялся Кавказским наместником. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.
Формирование административно-территориального деления после революции
После отмены крепостного права в 1861 г. оформилась еще одна административная низовая единица – волость.
Формирование послереволюционного административно-территориального деления нашей страны началось с 1917 г. 7 ноября 1917 г. была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В декабре 1917 г. – Украинская ССР, в январе 1919 г. – Белорусская ССР. В 1918 г. в результате борьбы революционных и оппозиционных сил в Закавказье была провозглашена государственная независимость Грузии, Армении, Азербайджана, однако внутренняя борьба продолжалась. В 1920–1921 гг. учреждены три Советские социалистические республики в Закавказье – Азербайджанская, Грузинская, Армянская, которые в 1922 г. были объединены в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В 1924 г. были созданы Туркменская, Узбекская, Таджикская АССР, в 1926 г. – Киргизская (которая с 1924 г. называлась Каракиргизской автономной областью). В декабре 1922 г. произошло образование Союза ССР. В него первоначально вошли: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР. В 1924 г. в Союз вошли Туркменская и Узбекская республики. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику и тоже вошла в состав СССР. В 1936 г. из Киргизской ССР выделилась Казахская ССР и также вошла в состав СССР.
В первые годы Советской власти происходила ломка старых административных единиц – губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы – края, области и районы.
Были ликвидированы многие несоответствия административно-территориального деления царской России экономическому значению регионов.
К концу 1930-х гг. сформировалось современное политико-административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 1990-х гг. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР и Казахская ССР.
В составе союзных республик существовало 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.
Сложившаяся к началу 1990-х гг. политическая и экономическая обстановка привела к распаду Советского Союза. Этот процесс объясняется рядом причин, главная из которых – господство тоталитарной системы, концентрация всех властных структур в руках КПСС, полный политико-экономический диктат руководящих структур КПСС над всеми сферами политической и экономической жизни страны. Естественно, тот диктат должен был рано или поздно быть свергнут. Произошел развал империи, который сопровождался финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6 союзных республик заявили о государственной независимости – Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения. Они отказались от участия в подписании союзного договора о сохранении Союза и утверждении Федерации свободных государств.
Предполагалось изменение названия страны – Союз Советских Суверенных Республик. Однако его подписание было сорвано государственным переворотом, организованным ГКЧП в августе 1991 г.
И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в стране.
О полной независимости в этой обстановке заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и другие республики. Начался процесс национализации общесоюзной собственности. Нарушилось еще хрупкое равновесие республик, хотя и подтвержденное двусторонними экономическими соглашениями.
В настоящее время полностью распался бывший Советский Союз и на месте огромной империи образовались суверенные государства, признанные мировым сообществом: Россия (Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. Все эти государства-республики по форме государственного устройства в основном – президентские республики.
По инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения. В состав СНГ в настоящее время входят 12 бывших союзных республик СССР, хотя соглашение о создании СНГ ратифицировано парламентами не во всех из них.
Сложилось современное административно-территориальное деление России. В Российскую Федерацию входят следующие республики: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.
Вместе с тем следует отметить, что Чечня заявила полный суверенитет вне РФ и не намерена подписывать Федеративный договор, в то же время Законом РФ № 2927-1 от 4 июня 1992 г. «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации» не признается существование вне Федерации Чеченской республики.
В состав РФ входит одна автономная область – Еврейская, 6 автономных округов: Агинский Бурятский, Ненецкий, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский (Югра), Чукотский и Ямало-Ненецкий, 8 краев – Алтайский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский и 47 областей.
Экономическое районирование. Методы экономического районирования
Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Особенно выделяются работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П. П. Семенова-Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий.
Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории.
В конце XIX – начале XX вв. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России.
Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили главным образом познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, как А. Н. Челинцев, А. И. Скворцов, П. П. Семенов-Тян-Шанский, были использованы при разработке госплановской сетки районов.
Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно-территориальному устройству.
В 1920 г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО выделялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Это был первый опыт советского экономического районирования.
В 1921 г. проект районирования подготовил Госплан; согласно этому проекту территория СССР была разделена на 21 экономический район. В нем отражалось сочетание отраслевого и территориального разрезов плана.
В 1938–1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам.
В 1963 г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей.
В РСФСР выделены были 10 крупных экономических районов: Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.
В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на два района: Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 – на территории России.
Методы экономического районирования
1. Метод энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) Н. Н. Колосовский дал следующее определение этому методу: «. под энергопроизводственным циклом понимается вся совокупность производственных процессов, последовательно развертывающихся в экономическом районе СССР на основе сочетания данного вида энергии и сырья, от первичных форм добычи и облагораживания сырья и энергии и рационального использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов. Цикл надо понимать как историческую категорию, развертывающуюся во времени».
Метод ЭПЦ учитывает именно последовательность производственных стадий, которые необходимо осуществить для производства продукта, и «строит» эту последовательность «от добычи сырья».
Кроме того, он наметил девятый цикл – атомной энергии – как перспективный.
Неправильно было бы думать, что при анализе территориальной структуры района следует ограничиваться девятью названными циклами. Н. Н. Колосовский называет эти циклы генерализованными. Это значит, при детальном анализе генерализованные циклы должны быть расшифрованы. Основная идея метода ЭПЦ и целей их использования – классификация районов, их территориальной структуры, дробного районирования – приводит к необходимости разработки иерархической системы циклов, их классификации. Классификация циклов строится исходя из их определения как совокупности взаимообусловленных производственных процессов, развивающихся на сочетании определенного вида сырья и энергии. Вид энергии учитывается для основного процесса. Например, для электроемкой промышленной совокупности циклов внедрение электричества в самую зону реакции характерно только для электролитного или электротермического процессов. На других стадиях цикла электричество используется как силовая энергия (например, стадии проката цветных металлов, добычи или обогащения руды).
В настоящее время почти всегда сырье является комплексным. Использование комплексного сырья обычно приводит при его первичной обработке к развитию ряда параллельных производственных цепочек. Кроме того, в практике широко известно и другое явление – разработка однородных видов сырья и получение из этих видов сырья родственных готовых продуктов при близости технологических процессов их производства.
Характер производственных процессов определяется также видом и количеством (на единицу продукции) используемой энергии.
Эти три обстоятельства дают возможность произвести определенное обобщение процессов, т. е. генерализацию энергопроизводственных циклов, и построить их иерархию.
Генерализованные циклы, генерализованная совокупность циклов – совокупность таких «цепочек», последовательно сменяющих друг друга производственных процессов, развивающихся параллельно, которые обязательно рассматривают переработку всех видов однотипного сырья (или всех компонентов комплексного сырья). В генерализованную совокупность циклов могут быть включены процессы, использующие разнотипные виды сырья, тогда производственная близость основных технологических процессов каждой их последовательности ограничивается однородностью показателей их энергоемкости и трудоемкости.
Подциклы и простые циклы – такая совокупность нескольких «цепочек» производственных процессов, которая использует разные виды однотипного сырья и в которой технология основных производственных процессов каждой «цепочки» близка. На второй ступени классификации выделяются подциклы в случаях «расшифровки» генерализованного энергопроизводственного цикла. Когда же расшифровывается генерализованная совокупность циклов, таких, как индустриально-аграрный, то мы будем говорить о простых циклах.
Ветви ЭПЦ развиваются на основе сочетания одного вида сырья (или одного компонента комплексного сырья) и определенного вида энергии, свойственного основному процессу при производстве одного типа готового продукта. Характеризуется одной последовательностью производственных процессов, включая добычу или производство сырья, переработку отходов, процессы, необходимые для обслуживания основных.
Циклы каждой ступени классификации при анализе комплекса применяются в определенных целях. Генерализованные циклы – для классификации районных производственных комплексов, подциклы – для анализа внутрирайонной территориальной организации производительных сил, ветви циклов – для анализа территориальной структуры комплексов подрайонов, микрорайонов.
Естественно, что о направлении использования циклов можно говорить лишь в основных чертах; возможно, конечно, использование ветвей циклов и при анализе комплексов районов, а не только подрайонов, но при исследовании территориальной структуры комплексов подрайонов применение генерализованных циклов мало что дает.
Совокупность производств, составляющих цикл, допускает некоторые вариации. Впрочем, такое явление имеет место и при отраслевой классификации. При отраслевой классификации трудно бывает отнести тот или другой комбинат к определенной отрасли промышленности. Принято относить комбинированные предприятия в зависимости от доли группы изделий в общей стоимости продукции предприятий. Но и здесь, не говоря уже об условности самого принципа, возникает проблема в случаях, если предприятие выпускает несколько продуктов в разнозначных долях.
Отличие классификации циклов от классификации отраслей определяется тем, что ветви циклов, подциклы и генерализованные циклы представляют собой совокупности, объединяющие производственные процессы от добычи (или производства) сырья до получения готового продукта, при этом в рассматриваемую совокупность включаются все вспомогательные и сопутствующие производства.
При классификации отраслей производства отрасли, перерабатывающие основной вид продукта, и отходы, при этом получаемые, очень часто относятся к разным отраслям.
Степень развития энергопроизводственных циклов и экономические связи между циклами, составляющими район, зависят от уровня развития хозяйства страны в целом и конкретных условий района: реального состава сырья, особенности энергетических ресурсов, хода и этапа исторического процесса хозяйственного освоения района, трудовых и национально-культурных особенностей населения. Все эти конкретные моменты вносят свою специфику в типовую структуру района и создают то особенное и индивидуальное, что отличает производственно-территориальные комплексы экономических районов друг от друга.
Анализ территориальной ориентации предполагает группировку производств на основе однотипности фактора ориентации.
Группировка эта следующая: производства топливоемкие, материалоемкие, электроемкие, трудоемкие, ориентирующиеся на потребителя. Возможны также и смешанные типы, когда производства сразу ориентируются на два или большее количество факторов. Классификация производств на основе фактора ориентации используется для определения производственной стадии, на которой следует закончить развитие ЭПЦ в изучаемом экономическом районе. Развитие цикла должно быть прервано на той производственной стадии, на которой обнаруживается противоречие между характером производственного процесса рассматриваемой стадии и характером ресурсов экономического района.
2. Метод межотраслевых комплексов:
Межотраслевые комплексы (МОК) представляют собой эффективное с народнохозяйственной точки зрения сочетание предприятий отраслей, участвующих в производстве определенного вида продукта или услуг.
Классификация межотраслевых комплексов строится в зависимости от детальности классификации отраслей и, следовательно, детальности классификации производимой ими продукции.
3. Метод коэффициентов:
Для решения межрайонных и внутрирайонных проблем некоторые исследователи используют также метод коэффициентов, пытаясь с их помощью определить специализацию, комплектность и эффективность развития хозяйства районов.
Метод этот не нов, его широко использовал А. Н. Челинцев в 1910–1918 гг. для определения специализации районов; в конце 1930-х гг. он был «возрожден» английскими экономистами П. С. Флоренсом и А. Дж. Уинсли, затем им стали широко пользоваться в США и значительно реже в других странах.
Таким образом, из известных методов, позволяющих научно обосновать рациональность территориальной организации хозяйства районов, является метод ЭПЦ. В дальнейшем анализ районного производственного комплекса будет строиться на основе этого метода.
Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.
Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ.
Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.
Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.
Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.
Основные принципы районирования
Существует несколько принципов районирования.
1. Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств.
Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.
Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
3. Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т. е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т. д.
Экономическое районирование – не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского.
Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.
Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5–7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.
Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.
На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.
Состав крупных экономических районов России
Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.
В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России
Для первой группы регионов рекомендуется всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.
Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.
В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность, особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами, – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса, – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.
При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности.
Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию.
Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.
Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.
В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке – Находка, Магадан, Сахалин, в Сибири – Кузбасс, в Московской области – Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и зоны в других регионах России.
Стратегические задачи регионального развития
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.
Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим
Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов.
Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.
Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 200 °CЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются «свободными экономическими зонами», не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
В соответствии с документами международной Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности»), и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ – это часть территории страны с особым действующим режимом.
Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.
а) внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
б) фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
в) финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т. п.;
г) административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
Создание СЭЗ – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам (а в России, в том числе, – и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.
Комплексные зоны многопрофильны.
Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.
Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли «Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево»), свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (около аэропорта «Внуково»), «Франко-Порт Терминал» (на территории московского Западного речного порта).
Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.
К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового («оффшорного») характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа – особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды».
На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом.
Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон.
Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила.
Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.
Экономические районы современной России
Деление на экономические районы применяется с 1930-х гг. до настоящего времени (в частности, в тексте Государственного бюджета).
На территории России насчитывается 11 экономических районов (до 1986 г. их было 10).
Северный экономический район (выделен около 1986 г. из состава Северо-Западного)
Состав: Архангельская область, включая Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Мурманская область, Республика Карелия (ранее – Карельская АССР), республика Коми (ранее – Коми АССР).
Состав: Санкт-Петербург (ранее – Ленинград), Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область. После развала СССР в район включена Калининградская область, ранее находившаяся в Прибалтийском экономическом районе СССР.
Состав: Москва, Московская область, Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Тверская (ранее – Калининская) область, Калужская область, Костромская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тульская область, Ярославская область.
Состав: Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область.
Состав: Нижегородская (ранее – Горьковская) область, Кировская область, Республика Марий Эл (ранее – Марийская АССР), Республика Мордовия (ранее – Мордовская АССР), Чувашская Республика (ранее – Чувашская АССР).
Состав: Краснодарский край, Республика Адыгея (ранее – Адыгейская автономная область Краснодарского края), Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика (ранее – Карачаево-Черкесская автономная область Ставропольского края), Ростовская область, Республика Дагестан (ранее – Дагестанская АССР), Кабардино-Балкарская Республика (ранее – Кабардино-Балкарская АССР), Республика Северная Осетия – Алания (ранее – Северо-Осетинская АССР), Чеченская Республика и Ингушская Республика (ранее – Чечено-Ингушская АССР).
Состав: Астраханская область, Волгоградская область, Самарская (ранее – Куйбышевская) область, Пензенская область, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Калмыкия (ранее – Калмыцкая АССР), Республика Татарстан (ранее – Татарская АССР).
Состав: Курганская область, Оренбургская область, Пермская область, включая Коми-Пермяцкий автономный округ, Свердловская область, Челябинская область, Республика Башкортостан (ранее – Башкирская АССР), Удмуртская Республика (ранее – Удмуртская АССР).
Состав: Алтайский край, Республика Алтай (ранее – Горно-Алтайская автономная область Алтайского края), Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, включая Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Состав: Красноярский край, включая Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ, Республика Хакасия (ранее – Хакасская автономная область Красноярского края), Иркутская область, включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Читинская область, включая Агинский Бурятский автономный округ, Республика Бурятия (ранее – Бурятская АССР), Республика Тыва (ранее – Тувинская АССР).
Состав: Республика Саха (Якутия) (ранее – Якутская АССР), Приморский край, Хабаровский край, включая Еврейскую автономную область, Амурская область, Камчатская область, включая Корякский автономный округ, Магаданская область, Чукотский автономный округ (ранее – в составе Магаданской области), Сахалинская область.