в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде

Стадии развития временного детского коллектива в условиях летнего лагеря

в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Упрощенная схема развития временного коллектива в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Упрощенная схема развития временного коллектива в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Упрощенная схема развития временного коллектива в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Упрощенная схема развития временного коллектива

в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Упрощенная схема развития временного коллектива

в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Упрощенная схема развития временного коллектива

Упрощенная схема развития временного коллектива

1 стадия – ориентация — это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере, с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, чаще – пар. Поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает антилидер, который, как правило, противостоит взрослым. В этот период в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время – вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и большинство.

2 стадия – конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе. Это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда на прочность проверяются возникшие традиции и отношения. Наилучшим выходом из этой ситуации является поиск «золотой середины».

Задача вожатого в данный период — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.

3 стадия – доверие – характеризуется появлением привязанности, сплоченности, более тесной эмоциональной связью друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка. Важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки.

На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.

Вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.

5 стадия – расставание – характеризуется повышенной напряженностью, которая вызвана предстоящей разлукой со своими друзьями.

На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой.

В коллективе могут образовываться различные микроколлективы. Чаще всего в группировки объединяются дети, испытывающие потребность в более близких, теплых отношениях, чем те, которые они получают в отряде, а также испытывающие потребность в подчинении или превосходстве, причем в этом случае они часто объединяются в одну иерархическую группировку. Иногда один, но сильный «антилидер» подбирает себе в подчинение довольно большую часть детского коллектива, вызывая тем самым серьезный конфликт в отряде. Случаи антагонизма между группировками в отряде – вещь довольно частая, обычная и нужная, если между группами детей есть здоровое соперничество. Правильное конструктивное разрешение конфликтов движет вперед и развивает детский коллектив.

Определим основные ролевые позиции в условиях детского коллектива:

……….– опора руководителя коллектива. Важно, чтобы «лидер» не был формальным (искусственно назначенным взрослым), а был признан самими детьми;

в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. 640 1. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-640 1. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка 640 1. Упрощенная схема развития временного коллектива

…………………….., человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь;

……………………, который не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива – «серый кардинал». Желательно выявить таких ребят и использовать их способность, чтобы через них влиять на общий настрой всех детей.

Источник

Формирование временного детского коллектива

в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. . в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка . Упрощенная схема развития временного коллектива

Тема. Формирование временного детского коллектива в летнем оздоровительном центре.

1. Понятие детского коллектива. Признаки, функции, структура.

В отечественной педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Теория коллективного воспитания явилась достижением мировой педагогической мысли. Заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания.

Латинское слово collectivus переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляют два значения понятия “коллектив”. Первое – под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе – только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу.

Детский коллектив как система – это:

Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая, консолидационная.

Рассматривая детский коллектив как систему, необходимо четко обозначить ее структуру. Она состоит из первичных коллективов (классов, отрядов), которые объединяют детей в совместной учебной или внеучебной работе. Для выполнения той или иной деятельности могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временные объединения (дети занимаются в кружках, коллективах художественной самодеятельности и т.п.)

В структуре детского коллектива большую роль играют органы самоуправления. Эти органы и “лидеры” считаются формальными или официально оформленными (избранными, назначенными). Помимо этих “формальных” структур существуют “неформальные”, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть “малыми группами” и “неофициальными лидерами”. Формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, а в основе неформальных “малых групп” и “лидерства” отдельных ребят лежат отношения психологические – личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления. В любом коллективе независимо от возраста его членов и их сплоченности есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями.

В подростковом возрасте неформальные группы приобретают все более устойчивый характер. Эти группы возникают на основе приятельских отношений, личностных симпатий. В старшем подростковом возрасте в неформальной структуре коллектива большое место занимают дружеские группы с более узким устойчивым составом партнеров. Образование таких групп связано с усиливающимся в этом возрасте стремлением к самопознанию.

Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение в системе неформальных отношений.

Особенно велика роль лидирующей группы, авторитет которой среди сверстников высок. Нередко она становится эталонной. Таким образом, неофициальная структура коллектива в значительной мере и степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспитания.

В тех случаях, когда неформальная группа становится носителем позитивных социальных ценностей и когда она авторитарна для ребенка, ее влияние обогащает процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива.

Однако влияние микрогруппы часто расходится с влиянием коллектива. В таких случаях процесс социального развития личности затрудняется.

Таким образом, внимание к коллективу должно быть усилено, потому, что он среди других средств воздействия на личность остается наиболее влиятельным, а главное – управляемым.

Коллектив – это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направленных неформальных объединений. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов (вожатых, воспитателей) средств личного примера и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно полезную деятельность. Особую значимость приобретает детский коллектив в условиях летнего оздоровительного периода.

в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. 1271150367 ryirsrm. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-1271150367 ryirsrm. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка 1271150367 ryirsrm. Упрощенная схема развития временного коллектива

2. Временный детский коллектив в контексте летнего оздоровительного центра.

Летние каникулы составляют четвертую часть учебного года и имеют значение для непрерывного образования, развития школьников.

Лето – период, благоприятный для разрешения многих проблем, изменения характерного для учебного года образа жизни по схеме “задание – исполнение – контроль – поощрение или наказание” на свободный выбор видов и форм занятий. Оно обуславливает настрой детей на восприятие способов разрешения разных ситуаций, проявление самостоятельности в оценке своих действий.

Размеренная жизнь создает спокойствие и определенность, помогает детям не только участвовать в делах, но и отдаваться эмоциям, чувствам, проникать в свою душу, свои мысли, искать свой путь. А это для детей, которые чаще всего стремятся быть такими, как все, не выделяться, имеет особое значение, поскольку развивает потребность и готовность сделать самостоятельный выбор.

Летом дети стремятся к свободной от принуждения жизни. Эти их ожидания чаще всего приходят в противоречие с позицией взрослых. Многие городские дети мечтают о даче или деревне и не хотят ехать в лагерь из-за боязни, что там вновь начнется жизнь “по расписанию”.

Современный детский летний оздоровительный центр представляет собой разнообразную и сложную структуру, сейчас более либеральную и центрированную на ребенке. Поэтому, организуя жизнедеятельность детей в оздоровительно-образовательном учреждении, важно иметь в виду, что любая деятельность должна быть посильной для конкретной личности и в то же время достаточно сложной для нее же, требующей интеллектуального, физического, эмоционального усилия. Она должна быть привлекательна – соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, позволять проявлять творчество и самостоятельность, допускать возможность вариативности в выборе способов достижения заданных (или поставленных самостоятельно) целей, способствовать удовлетворению потребности личности в самоутверждении и самопроявлении.

Круглосуточное пребывание детей в лагере обуславливает соединение во времени и пространстве нескольких сфер их жизнедеятельности, в течение всего года автономных и нередко никак не взаимосвязанных. Эта объективно задаваемая реальность способствует интенсификации психических и социальных проявлений (реакций) личности. В лагере ребенок ведет себя одновременно, как дома, в школе, на улице в своей компании, в кружках. Все это происходит в одном и том же месте на виду у одних и тех же людей, за ограниченный период времени. Временное детское объединение существует не более 30 дней, а нередко срок таких объединений – 10–20 дней. За это время в ребенке возрастных изменений не происходит. Однако ребята привносят в коллектив детского оздоровительного лагеря свой опыт деятельности и отношений. Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей, контактов.

Входящая в обязанности педагога организация жизнедеятельности детей далеко не всегда воспринимается ими, как желаемая и необходимая данность. В условиях летнего лагеря ребенок стремится действовать в соответствии с собственными представлениями о том, чем стоит заниматься в свое свободное время.

Создавая дифференцированные условия для самоорганизации каждым ребенком, вожатые и воспитатели получают возможность решать поставленные перед ними разноуровневые задачи, в том числе и формирование иерархии отношений во временном детском коллективе: личностные отношения – партнерские отношения – мотивационные отношения – коллективистская идентификация.

Таким образом, именно летом, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляются в полной мере, временные детские коллективы предоставляют ребенку широкие возможности:

в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. 1286356690 126521865 1 1286356690m. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-1286356690 126521865 1 1286356690m. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка 1286356690 126521865 1 1286356690m. Упрощенная схема развития временного коллектива

3. Принципы формирования временного детского коллектива.

Организация отряда (временного детского коллектива) чаще всего строится на разнообразных принципах. Самый простой и широко распространенный – принцип возраста.

Детский коллектив может быть одновозрастным или разновозрастным.

Для одновозрастного детского коллектива обычным считается деление детей на отряды по таким возрастным группам: 7–8, 9–10, 11–12, 13–14, 15–16 лет. Дети одного возраста обладают примерно одинаковыми интересами, потребностями, им проще подружиться и найти общий язык. Но на практике часто оказывается, что отряд разделился на неконтактирующие половины – женскую и мужскую – из-за неравномерного психического (а часто и физического) созревания мальчиков и девочек. В результате может оказаться, что все девочки отряда на голову выше мальчиков, или выявится резкое несоответствие в развитии у девочек одного возраста. При этом одни выглядят и ведут себя взрослее, претендуя на роль более знающих и раскованных, другим же достается роль “закомплексованных”. Полностью избежать “детского неравноправия невозможно”, но в детском одновозрастном отряде эта разница всегда проявляется наиболее ярко и может явиться серьезным препятствием для совместного творчества детей.

Разновозрастная группа – форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах получившая одобрение. Более всего себя оправдывает разновозрастность в рамках основных возрастных групп. Например, дошкольники – 4–7 лет, младшая школа – 7–10, средняя – 11–14, старшая – 15–17 лет, хотя возможен и больший “разброс” возрастов. В таких группах у детей устанавливаются межличностные связи не только по “горизонтали” (то есть среди сверстников), но и по “вертикали” (со старшими ребятами). В детском временном коллективе имитируется модель семейных и общественных отношений, т.к. многие дети, не имея возможности “быть братом (сестрой)”, получают опыт “преемственности поколений” – происходит естественный обмен знаниями, умениями, традициями, младшие обучаются тому, что могут старшие. Опыт показывает, что организатор летнего отдыха, создающий детский коллектив на основе какого-либо общего дела, неизбежно придет к необходимости организации разновозрастного детского коллектива.

Принцип организации детского коллектива – хобби, или увлечение. В летних оздоровительных лагерях существуют профильные смены и профильные отряды, в которые собираются дети по принципу общего дела – увлечения. Это может быть спортивная, танцевальная, юнкоровская смена и др. Опыт показывает, что в этой ситуации очень важно разнообразить структуру смены, сделать так, чтобы “профиль” отряда успешно дополнялся другими делами и увлечениями, не связанными с его специализацией. Необходимо чередовать разные виды деятельности, чтобы не произошло “зацикливание” и детей и руководителей на одном – “профильном” виде деятельности. Например, спортивный отряд, наряду с тренировками и соревнованиями может участвовать в КВН, конкурсах рисунков, готовить спектакли и многое другое, т.к. разнообразная деятельность позволяет ребенку проявить себя во многих областях, наиболее полно реализовать все свои возможности.

Принцип, на основе которого могут быть объединены дети во временные детские коллективы в летнем оздоровительном лагере – уровень мастерства, степень овладения делом. Чаще это лагеря с туристической, спортивной направленность. Самое простое деление – на “новичков” и “бывалых”. Это бывает оправдано, когда от того, насколько ребенок подготовлен, зависят его безопасность и успех коллектива в ответственном деле. Но и это деление должно быть разумным и оправданным, не становясь способом дискриминации ребенка, сохраняющим за ним возможность перехода из одной группы в другую – “более опытную”.

Возможны ситуации, когда отряд, коллектив собирается “под человека”. В этом случае возможно столкновение с “дискриминацией” ребенка на основании того, что он не соответствует запросу организатора. Такой принцип максимально субъективен и не должен приводить к дискриминации детей.

Следует отметить, что чем меньший срок продолжается смена, тем сложнее идут в группе (детском коллективе) процессы объединения, и можно для более коротких смен, выездов рекомендовать более однородный состав групп (по возрасту, увлечениям, социальному статусу).

в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. Komanda1m. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-Komanda1m. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка Komanda1m. Упрощенная схема развития временного коллектива

4. Динамика развития временного детского коллектива.

Детский коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характеристике педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива борьба противоречий, возникающих между перспективами достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями детей и возможностями их удовлетворения в коллективе.

Детские коллективы проживают в своем развитии определенные этапы, разные по значению и протяженности, и при удачном развитии и прохождении через все этапы группового взаимодействия получается то, что можно назвать “хороший коллектив”.

Первая стадия – “знакомство”. В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, чаще – пар. Поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает антилидер, который, как правило, противостоит взрослым. Напряженность в отношениях возникает редко – все пока хотят понравиться друг другу, все неопределенно. В этот период в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время – вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной “оглядкой” на взрослого и большинство.

Вторая стадия – “раздел территории”, “борьба за власть”, “поиск крайнего”. Главная потребность в это время – потребность во власти, в контроле над ситуацией, что проявляется в соперничестве между потенциальными лидерами, между группировками. Стремление к власти может проявиться в попытке воздействовать на конкурентов через “общественное мнение”. Но может быть и так: никто не хочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность, стремиться к власти.

В этот период в отряде неизбежны конфликты, стычки, резко может упасть успешность и продуктивность работы. Ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя или “свалить кучей” на одного или нескольких детей. Это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда на прочность проверяются возникшие традиции и отношения. Наилучшим выходом из этой ситуации является поиск “золотой середины”. Если же конфликт в отряде попытаться “замять”, найти “козла отпущения”, воздействовать на непокорных силой – есть риск повторения этой ситуации, но уже по другому поводу – коллектив застревает на этой стадии и не развивается дальше, пока не будет найден конструктивный стиль совместной деятельности. Роль руководителя как установителя норм и традиций также подвергается испытанию.

Третья стадия – привязанность, сплоченность, близость. Главная потребность в привязанности: устанавливается более тесная эмоциональная связь детей друг с другом, становится возможным партнерство, взаимное понимание. Важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. На этом этапе воспитатель или вожатый остается для детей руководителем, моделью поведения, носителем отрядных норм, но атмосферу, микрокосм общения создают уже сами ребята. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.

В течение смены отряд может несколько раз прожить чередование этих стадий, каждый раз переходя на новый уровень взаимопонимания.

Нередко в отряде возникают подгруппы, группировки и микрообъединения. С позиции отрядных норм и правил эти группировки могут иметь позитивную и негативную окраску. Чем ниже статус участника группировки как члена детского коллектива, тем меньше он подчиняется коллективным нормам. Члены детского коллектива с высоким статусом в группе могут соблюдать нормы до завоевания позиций лидера, а став лидерами, могут пренебрегать менее важными нормами, особенно если это не вызывает критических замечаний со стороны ребят и руководителей.

В группировки объединяются дети, испытывающие потребность в более близких, теплых отношениях, чем те, которые они получают в отряде, а также испытывающие потребность в подчинении или превосходстве, причем в этом случае они часто объединяются в одну иерархическую группировку. Иногда один, но сильный “антилидер” подбирает себе в подчинение довольно большую часть детского коллектива, вызывая тем самым серьезный конфликт в отряде. Случаи антагонизма между группировками в отряде – вещь довольно частая, обычная и нужная, если между группами детей есть здоровое соперничество. Правильное конструктивное разрешение конфликтов движет вперед и развивает детский коллектив.

Чтобы увеличить сплоченность группы, необходимо заранее, в самом начале совместной деятельности представить детям в положительном ключе самые важные нормы и правила отрядной жизни, которые определяют тип “хорошего” поведения. В ходе совместной работы руководитель должен быть образцом выполнения этих правил и поощрять детей, принимающих норму. Помогают преодолеть вражду между конкурирующими группировками и дела, которые требуют взаимной зависимости и сплоченности всех членов коллектива (соревнования, КВН с соседним отрядом, сложный поход, аварийная или чрезвычайная ситуация и др.)

в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. X 443d2245m. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-X 443d2245m. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка X 443d2245m. Упрощенная схема развития временного коллектива

5. Стили руководства временным детским коллективом.

Стиль общения в летних оздоровительных центрах между воспитанниками и педагогами может быть определен, как “согласительный”, или “конвенционный” (установленный на основании конвенции – договора, соглашения).

Возникающие в летних лагерях межличностные отношения имеют в своей основе свободу мнений, настрой на отдых, юмор, игру, позитивные эмоции.

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят – участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива используются различные стили руководства им.

Таким образом, можно выделить признаки стиля: порядок распределения обязанностей; методы подготовки, принятия и организации выполнения решений; формы контактов с воспитанниками и контроль за их деятельностью.

Реализуя определенный стиль руководства, педагог решающим образом влияет на формирование того или иного типа взаимоотношений в коллективе.

в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. Komsom 11m. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-Komsom 11m. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка Komsom 11m. Упрощенная схема развития временного коллектива

6. Психолого-педагогические условия развития временного детского коллектива.

Таким образом, для развития временного детского коллектива необходимы рассмотренные выше психолого-педагогические условия, позволяющие сплотить детей, наладить дружеские взаимоотношения, научить ребят находить компромисс, “примерять” разные социальные роли – быть и лидером, и ведомым, сформировать умение входить в группу и не растворяться в ней.

Источник

Первый этап основного периода или развитие отряда

в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. 12429m. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде фото. в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде-12429m. картинка в какой период смены идет формирование микрогрупп в отряде. картинка 12429m. Упрощенная схема развития временного коллектива

Этот этап в детском лагере занимает протяженность после оргпериода и до середины смены ( «Экватор»).

На данном этапе задача вожатого детского лагеря по максимуму использовать свой творческий потенциал. Отряд в детском лагере в своем развитии может достигнуть разного уровня. Что понимается по уровнем отряда:

Такого уровня могут достичь далеко не все отряды, но вожатый детского лагеря должен приложить к этому максимум усилий. Чем более опытный вожатый, тем более высокого может достигнуть уровня его отряд в детском лагере. Но все равно существует ряд рекомендаций, которые можно дать по данному периоду в детском лагере:

Ну и, конечно, самое главное будьте открыты к потребностям детей в вашем отряде и удовлетворяйте и по мере своих возможностей, и тогда Ваш отряд достигнет самого высокого уровня.

Чтобы способствовать единству отряда, необходимо:

Период творческого союза. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.

Для вожатого важно :

Выделим ряд периодов в этом этапе

ПЕРИД ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Это период укрепления организационной структуры отряда как заданной среды обитания каждой личности. Наступает этот период, после того как сформирована Организационная структура, избраны органы самоуправления, каждый выбрал себе поручение, ответственность и заботы. Утверждены в отряде законы жизни и отношений.

Доминирующая потребность: реализовать себя в официальной структуре, влияющей на развитие сотрудничества детей в отряде. Структура «малых групп» влияет на дифференциацию интересов в отряде.

Содержание деятельности: конкурсы, соревнования, интеллектуальные игры «поискового характера», то есть нахождение тех сфер деятельности, которые бы максимально воздействовали на гармонизацию внутриотрядной жизни. Деятельность для ребят должна быть интересной, отвечать их возрасту и способностям. Организацию деятельности осуществляют ребята-организаторы. Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности. Итоги подводить так, чтобы не было проигравших. Главный победитель – это отряд.

Особое внимание уделять обсуждению структуры деятельности, ее планированию и подведению итогов. При этом необходимо уточнять поручения, отмечать ребят, которые были сегодня самыми заботливыми, самыми активными. Подводя итог этих дней необходимо определить перспективу «завтрашнего дня» и закончить этот этап традицией, рожденной уже творчеством данного отряда. Показатели успешной деятельности: Выделился и утвердился костяк ребят-организаторов, определились общие цели и интересы.

Маленькие педагогические советы:

На данном этапе развития коллектива, организация деятельности должна идти через ребят-организаторов.

Особое внимание необходимо уделять всей структуре деятельности, а особенно обсуждению плана и подведению итогов, где нужно обязательно в первом случае: уточнить поручение, а во втором – отметить ребят, которые были самыми заботливыми, самыми активными. В завершение дня необходимо отметить те дела, которые ждут ребят на следующий день, причем, описать их в положительном ключе.

Вечерний сбор и обсуждение прошедшего дня очень важен для ребят. Каждый хочет высказаться, поделиться эмоциями о прожитом дне. А для вожатого – это возможность узнать, то, о чем думают ребята. На следующее утро или в течение следующего дня для вожатого уже не будет столь ценно обсуждать прошедший день, так как у детей уже новое настроение, и перед отрядом стоят новые цели.

ПЕРИОД СКРЫТЫХ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ В ОТРЯДЕ

Уже в оргпериоде, на этапе адаптации, по мере формирования межличностных отношений, определения лидеров и аутсайдеров, рождаются внутренние скрытые конфликты. Дело в том, что одни ребята, познакомившись со сверстниками, найдя определенное место в заданном сообществе, удовлетворены, а другие – нет. Чаще всего – это конфликт перспектив связанный со своей ролью в межличностном общении. В этом периоде доминирующей потребности нет.

Содержание межличностных отношений: неофициальное обсуждение существующих порядков (сплетни). Организационная структура существует нормально, в структуре «малых групп» идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с перспективами деятельности. Есть ребята, выпадающие из социальных связей отряда.

Задачи: анализ состояния, причин сложившихся проблем и прогноз развития отношений. Необходимо способствовать сплоченности отряда, для этого: 1. вывести частные мнения и оценки внутренней атмосферы на арену широкого демократического обсуждения; 2. добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде; 3. определить ближайшую коллективную деятельность, актуальную для всех и каждого; 4. способствовать успеху и укреплению этой коллективной деятельности.

Деятельность: В этот период вожатому необходимо постоянно разговаривать с ребятами. Кроме коллективного обсуждения деятельности и жизни отряда необходимо найти время для общения с каждым ребенком. Можно провести тестирование, куда включить таких три вопроса:

Данная анкета будет лучшим помощником в анализе положения дел в отряде. Лучшее мероприятие в этот период – это отрядный костер и игры вокруг него. Можно вовлечь всех детей: мальчики собирают дрова, девочки готовят еду, музыкант отряда настраивает гитару, а вожатые во всем помогают.

Маленькие педагогические советы: Скрытые конфликты необходимо вывести из сферы межличностных отношений на арену всеобщего обсуждения и принятия коллективного решения по поводу их исчерпания.

Противоречия в отряде преодолеваются, если поставлена увлекательная для всех групп перспектива, если обогащается содержание той деятельности, в которую вовлекаются все группы, через корректировку ценностей, ориентированных на уважительное отношение к каждому в отряде. Группы начинают осознавать себя как часть целого коллектива – отряда.

В своей деятельности вожатому не следует переводить конфликт в плоскость: «Вы поступили плохо и поэтому я обиделся». Это только усугубит положение. Дети так же подхватят Ваше настроение, и ответом на то, что у них плохо идут дела в отряде будет: «У нас все плохо, потому что у нас плохой вожатый». Нельзя так делать. Вы вожатый. Вы должны набраться терпения и найти причину конфликта. Если это конкретный ребенок и его поведение, то необходимо с этим ребенком поговорить. Но, ни в коем случае нельзя обижаться на всех детей сразу! Каждый виноватый ребенок должен понимать причину своей вины, должен осознать негативную сторону своего поступка, и понять, что в отряде «плохое» осуждается, а «хорошее» приветствуется и поддерживается.

Нельзя искусственно создавать конфликт. С одной стороны это может показаться очень эффективный метод решения проблемы. Но подумайте, стоит ли его делать. Период конфликтов может проходить в явной форме, а может пройти достаточно мягко, и благоприятно для вашего отряда. И не стоит удивляться, если у кого-то в отряде есть проблемы, а у кого то все благоприятно.

Во время периода «скрытых внутренних конфликтов», вожатый должен занимать позицию мудреца, который решит все проблемы, но что бы такую позицию занять, ему необходимо доверие ребят, их поддержка. Кроме того, многие ребята, которые работают в лагерях боятся слова «конфликт». А ведь конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни, и не стоит их бояться. Их нужно использовать в педагогических целях, что бы научить детей жить в обществе. Любой конфликт требует изменений правил, норм и положений детей в отряде, а возможно и требует применения новых приемов педагогики. Конфликт изменяет и измеряет нашу самооценку и может стать мерилом наших достоинств.

Условиями для выхода из кризиса являются: Умение вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию, владеть приемами проведения групповой дискуссии. В период конфликтов вожатому необходимо найти время и способы для проведения решающего разговора и увидеть как ребята ведут себя по отношению к сложившейся конфликтной ситуации. При проведении таких разговоров, вожатому нужно быть максимально демократичным и справедливым. Распространенная ошибка – это «следование за лидером отряда». Такое может случиться, на пример, если лидер в отряде мальчик, к которому проявляет симпатию вожатая девочка, либо ребенок лидер в детском коллективе, но «отрицательный» или «негативный» лидер в становлении коллектива. Это может быть постоянный нарушитель дисциплины, или самый медленный, но притягивающий к себе ребят каким-то из своих умений. В разговорах подобного рода, когда решается назревший в отряде конфликт, необходимо отстраниться от придирок к быту и мелочам, а сосредоточиться на вещах глобальных! Вожатый однозначно должен быть противником эгоизма, хамства, равнодушия, замкнутости и одиночества. Он должен подавлять эти чувства в своем отряде.

Подводя итоги, скажем, что в решении конфликтов необходима положительная перспектива. Что это такое? Это коллективная деятельность, которая должна быть направлена на радостное переживание. Вспомните себя. В данном случае я говорю об ожидании праздника и подготовке к нему. Примерно такие чувства должны возникать у ребят после разговора. Праздником, вот чем должен стать для ребят день, после разговора о конфликтах. Праздником ведущим к пониманию и удовлетворению. Но, что бы такой праздник состоялся – необходимо будет задействовать всех.

Итоги и показатели успешной деятельности:

ПЕРИОД МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЙ С ОБЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Период внутренних скрытых конфликтов начинается еще в оргпериоде и свое разрешение должен получить в ходе делового сотрудничества. Деловое сотрудничество является основой организационно-коллективной деятельности после конфликтного периода. Все члены отряда сознательно проявляют свою волю, добиваясь успеха в первой осознанной коллективной деятельности.

Доминирующая потребность: преодолеть разобщенность. Состояние: морально-волевое напряжение. Начинает активно действовать организационная структура. Структура «малых групп» открывается для «постороннего общения».

Задача: укреплять в отряде позиции организационных и творческих лидеров, проявляющих себя в коллективной деятельности.

Деятельность: коллективная, творческая, направленная на внутреннее единство отряда. Можно провести походы, завтраки у моря, творческий вечер, и т.д.

Итоги и показатели успешной деятельности в периоде:

ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА.

Успешная деятельность по объединению отряда побуждает ребят к дальнейшему творческому общению. Доминирующая потребность: добиться успеха в творчестве, найти свое место в общем творческом процессе.

Деятельность: творческая, коллективная, разнообразная, побуждающая к творческому поиску и самоопределению коллектива через достижения. Способность педагога к выдумке и творчеству благоприятствует такой деятельности. Педагог – творческая личность, режиссер, дирижер, сказочник, актер… Творческая деятельность должна соответствовать возрасту детей, вливаться в общий настрой широкого коллектива всего лагеря. Тактично подводятся итоги творческой работы. Они стимулируют, побуждают к дальнейшему творчеству, где нет лучших и худших.

Маленькие педагогические советы: Деятельность отряда, в этот период, переходит от хаотичной и неорганизованной, к собранной, спланированной и желанной. С детьми уже можно проводить интеллектуальные беседы, игры. В этот период хорошо проводить клубы по интересам или вечерние встречи-дискуссии. Каждый вожатый в лагере должен раскрыть свои умения уже не только перед детьми своего отряда, но и перед всем лагерем. Дети должны восхищаться Вами, как неповторимой личностью.

В период творческого союза, очень важно, что бы все ребята были довольны, и что бы вожатый смотрел в первую очередь на свой отряд, и жил им. Так, например, в нашем лагере «Лесном», в этот период очень быстро набирали свое командное развитие морские отряды. Их сплачивали постоянные тренировки, и цель – победить на соревнованиях в конце смены.

ПЕРИОД МЕЖКОЛЛЕКТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

Этот период служит мостиком для перехода на новый этап понимания детьми окружающего мира и себя в нем. Идет информационный поиск места отряда во всей дружине лагеря.

Доминирующая потребность: интерес к более широкому полю общения.

Состояние: радостно-напряженное в связи с информационным поиском.

Содержание деятельности: в этот период удаются клубы по интересам, которые может вести каждый педагог в соответствии со своим хобби. Условие проведения любых мероприятий в данный период – обеспечить ребят наибольшим выбором занятий по интересам. Каждый вожатый – знаток, специалист высокого класса по одному из видов деятельности. В этот период дети должны гордиться своим вожатым как личностью. Необходимо культивировать у ребят понимание общего дела для всего лагеря, понимание отличительных особенностей своего коллектива.

ПЕРИОД ИДЕЙНОГО ЕДИНСТВА

Через анализ отношений в лагере и отряде приходим к ценностям, выраженным романтическими образами человеческих отношений в таких книгах, как «Маленький принц», «Каменный цветок» и др. А через романтические образы подходим к общечеловеческим образцам отношений, к пониманию значения приставки «СО». Так может называться мероприятие с аналогичным названием, которое основано на беседе с детьми. Начать ее можно с вопроса: «А много ли слов мы знаем слов, начинающихся на СО», это и СОстрадание, СОзидание, СОвесть, СОучастие, но на этом мы остановимся, а продолжит этот перечень Ваша фантазия.

В межличностном общении идет поиск единомышленников, при этом организационная структура действует достаточно редко. В структуре «малых групп» – интенсивное общение дружеского характера. Укрепляются дружеские пары.

Деятельность: разговорная, индивидуально-колективная. Беседы, спектакли, выставки, акции – вот то, что необходимо проводить.

Маленькие педагогические советы: В этот период у вожатого новая позиция – он активный участник и импровизатор, организатор праздника и советчик. Оставаясь другом, он все же выступает как хранитель ценностей созданных в отряде. В этот период дети будут приходить к Вам и говорить на все волнующие их темы, выслушивайте их и давайте полезные советы.

В этот период вожатому необходимо создать условия для обозначения и осмысления высокой идеи, когда коллектив отряда для ребенка, на долгое время, остается символом к развитию и саморазвитию. Проводите больше творческих мероприятий: концерты любимых номеров, костры, отрядные вечера, написание прощальных писем, прощальных пожеланий. Изготовьте своими руками прощальные сувениры и подарки.

Показатели успешной деятельности: перенос образов, главных идей и мыслей на конкретный отряд, оценка деятельности отряда и себя с общечеловеческих позиций. Ребята готовы философствовать, размышлять, идут разговоры о добре, зле, любви.

Для самого старшего отряда в лагере: сделайте праздник для самого маленького отряда в лагере. Подготовьте поделки, сценки, сделайте им маленькую, но, занимательную игру: с подарками, сюрпризами, элементами приключений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *