в какой период происходит активный рост рынка дмс
ДМС наполняется технологиями
ДМС традиционно считается источником умеренного, но стабильного роста для страхового рынка. Премии в этом сегменте с 2014 года росли ежегодно в среднем на 5–6%, что соответствует уровню медицинской инфляции. Однако в первом полугодии 2019 года объем премий по ДМС взлетел на 11%, до 116 млрд руб., — это около 15,6% всех сборов страховщиков.
Телемедицина в «коробках»
В Банке России объясняют взрывной рост сегмента популярностью программ по защите от тяжелых заболеваний, недорогих программ контроля состояния здоровья (так называемый чекап), а также распространением полисов с франшизой и развитием телемедицины. На росте премий сказался и сезонный спрос на страхование выезжающих за рубеж и страхование от укусов клещей. Например, число выездов в Турцию увеличилось на 40%, в шенгенскую зону для горнолыжного отдыха — на 5–7%.
Отдельно аналитики указывают на роль банковского канала продаж: через банки продаются «коробочные» продукты, говорит управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний агентства RAEX («Эксперт РА») Алексей Янин. «Коробочные» продукты покупают граждане, у которых отсутствует полноценный ДМС и их не до конца устраивает качество программ по ОМС, поясняет глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. В такие продукты часто встраивают услуги по телемедицине. Особенно популярны подобные полисы среди жителей регионов, для них это почти единственная возможность получить онлайн-консультацию врачей из ведущих клиник в России или за рубежом.
По мнению директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексея Зубца, причины увеличения страховых премий в ДМС кроются еще и в росте реальных зарплат и повышении платежеспособности бизнеса на волне небольшого, но устойчивого роста экономики. ДМС в отличие от фонда оплаты труда не подлежит налогообложению, что делает финансирование таких программ более интересным для бизнеса, отмечает он.
ДМС классически считается корпоративным продуктом. Согласно статистике ЦБ, премии по договорам с физлицами составляют 14,5%, остальная часть приходится на страхование ИП и юрдиц. При этом средняя премия по ДМС за шесть месяцев 2019 года составила 12,3 тыс. руб., снизившись на 15,9%. Средняя выплата равнялась 3,1 тыс. руб., снизившись в 2,2 раза. Как говорят в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА), снижение средней премии и выплаты связано с ростом доли небольших коллективных договоров. В ЦБ добавляют, что большую роль в снижении выплат и цен на такие полисы играет рост популярности программ с ограниченным наборов рисков, программ диспансеризации, которые не предполагают регулярных посещений врачей в течение года.
Будущее рынка и дальше будет зависеть от программ корпоративного страхования. Как замечает аналитик S&P Виктор Никольский, классическое ДМС имеет очень ограниченные перспективы роста — этот рынок поделен крупными игроками и медицинскими учреждениями. Однако в новых сегментах — чекапах и телемедицине — рост будет продолжаться, в том числе благодаря низкой базе.
Расти будут не только классические страховщики, но и ИТ-сервисные компании. Многие страховщики активно развивают онлайн-продажи ДМС, предлагая различные цифровые медицинские решения: «второе медицинское мнение» — для получения альтернативного заключения по поводу текущего заболевания и лечения, а также различные программы, нацеленные на достижение конкретных результатов с постоянной онлайн-поддержкой коучей (как снизить вес, улучшить свою физическую форму).
Набирают популярность и программы по медицинскому консьержу, в рамках которых предоставляются консультации по оформлению квот, поддержка медицинского юриста, поиск и подбор лекарств. В ВСК также верят в развитие прямых продаж через интернет и мобильные приложения, что отчасти будет способствовать снижению стоимости полиса.
Медицинские экосистемы
В целом аналитики прогнозируют дальнейший рост сегмента ДМС темпами 7–12% в год. Среди клиентов компаний ожидается увеличение доли малых предприятий и купивших полис граждан. В итоге на 8–10% будет прирастать и количество застрахованных по ДМС (по итогам первого полугодия 2019-го держателей таких полисов 9,4 млн человек). Как говорится в исследовании Финансового университета, интерес населения к ДМС по итогам августа вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Спрос на страхование от критических заболеваний увеличился за год на 77%.
В перспективе, как и во всем развитом мире, страховая медицина наравне с автострахованием и страхованием жизни станет одним из основных столпов страхового рынка, считает Алексей Зубец. Во Франции, например, ДМС и страхование от несчастного случая являются самым быстрорастущим сегментом страхового рынка: премии за 2018 год выросли по ним на 5,6%, до €24 млрд. Причем почти половина этой суммы приходится на страхование расходов по уходу за людьми с ограниченными возможностями: больными, стариками, инвалидами. Алексей Зубец считает, что эти услуги будут все более актуальны и в России по мере старения населения.
Медицина станет более персонализированной, будут учитываться индивидуальные особенности каждого пациента, точнее ставиться диагноз, а значит, и лечение будет адресным и более эффективным, говорит руководитель Центра добровольного медицинского страхования ВСК Ольга Фортушина. Практика персонализированного подхода в медицине существенно продвинется по мере появления баз генетических данных пациентов, а также технологий «интернета медицинских вещей» — сети подключенных медицинских устройств, собирающих данные и передающих их в ИТ-систему для дальнейшего анализа. Это носимые устройства, мобильные приложения, смарт-кровати, таблетки, «умные» измерительные устройства.
Игорь Юргенс отмечает, что страховые компании уже движутся к концепции маркетплейсов, когда на одной площадке клиент может получить полный спектр услуг по медицине: вызов врача на дом, заказ лекарств, онлайн-консультацию в режиме реального времени. «Мы называем это экосистемой и видим, что в ближайшие три года это будет нормой на нашем рынке», — говорит он.
В свою очередь, главной угрозой для роста рынка продолжает оставаться снижение платежеспособности бизнеса и населения и, как следствие, сокращение корпоративных и частных бюджетов на медицинское страхование. «При заработной плате 20–30 тыс. руб. и росте цен на коммунальные услуги, продукты и транспорт человеку трудно будет выделить из своего бюджета средства на страховку», — поясняет Ольга Фортушина. «ДМС не является обязательным видом страхования, и для его развития необходимо повышать культуру рынка ДМС и формировать доверие людей к этому виду страхования, проводить законодательные и инфраструктурные изменения для интеграции медицинских информационных систем в единую государственную информационную систему», — предлагает она.
Смотри, что впереди
Стабильность показателей на уровне 2019 года отмечают и в Страховом доме ВСК. На первое место, констатируют в компании, вышли программы с сервисной составляющей.
Но несмотря на сложную ситуацию, в «Ингосстрахе» ожидают сохранения спроса в сегментах ДМС физических и юридических лиц, поскольку доступность медицинской помощи в госсекторе снизилась. Уже сейчас в компании отмечают рост запросов на дополнение программ страхования лечением «критических» заболеваний и телемедицинскими услугами.
Спрос на телемедицинские технологии, отмечает Игорь Иванов, постепенно увеличивался и до пандемии. Но именно пандемия и самоизоляция стали причиной взрывного роста интереса к ним.
Возросшую во время самоизоляции популярность телемедицины отмечают и в ВСК. За период самоизоляции сервисом воспользовались более 4 тысяч клиентов. Кроме того, компания запустила сервис онлайн-консультаций по здоровому образу жизни, которые дают профессиональные врачи.
В компании планируют и дальше расширять спектр медицинских специальностей, доступных для консультации, а также развивать и совершенствовать собственную службу психологической помощи. Уже с ноября возможность получить телеконсультацию психолога получат не только взрослые застрахованные, но и дети с 5 до 18 лет.
А в ВСК включили защиту от коронавируса в покрытие по классическим продуктам страхования, в которых есть риски несчастных случаев и болезней.
Пользуются в компании спросом и программы check-up и функциональной диагностики. А также растет количество желающих быть застрахованными по продуктам от критических заболеваний. Спрос на одну из таких программ, предоставляющих лечение за рубежом, в этом году вырос почти на 35 процентов по сравнению с тем же периодом 2019 года.
Так что коронакризис, в соответствии с древней китайской мудростью, не только проверил на прочность страховой бизнес, но и показал ему перспективные пути в будущее.
Страховщики спрогнозировали отказы компаний от ДМС из-за кризиса
Новый драйвер страхового рынка, добровольное медицинское страхование, может показать слабые результаты в 2020 году, спрос на его полисы начнет снижаться в ближайшие месяцы, сообщили РБК в крупных страховых компаниях. Опасения участников рынка подтверждают эксперты.
По мнению страховщиков, негативный эффект на сегмент окажет спад в экономике и пандемия: снижение экономической активности может повлиять на планы работодателей на оформление полисов ДМС для сотрудников.
Потенциал ДМС
В 2019 году добровольное медицинское страхование стало новым драйвером рынка, указывал в своем обзоре Банк России. По данным ЦБ, темпы прироста взносов в этом сегменте оказались рекордными за всю историю наблюдений. Объем взносов увеличился на 19%, до 180,8 млрд руб. За прошлый год страховщики заключили 17,1 млн новых договоров ДМС, что на 38,5% больше результатов 2018 года.
Как отмечал Банк России, рост спроса на добровольное медицинское страхование был вызван изменением продуктовой линейки. Вместо классических полисов «от всех рисков» страховщики стали чаще предлагать более дешевые программы с ограниченным спектром медицинских услуг. Малые и средние предприятия получили возможность приобретать такие программы для своих сотрудников, а физлица — оплачивать опции в корпоративные программы по желанию. Популярностью среди населения также пользовались программы, предполагающие прохождение диспансеризации и регулярных осмотров у врачей.
ЦБ не исключал роста спроса на ДМС из-за распространения коронавируса.
Влияние кризиса на ДМС
Добровольное медицинское страхование необязательно для российских работодателей, напоминает управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин. «В условиях тяжелых финансовых проблем, когда не будет хватать средств на обязательные платежи, многие компании будут вынуждены отказаться от этой составной части соцпакета», — констатирует аналитик. Степень сокращения сегмента ДМС будет зависеть от глубины и продолжительности кризиса в России.
«Если масштабную эпидемию удастся предотвратить за достаточно короткие сроки, крупные и устойчивые компании, весьма вероятно, сохранят ДМС для своих работников. В случае затяжного течения кризиса отказ от соцпакетов или их существенное сокращение может принять масштабный характер», — резюмирует Янин. Он также не ожидает поддержки спроса на ДМС со стороны физлиц из-за падения доходов.
Снижение страховых премий в сегменте ДМС по итогам 2020 года вполне реально, работодатели в первую очередь склонны урезать соцпакеты сотрудникам, утверждает директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. Компании либо откажутся, либо сильно сократят контракты по ДМС.
Тем не менее страховщикам повезло, что пандемия и кризисные явления в экономике в России пришлись на март, считает эксперт. «В поддержку сборов в 2020 году сыграет то обстоятельство, что большая часть страховой премии по ДМС подписывается в начале года — стандартно первый квартал дает около 45% от годового объема. Учитывая, что еще в феврале мало кто ожидал такого резко негативного сценария, то, скорее всего, с учетом заложенного в 2019 году на 2020 год роста затрат на программы ДМС в бюджетах предприятий многие заключили договоры без учета стрессового сценария», — поясняет Шарапов.
По оценкам НКР, по итогам первой половины 2020 года объем страховых премий по ДМС может снизиться на 9–14% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года — 100–105 млрд против 116 млрд руб. С учетом неопределенности прогноза распространения коронавируса это будет неплохой результат, считает аналитик. «Прогноз объема страховых премий в сегменте ДМС на второе полугодие пока достаточно негативный», — отметил собеседник РБК.
Если пандемия не затянется, экономическая активность быстро восстановится, и в этих условиях страховые премии по ДМС вырастут в 2020 году на 10–12%, прогнозирует директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. В долгосрочной перспективе сегмент добровольного медицинского страхования останется одним из драйверов российского рынка, считает он.
Как коронавирус уже повлиял на страховщиков
Большинство опрошенных РБК компаний зафиксировали резкое снижение спроса на страхование выезда за рубеж (ВЗР). По данным «Ингосстраха», в феврале спрос на полисы ВЗР упал на 10%, а в марте — на 50% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. «Ренессанс Страхование» сообщило о падении спроса на 30–50% в начале марта и «практически полной остановке покупок полисов к концу месяца». Продажи страховок ВЗР в марте упали на 90% год к году, рассказали в «РЕСО-Гарантия». Негативную тенденцию подтвердили в «Росгосстрахе» и «АльфаСтраховании».
Карантин и переход многих россиян на дистанционную работу спровоцировали всплеск интереса к сервисам телемедицины, сообщили в компаниях «Согласие», «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия». «В феврале количество обратившихся за дистанционной консультацией увеличилось на 9%, в марте — на 39% по сравнению с аналогичными периодами 2019 года», — отмечает директор департамента медицинского страхования СПАО «Ингосстрах» Андрей Копыток.
В марте страховые компании также стали предлагать клиентам специальные продукты, позволяющие застраховать риск заражения COVID-19. Такие полисы, в частности, появились в линейках «Согласия», «Ренессанс Страхования», «АльфаСтрахования», «Тинькофф Страхования» и компании «Арсеналъ».
Анализ рынка ДМС за 9 месяцев 2020 года
Изменения по добровольному медицинскому страхованию за три квартала прошлого года
В ожидании итогов страхового рынка за 2020 год, которые будут подведены только в марте, попробуем разобраться с видом страхования, который в 2020 году вызвал неоднозначные комментарии в прессе.
Большинство вышедших статей о результатах работы и динамике рынка содержали в себе сухую констатацию фактов и довольно странные, на мой взгляд, комментарии о том, что рынок ДМС в 2020 году кардинально «просел» и виной всему пандемия, приведшая к сокращению бюджетов юридических лиц на страхование и даже уходу ряда предприятий, а также уменьшению экономической активности населения. В обзорах большой упор делался на потери малого бизнеса и отказ от страхования сотрудников. Так ли это на самом деле, действительно ли пандемия настолько «подкосила» данный вид страхования – именно об этом мы поговорим ниже.
Действительно, если просто открыть статистику Банка России за 9 месяцев 2020 года, то можно увидеть, что объем страховых премий по ДМС за указанный период составил 147,6 млрд. руб., что на 1,9% меньше, что за аналогичный период 2019 года, когда объем страховой премии составил 150,4 млрд. руб. Формально – это падение, особенно после роста на 15,9% в 2019 году (за 9 месяцев 2018 года объем страховой премии составил 129,8 млрд. руб.). Однако уже в самом начале я попробую сделать утверждение о том, что рынок ДМС в 2020 году не сократился. И покажу почему.
На самом ли деле “ДМС” – это ДМС?
В отчетности страховщиков в состав вида страхования ДМС входят следующие основные продукты:
Именно в таком разрезе мы посмотрим на данный вид страхования в нашем обзоре.
Однако для полноты картины продукт ВЗР мы «соберем» не только из риска медицинской помощи, но и добавим к нему риски от несчастных случаев (полученные травмы на период поездки и пр.) и финансовые риски (такие как отказ в визе, невылет или перенос рейса и т.д.), чтобы полноценно представлять реальные тенденции.
В общем виде итоги 9 месяцев 2020 года по данным видам будут выглядеть следующим образом:
Как видно из таблицы и графика, рынок ДМС за 9 месяцев 2020 года вырос на 3%, из них ДМС за счет предприятий, занимающий в портфеле долю 91%, вырос на 6%. То есть ни пандемия, ни ослабление в связи с этим экономической активности в стране не повлияли на данный вид страхования, он вполне неплохо растет, как минимум, на уровень медицинской инфляции. Справедливости ради стоит отметить, что основные крупные договоры ДМС заключаются в начале года, а в 2020 году ограничения, связанные с пандемией, возникли только во втором квартале, поэтому они в принципе не должны были (не успели) скорректировать поведение предприятий в данном направлении.
Отдельно стоит обратить внимание на тот факт, что для многих страховых компаний страхование ДМС за счет предприятий является одним из ключевых видов в портфеле, поэтому любое сокращение страховой премии по данному виду для таких компаний очень болезненно и противоречит их стратегии развития. Именно в такой логике проанализируем данный вид далее.
Что касается рынка ВЗР – да, действительно, он сократился на 58%. А подробнее мы разберем данный вид в третьей части этой статьи.
ДМС за счет предприятий
Как был отмечено выше, для ряда компаний ДМС за счет предприятий занимает значимую долю в портфеле – обычно в портфеле таких компаний имеется один или несколько крупных ключевых клиентов, для которых организована полная инфраструктура внутри компании, начиная от круглосуточного выделенного медпункта и заканчивая персональными кураторами-врачами. Некоторые страховые компании даже полностью ассоциируются с добровольным медицинским страхованием и конкретными крупными корпорациями, в первую очередь из промышленного сектора, т.к. их деятельность напрямую связана с предоставлением подобных услуг.
Остальные компании также могут иметь данный вид страхования в портфеле, в том числе в составе крупных клиентов, однако их страховой портфель более диверсифицирован, и потеря клиента, в том числе крупного, не будет оказывать драматического влияния на результаты работы. Однако это не означает, что данный вид страхования не находится в фокусе внимания этих компаний – они оказывают такой же перечень услуг по объему и качеству, как и специализированные страховщики, и также не равных конкурируют с ними, где-то даже превосходя в возможностях, в том числе с позиции тарификации.
Итоги работы страховщиков по ДМС ЮЛ представлены в таблице ниже.
Страховщики в таблице были разделены на тех,
Внутри каждой группы были выделены крупные для данного вида игроки, средние и прочие. Предпоследней строкой представлены те компании, которые прекратили деятельность по ДМС ЮЛ в 2020 году (отказ от лицензии или деятельности по ДМС).
Несложно заметить, что все крупные страховщики, для которых доля ДМС ЮЛ в портфеле является существенной / значимой, выросли в 2020 году. В среднем темп роста составил 106%, из которых с темпом 103% выросла группа СОГАЗ, 115% – группа РЕСО, 117% – группа Альянс.
В группе средних страховщиков практически все продемонстрировали рост, кроме Чулпан (падение 12%), НСГ (падение 4%) и УГМК-Медицина (падение 28%).
В группе менее зависимых от ДМС ЮЛ страховщиков наиболее заметный рост в абсолютных значениях показали группа АльфаСтрахование (+13%), группа Росгосстрах (плюс 8%) и группа ВСК (плюс 41%). На их фоне результаты Ингосстраха (падение 6%) выглядят более скромно, а Ренессанс Страхование и Согласие практически не изменили свои портфели (незначительное падение). В целом крупные универсальные страховщики выросли даже лучше, чем крупные специализированные, прибавив 8%.
А вот средние универсальные страховщики с портфелем ДМС ЮЛ в целом не изменили за год свои объемы. Из них привлекательный рост стоит отметить у Абсолют Страхования (плюс 93%), Капитал Лайф (плюс 69%) и группы РСХБ Страхование (плюс 56%), а наиболее заметным выглядит падение у компании МАКС (минус 44%), Совкомбанк Страхование (минус 15%) и группы Югория (минус 10%).
Таким образом, вполне устойчивой тенденцией 2020 года является заметный рост продаж ДМС ЮЛ у специализированных страховщиков ДМС и крупных универсальных страховщиков, что является более чем убедительным результатом для данного вида страхования.
Медицинское страхование за счет средств граждан (ФЛ)
Продажи ДМС физическим лицам характеризуются другим продуктовым рядом – большинство реализуемых программ сильно отличаются от страхования за счет предприятий – они намного дешевле и содержат ограниченный набор рисков. В том числе по данной причине объем продаж ДМС физическим лицам в десять раз меньше продаж ДМС через юридических лиц и за 9 месяцев 2020 года составил 13 млрд. руб.
Наиболее распространенными программами страхования в данном сегменте является страхование от укуса клеща; также в последнее время большое распространение получили полисы с услугами телемедицины. Наименее популярны полноценные индивидуальные программы ДМС, т.к. для рядового потребителя они достаточно дорогостоящие, и часто их стоимость даже выше, чем у полиса КАСКО.
Если продажи ДМС за счет предприятий в основном реализуются через корпоративный канал продаж или через брокеров, то индивидуальные полисы ДМС для граждан чаще всего реализуются через агентский и офисный канал продаж, а также, но в меньшем объеме, через прочие сети продаж физическим лицам. Последнее время набирает популярность продажа полисов ДМС через интернет, особенно страхование от укуса клеща и услуги телемедицины. К сожалению, отчетность страховщиков не позволяет доподлинно проанализировать продажи полисов ДМС ФЛ через каналы продаж, однако в целях выявления тенденций роста или падения попробуем это сделать косвенным способом – и его результаты представлены в таблице ниже.
В целом рынок ДМС ФЛ сократился на 20%. Однако, если посмотреть на компании с большими агентскими сетями, то можно увидеть, что у них падение составило только 10%, в то время как у компаний с высокой долей банковского канала продаж ДМС и прочих компаний падение составило около 25%. На основании этого вполне можно сделать вывод, что наличие агентских сетей позволяет компаниям быть более устойчивыми к экономическим изменениям, в то время как для прочих компаний и особенно компаний, делающих фокус на банковском канале распространения данного вида страхования, любые изменения конъюнктуры рынка могут оказывать значительное влияние на результаты. Также стоит обратить внимание на то, что продукты в банковском канале часто мигрируют между видами страхования, поэтому сокращение продаж в одном виде может быть компенсировано ростом продаж в другом виде. Очевидных тенденций в миграции продуктов ДМС ранее не было замечено, в отличие от продуктов ВЗР, на которых мы остановимся в третьей части статьи.
“Агентские” страховщики
У группы агентских компаний наилучшие результаты по ДМС ФЛ представлены Росгосстрахом (рост 7%) и Капитал Лайф (рост 94%). Данные компании активно развивают агентские продажи ДМС ФЛ, в первую очередь за счет продуктов с услугами телемедицины. Группа РЕСО потеряла около 8% премий в данном виде, ВСК потеряла 23%, Ингосстрах потерял 26%. Стоит обратить внимание, что у этих трех компаний также высокую долю в продажах ДМС занимает банковский канал продаж, поэтому, вполне возможно, именно изменения в нем оказывают наибольшее влияние на результаты. Компания Согласие, в целом, сохранила объемы 2019 года.
Страховщики с высокой долей bancassurance
У компаний с высокой долей банковского канала в данном виде наиболее высокое падение как в абсолютном, так и относительном выражении наблюдается у группы СОГАЗ – минус 31% или 1,8 млрд. руб. Высокое падение также у группы Ренессанс Страхование (минус 27%), группы РСХБ Страхование (минус 21%), группы Сосьете (минус 29%) и группы Уралсиб (минус 26%). Устойчивый рост продемонстрировали группа АльфаСтрахование (плюс 5%), Русский Стандарт (плюс 4%) и группа Сбербанк Страхование (плюс 33%).
Средний взнос по ДМС
Немаловажным фактором динамики продаж ДМС ФЛ может служить состав страхового продукта, который косвенно характеризуется через средний взнос.
Если мы еще раз посмотрим на таблицу, то увидим, что рост по ДМС ФЛ показали в основном компании с невысоким средним взносом по данному виду – это те же компании с ростом в агентских сетях:
И компании с ростом в банковском канале:
Немного выбивается из этой логики компания ВСК с агентской сетью и падением в продажах со средним взносом 0,8 тыс. руб. – с учетом того, что у компании снижается средний взнос, здесь можно предположить, что уменьшение премий связано с уменьшением доли в банковском канале по продуктам ДМС, продаваемых в дополнение к банковским продуктам.
Привлекают внимание компании Русский Стандарт Страхование и Сбербанк Страхование с ростом продаж +4% и +34% и высоким средним взносом – 5,9 т.р. и 3,5 т.р. соответственно. Здесь в помощь компаниям идет их банковский канал продаж, способный расти, когда у других продажи падают.
Страхование выезжающих за рубеж (ВЗР)
Забегая вперед, сразу можно сказать, что в 2020 году страхование путешественников привлек наибольшее внимание в части внешней нелогичности, а на самом деле – многофакторности его результатов. Но обо всем по порядку.
Как было представлено в начале статьи, объем страховых премий по ВЗР за 9 месяцев 2020 года сократился на 58% и составил 7,2 млрд. руб.
Логично предполагать, что страхование выезжающих за рубеж напрямую связано с пассажиропотоком – и, в первую очередь, количеством выездов за рубеж. Т.к. основным средством для зарубежных поездок являются авиаперелеты, попробуем сравнить динамику ВЗР с динамикой авиационных перевозок. Для этого воспользуемся статистикой Росавиации за последние два года.
В целом за 9 месяцев 2020 года количество пассажироперевозок сократилось на 43%, из них в направлении зарубежных вылетов – 75%. Падение перевозок началось с марта, в апреле-июле вылетов за рубеж практически не было, немного полеты начали появляться с августа, но до цифр 2019 года им было далеко. Таким образом общее падение рынка ВЗР должно быть в диапазоне от 43 до 75%. Если в целом по отрасли падение в 58% попадает в этот диапазон, то по отдельным страховщикам ситуация выглядит далеко неоднозначно.
Обратимся к таблице ниже.
В ней все страховщики ВЗР были разделены на три типа:
Одной из «лакмусовых бумажек» соответствия цифр по ВЗР турпотоку является динамика по риску «Финансовые риски», т.к. обычно этот риск покупается либо отдельно одновременно с покупкой билетов, либо вместе с разовым полисом ВЗР, который приобретается перед поездкой. Дело в том, что в составе данных по ВЗР присутствует большое количество годовых и даже свыше года полисов ВЗР, которые приобретаются вместе с кредитным продуктом.
Эти полисы имеют свою специфику, состоящую в том, что далеко не всегда они в дальнейшем используются, как, например, в 2020 году, когда выехать за границу оказалось проблематично. Многие страховщики поспешили заменить состав продукта, реализуемого через банковский канал продаж, на вид страхования от несчастных случаев, и это очень хорошо видно в последних двух колонках таблицы. Безусловно, на 100% утверждать, что «весь ВЗР перетек в НС» нельзя, потому что статистика страховщиков не имеет соответствующего разреза информации, а все предположения можно сделать только при сопоставлении данных, среди которых могут быть и иные тенденции. Тем не менее, цифры сами «дают нам подсказки», которыми логично пользоваться.
На какие мысли может навести приведенная таблица и «подсказки» в ней? В первую очередь, как не крути, сложно сомневаться в драматическом падении рынка ВЗР в 2020 году. Однако, на мой взгляд, это падение на самом деле не 58%, а еще больше и составляет порядка 65-70%, что очень похоже на аналогичное падение рынка авиаперевозок за рубеж. Казалось бы, что это еще более сгущает краски, но я бы все-таки разделял рисковый ВЗР и «кредитный» ВЗР. Вполне можно предполагать, что объем рискового ВЗР за 9 месяцев 2019 года был 7-8 млрд. руб., поэтому его падение в 2020 году составило в абсолютном выражении не 10 млрд руб., а 5-6 млрд. руб. Остальные же 4-5 млрд. руб. с рынка «не исчезли», а «перетекли» в страхование от несчастных случаев, в большинстве своем представленное в банковском канале продаж.
Что с убыточностью?
Обычно убыточность в ДМС и ВЗР не вызывает особых интересов, т.к. андеррайтинг в данных видах на рынке имеет устойчивый характер высокого качества. При этом, как и в любых других видах страхования, конкурентная борьба за клиента в том числе подталкивает компании к ценовой борьбе, что потом влияет на конечный результат. Шоки с убыточностью, аналогичные ОСАГО, для данного рынка не характерны.
Но наш анализ был бы не полным без этого раздела, поэтому подведем «сухие» итоги в формате нижепредставленных таблиц. Опять же, забегая вперед, 2020 год, несмотря на заболевания COVID-19, оказался довольно «благоприятным» для страховщиков в плане убыточности, т.к. большинство действующих полисов не покрывало данных рисков, а количество иных заболеваний и травм сократилось в связи с переходом на удаленную работу и существенное увеличение времени нахождения дома.
К сожалению, по публичным данным страховщиков оценить классическую убыточность у нас не получится, поэтому ограничимся значениями уровней выплат в динамике.
Уровень выплат по ДМС за счет предприятий:
Если в предыдущие годы уровень выплат по ДМС ЮЛ находился на уровне 70%, то в 2020 году он сократился на 10 процентных пунктов и составил 58%. Сокращение уровня выплат произошло у подавляющего большинства страховщиков, а особенно привлекает внимание тот факт, что ни у одного крупного и среднего страховщика ДМС ЮЛ уровень выплат не превысил 80%. Наверное, такие цифры мы вряд ли еще когда-нибудь увидим в ближайшие годы.
Уровень выплат по ДМС за счет средств граждан:
По страхованию ДМС за счет средств граждан принципиальных изменений уровня выплат в 2020 году не произошло – он сократился на 3 процентных пункта и составил 36%. Если изучить таблицу отдельно по страховщикам, то, в отличие от ДМС ЮЛ, разброс уровней выплат будет достаточно высоким – в том числе на основании этих значений можно сделать выводы о структуре продаваемых продуктов и их «убыточной востребованностью» у населения.
Из компаний, представленных в таблице, я бы обратил внимание лишь на две, с противоположными тенденциями:
Уровень выплат по выезжающим за рубеж (ВЗР):
Самый «нелогичный» вид в блоке ДМС также нелогично выглядит и по уровню выплат. Формально по всем компаниям уровень выплат за 9 месяцев 2020 года составил 42%, увеличившись на 20 процентных пунктов. Однако, если посмотреть отдельно на компании, то мы увидим, что в первой группе компаний, чьи портфели вели себя в тенденции изменений пассажиропотока, уровень выплат составил 97%, увеличившись более чем в два раза – на 54 процентных пункта. Наиболее «пострадавшими» оказались компании ЕВР с уровнем выплат 134% (+80 п.п.) и ВСК с уровнем выплат 109% (+ 67 п.п.).
В группе же компаний, чьи портфели развиваются в слабой зависимости от пассажиропотока, уровень выплат составил всего 26%, увеличившись более скромно, нежели в первой группе компаний, – на 11 процентных пунктов. Здесь, конечно, привлекает особое внимание цифра уровня выплат группы Росгосстрах – 2,3%. На самом высоком портфеле в данном виде страхования среди всех страховщиков (2,7 млрд. руб. страховой премии) это самый низкий уровень выплат.
В принципе, данная таблица является логическим продолжением «подсказок» в этом «загадочном» виде страхования. Более того, она явно указывает на верную группировку компаний, которая была сделана при анализе страховых премий и их взаимосвязи с тенденциями в пассажиропотоке и поиском доли рискового ВЗР в объеме страховых премий.
Резюме
Больше аналитических статей читайте в разделе Анализ рынка
Статья подготовлена и одобрена by эксперт страхового рынка Максим Чернов